Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни. Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни Грудничок 11 месяцев развитие

Впереди у ребенка – первый юбилей. Если подумать, то новорожденный через 4 недели после рождения и малыш в 11 месяцев – почти ровесники. Но как ощутима разница! Что можно сказать о развитии ребенка в 11 месяцев? Чем он может порадовать родителей и себя? Своей активностью, природной пытливостью, усовершенствованием полученных за эти месяцы навыков и кое-чем новеньким.

Физическое состояние

Основной момент, который может вызвать тревогу слишком мнительных родителей, – в последние месяцы ребенок стал меньше расти и набирать вес. Но это совершенно нормально, учитывая, что он сейчас похож на маленький вездеход на батарейках: двигательная активность с того момента, как малыш встал на четвереньки, выросла в разы. Так что к 11 месяцам кроха вырос всего на 1 см и набрал где-то граммов 300. Сейчас его рост может быть от 66 до 80 см, вес – между 7 и 12 кг.

Физическая активность сейчас достигла такого уровня, что родителям постоянно нужно быт начеку: малыш может бесконечно падать, оступаться, терять равновесие, «не вписываться» в двери. Поэтому следует максимально обезопасить для крохи доступную ему территорию, оснастив доводчиками, держателями и заглушками все, что возможно, убрав с пути ребенка все опасное, мелкое, все электрошнуры, «ездящие» коврики, стеклянные предметы.

Что же умеет 11-месячный малыш?

  • Уверенно и подолгу сидеть с ровной спинкой без опоры.
  • Садиться, вставать из положения сидя, лежа, на четвереньках.
  • Много и уверенно ползать – это сейчас любимое занятие малыша.
  • Подниматься по ступенькам, держась за опору.
  • Залезать на кровать или диван, спускаться с них правильно, доставая до пола ножками.
  • Ходить около опоры, иногда отрываться от нее и самостоятельно стоять какое-то время.
  • Координация стала намного лучше: теперь, чтобы поднять с пола упавшую игрушку, крохе не обязательно плюхаться на попу: он может наклониться или присесть, а чтобы взять игрушку, раскрывает ладошку по размеру этой игрушки.
  • Более совершенной стала крупная моторика: кроха сам держит чашку, может собрать пирамидку, башенку из 2–3 кубиков, перекладывать различные предметы из одной емкости в другую.
  • Прогресс произошел и в развитии мелкой моторики: ребенок уже самостоятельно держит ложку, умеет брать предметы пальчиками, поэтому может поднять с пола, например, едва заметную крошку. Может отрывать кусочки от листа бумаги, отщипывать небольшие кусочки пластилина.

Во время подобных занятий не оставляйте кроху одного, чтобы он не проглотил вредные частицы.

Ели говорить о режиме дня, то здесь видимых изменений за последние 2 месяца не произошло. Малыш спит примерно 13-14 часов в сутки, кушает 5 раз, как было и на 9-м месяце. Его рацион все больше похож на рацион взрослого человека.

Здесь стоит помнить 2 важных момента.

  1. Для полноценного развития ребенку необходимо проводить на воздухе не менее 4 часов ежедневно. Если не позволяет погода, можно проветривать помещение.
  2. За 1,5–2 часа до сна важно прекратить все бурные и шумные увеселения, подвижные, эмоциональные игры, чтобы к ночи психика крохи успела настроиться на сон.

Психическое развитие

В этой сфере тоже произошел настоящий прорыв. Например, сейчас малыш может многократно повторять одно и то же действие, добиваясь результата (скажем, нанизывать на стержень непослушное колечко пирамидки или залезать и слезать с табурета). Такая способность к концентрации внимания свидетельствует о правильном развитии психики.

Развитие 11-месячного ребенка в психоэмоциональном плане поистине впечатляет.

  • Сейчас кроха больше доверяет людям, к которым родители проявляют расположение.
  • Может выполнить разнообразные простые просьбы (подай, подними, покажи, дай, принеси, помаши ручкой, скажи то-то, сделай как мама).
  • Находит и приносит названную игрушку.
  • Активно подражает взрослым во всем, копируя не только их звуки или интонации, но и модели поведения. В своих играх, которые становятся уже сюжетно-ролевыми, 11-месячные дети имитируют стереотипы поведения папы или мамы, которые у них уже сложились. Теперь это не просто груднички, а маленькие члены общества: мальчики стараются вести себя как мужчина, девочки – как женщина (хотя еще не осознают свою принадлежность к определенному полу). Первые водят машинки, возят грузы, что-то строят или ремонтируют, проявляют силу и ловкость, лазая по стульям или тумбочкам; вторые – готовят, качают и кормят кукол, убирают в игрушечном домике, наряжаются в мамины вещи, красят лицо ее косметикой.
  • Подражая взрослым, малыш с удовольствием играет с ними в пальчиковые игры («ладушки», «сорока-ворона»). Ребенок хлопает в ладошки, загибает пальчики, развивая тем самым мелкую моторику, способствующую развитию речи.

Сейчас самое время воспользоваться подражательным этапом развития детской психики, чтобы своим примером приучать ребенка, например, умываться и чистить зубки каждое утро, здороваться и прощаться (пока на доступном уровне).

  • Память тоже совершенствуется. Ребенок теперь может запомнить людей, приходящих в гости не так часто; помнит, что эта игрушка сломалась вчера, а после обеда пора идти гулять; помнит и узнает на фото своих родных; помнит, что, если взять кнопку, уколешься.
  • Также кроха стал более внимательным. Он может выбрать из трех игрушек названную, понять, какой из трех игрушек не стало (мама убрала). Вообще игра в «прятки — ку-ку» стала оной из самых любимых. Спрятанный предмет малыш будет искать, понимая, что он все равно есть, а найдя спрятавшуюся маму, придет в неописуемый восторг.
  • Скачок произошел и в развитии логического мышления. В 11 месяцев маленький человечек уже в состоянии производить такие сложные мыслительные операции, как конкретизация и обобщение. То есть он имеет представление о похожем множестве и может выделить из него отдельный предмет по конкретному признаку: например, из всех машинок – пожарную, понимая при этом, что все остальные – тоже машинки. Но если не назвать конкретный признак («подай птичку»), он может подать любую игрушку или картинку, которая в его понимании является птичкой (цыпленок, курочка, сорока, воробей).
  • Основным и самым главным стимулом к достижению какой-либо цели для крохи этого возраста является родительская похвала. Если он что-то сделал неправильно или нарушил какой-либо запрет, родители должны спокойно и дружелюбно объяснить ему, почему это неправильно или нельзя, и помочь все сделать как надо. А вот когда у него получится – искренне и эмоционально похвалить его за это.

Автономная речь на пути к совершенству

Кто будет спорить с тем, что ребенок этого возраста не просто «энерджайзер», но еще и неумолчный тараторка? Теперь он не просто лепечет, а умеет объяснить маме, чего хочет, так, чтобы она его поняла. Хотя посторонним понять их «диалоги» бывает трудно. Такая «автономная речь», понятная только членам одной семьи, является неотъемлемым этапом на пути к освоению полноценных навыков говорения.

Уже сейчас на этом пути заметен очевидный прогресс.

  • В активном лексиконе крохи есть несколько простых слов: на, дай, ам, бай-бай, да. Возможно, малыш уже произносит «мама» и «папа».
  • Пассивный словарь его намного шире (то, что ребенок пока не может произнести, но уже понимает). Кроха понимает обращение к нему, простые просьбы, знает названия многих предметов и действий, животных, растений, игрушек. Развитие пассивного словарного запаса – необходимое условие для совершенствования его разговорной речи, ведь постепенно, по мере развития речевого аппарата все эти слова перейдут в речевой актив ребенка.
  • Активно развивается звукоподражание. Малыш воспроизводит многие звуки: голоса птиц, животных, звук разных видов транспорта, шум ветра, дождя и т. д. Без этого также невозможно развитие речевых навыков. Помочь ребенку можно в игровой форме, прося изобразить тот или иной звук. Ведь играть детки любят больше всего.
  • Речевая жестикуляция – верный признак того, что мозг крохи уже готов к обучению говорению. Если во время общения с окружающими он требовательно протягивает ручку вперед, то все идет как надо. Ему сейчас пока еще сложно выразить все, что хочется, и активная жестикуляция несколько компенсирует речевое несовершенство. Поэтому даже если малыш пока не говорит, но во время «общения» со взрослыми делает специфические жесты ручками, – он готов к тому, чтобы научиться. Ему нужно только помочь.

Как помочь заговорить?

Есть несколько полезных действий, которые будут способствовать развитию речевых умений ребенка.

Как помочь малышу в развитии?

Чтобы ребенок развивался гармонично, важно на каждом возрастном этапе помогать ему в этом, обращая внимание на его двигательные навыки, манипуляции с предметами, логику, речь, мышление, социализацию. Следующий блок советов поможет расставить нужные акценты.

  1. Физическая форма. Ее укреплению способствует максимальная подвижность. Пусть кроха на прогулке толкает перед собой свою коляску, а возвращаясь, поднимается по ступенькам, держась за руку взрослого или перила. Пусть преодолевает на игровой площадке посильные препятствия. Кроме этого, важно проводить с ребенком укрепляющую гимнастику, состоящую из упражнений на поднимание туловища из положения лежа, сгибание-разгибание ручек и ножек с их круговыми движениями; а также наклонов, поворотов, приседаний.
  2. Социализация. Ей способствует общение с ровесниками, детками постарше и взрослыми, например, на прогулке. Пусть кроха учится взаимодействовать без конфликтов (в этом должны помочь родители).
    Способствуют навыкам поведения в социуме и сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются различные роли женщин и мужчин. Для этого полезно приобрести недостающие игрушки: набор детской мебели, посуды, инструментов.
  3. Крупная моторика развивается при различных манипуляциях с большими предметами: кубиками, пирамидами, мячами.
  4. Развитию логического мышления, памяти, мелкой моторики способствуют игрушки-сортеры, матрешки, вкладыши, рисование, лепка, мозаика.

На этом этапе очень важно установить с малышом доверительные, дружелюбные отношения. Избегать криков, необоснованных запретов, наказаний. Чаще эмоционально хвалить, обнимать, выказывать свою любовь, несмотря на какие-то оплошности крохи. В ближайшее время поддержка и понимание родителей малышу ох как понадобятся. Ведь впереди у него – не только первый юбилей, но и первый в жизни возрастной кризис: он будет учиться принимать себя как самостоятельную личность, со своей личной территорией, правами и желаниями.

До годика остался всего один месяц. За это время ваш малыш изменился, вырос и очень многому научился. Одиннадцать месяцев – интересный возраст.

С одной стороны, продолжается развитие самостоятельности, малыш все чаще может себя занять, с другой стороны, родителям нужно постоянно следить, как бы маленький шалунишка не наставил себе шишек и синяков.

Важно знать, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, чтобы уделить повышенное внимание «недоработанным» моментам его развития.

Физическая активность вашего ребенка

Многие малыши в это время радуют родителей первыми самостоятельными шагами. Обычно кроха проходит от опоры до взрослого, или от мамы до папы. Если первая попытка закончилась падением, малыш может повременить пару недель, прежде чем предпринять следующую.

Если ваше чадо еще не ходит самостоятельно, не волнуйтесь! В скором времени он освоит и этот навык. Важная информация, если ребенок боится ходить самостоятельно >>>

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев характеризуется совершенствованием ранее приобретенных умений. Карапуз продолжает ходить вдоль опоры или с поддержкой взрослого, может перемещаться, толкая впереди себя стул.

Знайте! Чтобы стимулировать развитие равновесия, водите малыша за одну ручку, при этом следите, чтобы локоток карапуза не поднимался выше его груди.

