Анализ взаимодействия с родителями по фгос до. Современные формы работы педагогов с родителями в доу в условиях фгос до

Вопрос взаимодействия детского сада и семьи всегда является актуальным, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. В ФГОС говорится,что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка - именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.

Семейное воспитание (то же самое - воспитание детей в семье) - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Еще в 1915 году М.М.Рубинштейн сформулировал принцип единства деятельности дошкольных, школьных и внешкольных учреждений в союзе с семьей. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Согласно статье 18 закона «Об образовании» Российской Федерации именно родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и учреждения образования, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей.

Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.

Задачи:

1.) Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей.

2.) Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка.

3.) Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

4.) Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада.

5.) Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка.

6.) Компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.

7.) Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей.

8.) Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка.

9.) Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;

10.) Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- родительская гостиная, клуб;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- день открытых дверей;
- газета «Топ» - известия;
- сайт ДОУ
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,
- Это укрепление внутрисемейных связей,
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.


Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

Описание: данная статья предназначен для воспитателей детских садов.
Назначение: распространение педагогического опыта.
Задачи: Обмен опытом с воспитателями детских садов.
Семья, как нам известно, это образец для подражания. Ребёнок берёт примеры поведения с отца и матери, братьев и сестёр.
Любая педагогика без семьи – невозможна. В семье складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что воспитание ребёнка и развитие не может протекать само по себе.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; (Современные программы образования дошкольников, такие как «Радуга», «Развитие», «Детство» строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, современных достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.)
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Система работы по взаимодействию с родителями
Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками.
Имея достаточный опыт работы с детьми (13 лет), я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно добиться хороших результатов, прийти к поставленной цели. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что каждый ребёнок – уникален. Его нельзя сравнивать с другими детьми.
Но одного желания мало. К нам в детский сад каждый год приходят новые дети, т.к. детский сад посещают дети в возрасте от 1 до 3 лет. Каждый год приходится устанавливать связь с новыми родителями. Родители, придя в детский сад, присматриваются к нам. В своём роде проходит та же адаптация. И как же понять, что особенного и интересного ждут от нас родители? В этом вопросе, конечно же, помогает анкета. Анкетирование проводится на начало учебного года. Анкета помогает выяснить социальный статус, предпочтения ребёнка, навыки и умения, которыми малыш обладает, придя в ДОУ, сколько детей в семье и какие между ними отношения.
Анализ данных помогает ближе познакомиться с интересами ребёнка, что в свою очередь может положительно оказаться на адаптации. Также выявить запросы родителей помогают личные беседы. Благодаря такой организации составляется примерный план работы с родителями на год. Почему примерный, потому что после того как мы ближе познакомимся с детьми, у нас появятся вопросы, с которыми необходимо будет выйти к родителям. Это уже отражается в календарном планировании.
Наверное, каждый воспитатель хочет, чтобы родители группы были активными участниками, а не пассивными слушателями.
Чтобы добиться этого мы применяем различные формы работы с детьми.
Очень эффективными всё же остаются родительские собрания. Это традиционная форма является очень действенной, к тому же, на родительские собрания планируются выступления и сотрудника ГИБДД, и медицинской сестры.
Обязательно проводятся анкетирования родителей по годовым задачам ДОУ.
Хорошей формой в работе с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осенние фантазии», «Зимушка – зима», «Руками наших мам» «Ах, лето, лето!» стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Мы практикуем награждение дипломами участников выставок. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», – писал Ф. Ларошфуко, и в современном мире это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей.
Регулярная организация фотостенда с фотографиями «Вот как весело живём» знакомила родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки, буклеты, перекидную систему.
Конечно же, современные родители очень заняты. И тут на помощь приходят современные ресурсы.
Родители стали инициаторами того, чтобы создать группу в контакте. В группе организатор выкладывает для остальных родителей различные темы для обсуждения. Фотографии с выставок рисунков и поделок из пластилина.
Родители могут ещё получить информацию через сайт детского сада. Кроме того у многих педагогов есть свои личные блоги и мини-сайты.
Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.

Как никогда актуальными к нашему семинару стали слова В.А.Сухомлинского

«Только вместе с родителями,

общими усилиями,

педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье».

В.А.Сухомлинского

Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Семья для ребенка -это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность

Тема нашего семинара : «Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС». В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В Ст.44 говорится:

  1. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития

В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации с семьёй п.1.4,

а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. П1.7.6

Одна из главных задач стандарта направлена на

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями.

В требованиях к структуре ООП ДО в содержательном разделе Программы должны быть представлены:

- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников П.2.11.2

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений должно учитывать образовательные потребности, мотивы детей, членов их семей, педагогов.

Дополнительный раздел программы должен содержать краткую презентацию, ориентированную на родителей и доступную для ознакомления.

