Занятия по связной речи детей. Методические рекомендации к проведению занятий по развитию связной речи

Описание материала . Предлагаю конспект занятия по развитию связной речи для детей старшей группы (5-6 лет). Тема: Обучение рассказыванию, с использованием опорных картинок (пиктограмм, схем) «Волшебная корзинка осени». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы массового и коррекционного детского сада.

Конспект занятия по развитию связной речи

Старшая возрастная группа

Тема : Обучение рассказыванию, с использованием опорных картинок (пиктограмм, схем)

«Волшебная корзинка осени»

Программное содержание:

Уточнять и закреплять представления детей об овощах и фруктах. Расширять конкретные знания об их свойствах, вкусовых ощущениях, визуальных характеристиках.

Закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам, схемам; обогащать словарь детей.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, творческое воображение.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал к занятию:

Разрезные картинки с осенней тематикой, опорные картинки-схемы, музыкальная запись «Осенний вальс», корзинка с настоящими овощами и фруктами, опорные схемы.

Ход занятия:

Вводная часть.

Приветствие педагога.

Ребята, составьте картинки из частей, которые лежат у вас на столах.

Какое время года вы видите на картинках?

Дети отвечают:

1 часть

Звучит музыка «Осенний вальс». Заходит Осень с корзинкой овощей и фруктов.

Здравствуйте, дети, вот и пришёл мой черёд вступить в свои права. Вы рады встрече со мной?

Какие месяцы осени вы знаете?

Какой сейчас месяц?

Какой месяц следующий?

А вы знаете, что осень - самое богатое время года? Посмотрите, все деревья «в золоте».

А какой богатый урожай овощей и фруктов!?

Сейчас я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы будете доставать из моей корзинки.

Загадки:

1) Этот овощ быстро очень

Разгадаем, между прочим.

Он щекастый, красный, гладкий,

Он растет у всех на грядке.

Положи его на солнце.

Он дозреет у оконца,

Этот толстенький сеньор

Всем известный.....

(Помидор)

2) Без окон, без дверей

Полна горница людей.

3) Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Ответ: Яблоко)

4) Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет...

(Ответ: Банан)

5) Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

(Капуста)

6) Зреет он на огороде,

Слывёт ягодой в народе.

Гладкий, синенький пан -

С тонкой шкурой …

(Баклажан)

Предлагаю Вам поиграть в игру «Повара»

Игра «Повара»

Цель: обогащение словаря детей прилагательными.

Что можно приготовить из помидора?

Ответы детей:

Томатный сок, помидорный салат. А ещё его можно добавлять в супы.

Какие вкусные блюда и напитки из яблока вы знаете?

Ответы детей:

Яблочный пирог, фруктовый салат, яблочный сок,...

Осень и дети вспоминают и называют блюда из различных овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Ребятки, а сейчас давайте вместе будем ласково называть наши любимые овощи и фрукты.

Банан - бананчик

Огурец - огурчик

Помидор-помидорчик

Ананас - ананасик

Яблоко-яблочко

Апельсин - апельсинчик

Лук - лучок

Чеснок - чесночок

Физ.минутка «Листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

3 часть

Ребята, вы ответили на мои загадки. А теперь, я хотела бы, чтобы вы мне их загадали.

На фланелеграф помещает схему, по которой дети описывают фрукты и овощи, а Осень отгадывает.

1 ребёнок:

Этот овощ красного цвета, и иногда овальный, с плотной кожицей и сочной мякотью, немного сладковатый на вкус. Из него можно приготовить сок. Засолить на зиму в банки, сделать салат, и другие блюда.

Это конечно помидор, а ещё этот овощ называется томат.

Загадки загадывают несколько детей.

Релаксационная пауза.

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть. Я превращаю вас в осенние листочки и мы под музыку закружимся по группе, а затем, когда музыка зазвучит тише, вы все приляжете на коврик.

4 часть

Я нашла в корзинке конверт, в нём зашифрованы письма. Помогите, пожалуйста, мне их расшифровать.

Пересказ рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?»

Конспект занятия по развитию связной речи

Цель: развитие связной речи

Задачи:

Коррекционно – образовательные : расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Весна»;

Коррекционно – развивающие: развивать связную речь, память, внимание;

Воспитательные: формировать инициативность, самостоятельность.

