Нод старшая группа на тему первоцветы. Конспект занятия в старшей группе детского на весеннюю тему «Первоцветы

Конспект НОД в подготовительной группе по теме “Первоцветы”.

Автор: Шмидт Татьяна Владимировна, воспитатель. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад комбинированного вида “Ягодка” с. Александровское” Томская область.
Цель.
Закрепить представление о первоцветах, научить определять их по внешнему виду.
Познакомить с подснежником – Галандус, закрепить представление о его внешнем виде, через лепку.
Показать пробуждающуюся природу, связь с благоприятными условиями (удлинение дня, тепло, изобилие влаги).
Развивать умение замечать красоту, наслаждаться ею, оберегать её.
Материал.
Костюм весны, объёмные изображения цветов: первоцвет, мать-и-мачеха, медуница, ветреница, галандус.
Д/игра “Что сначала, что потом”, на каждого ребёнка, по 3 карточки с изображением мать-и-мачехи (в последовательности цветения).
Д/игра “Цветок желаний”, цветок с изображением нарушений правил поведения в лесу и условий роста цветов, на концах лепестков, картинки исправляющие нарушения.
Пластилин, доски, тряпочки, картон (по количеству детей) .
Предварительная работа.
Чтение рассказов А.Онегова “Ветреница”, “Медуница”, “Мать-и-мачеха”. Чтение отрывков из книги В.С.Моложавенко “Тайны красоты”.
Заучивание стихотворений.

Ход занятия.

1. Входит весна, загадывает загадку.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…весна.
2. Вы ребята помогите
Приукрасить мой наряд
Чтоб растаяли снега,
Из-под снега пробудились
Первоцветы ото сна.
Что такое, первоцветы? (Ответы детей).
Ещё первоцветы называют раннецветущими и подснежниками.
Объясните эти названия (Ответы детей).
Благодаря чему, появляются первые цветы? (Ответы детей).
Цветы-подснежники приходят к нам прямо из царства вьюги и снега.
И самое интересное, что в разных местах есть свои подснежники.
Давайте вместе, перечислим те подснежники, которые растут в Томской области.
3. Пальчиковая игра.
После снежной пустоты Развести руки в стороны ладонями вниз.
Распускаются цветы. Кисть одной руки вверх, пальцы раскрыть.
Как давно не видел ты Тоже, другой рукой.
Этой хрупкой красоты! Дунуть на обе руки, ладони вверх.
Здесь цветочки первоцвета, Поочерёдно загибать пальцы на одной руке,затем на второй.
Мать-и-мачехи листы
И хохлатка, с хохолком,
Ветреница, с ветерком,
Медуница, с сладким соком,
Купальница, с ручейком.
Здесь и ландыш, и пролеска,
Незабудка и чистяк.
Все подснежники мы любим,
Красоту беречь мы будем.
4. Какой подснежник, в народе называют золотые ключи весны? (Первоцвет.)
Почему ему дали такое прозвище? (Он похож на связку ключей.)

Как ещё его называют? (Первоцвет, первенец, баранчик, коровьи слёзы, барашки, божьи ручьи, золотнянка и просто ключи.)
5. Отгадайте загадку: “Он и мачеха, и мать, как цветочек этот звать?” (Мать-и-мачеха.)


Почему этот цветок так называется?
На какое растение похожа мать-и-мачеха? (Одуванчик.)
Чем она отличается от одуванчика? (Форма листа, стебель и цветение.)
Есть ли листья у цветущей мать-и-мачехи? (Нет.)
6. Дидактическая игра “Что сначала, что потом”.
Разложите карточки по порядку, показывая последовательность отцветания мать-и-мачехи.


Объясните, почему вы разложили карточки в такой последовательности. Ответы детей.
7. Какой подснежник называется очень сладко?
Ребёнок: “Расцветает медуница –
У цветов она царица!
Рядом с нею первоцвет
В золотистый фрак одет”.


Объясните название цветка.
Какого цвета у неё цветки? Почему медуница меняет цвет цветков?
Как медуница защищается от весенних холодов?
8. Посмотрите на этот цветок. (Показ.)


