Образовательный портал. Планирование и организация коррекционного часа в логопедической группе

В логопедической группе особенно важно, насколько тесно сотрудничают учителя-логопеды и воспитатели. Одним из средств осуществления такого взаимодействия являются коррекционные часы, которые проводятся воспитателями по заданиям учителей-логопедов.

Очень важно проводить коррекционный час систематически, не заменяя его другими видами деятельности. Коррекционный час проводится ежедневно во второй половине дня. Его продолжительность регулируется программными требованиями, определёнными для каждой возрастной группы ДОУ.

Коррекционный час представляет собой фронтальную работу с детьми - обязательный, ежедневно повторяющийся комплекс упражнений и заданий, предлагаемый учителем-логопедом согласно календарного и перспективного планирования.

Фронтальная работа включает в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию артикуляционной и мелкой моторики, дыхательной функции, развитию всех компонентов импрессивной и экспрессивной речи (грамматического строя речи, фонетических и фонематических представлений, диалогической речи, речевого общения в целом), а также неречевых психических функций (слухового, речеслухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти и т.д.)

Ежедневный комплекс - артикуляционная и дыхательная гимнастика, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и совершенствование всех компонентов речевой системы, подвижные игры и упражнения.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно в начале коррекционного часа. Выполнение упражнений возможно строго при наличии у ребёнка индивидуального зеркала, которое должно быть устойчивым и соответствовать гигиеническим требованиям. Необходимость зеркала при выполнении артикуляционных упражнений объясняется возрастными несовершенствами детского развития – они пока ещё не ощущают положения своего тела и его частей в пространстве. Ввиду этого детям необходим зрительный контроль над выполнением упражнений. Кроме того важно не только организовывать зрительный контроль, но и привлекать тактильные ощущения, подготавливая детей к выполнению упражнений без зрительной опоры (старшая и подготовительная к школе группы), поскольку наличие последней не всегда возможно в процессе свободного общения. Ребёнок должен уметь ощущать и контролировать себя с опорой на эти ощущения.

Перед началом выполнения артикуляционной гимнастики у каждого ребёнка обязательно должен быть индивидуальный платочек или салфетка. Сразу после выполнения упражнений зеркала и салфетки убираются воспитателем.

При выполнении артикуляционной гимнастики воспитатель, в зависимости от возраста детей, должен являться образцом выполнения данных упражнений. Так, в младшей группе обязателен показ упражнения воспитателем и синхронное с детьми его выполнение. В средней группе возможно выполнение упражнений по речевой инструкции, но, при затруднении, воспитатель так же демонстрирует образец. Наконец, в старшей и подготовительной к школе группах проведение артикуляционной гимнастики ограничивается чёткой речевой инструкцией воспитателя.

Для проведения артикуляционной гимнастики воспитатель обязан знать и владеть методикой, знать цель каждого артикуляционного упражнения и уметь чётко и правильно выполнять все упражнения комплексов.

Особо следует обратить внимание воспитателей на контроль за качеством выполнения упражнений детьми. Важно следить за продолжительностью данного этапа, которая составляет 5-7 минут (вне зависимости от возраста детей). Количество повторов каждого упражнения не должно превышать 6 раз, но и не должно быть меньше 3-х (в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда) и выполняться строго под счёт до 6-ти. После каждого выполнения воспитатель обязательно напоминает детям о необходимости сглотнуть слюнки.

Дыхательная гимнастика включается в структуру коррекционного часа логопедом по необходимости, исходя из особенностей детей группы, и представляет собой комплекс последовательных упражнений по развитию физиологического и речевого дыхания. При проведении дыхательных упражнений воспитатель должен строго следовать методическим рекомендациям и инструкциям к ним (не поднимать плечи, не надувать щёки, придать определённое положение ребёнку и т.п.)

Пальчиковая гимнастика является следующим немаловажным компонентом ежедневного комплекса упражнений. Игры и упражнения для гимнастики подбираются с учётом возраста детей и тематического плана (лексических тем). Несмотря на кажущуюся простоту этого вида работы, он играет значительную роль в речевом развитии дошкольников. От качества выполнения упражнений для развития тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук зависит эффективность коррекционной работы в целом (овладение графомоторными навыками и речевое развитие в общем).

Специфика выполнения игр и упражнений для развития мелкой моторики определяется возрастом детей. В младшей группе движения выполняются каждой рукой в отдельности. В средней группе допускается объединение движений обеих рук, т.е. выполнение движений обеими руками одновременно. Для детей старшей и подготовительной к школе групп обязательно выполнение упражнения обеими руками одновременно.

Для повышения качества выполнения упражнений детьми воспитатель должен сам чётко знать текст упражнений и соответствующие ему движения и требовать того же от детей. При этом темп речи и выполняемых движений должны совпадать. Для этого обязательно заранее ознакомиться с текстом упражнения и знать его наизусть, что позволит осуществлять адекватный контроль за выполнением детьми задания и оказывать необходимую помощь при затруднениях.

Игры и упражнения на развитие и совершенствование всех компонентов речевой системы – это задания, которые подбираются учителем-логопедом для закрепления материала, пройденного на подгрупповых логопедических занятиях. Они соответствуют возрасту детей и этапу коррекционной работы специалиста.

Подвижные игры и упражнения подбирают с учётом возрастных особенностей детей, специфики речевых недостатков, этапа коррекционной работы и тематического планирования.

В процессе проведения подвижных игр закрепляется и автоматизируется пройденный материал. Кроме того, посредством подвижных игр решаются важные воспитательные задачи.

Следует отметить, что для организации и проведения коррекционного часа воспитателю необходимо иметь картотеку соответствующего игрового (игрушки, настольные игры и т.п.), иллюстративного и речевого материала:

Комплект предметных картин (демонстрационных и индивидуальных) по лексическим темам;

Комплект развивающих и дидактических игр в соответствии с возрастом детей и программными требованиями;

Комплект сюжетных картин для составления предложений, рассказов;

Картотеку речевого материала (стихов, загадок, рассказов, сказок, пословиц и поговорок) согласно тематическому плану;

Картотеку пальчиковых игр и упражнений согласно перспективному плану на год;

Картотеку подвижных игр и упражнений в соответствии с лексическими темами.

Комплекты специального иллюстративного (предметные и сюжетные картины, схемы) и речевого материала для закрепления знаний и умений, полученных детьми на логопедических занятиях (для работы над слоговой структурой речи, автоматизацией различных групп звуков, для закрепления лексико-грамматических категорий и т.п.)

Продолжительность фронтальных занятий регулируется программными требованиями и возрастом детей (для младшей группы – 10-15 минут, для средней группы – 15-20 минут, для старшей группы – 20-25, для подготовительной к школе группы – 25-30 минут).

Индивидуальная работа воспитателя с детьми направлена на развитие и совершенствование звуковой культуры речи и соответствует этапу коррекционной работы учителя-логопеда с каждым из детей группы.

Содержание каждого этапа работы регламентируется учителем-логопедом.

Воспитатель обязан четко придерживаться рекомендаций логопеда, осуществлять постоянный контроль за речью каждого ребенка, т. е замечать в детской речи дефектное произношение автоматизируемого звука и своевременно и тактично его исправлять.

Особенность индивидуальной работы состоит в том, что воспитатель организовывает её не только во второй половине дня, но и в любое свободное время. Для проведения индивидуальной работы воспитатель должен знать особенности речевого недостатка каждого ребенка, этап коррекционной работы с дефектно произносимым звуком, должен владеть методикой работы со звуками. С этой целью учителя-логопеды составляют экран звукопроизношения, где наглядно изображен звуковой профиль группы.

Для проведения индивидуальной работы в групповом помещении должен быть оформлен “речевой уголок”, оборудованный детским рабочим столом, настенным зеркалом, отвечающим гигиеническим требованиям, индивидуальными гигиеническими салфетками, картотекой комплексов артикуляционных упражнений, картотекой комплексов дыхательной гимнастики, картотекой иллюстративного, речевого и игрового материала для отработки звукопроизносительных навыков со всеми группами звуков на различных этапах коррекционной работы, картотекой игр и упражнений для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, картотекой иллюстративного и речевого материала для отработки всех типов слоговой структуры.

Продолжительность индивидуального занятия с каждым ребенком не должна превышать 10 – 15 минут, в зависимости от его индивидуальных и возрастных особенностей.

При проведении индивидуальной работы воспитатель должен находиться рядом с ребёнком перед зеркалом, что обеспечит необходимый зрительный контроль за движениями и положением органов речи. Индивидуальная работа должна проводиться в условиях максимальной сосредоточенности ребенка и минимальном постороннем шуме.

Наконец, надо сказать, что воспитатель сам, прежде всего, должен являться образцом речи и поведения для детей. Он обязан пристально следить за правильностью, грамотностью и точностью построения собственных фраз и предложений, инструкций, за распространённостью и эмоциональной окрашенностью собственной речи, за тактичным обращением с детьми, имеющими особенности как речевого, так и психосоматического развития. Воспитание правильной речи у детей должно стать первостепенной задачей, которую решать надо повсеместно и каждому участнику всего коррекционно-образовательного и воспитательного процесса вне зависимости от этапа работы, режимного момента или возраста детей. Комплексное и компетентное воздействие на развитие детей, высокая заинтересованность и участие педагогов и специалистов групп позволят значительно повысить эффективность коррекционной работы и сократить её сроки.

Учителями-логопедами МБДОУ “Детский сад компенсирующего вида №1” города Салават составлен и апробирован сборник подобных комплексов для работы с детьми во всех возрастных речевых группах ДОУ. Пособие соответствует программным требованиям, перспективному планированию коррекционно-развивающей работы и предназначено для воспитателей и учителей-логопедов речевых групп ДОУ компенсирующего и комбинированного вида.

Хочется надеяться, что с помощью этого пособия воспитатели и учителя-логопеды смогут наиболее эффективно и методически верно организовывать коррекционную работу с дошкольниками, имеющими речевые патологии.

Коррекционная работа воспитателей логопедических групп

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Однако ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных речевых навыков недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в домашних условиях. Помощь в этом логопеду должны оказать воспитатели, специалисты детского учреждения и родители.

Коррекционная работа в детском саду строится по четко выработанному плану, которого должны придерживаться все участники педагогического процесса. Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь её осуществления - это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных задачах и методах коррекционной работы).

К коррекционным задачам воспитателя логопедической группы относятся:

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Развитие правильного речевого дыхания.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Развитие фонематических представлений.

Целенаправленная активизация отработанной лексики.

Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

Формирование связной речи.

Закрепление навыков чтения и письма.

Основными направлениями коррекционной работы воспитателя являются:

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.

Пальчиковая гимнастика - выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день, а также во время занятий как общеобразовательной, так и коррекционной направленности.

Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

Коррекционная работа также проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. Иногда работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Также он включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т.д.

Индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия (коррекционный час). Время проведения: после сна, перед полдником, в утренний отрезок времени перед завтраком.

Длительность группового и подгруппового занятия 20 - 25 мин., индивидуального - от 5 до 15 мин. На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей.

Примерная структура коррекционного часа:

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).

Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук (4 мин).

Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (7 мин.).

Физкультминутка (2 мин.).

Повторение лексико-грамматических упражнений (например: согласование числительного с существительным, изменение окончаний в падежных конструкциях» (3-5 мин.).

Упражнения и игры на развитие общей и мелкой моторики (2 мин.).

Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).

В тетради по взаимодействию специалистов воспитатель указывает, кто из детей не справился с тем или иным заданием, чтобы, по возможности, включать эти задания в индивидуальную работу, рекомендовать их родителям для закрепления дома.

С целью формирования лексико-грамматических навыков, расширения словаря, развития связной речи специалисты группы организуют свою работу в рамках определенной лексической темы .

Работа по лексической теме продолжается в течение недели. Тема определяет содержание дня, является центральной в планировании. Например: тема «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья». Воспитатель и специалисты планируют занятия в соответствии с этой темой. На математике воспитатель может использовать для счета осенние листочки от разных пород деревьев и упражнять детей в согласовании числительных с существительными, в это время дети рисуют, лепят осенние деревья и т.д. Занятие по развитию речи, которое проводит воспитатель, должно быть обязательно связано с лексической темой.

Если педагоги, занятые в коррекционном процессе, будут выполнять свои функциональные обязанности, то успех логопедической работы будет гарантирован.

Библиографический список

Алябьева Б.А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. Кн. 1. М.:ТЦ Сфера, 2006.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985.

Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: Гном-Пресс, 2004.

Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе: пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. М.: Гном-Пресс, 1999.

Левченко А.Н. Коррекционные возможности режимных моментов в ДОУ // Логопед. 2005. №6.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: Просвещение, 1999.

Анализ коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда

Занятие проводилось с подгруппой детей старшей логопедической группы с ОНР по теме .

Цели занятия «Зимующие птицы» . Закреплять у детей правильное употребление предлогов в, на, под, уточнять их пространственное значение. Развивать связную речь. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве. Уточнять и вербализировать пространственные отношения между предметами. Воспитывать гуманное отношение к природе.

На занятии я выясняла представления детей по теме : «Предлоги в, на, под. Зимующие птицы» . Дети вспоминали признаки зимнего времени года. Называли птиц нашего края, которые улетают в тёплые края и остаются зимовать. Находили в предложениях маленькие слова (предлоги, которые помогали определить местонахождение предметов. В ходе выполнения заданий у детей развивалось логическое мышление, воображение.

На занятии я использовала различные способы организации детей и обработки учебной информации, что позволило мне постоянно держать внимание детей, развивать у них познавательную активность. Для закрепления ранее усвоенного детьми материала использовала различные задания, в ходе которых были задействованы слуховые, зрительные, двигательные анализаторы .

В связи с тем, что задания были разнообразны и интересны, дети работали продуктивно. Для активизации слабых детей использовала приём повторения материала за более успешными детьми.

Для реализации коррекционной цели я включала в занятие специальные коррекционно -развивающие упражнения :

Для развития мышления (Загадки, «Зимующая – перелётная»

«Подбери однокоренное слово» );

Памяти ( «Покорми птичку» , схемы предлогов)

Внимание ( «Кто, где спрятался?» , «Узнай по описанию» .

Использовала задания с опорой на несколько анализаторов : слуховой и зрительный (беседа о зиме, слуховой и двигательный (физ. минутка, для развития мелкой моторики, дыхания, мимической мускулатуры – пальчиковая гимнастика и массаж. Параллельно с коррекционно - развивающими целями решалась и воспитательная цель : воспитывать гуманное отношение к природе, воспитывать умение слушать других, не перебивая, работать и играть в коллективе.

Структура занятия соответствует дидактической цели. Каждый этап занятия был завершён и подчинён общей дидактической цели с поэтапным усложнением заданий.

Для реализации поставленных целей я использовала различные методы и приё мы :

Осуществлялась постоянная смена видов учебной деятельности детей, что позволяло мне заинтересовать их и удерживать внимание детей на долгое время.

Введение проблемной ситуации (деревья и птицы замерзают зимой, поэтому надо им помочь : птиц накормить, а деревья укрыть снегом) позволила мне вызвать у детей эмоциональный отклик и интерес к разнонаправленным мыслительным и практическим действиям.

В занятие я включила задания , предполагающие самостоятельную деятельность детей - у детей была возможность самим участвовать в процессе (нарисовать корм в кормушке для птиц) .

Для большей заинтересованности детей, развитие зрительного анализатора , использовала достаточно простые и доступные яркие, красочные наглядные пособия, которые стимулировали также и интеллектуальный компонент. Я считаю, что подобранные игры и упражнения соответствуют возрасту и способностям детей данной подгруппы. Поставленные цели я реализовала и достигла определённого результата.

Сегодня на занятии меня порадовали своими ответами Никита, Илья. Полина,

а Данил обычно активный на занятиях , были застенчив.

Схема действий педагога и детей на занятии .

1. Шум ветра.

Переключение внимания, сосредоточение на новом объекте. Формирование мотива, анализ предстоящих действий.

2. Беседа о зиме.

Сенсорное обследование (включение зрительных, слуховых анализаторов, рождение образа-представления)

3. Схемы предлогов В, НА, ПОД.

Уточнение представлений о местоположении; слуховое, двигательное обследование.

4. Дидактические игры.

Коррекция зрительного восприятия на основе заданий в узнавании, различении и соотнесении понятий и предметов.

5. Работа с карточками.

Развитие логического мышления, внимания, воображения.

6. Результат.

Эмоциональное переживание, удовлетворение результатом. Итог занятия.

Самоанализ занятия

Занятие по формированию грамматических категорий.

«Тема : Предлоги в, на, под. Зимующие птицы» .

Цель : Уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы» .

Закреплять у детей правильное употребление предлогов в, на, под, уточнять их пространственное значение.

Развивать связную речь.

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве.

Уточнять и вербализировать пространственные отношения между предметами.

Воспитывать гуманное отношение к природе.

Задача направлена на активизацию психических функций направленные на решение педагогических задач, соответствует возрасту детей их индивидуальным особенностям. Методы, включённые в занятие, выполняли не только учебную, но и развивающую функцию

4. Тип занятия - обобщающее занятие: на котором обобщается и систематизируется знания детей по теме.

5. Использовала наглядные пособия, которые выступали в роли не только эмоционального (развлекательного) фона, но и стимулировали интеллектуальный компонент, активизировали устное высказывания детей и были направлены на решение определённой дидактической задачи.

Оборудование : снежинки; дерево; шапочки с изображением зимующих птиц; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, дерева с дуплом; схемы предлогов в, на, под; карточки с изображением солнышка и снежинки; «кормушки» для птиц; карандаши; кассета с аудиозаписью ветра.

6. Модель занятия:

Организационный момент.

Массаж мимической мускулатуры,

Развитие мелкой моторики, дыхания.

Постановка проблемы

Актуализация опорных знаний и представлений детей

Динамическая пауза

Устные ответы детей

Итог

Психогимнастика.

Структура занятия соответствовала цели; выбранные методы работы (Наглядные : опосредованное наблюдение. Словесные : обобщающая беседа. Практические : дидактические игры, упражнения.) на каждом этапе, скомбинированы таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности детей на занятии, реализуя тем самым охранительный режим обучения.

Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой

Включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций

Задания с опорой на несколько анализаторов.

Принцип мотивации к учению достигался через методы

Постановки законченных инструкций

Включение в занятие современных реалий

Создание условий для достижения, а не получения похвалы

Проблемные задания, познавательные вопросы.

8. Дидактические цели занятия реализованы. Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. В ходе занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а так же развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления.

Поведение детей на занятии в силу их индивидуальным особенностям было организованным, дисциплинированным, заинтересованным, самостоятельным.

Таким образом, чёткая постановка целей занятия, определение его структуры и преемственности этапов, отбор методов с опорой на несколько анализаторов и определение их последовательности, учитывая дидактическую функцию наглядности и организующую роль педагога - все эти условия помогли осуществить учебный процесс на занятии с положительным результатом.

Проведение коррекционного часа.

Коррекционный час проводит воспитатель во второй половине дня. Занятия воспитателя ни в коем случае не должны дублировать занятия логопеда.

К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:

Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Фамилии детей, задания, результаты занятия отражаются в специальной тетради, которая заполняется ежедневно

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Работая с детьми в продолжение всего дня (в отличие от логопеда) воспитатель имеет возможность многократно активировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.

Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи. Контроль за поставленными звуками находит отражение в специальной таблице.

Развитие у детей внимания и всех видов памяти (зрительная, слуховая, вербальная) не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов

Совершенствование словесно-логического мышления ребенка, использование пословиц, загадок.

Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда по 3-5 минут в любое свободное время. Пальчиковая гимнастика служит хорошим и полезным отдыхом в середине занятия.

Развитие умения соотносить движения с речью.

Развитие диалогической речи. Мы считаем, что каждый сотрудник д\с должен служить примером речевого поведения для детей: употреблять вежливые формы обращения, уметь задать вопрос и ответить на него, выразить просьбу, высказать пожелание и этого же требовать от детей.

Некоторые виды коррекционно – логопедической работы, которые можно использовать при проведении логопедического часа.

Лексическая тема: «Откуда хлеб пришёл?»

Артикуляционная гимнастика.

Выполняется детьми сидя за столами перед индивидуальными зеркалами. Цель упражнений: развивать артикуляционную моторику, упражнять детей удерживать заданную артикуляционную позу.

«Улыбка», «заборчик», «Логопедический оскал», «Дудочка», чередование «улыбка –дудочка», «Мост», «Лопата», «Лопата копает», «Парус», чередование « Парус – мост», «Вкусное варенье»

Упражнения для постановки голоса:

А) произнесение длительного звука ММ

Б) произнесение длительного звука ммм с добавлением гласного звука

В) произнесение рядов гласных на одном выдохе.

Г) произносить на одном выдохе короткую пословицу, например: Хлеб - всему голова (нет шипящих звуков, нет Р).

Развитие словесно – логического мышления. Обсуждение пословицы.

Упражнения на развитие мимической мускулатуры. Выполняется стоя.

Утром солнышко проснулось, улыбнулось. дети улыбаются.