Оборудование: прищепки, круг жёлтого цвета, адаптированный текст рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?», картинки к рассказу (прилагаются), фонограмма «Звуки весеннего леса», карточки (с изображением сороки, грача, жаворонка) для игры «Обведи по точкам», простые карандаши, карточка с условным обозначением слова – признака.

I. Организационный момент

Логопед вместе с детьми : — Здравствуйте, гости! Мы к себе вас приглашаем и улыбкой всех встречаем!

Логопед: — Ребята, у меня для вас загадка

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это что за время года?

Дети: — Весна.

Логопед : — Какое время года было до весны?

Дети: — Зима.

Логопед: — А какое время года будет после весны?

Дети: — Лето.

Логопед: — Вспомним признаки весны. Отвечаем так: «Весной солнце теплое».

Дети: — Весной солнце яркое (лучистое).

Весной небо высокое (чистое, голубое).

Весной прилетают перелетные птицы.

Весной на крышах появляются сосульки.

Весной земля мягкая (рыхлая).

Весной облака пушистые.

Весной на деревьях появляются душистые (липкие) почки.

Логопед: — Покажем, как мы радуемся весне. (Поднять руки вверх, улыбнуться)

Покажите, как вы радуетесь солнцу. (Голову наклонять вправо – влево, улыбнуться)

А теперь покажите, как вы испугались дождя. (Руки над головой)

Проходите на свои места.

II. Основная часть

Логопед : Сегодня мы будем учиться пересказывать рассказ Николая Ивановича Сладкова «Чья проталина?»

Чтение адаптированного рассказа , выставление картинок.

Увидела Сорока проталину и застрекотала: «Та-та-та-та… Моя проталина!» (карточка 1). А на проталине: семена, бабочка греется, жучки ползают (к. 2). Разинула Сорока клюв, хотела съесть жучка (к. 3). А тут откуда ни возьмись Грач. Он гаркнул: «Моя проталина. Я к ней из теплых стран торопился» (к. 4). На шум прилетел Жаворонок. Он защебетал: «Моя проталина. Я на ней родился» (к. 5). Пока они спорили, солнышко пригревало (к. 6). Оглянулись спорщики вокруг, и увидели, что на поле появилось много проталин (к. 7). Разлетелись птицы по ним весну встречать (к. 8). Песни петь, в земле рыться, червячка заморить (к. 9).

Логопед: — Ребята, давайте уточним, что такое проталина? (Место, где стаял снег, и открылась земля).

— Что значит Сорока застрекотала ? (Подала голос, издала звуки, напоминающие треск).

— Что значит выражение «Откуда ни возьмись»? (Появиться неожиданно, внезапно).

— Что значит гаркнуть ? (Подать громко голос).

— Что значит щебетать ? (Издавать пение).

— Что значит выражение «Заморить червячка»? (Утолить голод, немного поесть).

Вопросы по тексту

Логопед: — Что увидела Сорока?

— Что застрекотала Сорока?

— Кто оказался на проталине?

— Что хотела сделать Сорока?

— Кто появился неожиданно?

— Что гаркнул Грач?

— Кто прилетел на шум?

— Что защебетал Жаворонок?

— Пока птицы спорили, что происходило?

— Оглядевшись вокруг, что увидели спорщики?

— Куда разлетелись птицы?

— Как птицы встречали весну?

Логопед: — Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали.

Физминутка

Солнце засветило, (руки через стороны поднять вверх)

Сугробы растопило. (присесть)

Теплую погоду (встать)

Принесла весна. (руки развести в стороны)

Грачи к нам прилетают, (махи руками)

И еж (голову опустить, руки скрестить на груди)

С медведем знают, (ноги на ширине плеч, руки поднять вверх)

Пора им просыпаться, (потянуться)

Весною любоваться. (похлопать в ладоши)

Логопед: — Прослушайте рассказ еще раз.

Повторное чтение рассказа.

Логопед: — Чтобы красиво рассказ рассказать, нужно язычок размять.

