Праздник воздушного флота: российские летчики отмечают День ВКС. День воздушно-десантных войск россии День авиации в августе

История возникновения праздника такова. В 1917-1930 годах в молодой Советской республике стремительными темпами развивалось авиастроение, авиационный спорт и военное применение авиации. Популярность авиации среди населения не имела равных себе.

Развитие авиации в СССР можно иллюстрировать следующими важнейшими событиями тех лет:

1 мая 1918 года на Ходынском поле состоялся первый военный и авиационный парад войск Московского гарнизона.

В нём участвовали пехотные части, кавалерия, артиллерия и бронемашины, а также первые авиационные отряды, причём многие самолёты имели ещё опознавательные знаки Русской Армии.

С Красной площади, после митинга, сюда прибыл В.И.Ленин (в сопровождении Н.К.Крупской и М.И.Ульяновой). Он осмотрел ангары, самолеты, беседовал с летчиками и авиатехниками.

После прохождения пехоты, артиллерии, кавалерии взоры всех устремились к небу, где летчик И.Н.Виноградов на самолёте Ньюпор-21 совершил полёт над Ходынкой и выполнил фигуры высшего пилотажа.

17 января 1921 г. - принят первый советский законодательный акт по авиации - Декрет «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и над её территориальными водами».

1 мая 1921 г. - открылась почтово-пассажирская авиалиния Москва-Орёл-Харьков (обслуживалась старыми самолётами «Илья Муромец»).

1 мая 1922 г. Открылась первая в СССР международная авиалиния Москва-Кённигсберг (авиакомпания Дерулюфт).

9 февраля 1923 г. - Совет Труда и Обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации» - официальная дата создания гражданской авиации.

8 марта 1923 г. - создано Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ), которое принимало участие в оборудовании аэродромов, собирало средства на строительство самолётов для Военно-воздушных сил РККА, проводило Всесоюзные планерные соревнования в Крыму.

17 марта 1923 г. - создано Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота - «Добролёт» с уставным капиталом 2 млн. рублей золотом. Основной целью ставилась организация воздушных почтово-пассажирских и грузовых авиалиний, а также развитие отечественной авиационной промышленности.

3 сентября 1923 г. - В.И.Ленин и Н.К.Крупская внесли шесть личных червонцев золотом в АО «Добролёт» для покупки пассажирского самолёта Юнкерс Ю-13 «Правда».

23 января 1927 г. - образовано Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству - ОСОАВИАХИМ (с 1951 -ДОСААФ СССР, с 1991 - РОСТО).

20 марта 1930 г. - на базе аэромеханического факультета МВТУ им. Баумана образовано Высшее аэромеханическое училище (с 29 августа - Московский авиационный институт).

26 июня 1930 г. - под Воронежем под руководством Л.Г.Минова началась первая в СССР массовая подготовка парашютистов для выполнением прыжков с самолёта. Этот день считается днём рождения советского парашютного спорта.

В ноябре 1932 года командующий ВВС РККА Я.И. Алкснис внёс на рассмотрение Революционного Военного Совета (высшего военного органа СССР) предложение ВВС об учреждении нового праздника - «Дня авиации», «с целью дальнейшей популяризации гражданской и военной авиации в массах»

Праздник предлагалось проводить ежегодно в августе ("наилучшем времени по метеоусловиям, после подготовки в летних лагерях личного состава ВВС") в виде авиационных парадов, с демонстрацией лучших образцов военной и гражданской авиации, пилотируемых лучшими военными и гражданскими лётчиками, а также с участием выдающихся спортсменов авиаторов и парашютистов.

Ранее регулярных авиационных праздников ни в царской России, ни в СССР не было.

Указанное предложение было рассмотрено в Правительстве и ЦК, после чего 28 апреля 1933 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление № 859 «О праздновании дня воздушного флота Союза ССР».

Так, с 1933 года возникла традиция ежегодно 18 августа проводить празднование Дня Воздушного Флота СССР. Этот праздник был установлен как для военных и гражданских авиаторов, так и для разработчиков и создателей авиатехники.

День Воздушного Флота СССР праздновался ежегодно 18 августа вплоть до 1980 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» было установлено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа.

В дальнейшем, в Домодедово проводились воздушные показы новых образцов военной и гражданской авиатехники (последний в 1967 г.).

