Беседа на тему: «Общение без конфликтов. Индивидуальные беседы с детьми Экспериментальная ситуация «Невыдуманная история»

Беседа с учащимися 4-х классов с элементами тренинга по теме: "Как правильно дружить"

ЦЕЛИ: Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме. Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения. Повысить самооценку детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Анализ учащимися своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения. Осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений.

МАТЕРИАЛЫ: Мяч или игрушка. Кодекс дружбы. Листы бумаги, ручки или карандаши. Материалы к упражнению “Что важно для дружбы?” Беседа рассчитана на 2 урока по 1 разу в неделю. Возможно проведение на классных часах. В беседе участвует весь класс без предварительной подготовки.

ХОД БЕСЕДЫ: Знакомство. Короткий рассказ о целях беседы, об особенностях предстоящих встреч. Постановка проблемы. Упражнение “Что я больше всего люблю делать, и чему хотел бы научиться”

Цели: Создание в группе доверительных отношений. Формирование у детей положительного отношения друг к другу. Повышение самооценки детей.

Задача: Предоставить учащимся возможность ближе познакомиться друг с другом. “В школе вместе Вы учитесь уже давно. Каждый из Вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч (или игрушку) друг другу, назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать и что у Вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему Вы бы хотели научиться”. Обсуждение по теме занятия. Вопрос: Что такое дружба?

“Дружба” (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. “Дружба” (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно. “Дружба” (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии. Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями. Вопросы: - Чем приятели отличаются от друзей? Сколько у человека может быть настоящих друзей? Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать? Упражнение “Мой идеальный друг”

Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.

Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе. Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. “Друг – это тот, кто…” Совместное обсуждение результатов.

Дискуссия по кругу. Вопросы:

Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?

А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чём он сказал бы?

Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?

Что может помешать дружбе?

Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы).

Кодекс дружбы, разработанный отечественными социологами и психологами :

Всё проверяется временем, годами! Если с Вами рядом есть человек,с которым Вы общаетесь регулярно в течение 3 – 5 лет и более, с которым у Вас есть общие интересы, взаимопонимание, общие взгляды, общие воспоминания, если Вы всегда можете обратиться к нему со своими вопросами и проблемами и точно знаете, что отказа не будет – это значит, что у Вас есть друг!

Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.

Никогда не сравнивайте своего нового друга с другими или прежними друзьями! Если Вы делаете это – то значит, что Вы чем-то недовольны. А недовольство ведёт за собой недоверие. Недоверие – коней дружбы.

Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.

Дружба – это взаимный процесс! Значит и от Вас требуется понимание, внимательность по отношению к Вашему другу.

Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с Вами.

Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: “Как аукнется, так и откликнется”. Человек всегда за подозрительность получает подозрительность, за ложь – ложь, за открытость – открытость.

Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами :

Делитесь новостями о своих успехах.

Высказывайте эмоциональную поддержку.

Добровольно помогайте в случае нужды.

Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.

Возвращайте долги и оказанные услуги.

Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.

Защищать друга в его отсутствие.

Быть терпимым к остальным его друзьям.

Не критиковать друга публично.

Сохранять доверенные тайны.

Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга

Не быть назойливым, не поучать.

Уважать внутренний мир и автономию друга.

Что общего между этими двумя кодексами дружбы? Чем они отличаются?

Как Вы думаете, какие правила соблюдать особенно важно для укрепления и сохранения дружбы?

Как Вы думаете,несоблюдение каких правил может привести к распаду дружеских отношений?

Упражнение “Что Важно для дружбы?”

Цели: закрепление полученных знаний о дружбе, формирование новых отношений с окружающими людьми.

Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях.

Проранжируйте в порядке значимости для Вас следующие высказывания. Что важно для дружбы:

Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.

Защищать друг друга от обидчиков.

Придумывать вместе интересные игры.

Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.

Угощать друг друга сладостями.

Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.

Уметь уступать друг другу.

Часто ходить друг к другу в гости.

Говорить друг другу всегда только приятные слова.

Уметь делиться новостями.

Помогать друг другу.

Уметь слушать друг друга и понимать.

Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.