Артикуляционная гимнастика

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель(цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). «Тви-тви-тви»,- быстро проносились ласточки над шумной речкой (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (упр. «Лопатка»). Сел язычок на пенёк (упр. «Грибок») и огляделся (упр. «Часики»). На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их то в одну сторону, то в другую («Часики»). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

Пересказы детей

Логопед: — Нам в группу передали коробку. Как вы думаете, что это за коробка?

Дети: — Посылка (бандероль).

Логопед: — Посылка адресована вам. Желаете узнать, что там? (Достать карточки для игры «Обведи по точкам»). Здесь волшебные картинки, чтобы их оживить, нужно обвести по точкам. (Раздать картинки) Ну а чтобы было все в порядке, пальцы делают зарядку.

Пальчиковая гимнастика

Мы лепили куличи, (движение «делаем пирожки»)

Прилетели к нам грачи. (изобразить птицу)

Этот грач испек пирог, (загибать пальцы на правой руке, начиная с большого)

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Ну а пятый не зевал, (потрогать мизинец)

И пирог у них склевал. (указательным пальцем правой руки постучать по левой ладошке)

Раз, 2, 3, 4, 5, (соединить пальцы правой и левой руки)

Фонограмма «Звуки весеннего леса»

Дети обводят картинки по точкам, затем проговаривают, кто у них получился.

Логопед: — Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Назови слово – признак»

Показать образец: К карточке-символу, обозначающей признак, поставить картинку с изображением птицы, которая получилась у каждого из детей. Например, смышленая (длиннохвостая, всеядная, внимательная, осторожная, хитрая) сорока; умный (красивый, сообразительный, наблюдательный) грач; маленький (певчий, пестрый, звонкий, пугливый, хохлатый) жаворонок.

Логопед: — Очень много красивых слов знаете, молодцы.

III. Итог

Логопед: — Ребята, сегодня мне с вами было очень интересно. Вы были очень внимательны, хорошо отвечали на мои вопросы, порадовали меня рассказами. Поэтому я всем вам говорю: «Спасибо!»

Картинный материал

Разделы: Работа с дошкольниками

Предварительная работа.

С детьми проводилась экскурсия на радио, телевидение, в издательство газеты. Цель – познакомить детей со средствами массовой информации. Расширить представление детей о профессиях, техническом прогрессе, о развитии средств коммуникации (радио, телевидение).

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Тема. Составление объявлений по типу “Найдена собака”.

Цель. Обучение детей устному составлению деловых бумаг-объявлений, состоящих из рассказов разных типов. Продолжать учить составлять рассказы описания и из личного опыта. Воспитывать чувства сострадания, желание помочь потерявшемуся животному.

Ход занятия

1. Оргмомент. Психогимнастика

Изобразите ласкового котенка, который просит молочка. Изобразите сердитого сторожевого пса, охраняющего свой дом. Изобразите потерявшегося щенка. Изобразите веселого щенка, который нашел хозяина.

2. Игра “Отвечалка”.

Ребята, у кого из вас есть домашние животные, поднимите руку.

Предлагает 3-4 детям ответить на вопросы:

Кто это? Как зовут? Какой он (она)? (сразу на 3 вопроса полным ответом, например, у меня живет кошка Муся, она ласковая.)

3. Игра “Угадай по описанию”.

Я предлагаю вам, дети, поиграть в игру “Угадайку”

Кто ещё не успел рассказать, какое домашнее животное у него, выходите по одному, описываете нам своего домашнего друга, а остальные должны угадать, кто это?

Кто первый догадался, поднимает руку.

3 – 4 человека описывают. Ребята угадывают.

4. Сообщение темы занятия.

Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Кажется, он потерялся. Давайте поможем щенку найти хозяина. Составим правильное объявление на телевидение и радио. И хозяин найдется.

Основная часть.

1. Просмотр видеоролика.

Ребята, нам нужно так описать щенка, чтобы хозяин сразу узнал его: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру. А чтобы вам было легче это сделать, посмотрите видеоролик о нем (3 мин).

2. Коллективное описание щенка.