Посмотрело солнышко на землю – удивилось, изображают удивление

Как много ростков пшеницы зеленеет на полях

Ай! Жадные жуки напали на ростки изобразить страх, ужас

Прилетели птицы, склевали жуков, губы сложить в «клювики»

И снова солнышко радуется, Изобразить радость

смотрит ласково, согревает пшеничные всходы. Ласково улыбнуться.

Формирование речевого дыхания

«Колоски» - дуть на колоски 2-3 минуты, следим, чтобы дети не поднимали плечи, не надували щёки.

Пальчиковая гимнастика

Слышен летом до заката гул комбайнов у реки, (ритмично сжимают – разжимают кулачки)

И везут на элеватор урожай грузовики. (Хлопки ладонями и кулачками)

По дорогам пыль клубится, (Вращение руками, пальцы сжаты в кулачок)

Едет в кузове пшеница (сделать «ковшик» – раскрыть «ковшик»)

Кукуруза едет, рожь…(2 раза сделать и раскрыть «ковшик»)

Урожай у нас хорош!! (ритмично сжимают – разжимают кулачки).

Лексическая работа . «Перепалка» - поделить детей на 2 команды, чья команда вспомнит больше названий изделий из муки.

Развитие слухового внимания. Игра «Каша»

Каша в поле росла, дети идут по кругу, руки вверх подняты, пальчиками шевелят

К нам в тарелку пришла. Приседают, «шагают» пальчиками по ковру

Всех друзей угостим, по тарелке дадим.

Дети встают, поднимают с пола контейнеры, наполненные крупами, (манной крупой – 2 штуки, гречневой крупой – 2 штуки, рисом – 2 штуки, овсяными хлопьями 2 штуки, фасолью – 2 штуки, вермишелью – 2 штуки) в полной тишине потряхивают их, ищут пары по звуку контейнеров. Логопед спрашивает каждую пару детей, что в их контейнерах, как дети об этом догадались. Какая – то пара наполнителя не подходит к остальным. Почему? Фасоль – это бобовая культура, остальные крупы и макароны сделаны из злаков.

9. Развитие зрительного восприятия. «Конверты» - у детей на столах разложены конверты с разрезными картинками по теме «Хлеб». Дети собирают картинки, ориентируясь на образцы, выставленные на доске.

10 Развитие тактильных ощущений. «Угадай, что в мешочке». Мешочки наполнены разными крупами. Дети, ощупывая мешочки, должны догадаться, чем они наполнены.

11. Работа над просодической стороной речи.

Повторить за логопедом предложения с разной интонацией: Мы испекли каравай. Мы испекли каравай? Мы испекли каравай!

Ответить на вопрос, услышав логическое ударение: Мама купила торт? Мама купила торт?

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы:

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Закрепления произношения поставленных логопедом звуков. Целенаправленная активизация отработанной лексики. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале. Формирование связной речи. Закрепление навыков чтения и письма.

Основные направления коррекционной работы воспитателя

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.

Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

Корригирующая минигимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепления звукопроизношения. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.

Содержание данных занятий определенно программой:

а) проговаривание слогов. Слов, предложений на закрепляемый звук;

б) повторение скороговорок. Коротких рассказов, стихов;

г) повторение лексико-грамматических упражнений;

д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Фронтальные занятия по программе ДОУ (и в соответствии с календарным планом логопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.

Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепление речевых навыков в повседневной жизнедеятельности детей.

Связная речь – задачи: Звуковая культура, грамматический строй, лексическое богатство. Диалогическая форма речи: спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику. Монологическая форма речи: значение структуры текста (начало, середина, конец). Виды высказываний: описание, повествование, рассуждение.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка, в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Дошкольный возраст – это период становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное речевое развитие в дошкольном детстве является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивном периоде развития. Чем раньше начато обучение языку, тем свободнее ребенок им пользуется в дальнейшем. В последние годы повышается уровень работы по развитию речи детей ДОУ. Мы педагоги стали уделять больше внимания общению с детьми не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Организуя общение, проявляем доброжелательность, стремимся строить взаимоотношения на основе взаимного доверия и творческого содружества. Поощряем инициативы высказывания детей, внимательно выслушиваем, отвечаем, выполняем просьбы.

Освоена система работы по воспитанию у детей звуковой культуры речи, позволяющая с помощью игровых приемов упражнять детей в отчетливом произношении. Слаженно в этом плане мы воспитатели работаем с логопедом. Многие задачи решаем с помощью учителя-логопеда.

Заметно улучшилась работа по формированию грамматической стороны речи. Эффективнее стала использоваться система упражнений по составлению старшими детьми различных синтаксических конструкций. Мы анализируем оформление ответов детей, исправляем ошибки морфологического и синтаксического характера. Большое внимание уделяем словарной работе, которая расширяется при развитии детского кругозора. Объясняем детям незнакомые слова, стремимся уточнить и активизировать словарь, необходимый ребенку для общения. Мы не игнорируем сферу общения детей друг с другом и со взрослыми, овладения коммуникативными умениями, стараемся решать задачи воспитания, культуры речи и культуры общения. Мы хорошо понимаем роль обучения родному языку в общем психологическом развитии (в развитии мышления, воображения, памяти, эмоции). Современные технологии развития речи ориентируют нас воспитателей на формирование у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.

Только взаимосвязь разных речевых задач (воспитание звуковой, формирование грамматического строя речи, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи. Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, а затем совместно с ним.

При рассматривании картин дети учатся отвечать на вопросы по содержанию картины и подводятся к составлению рассказов, сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно. При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы по описанию игрушки, ее качества, действий, на назначении хорошо знакомых предметов и подводятся к составлению рассказов об игрушке. Совместное рассказывание предполагает обучение детей построению коротких связных высказываний. Воспитатель начинает предложение – ребенок заканчивает его. Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). При описании предмета сначала он называется, затем рассказываются его качества, свойства, назначение, цвет, форма, а затем особенности и характерные признаки предмета (объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты, одежда, картинки). При обучении составлению рассказов повествовательного типа надо развивать у детей умение видеть структуру рассказа (начало, середина, конец) активизировать глагольную лексику в определенной ситуации.

В своей работе воспитатель учитывает разный речевой уровень детей, пришедших из семьи в детский сад, поэтому к этим детям индивидуальный подход, большая индивидуальная работа; дополнительные занятия вне занятий, и с их родителями, чтобы закрепляли с детьми упражнения дома.

Индивидуальная работа развивает речевые способности каждого ребенка. Воспитатель руководит развивающей игрой на уровне равного партнера.

Детям с высоким уровнем развития речи воспитатель предлагает короткие, но довольно сложные по содержанию схемы (Наступила… Ребята… Они стали… Была… И тогда…). В индивидуальной работе детям легче обучаться рассказыванию, они ко мне ближе, доверительнее, разговорчивее (начинают говорить об игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни).

Одним из важных средств развития детей является создание развивающей среды. В группе должны быть оборудованы уголки: «Наша улица», «Окно в природу», уголок исследования, «Маленькие умники», разные виды театров, «ателье Мальвины», музыкальный уголок, «Нам весело», «Магазин», «Библиотека», «Почта», «Парикмахерская». Знакомство детей с Донским краем по карте, с логопедической полянкой – обучающая детей рассказыванию, мышлению, развивает фантазию, сшить «Капельку» – она знакомит детей с настроением, развивает экологические знания, речь, мышление, дети делают выводы при рассказывании о времени года.

Центральное место воспитатель отводит развитию диалогической речи. Общаясь с детьми, стараясь заинтересовать во всех сферах современной деятельности на специальных занятиях. Ко воспитателю в группу поступают дети шести – семилетнего возраста, из детских садов, большинство детей правильно произносят звуки родного языка, но над постановкой некоторых звуков приходится работать специальными упражнениями и большое место уделяется индивидуальной работе с этими детьми. Отрабатывается силу голоса, темп речи, интонацию, задавать вопросы, радоваться, удивляться эмоционально, стараясь раскрепостить детей, войти к ним в доверие, а это постигается в играх с детьми на равных, а задачи ставятся незаметно для детей и добиваться своей цели. Воспитатель дает детям разнообразные схемы, по которым они повествуют свои рассказы. Сначала учит детей строить высказывания из трех предложений, затем усложняет. К самостоятельному высказыванию подводит в игре (драматизации знакомых сказок). В своей работе воспитатель должен учитывать разный речевой уровень детей, поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком в игровой форме на занятиях и в не. Продолжая решать задачу обогащения лексики (словарного состава слов, совокупность слов употребляемыми детьми) особое внимание уделяется качественной стороне, увеличивается словарный запас (синонимами) или противоположными (антонимами). В играх с детьми возрастает удельный вес простых, распространенных предложений. Дети начинают замечать свои ошибки и сами исправляют их. Особое внимание уделяется распространенным предложениям, синтаксической стороне речи – умение строить не только простые, но и распространенные, сложные предложения разных типов. Составлению коллективного письма заболевшему ребенку (дети диктуют, воспитатель пишет, затем дети слушают, о чем они писали). В группе вводится новый вид работы – «ознакомление со словесным составом предложения». Подводим к тому, что речь состоит из предложений, предложение и слов, слова из слогов и звуков, то есть, вырабатываем у детей осознанное отношение к речи, подготовки к усвоению грамоты.

Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций является необходимым для развития связной речи, так как они составляют основной ее фонд.

В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) учим детей связно, последовательно, выразительно передавать текст без помощи взрослого, интонацией передавать диалог действующих лиц и характеристику персонажей. В рассказывании по картине учим самостоятельно составлять описательный рассказ по ее содержанию, указывать место и время действия, придумывание событий предшествующих изображенному и последующих за ним. Проводим занятия по серии сюжетных картин, они формируют у детей умения развивать сюжетную линию, придумывают название рассказа в соответствии с содержанием. На занятиях по рассказыванию об игрушках учим детей составлять рассказы и сказки соблюдая композицию, выразительность, дети дают их описание и характеристику. Часто составляем рассказы из собственного опыта: на занятиях, на прогулках и в свободное время. Рассказы описательные, повествовательные и смешанные. Учим детей понимать тему высказывания, строить различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить, озаглавить.

Дети в логопедической группе сложные их речь в полном объеме не соответствует норме. Поступивших детей совместно с логопедом можно условно разделить на две группы. В первой группе 70% детей, которые овладели фразовой речью. Они отвечают на вопросы, могут без помощи воспитателя составить рассказ по картине, пересказать простой текст, рассказать об хорошо известных, интересных событиях. Анализ их речевой продукции позволяет говорить о том, что объем обиходного словаря, приближается к не высокой норме. Отмечается при беседе с детьми рост количества слов, появление однородных членов. Дети стремятся пользоваться разными типами предложений. Делают ошибки в смещении и замене, пропускают звуки, переставляют их, особенно в малоизвестных словах: шестофор (светофор), саморубка (мясорубка), калявства (лекарства) и т.д. Они уверенно справляются с выделением заданного звука, слышат и определяют место изучаемого звука в слове. Овладевают с трудом навыками звукового анализа, прямого слога и односложных слов. Структура сложносочиненных предложений упрощена (Таня рисовала дом, а Маша лепила гриб.) Имеются случаи пропусков членов предложений, особенно подлежащих.

Ограниченность речевых средств наиболее ярко проявляется при выполнении заданий связанных со словоизменением, словообразованием. Когда проводим анализ речевой деятельности, наших детей, позволяем считать, что словарный запас недостаточно точен. Дети говорят словами конкретно означающие предметы и действия, мало слов обозначающих отвлечение, обобщение. Больше трудности испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов. Метафоры и сравнения вообще не доступны для их понимания. Часто заменяют слова, словами близкими по ситуации: (фонтан, водичка, льется) галстук – ленточка, конура – дупло, стрекоза – муха, жук. Значительные трудности испытывают при самостоятельном образовании слов: например, профессий, от названий действий (строить – строитель); существительных от названий признаков (красный-краснота); антонимов типа (густой – редкий, мягкий – чёрствый).

У детей с ОНР ошибки с употреблением форм множественного числа: путают окончания слов (домы, гнёзды), неправильно склоняют: он, она, оно, они. В активной речи чаще употребляют хорошо отработанные предлоги (в, на, под). Замечается ограниченность речевого общения, отставание в развитии познавательной деятельности, не позволили детям овладеть сложными предлогами (из-за, из-под, между, над и т.д.).

Отвечая на вопросы, дети делают ошибки. При обследовании детей данные свидетельствуют, что дети в простых сочетаниях правильно согласуют прилагательные с существительными. Но стоит усложнить задание, и дети делают ошибки. Это связанно с недостаточной дифференциацией форм слов.

Вторую группу образуют дети 30% с более ограниченным опытом, несформированными языковыми средствами. Уровень речевых навыков у них ниже, чем у детей первой группы. Когда составляют рассказы по картинке, этим детям требуется словесные и изобразительные подсказки. При рассказывании у этих детей появляются длительные паузы. Уровень самостоятельности при высказывании недостачен, эти дети ждут помощи воспитателя. При беседе с этими детьми, отмечаем нарушения модели предложений: пропуски главного и второстепенного членов предложения, опускаются, неправильно употребляются союзы, сложные слова. Диапазон слов не велик. В ряде упражнений не могут добавить недостающего слова помыслу: греет…, стрекочет…, порхает…; задания на подбор однокоренных слов, синонимов, составление сложных слов им недоступны. Недостаточно усвоили эти дети, обобщающие слова: транспорт, обувь, профессия и т.д. Дети заменяют родовые понятия видовыми: деревья-елочки, головные уборы-шапки.

Таким образом, несмотря на значительное продвижение в речевом развитии детей обнаруживаются заметные различия между группами в области связной речи. Таким детям нужны больше внимания, индивидуальный подход к каждому

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» города Губкина Белгородской области.
В группах детей компенсирующей направленности с ТНР воспитатели проводят логопедический час в вечерние часы по закреплению знаний детей по заданию учителя-логопеда. Предлагаю учителям-логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности конспект логопедического часа.

Конспект логопедического часа в подготовительной группе детей с ТНР

Задачи:
1. Закрепить знания о домашних животных и их детенышах.
Совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные.
2. Активизировать в словаре детей обобщающие понятия «зимующие птицы, головные уборы, домашние животные, дикие животные» и т. д.
3. Закреплять умение штриховать предмет, пользуясь различными видами штриховки.
4. Воспитывать самостоятельность.
Ход:
1.Фронтальные задания.
1) Игра «Различи звуки на слух и выполни движение»
Воспитатель. Звуки З и Ж хотят с вами поиграть, если вы услышите в слове звук З – хлопните в ладоши, услышав звук Ж – топните ногой (замок, жаба, зайка, зубы, кожа, Зоя, важный, жилетка, коза, жасмин, ваза, жираф, тужурка, роза)
2) Игра «Назови три предмета»
Педагог бросает мяч ребенку.
Воспитатель. Я знаю три названия воздушного транспорта
Ребенок. Самолет, вертолет, космический корабль
Воспитатель. Я знаю три названия зимующих птиц
Ребенок. Воробей, сорока, ворона
Воспитатель. Я знаю три названия домашних животных
Ребенок. Корова, собака, свинья
2. Групповое занятие с тремя детьми.
Задачи:
1. Закреплять умение выполнять звуковой анализ слова КОЗЫ, определять позицию звука в слове. Закрепить умение выкладывать слово КОЗЫ из букв.
Ход.
Воспитатель. Отгадайте мою загадку: Ме-ме-ме поет, молоко дает.
Дети. Коза.
Воспитатель. Кто такая коза?
Дети. Коза – домашнее животное.
Воспитатель. Как мы называем коз, когда их много?
Дети. Козы.
Воспитатель. Сейчас мы выполним звуковой анализ слова КОЗЫ. Давайте произнесем это слово. Какой первый звук вы слышите в этом слове?
Дети. В слове КОЗЫ первый звук К.
Воспитатель. Расскажите все о звуке К.
Дети. Звук К – согласный, глухой, твердый.
Воспитатель. Каким квадратом мы обозначим звук К?
Дети. Синим.
Воспитатель. Какой второй звук в слове КОЗЫ?
Ребенок. В слове КОЗЫ второй звук О. Звук О – гласный.
Воспитатель. Назовите третий звук в слове КОЗЫ и расскажите все о нем.
Ребенок. В слове КОЗЫ третий звук З. Звук З – согласный, звонкий, твердый. Воспитатель. Какой квадрат вы возьмете, чтобы обозначить звук З?
Ребенок. Синий, потому что звук З твердый.
Воспитатель. Назовите четвертый звук в слове КОЗЫ и расскажите все о нем.
Дети. В слове КОЗЫ четвертый звук Ы. Звук Ы – гласный.
Воспитатель. Сколько слогов в слове КОЗЫ?
Дети. В слове КОЗЫ два слога, потому что в слове КОЗЫ два гласных звука О, Ы.
Воспитатель. Где стоит звук К в слове КОЗЫ?
Дети. Звук К стоит в начале слова.
Воспитатель. Выложите слово КОЗЫ из букв. Прочитайте слово.
2 группа. Три ребенка.
Задачи:
1. Закрепить названия домашних животных, их детенышей.
2. Совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные.
3. Развивать у детей тонкую моторику пальцев рук, зрительный контроль.
4. Воспитывать настойчивость.
Ход.
Воспитатель предлагает детям обвести по точкам контур домашних животных (корову, собаку, лошадь) и заштриховать их, используя заданный вид штриховки.
Воспитатель. Кого вы заштриховывали?
Дети. Я заштриховал корову, проводя линии слева направо. Я заштриховал собаку, проводя линии сверху вниз. Я заштриховал лошадь, проводя линии наискосок.
Воспитатель. Кто у коровы детеныши?
Ребенок. Телята.
Воспитатель. Как называются детеныши собаки?
Ребенок. Щенки.
Воспитатель. Кто у лошади?
Ребенок. У лошади жеребята.
Воспитатель показывает картинку с изображением собаки
Воспитатель. Чья это голова?
Дети. Собачья.
Воспитатель. Чей это хвост?
Дети. Собачий.
Воспитатель. Чьи это уши?
Дети. Собачьи.
Воспитатель. Чьи это рога?
Дети. Коровьи
Воспитатель. Чья это грива?
Дети. Лошадиная.
3. Индивидуальные занятия.
Первый ребенок.
Задачи:
1. Развивать связную речь, умение составлять рассказ по серии картинок «Беляк-шалун»
2. Закрепить произношение звуков Л, Ль., умение грамматически правильно строить предложения.
3. Воспитывать самостоятельность.
Задание: разложить самостоятельно картинки, составить рассказ о котенке.
Следить за правильным произношением звуков Л, Ль.
Второй ребенок.
Задачи:
1. Закреплять умение дифференцировать звуки Р – Л в предложениях (по рабочей тетради ребенка).
Упражнение «Повтори за взрослым предложение».

Поможем Петушку.

■ развивать внимание, мышление, восприятие, воображение;

■ совершенствовать мелкую моторику, координацию слов и движений;

■ активизация словаря по теме: «Домашние птицы», упражнять в сравнении утки и курицы;

■ отработка согласования существительных с числительными;

■ воспитывать самостоятельность, умение мыслить.

ОБОРУДОВАНИЕ:

картинки из серии «Домашние птицы», кубики Никитина, палочки Кюизенера, схемы, цветные карандаши, незаконченные рисунки с утенком, контурное изображение петуха, краски, игрушка цыпленок.

Дети, посмотрите, какой необычный петушок пришел к нам в гости. Вы узнали, из какой он сказки?

(ответы детей).

Да, он из сказки «Петух и краски» В.Сутеева.

Как вы думаете, хорошо ему гулять нераскрашенным? Сможем ему помочь?

(ответы детей).

Конечно, поможем ему! Он станет разноцветным, когда мы выполним различные задания. После выполнения каждого задания будем дарить петушку по одной краске.

1 .-(Раздается писк цыпленка) Дети, я расскажу о чем он просит.

Помогите малышам,

Потеряли дети мам,

Без родителей, одни Попадут в беду они.

Я рассказ начну, а вы кончайте, Хором, дружно отвечайте:

Кого они ищут?

Игра «Доскажи словечко»

Шею вытянул гусенок Озирается спросонок,

Еле-еле соню сына

Под крыльцом нашла... (гусыня).

А кто папа у гусят? (гусак)

вывешивается картина «Гуси»

Эй, утята, вы куда? Здесь собачья будка! Ждет вас около прудa

Ваша мама... (утка).

Кто папа у утят? (селезень) (вывешивается картинаУтки»)

Ну-ка марш назад цыплятки. Залезать нельзя на грядки! Ищет вас. волнуется Ваша мама... (курица).

Кто папа у цыплят? (петух). (вывешивается картина «Куры»)

Что стряслось у индюшат. Почему они спешат?

У сарая за кадушкой Червяка нашла... (индюшка)

Кто папа у индюшат? (индюк). (вывешивается картина «Индюки»)

Молодцы, помогли малышам найти своих родителей. И теперь они вместе гуляют по двору. Скажите, кто с кем гуляет?

Курица и петух гуляют с цыплятами. Индюшка и индюк гуляют с индюшатами. Утка и селезень гуляют с утятами.

Гусак и гусыня гуляют с гусятами.

Дети, вы справились с заданием поэтому дарим петушку краску

Дети, посмотрите, вот забор. А за забором птичий двор.

Посмотрите внимательно и догадайтесь, кто за ним прячется?

(нарисунке видны лапки петуха, уточки, кота и курочки.

Ребята, а курочка и уточка поспорили, кто из них лучше.

Скажите, чем они отличаются? Чем похожи? (ответы детей).

Молодцы, давайте подарим петушку еще одну краску.

Дети садятся за столы.

Посмотрите. плавает утенок в пруду. А на берегу нет ни песочка, ни травки. Нарисуйте такой берег, чтобы утенку было весело гулять.

(Дети выполняют задание)

Молодцы, хорошо и правильно выполнили задание. Подарим петушку краску.

Наши пальчики немного устали, пусть немного отдохнут и разомнутся. Давайте возьмем колючие мячи и вспомним наше упражнение.

Дети проговаривают слова и сопровождают движениями рук в соответствии с текстом).

Я мячом круги катаю

Взад вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку.

Я сожму его немножко.

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

А потом опять начну.

А теперь последний трюк,

Мяч летает между рук.

Дети кладут мячи в коробочку и садятся за столы. На столах палочки Кюизенера и кубики Никитина.

Ребята, нужно сложить по схемам уточку, гусенка, цыпленка, курочку. (после выполнения задания, сравнивается по схемам правильность задания)

Молодцы! Дарим петушку краску.

Игра с мячом «Сосчитай».

в - Один петух, два.
Д - петуха.
в - пять...
Д - петухов.
в - Один индюк, два
Д - индюка.
в - пять...
Д: - индюков.

Давайте встанем в круг и поиграем. Я буду называть число и птицу, а вы будете отвечать.

Молодцы, дарим петушку еще одну краску.

Давайте подойдем к нашему петушку и скажем волшебные слова.

Ты немножко покрутись в разноцветного петушка превратись.

(нераскрашенный петух «превращается» в разноцветного).

Вы, дети, молодцы. Помогли петушку и узнали много о жизни домашних птиц.

Подумайте и скажите для чего нам нужны знания о домашних птицах.

Проведение опыта.

Почему говорят: « В воде купался, а сух остался»

Цель:- формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; - развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

Материал: емкость с водой; перья гусиные и куриные.

Проводим опыт: Обратить внимание на перья на столе. Предложить различить и разобрать на куриные и гусиные.

Версии: гусиные перья не намокают, они покрыты жиром. Предложить опустить перья в тазик с водой по очереди. Разложить на две кучки: на намокшие и сухие.

Вывод: - Гусиные перья сухие или с капельками. Они не намокли, они смазаны жиром; - Куриные перья намокли, все слиплись, стали похожи на полоску, с них течет вода. Не зря говорят: "Ты, как мокрая курица" Каждое живое существо имеет свою среду обитания и приспособлено к ней. Гусь приспособлен жить в воде, а курица на суше.

Программные задачи:

  • Закрепить представления детей о хвойных и лиственных деревьях;
  • Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду;
  • Обогащение лексики родственными словами к слову «лес», прилагательными, глаголами;
  • Закрепить название лиственного, хвойного, смешанного леса;
  • Упражнять в обобщении и классификации;
  • Упражнять образовывать относительные прилагательные от названий деревьев;
  • Упражнять в употреблении в речи сложноподчиненных предложений с придаточными причины;
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику кистей рук;
  • Воспитывать бережное отношение к лесу.

Дети, вы сегодня были на прогулке в лесу. Как только об этом узнал ваш друг Буратино, то очень расстроился. Как же вы его забыли? Вы теперь много узнали нового, а он ничего не знает о лесе. Я пообещала ему, что вы его обязательно возьмёте на следующую прогулку. И вот он уже готов. Ждет с нетерпением прогулки в лес. Чтобы не было скучно в пути, мы возьмём с собой песенку.

Песня «Осенняя прогулка».

(Дети останавливаются около фланелеграфа, на котором картинки с изображением деревьев: хвойных – сосна, ель; лиственных – береза, дуб, тополь, рябина, липа, клен).

Вот мы и пришли!

Здравствуй лес!

Дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Сколько здесь деревьев и все разные. В какой же лес мы пришли? (В смешанный).

А если бы в лесу росли одни елочки и сосны, то, как бы он назывался? (Хвойный).

А какой лес еще бывает? (Лиственный).

Почему его так называют? (Потому что на деревьях растут только листики, а не хвоя).

Дети, расскажите Буратино, как называются деревья, которые растут на опушке леса? (Дети перечисляют).

Буратино: Я уже запомнил и сейчас все назову. (Начинает называть и допускает две ошибки путая сосну и ель).

Правильно назвал деревья Буратино? Где он ошибся? Чем отличается сосна и ель? Почему Буратино их спутал? (Дети называют отличия и сходство сосны и ели).

Буратино: Я тоже хочу вас проверить, хорошо ли вы знаете деревья? Мне очень нравятся два дерева и о них я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:

«Богатырского сложенья

Он раскидист и высок,

Желуди на нем растут,

Угадай, как его зовут»

«Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке

В белом сарафане»

Буратино спрашивает, почему эти деревья мне нравятся? Дети, вы не поможете мне ему объяснить? (Дети рассказывают о дубе и березе. Дуб – какой? Береза – какая?).

Пока мы говорили о сосне да ели, дубе и березе, другие деревья загрустили. Им обидно, что о них ничего не сказали. А разве они плохие? Давайте мы им сделаем приятное, мы их похвалим. Клен – какой? Рябина – какая? Тополь – какой? Липа – какая?

Дети, вот видите, как повеселели деревья, им очень приятно, что так хорошо о них рассказывали.

Буратино любит играть и предлагает, чтобы мы поиграли с деревьями. А любимая игра у него – «прятки». Сначала вы спрячетесь за кленовые листочки, которые лежат у ваших ног. А когда откроете глаза, то отгадайте, что изменилось, какое дерево спряталось или поменяло свое место. (Игра проводится 2-3 раза).

Физкультминутка. Игра с мячом.

(Дети стоят в кругу).

Воспитатель бросает мяч и говорит:

Одна береза, а пять… (ребенок добавляет… пять берез и бросает мяч воспитателю).

Одна сосна, а семь… семь сосен и т.д.

Дети, где растут все эти деревья? (в лесу).

Конечно, мы сейчас в большом лесу, а, знаешь ли, Буратино, как называется маленький лес?

Конечно, знаю! Лесок! А какие слова еще образовались от слова «лес»?

Нет, больше я не знаю. А вы ребята, знаете? Подскажите, пожалуйста.

Дети, вы не только должны называть слово, но и объяснить Буратино, что оно обозначает. (Лесочек, лесник, лесная, лесовичок, подлесок).

Буратино загрустил ему стыдно, что он так мало знает. А ведь ему тоже хочется, чтобы его взяли в школу. Но мы ему будем помогать готовится. Давайте покажем Буратино, как мы умеем составлять предложения.

Проведем игру «Подберем пару».

(У детей картинки с изображением дерева, а у воспитателя – с изображением веток от этих деревьев).

Ребенок говорит:

Мне нужна сосновая ветка, потому что у меня сосна и т.д.

(Последний раз предложение произносит Буратино и очень рад, что произнес правильно).

Вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Но ведь нельзя же вернуться без подарка. Давайте хотя бы соберем осенний букет из листиков.

Пальчиковая гимнастика «Листья».

Раз, два, три, четыре, пять – хлопки в ладошки.

Будем листья собирать: энергичное сжимание:

Листья березы кулачков

Листья рябины загибание пальцев

Листья тополя по одному, начиная с

Листья осины большого

Листья дуба

Мы соберем сжимание кулачков

Маме осенний букет

отнесем «хождение» в воздухе пальцами.

Почему мы собрали в букет только подарки лиственных деревьев, а не взяли веточки ели и сосны? (Потому что деревья осенью сбрасывают листья, а у хвойных пришлось бы их отламывать, а этого делать нельзя).

«Давайте лес любить, оберегать

И взрослым в этом помогать

Беречь леса, поля и реки

Чтоб сохранилось все на веки».

(Дети с песенкой возвращаются с прогулки из «леса»).

«Теплый ветер гладит лица,

Лес шумит густой листвой.

Дуб нам хочет поклониться,

Клен качает головой.

А кудрявая березка

Провожает всех ребят,

До свиданья, лес осенний

Мы уходим в детский сад»

Индивидуальная работа (за столом).

Воспитатель дает задание:

1) Штриховка изображения ели наклоном в правую и левую сторону от центра;

2) Рисование хвои на еловой ветке;

3) Нанизывание рябины на проволоку – изготовление бус.

(Работают над одним заданием по парам, сравнивая свои работы).

Воспитатель индивидуально занимается с детьми по заданию логопеда.

1 задание – подбери действия к предмету.

Ребята, отгадайте загадку: «Без чего на белом свете, взрослым не прожить и детям. Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная (семья).

Правильно, это семья. А что такое семья? (Это родные люди, которые живут вместе). Семья есть у каждого из нас. Сегодня утром вы заметили изменения на нашей «волшебной» стене, что там появилось нового? А помогать сегодня будут нам, как всегда, наши чудесные язычки. Мы сделаем упражнения для языка «Лошадка». «Поскакали», пойдемте за мной.

Ребята, а наша доска мне показывает, что все вы пришли утром с хорошим настроением (нет ни одного синего кружка). Мне это очень приятно.

А что еще вы видите на нашей «волшебной» стене? (это фотографии вашей семьи).

Скажите, как зовут вашу маму, папу? Подумайте, как будут звать вас, когда вы будете взрослыми?

А кто еще есть на вашей фотографии?

А сколько человек всего в вашей семье? Посчитаем?

Подойдем к ковру, а язычки нам в этом помогут (упражнение «Лошадка»), садитесь, чтобы вам было удобно.

А как мы можем сказать про своих родственников, какие они?

Игра «Подбери признаки».

Подберите, как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке, сестрах и братьях.

Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, веселая, хозяйственная.

Папа (какой) - строгий, умный, сильный, спортивный, высокий, требовательный.

Бабушка (какая) - старенькая, седая, хозяйственная, отзывчивая, гостеприимная, мудрая, заботливая.

Дедушка (какой) - старый, мудрый, седой, трудолюбивый, мастеровой.

Сестра \ брат - веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, плаксивая, маленькая, большая, любимая, родная.

Ребята, в семье люди любят друг друга. Мы общаемся ласково со своими родственниками.

Игра «Назови ласково».

Мама - мамочка, мамуля, мамуленька, мамулечка, маменька.

Папа - папуля, папочка, папулечка.

Бабушка - бабуленька, бабулюшка, бабулечка, бабунюшка.

Дедушка - дедуля, дедулечка, дедунюшка.

Сын - сыночек, сынишка, сынуля, сынулечка.

Дочь - доченька, дочуленька, дочурка.

Внук - Внучок, внучек, внучечек.

Внучка - внученька, внучечка.

В семье все заботятся друг о друге и выполняют домашние обязанности и у нас с вами есть еще задание, которое нужно сделать, а помогут нам в этом наши язычки.

Упражнение «Качели».

(Выполнение заданий логопеда за столами)

1. Доделай бахрому на салфетке.

2. Помешай суп в кастрюле.

Ребята, я предлагаю вам игру и нам, еще раз, помогут язычки.

Упражнение «качели» для языка.

Игра «А ты мне кто»?

Вы встанете в круг, ведущий спрашивает:

«Я - мама, а ты мне кто?» (дочка, сын). Кто ответит становится ведущим и задает вопрос: «Я папа, а ты мне кто? Я брат, а ты мне кто? Я - бабушка, я - тетя, я - племянница, я - дедушка, я - муж».

Молодцы, ребята.

«Физкультминутка»

Но в это время: «Устала наша бабушка

Присела на порог:

«Куда пропал, куда пропал,

Куда пропал внучек?»

Подумала, поохала,

Пошла вокруг да около

Искать внучка сначала».

Я уже знаю, как зовут ваших родителей и вас, когда вы вырастите? Но имена есть не только у вас, но и наших пальчиков. Давайте вспомним, есть у нас: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. И дадим им порученье:

Пальчиковая гимнастика:

Большому - дрова рубить,

Указке - воду носить,

Середняку - печку топить,

Безымянке - обед варить,

А мальчишке - песни петь,

Песни петь, да плясать

Родных братьев забавлять.

Вот какие у нас есть пальчики, которые помогают нам в семье.

Ребята, а что еще необходимо семье? (Семье необходим дом). Может быть семья без дома? А может быть дом без семьи?

Как мы можем зайти в дом? (дом начинается с двери).

А где у нас в группе находятся замочки? Подойдите к ним, а язычки нам помогут.

Чистоговорка

Ва-ва-ва, дедушка колет дрова.

Ву-ву-ву, папа косит траву.

Ги-ги-ги, бабушка печет пироги.

Лы-лы-лы, мамочка моет полы.

шу-шу-шу, я весело пляшу.

Откройте замок, который вам нравится.

Упражнение «Открой замок»

У меня есть домики, но какие они грустные, пустые, а почему они грустные?

Подумайте, как можно оживить эти домики? (Включить свет, чтобы засветились окна).

Как мы можем это сделать? (с помощью пластилина, карандаша)

Выберите себе домик. Сегодня мы с вами будем «рисовать» пластилином. Вспомним, как нужно это сделать. Скатываем шарик, разминаем его, кладем на середину окошка и начинаем пальчиками растягивать и пододвигаем к углам и сторонам окна.

Выполнение работы.

У нас с вами есть у всех дома, утром семья уходит из дома, родители на работу, дети - в детский сад и школу, а вечером вся семья собирается дома и в квартирах загорается свет.

Очень хорошие, веселые домики у вас получились.

Показ слайдов о семье.

Ребята очень хорошо, когда вся семья собирается дома, когда все вместе вечером и ярко светят окна в каждой квартире. Где нас всегда любят и ждут.