Как он называется? (Ветреница.)
За что ветреницу так назвали? (За то, что её цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от очень слабого ветра.)
Можно ли по ветренице узнать, ясно или пасмурно на улице? Как? (Когда цветы раскрыты – ясно, когда закрыты – пасмурно.)
9. Физминутка.
На лужайке поутру мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты – вьюнок,
Становитесь в наш кружок.
Раз, два, три, четыре –
Раздвигайте круг пошире,
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять –
Будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи.
Мы – резвы и горячи.
10. А с солнышком появляется ещё один цветочек, его все так и называют – подснежник (галантус). (Показ.)

Про этот цветок очень хорошо написал поэт М.Серов:
“ На полянке пегой
Поднимается цветок.
У него из снега
Отложной воротничок.
Весь, как на ладошке,
Против ветра налегке.
Встал на тонкой ножке,
С колокольчиком в руке”.
11. Почти все подснежники занесены в Красную книгу и чтобы этих цветов стало больше, хотя бы на нашей воображаемой полянке, давайте изобразим в лепке наш подснежник – Галантус.
Обратите внимание на строение стебелька, листа, сравните размер цветка и листа.


(Воспитатель следит за осанкой детей, при необходимости помогает.)
12. Посмотрите, какая замечательная полянка у нас получилась,


а с вашей помощью и принарядилась.


Я надеюсь, что вы будете беречь первоцветы, и не будете делать, как одна девочка…
Ребёнок: “ Цветок на лугу
Я сорвала на бегу,
Сорвала. А зачем
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?”
А как же надо себя вести в лесу, мы сейчас и узнаем, поиграв в игру “Цветок желаний”, но не ваших, а цветочных желаний. Желания зашифрованы в рисунках, а как их исполнить подскажут картинки предметы. (Дети поочерёдно выполняют желания.)


Молодцы ребята и помните, всё зависит от вас. Чем бережнее вы будите относиться к цветам, тем всё тоньше будет становиться Красная книга.

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представление о первых цветах весны, учить любоваться растущими цветами и видеть их красоту.

Развивающие задачи:обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Воспитательные задачи:воспитать эстетический вкус и бережное отношение к природе.

Интегрированные задачи:познание творчества и художественное эстетическое развитие.

Предварительная работа:беседа о первых весенних цветах, рассматривание иллюстраций.

Методические приемы:художественное слово, использование наглядного материала, дидактическая игра, физ. Минутка, использование нетрадиционного рисования, использование ИКТ.

Материалы и оборудование: слайды с изображением подснежника, мать - и - мачехи, ландыша, листы бумаги, цветная крупа, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Приветствие

«Добрый день!» - тебе сказали

«Добрый день!» - ответил ты

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем добра и теплоты.

Послушайте стихотворение:

Протянуло лучики солнце золотое,

Засияло радостно небо голубое.

Вся природа ожила, щедро улыбнулась.

Птички весело запели и земля проснулась.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (ответ детей)

Правильно! О весне.

Давайте помиграем с вами в игру «Букет весенних слов». Что происходит в природе с приходом весны?

Я начну, а вы продолжите. На улице стало теплее (передаю солнышко).

Сегодня я хочу рассказать вам о самых первых цветах, которые в природе называются первоцветами. Первоцветы - это цветы, которые первыми расцветают после зимы на лугах и в лесах. Это первые весенние цветы. Каждый удивителен своей красотой, а так же восхищает нас своим тонким ароматом. Но первоцветов с каждым годом становится все меньше и меньше, так как за зиму люди настолько скучают по первой зелени, что весной, увидев первые цветы, срывают их, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может больше не вырасти. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу.

Предлагаю поиграть в игру «Собери цветок»(работа в парах с разрезанными картинками).

1 картинка «Подснежник»(слайд)

Пробивается сквозь снежок

Удивительный росток

Самый первый, самый нежный

Самый бархатный цветок.

Этот удивительный цветок растет и развивается зимой под теплым снежным покрывалом, с началом весны появляется из-под снега его светло-зеленый стебелек с бутонами. В марте, когда на деревьях еще нет листьев, под яркими лучами солнца расцветают подснежники.