В одиннадцать месяцев можно позволить крошке немного потопать на прогулке. Смена обстановки и ощущений способствует развитию, а хождение по пресечённой местности тренирует мышцы ног, спины и пресса.

Чтобы гулять с малышом с удовольствием, обязательно прослушайте наш курс Внимание: прогулка !

Психомоторное развитие ребенка в одиннадцать месяцев ведет к улучшению координации движений: малыши реже падают, не так часто стукаются о различные предметы, им становится проще вынуть из коробки определенную игрушку.

Игры в одиннадцать месяцев

В этом возрасте все более заметной становится разница в развитии мальчиков и девочек. Они предпочитают разные игрушки, играют в разные игры.

Девочки:

  • Приходят в восторг от кукол, колясок, мягких игрушек. Они любят наряжаться: сами надевают шапочки, могут выбрать платье и попросить, чтобы вы его на них надели;
  • В одиннадцать месяцев ребенку интересны сюжетные игры: катать коляску, укачивать куклу, кормить с ложечки мишку: это все то, что должны уметь девочки;
  • Некоторые маленькие модницы уже пытаются примерить мамину обувь или воспользоваться косметикой, аксессуарами для волос.

Мальчики:

  • Предпочитают более шумные игры, они энергичнее и любознательнее;
  • Любят мячики, каталки, машинки;
  • Не задерживаются долго на одном занятии, быстро находят для себя что-то более интересное;
  • Увлекаются музыкальными игрушками, могут по многу раз нажимать на клавиши и слушать звуки или мелодии;

Подробнее по данной теме смотрите курс: Дочки-сыночки : как воспитывать мальчиков и девочек.

Родителям пока рано задумываться о развитии усидчивости своего непоседы: его темперамент просто не позволит ему долго играть в спокойные игры, а самоконтроль еще не «работает» так, как надо.

В это время мамы и папы часто подмечают интересные особенности развития ребенка; игры в одиннадцать месяцев становятся разнообразнее, и занятия одного малыша не похожи на занятия другого.

Психическое развитие: эмоции и общение с другими людьми

В одиннадцать месяцев маленький человечек продолжает становиться самостоятельной личностью. Крепнет его уверенность в себе; он способен со многими вещами справиться без помощи родителей. Развитие ребенка ведёт к тому, что в 11 месяцев жизни он делает первые попытки проверить границы допустимого поведения.

На заметку! Кроха замечает, что в ответ на его плач родители готовы дать ему все, что душе угодно. Малыш начинает этим пользоваться и вскоре только и делает, что капризничает.

Не потакайте хитрецу, лучше разработать систему правил и очень строго ее придерживаться.

Например, печенье – только после обеда, мультики – один раз в день, а вот карандаши – всегда, когда малыш просит. Обычно нескольких дней неукоснительного соблюдения всех правил хватает для того, чтобы полностью избавиться от капризов.

Конечно, малыш хнычет, когда не получает желаемого. Однако у родителей есть весь арсенал средств, чтобы его отвлечь. Посмотрите с крохой в окно, спойте забавную песенку с пританцовыванием, понажимайте на разные части тела с забавными звуками, покружите капризулю.

Вам актуальна тема воспитания? Тогда изучите наш видеокурс: Послушание без криков и угроз >>>

Несмотря на приход первого возрастного кризиса, многие родители отмечают, что их жизнь становится проще. Малыш уже не требует внимания 24 часа в сутки, развитие ребенка одиннадцатого месяца жизни позволяет ему проявлять некоторую самостоятельность. Появляются и новые хлопоты: следить за маленьким сорванцом, обеспечивать его безопасность. Родителям рекомендуется:

  1. не открывать окна нараспашку (родители обычно не до конца представляют, что умеет ребенок, а в 11 месяцев малыш способен подставить стул и забраться на подоконник);
  2. поставить ограничители на двери, дверцы шкафов и ящики (чтобы карапуз не прищемил пальцы);
  3. закрыть углы специальными накладками;
  4. не позволять малышу вставать на диване;
  5. убрать бортик с детской кроватки (детки могут перевалиться через прутья);
  6. закрыть розетки заглушками, максимально спрятать все провода;
  7. убрать из зоны досягаемости мелкие, острые, горячие предметы, лекарства и бытовую химию.

Психическое развитие ребенка в 11 месяцев делает его более общительным. Малыш доверяет людям, соглашается поиграть немного с незнакомыми взрослыми. Интересуется другими детьми, особенно теми, кто на пару лет старше. На площадке или в гостях малыш с удовольствием наблюдает за «большими» детками, пытается им подражать.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 11 месяцев:

Развитие речи

В одиннадцать месяцев крошка, скорее всего, уже осознанно произносит несколько слов: «мама», «папа», «на» (возьми), «дай». Не расстраивайтесь, если у вашего малыша пока не получается; это также считается нормой.

В это время в каждой отдельной семье складывается свой язык: сочетание звуков и жестов, понятное только ее членам. Обычно родители знают, что хочет «сказать» их чадо. В этом плане общаться с малышом становится значительно проще. Разговаривая с крохой, не сюсюкайте, не используйте сокращённые слова, и чадо начнет говорить правильно.

Если малыш не торопится облекать свои мысли в слова, вы можете помочь ему заговорить быстрее:

  • Глядя крохе в лицо, произносите слова, четко артикулируя каждый звук. Просите повторить;
  • Показывайте малышу один и тот же предмет на картинке и в реальной жизни. Расскажите про него небольшую историю;
  • Объясняйте, для чего предназначены самые обычные бытовые вещи: холодильник, стиральная машина, тюбик с кремом;
  • Читайте книжки с короткими простыми сказками или рассказами, знакомьте ребенка со стихами и потешками;

Жизни вашего малыша – 10 месяцев увлекательных игр и развивающих занятий, которые, я уверена, не прошли даром. Кроха многое узнал и многому научился, а главное, вы научились играть с ним и проводить время со своим ребеночком с большой пользой и удовольствием для вас обоих.

