Логопедическая сказка. Цикл сказок по артикуляционной моторике Детские логопедические рассказы

Дифференция" href="/text/category/differentciya/" rel="bookmark">дифференциация звуков).

Сказки для обучения грамоте (в звуках и буквах).

Слайд 9. 2.Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (,):

Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

Слайд 10 . 3.Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонема ми, словоформами , лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов,)

Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).

Слайд 11 . 4.Логосказки с моделированным содержанием ().

Сказки, способствующие формированию связной речи.

Слайд12 .

В свою работу включаю еще и дополнительный сказочный материал.

Для лучшего запоминания и произнесения слов логопед использует различные приемы и пособия, помогающие неговорящему ребенку больше действовать и меньше говорить: игрушки, которые одеваются на пальцы ребёнка, игрушки из киндер - сюрприза); различные настольно-печатные пособия объемные ширмы, мини-макеты, перчатки с наклеенными персонажами сказки, сказка на ковролине, маски, карточки с графическими символами, различные видов театров, такие как: с куклами на палочках, рукавичковый, картонажный;

Слайд 13 . Прекрасным средством для развития движений является игра в «Театр пальчиков и язычка». Артикуляционная гимнастика в сопровождении движений речедвигательной ритмики на произносимые звуки («Утро кота Музика»).

Слайд 14. Сказка на пальчиках

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (сорока-белобока, коза и т. д.). Пальчиковые сказки включаются в занятия по сказкам. Например, после прочтения сказки «Курочка Ряба» можно поиграть так. «Вышла курочка гулять…»(Приложение)

Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. К сказке «Три медведя » упражнение «Утро», Приложение, упражнение к сказке « Теремок» для развития общей моторики и формированию умения расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, Приложение

Слайд 15.16,17,18 . Артикуляционные сказки (развитие дыхания, артикуляционной моторики). Ребенку в 2-4 года достаточно сложно выполнять «гимнастику для язычка» с полной отдачей, они быстро надоедают. А вот если всю такую трудную и не интересную работу предоставить в виде небольших логопедических сказок, развивающие правильный артикуляционный уклад звуков, то все меняется: глазки блестят, и детки с интересом следят за историей и хотят обязательно помочь главному герою сюжета. «Сказка о весёлом язычке», "Лягушка-зелёное брюшко (мультимедийная презентация в сопровождении иллюстративных слайдов детям) «Сказки про язычок», Истории Веселого язычка. Из опыта работы могу сказать, что такая форма подачи артикуляционных упражнений детям понравилась и дала положительные результаты.

Слайд 19.

Использовать логосказки можно не только логопедам, но и воспитателям. Полезно включать логопедические игры в рекомендуемые «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией, сказки: « Курочка Ряба», « Репка», « Три медведя», «Теремок» « Заюшкина избушка».

Если мы до­биваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.

Фонетические (озвученные) сказки Дидактические задачи : развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики.
Методика проведения. Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа.
Фонетическая разминка к сказке «Курочка Ряба», Приложение; к сказке «Три медведя» ; Приложение, пример озвучивания сказки «О непослушном козлике», Приложение.

Слайд № 20

В логосказке присутствуют обязательно и специальные упражнения на тренировку дыхания, развитие общих речевых навыков . Например, логосказка « Веселое путешествие»(упражнения для верхних дыхательных путей (по материалам), Приложение

Для развития силы голоса . Игра: « Зайчик услышит наше ау - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»). Цель: учить повышать и понижать силу голоса. Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему

Упражнения для развития речевого дыхания

-договаривание отдельных слов во фразе ;

«Ок, ок, ок, у меня... (колобок).

Ка, ка, ка, нет уже... (колобка).

Ок, ок, ок, лиса съела... (колобок)».

-произнесение отдельных фраз сказочных героев ; «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка», «Курочка Ряба»).

Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова:

« Пусть будет репка большая, крепкая», « пусть репка будет вкусная, сладкая»;

Вышла курочка гулять и горошка поклевать: « Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Зернышки клевать легко!»

-Дыхательно-артикуляционный тренинг «Говорливый ручеек»

Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики.

Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам - динь-динь-динь, по корягам - буль-буль-буль, по осоке - ш-ш-ш-ш».

ВЫВОД

Слайд 21.

Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность), формирует представления об основных принципах построения связного сообщения (обращение-побуждение, обращение-вопрос, обращение-сообщение). Использование логосказки как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи повышает речевую активность и коммуникативную направленность речи детей с ОВЗ.

Слайд 22. Список литературы

1.Арушанова, и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/– М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.

2., О.М. Кислякова Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР.- СПб.: КАРО, 2002.

3.Гаврилушкина, по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 1.

4.Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / // Дефектология. – 1995. – № 6. – С. 7

5.Зинкевич-Евстигнеева, по сказкотерапии / -Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001. – 310 с.

6.Ивановская, сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / , . – СПб.: КАРО, 2008. – 64

7.Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет.-СПб.: Па­ритет, 2006.

8.Е. Карельская. Поможем Буратино заговорить: Из опыта работы логопеда// Дошкольное воспитание, 1999 № 6 – с. 14-17

9.Набойкина игры с «особым»ребенком. – СПб.: , 2006.

10.Практика сказкотерапии / Под ред. .- СПб.: , 2004.

11. http://www. *****/art. html#butterfly

Приложение

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки. Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки.

Бегут всеми пальцами обеих рук.

Хлопают в ладоши.

Грозят пальцем ведущей руки.

Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола.

Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т. д.

Приложение

Вырабатывать правильное дыхание.

Обучать элементарным при­емам самомассажа.

Расширять артикуляторные возможности.

Вырабатывать положитель­ный эмоциональный фон.

Оптимизировать общий то­нус тела, снимать патоло­гические зажимы.

Медвежата сладко спят

Дети прислоняются к спинкам стульев или опускают головы на сложенные на столе руки, закры­вают глаза.

И расслабленно сопят.

Спокойно и глубоко дышат.

Солнце глянуло в окошко, Все зажмурились немножко.

Крепко зажмуривают глаза.

Медвежата, хватит спать,

Широко открывают глаза.

Вам давно пора вставать.

Встают со своих мест.

Медвежата все проснулись, Потянулись, улыбнулись.

С напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке.

Любят мишки чистоту. Умываться все идут.

Шагают на месте.

Кран, откройся,

Имитируют движение руки при открывании крана.

Нос, умойся,

Проделывают поглаживающие вращательные движения указатель­ными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон ,.

Мойтесь сразу оба глаза,

Выполняют круговые массиру­ющие движения по векам.

Лоб и щеки,

Разглаживают лоб от центра к вискам.

Растирают щеки.

Мойся, шейка,

Растирают шею, поворачивая голову вправо-влево.

Ручки, мойтесь хорошенько.

Растирают руки.

Словно щеткой, язычком чистить зубы мы начнем.

Открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонталь­ном и вертикальном направлениях.

Принюхались медвежата:

Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхают через рот.

Что-то пахнет непонятно.

Повторяют упражнение 3-5 раз.

Очень вкусно. Это мед! Мама к завтраку нас ждет.

Садятся на стульчики.

Медвежата мед лакали,

Выполняют лакательные движе­ния языком, рот держат открытым.

Потом губки облизали.

Облизывают губы в направлении вперед-назад, рот держат откры­тым.

Лижут с нёба сладкий мед язычком назад-вперед,

Гладят языком нёбо.

Язычок не опускают, Кверху сильно прижимают.

Рот держат открытым.

Присасывают язык к нёбу .

Надо чай горячий пить, Но сначала остудить.

Кистью руки изображают ча­шечку .

Вы, медвежата

не ленитесь, сперва подуйте,

Делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на «чашку» в руке.

Потом попейте,

Имитируют «питье» из «чашки».

А после улыбнитесь.

Растягивают губы в улыбке.

Завтрак съеден, медвежата шалят, как будто индюшата.

Выполняют быстрые движения языком вперед-назад.

Друг друга подразнили и к занятиям приступили.

Спокойно садятся за столы.

Приложение

Стоит в поле теремок (руки над головой – это «крыша»)
Он не низок, не высок, не высок (приседают –« низок», встают – «высок»)
На двери висит замок, да замок (сцепляют пальцы рук в «замок»
Кто бы тот замок открыть помог?
Слева зайка, справа мишка. (кивают головой вправо-влево)
Отодвиньте-ка задвижку! (тянут руки в стороны, но пальцы в «замке»)
Слева ежик, справа волк (кивают головой влево-вправо)
Нажимайте на замок! (сильнее сжимают пальцы)
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок, теремок! («открывают замок», разводят руки в стороны)

Приложение

Хохлатка (по мотивам немецкой песни)

Хохлатка у сарая -

КО – КО – КО!

Ах, где мои цыплята?

КО – КО – КО!

Ах, где мои ребята?

КО – КО – КО!

Мы здесь, мы близко, мама!

ПИ – ПИ – ПИ!

Тут кто-то вырыл яму,

ПИ – ПИ – ПИ!

Мы в яму все попали!

ПИ – ПИ – ПИ!

А вовсе не пропали!

ПИ – ПИ – ПИ!

Приложение

Бурчалочка

Сидел медведь под деревом,

И в небо всё глядел.

И песенку – «бурчалочку»

Тихонечко он пел:

БУ – БУ – БУ – БУ – БУ – БУМ,

БЫ - БЫ – БЫ – БЫ – БЫ – БЫМ,

БО – БО – БО – БО – БО – БОМ,

БА – БА – БА – БА – БА – БАМ.

Приложение

Сказка «О непослушном козлике»

Живет у бабушки козлик - остренькие рожки да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет. Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи, козлик, в лес!» А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям). Перепрыгнул через забор (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям) и побежал по мостовой (дети попеременно кулачками стучат по груди), бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь...»

Педагог : Ой, что это?
Дети : Ой, что это?
Педагог : Болото! Его не обойти?
Дети : Его не обойти!
Педагог : Дорога напрямик! («чап-чап-чап» - дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щеки).
Козлик : Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь... (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям).
Педагог : Ой, что это?
Дети : Ой, что это?
Педагог : Река! Ее не обойти?
Дети : Не обойти!
Педагог : Дорога напрямик!
Дети (языком): Буль-буль-буль!
Козлик : Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь...
Педагог : Ой, что это?
Дети : Ой, что это?
Педагог : Лес! Страшный лес.
Дети : У-у-у.
Педагог : Дремучий лес. Дети : Ш-ш-ш.
Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку (дети: «буль-буль-буль»), по болоту (дети: «чап-чап-чап» оттягивают правую и левую щеки), по мостовой (кулачками поочередно стучат по груди), через забор (дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям), по двору (поочередные хлопки правой и левой руками по коленям).
Педагог : К нам прибежал, «ох», сказал.
Козлик : Ох!
Дети и козлик : Буду слушаться бабулю. Больше в лес не побегу я.

Приложение

Упражнения для верхних дыхательных путей (по материалам)Логосказка « Веселое путешествие»

Людмила Галицкая
Логопедические сказки. Цикл сказок по артикуляционной моторике

Логопедическая сказка «Приключения Снежинки»

(к комплексу упражнений для отработки свистящих звуков [с], [с"], [з], [з"], [ц]). Лексическая тема : «Времена года. Зима» .

Сегодня я расскажу про приключения Снежинки.

Наступила зима. Снежинка со своими сестричками – другими снежинками жила в большой снеговой туче. («Катушка» ) Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок. («Часики» ) Вдруг налетел сильный ветер и катал тучу по небу. («Качели1» )Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю. («Качели2» ) Метель поднимала снежинки и кружила их быстро – быстро. («Сдуть снежинку» ) Ветер расшалившись то поднимал их вверх, то опускал вниз. («Качели3» )И так холодный северный ветер отнёс Снежинку в город. В городе зиме радуются, лепят из снега разные фигуры. Кружась, Снежинка подлетела к окну и посмотрела в него. А там ребята помогали маме по хозяйству. Она улыбнулась («Улыбка» , устроилась поудобнее на окошке («Блинчик» ) и наблюдала, как мама с детьми пекли блины и пирожки. Сначала они насыпали муки, похлопали по ней своими детскими ручками. («Накажем непослушный язычок» ) Затем они раскатывали тесто, («Расчёска» ) пекли блинчики и лепили пирожки. («Блинчик» , «Пирожок» ) Пока в печке пеклись пироги, дети отправились на улицу подышать свежим воздухом и покататься с горки на санках. («Горка» )Когда блинчики и пирожки были готовы, мама позвала детей. Они пришли с улицы, посчитали их, («Посчитай нижние зубки» , поделили и принялись кушать с вкусным вареньем («Вкусное варенье» ) и сметаной. После этого мама сказала , что уже поздно и пора спать. Дети отправились чистить зубки («Чистим нижние зубы» ) и спать. А Снежинка так и осталась украшать окошко дома, в котором жили трудолюбивые и послушные детки.

Логопедическая сказка «Приключение Ручейка»

(к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [л], [л"]) . Лексическая тема : «Времена года. Весна» .

Сегодня я расскажу про приключение Ручейка.

Наступила ранняя весна. Погода стояла замечательная. Солнышко пригревало и всё вокруг таяло. Началась весенняя капель. В овраге за маленьким домиком, в котором жила девочка Лена, протекал голубой ручеёк. Он был то широкий, то узкий. («Лопаточка» - «Иголочка» ) Как – то раз Лена сделала лодочку с парусом и пустила её в ручеёк. («Парус» ) Она очень волновалась доплывёт ли её лодочка до настоящей реки.

Лена спросила Ручеёк :

Донесёшь ли мою лодочку до реки?

Ручеёк прожурчал :

Донесу, мне помогут другие ручьи и понёс лодочку по течению вверх, вниз. («Качели» )

Вдруг ручеёк наткнулся на преграду из льда и не мог нести лодочку дальше. («Горка» ) Но солнце пригревало сильнее и лёд растаял. Понемногу в этот ручеёк стали вливаться другие ручьи. Воды в ручье стало больше и Ручеёк понёс лодочку ещё с большей силой. («Индюк» )Лодочку прижимало то к одному берегу, то другому. («Маляр» )

И, наконец, Ручеёк вынес лодочку в реку, где плыл огромный пароход. («Пароход» )Когда Лена гуляла по берегу реки, то увидела величественный пароход и свою маленькую лодочку с розовым парусом. («Пароход» - «Парус» ) Девочка была очень рада, что Ручеёк донёс её маленькую лодочку до настоящей большой реки. («Улыбка» )

Логопедическая сказка «Приключения Солнышка» (к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [р], [р"]. Лексическая тема : «Времена года.» .

Сегодня я расскажу про приключения Солнышка.

Наступило лето. Солнышко спало на мягком, пушистом облачке. («Лопаточка» ) Хмурая тучка подплыла к солнышку и сказала , что пришло время просыпаться, но ему так не хотелось вставать. Солнышко потянулось («Хоботок» , улыбнулось, («Улыбка» ) и проснулось. Лучики Солнышка осветили землю. В летнем лесу весело защебетали птички. От ночного сна пробудились животные. Природа ожила. Посмотрев вверх на голубое небо и вниз на лесную полянку, («Качели» )ему так захотелось согреть всех своим теплом и лаской. Солнышко выпустило своих солнечных зайчиков на лесных жителей. («Фокус» )

Лошадка, почувствовав тепло игриво зацокала копытами («Лошадка» ) и зафыркала. («Фырканье» )

У самой дорожки, под берёзкой подрос гриб на толстой ножке. («Грибок» )

Дятел громко застучал по стволу дерева. («Дятел» )

Комарики тонко пищали и вились у дерева. («Комарик» )

Солнышко осветило хозяйский двор.

Хозяйка красила забор. («Маляр» )

Хозяин играл на гармошке. («Гармошка» )

Весело болботал индюк. («Индюк» )

От тепла и ласки Солнышка всем было приятно и радостно на душе!

Логопедическая сказка «Приключение Капитошки»

(к комплексу упражнений для отработки шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч]) . Лексическая тема : «Времена года. Осень» .

Сегодня я расскажу про приключения Капитошки.

Наступила хмурая осень. Погода ненастная, часто идут дожди. Тучка спустилась пониже, ближе к земле. Бах! И попрыгали из тучи капельки воды – дождинки. Одним из этих дождинок и оказался Капитошка. Он прыгнул на красивый листик клёна и распластался, как блинчик на тарелочке. («Блинчик» ) Потом улыбнулся, («Улыбка» , потянулся («Бублик» , прыгнул с одного листика на другой («Качели» , с одного цветка на другой («Маляр» ). Вдруг на полянке он увидел красивые колокольчики. В чашечках колокольчиков прятались от дождя разные мошки, букашки. («Чашечка» ) Когда Капитошка хотел заглянуть в чашечку колокольчика, Цветок сказал : «Только не вспугни насекомых, которые прячутся от дождя» . Под колокольчиком было тепло и сухо. Капитошка захотел немного повеселиться. Он позвал своих сестричек Дождинок, которые прыгали по разноцветным осенним листочкам. («Лошадка» ) А Капитошка превратился в маленький фонтанчик. («Фокус» ) Все мошки, букашки испугались и вылетели из чашечек колокольчиков и спрятались под большим грибком – боровиком. («Грибок» , который от такого дождика ещё больше подрос.

Когда Капитошка со своими сестричками Дождинками наигрался, тучка подплыла поближе и позвала их обратно. («Рупор» ) они все вместе отправились в другое увлекательное путешествие.

В книге написаны и подобраны сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения поможет сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным. Логопеды и воспитатели дошкольных учреждений могут использовать материал книги для проведения коррекционных занятий.

Предисловие

Настоящая книга составлена логопедами ДОУ 126 комбинированного вида Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской.
Адресуется родителям дошкольников, воспитателям и логопедам дошкольных учреждений.
В книге написаны и подобраны сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения поможет сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным. Логопеды и воспитатели дошкольных учреждений могут использовать материал книги для проведения коррекционных занятий.

Шустрик у бабушки

Домашние животные

Маленькому Шустрику пять лет. Однажды мама сказала Шустрику: «Завтра мы поедем к бабушке».
Всю ночь не спал Шустрик, думал, кто же есть у бабушки.
Приехали рано утром. Подошли к бабушкиному дому, видят - ворота открыты. А из ворот выходит «копна, спереди - вилы, сзади - метла» и мычит: «МУУУ, молока кому?»
Догадался Шустрик, кричит: «Мама, это корова!»
Вошел Шустрик во двор, а во дворе «с бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица», а с ним «бегут по дорожке борода да рожки». Как вы думаете, кто бы это мог быть?
Да, козел с козлятами. Испугался Шустрик грозного козла, спрятался за маму. А козел заблеял:«БЭ-Э-Э, не бойся меня».
Видит Шустрик, стоит во дворе сарай, а там кто-то чавкает, хрюкает.
«Рыльце лепешкой, с копытцами рожки, толстое брюшко, хвост, как стружка», а рядышком примостились «замарашки в щетинистой рубашке, хвост крендельками, нос пятачком ».
«Это свинья с поросятами», - объясняет Шустрику мама.
Походил Шустрик по сараю и видит жердочка, а на жердочке «хвост с узорами, сапоги со шпорами» и кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ, я не будильник, но бужу. Я не артист, а голосист, ночью распеваю, время считаю, цыплят собираю». «Мама, мама, вот петушок, золотой гребешок», - обрадовался Шустрик и не заметил, как кто-то щиплет за пятки и гогочет, а на нем «одежда белая, а на ножки обуты красные сапожки» и с ним « без команды в строй встают, отправляются на пруд. Кто идет цепочкой длинной, кто так любит дисциплину?»
«Ой, мне страшно»! - закричал Шустрик.
«Не бойся, - сказала мама. Это гусь с гусыней и гусятами».
«Пойдем отсюда!» - воскликнул Шустрик.
А вот и бабушка на крыльце стоит, а рядом с нею «выгнул спину он дугой, замяукал. Кто такой?» Это кот Васька мурлычет, приговаривает: «МУРР-МУР-МУР, иди в дом.»Только Шустрик хотел подбежать к бабушке, а на крыльце «заворчал живой замок, лег у двери поперек» и рычит: «В дом чужого не пущу, я с хозяином дружу и дом сторожу».
«Шарик, Шарик», - позвал Шустрик.
А бабушка Шарику говорит: «Познакомься с Шустриком, подружись с ним».
Очень понравилось Шустрику у бабушки.

Э. Сизова.

Про посуду

Словообразование

Рассуждала как-то сахарница:
- Вот я - для сахара создана. Потому так и зовусь - САХАРНИЦА. СОЛОНКА - для соли, САЛАТНИЦА - для салата, ХЛЕБНИЦА - для хлеба, СУПНИЦА - конечно, для супов, а СОУСНИК - для соусов разных.
- Да, да - подхватила МАСЛЁНКА - я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧНИЦА - для селёдки. Но скажите мне, как объяснить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА? Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю!
- Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, - отозвался ЧАЙНИК - я не только про чай всё знаю и чайком вас всех пою. Слово ПОСУДА как бы просит: «ПОложи СюУДА! ПО-СУДА!» А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она главная помощница повара: вместе с поваром любое блюдо попробовать может и повара уговаривает: ПОВАР, ЕШЬ-КА!

Т. Шуйская

Баба-яга

Антонимы

Жили-были дед да баба, была у них дочка. Овдовел дед и женился на другой жене. Была у дочки ДОБРАЯ матушка, а стала ЗЛАЯ мачеха. Раз отец уехал куда-то, а мачеха и говорит девочке:
- Поди к своей тётке, моей сестре, попроси у неё иголочку и ниточку - тебе рубашку сшить.
А тётка эта была баба-яга, костяная нога.
Девочка не была ГЛУПА, а была УМНА, зашла прежде к своей родной тётке. Родная тётка БЛИЗКО жила, а баба-яга - ДАЛЕКО. Родная тётка и научила её, как поступать да беды избежать.
Пошла девочка. ДЛИННОЙ ли дорогой шла, КОРОТКОЙ ли - пришла к хатке, а в ней баба-яга сидит и ткёт.
- Здравствуй, тётушка!
- Здравствуй, родимая!
- Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку - мне рубашку сшить.
- Хорошо, садись пока ткать.
Села девочка ткать: баба-яга ТОЛСТУЮ ткань ткала, а девочка ТОНКУЮ ткёт.
А баба-яга наказывает работнице:
- Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да мой хорошенько: я ею хочу позавтракать.
А девочка слышит всё! Отошла баба-яга от двери, а девочка взяла и убежала. У ворот кот сидит - девочку сторожит. Дала девочка коту ветчинки - он и выпустил её. Хватилась баба-яга - нет девочки! Стала она кота ругать, а кот ей отвечает:
- Я тебе сколько служу, ты мне косточки ПЛОХОЙ не дала, а девочка ветчинкой ХОРОШЕЙ покормила.
Стала баба-яга других своих работников ругать и колотить. Собаки ей говорят:
- Мы тебе сколько служим, а ты нам толь ко ТВЁРДЫЕ корки бросала, а девочка МЯГКОГО хлеба дала.
Ворота говорят:
- Мы тебе сколько служим, а ты нам маслица жалела, МАЛО давала, а девочка нам МНОГО маслица под пяточки налила. Берёзка говорит:
- Я тебе сколько служу, а ты ГОРЯЧЕЙ водой меня окатывала, девочка же ХОЛОДНОЙ ключевою полила.
Работница говорит:
- Я тебе сколько служу, ты мне МАЛЕНЬКОЙ тряпочки не дала, а девочка БОЛЬШОЙ платок подарила.
Села баба-яга в ступу, бросилась в погоню.
Приклонила девочка ухо к земле и слышит, что близко баба яга, взяла и бросила полотенце: полотенце было УЗКОЕ - река разлилась ШИРОКАЯ.
Баба-яга от злости заскрипела, воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке. Быки реку всю выпили, а баба-яга вновь в погоню пустилась.
Девочка ухо к земле приклонила и слышит, что близко баба-яга, вынула гребешок и позади себя бросила. Гребешок был РЕДКИЙ - лес раскинулся ГУСТОЙ: кусты НИЗКИЕ да деревья ВЫСОКИЕ. Стала баба-яга лес грызть, да зубы обломала, ни с чем домой воротилась.
Прибежала девочка домой, всё как есть, отцу рассказала. Рассердился он на жену, прогнал её со двора прочь, а сам с дочкою стал жить поживать да добра наживать.

По мотивам сказки А. Афанасьева.

Почему птицы не все на юг улетают, или
отчего ворона вороной зовётся

Когда-то, давным-давно, все птицы дружной большой семьёй жили. Вместе с весной в наших краях появлялись, резвились и щебетали, к лету - птенцов выводили, а осенью, с приближением холодов, собирались в одну большую стаю) и на юг, в тёплые края, летели.
Только одна большая серая птица всегда и всем была недовольна: и то ей не так, и это не эдак. Раскричится - раскаркается, шум поднимет, а сама в это время напроказит. Завелась как-то серая разбойница осенью:
- Не полечу никуда! Нам ли, птицам, зимы какой-то бояться?! Одеты мы хоть куда: оперение богатое и тёплое, а под ним ещё мягкий пух - не замерзнем! А что до еды - прокормимся: вон у домов сколько всего люди добрые оставляют, да на кустах и деревьях ягод полно! Зачем лететь куда-то, мучить себя перелётами?!
И ведь как получилось: некоторые птицы стали Серую слушать, собрались вокруг неё, как в театре, клювы раскрыли от удивления, ничего вокруг себя не замечают. А тем временем и последняя стая в тёплые края улетела, зима наступила. Делать нечего, надо приспосабливаться, к первой зимовке готовиться. Одна Серая ворчит:
- Глупые птицы, это вы во всем виноваты, из-за вас я проворонила время для перелет! Эх, проворонила, а не проворонила бы - на солнышке бы сейчас грелась!
Рассердились птицы:
- Ишь ты, умная какая! Нас с толку сбила, нас же во всем и обвиняешь! «Проворонила, проворонила»… ВОРОНА! Не будем с тобой больше водиться!
Так и повелось с тех давних пор: ВОРОНА имя своё получила, а птицы, что тогда её слушали, хоть и остаются, как ворона, зимовать, дружбы с нею не водят.
А кто же вороне имя дал? Кто зимовать остался? Вспоминай скорей, а сможешь - нарисуй.

Т. Шуйская

Спор животных

Польза домашних животных

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.
- «Конечно, меня - говорит лошадь. - Я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы он без меня совсем».
- «Нет, хозяин любит больше меня, - го ворит корова. - Я всю его семью молоком кормлю».
- «Нет, меня, - ворчит собака, - я его дом стерегу».
Послушал хозяин этот спор и говорит:
- «Перестаньте спорить по-пустому. Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте».

К. Д. Ушинский.

Как найти дорожку

Деревья в лесу

Ребята пошли в гости к деду-леснику и заблудились. Смотрят - над ними Белка прыгает.
С дерева на дерево. Ребята - к ней.
- Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
- Очень просто, - отвечает Белка. - Прыгайте с этой ЕЛКИ вон на ту, с той - на кривую БЕРЕЗКУ. С кривой БЕРЕЗКИ виден большой ДУБ. С верхушки ДУБА видна крыша. Это и есть сторожка. Ну, что же вы? Прыгай те!
- Спасибо, Белка, - говорят ребята. - Только мы не умеем по деревьям прыгать.
Нарисуй, как прыгала БЕЛКА к дедушке в сторожку.

В. Берестов.

Чудесный ручеёк

Словообразование

Из лесных ключей взял свое начало маленький ручеёк. Чистый и холодный, весёлый и молодой, бежал он через лес. Задержался у берёзки - вырос под берёзкой подберёзовик, завернул к осинке - закраснел под осинкой подосиновик. Пробежал ручеёк через бор - и в бору появились крепкие боровики, плеснул водой на мох - и мох украсили моховики. Выскочил ручеёк к ельнику - заволновались там волнушки:
- Не спеши, ручеёк, дай водички ещё на грибок!
Да где уж ему - не слышит ручеёк! Покатился он с кочки, обогнул большой камень, скатился с горочки и… растворился в водах лесной речушки.
Т. Шуйская
КАПУСТНЫЙ ЛИСТОК
Домашние животные. Звукоподражания
Управление Винительным и Дательным падежами
Щипал ТЕЛЕНОК травку возле забора. Подошел к нему ПЕТУШОК и принялся рядышком зернышки в траве искать. Вдруг он видит капустный листок.
- КО! - удивился ПЕТУШОК и клюнул его.
Не понравился ему капустный листок. Решил он ТЕЛЕНКУ предложить попробовать и говорит ему:
- КО!
А ТЕЛЕНОК не понял, в чем дело, и спрашивает: - МУ-У?
- КО, - говорит ПЕТУШОК и снова показывает клювом на капустный листок.
- МУ-У? - не понимает ТЕЛЕНОК. Так и стоят они возле капустного листка
разговаривают:
- КО! МУ-У! КО-МУ? Услышала это КОЗА и как заблеет:
- МНЕ-Е-Е! МНЕ-Е-Е!