Немало легенд сложено о подснежнике. Говорят, что подснежники - это «снегурочкины слезы». Плакала Снегурочка, зиму провожая. Шла она по лесу печальная, и там, где снегурочкины слезы падали на землю, и вырастали подснежники.

Предлагаю собрать вторую картинку «Мать - и - мачеху»(слайд)

Лишь головку к солнцу приподнял -

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки земли

Мать - и - мачехой в народе нарекли.

У него желтые лепестки, похожие на лучики солнца. Серединка тоже желтая, похожа на корзиночку. Пчелки очень любят собирать нектар цветов мать - и - мачехи. Дети, посмотрите внимательно на листочки. Нижняя сторона листочка мягкая, теплая и нежная, как ладошки вашей мамы. А верхняя сторона холодная и неприятная. Поэтому это растение называется мать - и - мачеха. Мать - и - мачеха - лекарственное растение. Листочки и цветы заваривают и пьют во время болезни. Поэтому к этим цветам нужно относиться очень бережно, полюбоваться и уйти.

Предлагаю собрать третью картинку «Ландыш»(слайд).

Как горошинки резные

На высокой ножке,

Ландыши цветут лесные

Прямо у дорожки.

Красотою, как магнит,

Манит всех прохожих.

Ландыш очень ядовит.

Будь с ним осторожен!

Ландыш - лекарственное, декоративное растение. Запах ландыша настолько притягателен, что не может оставить равнодушным никого. Его применяют при изготовлении духов. А еще листья и цветы заготавливают в качестве лекарственного сырья. Все части растения, особенно его ягоды, ядовиты для человека.

Мы познакомились с первыми весенними цветами - первоцветами.

Пальчиковая игра «Цветы»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

А сейчас я вам предлагаю послушать сказку(чтение экологической сказки):

«В одной не очень богатой семье было двое детей: сын Тимоша и дочь Василиса. Мама с папой много времени проводили на работе, по хозяйству управлялись дети сами - воду носили, печку топили, в огороде поливали, саженцы сажали, никогда не унывали и друг другу помогали. Родители своих детей не баловали, но очень их любили.

Приближался день рождения любимой мамочки, и Тимоша с Василисой решили пойти в лес за красивым букетом в подарок. Взяли лукошко и отправились в путь. Была ранняя весна, и цветов нигде не было. Но вот, на проталинках дети увидели необычной красоты цветы, такие нежные и чистые. Обрадовались и хотели сорвать их, но услышали: «Мы подснежники лесные, на проталинках растем, если вы сорвете нас, мы завянем и умрем».

Ребятам стало жалко губить такие великолепные цветы, и они сказали: «Не бойтесь, мы вас не тронем, растите на радость всем-всем, а мы для своей мамочки придумаем другой подарок». Так и ушли Тимоша с Василисой ни с чем.»

Ребята, как вы думаете, правильно поступили дети? Почему?

А чем же они полезны? (Семенами питаются птицы, используют для лекарства)

А кто совсем не может прожить без цветов? (насекомые)

Почему? (Насекомые питаются пыльцой, а пчелы собирают нектар с цветов)

Но, к сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы не задумываясь о том, что они скоро погибнут.

Ребята. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы цветы не погибли и радовали нас своей красотой?

Ответы детей.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Чтобы всем было приятно и радостно смотреть на весенние цветы и любоваться ими, я предлагаю нарисовать первый весенний цветок.

Воспитатель с детьми проговаривают какие цветы используются для рисования лепестков, листьев и стебелька цветка.

Цель : уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Да - нет».

Это рукотворное? (Нет.)

Это природное? (Да.)

Это животное? (Нет.)

Это растение? (Да.)

Это высокое? (Нет.)

Это низкое? (Да.)

Это комнатное растение? (Нет.)

Это лесное растение? (Да.)

Это красивое? (Да.)

Это цветы? (Да.)

Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах.

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей).

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. (Работа с кольцами Луллия.)

Какие первые цветы Гномик увидел в лесу? (Подснежники, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной -

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, —

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е. Серова)

По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и всё солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Звучит грамзапись «Подснежник». Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природа -волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу - ковер из подснежников и хохлаток, лугу - пестрый ковер из луговых цветов.