В 1977 году в Тушино состоялся авиационно-спортивный праздник спортсменов ДОСААФ, посвящённый шестидесятилетию Великого Октября.

В 70-е и 80-е годы центральные авиапарады не проводились.

Однако, традиция проведения воздушных праздников, посвящённых Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном (местном) уровне. Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском (силами лётчиков-испытателей ЛИИ), в Монино, в Кубинке и других городах авиационной принадлежности.

Начиная с 1955 года и по 1991 год празднование Дня Воздушного Флота СССР открывалось торжественными заседаниями проводимыми руководителями ВВС Минобороны, Минавиапрома, Министерства гражданской авиации, ДАСААФ.

Первое торжественное заседание состоялось в 1955 году в зелёном театре Парка им. Горького (участвовал Г.К.Жуков), а последнее состоялось 16 августа 1991 г. в Концертном зале им. Чайковского (участвовали почти все члены будущего ГКЧП).

Все торжественные Собрания представителей трудящихся г. Москвы и воинов столичного гарнизона, посвященные Дню Воздушного Флота СССР, проводились по одному сценарию.

Проводились они в пятницу (ближайшую к Дню Авиации) поочерёдно в Центральном театре Советской Армии, Колонном зале Дома союзов и в Концертном зале им. Чайковского.

Официальная часть открывалась весьма представительным президиумом из числа руководителей ВВС и авиационных отраслей, генеральных и главных конструкторов авиатехники, спортсменов-чемпионов авиаторов, космонавтов СССР.

С основным докладом выступал как правило Главком ВВС, иногда Министры авиационной промышленности и гражданской авиации. Потом выступали передовики производства из авиапрома и чемпионы, рекордсмены авиаспорта. Официальная часть длилась около 1,5 часов.


Ежегодно в третье воскресенье августа Российская Федерация празднует День Воздушного Флота России. Этот праздник отмечается согласно Постановлению Верховного Совета РФ № 3564-1 от 28.09.1992 г. «Об установлении праздника День Воздушного Флота России».

День Воздушного флота России (ранее известный как День Авиации) - профессиональный праздник всех пилотов воздушного флота, авиаторов и работников авиационной инфраструктуры России. В этот день традиционно проводятся праздничные мероприятия, посвященные Дню Военно-воздушных сил России, с показательными выступлениями пилотажных групп, вертолетов и парашютными прыжками.

Праздник День Авиации 18 августа: из истории праздника

У Дня Воздушного флота России два отца-основателя: Николай II и Иосиф Сталин. Они оба в разные годы в августе отдали значимые для отечественного воздухоплавания распоряжения. 12 августа 1912 года последний русский царь повелел сформировать при Главном управлении Генштаба первую в стране часть военно-воздушных сил и передать в ее ведение все вопросы развития нового рода войск. А через два десятка лет «вождь всех народов» установил в Советском Союзе традицию праздновать День воздушного флота СССР. Этот праздник (также известный как Всесоюзный день авиации, или День Авиации) был закреплен Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 апреля 1933 года № 859, в честь выдающихся достижений учёных, авиационных конструкторов, работников авиационной промышленности, лётного и технического состава ВВС РККА.

Первое празднование Дня воздушного флота прошло 18 августа 1933 года. В этот день на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе в Москве был организован авиационный праздник, на котором продемонстрировали образцы советской авиационной техники, мастерство и мужество авиаторов. На воздушном параде присутствовали члены советского правительства во главе со Сталиным. Долгие годы День воздушного флота отмечался 18 августа и стал всенародным праздником. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» было установлено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа.

Эта традиция была продолжена и в постсоветской России. Президиум Верховного Совета РФ в 1992 году постановил отмечать этот профессиональный праздник также в третье воскресенье августа.

Праздник День Авиации 18 августа: профессиональный праздник

Сегодня этот день отмечается всеми работниками и ветеранами гражданской авиации, коллективами организаций и предприятий, хоть каким-то образом имеющих отношение к этой отрасли. Вместе с ними этот праздник отмечают и военные, не смотря на то, что они имеют свой отдельный профессиональный праздник.