Сегодня мы продолжим наши занятия, поэтому давайте скорее переходить к нашей любимой теме – «Как развивать ребенка в 11 месяцев» .

Массажная дорожка

Некоторые малыши в возрасте 11 месяцев уже начинают самостоятельно ходить, другие только готовятся сделать свои первые шаги, но и тем, и другим будет чрезвычайно полезен массаж маленьких ножек. Надеюсь, вы уже сшили и используете в ваших упражнениях с ползанием ? Если нет, скорее смотрите мастер класс по ссылочке выше. Если же да – пришло время использовать ее по назначению. Расстилайте ее на полу и помогайте малышу ходить или имитируйте ходьбу и легкие прыжки на дорожке.

Массаж в тазу

Еще один нехитрый способ помассировать маленькие ножки – насыпать горох, манку, песок или другой «массажный материал» в обычный таз и дать малышу там как следует потоптаться. Можно также использовать детскую ванночку (должна же от нее быть какая-то польза!) или пластиковый контейнер подходящего размера. Постарайтесь сделать такие занятия регулярными, ведь польза от них огромная, а затраты времени, денег и сил практически нулевые.

Подбери крышку

Детишки очень любят открывать и закрывать различные емкости – коробочки, баночки, шкатулки, контейнеры, бутылочки и т.д. Это природное любопытство следует поощрять, тем более, что это занятие положительно воздействует на и мелкой моторики.

Пройдитесь по дому и подберите для игры как можно больше разных контейнеров с крышками – хорошо, если они будут различаться по размеру, форме, способу крепления крышки, материалу, из которого они изготовлены. Разложите перед малышом 3-4 контейнера и такое же количество крышек и помогите ему подобрать подходящие крышки к каждому из них. По мере того, как ребенок будет осваивать игру, постепенно увеличивайте количество контейнеров и крышек.

Найди пару

Если у вас есть несколько одинаковых емкостей с крышками, вы можете поиграть в другую игру. Наклейте или нарисуйте на крышках и самих контейнерах пары одинаковых картинок (например, стикеры одного цвета, наклейки с животными, простыми – треугольник, круг, квадрат и т.п.) и предложите малышу правильно соединить крышки и контейнеры.

В поисках идей, , нелишним будет присмотреться к его и предложить занятия, помогающие в игровой форме совершенствовать эти навыки. Одно из таких достижений – умение пользоваться ложкой во время еды.

Где моя большая ложка?

Возьмите пустую коробку из-под яиц, небольшую ложку и миску с любым сыпучим продуктом, например, с овсяными хлопьями. Покажите ребеночку, как можно зачерпывать хлопья ложкой и насыпать их в ячейки яичной коробки. Теперь дайте малышу возможность попрактиковаться самостоятельно и будьте готовы к небольшой влажной уборке после окончания игры. Другие идеи игр с крупами вы найдете в статье « «.

Еще одно важное и необходимое достижение одиннадцатимесячного ребенка – умение беспрепятственно перемещаться по квартире. Во-первых, это означает, что вам нужно как следует подумать о безопасности таких перемещений. А во-вторых, что вы можете использовать это для новых интересных занятий с ребенком.

Недавно стали мамой малыша?

Вот так сюрприз!

Вы наверняка знаете, что слишком большое количество игрушек – это плохо и уже организовали их еженедельный «круговорот» (если пока не знаете, что это такое, прочитайте, пожалуйста, ). Что, если на своем пути из комнаты на кухню или обратно малыш «случайно» наткнется на ярко оформленный сверток, а внутри него, изрядно намучившись с лентами и коробками, он обнаружит одну из тех игрушек, по которым успел соскучиться за неделю? В следующий раз, увидев подобный сверток, малыш уже будет знать, что внутри его ждет что-то интересное, и будет с удвоенным усердием распаковывать подарок.

Рисуем дорожки

Приготовьте 2 игрушки, например, маленькую и большую матрешку или мишку и зайку, лист бумаги, широкая и узкая кисти и гуашь. Посадите малыша на колени и расскажите ему, что матрешки (или мишка с зайкой) решили отправиться в гости, но заблудились, потому что не могут найти дорожку.

Предложите ребеночку вместе нарисовать дорожки для матрешек – широкую для большой матрешки и узенькую — для маленькой. Помогите крохе обмакнуть широкую кисть в краску и провести линию, пусть он попробует повторить этот «фокус» с узкой кистью самостоятельно. Обсудите с ребенком, что вы видите на рисунке и почему. Спросите его, какая дорожка подойдет для большой матрешки, а какая – для маленькой. Если малыш затрудняется ответить или дает неправильный ответ, ответьте сами и все равно похвалите его. Порадуйтесь вместе с малышом тому, что матрешки теперь могут пойти по дорожкам и попасть в гости.

Можно учиться катать шарики и только потом расплющивать их, надавливая пальчиком (поначалу вам придется делать это, взяв пальчик крохи в свою руку, но очень скоро он научится делать это самостоятельно). Можно размазывать кусочки пластилина по листу, стараясь не выходить за границы рисунка – у вас получится работа в технике «пластилинография».

Самое главное – не стремитесь сразу же получить шедевр для украшения вашей квартиры. Пока для крохи гораздо важнее процесс, ведь он знакомится с новым материалом и учится новому способу воздействия на него. Берите с него пример!

Вот и все, что я хотела рассказать вам о том, как развивать ребенка в 11 месяцев . Надеюсь, вы помните об играх и занятиях предыдущих месяцев и регулярно играете в них с ребенком, а это значит, что вашему малышу некогда скучать, а у вас есть время, чтобы как следует подготовиться к празднованию первого дня рождения крохи. Но не забудьте, что в следующий раз вас ждет очередная порция .

Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам:

Приближается первый день рождения малыша. Родители не перестают удивляться: совсем недавно кроха не умел практически ничего, а сейчас это взрослый ребёнок, который уже умеет показывать характер. В одиннадцать месяцев дети продолжают активно развиваться как в физическом, так и в эмоциональном плане. Некоторые уже сделали первый шаг, другие радуют маму и папу внятными словами и словосочетаниями. Каких же успехов должны добиваться дети в этом возрасте? Как меняется распорядок дня почти годовалого малыша. Рассмотрим основные нюансы развития ребёнка в 11 месяцев.

Изменения в физиологическом развитии детей в 11 месяцев

С каждым месяцем ребёнок осваивает новые умения и навыки. Но главным рывком в развитии становится попытка ходить. Большинство детей именно в этом возрасте делают свои первые шаги, чем очень радуют родителей. Малыш может начать топать перебежками: от опоры к опоре. Потом кроха научится все более уверенно стоять на ногах и ходить самостоятельно.

Педиатры обращают внимание родителей, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому темпы развития могут отличаться. Если малыш в этом возрасте активно ползает, стоит у опоры и ходит с поддержкой, не стоит волноваться, такая ситуация - вариант нормы. Доктор Комаровский настаивает, что ползание, затем умение стоять и ходить с опорой и только потом первые шаги - это идеальная модель физического развития младенца. Так позвоночник достаточно укрепляется, чтобы выдержать нагрузку в вертикальном положении.

Но не стоит переживать, если ребёнок не ползает, а сразу начал вставать, а затем ходить. Такая ситуация также считается нормальной. Некоторые дети могут пропустить этап ползания, однако это не очень хорошо для неокрепшего позвоночника. Родителям рекомендуется всячески поощрять ползание, но не заставлять кроху, если он не хочет этого делать. Нельзя ругать ребёнка, ведь он очень чувствителен к эмоциям родителей.

Но если малыш в этом возрасте не только не ползает, но и не стоит у опоры, не умеет ходить за руку со взрослыми, стоит обратиться за консультацией к врачу. Эти признаки могут свидетельствовать о поражении нервной системы, гипотонусе мышц или проблемах с костной системой крохи, например, рахит.

Вес и рост мальчиков и девочек в 11 месяцев - таблица

Не стоит забывать ежемесячно посещать педиатра. На осмотре доктор оценит изменения веса и роста младенца. Для детей первого года жизни эти показатели являются основными критериями правильного развития ребёнка. Если кроха регулярно недобирает в весе, это может сигнализировать о железодефицитной анемии, проблемах в работе щитовидной железы. Дефицит массы тела может привести к задержке физического и психологического развития.

Сон и активное времяпровождение

У многих детей в 11 месяцев начинает меняться привычный режим дня. Это связано прежде всего с тем, что кроха больше времени начал проводить бодрствуя. Но полностью убирать дневной сон ещё рано, ведь малыш тратит большое количество сил. Общее количество времени, которое ребёнок проводит во сне, составляет 14 часов. Из них на ночной сон приходится 10 часов, и четыре кроха спит в светлое время суток.

Некоторые дети, которые просыпаются утром позже, могут перейти на один дневной сон, ведь в первой половине дня у них хватает сил на активные занятия. По мнению доктора Комаровского, если ребёнок развивается согласно нормам, спокойно спит ночью и имеет хороший аппетит, значит ему вполне хватает одного сна днём, который может длиться от двух до четырёх часов. В этом случае не рекомендуется заставлять кроху спать в светлое время дня второй раз.

Учимся жевать: количество молочных зубов

У большинства одиннадцатимесячных детей уже прорезались по четыре зуба: два внизу и два вверху. Поэтому крохе можно давать пробовать пищу небольшими комочками и кусочками. Однако, некоторые дети не имеют ещё ни одного молочного зуба в этом возрасте. Стоматологи успокаивают родителей: такая ситуация считается нормальной. Время прорезывания зубов в большинстве случаев зависит от наследственности: если у родителей зубы выросли поздно, у ребёнка они также прорежутся позже.

Если в год у малыша не будет ни одного молочного зуба, стоит проконсультироваться с детским стоматологом. Возможно, понадобиться дополнительное обследование и приём препаратов кальция. Но все рекомендации может назначить только врач.

Что должен уметь делать малыш в 11 месяцев - навыки и умения

Хотя темпы развития у каждого ребёнка могут отличаться, Всемирная организация здравоохранения разработала список норм, которым должен соответствовать младенец в возрасте 11 месяцев. В этом возрасте малыш должен уметь:

  • уверенно стоять у опоры, ходить за руку со взрослыми или удерживаясь за стенку. Некоторые малыши уже начинают делать первые шаги;
  • присаживаться из положения стоя. Но если ребёнок делает это неуверенно и медленно, это также считается нормой;
  • активно и очень быстро ползать, а также самостоятельно сидеть без поддержки спины;
  • указывать пальцем на игрушку или предмет, который его интересует;
  • держать ложку и пытаться набрать еду, а также удерживать поильник, бутылочку или чашку двумя руками;
  • пытается собрать пирамидку, башню из кубиков. Кроха уже уверенно берёт предметы, даже самые мелкие, двумя пальцами, а не зажимает их в кулак, как раньше;
  • залезать на диван или кровать и слазить;
  • листать детские книги с плотными страницами;
  • собирать игрушки в коробку или корзину.

Психоэмоциональное развитие: кроха проявляет характер

Одиннадцатимесячный малыш - это уже личность, со своими предпочтениями и желаниями. В эмоциональном плане ребёнок также совершает большой скачок в развитии. Младенец уже умеет более чётко формулировать то, чего он хочет. Например, если малыш что-то хочет, он не просто плачем показывает своё желание, а указывает пальцем или проговаривает несложные слова. В этом возрасте кроха:

  • начинает разговаривать: может произносить короткие слова, состоящие из нескольких слогов, пытается повторить за взрослыми некоторые звуки и словосочетания;
  • понимает обращённую к нему речь: может выполнять некоторые команды, например, принести игрушку, показать части тела, найти предмет;
  • радуется, когда его хвалят и огорчается в том случае, если родители обращаются к малышу строгим голосом;
  • умеет манипулировать родителями: ребёнок понял, что как только он плачет, многие его желания выполняются. Поэтому малыш начинает устраивать истерики и капризы по любому поводу, чтобы взрослые уступили ему;
  • предпочитает слушать музыку: под звуки ритма и весёлых детских песен ребёнок может делать движения в такт или просто веселиться;
  • часто повторяет действия родителей: может качать куклу или кормить её. Это признаки первых ролевых игр, когда младенец пытается поставить себя на место взрослого.

Детские психологи предупреждают родителей, которые по первому капризу выполняют просьбы ребёнка, не делать этого. Малыш будет манипулировать взрослыми постоянно, если они продолжать так себя вести. Задача родителей - установить рамки дозволенного, и если произносят слово «нельзя», то не стоит уступать малышу под натиском слёз и истерик.

Такая ситуация считается нормальной, ведь приближается кризис первого года жизни. В это время родителям стоит запастись терпением и постоянно объяснять крохе, почему нельзя делать то или иное действие. Некоторые дети быстро перерастают этот период, а у других он затягивается до полугода. Такое поведение малыша считается нормальным и является признаком становления характера ребёнка.

Чему научился 11-месячный ребёнок - видео

Уход за ребёнком в этом возрасте

Родители обязательно должны соблюдать определённый режим дня и приучать к нему ребёнка. Малыш, который привык делать все по времени, не будет испытывать проблем во время посещения сада, а потом и школы. Поэтому взрослые должны приучать младенца к различным ритуалам, которые будут помогать ему готовиться ко сну или прогулке.

Гигиенические и водные процедуры

Каждое утро должно начинаться с водных процедур, ведь приучать ребёнка к личной гигиене необходимо с раннего возраста. Утром обязательно нужно умыть малыша и провести туалет половых органов. Также ребёнку обязательно чистить зубы: для этой процедуры существуют специальные силиконовые щётки, которые надеваются на палец взрослого и отлично удаляют налёт. Такие модели не могут травмировать нежные дёсна крохи, ведь щетинки на них очень мягкие.

Вечером педиатры рекомендуют набирать ванну и предоставить ребёнку минимум полчаса на игры с водой и расслабляющий гидромассаж. Вода не должна быть слишком горячей или холодной, чтобы малыш чувствовал себя комфортно. Ванна с прохладной водой настраивает его на спокойный сон. Многие родители практикуют грудничковое плавание. И если у младенца нет противопоказаний, неврологи и ортопеды положительно отзываются о таких занятиях в бассейне или дома в ванной.

Гимнастика и массаж: обязательно ли выполнять такие упражнения

Ответ на этот вопрос положительный. Чем быстрее и сильнее укрепятся мышцы ребёнка, тем лучше кроха освоит необходимые навыки и умения. Поэтому утром педиатры рекомендуют выполнять гимнастические упражнения, которые взбодрят кроху и настроят его на активное времяпровождение в течение дня. А уже вечером, после купания в прохладной воде, лучше сделать лёгкий расслабляющий массаж, который также способствует быстрому засыпанию ребёнка и спокойному сну в течение нескольких часов подряд.

Для массажа можно использовать специальное детское масло, которое проникает через эпидермис кожи, разогревает мышцы и хорошо воздействует на состояние организма в целом.

Можно разнообразить физические занятия упражнениями на фитболе - большом мяче, который обязательно понравится крохе. Занятия с фитболом помогают укрепить мышцы всего организма, а также тренируют вестибулярный аппарат.

Массаж для детей от доктора Комаровского - видео

Обязательно ли гулять на улице

Гулять с ребёнком полезно в любом возрасте. В 11 месяцев малыш уже может не только ездить в коляске, но и ходить самостоятельно или за руку с родителями. Педиатры рекомендуют выходить на улицу минимум на два часа, и лучше не один, а несколько раз в день. Также дети очень любят спать на свежем воздухе, поэтому один сон врачи рекомендуют проводить на улице.

Не стоит пугаться плохой погоды: дождя или мороза. Следует тепло одеть ребёнка и выйти с ним хотя бы на 30–40 минут в холодное время года. В сезон морозов разрешается остаться дома, если столбик термометра опускается ниже - 15 градусов.

Важность прогулок для детей - видео

Разнообразное меню: питание малыша в 11 месяцев

Количество приёмов пищи не меняется и остаётся пятиразовым. Но ребёнок ест всё больше взрослой пищи, грудное молоко или адаптированную смесь младенец получает только утром и перед сном. В остальное время мама варит или тушит крохе овощи, мясные и рыбные блюда, каши. А также в меню крохи обязательно присутствуют фруктовые пюре и соки. Кисломолочные продукты важны для поддержания иммунитета и правильной работы желудочно-кишечного тракта. Несколько раз в неделю ребёнок должен есть творог, пить кефир или йогурт.

Некоторые родители переводят малыша на общий стол, но детские гастроэнтерологи категорически против этого. ЖКТ младенца ещё не готов принимать жаренную, копчёную или острую пищу. Под запретом многие продукты: грибы, коровье молоко, кофе, шоколад, цитрусовые, некоторые сорта рыб. Не стоит подвергать здоровье малыша опасности. Врачи рекомендуют не спешить, а вводить новые продукты постепенно и согласно возрасту малыша.

Ребёнок должен учиться жевать, поэтому перетирать блюда до консистенции пюре уже необязательно, лучше оставить некоторые комочки в каше или супе. В продаже продаются специальные каши, которые стимулирую жевательный рефлекс у ребёнка. И также можно попробовать дать малышу ниблер - специальное приспособление с сеточкой, в которую кладут несколько кусочков продуктов. Для того, чтобы выдавить сок, ребёнку придётся делать жевательные движения дёснами или зубами.

Программа развития ребёнка

Родители должны заниматься с крохой каждый день. Если по каким-то причинам они не могут самостоятельно заниматься развитием ребёнка, существует множество центров для детей, где с малышами занимаются опытные педагоги. Но внимание мамы все же намного важнее для малыша этого возраста.

Как правильно учить говорить

Самый лучший и эффективный способ - побольше разговаривать с ребёнком:

  • читать сказки каждый день, можно организовать такой ритуал перед сном, дневным или ночным;
  • рассматривать яркие картинки и проговаривать название предметов и изображений;
  • включать детские песни с весёлым ритмом и петь вместе с крохой;
  • во время прогулки описывать деревья, людей, проезжающие машины и другие ситуации;
  • развивать мелкую моторику, ведь на ладонях и кончиках пальцев сосредоточено большое количество нервных окончаний. Эффективны занятия с бизибордами, лепка и пальчиковое рисование.

Как помочь крохе научиться разговаривать - видео

Занятия на развитие мелкой моторики

Развивающие упражнения обязательны в этом возрасте. Сегодня существует больше количество авторских методик, которые подойдут для детей в 11 месяцев. Родители могут выбрать какую-то одну или попытаться совместить несколько методик. С ребёнком в этом возрасте можно:

  • заниматься по карточкам Домана: так малыш не только запомнит новые предметы, но и будет пытаться повторить некоторые слова;
  • играть с мягкими и твёрдыми развивающими досками, ковриками и книгами. Эти изделия дополнены огромным количеством интересных деталей. Играя с бизибордом, ребёнок развивает логику, мышление, терпение и память;
  • рисовать: карандаши и кисточки могут ещё не понравиться ребёнку, но пальчиковые краски кроха обязательно оценит по достоинству. Во время рисования можно объяснять малышу, как называется каждый из цветов;
  • играть с тактильными подушечками: их можно пошить самостоятельно и наполнить разными крупами или другими мелкими предметами;
  • лепить из пластилина или солёного теста;
  • собирать конструктор: для детей этого возраста подойдёт модели с крупными деталями.

Врачи и детские психологи поощряют раннее развитие детей. Но занятия должны обязательно проходить в игровой форме. Также следует учитывать желание младенца: если ребёнок капризничает и не хочет заниматься, лучше оставить попытки и перенести упражнения на другое время или день.

Игры с крупой в 11 месяцев - видео

Родителям следует уделять больше внимание крохе, ведь в их силах ускорить темпы развития малыша. Следует побольше общаться с ребёнком, он уже многое понимает и пытается повторить. Если кроха хочет в чём-то помочь: принести игрушку, убрать какой-то предмет на место, не стоит ему отказывать. В этом возрасте малыш проявляет интерес к другим детям. Ребёнку можно объяснить, что нужно делиться игрушками, не обижать ровесников и играть вместе. Дети так быстро взрослеют, поэтому родители должны помочь им освоить основные навыки и умения.

11 месяцев для ребенка — это уже серьезная дата, когда до заветного первого дня рождения осталось совсем немного. За то время, пока малыш рос и развивался, он полностью изменился и мало похож на тот комочек, принесенный из роддома. Конечно, всех родителей интересует, чему дети должны научиться к 11 месяцам и обладает ли их чадо всеми необходимыми для своего возраста навыками.

11 месяцев ребенку. Развитие: что должен уметь

Первый год жизни малыша — это самый трудный и ответственный период для его мамы и папы. В этом возрасте, когда совсем чуть-чуть осталось до первого дня рождения, каждый родитель должен знать, что дети должны уметь в 11 месяцев, чтобы четко представлять, соответствует ли развитие ребенка его возрасту.

В данном возрасте большинство детей уже являются счастливыми обладателями зубов, которые позволяют жевать «взрослую» пищу. Сейчас следует отказаться от перетертых и кремообразных продуктов и давать малышу небольшие кусочки, которые он учится жевать. Пищеварительная система к этому времени уже полностью сформирована, поэтому детский рацион можно расширять и радовать ребенка новыми интересными блюдами.

Режим дня к 11 месяцам уже устанавливается полностью, поэтому не стоит пытаться переделывать его под себя. Любит ли малыш подольше посидеть ночью или, наоборот, хочет рано вставать — это уже будет наглядно видно. Подстраивайтесь под этот режим, и вы сэкономите много сил и времени. Кроме того, пытаться менять ребенка не только бесполезно, но и вредно. Это прямой путь к детским стрессам, что в дальнейшем наверняка отразится на поведении и нервной системе.

Физическое развитие ребенка

Среди того, что дети должны уметь в 11 месяцев, способность ходить не относится к ключевым навыкам. Несмотря на то что двигательный аппарат полностью окреп, далеко не все малыши начинают самостоятельно шагать в этом возрасте. И если вы видите, что карапуз предпочитает пока ползать, это не повод поднимать панику. Другое дело, если он совсем не хочет или не может встать на ножки. Ходить по манежу, придерживаясь опоры, он должен уже достаточно свободно. Если этого не наблюдается, возможно, необходим курс массажа или лечебной физкультуры.

Если же малыш предпочитает ползать, то следует понемногу приучать его к ходьбе. Здесь нужно учитывать, что первый опыт, оказавшийся неудачным, может привести к тому, что ребенок долго не будет предпринимать новые попытки. Поэтому помощь мамы и ее постоянная поддержка очень важны на этом этапе. Отойдите на другой конец помещения, покажите малышу любимую игрушку и предложите прийти взять ее. Если он предпримет попытку поползти, приподнимите на ножки, тем самым давая понять, что надо делать. Постепенно ребенок начнет отходить от ползания, все больше передвигаясь на ножках.

Процесс развития речевого аппарата также практически завершается к этому возрасту. Среди того, что дети должны уметь в 11 месяцев, попытки разговаривать занимают важное место. Далеко не все дети произносят уже слова, однако воспроизводить звуки и пытаться донести свою мысль при помощи речи они уже должны уметь. В это время присутствует осознанность, поэтому очень важно активно знакомить малыша с новым словами и явлениями. Для этого можно использовать книжки, картинки, все окружающие предметы, а также интерактивные игрушки. Способность последних воспроизводить звуки очень полезна для развития речевого аппарата и мыслительной деятельности. Чем больше вспомогательных материалов вы будете привлекать на помощь, тем быстрее будут формироваться новые навыки и развиваться все виды памяти маленького человечка.

Психическое развитие ребенка в 11 месяцев

К этому возрасту малыш уже стал самостоятельной личностью со своими привычками и предпочтениями. Кроме того, дети начинают понимать, что достаточно успешно могут манипулировать взрослыми. К примеру, заметив, что на плач вы реагируете гораздо эффективнее, чем на агуканье, малыш может начать пользоваться этим. От такого следует отучать сразу, потому что в будущем это может привести к постоянным капризам и непослушанию.

В 11 месяцев продолжается активное познание мира, большей частью самостоятельное. Поэтому не стоит ограничивать малыша в его попытках исследовать мир. Однако следует максимально обезопасить территорию передвижения ребенка, оградив его от проводов и острых углов.

Для успешной социальной адаптации малыша старайтесь, чтобы он как можно больше общался с другими детьми. Научившись дружить и делиться игрушками сейчас, в будущем он намного легче переживет вливание в коллектив детского сада и школы.

Разница между мальчиками и девочками

Когда идет сравнение с тем, что должен уметь ребенок 11 месяцев, мальчик и девочка, вопреки распространенному мнению, не сильно различаются в развитии. Бытует мнение, что мужской пол слегка отстает в развитии от женского, однако это не всегда так и зависит от самого ребенка.

Основное же различие между детьми разного пола в этом возрасте заключается в поведении. В первую очередь это выбор игрушек и игр.

Девочки, как правило, предпочитают более спокойное времяпрепровождение в окружении любимых кукол. Мужские же игры более шумные, в них больше движения и подражания. Также по-разному дети реагируют на других малышей. Мальчики, как правило, легче идут на контакт, тогда как девочки более стеснительны. Тем не менее необходимо учитывать, что все дети все же индивидуальны. И если вы начнете сравнивать успехи своего малыша с тем, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, девочка может сильно вас удивить, равно как и мальчик. Вы неожиданно можете обнаружить, что ваша принцесса намного более активна и непоседлива, чем соседский мальчуган. Поведенческие особенности, соответствующие половой принадлежности, могут начать проявляться гораздо позже.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Таблица развития

Итак, примерные достижения малышей к концу первого года жизни определены. Более наглядно они будут показаны в таблице.

Это базовые знания, которые должен демонстрировать малыш в данном возрасте. Но если ваш ребенок еще не умеет делать чего-то из данного списка, это совсем не повод для паники. Возможно, в чем-то другом он опережает сверстников.

Что говорят специалисты

Если говорить с точки зрения науки о том, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, мнение специалистов в данном вопросе однозначно. Они говорят, что самое главное — помнить: каждый ребенок развивается по индивидуальному календарю. И если он не умеет делать всего, приписываемого данному возрасту медициной, это не значит, что он в чем-то отстает.

Очень часто мамы, переживая, пытаются силой заставить ребенка начать что-то делать. Это самое неправильное поведение, какое может быть у родителя. Не нужно давить на малыша и требовать от него невозможного. Врачи расширяют возрастной диапазон приобретения навыков до 2 месяцев. Вот если спустя этот срок ребенок не освоил все необходимые умения, это уже повод обратиться к врачу и приниматься за коррекцию. В данном случае очень важно не упустить время для лечения и не паниковать раньше срока. Именно при таком поведении малыш будет комфортно развиваться и не получит психологических травм.

Мнение доктора Комаровского

Очень многие мамочки воспитывают своих детей по методике доктора Комаровского. Известный педиатр имеет свою точку зрения на нормы развития детей. Говоря о том, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, Комаровский подчеркивает важность умения понимать речь. Малыш уже отвечает на просьбы и обращения взрослых движениями головы или рук.

В то же время доктор уверяет родителей, что не нужно слишком опираться на требования различных методик, а также сравнивать своего ребенка с другими. Позвольте расти малышу в комфортных условиях, когда он делает что-то только тогда, когда хочет. Основными моментами, где это правило должно работать, по мнению Комаровского, являются вопросы питания и приучения к горшку. В первом случае не нужно кормить ребенка по часам или тогда, когда вы считаете, что ему уже пора. Есть малыш должен только тогда, когда сам проголодался. Это основа правильной работы пищеварительной системы, желудочно-кишечного тракта и собственно развития ребенка.

Что касается горшка, то здесь также не надо опираться на успехи других детей. Если в 11 месяцев, эффект будет весьма нестойкий и вполне возможно, что, повзрослев, малыш начнет отвоевывать свои позиции. Именно поэтому важно начинать учить ребенка чему-то только тогда, когда вы видите, что он к этому готов.

Норма для каждого ребенка разная

Это ключевая мысль, которую должна осознать каждая мама, стремящаяся воспитать своего малыша в любви и ласке. Сравнивая успехи своего чада с тем, что дети должны уметь в 11 месяцев, главное — не принимать научные требования за Материнское сердце самое чуткое, и, если с малышом что-то не в порядке, вы и так это почувствуете без всяких сравнений.

Растите здоровыми

Наконец, до первого дня рождения осталось совсем немного, уже 11 месяцев ребенку. Развитие (что должен уметь) должно по-прежнему находиться под пристальным контролем родителей, чтобы на любые отклонения от нормы была немедленная реакция. Знакомясь с необходимыми навыками, которыми должен обладать ребенок данного возраста, очень приятно осознавать, что ваш малыш делает все перечисленное, значит, он развивается правильно. Однако в тех случаях, когда ребенок чего-то не делает, подождите немного, прежде чем бросаться к врачам и лекарствам.

Возможно, пройдет неделя, и он уже будет делать все в соответствии с наукой. Ведь на первом году жизни каждый день приносит что-то новое. Главное, пусть ваш малыш чувствует, что его любят, о нем заботятся, тогда и развитие его будет происходить намного правильнее.