Какие цветы увидел Гномик на луговом ковре? (Мать-и-мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик и др.)

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо: с ног до головы - в пушистых листиках-чешуйках.

В каждой семейке мать-и-мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа - мать - теплая, другая - мачеха - холодная.

От цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С. Красиков)

Одуванчик - один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед - густой и ароматный.

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

(Д. Зуев)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы увидел Гномик в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы и т.д.)

Дидактическая игра «Весенние цветы на клумбах».

Подарок весны

Шла лесами, шла лугами

Весна в пестром сарафане,

В золотом венке,

С цветком в руке.

В косах - ленты атласные -

Белые и красные,

Синие, голубые,

Желтые, золотые.

Кого весна встречала,

Всех привечала,

Со всеми говорила

И по ленточке дарила:

Бору еловому

Дала ленточку новую.

Под старым валежником

Расцвели подснежники -

Засинели, как озера,

Посветлели чащи бора.

Возле мелких лужиц -

Звездочки калужниц,

Засияли, зацвели,

Полетели к ним шмели.

Да вот беда!

Осталась у Весны

Ленточка одна.

Попросили ленту

Зеленые кусты,

И на них раскрылись

Дивные цветы:

Гроздья тяжелые,

Махровые, лиловые;

В каждом палисаднике

Сирень расцвела -

Не узнать весною

Нашего села!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон,

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, чтобы они нам сказали?

Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.

Цели: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.

Материал: аудио запись легкой тихой музыкой, слайды весеннего леса, весенних первоцветов.

Ход занятия.

Беседа о первоцветах.

Льдины звонкие разбились
И поплыли по реке.
И сережки распустились
На осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы,
Посветлели их стволы.
На сосне блестят красиво
Капли крупные смолы.

Набухают соком почки,
Скоро снег растает весь, И
Зеленые листочки
Молодой украсят лес!

- А что ещё, кроме молодых листочков, украсит лес? (Цветы.)

Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег и появятся проталины. 0

Самые первые цветы так и называются – первоцветы. Какие первоцветы вам знакомы? (Ответы детей) .

Послушайте, ребята, загадку. О каком весеннем цветке в ней говорится?

На проталинке в лесу
Первым встретил я весну.
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь (Подснежник)

Да, первый весенний цветок в нашем лесу – это подснежник.

Посмотрите картинку с подснежником. Рассмотрите её. Красивый цветочек? А чем он вам нравится? (высказывания детей. 0

Послушайте, пожалуйста, стихотворения, которые подготовили ребята о подснежниках.

На лесной проталинке –

Колокольчик маленький.

Краску взял себе с небес

И украсил ею лес.

Необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут подснежники. (Дети рассматривают слайды с изображением подснежников на лесной поляне) .

Из земли подснежник
Вышел на рассвете.
Глянул боязливо:
Не сорвут ли дети?

Но сказали дети
Ласково: «Расти!
Мы тебя не тронем:
Все должно цвести,

Чтоб нарядней стала
Вся земля вокруг:
Этот перелесок
И зеленый луг!»

Бегают ребята
По траве гурьбой,
И цветет подснежник –
Нежный, голубой!

(Ю. Капотова)

В стихотворении говорится, что подснежник боязливо глядит. А почему? (Ответы детей.)

Да, ребята, цветок боится, что его сорвут. Ведь жизнь сорванного цветка. Недолгая. Быстро вянут букетики подснежников.

А чему обрадовался подснежник из нашего стихотворения? (Высказывания детей.)

Правильно, он рад тому, что ему встретились такие добрые дети, которые любят природу, цветы и не будут подснежники.

А как сами ребята объясняют свой поступок? Почему они не хотят рвать цветы? (Ответы детей)

Да. Ребята хотят, чтобы вся земля вокруг стала нарядной, чтобы все видели красоту весенних первоцветов и радовались ей.

Вслед за подснежниками в лесу появляются лесные фиалки. (Рассматривание иллюстрации или слайды.)

Пройдет совсем немного времени, и на смену голубым подснежникам и фиалкам придет еще один из наших любимых лесных цветов. Какой? Догадались? Послушайте новую загадку:

Белые фонарики
На зеленой ножке
Я весною встретила
На лесной дорожке.