Более двух тысяч вертолетов и почти четыре тысячи самолетов на сегодняшний день насчитывает российский парк воздушных судов. Посредством этого воздушного транспорта сегодня выполняется свыше 30% всех междугородних перевозок на дальние расстояния. Перелет и сегодня является самым быстрым и комфортным способом перемещения, поэтому авиатранспортная отрасль России всегда была и будет в дальнейшем одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики страны. В ее рядах работают люди поистине влюбленные в небо, способные нести бремя колоссальной ответственности за тысячи жизней других людей. Поэтому отметить их профессиональный праздник в третье воскресенье каждого августа спешит вся Россия, делая это посредством общественных гуляний, парадов и праздничных авиа-шоу.

Праздник День Авиации 18 августа: как развивалась авиация

Первым делом – самолеты Первые военные самолеты в стране относятся к началу XX века. В 1914 военная авиация была оснащена 263 самолетами. Развитие военной авиации ускорила Первая мировая. Самолеты использовали для разведки, поражения наземных целей, корректировки артиллерийского огня. К концу войны военная авиация страны стала самостоятельным родом войск. В ее состав входили разведывательная, бомбардировочная и истребительная авиация. Заслуги авиации неоценимы: крупные фронтовые операции проходили при поддержке военных самолетов.

Отечественные ВВС формировались вместе с Красной Армией. Так, в 1918 учредили ВКУВФР – Всероссийскую коллегию, управлявшую всем Воздушным Флотом. Ее цель – координация формирования авиационных частей, подготовка авиационных кадров. К концу 1920 в ВВС насчитывалось 83 авиаотряда. По окончании Гражданской войны восстановили и модернизировали авиационные предприятия. В период до 1933 на вооружение поступили самолеты И-2, И-3, И-4, И-5, Р-1, Р-3, ТБ-1, ТБ-3. В 1940–1941 начали выпуск новых военных самолетов: истребителей: Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3; штурмовиков Ил-2; бомбардировщиков Пе-2, Пе-8.

ВВС в годы ВОВ К началу ВОВ страна имела 79 авиационных дивизий, 19 авиационных полков. В составе ВВС насчитывалось 53,4% истребителей, 3,2% разведчиков, 41,4% бомбардировщиков и штурмовиков, 2% транспортных самолетов. За годы ВОВ ВВС совершили порядка 3125 тысяч самолето-вылетов, на аэродромах и в воздушных боях уничтожили 57 000 самолетов противника.

Праздник День Авиации 18 августа: послевоенный период

Появилась реактивная авиация. Стратегические ядерные силы располагают дальней авиацией со сверхзвуковыми ракетоносцами. Военно-транспортная авиация перешла на турбовинтовые самолеты. На 1991 ВВС СССР располагали 20 объединениями, 38 дивизиями, 211 авиаполками. В 1992 начала строительство российских ВВС. К 1999 были сформированы Военно-воздушные силы, объединяющие ВВС и ПВО. Дальнейшие изменения в организационной структуре пришлись на 2009-2010. В этот период перешли к бригадно-батальонной системе управления. Также активное менялся самолетный парк. С 2015 новый вид Вооруженных Сил РФ – Воздушно-космические силы.

Праздник День Авиации 18 августа: праздничные мероприятия

Ярко и зрелищно устраивает Минобороны праздник. В подмосковном небе пилотажное мастерство летчики демонстрируют на различных типах самолетов и вертолетов. Программа самолетов времен Первой и Второй мировых на показательных выступлениях позволяет увидеть «скачек» авиатехники. Полеты знаменитых групп «Русские витязи» радуют зрителей новинками пилотажа и техникой ведения боя. «Соколы России», «Беркуты» покажут свое мастерство. Экипажи штурмовиков украсят небо цветами российского флага. Праздник состоится и на земле. Реконструкция главных моментов отечественной военной авиации можно увидеть в парке. Интерактивные стенды, экспозиции о становлении ВВС страны. А самые отважные смогут испытать себя на авиасимуляторах и учебных тренажерах.

Во многих российских городах проводятся массовые общественные гуляния, в программы телепередач включаются:

сюжеты из жизни гражданской авиации;

рассказы выдающихся пилотов о своей трудовой биографии;

репортажи с выступлений пилотов;

художественные фильмы соответствующей тематики.