Не ссориться друг с другом по пустякам.

Искренне радоваться успехам друг друга.

Вопросы: - Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: “У меня нет настоящего друга”, “Не могу найти друзей”, “Мне сложно дружить” и так далее?

Где человек может найти себе друзей?

Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.

Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?

Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.

В заключение несколько полезных советов:

Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.

Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.

Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами, ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.

ОБРОЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ФАО «Национальной центр повышения кваликаций «Өрлеу»

ИПК ПР по г.Астана

ТЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Подготовила:Заремба М.А

воспитатель мини-центра

ясли сад «№35 Сказка»

Астана- 2018

План- конспект этической беседы «Моя семья»

Подготовительная группа.

Программное содержание:

- Развивать у детей коммуникативные умения, расширить представления о семье.

Учить ориентироваться в родственных отношениях.

Дать представление о нравственной стороне человеческих отношений.

Формировать умение обосновано оценивать свои поступки и поступки других людей.

Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи.

Предварительная работа:

Коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, рассматривание семейных альбомов, разучивание пословиц о семье.

Чтение рассказов Н. Носова, Л. Н. Толстого, Драгунского и др.

Интеграция образовательных областей: Познание, Физическое развитие, Коммуникация, Социализация, Чтение художественной литературы.

Материал и оборудование: семейные фотографии, шкатулка, мешочек.

Методические приемы:

I Вводная часть

1.Чтение стихотворения.

(Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и скажите тему нашей беседы)

Семья-это слово нам многое скажет.

Семья нам с рожденья в путь жизни покажет.

И каждый, какой бы с ней не был момент,

Волшебней, роднее моментов и нет.

Семья с нами рядом всегда и везде,

Она много значит в каждой судьбе.



1.2 .Дидактическая игра «Семья »

Ребята, я хочу поиграть с вами в игру, которая называется »Семья» я раздам вам большие карточки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, тёти и дяди. Маленькие карточки с предметами, на которых нарисовано, что делаю родственники мы положим в мешочек. Каждый из вас по очереди будет брать из мешочка по 1 маленькой карточке и говорить, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в мешочек, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем с мешочка маленькую карточку вытягивает следующий игрок и т.д. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки.



II Основная часть



2.1. Сообщение цели.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье. Семья- это маленькая ячейка общества.

2.2. Рассказ, беседа воспитателя с детьми про семью.

А теперь давайте поговорим о семье. Как вы думаете, что такое семья?

Семья – это мама, папа и их дети.

Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг в семье возникает ссора, дети не послушались родителей, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим.

2.3.Рассказывание детьми пословиц о семье

Ребята, а какие пословицы про семью вы знаете? Расскажите нам их.

Семья сильна, когда над ней крыша одна

Нет родителей - нет покровителей.

Сердце матери лучше солнца греет.

Добрые дети - дому венец, а злые- конец.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе - так и душа на месте.

Кто родителей почитает, тот век счастливо живёт.

Молодцы, вы так много знаете пословиц.



2.4. Физкультминутка «Моя семья»

Ребята, встаем возле своих стульчиков сейчас мы немного разомнемся, повторяем движения и слова за мной.

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?

(Хлопки на счет.)

Раз, два, три, четыре, пять –

(Хлопки на счет.)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся моя семья!

(Поочередное поглаживание (массаж) всех десяти пальчиков.)

Молодцы, присаживайтесь на свои места.



2.5. Чтение воспитателем сказки «Волшебная семья»

Ребята, а сейчас послушайте сказку о волшебной семье.

В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала:

- Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели!

А Петя:

Не хочу!

- Петя, - удивилась мама, - ты почему меня не слушаешься?

- А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться!

- Ну тогда, - сказала мама, - я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!» - а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!»

- А я тогда, - сказал папа, - не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер-самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» - а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!»

- Вот оно что, - сказал дедушка, - отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!

- Ах так! - сказала бабушка. - Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок!

И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай!

И тогда Петя закричал:

- Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда!

И Петя стал слушаться маму.

А мама - папу.

А папа - дедушку.

А дедушка - бабушку.

А бабушка - Петю.

А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья!