В требованиях к условиям реализации ООП ДО представлены:

- требования к образовательной среде П.3.1

создаются условия для участия родителей в образовательной деятельности

- Психолого-педагогические условия П.3.2.1

Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья

- Условия создания социальной ситуации П.3.2.5

Общение с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность

- условия для консультирования родителей П.3.2.6

Консультирование родителей по вопросам образования и охраны жизни и здоровья детей.

Требования к результатам освоения ООП ДО

Настоящие требования являются ориентиром для

- взаимодействия с семьями

- информирования родителей (законных представителей)

Таким образом, дошкольная организация создают возможности для:

  1. Представления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность
  2. Для взрослых по поиску, использованию материалов обеспечивающих реализацию Программы, в том числе и информационной среде.
  3. Для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки.
  • Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду находиться всё время в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые помогу сплотить вокруг себя родителей.

Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях начинать необходимо с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи должно вестись последовательно, системно. Наиболее распространенными методами изучения семьи являются, прежде всего, проведение анкетирования, личные беседы, наблюдения, посещение семьи, которые помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать данные, интересующих педагога о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Позволяет учесть ее индивидуальные особенности, и др. Анкетирование воспитатели проводят в начале учебного года, в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей свое работе, в зависимости от поставленных задач.

Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома. Посещая семьи, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с мамой и папой, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.).

В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы.

Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации . Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа - это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в

глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

Наши педагоги используют не только наблюдение со стороны, но и создают специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей:

Совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, территории и др.)

Занятия с родителями и детьми.

В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.

Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя прежде всего интересы ребёнка.

И так, используя этот метод, мы родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, условно разделили на три группы.

Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей.

Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Во время адаптационного периода у родителей возникает много вопросов, их волнует, как будет чувствовать себя малыш без мамы и папы, как будет привыкать к новой социальной ситуации. Совместно с психологом мы приглашаем родителей для встречи у круглого стола. Это нам позволяет больше узнать родителей, детей и где родители делятся своим опытом и проблемами в воспитании детей раннего возраста, решаются возникающие трудности в процессе адаптации.

К коллективным формам работы с родителями относятся родительское собрание. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся так же конкурсы, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий. К собраниям готовятся выставки детских работ или стенд с фотографиями из жизни группы.

В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, деловые игры.

Родители практически всех групп принимают активное участие в проектной деятельности. Совместно с педагогами и детьми разработаны следующие проекты: «Путешествие по детской библиотеке», «Кухня Мордвы», «Город, в котором я живу», «По страницам Красной Книги», «Комнатные растения», «Масленица» и др. Многие проекты являются как бы завершением тематической недели, другие разрабатываются по инициативе самих детей.

Родители приглашаются на открытые занятия, где принимают активное участие в ролевых играх. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. Например: на занятии, по теме «В здоровом теле - здоровый дух», дети вместе с воспитателями учили родителей, как надо правильно делать точечный массаж, и родители с большим удовольствием повторяли все движения за детьми, предлагали свои методы в борьбе с простудой; используя деловую игру на родительском собрании, педагоги узнали для себя, какие взаимоотношения складываются между родителями и ребенком. (использовались вопросы, схемы) В процессе обсуждения темы участники игры с помощью воспитателей пытались проанализировать ситуацию со всех сторон и находили правильное решение.

Стало традицией приглашать родителей будущих школьников на открытые занятия, которые проводятся в конце учебного года. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают воз-можность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

Не менее эффективная форма работы с родителями - конкурсы.

Регуляр-но проходят конкурсы «Поделки из природного материала», «Подарки для Деда мороза», «Осенние фантазии», «Будущие защитники Отечества» и др. Участвуя в них, родители раскрывали все свои интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс. Инте-ресно прошло, например, занятие, по работе с тестом во второй младшей группе, проводила его Еремина С.В., она учила родителей делать из соленого теста удивительные вещи, Балобановой Н.В. с родителями и детьми логопедической группы по изготовлению кукол оберегов, Прытковой Н.А., она показала родителям технику нетрадиционного рисования, которую можно использовать в работе с детьми в домашних условиях.

А один из пап показал, как можно из простых открыток создать интересную коллекцию.

Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которые раз-деляют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они ви-дят, что дети гордятся ими, и им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, но в своей памяти они навсегда со-хранят тепло общения, радость, сопереживание. Родители принимают активное участие в новогодних праздниках, ко дню Защитника Отечества, 8 марта, организуют дни рождения.

В результате проведения праздничных встреч формируются положитель-ные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоцио-нальный контакт. Проводимая работа позволяет повысить психолого--педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Здоровые дети - надёжное будущее. В систему физкультурно--оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я- спортивная семья!», посвященных Дню защитника Отечества, «Весёлые старты», «На природу мы пойдём».