Так уж сложились в России традиции, что поздравить с профессиональным праздником можно каждого человека. Если не считать международные дни, а пользоваться только статистикой по нашей стране, то в году насчитывается 144 праздника, которые посвящены определенным сферам деятельности или составным подразделениям. При таких показателях получается, что через день определенный круг лиц принимает поздравления. На долю силовиков приходится почти 40% процентов всех торжеств. Это объясняется тем, что некоторые структуры объединяются, для вновь созданного подразделения вводится официальный день основания, но старых праздников никто отменить не в силах.

Казусная ситуация по вышеуказанной причине возникла у тех, кому принадлежат «ключи от неба». Даже сами военнослужащие порой не могут ответить на вопрос, какого числа положено отмечать день ВКС? С этой датой необходимо определиться и гражданским, чтобы вовремя поздравить своих родных и близких, имеющих отношение к данному роду войск. Расхождения во мнениях произошли по причине относительно недавнего переформирования ранее существовавших военных сил: ВВС, ПВО и космические войска.

Профессиональный праздник для летчиков

В далеком 1912 году Главным управлением Генерального штаба России было принято решение о создании воздухоплавательной части. Момент подписания соответствующего указа приходится на 12 августа. С тех пор военные летчики считают этот день своим профессиональным праздником. Длительное время он не имел статуса официального, пока не был утвержден Указом президента в 1997 году, а в 2006 году праздник подтвердил свой статус.

Необходимо помнить, что 1912 год – это тот период, на который приходится еще старое летоисчисление. До выхода в свет известного декрета дата 12 августа значилась, как 30 июля, отсюда и путаница.

История развития авиации в России поистине уникальна. Преодолев упадок времен революции, ВВС стали интенсивно обновляться к началу Второй Мировой войны. Советское командование, как показывает история, не уделило должного внимания возможности агрессии со стороны Германии, поэтому революция в самолетостроении пришлась уже на жаркие военные годы.

Узнай: Основные задачи и функции современных вооруженных сил России

Опыт Великой Отечественной войны показал важность неприступности воздушного пространства. После распада СССР все авиаполки пребывали в плачевном состоянии. Новейшие истребители, предложенные конструкторским бюро Сухого и Микояна, были не по карману. Сегодня, кстати, ситуация кардинально изменилась. Военный авиационный парк пополнился современными модификациями лучших образцов техники. Программа модернизации армии затронула и авиацию, позволив поставить на вооружение истребитель пятого поколения Су-57.

Праздник ракетных войск

Войска ПВО были основаны в середине XX века, но за это время стали иметь стратегическое значение. Чтобы сохранять статус сверхдержавы, необходимо обеспечивать полный контроль за воздушным пространством страны. Ракетные комплексы С-300, С-400 и С-500 по своим характеристикам не имеют аналогов в соответствующих поколениях. Для их обслуживания требуются квалифицированные специалисты.

Сила и мощь российского оружия заключается не только в увеличении радиуса действия, но и в ювелирной точности зоны поражения. Поэтому военнослужащие, привлеченные к работе систем ПВО, образуют отдельный род войск. Их профессиональный праздник приходится на второе воскресенье апреля.

Освоение космоса для обеспечения безопасности

День космических войск отмечается 4 октября. Официально он был учрежден Указом Президента еще в 2002 году. Дата связана с запуском первого искусственного спутника Земли.

Космические войска получили свое название только в последнее время. До сих пор они были известны, как ракетные войска стратегического назначения. Уходя вглубь истории, можно напомнить, что до 1995 года день РВСН отмечался 19 декабря. Перенос даты профессионального праздника приводит к тому, что разные поколения отмечают свой день в разное время.

Российский менталитет не позволяет забывать упраздненных дат, поэтому так сложно ответить на вопрос, на какую же дату приходится день ВКС в России?

Реорганизация военно-космических сил

Символичным считается то, что на уже упомянутую дату 1 августа пришлось решение Правительства о реструктуризации и реорганизации трех родов войск. Начиная с 2015 года войска ВВС, ПВО и РВСН принято рассматривать в контексте единого состава Военно-Космических Сил. После создания единого центра управления и боевого испытания состоятельности ВКС в Сирии стало очевидно, что в условиях современной армии было принято нужное направление.

Единым днем ВКС считается 12 августа. В этом отношении летчики внесли большую лепту. Однако с уверенностью можно заявить о том, что остальные даты, связанные с праздниками защитников неба не будут забыты еще долгое время.

Сегодня на ВКС ложится львиная доля задач по обеспечению разведки, охраны границы и отражении агрессии в воздухе. Космические войска оснащены несколькими тысячами единиц самолетов и полутора тысячами вертолетов. Модели, разработанные еще в 80-х годах, получили качественную модернизацию, позволяющую им конкурировать с иностранными аналогами. По большинству технологий российская техника превосходит западную, но следует понимать, что отказ от гонки вооружений вовсе не означает консервацию военной техники, поэтому Министерство обороны берет курс на переоснащение , которое должно успешно закончиться уже к 2020 году.

Несмотря на то, что с прошлого (2015) года ВВС РФ были объединены с войсками Воздушно-космической обороны для создания Воздушно-космических войск (ВКС), день Военно-воздушных сил России в качестве профессионального праздника всех военных лётчиков с большим размахом отмечается в нашей стране. 12 августа – повод поздравить всех представителей различных военных авиаструктур: дальней, армейской, оперативно-тактической и военно-транспортной авиации.


Сегодня ВВС России отмечают 104-ю годовщину со дня своего рождения. Официальной датой появления военной авиации в нашей стране считается 12 августа 1912 года, когда был издан указ, согласно которому в структуру военного ведомства Российской империи был введён штат воздухоплавательной части Главного управлении Генштаба. И за 104 года своего существования российская авиация прошла колоссальный путь от самолётов, скорость которых легко может превзойти современный автомобиль, до по-настоящему уникальных многоцелевых машин, способных покорять воздух не только силой наличествующего вооружения, но и красотой динамики полёта.

Значение военной авиации в условиях практически любого современного вооружённого конфликта трудно переоценить. Да и явно большие проблемы будут наблюдаться у того, кто позволит себе недооценку возможностей Военно-воздушных сил России.

Буквально на первом этапе начала участия российской военной авиации в операции против боевиков в Сирии появлялись возгласы отдельных «специалистов», выступавших в том духе, что российская авиация «давно дышит на ладан», и что все боевые самолёты России на авиабазе «Хмеймим» в Латакии – «летающий металлолом». Когда этот «авиаметаллолом» начал утилизировать террористов разных мастей вместе с их инфраструктурой в самых разных провинциях Сирийской Арабской Республики, и когда сирийская правительственная армия благодаря российской поддержке с воздуха отбила у боевиков существенные территории, включая древнюю Пальмиру, возгласы, наполненные иронией по поводу возможностей России в воздухе, начали редеть, а потом сошли на нет и вовсе. Сегодня уже редкий по своей технической грамотности «эксперт» позволит себе высказаться о военной авиации России как о чём-то, неспособном решать боевые задачи в самых разных условиях. И свой вклад в такую переоценку положения вещей даже либеральными «экспертами» внесли как разработчики боевых машин, технари, обслуживающие самолёты и вертолёты на аэродромах базирования, так и непосредственно экипажи истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, ударных и военно-транспортных вертолётов.

В наши дни Военно-воздушные силы, находящиеся в составе ВКС РФ, активно перевооружаются, проходя по пути модернизации. На вооружение поступают новейшие многоцелевые истребители Су-30СМ, Су-35С, истребители-бомбардировщики Су-34, модернизированные штурмовики Су-25СМ3, истребители-перехватчики МиГ-31БМ. Обкатку, в том числе и в составе пилотажной группы «Крылья Тавриды», проходят учебно-боевые самолёты Як-130. «Вертолёты России» выполняют контракты по оснащению частей и соединений винтокрылыми машинами Ми-28Н, Ка-52 и др. Продолжаются испытания сверхманевренных истребителей МиГ-35С, а также перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50, относящегося к полноценному пятому поколению военных самолётов.

Военная авиация России выполняет колоссальный объём работ по обеспечению безопасности рубежей России и по патрулированию отдалённых регионов планеты в интересах РФ. С каждым годом увеличивается число вылетов самолётов дальней и стратегической авиации. В течение нескольких последних недель дальние бомбардировщики Ту-22М3 активно наносят удары по позициям террористической группировки ИГИЛ (запрещена на территории РФ) в Сирии. Буквально накануне были нанесены удары осколочно-фугасными авиабомбами по предместьям «столицы» ИГИЛ – города Ракка в одноимённой провинции в Сирии. В числе уничтоженных объектов – завод по производству химических веществ для начинки боеприпасов.

В то же время проводятся учебно-боевые состязания в рамках конкурса «Авиадартс», привлекающего к себе всё большее внимание не только со стороны профессиональных лётчиков, но и со стороны российской и мировой общественности.

На рязанском полигоне Дубровичи в состязаниях военных лётчиков и штурманов приняли участие команды из четырёх стран: России, Белоруссии, Казахстана и Китая. Российские лётчики выступили на самолётах Су-25СМ, МиГ-29СМТ, Су-30СМ, Су-35, Су-24М, Су-34, Ту-22М3, Ил-76, а также на вертолётах Ми-8, Ми-8АМТШ, Ми-24П и Ка-52. Наибольшее число баллов (555,25) как среди экипажей истребительной авиации, так и в целом, набрал экипаж Су-30СМ в составе капитана Ильи Сизова и капитана Юрия Балашова. Они же получили наибольшую оценку жюри за пилотирование – 253 балла. По итогам конкурса «Авиадартс-2016» сборная команда России заняла первое общекомандное место, получив 1-е места во всех четырёх международных номинациях.

Несмотря на свой профессиональный праздник многие представители военной авиации России и сегодня несут боевое дежурство как по охране воздушных границ России, так и по уничтожению террористических группировок в Сирии.

«Военное обозрение» поздравляет военнослужащих военной авиации России с праздником!

12 августа 2016 года Россия в 104-й раз отмечает день военной авиации, ныне Воздушно-космических сил РФ. Сегодня летчики ВКС, авиаконструкторы и авиамеханики празднуют свой профессиональный праздник в условиях массового обновления авиационного парка.

Рождены, чтоб сказку сделать былью

Днем рождения военной авиации в нашей стране принято считать 12 августа, именно в этот день 1912 года Военному ведомству России был дан приказ, вводящий в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Впоследствии это управление было преобразовано в целый вид войск - Военно-воздушные силы.

В 2006 году президент Российской Федерации Владимир Путин своим указом утвердил День Военно-воздушных сил России. Уже с 1 августа 2015 года, в соответствии с его новым приказом, ВВС путем объединения с Войсками воздушно-космической обороны были трансформированы в Воздушно-космические силы России. Такое видоизменение было необходимо для создания единого командования сил и средств, которые отвечают за обеспечение безопасности Российской Федерации в воздушно-космическом пространстве.

Состав ВКС России

В состав Воздушно-космических сил входят три рода войск: Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной и противоракетной обороны, а также Космические войска. Однако в данном случае мы будем говорить как раз о воздушном флоте.

В задачи Военно-воздушного флота как основной составляющей ВКС входят: отражение агрессии вероятного противника в воздушно-космической сфере, защита территории страны от ударов средств воздушного и космического нападения, поражение объектов и войск противника с использованием как обычных, так и ядерных средств поражения, а также авиационное обеспечение боевых действий.

Военно-военный флот России разделяется на фронтовую, армейскую, транспортную и дальнюю авиацию. Сегодня парк авиационной техники активно модернизируется и развивается.

ПАК ФА

В настоящее время в России проходит испытания Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, или ПАК ФА. По сути, это многоцелевой истребитель пятого поколения, который уже скоро начнет поступать в войска и станет основой истребительной авиации. Самолет разрабатывается для замены истребителя Су-27, свой первый полет он совершил в Комсомольске-на-Амуре 29 января 2010 года. Разработкой занимается ОКБ «Сухого».

Воздушное судно оснащено современным, принципиально новым комплексом авионики и современной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Известно, что машина получит набор технических характеристик, которые позволят ей избежать средств поражения ПВО противника: это широкие возможности противозенитного маневрирования, рекордная высота полета, а также скоростные характеристики, которые позволят уходить от поражения ракетным вооружением.

«Беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности нового российского истребителя обеспечит комплексное применение композиционных материалов, аэродинамическая компоновка машины, характеристики двигателя», - заявил советник генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев .

Необходимо также отметить, что взаимное расположение поверхностей фюзеляжа под углом 90 градусов полностью исключено. Это сводит на нет сигналы РЛС, которые прощупывают самолет. Кроме этого, значительно снижена возможность отражения сигнала за счет применения радиопоглощающих материалов и покрытия планера углепластиком. Вооружение же будет размещаться в специальных внутренних нишах самолета, что также позволит ему меньше «светиться» на экранах вражеских радаров. Истребитель будет оснащаться 30-мм авиационной пушкой 9-А1-4071К, которая пришла на замену ГШ-30-1, производимой еще с 1980-х годов.

ПАК ДА

Разработкой Перспективного авиационного комплекса дальней авиации, или ПАК ДА, занимается ПАО «Туполев». Этот самолет будет представлять собой новый стратегический бомбардировщик-ракетоносец, который придет на смену таким монстрам, как Ту-160 и Ту-95. Более того, он частично возьмет на себя функции Ту-22М3. Технические работы по проработке концепции нового изделия стартовали в 2009 году, при этом, как предполагают в ПАО «Туполева», свой первый полет самолет должен совершить уже в 2019 году. Принятие на вооружение планируется к 2025 году.

Пока о самом комплексе известно мало, однако некоторые эксперты предполагают, что ПАК ДА станет принципиально новым самолетом с современнейшим прицельно-навигационным комплексом и будет способен применять все существующие, а так же перспективные виды оружия. Особенно отмечается, что при нынешнем развитии техники и технологий, ракетоносец должен обладать дозвуковой максимальной скоростью полета.

Предполагается, что комплекс дальней авиации будет выполнен по схеме «летающее крыло».

Воздушное прикрытие Сирии

Пока российские инженеры ведут проектные работы по перспективным самолетам, действующие в Сирии российские пилоты активно используют авиапарк техники, основы которой заложены еще при Советском Союзе. Однако тут необходимо отметить, что с момента становления Российской Федерации указанная выше авиатехника прошла несколько этапов модернизации, так что она не похожа на те изделия, которые были разработаны в СССР. Примером могут служить бомбардировщики Су-24 с новыми прицельными комплексами, позволяющими успешно поражать позиции боевиков запрещенной в России террористической организации ИГ 1 . Их прикрытием занимаются тяжелые истребители Су-27 и современные самолеты поколения 4++ - Су-35.

В военной операции в Сирии были так же задействованы ракетоносцы Ту-160, запускающие по позициям радикальных исламистов крылатые ракеты семейства «Калибр», бомбардировщики Ту-22М3, забрасывающие живую силу противника высокоточными осколочно-фугасными бомбами. В уничтожении террористов ИГ участвовали и экипажи истребителей-бомбардировщиков Су-34, многоцелевых истребителей Су-30СМ, штурмовиков Су-25, а так же ударно-транспортных самолетов и вертолетов.

Совершенствование кадров

В последние годы министерство обороны России активно занялось обучением новых пилотов и повышением квалификации действующих летчиков. Так в России появились прикладные армейские соревнования под названием «Авиадартс». Они должны повысить умение военных пилотов преодолевать системы противовоздушной обороны условного противника, поражать наземные цели при помощи неуправляемых бомб, авиационных пушек, а так же управляемых противотанковых ракет.

Впервые конкурс был проведен в 2013 году на авиационном полигоне Погоново в Воронежской области. Следующий конкурс состоялся в 2014 году, при этом он уже вышел на международный уровень, в соревнованиях приняли участие пилоты из Белоруссии и Китая. С 2015 года соревнования, как военная дисциплина, вошли в программу первых международных армейских игр. Конкурс проводился на трёх полигонах Дубровичи Рязанской области.

В итоге, пройдя длительный и сложный исторический путь развития от первых аэропланов и бипланов, до современных боевых авиационных комплексов, Воздушно-космические силы не единожды претерпевали серьезный изменения и постоянно совершенствовались. Этот вид войск всегда был способен в полном объеме решать весь спектр возложенных на него задач.

«Поздравляем наших славных соколов! Гордимся их работой в Сирии. Будем и дальше укреплять ВВС современной техникой», - поздравил российских асов вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин .

1 Организация запрещена на территории РФ.