Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей (обобщение опыта работы проблемной группы). Взаимодействие логопеда, воспитателя, родителей в совместной работе по преодолению у детей общего недоразвития речи Взаимодействие логопеда с семьей ребенк

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с ОНР.
Цель:
Повышение уровня знаний, умений родителей и активизация их внимания к тем коррекционно-педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, делая воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Задачи:
Улучшить коррекционно-педагогическую работу с детьми;
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, побудив интерес и желание заниматься со своими детьми;
Закрепить с детьми знания, полученные на занятиях о профессии пожарного, развить наблюдательность, дисциплинированность.
Принципы:
закрепление сотрудничества между родителями и детским садом;
разъяснение ответственности родителей за воспитание детей;
воспитание чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.
Условия:
целенаправленность, систематичность, плановость;
индивидуально - дифференцированный подход;
доброжелательность.
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов.
Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности должно проводиться и в семье. Только систематическая планомерная работа педагогов в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности.
Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребёнка позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Очень важно работать в сотрудничестве с родителями, так как им принадлежит ведущая роль в воспитании своего ребёнка. При этом педагогам и родителям необходимо понимание того, что физическое, умственное, эмоциональное, и социальное развитие детей дошкольного возраста происходит быстрыми темпами. А совместная работа родителей и педагогов будет иметь положительное влияние, если она будет носить партнёрский характер. Устанавливая партнёрское сотрудничество с родителями, надо стремиться к обеспечению индивидуального подхода к каждому ребёнку, чтобы ни один из них не оказался исключённым из этого процесса.
Идея объединение педагогов Белоярского детского сада «Буратино», родителей, детей на сотрудничество была выражена в девизе: «Не жалейте затраченного времени! Оно многократно окупится!»
А основной формой сотрудничества стали «Домашние задания», при выполнении которых помощь родителей педагогам чрезвычайно ценна. Во-первых, именно родительское мнение является наиболее авторитетным для ребёнка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе «живого», непосредственного общения в быту с малышом.
Cсодержание домашних заданий отражает коррекционные задачи:
выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности;
развивать лексический запас и грамматический строй речи;
развивать связную речь.
Еженедельная работа с родителями начинается с групповых консультации, как лучше организовать выполнение «домашних заданий» с детьми. Каждому родителю предлагается «Памятка по организации выполнения домашнего задания», в зависимости от этапа работы, которую он может поместить в удобном для себя месте и регулярно пользоваться ею.

Памятка родителям.
1. Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
2. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
3. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
4. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
5. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий.
Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
6. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

Все «домашние задания» объединены общей лексической темой и задачами, а содержание определяется целью.
При выполнении «домашних заданий» решаются не только коррекционные и образовательные задачи, но и проблемы нравственного воспитания ребёнка, а совместное творчество радует и детей и всех членов семьи. Взрослые начинают интересоваться успехами
своих малышей, помогают логопеду формировать правильную и красивую речь.
Родители отмечают, что у детей не ослабевает интерес к выполнению «домашних заданий» в течение всего периода обучения. Они становятся более самостоятельными, организованными, а время выполнения заданий детьми дома постепенно сокращается.
В группе сами ребята с удовольствием организуют выставку домашних рисунков, а за рассказанное стихотворение каждый получает лепесток ромашки, цветок которого «распускается» на его шкафчике для одежды. Благодаря такому тесному сотрудничеству логопеда и родителей удаётся добиться самого главного – хороших результатов в развитии речи и психических процессов у детей с речевой патологией разной степени тяжести.
Итогом работы являются результаты проводимой диагностики, которые показывают эффективность сотрудничества логопеда и родителей по коррекции речевого развития детей с речевой патологией разной степени тяжести и подготовки их к школе.
Ведь положительный результат коррекционной работы во многом зависит от того, какие условия для общего и речевого развития детей созданы в семье. Что целенаправленные и систематические мероприятия по своевременной коррекции речи необходимы как в ДОУ, так и дома, и именно совместная деятельность родителей и специалистов является наиболее эффективной.

(образец «домашнего задания»).
Тема: "Профессия пожарного».
Выучите стихотворение:
Сам не справишься с пожаром,
Это труд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не всё сгорело! (Л.Зильберг)
Побеседуйте с ребёнком:
- Кто такие пожарные?
- Для чего служит одежда пожарного?
- Зачем пожарному широкий пояс?
- Зачем пожарному каска, топор, противогаз, рация, пила для резки металла?
- Какого цвета пожарная машина? Почему?
- Какой номер телефона нужно набрать в случае пожара?
- В квартире много дыма. Как необходимо вести себя?
- Какие огнеопасные предметы вы знаете?
- Какие предметы нужны для тушения пожара?
Объясните значение пословицы:
Спичка - невеличка, а огонь от неё великан.
Пожарный, какой? (сильный, смелый, находчивый, отважный, быстрый, подготовленный, решительный и т. д.)
Рассмотрите одежду пожарного. Она нужна для защиты от воды, высокой температуры и травматических повреждений при тушении пожаров. Это куртка, брюки, рукавицы, каска, сапоги, ремень.
Наклейте в тетрадь (нарисуйте) пожарную машину и составьте описательный рассказ по образцу:
Это специальная машина называется пожарная.
Она большая, красная быстрая.
У неё есть кабина, двери, колёса, лестница, шланги, сирена.
Она нужна, чтобы тушить пожар.
На альбомных листах:
Попросите ребёнка нарисовать ситуацию, в которой действуют пожарные. По окончании работы поинтересуйтесь, почему малыш изобразил на своём рисунке те или иные объекты. Пусть он расскажет, что хотел нарисовать и по какой причине, по его мнению, произошёл изображённый ими пожар.
Научите ребёнка набирать по телефону «01», чётко называя Ф.И.О. и домашний адрес.
15


Приложенные файлы

Скрынникова Наталия Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ д/с "Рябинка"
Населённый пункт: город Балашов, Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Дата публикации: 17.01.2016
Раздел: дошкольное образование

г.Балашов. МДОУ д/с «Рябинка».
Тема: «
Взаимодействие учителя - логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста ». Составила учитель - логопед: Скрынникова Н. Н.