Празднику сопутствует радостная обстановка, музыка, смех, веселье. В сценарии входит не только упражнения оздоровительного и соревновательного характера, но и концертные номера: песни, стихи, загадки. Особое значение имеют сюрпризные моменты, а также награждение участников - дипломами, сладкими призам.

Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здорово-му образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ре-бёнку; привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению де-тей.

Традиционным стало проведение акции «Подари книгу де-тям».

У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное от-ношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

Задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести книги и игры. Пусть не новая игра, но теперь ребенок играет с друзьями. А любимая книга стала ещё инте-реснее и звучит по-новому в кругу друзей.

Теперь у нас в группах есть библиотечки, созданные благодаря родителям.

Мы с детьми любим ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появ-ляется возможность побыть с ребёнком, завлечь, заинтересовать личным при-мером. Из этих походов дети возвращаются обогащенными новыми впечатле-ниями о природе, о насекомых, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала.

В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, вни-мание к близким. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.

Главная задача наглядной пропаганды - целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье. В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная.

  • Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

Материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;

Материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

  • Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки . Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, альбомы и т.д
  • Информационные листки , которые могут нести в себе следующую информацию:
  • объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
  • просьбы о помощи;
  • поздравляем с днем рождения.
  • Памятки для родителей .
  • Родительская газета оформляется самими родителями. Чаще всего оформляются к праздникам.
  • Папки-передвижки , которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Сезонные изменения» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Так же информацию о жизни детского сада родители получают, заходя на наш сайт, где даются консультации, советы родителям по интересующим их вопросам.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с роди-телями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке сво-его труда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих ро-дителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы да-ло определённые результаты: родители, из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфе-ра взаимоуважения.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности в совместных мероприятиях.

И так, подытожим вышесказанное:

В соответствии с ФГОС детский сад обязан: . информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; . обеспечить открытость дошкольного образования; . создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; . поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; . обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; . создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией., что мы и пытаемся делать.

Документы для скачивания:

Оксана Терёшина
Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС ДО

Детство - это уникальный период в жизни каждого человека : именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

В настоящее время актуальной является проблема взаимодействия детского сада и семьи , так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка - именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится : «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработанный новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО ) отвечает новым социальным запросам и уделяет большое внимание работе с родителями.

В ФГОС ДО говорится , что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи , родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи .

В соответствии с ФГОС детский сад обязан :

Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье , но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

Обеспечить открытость дошкольного образования;

Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи ;

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи :

Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Создание атмосферы взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях :

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей , ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Работая по внедрению ФГОС ДО помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи , мы активно используются инновационные формы и методы работы :

Мастер-классы на различные темы;

тематические выставки;

консультации специалистов;

семейные встречи;

совместные итоговые мероприятия

открытые занятия для просмотра родителей;

конкурс семейных талантов;

день открытых дверей;

сайт ДОУ и др.

Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности наших педагогов и дошкольного учреждения в целом. Одна из главных целей этой работы - вовлечение родителей в педагогический процесс, где всем участникам должно быть комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.

В нашем детском саду мы большое внимание уделяем этой работе так как считаем, что только тесный контакт и сотрудничество родителей, воспитателя и ребёнка даёт положительный результат в его обучении и воспитании.

Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать.

Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. У ребенка совершенствуются моторные навыки, развивается воображение. Родители в такой деятельности становятся активными участниками, творя вместе с детьми, учатся понимать растущего человека.

Совместная деятельность не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, кроме того восполняет дефицит родительского внимания.

Жизнь в нашем детском саду очень активна. И чем больше в ней совместных разнообразных мероприятий с родителями, тем эта жизнь интереснее. Эти мероприятия воспитывают у детей интерес к окружающему миру, развивают креативные способности, а также :

Укрепляют связь дошкольного учреждения с семьёй ;

Побуждают родителей к совместной деятельности с детьми и объединяют их в творческую команду;

Стимулируют детей к применению полученных умений и навыков в продуктивной деятельности;

Создают приподнятую эмоциональную атмосферу в преддверии праздников.

За прошедший учебный год в нашем ДОУ прошло огромное количество разнообразных мероприятий совместно с родителями. Это и фотовыставки «Памятные места родного города» ,

«Люблю берёзку русскую» ,«Папа,мама, я –спортивная семья » ,

выставки совместных поделок «Осенняя фантазия» , выставка

«Загадочный космос»

«Новогодняя игрушка моей семьи » , «Прекрасное своими руками» ,

«Выставка макетов боевых сражений» ,«Пасхальный сувенир» ,конкурсы стенгазет «Россия- родина моя» ,«Солдат в моей семье » ,«Фестиваль воздушных шаров» и многие другие.

Хоть умений у наших деток мало, но даже если они присутствуют при выполнении поделки, если видят, как мамы или папы стараются, проявляют творчество -это уже положительный результат. Ну, а если, им всё-таки удалось принять хоть небольшое участие, то это заслуживает особой похвалы для родителей. Мы всегда радовались каждой работе.