III Заключительная часть

3.1. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? – о семье. Что такое семья? - это маленькая ячейка общества.

Ребята, вы все молодцы, были очень активные на протяжении всей беседы.

Важным этапом психологического обследования вновь прибывших осужденных является индивидуальная беседа. В ходе ее проведения решаются следующие задачи: уточняются личностные свойства осужденных, адекватность их представлений о себе, дается обратная связь осужденным о результатах тестирования, обсуждается программа воспитательной работы с ними. Следует учитывать тот факт, что часть осужденных попадает в исправительное учреждение с негативным психологическим настроем. Этот факт может быть обусловлен предшествующим общением осужденных с сотрудниками милиции, прокуратуры, суда, вследствие этого такие осужденные могут быть неискренни в беседе.

Психологи, работая с осужденными, должны уметь определять причины того или иного поведения или состояния. Неписаные правила осужденного, попадающего в исправительное учреждение – никому не верить, ничего о себе не говорить. Осужденные стараются скрыть факты прошлого, настоящего и желаемого криминального поведения, важные события своей жизни, стремления и состояния. Эта информация может оказать существенную роль в раскрытии и предупреждении преступлений, профилактике суицидального поведения, конфликтов среди спецконтингента.

Беседа может трансформироваться в психологическое консультирование, состоящее из нескольких встреч в период отбывания наказания.

Первичная встреча должна носить характер простого непринужденного разговора, проходить в спокойном тоне. Такт и сдержанность со стороны психолога – обязательные условия проведения беседы даже при наличии негативных и циничных эмоциональных проявлений со стороны осужденных, порождаемых условиями ограничения свободы и прошлым социальным опытом общения.

Доверительная, откровенная беседа может состояться благодаря умению психолога использовать коммуникативные приемы для установления психологического контакта. Естественное поведение, умение внимательно слушать, проявление истинного интереса к делам и установкам осужденного, спокойный тон простого, непринужденного разговора, начатого с любого бытового, жизненного вопроса будет иметь успех и продолжение. При этом не стоит подчеркивать разницу в социальном статусе и должностном положении между психологом и осужденным.

Индивидуальная беседа должна проводится в отдельном помещении, в котором должны находиться только психолог и осужденный. Оптимальное положение психолога – сбоку, так, чтобы обследуемый видел его периферическим зрением, но не заглядывал в записи. Осужденный не должен быть уставшим, голодным, под влиянием аффекта, спешить куда-либо. В ситуации проведения беседы должны быть исключены все помехи, осужденный должен чувствовать себя достаточно комфортно.



В результате беседы психолог пополняет и уточняет сведения, полученные в результате изучения личного дела. Особо обращаются внимание на психологический анализ жизненного пути осужденного, включая следующие смысловые блоки:

Условия воспитания и образования в семье, количество детей в семье, профессия отца и матери, взаимоотношения с родителями и товарищами. Состав семьи в настоящем. Взаимоотношения с членами семьи (женой, детьми). Какие вопросы внутрисемейных отношений волнуют осужденного. Какие меры собирается предпринять для восстановления нормальных отношений с членами семьи. Получает ли от семьи помощь (материальную, моральную).

Образование: где, когда, сколько классов окончил, почему бросил учебу, желает ли продолжить образование. Если «да» - то где и когда, если «нет» - то почему.

Профессиональное обучение, профессия и специальность, где и кем работал до осуждения, если «нет» - то почему. Имеет ли желание получить другую профессию, какую и почему. Деятельность и поведение до осуждения, отношение к труду, поведение в быту.

Армия: где и когда служил; военная специальность, отношение с сослуживцами; если не служил, то почему.

Судимости: сколько, когда, сроки; отношение к совершенному преступлению; признание или отрицание своей вины; мотивы совершения и оценка справедливости наказания.

Оценка осужденным особенностей своего характера, привычек, интересов, духовного и физического состояния, наличие осознанных личных, в том числе психических, проблем и вариантов их преодоления.

Состояние здоровья, наличие физических недостатков, алкогольной и наркотической зависимости, желание излечиться.

Отношение осужденного к своему образу жизни и поведению до осуждения, осознание необходимости их изменения, характер оценки осужденным своих нравственных качеств; самооценка причин, приведших к совершению преступления, уровень их осознания осужденным.

Влияние факта осуждения на психическое состояние, степень контактности, коммуникабельности.

Осознание личных жизненных перспектив.

Ориентация и жизненные планы в колонии и на будущее, желание освободиться условно-досрочно, от кого ждет помощи в колонии, что под ней понимает.

Задаваемые вопросы должны быть построены таким образом, чтобы учитывать индивидуальные особенности осужденного.

В беседе каждый последующий вопрос должен ставиться с учетом той измененной ситуации, которая создавалась в результате ответа на предыдущий вопрос.

Вопросы должны быть точными и понятными, построенными с учетом индивидуально-психологических и интеллектуальных возможностей опрашиваемого. Они должны быть как прямыми, так и косвенными. Их постановка должна придерживаться цели изучения и стремиться выяснить те жизненные ситуации, которые сыграли основную роль в криминогенном развитии личности преступника. Следует помнить, что нагромождение вопросов в беседе вредно. Они сбивают собеседника с мысли, не дают возможности собраться и высказаться полнее, рассредоточивают внимание, а иногда и пугают. Осужденный теряется, нервничает и замолкает.

Методы вербальной и невербальной диагностики, которые необходимо использовать в процессе построения индивидуальной беседы с осужденным, представлены в приложении.

Место проведения: учебный класс.

Цель: помочь овладеть разными способами поведения в конфликтных ситуациях

Задачи: 1. Научить детей выходить из конфликтных ситуаций.

2. Научить разрешать конфликты без ущерба для себя и других.

План-конспект беседы:

    1. Сбор детей, создание мини групп
    2. Знакомство с темой беседы
    3. Проведение беседы
    4. Подведение итогов

Сценарий беседы

В классе руководитель разбивает детей на две мини группы, в которых беседа будет проводится одновременно (психологом и социальным педагогом). По возможности, дети устраиваются вокруг педагога, создав круг.

Упражнение «Комплименты» (5 минут)

Дети стоят в кругу и бросают мячик друг другу, говоря при этом комплименты – предложения, начинающиеся словами: «Кокой ты…! или «Какие у тебя…!».

Игра «Дразнилки» (5 минут)

Педагог называет различные объекты, дети по цепочке или в виде игры с мячом называют «назначение» данного объекта, используя суффиксы «л», «к».

Например: «собака» - кусалка, догонялка, хвостомвилялка…; ножницы – резалка, открывалка, ломалка, уколка и т.д.

Обсуждение «Дразнилки» (5-7 минут)

Сейчас вы дразнили предметы понарошку, в игре. Но нередко бывает, что дети дразнят друг друга не понарошку, а на самом деле. Почему они это делают?

Чтение отрывка из стихотворения Э. Успенского «Рыжий»:

Если мальчик конопат,

Разве мальчик виноват,

Что родился рыжий, конопатым?

Но, однако, с малых лет

Пареньку прохода нет,

И кричат ехидные ребята:

Рыжий! Рыжий! Конопатый!

Убил дедушку лопатой! –

А он дедушку не бил,

А он дедушку любил…

Как вы думаете, какие чувства испытывает этот мальчик, когда его дразнят?

Помогают ли дразнилки подружиться или помириться?

Получается, что тот, кто дразнился, хочет поссориться, раздружиться, обидеть другого. Другой действительно обижается, возникает ссора, а порой может закончиться дракой… Какими еще могут быть причины драки?

Тест «Конфликтный ли вы человек?» (10 минут)

В жизни нередко возникают спорные ситуации, или, иначе говоря, конфликты. Разные люди в таких ситуациях ведут себя по-разному: одни стараются конфликт погасить, решить проблему мирным способом; другие – наоборот, вспыхивают как спички, и конфликт тоже разгорается, становиться еще больше.

Чтобы узнать, какой характер у вас, проведем тест.

Педагог читает вопросы, дети на небольших листочках отмечают ответ «да» - знаком «плюс», ответ «нет» - знаком «минус».