  1. Какого размера щенок?
  2. Какая шерсть по цвету?
  3. Какая шерсть по длине?
  4. Как его можно назвать, лохматый или короткошерстый?
  5. Какие глаза? (большие, маленькие) Какой нос? (острый, тупой) Какие уши? (торчащие, висячие, маленькие, большие)
  6. Какой хвост?
  7. Особенности поведения.

3. Ситуация “Убеди маму”

Представьте, что вы нашли на улице щенка, принесли домой, объявляете маме, что вы нашли щенка и просите оставить его у нас дома. Попробуйте убедить маму, так описать щенка, чтобы он ей тоже понравился. Роль мамы берет на себя воспитатель. 2 – 3 ребенка описывают щенка, просят маму оставить его.

Хорошо, вы меня убедили. Мы оставим щенка себе, если не найдется настоящий хозяин, к которому щенок уже привык и очень по нему скучает.

4. Игра “Построй конуру”

Пока щенок остается у нас, мы построим ему конуру по точкам на листе бумаги… Надо не просто соединить точки, на каждое соединение необходимо назвать слово – действие, которое умеют делать собаки.

5. Знакомство с планом объявления (модели)

1) Заинтересовать слушателя специальными сигнальными словами (внимание, объявление)

2) Объявить о том, что случилось (найден потерявшийся щенок)

3) Приметы. Описать его характерные особенности (веселый, игривый…)

4) Оставить свой адрес или телефон. Попросить детей объяснить, как они думают, почему необходимо оставить адрес или телефон.

6. Коллективное составление объявление по смоделированному плану.

Воспитатель просит нескольких детей ответить на вопросы по плану объявления, из лучших ответов озвучивает объявление образец: “Послушайте, какое объявление мы с вами составили”.

1 Внимание, внимание!

2 Найден потерявшийся щенок

3 Приметы щенка: размер, цвет, лохматость, глаза, уши, нос, хвост, поведение (игривость), составить описание по видеоролику.

4 Тех, кто узнал щенка, просим обратиться по адресу 12мкр., Д/С №96, гр№10

7. Рассказы детей.

Вызываются 1-3 ребенка.

Ребята, кто хочет сделать это сообщение по телевизору?

По радио, пересказать объявление из газеты?

Оценка детей после каждого рассказа взрослым или детьми.

Итог

Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Он потерялся. Я даже не знала, что мне с ним делать. Но вы очень помогли и щенку. Составили правильное объявление на телевидение, газету и радио. И я уверена, что хозяин щенка обязательно найдется.

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия , Коррекционная педагогика

Задачи:

  1. Актуализировать словарь по теме «Посуда».
  2. Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».
  3. Учить составлять небольшой рассказ-описание по графическому плану.
  4. Развивать пространственные представления, память, внимание, логическое мышление.
  5. Развивать физиологическое дыхание.

Оборудование:

  • игра «Чего нет?»;
  • предметные картинки с изображением посуды;
  • телевизор, DVD-проигрыватель («видеосообщение от Федоры»);
  • мнемодорожки для составления предложений;
  • мнемотаблица на слово «чашка»;
  • игра «Собери разбитую посуду»;
  • опорные картинки к стихотворению «В руки мы картинки взяли» (посуда).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети входят в кабинет и останавливаются возле телевизора.

II. Введение в тему занятия.

1. «Видеосообщение от Федоры»: От нее убежала вся посуда, Федора искала ее, но не смогла найти, добрый волшебник сказал, что если она выполнит все его задания, то он поможет Федоре вернуть посуду. Федора просит детей помочь ей выполнить задания волшебника.

2. Игра «Чего нет?» – образование Р.п.ед.ч.

Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

  • У меня нет чашки.
  • У меня нет чайника. И т.д.

Картинки помещаются на фланелеграф.

Рисунок 1

3. Сообщение темы и задач занятия.

О чем мы будем сегодня говорить?

Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки о посуде.

III. Упражнение на пространственное ориентирование.

Назовите предмет, который находится справа от чашки.

Назовите предмет, который находится под самоваром. И.т.д.

Названные предметы убираются. Остается чашка.

IV. Работа с мнемотаблицей на слово «Чашка».

1. Рассматривание таблицы.