Л. Яхтш

Красавица

Животные Африки

Это бегемот. Только не он, а она - бегемотиха. Зовут ее Красавица. Ее привезли из Африки.
Бегемоты там живут в реке. Едят траву по берегам, ныряют в теплой воде.
Пасть у бегемота огромная. Откроет - как чемодан. В пасти зубы как колья торчат. Другому зверю эти зубы как рога могли бы подойти. Весом бегемотиха - сто пудов. Экая махина! А командует в зоологическом саду худенький старичок.
Плохо бегемоту зимой, он жару любит, теплую воду. Старичок греет ему воду для бассейна.
Только на ночь не пускает бегемота в бассейн, чтобы не простудился.
Бегемот, если бы захотел, прошел бы через загородку - а не смеет: старичок не велит. Смотрит бегемот с тоской на воду, положит голову на загородку, - и трещат доски. А старик как крикнет:
- В угол, пошла в угол!
И попятится стопудовая бегемотиха, только обиженным глазом на хозяина смотрит.

Б. Житков.

Длинный и короткий

Антонимы

ЖИЛИ два друга. Одного звали ДЛИННЫЙ, а другого КОРОТКИЙ.
У ДЛИННОГО были ДЛИННЫЕ ноги, ДЛИННЫЕ руки. Он носил ДЛИННЫЕ штаны, ДЛИННУЮ рубашку. В руках у ДЛИННОГО была ДЛИННАЯ палка.
А у КОРОТКОГО были КОРОТКИЕ ноги, КОРОТКИЕ руки. Он носил КОРОТКИЕ штаны и КОРОТКУЮ рубашку. В руках у КОРОТ-КОГО была КОРОТЕНЬКАЯ палочка.
ДЛИННЫЙ и КО- РОТКИЙ были совсем разные, но они очень любили друг друга и никогда не ссорились. Нарисуй ДЛИННОГО и КОРОТКОГО.

Осел

Звукоподражание

Привязали ОСЛА в репейнике. Репей для ОСЛА - самая вкусная еда. Он около себя весь репей объел, а до самого вкусного не дотянется - веревка коротка. Как заорет ОСЕЛ: - И-А! И-А! И-А!
Голос противный, громкий. За пять километров слышно. Иди скорей, хозяин, перевяжи ОСЛА на другое место. На необъеденное.

Е. Чарушин.

Одуванчики

Сравнение

Одуванчик похож не солнышко с золотыми лучиками. А рядом белеет пушистый шарик.
Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Поэтому и называется одуванчик.
Танюша пришла домой с золотым венком т голове.
Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.
Нарисуй одуванчик. С чем сравнивается одуванчик?

По Соколову-Микитову.

Цветы

Согласование прилагательного с существительным

Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет горошек.
А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.

По И. Соколову-Микитову.

Ландыши

Цветы

В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш. Мы любим ландыш за красоту, за нежный запах.
Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство.

По Ю. Дмитриеву.

Проказы старухи-зимы

Однокоренные слова

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, разметала листья.
Птицам некуда деваться, и полетели за горы. За моря, где нет злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима.
Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Забились звери в зимовье.
Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озера. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно.
Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопили печи. Заготовляют дрова. Везут их на обозах и похвали- I вают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают на дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрет - и разгорится лицо.
Заплакала зима. Закапали зимние слезы. Значит, близко конец зимы.

По К. Ушинскому.

Как назвать зайца

Животные и их детеныши

Родился ЗАЙЧОНОК. Задумалась мать: как его назвать. Захотела назвать ТИГРОМ.
Узнали КОТЯТА, как зовут ЗАЙКУ, и не захотели играть. Узнали КОЗЛЯТА, как зовут Зайку и не захотели играть. Заплакал ЗАИНЬКА. Сказал матери что КОЗЛЯТА сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его ВОЛКОМ. Пошел ЗАИНЬКА гулять, увидел ТЕЛЯТ. Захотел с ними играть.
- «А как тебя зовут?» - задают ему вопрос.
- «Меня зовут ВОЛКОМ», - говорит ЗАИНЬКА.
ТЕЛЯТА стали бодать ЗАИНЬКУ.
- «Попался, злой ВОЛК!» - закричали ТЕЛЯТА.
Пришел ЗАИНЬКА домой, подбитые бока облизывает. Избили его ТЕЛЯТА. Задумалась мать и назвала ЗАИНЬКУ ЗАЙЦЕМ.
Пошел ЗАИНЬКА играть. Звери узнали, что его зовут ЗАЙЦЕМ, и приняли в игру. И ЗАИНЬКЕ, и зверям это имя очень понравилось. Так его за ним и закрепили.