Вопросы анкеты:

1. Когда кто-то спорит, я обычно тоже вмешиваюсь.

2. Я часто критикую других.

3. Я не люблю уступать.

4. Если кто-то проходит без очереди, я делаю ему замечание.

5. Если подают еду, которую я не люблю, я возмущаюсь.

6. Если меня толкнули, я всегда даю сдачи.

7. Если моя команда выиграла, я могу высмеивать противника.

8. Меня трудно назвать послушным.

9. Когда берут мои вещи без спроса, я могу сильно разозлиться.

10. Меня легко обидеть.

Затем подсчитывается количество положительных ответов:

0-2 – у вас миролюбивый характер;

3-5 – обычно вы стараетесь избегать конфликтов;

6-8 – у вас часто бывают проблемы с общением;

9-10 – у вас взрывоопасный характер, вы сами создаете конфликты.

Физкультминутка (3 минуты)

Игра «Мы похожи друг на друга» (5 минут)

Дети вновь встают в круг, каждый по очереди называет, чем он похож на своего соседа (не только внешне, но и характером, увлечениями, отдельными фактами «биографии»).

Желательно, чтобы дети не повторялись, придумывали сходство по разным признакам.

Подведение итога беседы«Способы разрешения конфликтов» (15 минут)

Почему надо учиться мирно разрешать конфликты?

Что больше приносят конфликты: вреда или пользы?

Что делать, если причина конфликта – разные вкусы и интересы? (Например, разные артисты, футбольные команды и др.)

Перед окончанием беседы проводится анализ ситуаций:

Ларе хотелось поиграть на улице, а мама не разрешила ей выходить, пока девочка не уберет в комнате. Опишите чувства и мысли Лары; а что чувствовала и думала ее мама?

Майя и Люся – подруги, но сегодня Люся зашла в класс и, не поздоровавшись, прошла мимо Майи. Опишите чувства и мысли Майи.

Витя играл в комнате с мячом, задел вазу и разбил ее. Папа забрал мяч и наказал мальчика. Опишите чувства и мысли Вити.

Беседа удалась, если дети поняли, что при общении могут возникать конфликты, при разрешении которых существуют разные способы поведения.

ДЕНЬ ТЕАТРА

Волк и ягненок

(пародия на школьной сцене)

Действующие лица: ведущий, режиссер, 1-й чтец, 2-й чтец, Волк (живая кукла марионетка), Ягненок (живая кукла марионетка), кукловод Волка, кукловод Ягненка.

Оформление сцены: ширма, над которой два кукловода, цветы, облака, солнце.

В руках у кукловодов (дети) нити, которыми они управляют работой живых «кукол марионеток» - Волком и Ягненком. Роли кукол перед ширмой исполняют дети.

Ведущий: У нас в гостях знаменитый театр говорящих кукол-марионеток со своим новым режиссером-постановщиком, работу которого мы и увидим. Сегодня у театра премьера, и вашему вниманию предлагается инсценировка известной басни известного баснописца.

Режиссер: Та-ак-с, не начать ли представленье?

Куклы, на сцену! Мы вас ждем!

Пусть нам сопутствует везенье –

Играть Крылова мы начнем!

1-й чтец: У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим,

Но мы истории не пишем,

А вот о том как в баснях говорят.

2-й чтец: Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Волк /громко, «по-волчьи» рыча/ : Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву!

Ягненок /боязливо/ : Когда…

Режиссер /прерывая работу кукол и кукловодов/ : Увы, но что-то ведь не так!

Стоп! Стоп! Вы, двое, погодите!

Как басне тут идти?

Ведь вы не так… стоите!

Ты, Волк мой, с басом стань сюда, левее;

Тогда Ягненок милый наш займет место правее.

И басню вновь мы сможем продолжать,

Так не угодно ли начать?

Волк и Ягненок, их кукловоды меняются местами.

Ягненок: Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

Волк: Поэтому я лгу!..

Режиссер /прерывая /: Стоп, стоп! Еще одна замена!

Секрет я к басне подыскал.

Погромче надо говорить ему,

А Волк играет явно слишком –

Это ему не по уму.

Видать о псарне он забыл.

Лишь волчью он свою натуру знает

Но мы и этот грех исправим

И басню в русло нужное направим!

Волк /тихо, боязливо /: негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!

Ягненок /громко, уверенно, почти злобно, подражая Волку/

Волк: Так это был твой брат.

Ягненок: Нет братьев у меня.

Волк: Так это кум, иль сват,

Иль, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите,

И если можете, то мне всегда вредите;

Но я с тобой за их разделаюсь грехи.

Режиссер: Стоп! Это уж явно лучше стало!

Чего-то все ж недоставало.

Но, если оценить критично,

Помнится, басня кончится трагично.

Крыловской басни знаем мы конец!

Но это делу не венец!

Гуманность где? Где доброта?

Лишь терроризма нагота.

Задумал что в басне Крылов?

Не наломать бы снова дров!

Текст басни мы чуть-чуть подправим,

В русло гуманное направим.

Героем сделаем Ягненка.

За чем еще там остановка?

В ней гуманизм место займет,

А умный зритель все поймет.

/инсценировка начинается сначала, но с новым текстом/

1-й чтец: У сильного всегда бессильный виноват,

Порою, несмотря на то,

Что то ему, возможно, кум иль сват.

Однако ж и другое слышать иногда приходится,

Когда слабак на сильного заводится,

Желая иногда без драки

Вдруг взять – и угодить в большие забияки.

И о таких сейчас мы молвим слово,

Ну, а мораль, так та уже готова:

«Ай, Моська! Без сомненья, ты сильна,

Что лаешь на Слона!»

2-й чтец: Однажды в жаркий день наш бедный Волк

Зашел к ручью напиться.

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест Ягненочек голодный рыскал.

Вдруг Волка видит он, на добычу стремится.

Свой дерзкий план желая оправдать,

Он посему кричит…

Ягненок /громко и нагло/: Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь у ручья мутить питье мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву!

Волк /боязливо/ : Когда Ягненок мне позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручьюогда…/громко и нагло/: ть,

стом/ку/: Поммилуй,вка известной басни известного баснописцакоторого мы и уидим.

От светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит;

Питья мутить ему никак я не могу.

Ягненок: Поэтому я лгу!

Ах ты негодный, нахаленок!

Ты что мяучишь, как котенок?

А помнишь, здесь ты прошлым летом был,

И мне тогда ты дерзко нагрубил?

Я этого, приятель, не забыл!

Волк : Помилуй, мне еще и от роду нет году.

Ягненок: Ай, брось прекрасно знаю я твою породу.

Отродье волчье ваше все –

Вы все мне зла хотите.

И если можете, то мне всегда вредите.

Но нет, конец теперь твой близко –

В моем желудке ждет тебя прописка!

Волк: Ты что, Ягненок, прости,

Не виноват я, отпусти!

К чему, скажи, весь этот шум?

Я ж твой старинный сват и кум.

С тобой нам надо помириться, -

Зачем над личностью глумиться?

Ягненок : Ан нет! Давай-ка замолчи, щенок, -

Скоро получишь ты урок!

А вообще устал я слушать…

Волк : Сказать желаешь, что ты хочешь кушать?

Так травку можно пощипать,

Чтоб… никому не умирать!

Ягненок: Трава – прекрасная еда,

Но что с тобой делать тогда?

Ну ж нет, конец тебе, дружок!

Режиссер : Сказал Ягненок наш

И в лес ближайший Волка поволок!

/В этот момент Волк, которого «тащит» Ягненок, поворачивается к своему

кукловоду и резко, громко, сердито, действительно «по-волчьи», кричит ему/

Волк: Что ты все дергаешь? Сам знаю:

Теперь я в басне погибаю!

/указывает на режиссера/ Его идея – мой удел!

Почто сюда он прилетел?

/все участники скрываются за ширмой, остается режиссер и вызывает всех на поклон/

В записную книжку педагога

Стихи и песни.

Раз, два, тир, четыре, пять, Плакали ночью

И деревья, и кусты, Вспомнили клены,

И цветочки, и листы. Как были зелены…

Поезда и пароходы, С желтой березы

На дороге вездеходы, Тоже

В саду птенчиков в гнезде, Капало.

Все, повсюду и везде. Значит, береза

Плакала…

МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Есть за горами, за лесами Мне час свиданья предназначен

Школа ______. В звездной моей стране.

Там люди с добрыми глазами, Там ждет меня красивый мальчик

Там жизнь любви полна. На золотом коне.

Там чудо-педагоги,

Там зла и горя нет, Льет за окошком дождь осенний,

Там все еще живет жар-птица В доме сижу своем.

И детям дарит свет. Верю в тебя, мое спасенье,

Школа _________.

Я расскажу и покажу, вот она, вот она!

Маленькая страна, маленькая страна…

Там, душе моей светло и ясно, и там всегда весна.

Эта страна всегда мне снится,

И светлый миг придет,

Я на крылатой колеснице

Свой совершу полет.

ПЕСЕНКА МАМОНТЕНКА

По синему морю, к зеленой земле Скорей до земли я добраться хочу,

Плыву я на белом своем корабле. «Я здесь, я приехал!»,- я ей закричу.

На белом своем корабле, Я маме своей закричу,

На белом своем корабле. Я маме своей закричу.

Меня не пугают ни волны, ни ветер,- Пусть мама услышит, пусть мама придет,

Плыву я к единственной маме на свете. Пусть мама меня непременно найдет!

Плыву я сквозь волны и ветер Ведь так не бывает на свете,

К единственной маме на свете. Чтоб были потеряны дети.

ПЕСНЯ ПЕРВОКЛАССНИКА

Нагружать все больше нас Нагружать все больше нас

Стали почему-то. Стали почему-то.

Нынче в школе первый класс- Нынче в школе первый класс-

Вроде института. Вроде института.

Нам учитель задает Я ложусь в двенадцать спать,

С «иксами» задачи. Силы нет раздеться.

Кандидат наук – и тот Вот бы сразу взрослым стать,

Над задачей плачет. Отдохнуть от детства.

То ли еще будет,

То ли еще будет,

То ли еще будет, ой-ой-ой!

А у нас стряслась беда –

Сочиненье снова.

Лев Толстой в мои года

Не писал такого.

Не бываю я нигде

Не дышу озоном.

Занимаюсь на труде

Синхрофазотроном.

НАШИ УЧИТЕЛЯ

Дружбой гордится Проходят годы за годами,

Школьная наша семья. Кончаем мы за классом класс.

Школьный учитель, Своими добрыми сердцами

Все мы для вас сыновья! Ведете вы по жизни нас.

ПЕРВЫЙ ЗВОНОК

В небе солнышко скучает, Смолкли песни птиц веселых,

Листья желтые летят, Стал прохладнее денек.

А на улице встречает Первый раз сегодня в школах

Осень радостных ребят. Прозвенит с утра звонок.

ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО УЧИТЕЛЯ…

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас стараньями

Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам так и дорого

Имя нашего учителя.

Посмотрите на меня, Начался учебный год,

Вот какой счастливый я! Часики затикали,

В первый класс уже хожу, А меня вопрос гнетет –

Форму школьную ношу. Скоро ли каникулы?

Наша школа не простая,

Учит многому ребят,

Здесь ребята на английском,

Как на русском говорят.

Математику решают,

Интегралы все берут.

Вот оказия какая,

Нас школой ____ зовут.

Каждый маленький ребенок

Знает многое с пеленок,

Он и будущий писатель,

И ученый, и юрист.

А сегодня называют

Его просто ученик.

Мы теперь не просто дети,

Мы теперь ученики.

И у нас теперь на партах

Книжки, ручки, дневники.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле

Иль вести корабль ввысь –

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо, прежде всего,

Математику знать.

И на свете нет профессий,

Вы заметьте друзья,

Где бы нам не пригодилась

Математика!

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить.

В день осенний, когда у порога

Задышали уже холода,

Школа празднует праздник –

Праздник мудрости, знаний, труда.

Школа! Вслушайтесь сердцем

В эти звуки, что дороги нам.

Всем, что связано с юностью, с детством

Мы обязаны школе родной и своим учителям.