Рисунок 2

5 – Чашка.
7 – Ч – первый звук в слове «чашка».
3 – Из чашки пьют чай.
2 – Чай в чашку наливают из чайника.
8 – Под чашкой блюдце.
1 – Чашку ставят на стол.
6 – Чашка бывает разного цвета.
4 – На чашке рисуют цветочки, чай может иметь запах цветов.
9 – На чашке рисуют листочки, для заваривания собирают лист чая, сушат.

2. Дети называют, что где находится на таблице, логопед зарисовывает на доске.

V. Упражнение «Подуем на чай».

Дети встают около своих стульчиков, им раздаются плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

VI. Составление предложений по мнемодорожкам.

Рисунок 3

От Федоры убежала вся посуда. Расскажите, какая посуда убежала от Федоры.

От Федоры убежала голубая чашка.

От Федоры убежал красный чайник. И т.д.

VII. Игра «Склей разбитую посуду».

Дети получают конверты с разрезанными на 4 части картинками с изображением посуды.

Некоторая посуда разбилась. Соберите разбитую посуду и расскажите, что вы склеили. Не забывайте говорить, какого цвета ваша посуда.

Я склеила голубую чашку.

Я склеил зеленую кастрюлю.

VIII. Рассказывание рифмовки «В руки мы картинки взяли».

Рисунок 4

  1. Рассматривание картинок.
  2. Рассказывание стихотворения ребенком.
  3. Рассказывание стихотворения детьми и выполнение пальчиковой гимнастики.

В руки мы картинки взяли,
И посуду мы назвали:
Чайник, чашка, блюдце, вилка,
Миска, ложка, нож, бутылка.

IX. Отгадывание мнемозагадок.

Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались.

Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

Это кастрюля. Она бывает разного цвета. На похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она железная. У нее есть крышка, дно, стенки, ручки. В ней можно варить суп.

Рисунок 5

Это ложка. Она стального цвета. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – овальная. Она маленькая. Она железная. С ее помощью можно есть.

Рисунок 6

Это сковорода. Она стального цвета, бывает черная. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – круглая. Она бывает большая и маленькая. Она железная. В ней можно пожарить картофель.

Рисунок 7

X. Физкультурная минутка.

Посуда.

Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный,
Как начальник.
Надули животики: одна рука на поясе, другая изогнута – «носик».
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
Присели, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Кружатся, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Руки сомкнуть над головой.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
Ложатся на ковер, вытянулись.

XI. Составление рассказа-описания чайника.

1. Отгадывание загадки.

Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится.

2. - Мы будем учиться составлять рассказ-описание чайника.

3. На фланелеграф выставляется карточка с вопросом.

О чем мы скажем сначала?

Это чайник. Чайник – это посуда.

Логопед заполняет мнемотаблицу на доске.

Рисунок 8

4. На фланелеграф выставляется карточка с цветовыми пятнами.

О чем мы скажем потом?

О цвете.

Какого цвета наш чайник?

Чайник красный.

5. На фланелеграф выставляется карточка с изображением геометрических фигур

О чем нужно сказать теперь?

О форме.

Какой формы чайник?

Чайник круглый.

Аналогично разбираются следующие пункты плана:

6. Величина.

7. Материал.

8. Из чего состоит.

9. Для чего служит.

10. Составление рассказа-описания стула логопедом.
Это чайник. Он красный с белыми точками. Чайник круглый, пузатый. Он большой. Сделан этот чайник из глины, он глиняный. У чайника есть носит, крышка, ручка, стенки, дно. В чайнике можно кипятить воду, заваривать чай.

11. Составление рассказов-описаний детьми

XII. Подведение итогов занятия.

Что научились делать на занятии?

Что понравилось больше всего?

Федора приносит угощение для детей.

Тема: «Весна»

Цель:

Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схемы

Задачи:

1. Формировать навык составления описательного рассказа на тему «Весна» (с опорой на схемы), навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.

2. Расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Весна», «Поведение птиц, животных весной».

3. Совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объем кратковременной линейной памяти до семи элементов.

4. Развивать общую моторику.

5. Воспитывать доброту, отзывчивость.

6. Формировать правильное отношение к объектам природы.

Оборудование:

Схемы для составления описательных рассказов (солнце, небо, деревья, снег, земля, птицы и животные), ландыши из бумаги; магнитофон; диск с записью музыки; контурные изображения подснежников на каждого ребенка.

Организационный момент:

Л: Послушайте внимательно загадку.

Снег снова тает.

День прибывает,

Ночь убывает.

Подснежник расцветает.

Когда это бывает? (Весной)

Л: Сколько весенних месяцев? Как они называются? Какой месяц самый холодный (теплый)?

Что вы знаете о весне как о времени года?

Д: Весной солнце пригревает и тает снег. На крышах появляются сосульки. Птицы прилетают из теплых краев. В лесу на проталинах появляются первые цветы – подснежники. На деревьях набухают почки и появляются листочки.

Л: Вы назвали приметы весны. Приметы – это отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь.

Основная часть

1. Составление предложений по схемам

Л: Сегодня я к вам пришла с букетом из ландышей – это тоже весенние цветы, они не простые, а с сюрпризами – схемами, которые помогут нам составить рассказ о весне. Вот наш первый помощник первый ландыш-сюрприз. (Логопед размещает на доске схему «солнца»). О чем мы будем составлять предложения?

Д: О солнце.

Л: Какое бывает солнце?

Д: Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое.

Л: А как солнце светит и греет весной?

Д: Весной солнце светит ярко, но греет не так сильно как летом.

Л: А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Логопед размещает на доске схему «неба»).

Д: О небе.

Л: Что можно сказать про весеннее небо?

Д: Небо весной голубое, но бывает серое, хмурое.

Л: Что вы можете сказать о снеге весной? (Логопед размещает на доске схему «снега»).

Д: Снег темнеет, тает, превращается в воду.

Л: Что вы можете сказать о растениях, их наряде? Какими деревья становятся в начале весны, какими в конце? (Логопед размещает на доске схему «дерева»).

Д: Сначала на деревьях появляются почки, а потом первые листочки.

Л: О чем теперь будем составлять предложение? (Логопед размещает на доске схему «земли»).

Д: О земле.

Л: Что вы можете сказать о земле весной?

Д: Земля освобождается от снега, появляется трава и цветы.

Проведение динамической паузы

Тихо звучит музыка.

Л: Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения.

Солнце пригревает. В полях снег тает. Птицы прилетают. Подснежники расцветают. Дети поднимают руки вверх, разведя пальцы как лучи. Наклоняются вперед, одновременно делая взмахи руками в стороны. Выполняют резкие взмахи руками как крыльями. Приседают на корточки, руки перед собой, пальцы сжаты в кулачки. Выпрямляются, медленно поднимая руки вверх. Соединяют руки в виде цветочного бутона.

Л: Пока мы играли, появился новый ландыш со схемой. (Логопед размещает на доске схему «птицы»). О ком мы будем говорить?

Д: О птицах.

Л: Какие изменения происходят в жизни птиц весной?

Д: Птицы прилетают к нам из теплых краев и начинают вить гнезда.

Л: Для чего птицы вьют гнезда?

Д: Чтобы отложить яйца и вывести птенцов.

Л: Как люди могут помочь прилетающим птицам?

Д: Они строят для птиц скворечники.

Л: Что делают животные весной? (Логопед размещает на доске схему «животные»).

Д: Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

2. Развитие психологической базы речи

Логопед собирает букет из ландышей-схем и предлагает детям разместить их на доске в том же порядке. Дети выполняют задание.

3. Составление описательного рассказа по схемам

Л: Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про весну, т.е. составьте рассказ.

Дети составляют рассказ-описание по схемам.

Образец рассказа.

Весной солнце светит ярко, но греет не так сильно как летом. Небо весной голубое, но бывает серое, хмурое. Снег темнеет, тает, превращается в воду. Появляется трава и цветы. На деревьях сначала появляются почки, а потом первые листочки. Птицы прилетают из теплых краев и начинают вить гнезда, чтобы отложить яйца и вывести птенцов. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

Итог занятия

Л: Дети, что вам запомнилось, понравилось?

Вот и пришла пора расставаться. Вы все хорошо отвечали на вопросы. Старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам подснежники. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о весне – прекрасном времени года, ее приметах.

прислала

Лукина Т. А.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ" . Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в