Для детей, любителей мастерить любые поделки, поделки которые готовятся совместно с родителями особенно дороги и интересны. А когда рядом с ребенком с энтузиазмом работает мама, папа или другие взрослые, участие которых ребенку особенно дорого, тогда процесс творческий превращается в увлекательное действо. Такая совместная деятельность, направленная на полноценное развитие ребенка, а непринужденная обстановка всегда приносит положительный результат и выливается, прежде всего в удовлетворении детских потребностей во внимании со стороны близких.

Так же в нашем ДОУ одной из интересных форм работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе является проведение совместных итоговых мероприятий,которые способствуют укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников . В результате неформального общения детей и взрослых создаётся не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей не только детей, но и их взрослых.

Вся эта работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей, устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы, способствует повышению качества образования.

Организуя совместную работу с родителями педагоги нашего ДОУ активно вовлекают родителей в процесс реализации исследовательских и творческих проектов. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье , помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения. Так в этом учебном году педагогами нашего ДОУ были успешно реализованы

«Реликвия моей семьи » .

Мы и в дальнейшем планирует тесное сотрудничество с родителями наших воспитанников.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы ;

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Это учет индивидуальности ребенка.

Это укрепление внутрисемейных связей,

Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье .

Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 города Кузнецка

Фронтальная консультация

Тема: « Сотрудничество с родителями -

эффективные формы работы

в соответствии с ФГОС ДО ».

Составила: Николаева Л.Н.,

старший воспитатель

Кузнецк, 2015

«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья

в руки педагогов детского сада.

Здесь важен не принцип параллельности,

а принцип взаимопроникнове ния

двух социальных институтов…»

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющег о закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые - их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированн ый подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованнос ти родителей в воспитании своих детей.

Цель педагогов - создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Основные задачи работы с родителями:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединить усилия для развития и воспитания детей;

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:

Давайте познакомимся! ”. На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.

Второй этап - “Давайте подружимся! ”. На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, “круглые столы”, игровые семинары.

Третий этап называется “Давайте узнавать вместе”. На этом этапе можно говорить о функционировании родительско - педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательск ая, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев)

Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованнос ти коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители , а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» .

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой : открытость дошкольного учреждения включает "открытость внутрь" и "открытость наружу".

Придать дошкольному учреждению " открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированн ым, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Пример открытости демонстрирует педагог. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

Личной готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума , своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразователь ная школа, музыкальная школа, дом культуры, библиотека и др.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированны е "визиты" родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада "изнутри", начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества . Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке , подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? "Запускается" рефлексивная деятельность : все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированн ым подходом .

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка . Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

    приобщение родителей к педагогическому процессу;

    расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

    пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

    создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

    информационно-пе дагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

    разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка:

    эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

    проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

    уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу .

Традиционно-нетр адиционные формы

работы с семьей

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированна я помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированн ый подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

    Посещение семьи ребенка.

    День открытых дверей .

    Беседы индивидуальные и групповые . Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится т. о., чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованнос ть, доброжелательнос ть.

    Консультации. Формы проведения консультаций различны.

    Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практик умы .

    Родительские собрания проводятся групповые и общие.

    Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение , а если получится, то и дискуссию .. Важно определить актуальную тему конференции К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Наглядно-информа ционные формы организации общения:

    Слайдфильмы, презентации

    Выставки детских работ

    Фотовыставки

    Семейные выставки

    Информационные стенды

    Папки - передвижки

В настоящее время работники ДОУ находят новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.

    Семейный клуб.

Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованнос ти. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Семейные клубы - динамичные структуры.

Сотрудничество специалистов, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений в духе равноправия партнеров.

    Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон (контакт)доверия ".

    Месяц добрых дел

    Мероприятия, организованные по инициативе родителей

    Досуговые формы организации общения с родителями

    Мастер-классы

    «Встречи с интересными людьми»

    Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только - избегать формализма.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду , воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Правовое регулирование сотрудничества ДОУ и семьи:

В настоящее время основные законы:

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Конституция Российской Федерации

Семейный Кодекс Российской Федерации

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

и другие нормативные документы России приведены в соответствие с нормами международного права:

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

    Всеобщая декларация прав человека.

    Декларация прав ребенка

    Конвенция о правах ребенка.

    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

    Международный пакт о гражданских и политических правах.

согласно которым воспитание образование и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей.

Знание нормативно-право вых документов международного, федерального уровня, конкретного образовательного учреждения позволит педагогу юридически грамотно построить взаимоотношения с семьей и образовательный процесс в ДОУ с учетом защиты прав ребенка, а также прав и обязанностей родителей и педагогов.

Документы для скачивания: