Консультация для родителей. «Приобщение детей к природе

Лариса Носкова
Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»

Консультация для родителей

«»

Работа по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения и семьи . Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного .

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения , расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия .

Цель экологического воспитания в современном ДОУ :

Становление начал экологической культуры у детей , развитие экологического сознания , мышления, экологической культуры у взрослых , их воспитывающих , формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания .

Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач :

Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды : интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций , эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности) .

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования , поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участках ДОУ - создание специальных площадок природы, создание цветочных клумб, за которыми дети сами или с помощью взрослых ухаживают.

Основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;

Одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать : общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.

Как мы уже сказали, для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно,сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа : прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. И если подобное предлагать детям и родителям регулярно , то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами - одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Чувство природы является основой экологического - и эстетического - сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребен-ком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например.

Лекарственные растения - это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их - браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг - не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.

Ягоды - источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям : они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия : уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации . Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет : человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные : они живут своей жизнью.)

Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

Дайте оценку этому поступку.

Как бы Вы поступили?

Что надо делать, когда встречаете птиц?

Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

Надо ли помогать птицам? Как?

Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?

В итоге вместе с родителями надо сделать вывод : показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Вопросы к родителям

1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?

2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?

3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?

4. Как Вы сами относитесь к животным?

5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (Книги, прогулки, ТСО, труд, уход.)

Вопросы к родителям

1. Имеются ли дома объекты природы?

2. Проявляет ли ребенок к ним интерес?

3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?

4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе?

5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?

Советы родителям , чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.

3. Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.

Советы родителям , чьи дети равнодушны к животным.

1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель - подарить кому-то, украсить комнату) .

2. Приобрести игрушку - образ животного, обыграть ее.

И в заключение. В старину был такой обычай : пришедшему в дом жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним - добрый человек пришел; если обходился грубо - настораживались, так как по отношению к животному проверяется и отношение к человеку.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОУ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитатель высшей квалификационной

Воспитание подрастающего поколения, его обучение - эти вопросы не могут не волновать каждого взрослого, а особенно тех, кто ответственен за детей, их судьбу, начиная с дошкольного возраста.
Ребенок - луч, что светит тонко,
Но в нем бессмертье, свет идей.
И детский сад - он для ребенка,
Как это много для людей.
И в каждый год, в любую веху
Детей чужими не зови -
Ведь это дети человека,
Ты - человек, они - твои!
Твои!..
Нельзя от них в сторонку,
Весь смысл жизни -
В их судьбе.
И несмышленый глас ребенка
Ко мне взывает и к тебе.

Формирование экологической культуры дошкольников
Что у человечества нет будущего, если оно не изменит своего отношения к окружающей среде, - это общепризнанный факт. Сейчас многое делается, чтобы отвести экологическую катастрофу. Даже угроза ядерной войны отошла на второй план. В центре внимания - наша природа, отношение человека к ней!

В XXI веке будут жить, планировать и вести народное хозяйство страны, строить счастливую жизнь дети, которых мы сегодня воспитываем. И мы должны воспитывать у них уважительное отношение ко всему живому на Земле. Оказывается, деление животных на «полезных» и «вредных», которое имеет место в существующих методиках, противоречит современным научным взглядам на природу, мешает воспитанию бережного отношения к ней.

А малыши, как известно, проявляют повышенный интерес к окружающей среде. Но из-за отсутствия целенаправленной и единой работы детских садов, семьи и общественности у многих 6-летних и даже 5-летних детей формируется негативное отношение к некоторым ее объектам - в большинстве своем к насекомым и земноводным, что приводит к неправильным действиям детей. Они считают их «вредными», ненужными, не понимая их значения ни для человека, ни для окружающей среды.

В природе все взаимосвязано. Родители должны помочь детям понять, что все живое нуждается в еде, на поиски которой тратят много времени. Помогите наводящими вопросами: «Почему бабочки летают над цветами? Что ищут в траве птицы, муравьи?» Расскажите, чем питаются разные животные. Дошкольникам доступно и понимание обратной связи между жертвой и хищником (муравьи, питаясь другими насекомыми, спасают растения, а самих съедаемых насекомых от чрезмерного размножения, которое неизбежно приведет к их гибели от недостатка еды).

Начальные экологические представления становятся регулятором поведения детей в природе, помогают предусмотреть возможные негативные последствия неправильных действий - бездушного отношения к растениям и животным, загрязнению объектов неживой природы. На прогулке, в природе мы, к сожалению, часто видим поврежденные деревья, кусты, вытоптанную траву, погибших животных.
Убедительная просьба, товарищи взрослые!
Не проходите молча, дайте всему этому оценку, используя мобилизирующую силу жалости, сочувствия. Очень важно повлиять на чувства ребенка, вызвать у него желание помочь растениям, предупредить повреждения других. Показывая дерево со сломанной веткой или вытоптанную траву, сравните ее с объектами в отличном состоянии, вместе с ребенком определите условия их жизни, предложите представить себе, что бы случилось, если бы было много повреждений - т. е. ориентируйтесь на значимость этих объектов для всего живого. В процессе наблюдений в природе убедите ребенка, что там, где нет деревьев, не летают птицы, бабочки и пчелы, на вытоптанных местах не растет даже трава, поврежденные растения плохо развиваются, болеют. Такие образные характеристики сыграют важную роль в формировании природоохранных мотивов, в регуляции поведения ребенка в природе. Лучше эти правила формировать не в негативной форме («не рвать, не ломать, не топтать»), а в позитивной (помогать, заботиться, оберегать).

Важно создать эмоциональный контакт с природой: пусть ребенок самостоятельно побродит, поищет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Уважаемые родители!

Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным, учите их правильно вести себя в лесу, в поле, у водоемов. Рассказывайте, как губительно действует на обитателей леса шум. Из-за шума птицы бросают гнезда, а лесные зверюшки убегают из леса. Поэтому в лесу, да и вообще в природе, необходимо соблюдать тишину. Рассказывайте детям об опасности пожаров и о том, что нельзя портить деревья, разорять гнезда, добывать березовый сок, засорять территорию пойм, водоемов битым стеклом, разорять муравейники и еще многое другое.

Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
- надо охранять и беречь полезные виды растений, животных,
- надо осторожно вести себя в природе, помнить, что в лесу, в поймах, в речке живут постоянные жители (птицы, рыбы, животные, насекомые), для которых эта среда - родной дом! Поэтому нельзя разрушать его, портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь; нельзя забирать живые существа из места их обитания;
- надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среда, где существует все живое. О земле надо заботиться, подкармливать ее, потому что нельзя только брать от нее и не давать ей ничего;
- воду следует расходовать экономно, ведь она нужна растениям, животным, людям. Нельзя загрязнять водоемы, разжигать костры на их берегах.

И еще один совет: все знания закрепляйте в повседневной жизни, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.

Например:
. Вова с мамой пошли в пойму собирать грибы. «Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу ее поймать. Пусть она поживет у нас дома». «Нет, этого делать нельзя», - ответила мама. Почему она так ответила Вове?
. Сережа с мамой и папой пошли на речку. Близко, возле берега, плавало много маленьких рыбок. «Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Сережа родителей. «Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему. Что рассказал папа Сереже

«Семья - это та первичная среда, где человек

должен учиться творить добро».

Сухомлинский В. А.

В наше время, я думаю, уже всем понятна важность экологического воспитания детей. Всем нам известны печальные последствия развития промышленности и экономики. Развитие цивилизации несет с собой факторы, которые способствуют катастрофическим последствиям для всего человечества. К сожалению, многие последствия уже стали необратимыми.

Как не парадоксально это звучит, но спасение земли от полного истощения всех ее ресурсов, во многом зависит от нас с вами, простых людей. Экологическая помощь начинается с элементарных человеческих понятий, таких как; уборка мусора, осторожное обращение с огнем, очистка водоемов, бережное отношение к живой природе и т.д. Конечно же, это та малость, на которую способен любой человек. Но есть и нечто большее.

Дело в том, что в наших руках будущее. Будущее, которое мы создаём сегодня - это наши дети. То, что мы с вами сможем вложить в их мышление, в их образ жизни, в их жизненную позицию, определит, то как ребенок уже в сознательном возрасте будет относится к окружающему его миру. Именно поэтому, я считаю важнейшей своей задачей рассмотреть тему экологического воспитания дошкольников в семье более подробно. На сегодняшний день, приоритеты воспитания в семье расставлены на более приземленные позиции. С пелёнок детям выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами, закладывают агрессивное отношение к проблемным жизненным ситуациям.

Хорошо, если родители научат выбрасывать мусор в специальные контейнеры и не ломать на деревьях ветки, но ведь этого недостаточно чтобы ребёнок в полной мере осознал свой вклад в будущее окружающей среды.

Итак, я бы хотела выделить три основные задачи семьи для полноценного экологического воспитания дошкольника:

1.Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и обществе.

Это как раз то, о чем я говорила ранее: элементарные правила поведения человека в социуме; четкое понимание того, что нельзя мусорить, вредить живой природе, обижать животных, беречь природные ресурсы и т.д. Безусловно, тут родители должны быть ежедневным примером для своих детей, они должны проявлять максимум внимания, прежде всего к своим поступкам и действиям, ведь ребенок учится жить прежде всего перенимая правила поведения у своих родителей. Воспитывать во взрослых людях элементарные нравственные качества, конечно, абсолютно бесполезное занятие. Но задумываться о нежелательном поведении своего ребёнка и его последствиях должен каждый родитель, а значит, иногда следует пересматривать своё собственное поведение и совершенствовать его, задавая себе вопрос - как это отразится на мировоззрении моего ребенка.

2.Воспитание этических и эстетических чувств.

Здесь все достаточно элементарно: беречь - значит любить. Восхищаться красотой природы, ценит ее разнообразие, быть благодарным её дарам, всему этому может научить только семья. Особенно это актуально для детей растущих в больших городах. Сегодня достаточно распространенными считаются выезды загород на пикники в выходные дни и здесь, казалось бы, и должны происходить процессы единения с природой, воспитание экологической культуры. Но замечают ли в такие моменты люди красоту вокруг них, ее первозданность, как они относятся к этому богатству? Здесь именно обязанность родителей не только самим быть внимательными и благодарными природе за ту атмосферу абсолютного покоя и окружающей красоты, но и донести это понимание до своих чад. Ребёнок должен расти с чувством, что природа - это большое разумное существо, и в ней нет мелочей, каждая травинка, каждая букашка- заслуживает бережного отношения, потому что это часть природы. Важно донести до ребенка насколько в природе всё взаимосвязано и гармонично. Как муравьи сплочено организуют свое существование, и с какими усилиями они создают свои муравейники; насколько беззащитны бабочки, радующие нас своим разнообразием и красотой; как хрупки и важны для людей деревья, которые помогают очищать воздух, которым мы дышим. В природе столько удивительных и красивых явлений, она безвозмездно дарит людям столько пользы, которую к сожалению мы привыкли считать как данность и зачастую не ценим этот дар.

3.Формирование познавательных и творческих потребностей.

Необходимо не только ценить и беречь всю многогранность и щедрость природы, не менее важно формировать в сознании ребенка желание приносит пользу для природы, платить ей ответным стремлением созидать. Ведь речь идет о нашем с вами будущем, в котором необходимо решит множество экологических проблем. Кто будут те, кто займется вопросами экологического спасения нашей земли через десятки лет? Это будут наши с вами дети. Они нуждаются в этом с рождения с рождения, всё, что требуется от нас с вами - это поддержать и направить их в нужное русло. Ведь нет ничего проще приобщить ребенка к трепетному отношению к окружающему миру, к созиданию прекрасного, посадите вместе с ним дерево или цветок - и ребёнок поймёт, что он сам творец природы, поднимите валяющейся на земле мусор и выбросите вместе с ним его в мусорный контейнер - и ваше чадо сделает правильный вывод о человеческом отношении к природе, сделайте вместе с вашим ребенком кормушку для птиц- и он научиться состраданию. Ребенок должен с помощью вас четко усвоить, что от его отношения к природе очень многое зависит.

В помощь реализации поставленных задач для родителей, на данный момент есть множество вспомогательных материалов и информационных технологий. Это книги, статьи, сайты, познавательные фильмы и мультфильмы. Однако важно заметить, что теоретические познания никогда не смогут заменить практических действий. Только в процессе конкретных поступков, можно по настоящему понять важность и значимость каждого человека в улучшении экологической ситуации в мире.

Безусловно важно, чтобы ребенок постоянно был в контакте с живой природой, пробовал и узнавал все сам или вместе с родителями. Это можно практиковать при семейных походах в лес, на водоемы, это может быть собирание грибов и ягод. Однако целью здесь должно быть не желание как можно больше набрать грибов, а увидеть и изучить что- то новое. Очень важно в такие моменты разговаривать с ребёнком, обращать его внимание на природные явления, поведение животных, сезонные изменения. Городская природа также требует отдельного внимания и здесь важно понимать, что открытия ждут ребёнка на каждом шагу - по дороге в детский сад, рядом с домом и при поездке в магазин. И опять-таки, родители должны четко понимать, что именно вы являетесь для вашего ребенка основным источником информации всего того, что его окружает. Зачастую родители недооценивают свою значимость в формировании целостного восприятия мира ребенком, но не стоит забывать, дети видят мир совсем иначе, не отмахивайтесь от их, как вам иногда кажется, глупых вопросов, ведь именно так ребёнок познаёт мир.

Важнейшим элементов экологического воспитания ребенка является зеленый уголок у вас дома. Живые растения, цветы способствуют правильному формированию у ребенка экологического сознания. Уход за домашними растениями, безусловно воспитывает качества, необходимых для развития бережного отношения ребенка к природе в целом. Не менее важным, конечно же является содержание домашних животных, которые полностью зависят от своих хозяев. Это осознание обязательно будет только способствовать воспитанию моральных и этических качеств у ребенка. Не стоит лишать ваших детей таких элементарных способов единения с природой.

Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он - сам её часть. Всё необходимое уже заложено в каждом человеке с рождения. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.

Консультация для родителей

по теме

«Экологическое воспитание

дошкольников в семье»

Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, какое оправдание они найдут для нас?

Айзек Азимов

Уважаемые родители! Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Теме «Человек и природа». В наши дни угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофа, нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.

Из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детских садах последнее время наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. Активное участие родителей в этом процессе имеет огромную и очень важную роль.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы, взрослые. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Мы не смогли научить видеть красивое, заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать. Должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Вопросы помогают познавать детям мир, обогащают ум открытиями. Толково ответить на вопрос – большое искусство, оно требует осторожности. Очень важно, чтобы наши ответы, родителей в первую очередь, побуждали ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

Общение родителей, старших членов семьи с ребенком должно создавать радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. В этом помогают прогулки в природу, которые сближают родителей с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, а также учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы мамы или папы, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать, и ребёнок будет счастлив.

У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.

Самостоятельный или совместный труд с родителями в природе по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараясь им не навредить.

Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев у детей развивает любознательность, наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество. Музей сразу осмотреть невозможно, его необходимо посетить несколько раз.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства, помогает присматриваться к природе и учит правильно ее воспринимать. Книга дает детям представление об отдельных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы.

Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания. Учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам, взрослым.


Консультация для родителей

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста .

Старший воспитатель МКДОУ Петропавловский детский сад Красюкова О.И.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой - понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родине.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

· воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

· формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

· развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

· участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

Представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

Осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохраня ть и приумножать ее красоту.

Запомните правила!

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.

Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.

Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.