Тематический план работы на год.

Месяц

Тема
Сентябрь. Цели, задачи, формы и методы работы с родителями. Октябрь. Работа с родителями детей, нуждающихся в коррекционно- развивающем обучении Ноябрь. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста Декабрь. Поиск новых форм взаимодействия ДОУ и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста Январь. Условия эффективного взаимодействия учителя-логопеда с родителями. Февраль. Классификации форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями. Март. Современные формы работы учителя – логопеда с родителями Апрель. Заключение. Май. Разработка анкет.
Актуальность проблемы.

Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психолого- педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
1.

Цели, задачи, формы и методы работы с родителями.

Цель совместной работы
– активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:
в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей; в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии. Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работая с родителями в течение учебного года: обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучение, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка; проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе; повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей; определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно- образовательную работу ДОУ и семьи; целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей; учитывать пожелания родителей, их предложения; познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.
В работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:

групповые собрания;
индивидуальные беседы; консультации; анкетирование; наглядная агитация; открытые занятия с детьми; День открытых дверей; приглашение родителей на празднике; совместные мероприятия; закрытые ящики и информационные корзины. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и безсознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому необходимо привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у логопеда. Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребенка, так и для самих родителей. Всесторонняя воспитательно-образовательная работа с родителями, в целях повышения их педагогической культуры, установления единства воздействия на ребенка крайне полезно. От успеха сотрудничества педагогического коллектива и родителей, имеющих ребенка с речевыми нарушениями зависит результат коррекционной работы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их
педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранении причин трудностей в обучении. Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
2.

Работа с родителями детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем

обучении.
Одной из важнейших задач организации в ДОУ коррекционно-развивающей работы является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т.к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку, который испытывает трудности в своем развитии.
1.^ Коллективные формы общения
В соответствие с годовым планом: - общие родительские собрания (1 раз в год); - групповые родительские собрания с привлечением специалистов (не реже трех раз в год); - «День открытых дверей» (в апреле для родителей, чьи дети, поступают в ДОУ в следующем учебном году). Планируются на основании запросов родителей: - семинары; - тренинги;
- «круглые столы»; - «плановые консультации»; - «тематические доклады» и другие коллективные формы работы с семьей.
2. ^ Индивидуальные формы работы семьей:
- анкетирование и опросы; - беседы и консультирование учителя-логопеда (по запросу родителей и по плану индивидуальной работы с родителями); - «Родительский час» - проводится 1 раз в неделю во второй половине дня.
3.

«Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Тысячи семей могли бы помочь своим детям догнать в развитии своих сверстников. Грамотная помощь детям, отстающим в развитии со стороны семьи существенно дополняет комплекс лечебно- педагогических мероприятия в ДОУ. Терпение и настойчивость, стимулируемые любовью к ребенку и подкрепленные научными знаниями могут в значительной степени последствия той или иной ошибки природы. Многие зарубежные терапевты убеждены, что дети не смогут достичь успехов терапии до тех пор, пока их родители не пройдут эмоциональную переориентацию. Они уверены, что противодействие родителей может уничтожить самые лучшие стремления детей. Родительское отношение определяется как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Детско-родительские отношения в семьях детей с недостатками в развитии представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Не вызывает сомнения тот факт, что социальная адаптация ребенка зависит от правильного родительского (прежде всего материнского) поведения. Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов личностного общения, тормозит эмоциональное развитие детей с недостатками интеллекта.
Дети с нарушением в развитии нуждаются в своевременной грамотной диагностики и в коррекционном воспитании. К тому же такие дети часто воспитываются в проблемных семьях, роль микро среды, семьи и типа семейного воспитания в формировании личности ребенка велика. Изучение семей выявляет их экономический, социокультурный уровень, особенности семейного микроклимата, условия воспитания ребенка и ряд других важных для выбора стратегий и тактики работы с семьей и с ребенком. Дефицит общения в семье приводит к незрелости эмоционально волевой сферы ребенка, к отставанию в развитии интеллектуальной деятельности. Или наоборот, чрезмерный родительский контроль подавляет активность и самостоятельность у ребенка, вырабатывает и закрепляет у него инфальтивную систему поведения. Наблюдение и другие специальные исследования выявляют дисгармоничные и искаженное семейное воспитание, разные эмоциональные реакции родителей на отклонения в развитии детей, их трудности. Семья не всегда понимает своеобразия личности ребенка, неадекватно расценивает его психические возможности. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком, сомнения в целесообразности что-то менять. У одних родителей нет ни желания, ни возможности заниматься с ребенком, это как правило, семье с низким социально-экономическим статусом, неблагополучные семьи, с недостаточным культурным развитием. Другие родители имеют выраженное желание работать с ребенком, но при этом не имеют соответствующих материальных и бытовых условий. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, следовать всем указаниям специалистов, имеют соответствующие условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. У родителей даже в благоприятных семьях порой отсутствуют достаточные знания, умения и навыки, необходимая подготовка для коррекционной работы с ребенком. Перед специалистами стоит задачи найти пути взаимодействия с родителями, расширить их знания, помочь им понять своеобразие личности ребенка и правильно определить пути воспитательного воздействия.
4.

Поиск новых форм взаимодействия ДОУ и семьи в преодолении речевых

нарушений у детей дошкольного возраста
В статье раскрываются цель, направления и формы работы с семьями воспитанников с особыми образовательными потребностями. Семья – это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на его комплексное развитие. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на ребёнка необходимо привлекать родителей в союзники в деле воспитания развития ребёнка. Многоаспектное сотрудничество с семьёй является обязательным, неизменным элементом любой развивающей программы. Педагоги в любой группе должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлежит семье. Один из авторов программы «Радуга» Т.Н. Доронова, на концептуальных основах которой мы строим своё взаимодействие с родителями, так оценивает важность взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: «Только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребёнку, с уважением и пониманием относясь друг к друг» . Особую значимость приобретает сотрудничество с семьёй в логопедических группах. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах.
За последние годы резко возрос процент детей с речевыми нарушениями. Каждый ребёнок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребёнку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребёнка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и педагоги детского сада, который посещает ребёнок, но и родители ребёнка. Эффективная коррекция речевых и сопутствующих им нарушений в логопедической группе возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателей и родителей дошкольника. Так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Подобное согласованное взаимодействие возникает не сразу. Ему предшествует целенаправленная работа. Девиз нашей работы можно выразить тремя словами: «Принимаем, понимаем, помогаем». Строим своё общение с родителями на принципах доверия, диалога, учёта интереса родителей и их опыта в воспитании. Выстраиваем партнёрские отношения с семьями воспитанников на принципах, заложенных в программе Т.Н. Дороновой: · Взаимоуважения педагогов и родителей; · Уникальности и индивидуальности личности ребёнка, недопустимости сравнения его с другими сверстниками; · Включённости родителей в жизнь группы; · Диалога с конкретным ребёнком и его родителями с учётом предшествующего опыта ребёнка, его интересов, способностей и трудностей; · Уважительного отношения к продуктам детской деятельности, поддержки самостоятельности и инициативности» . Основной целью сотрудничества с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является полноценное развитие ребёнка с особыми образовательными потребностями посредством тесного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса. Сотрудничество с семьями воспитанников с недоразвитием речи осуществляем по нескольким направлениям. 1. Информационно-аналитическое: изучение потребностей родителей в образовательных услугах, с целью определения содержания и форм работы; установление преемственности и единства требований ДОУ и семьи в процессе воспитания детей; 2. Познавательное: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников с особыми образовательными потребностями; вовлечение родителей в содержательную деятельность; 3. Наглядно-информационное: ознакомление родителей с условиями организации образовательной деятельности ДОУ; 4. Досуговое: привлечение родителей к совместной деятельности. Родители становятся не сторонними наблюдателями, а активными помощниками в преодолении речевого недоразвития детей. Используем разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей. Выбирая формы работы с семьёй, исходим, прежде всего, из особенностей коллектива (и педагогов, и семей воспитанников) и учёта индивидуальностей его членов.
Формы работы с семьями воспитанников

Традиционные:
· анкетирование по выявлению реальных родительских запросов;
· просмотр занятий и режимных моментов с последующим обсуждением игровых коррекционных приёмов; · индивидуальное и групповое консультирование; · приглашение специалистов ДОУ по интересующим вопросам; · обновление тематических материалов в родительском уголке «Заботливым и умным родителям»; · групповые родительские собрания; · круглые столы «Семья глазами ребёнка», «На пороге школы»; · дни открытых дверей для ознакомления с коррекционно-оздоровительной средой группы «Давайте познакомимся»; · неформальные беседы о детях для коррекции индивидуального развития; · практические тренинги «Учитесь папы, учитесь мамы»; · обмен опытом семейного воспитания «Семейные традиции»; · выставка педагогической литературы.
Инновационные:
· почтовый ящик «Спрашиваете – отвечаем»; · совместные экскурсии в музеи и центры города; · семейные игры типа «Я дарю тебе словечко», «Копилка слов»; · вечер совместного творчества «Делаем игрушки для пальчиковых игр»; · издательская деятельность: изготовление самописных книг, журнала о жизни группы, буклетов, летописи жизни группы; · выставки семейного творчества, коллекций; фотовыставки «Мир увлечений»; · совместное проведение праздников и развлечений; · ярмарки, конкурсы, конференции; · чайные посиделки «Мамины сладости». Применение разнообразных форм сотрудничества с семьями воспитанников создаёт благоприятный психологический климат для раскрытия индивидуальных особенностей детей, повышает культурный и педагогический уровень родителей, способствует укреплению доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами группы. На наш взгляд, родители наших воспитанников: · уважают мнение педагогов группы, прислушиваются к нашим рекомендациям; · проявляют интерес к жизни и занятиям ребёнка в детском саду; · оказывают помощь в организации жизни детей в ДОУ; · активно участвуют в подготовке и проведении праздников и детских досугов; · чаще и больше занимаются совместной деятельностью с детьми дома, играют с ними. Результатом взаимодействия педагогов и родителей является преодоление нарушения речевого развития ребёнка, повышение качества коррекционной работы, коррекция недостатков в сенсорной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере, которые обусловлены особенностями речевого дефекта дошкольников.
5.
Условия эффективного взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;  Объединить усилия для развития и воспитания детей;  Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;  Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:  Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;  Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов. Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду необходимо лучше знать каждую семью, учитывая: -роль всех членов семьи в воспитании ребенка; -тип семейного воспитания; -позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку. Родители предъявляют разные требования к ребенку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестер. Если родители стараются самостоятельно развивать и корригировать речь детей, без помощи специалистов, то чаще сталкиваются со следующими ошибками: -адаптация к неправильной речи ребёнка; многократные повторения одних и тех же упражнений; -незнание специальных приёмов контроля и коррекции звуков; -недостаточное использование приёмов сравнения, сопоставления; -монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приёмов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций; -частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт; -незнание индивидуальных особенностей ребёнка. Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их
действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения. Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год. Весь коррекционно-педагогичекий процесс взаимодействия с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу. Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза. Консультативный блок представлен индивидуальной формой работ с семьей. Организация индивидуальных консультаций должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье. Индивидуальные консультации могут проводить психологи, логопеды, медики, педагоги. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми специалистами сразу. Собственно, коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка. В данном блоке используются различные традиционные и нетрадиционные формы
6.
Классификации форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
В настоящее время в методической литературе описано множество разнообразных форм взаимодействия логопеда с родителями. По источнику информации, предъявляемой родителям, все формы работы условно можно разделить на 3 группы:
словесные, наглядные и практические.
(Приложение 1) К словесным формам относятся:  Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.  Индивидуальные консультации– каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать.  Диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.).  Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.  Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут проводится в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры. К наглядным формам работы относятся:  Речевой уголок – он отражает подготовку язычка к артикуляционной гимнастики.  Информационные стенды - представляют собой сменяемый 3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями.  Выставки совместных творческих работ детей и их родителей. К практическим формам работы можно отнести:  Открытые интегрированные занятия.  Занятия-практикумы, на которых взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.  Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас «телефоном доверия» - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.  Групповые и массовые праздники. По количеству участников взаимодействия можно выделить
коллективную и индивидуальную
формы работы с родителями (Приложение 2). Коллективную работу можно представить в нескольких видах:  Выступление на групповых родительских собраниях – по просьбе воспитателей групп.  Консультации, семинары – логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем. К индивидуальным формам работы относятся: -Анкетирование; -Беседы; -Индивидуальные практикумы; -Тетради для домашних заданий.
Наряду с традиционными формами взаимодействия с родителями: анкетирование, собрание, беседы, консультации и т.п., в настоящее время логопедами-практиками все чаще используются нетрадиционные формы, такие как: видеотека, библиотека игр и упражнений. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. У родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы по коррекции и развитию речи детей.
7.Современные формы работы учителя – логопеда с родителями

с использованием ИКТ:
а) газета дошкольного учреждения «Теремок», б) индивидуальные тетради для домашних заданий, 14 в) информационно-просветительская работа на стендах. Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями: · индивидуальный подход к родителям детей с нарушениями речевого развития; · возможность показа и использования заданий, фотоматериалов, картинок и необходимой информации родителям детей с нарушениями речевого развития. За последние годы возросло поступление детей в детский сад с задержкой психического и речевого развития. Поэтому, в ноябре 2007 года возникла необходимость создания
ПМП консилиума
, целью которого является: обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и тесного сотрудничества с родителями. Членами ПМПк являются: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель обследуемого ребенка и медсестра.
На индивидуальных консультациях
родителям выпускников раздаются памятки, в которых отражены критерии уровня готовности детей к школьному обучению. В конце учебного года для выпускников, занимавшихся с логопедом и другими педагогами, и их родителей организуется
праздник
«Выпускной бал», на котором дети танцуют, поют песни, читают стихи и участвуют в инсценировании сказок, что является результатом работы по коррекции и общему развитию речи за учебный год. (Приложение 8) Такие праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Моя работа направлена на оказание помощи и поддержки не только родителям детей, зачисленных на логопедические занятия, но и всем желающим. Любой родитель может обратиться ко мне за профессиональным советом, консультацией по вопросам развития речи детей, коррекции и профилактики речевых нарушений. Для удобства родителей 3 раза в неделю я работаю во второй половине дня. В графике работы выделено специальное время для консультаций и бесед с родителями.
Наглядная форма работы
очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка. Для всех родителей на стенде «Логопед рекомендует» представлена информация:  о нормах речевого развития;  о возможных причинах нарушений речи;  о профилактике речевых нарушений;  о видах и проявлениях нарушений речи. Также оформляю памятки для родителей (Приложение 9), которые предлагаются родителям в начале учебного года и размещаются в «Уголке логопеда». Следует обратить внимание родителей на то, что дети имеют разные речевые нарушения и упражнения для выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики предлагаются логопедов в зависимости от нарушений. В старших и подготовительных группах оформлены информационные «Уголки логопеда», на которых периодически меняется материал по темам:  «Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики»;  «Тренируем пальчики – развиваем речь»;  «Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия»;  «Значение сформированности устной речи в подготовке к школе»;  «Речевые игры и упражнения на кухне»;  «Как учить звуко-буквенному анализу» и др. Из всех перечисленных форм работы наиболее эффективными считаю словесные и практические, так как они дают возможность непосредственно взаимодействовать с родителями, вызывают у них больший интерес, эмоциональный отклик, желание обращаться за помощью к логопеду.
В конце своей логопедической работы с ребенком прошу родителей заполнить книгу отзывов и анкету, позволяющую уточнить уровень их наблюдательности. (Приложение 10) Некоторые родители очень быстро забывают, с какой речью пришел их ребенок к логопеду, им начинает казаться, что ребенок всегда так говорил. Благодарных родителей очень мало, а это способ напомнить им об изменениях в речи их детей. После того, как все звуки речи уже поставлены и автоматизированы, даю рекомендации родителям по контролю над речью ребенка после прекращения логопедических занятий. Чтобы не было рецидивов, родители должны в течение некоторого времени следить за речью ребенка дома и поправлять ребенка в случае неправильного произношения. Даже при нарушениях звукопроизношения может произойти возврат к старой артикуляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная артикуляция. Здесь важно дать понять родителям, что вновь воспитанный навык правильной речи является еще очень непрочным и поэтому для его полноценной автоматизации необходимо определенное время и непрерывная работа по закреплению. Опыт работы показывает: работа с родителями детей, имеющих нарушения в произношении, должна рассматриваться как важная часть коррекционной работы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться. Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но мы стараемся работать так, чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов.
Для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования: 1. Занятия должны проводиться систематически, как в ДОУ, так и дома. 2. В ДОУ и в семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход. 3. Родители должны неукоснительно выполнять требования логопеда и воспитателей. 4. Речевой материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения (задания) дома. 5. Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов. 6. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми. 7. Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов. Данная практика взаимодействия с родителями за все годы работы показала себя достаточно эффективной:  дети лучше стали усваивать пройденный материал;  большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;  поднялся уровень речевого и эмоционального развития детей;  повысилась активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом процессе. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения (задания) дома. 5. Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов. 6. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми. 7. Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов. Данная практика взаимодействия с родителями за все годы работы показала себя достаточно эффективной:  дети лучше стали усваивать пройденный материал;  большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;  поднялся уровень речевого и эмоционального развития детей;  повысилась активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом процессе. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями, создана система взаимоуважения. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда.

Мария Артемова
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка, имеющего речевые нарушения

Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними . Но мало кто задумывается о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.

К сожалению, число детей с речевой патологией , которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, растет. Успешности логопедического воздействия зависит не только от квалифицированной работы логопеда, но и от всех участников коррекционного процесса : педагогов, родителей и других членов семьи .

Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению речевых дефектов . Очевидно, это связано со следующими причинами :

неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей ;

родители мало уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи детского сада или школы;

низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей.

При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения с ребёнком. Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение вариативных форм сотрудничества с родителями детей, имеющих нарушения речи , в системе коррекционно-образовательной работы.

Успешность воспитания и обучения детей в детском саду и в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Важно выстроить общение с родителями на основе принципа "Родитель - полноправный член команды", которая решает одну общую задачу - воспитание высоконравственной личности.

Взаимосвязь логопеда и родителей осуществляется комплексно : с помощью наглядных, коллективных, индивидуальных форм работы. Такое взаимодействие нацелено на :

Установление партнёрских отношений с семьёй каждого обучающегося;

Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

Повышение психолого - педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка ;

Оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций;

Обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем -логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда , в соответствии с возможностями родителей, их интересами, осуществляется в разных формах, с применением различных методов работы. Вот наиболее оптимальные из них :

1. Методы работы : анкетирование, индивидуальные беседы, индивидуально-практические занятия, консультации, совместное изготовление игр и пособий, семинары-практикумы.

2. Формы работы : общие (групповые) родительские собрания, День открытых дверей, совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, досугов, наглядная информация и печатные издания, педагогическая гостиная.

Беседа - самая распространенная форма и метод общения с родителями, ею пользуются все логопеды без исключения, и она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения. Но есть родители, которые с трудом идут на контакт. В этом случае более приемлема методика В. А. Петровского, который предложил следующее поэтапное взаимодействие педагога с родителями :

1-й этап - называется "Трансляция родителям положительного образа ребенка ". Педагог никогда не жалуется на ребенка . Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом : "Ваш ребенок лучше всех ".

2-й этап - "Трансляция родителям знаний о ребенке , которых они бы не могли получить в семье ". Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка , особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап - "Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка ". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Полученную от родителей информацию следует использовать для организации позитивного взаимодействия .

4-й этап - "Совместное исследование и формирование личности ребенка ". Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Анкетирование родителей играет немаловажную роль в комплексной работе с семьей , оно позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить позицию родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту , их педагогическую осведомленность. Анкеты дают возможность получить более реальное представление о семье , об участии родителей в коррекционном процессе, о результативности коррекционной работы. Учитывая индивидуальность каждого из родителей, возможно более эффективно проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка , помочь им правильно воспринимать своего ребенка , научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений .

Групповые родительские собрания, проводимые в начале, середине и конце учебного года помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит огромная ответственность : и за создание мотивации ребёнка к занятиям, и за принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений . Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то нам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы, и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений , отмечается положительная динамика и успехи и достижения детей.

Наглядная информация - эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Преимущество этой формы в том, что :

во-первых, обращение только в устной форме требует много времени;

во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов;

в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Поэтому перед кабинетом, в кабинете, в раздевалках групп вывешиваются информационные стенды, уголки для родителей : «Учимся, играя» , «Советы логопеда» - они подчинены определенной тематике : «Пальчиковая гимнастика» ; «Фонематический слух-основа правильной речи» ; «Готовность ребенка к школе » , «Леворукий ребенок » и др.

Фотовыставки : «Моя семья » , «Времена года» , «На отдыхе» , «В кабинете логопеда» - могут быть представлены фотографиями детей на занятиях, в режимных моментах, в семейной обстановке, каждая фотография сопровождается пояснением. С помощью этой выставки родители могут наглядно познакомиться с работой, которая ведется с детьми на занятиях. Детям нравится рассматривать фотографии и делиться впечатлениями, рассказывать о своей семье .

Консультации очень важны в совместной работе учителя -логопеда и родителей. Они предполагают знакомство родителей с теоретической информацией по тому или иному вопросу. Консультации важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество, так как современный родитель не захочет слушать долгих докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. К консультациям можно организовать выставку пособий, дидактических игр. Родители могут ознакомиться и воспользоваться подбором практического материала.

Индивидуально-практические занятия знакомят родителей с практическими приемами артикуляционной гимнастики и автоматизации звуков, играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка .

Семинары-практикумы также вооружают родителей практическими приемами коррекционной работы. Семинары-практикумы не только устанавливают партнерские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей.

Фронтальные открытые занятия для родителей являются эффективной формой работы. Они проводятся, чтобы родители увидели, чего достигли дети после совместной коррекционной работы. Такие открытые занятия целесообразно проводить во второй половине учебного года. Перед занятием родителей кратко знакомят с целями занятия и даётся установка, на что нужно обратить внимание. После занятия проводится его анализ, даются рекомендации по использованию тех или иных приемов. Родители видят достигнутые результаты и стремятся сделать большее и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно. Особая ценность этих занятий в том, что родители наблюдают своего ребенка в коллективе , это дает возможность адекватно и объективно оценить его возможности и способности.

Праздники и развлечения, для участия в них привлекаются родители. В течение года родители приглашаются на праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения. Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений .

Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и групповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать, какие методы и приемы использует логопед в работе с детьми, и взять их себе на вооружение.

Рекомендации по закреплению правильного звукопроизношения. Каждый логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе по постановке и автоматизации звука, занимаясь по индивидуальным заданиям. Так они могут проследить систему и динамику обучения.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития детей , так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Повышение педагогической культуры родителей - основа полноценного развития ребенка . Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности чрезвычайно важно потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка .

Список литературы :

1. Библиотека журнала "Логопед" О. В. Бачина, Л. Н. Самородова.

2. Научно-методический журнал "Логопед" №1/2006 год.

3. Научно-методический журнал "Логопед" № 5/2013 год.

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Изд. Центр «Академия» , 2000.

С детьми в условиях логопункта».

Учитель-логопед

МОУ детского сада № 90 г. Волгограда.

В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах, в массовые дошкольные учреждения стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопедического пункта. Поэтому основными помощниками логопеда в коррекционной работе с детьми могут стать родители. Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с несколькими причинами: родители не слышат недостатков речи своих детей; не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.

Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю, это важно в логопедической работе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома, занимаясь с детьми.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, вооружить их способами коммуникации и доступными приемами коррекции; создать определенную положительную мотивационную направленность на преодоление речевого дефекта. Во-первых, родители являются для своего ребенка, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.


Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу работы с родителями.

Одна из основных задач коррекционно-логопедической работы, осуществляемой на логопедическом пункте МОУ детского сада № 90, является привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.

В связи с этим, нами были систематизированы и разработаны комплексные мероприятия, способствующие повышению эффективности логопедической работы и оптимизации сотрудничества логопеда и родителей в целях устранения речевых недостатков у детей.

Отобрать наиболее эффективные формы и методы работы с родителями нам позволяет:

    Комплексное изучение личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, логопедического обследования. Изучение семьи ребенка с помощью бесед, опросов, анкетирования. Составление перспективного плана коррекционно-развивающей работы с родителями. Разработка и использование домашних заданий (включение родителей в активное взаимодействие с ребенком дома). Использование различных форм работы с родителями (коллективных, наглядных, индивидуальных) с целью усиления просветительского аспекта работы логопеда и повышения педагогической компетентности родителей. Анализ результатов коррекционного обучения.

Система «логопед-родитель-ребенок» будет успешно функционировать в том случае, если между педагогом и родителем определены общие цели и задачи, а их отношения строятся на доверии и доброжелательности. И, конечно, педагог не должен забывать об общей культуре , педагогическом такте, о ранимости родительских чувств. Педагог, обладая знаниями возрастных особенностей детей и содержанием образовательно-воспитательных задач на каждом этапе развития, в ходе взаимодействия с заинтересованными членами семьи должен повысить их педагогическую компетентность и вооружить необходимыми практическими навыками для решения насущных задач.

Учебный год для логопеда логопедического пункта начинается, когда ребёнок зачислен на логопедические занятия: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями, психологом. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье, и дают возможность спланировать работу с ней с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания.

Работа начинается с анкетирования, бесед и опросов, целью которых является изучение потребностей родителей и их уровня знаний о проблеме.

На основании полученной информации о речевом уровне детей, их родителях были определены основные направления коррекционной работы с ними.

По результатам диагностики составляется план коррекционно-образовательных мероприятий, включающий в себя как традиционные формы работы, так и нетрадиционные.

Непрерывная связь с родителями в коррекционно-логопедическом процессе осуществляется нами с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах:

Родительские собрания, которые проводятся в нетрадиционной форме: игра «Счастливый случай», КВН. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям уделяется особое внимание, тщательно готовится их проведение, анализируется каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.


Консультации, семинары строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения различных проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.

Нетрадиционная форма работы с родителями, которая успешно мною используется

– подгрупповые открытые занятия. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). Вначале эти занятия проводит сам логопед, а родители наблюдают, записывают игры, упражнения, видят пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и приёмам работы. Затем можно привлекать родителей к участию в занятиях вместе с детьми. “Вооружившись” знаниями на консультациях и индивидуальных практикумах, они становятся равноправными участниками. Они обучаются приемам и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное - создается эмоциональный контакт между ними.

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В нашей библиотеке есть все пособия, используемые на логопедических занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Речевые праздники, проводимые как итог проделанной работы, очень полезны для развития коммуникативных умений и навыков детей, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Анкетирование, беседы, опросы родителей играют немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, эти вопросы учитываются при планировании работы с семьёй.

Индивидуальные практикумы, позволяют обучить родителей эффективным методам домашней коррекции речи (артикуляционная гимнастика, коррекция звукопроизношения, упражнения для развития дыхания). Некоторые взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности приходят на просмотр – индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание мам или бабушек обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является

Тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Задания по исправлению звукопроизношения даются два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое, то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка по отношению к процессу обучения.

Наглядная форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно, поэтому, используя разнообразные формы наглядности: речевой уголок, экран звукопроизношения, папки-передвижки, компьютерные презентации, видеотека, повышается активность родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.

Исходя из выделенных направлений работы, был разработан универсальный вариант перспективного планирования.

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями на год


Сентябрь

Анкетирование и опросы

Выявить уровень родительских притязаний к образованию детей, заинтересованность в совместной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений. Адекватность родительской оценки детских возможностей.

Изучение опроса родителей, разработка дальнейших перспектив в работе.

В течение года

Индивидуальные беседы, консультирование

Обучение активному и целенаправленному наблюдению за ребёнком в домашней обстановке. Информирование родителей о результатах обследования. Дать необходимые знания об особенностях развития ребёнка с ФФНР и ФНР, обучить некоторым коррекционным приёмам работы в семье. По запросам родителей.

Сентябрь

Сочинение родителей «Какой мой ребёнок».

Помочь родителям определить, знают ли они главные достоинства и недостатки детей.


Родительские собрания

«Будем знакомы»

Игра «Счастливый случай».

Круглый стол «Скоро в школу».

Познакомить родителей с «Программой коррекционного обучения детей с ФФНР и ФНР»; с организацией совместной работы в течение года.

Итоги работы за 1-е полугодие; оценить роль семьи в системе комплексного коррекционного воздействия на ребёнка.

Подвести итоги работы за учебный год;

«День открытых дверей»

Познакомить родителей с условиями воспитания и образования.

В течение года

Домашние логопедические задания


Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка; закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений и навыков.

В течение года

Совместное с ребёнком оформление пособий «Моя азбука», «Копилка слов»,

«Мои звуки».

Закрепление и обогащение словаря, связной речи, представлений ребёнка; побуждение родителей участвовать в коррекционной работе.

В течение года

«Библиотека

игр и упражнений»

Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.

«Уроки для родителей»

Индивид. практикум

«Работа по развитию дыхания»; «Общие артик.. упражнения»;

«Работа над звукопроизношением».

«Развитие мелкой моторики рук».

«Звук «С».

Спец. артикуляц. упражнения».

«Развитие слухового внимания».

«Звук «ЛЬ». Спец.

артикуляц. упражнения»

«Звук «Л». Спец. артикуляц. упражнения».

«Развитие речевого слуха».

«Звук «Ш». Спец. артикуляц. упраж».

«Развитие тического слуха». «Звук «Р». Спец. артикуляц. упражнения».

Работа над интонационной выразительностью».

«Как учить буквам»

Познакомить родителей с работой над дыханием и звукопроизношением, отметить важность этой работы, дать рекомендации.

Познакомить родителей с артикуляц. гимнастикой, дать рекомендации по выполнению, отметить значимость артикуляц. упражнений.

Показать взаимосвязь развития речи и мелкой моторики, дать рекомендации, оказать помощь в проведении пальчиковой гимнастики.

Оказывать своему ребёнку посильную помощь в проведении спец. игровых артикуляц. упражнений.

Дать перечень игр по развитию слухового внимания.

Оказывать своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых артикуляц. упражнений.

Познакомить родителей с работой над дыханием и предложить упражнения, чистоговорки для развития высоты, силы, тембра голоса.

Научить взрослых играм, которые способствуют развитию речевого слуха. Оказывать своему ребёнку посильную помощь в проведении спец. игровых артикуляц. упражнений.

Дать понятие – фонематический слух, научить играм. Оказывать своему ребёнку посильную помощь в проведении спец. игровых артикуляц. упражнений.

Дать понятия об интонационной выразительности речи, рекомендации по заучиванию стихотворений.

Семинары – практикумы, консультации

«Речевые нарушения и причины их возникновения»

«Роль семьи в воспитании ребёнка с ФФНР»

«Развитие фразовой речи в игре».

«Учим детей рассказывать».

Расширить знания родителей по проблемам общего психического и речевого развития ребёнка.

Создание психологической готовности семьи к сотрудничеству.

Научить родителей закреплять у детей полученные навыки по составлению связных монологических высказываний.

В течение года

«Книга в нашей семье»: обмен книжным фондом.

Развивать педагогическую грамотность родителей.

Прививать детям любовь к книге. Организация тематических выставок.

В течение года

Открытые просмотры занятий. Речевые праздники.

«Дружная семья»- занятие.

«В весеннем лесу» - занятие.

Праздник «Сказочная ярмарка».

По запросам родителей, приглашению логопеда.

Показать приём обучения детей образованию относительных прилагательных с чередованием звуков в корне; учить родителей в повседневной жизни создавать игровые ситуации, направленные на коррекцию речи.

Закрепить умение делить слова на слоги, выделять первый звук из слов; использовать в семье предложенные игры.

Показать результативность работы за учебный год; формировать осознанное отношение семьи к коррекционному обучению и воспитанию детей.


Тематика различных видов работы может варьироваться и зависит от конкретных запросов и пожеланий самих родителей.

Проведенный в конце года анализ результатов коррекционного обучения показал: исправление звукопроизношения у детей проходило в более короткие сроки и с максимальным эффектом; педагогическая компетентность и заинтересованность родителей значительно повысилась; отношения между родителями и детьми стали более конструктивными. Включившись в реальное сотрудничество и установив партнёрские отношения с логопедом, родители оказались готовы к содержательному общению. Было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей-логопатов обеспечило комплексный подход к коррекционно-образовательному процессу. В процессе работы с ними повысился их интерес к проблемам детей.

Литература.

Воронов воспитания. – М.: Школьная пресса, 2000. , «Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания». – Волгоград: «Панорама»,2006. , Кудрявцева сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. Ефименкова речи у дошкольников. - М.,1985. аботать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М.: Просвещение, 1991. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей»: метод. пособие для воспитателей ДОУ - М.: Айрис-пресс, 2006. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994. , Туманова с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 2000. Разумовская логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2006/2007.

Гильметдинова Миляуша Фаритовна,учительлогопед,МБДОУ «Детский сад №130 комбинированного видас татарскимязыком воспитания и обучения» Приволжского районаг. Казани[email protected]

Сотрудничество логопеда и родителей,

имеющихдетейОНР вусловияхДОУ

Аннотация.Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаютсянетолько в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речьребенкаразвивается под влиянием взрослых и взначительной мереопределяетсяегособственной речевой практикой, что в своюочередь, зависит от нормального социального окружения ребенка спервых дней жизни.Ключевые слова:сотрудничество логопеда с семьёй,семейноевоспитание,нарушение речи,квалифицированную помощь родителям,родительская мотивация, основныенаправления работы с ребенкомэффективные формы,логопедические уголки, индивидуальныепрактикумы.

Одним из направлений коррекционновоспитательной работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителялогопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.По мнению А.С.Макаренко “Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”.Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, имеет целью:

оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;

помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

Среди разнообразных речевых расстройствв детском возрасте часто встречается общее недоразвитие речи. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях комплексного подхода к его преодолению.

Большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают тяжести этого речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексикограмматической стороны речи, несовершенство связной речи.Нарушение звукови слоговой структуры слов родители, какправило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.Многие родители, устроив ребёнка в коррекционное дошкольное учреждение или логопедическуюгруппу, считают, что основную роль они выполнили, теперь остаётся только ждать, когда педагогинаучат малыша быстро одеваться, правильно умываться, красиво рисовать, чисто говорить и внятно излагать свои мысли. К сожалению, слишком часто они не задумываются над тем, что воспитание ребёнка продолжается, обучением нужно заниматься и дома. Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.Ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов. Для осуществления эффективного взаимодействия с семьёй важна родительская мотивация к сотрудничеству со специалистами.

По заключению медикопедагогической комиссии и результатам обследования речи ребёнка, родителям разъясняются сущность логопедического заключения и основныенаправления работы с ребенком.Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни. На первом родительском собрании логопед знакомит родителей с основными целями и задачами логопедической работы, рассказывает о системе логопедических занятий.Необходимо проводить с родителями просветительскую работу.Она может проводиться в различных формах:выступления на родительских собраниях,индивидуальные консультации, семинары,занятияпрактикумы, открытые занятия, праздники, конкурсы и проекты,организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий, анкетирование, информационная поддержка.Для более эффективной работы родителям требуется информационная поддержка. Это осуществляется с помощью: специальных “логопедических уголков”,информационных стендов,тематических выставок книг. Там выставляется: справочныйматериал, статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, рекомендации по развитиюречи, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики. Очень важно сообщить родителям, как правильно заниматься с детьми. С этой целью мы знакомим родителей с правилами проведения занятий.

Все занятия строятся по правилам игры, чтобы не натолкнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.Длительность занятий не должна превышать 1520 минут. Начинать нужно с 35 минут.Занятия должны проводиться 23 раза в день. Лучшее время для занятий –после завтрака и после дневного сна.Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует.Отведите специальное место для проведения занятий, где ничто не сможет помешать.Активно используйте на занятиях наглядный материал.Не употребляйте слово “неправильно”, поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.Разговаривайте с малышом чётко, повернувшись к нему лицом, пусть он видит и запоминает движения ваших губ.

Наиболее эффективные формы:

совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

анализ причин незначительного продвижения в речевом развитии ребенка, совместнаявыработка рекомендаций по коррекции общего недоразвития речи.

индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, психогимнастика, обучение элементам логомассажа и самомассажа, знакомство с речевым материалом для автоматизациипоставленных звуков и соблюдением режима контроля за поставленными звуками, знакомство с играми и упражнениями для совершенствования и развития лексикограмматического строя и связной речи и др.)Обобщив выше сказанное можно сделать вывод: ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речь ребенка развивается под влиянием взрослых и в значительной мере определяется его собственной речевой практикой, что в свою очередь, зависит от нормального социального окружения ребенка с первых дней жизни.

Ссылки на источники1.Крапивина Л. М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста. // Дефектология. –1998. –№ 4. –С. 80.2.Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. –М., 1991. –С. 105–116.3.Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. –1998. –№ 4. –С. 3.

Gilmetdinova Milaysha Faritovnateacherand speech therapist, MBDOU"Kindergarten№130combined typewithTatar languageeducation and training"Volga district of [email protected] therapistand parentswith childreninOHPDOWconditionsAbstract. The childwas masteringspeech, when he wasengaged not onlyin educational institutions, but also in the family.After all,the child"s speechis developingunder the influence ofadults andis largely determined byhis ownspeechpractice, which in turndepends on thenormal socialenvironment of the childfrom the first daysof life.Keywords:Cooperationspeech therapistwith family, family education,speech disorder, professional assistanceto parents, parental motivation,the main directions ofwork with the childeffektivnyeformy, logopedicheskiecorners, individual workshops