Правильно: это ландыши.

Поздней весной, когда солнце щедро посылает свои теплые лучи на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши. Маленькие белые фонарики- колокольчики разносят по всему лесу смой аромат.

А можно ли нарвать букет ландышей и понести его домой? Или надо оставить их в лесу, не трогая, как и подснежники? (Рассуждение детей.)

Да, ребята, эти цветы лучше тоже оставить в лесу. В вазе стоят чуть дольше, чем подснежники, но тоже мало. Для букетов выращивают специальные содовые цветы, которые дольше лесных и полевы�

Наталья Деткова
Конспект занятия по экологии «Первоцветы» в старшей группе

Цель : дать детям представление о первоцветах , научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы , росток, вороний глаз, незабудка, нектар); уточнить и расширить представления о первых цветах весны

образовательные :

Изучить особенности растений – первоцветов , научить детей распознавать их.

Повторить изученный материал по пройденным темам.

воспитательные :

Способствовать воспитанию чувства прекрасного в душе ребенка; формировать бережное отношение к природе.

Формировать у детей умение работать в коллективе, слушать товарищей.

развивающие :

Расширить кругозор учащихся.

Способствовать развитию познавательных способностей и творческой активности.

Ход занятия

Ребята, сегодня, в этот теплый весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах .

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей) .

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу . Первые весенние цветы ! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.

Какие первые цветы можно увидеть в лесу? (Подснежник, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый , второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны . Самые первые , самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, -

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е. Серова)

По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозками, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Звучит запись «Подснежник» П. И. Чайковского. Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природа-волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер из подснежников и хохлаток, лугу – пестрый ковер из луговых цветов.

Еще один лесной первоцвет - медуница . Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски : розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста : молодые, зрелые и старые . Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара. Чаще всего насекомые посещают фиолетовые цветки – в них нектара больше всего. В розовых цветках нектара еще мало, а в синих – уже мало.

А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее?» (слайд)

Физкультминутка (проводится под музыку)

Спал цветок и вдруг проснулся,

(туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел.

(туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром улыбнется –

Одуванчик в шесть проснется.

(покружиться) .

Какие цветы можно увидеть на луговом ковре? (Мать-и-мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик.)

Чуть запахло весной, на проталинах появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо : с ног до головы – в пушистых листиках-чешуйках.

В каждой семейке мать-и-мачехе по 4, а то и по 6 стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа – мать – теплая, другая – мачеха – холодная.

От цветении каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит – одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С. Красиков)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы можно увидеть в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы, анютины глазки и т. д.)

В садах появляются с первыми проталинками гиацинты. Гиацинт – цветок вешних дождей. Так называли его в Древней Греции. Во время весенних теплых дождей из небольшой луковицы вырастает зеленый стебелек гиацинта, который на верхушке со всех сторон покрывается маленькими цветочками, похожими на крохотные лилии, на одних они – розовые, на других – синие, голубые, ярко-желтые.

Давным–давно в Греции жил молодой человек по имени Нарцисс, который восхищался своей красотой. Он очень гордился своим красивым лицом и стройным телом и никогда не упускал случая полюбоваться на свое отражение в ручье или озере, мимо которого не проходил. Он мог часами любоваться своими блестящими черными глазами, прямым носом, вьющимися волосами. Однажды он проходил по краю обрыва и в прозрачной воде горного ручья увидел отражение своего лица. «Ты красив, - сказал нарцисс себе, наклонившим над ручьём, чтобы полюбоваться своим отражением. – В мире нет ничего прекрасней тебя! Я бы хотел поцеловать тебя!» И он наклонился к воде, но потерял равновесие, упав с обрыва, утонул. Боги, увидев смерть такого прекрасного существа на земле, решили, что красота не может исчезнуть бесследно, и превратили Нарцисса в благоухающий цветок, который сохранился до наших дней, цветет весной в горах и называется нарцисс. Вы много раз видели этот цветок – белый с желтыми сердечками на стройной зеленой ножке. Склонившись на бок, он будто смотрит на свое отражение в воде и грустит, печалится, что столь кроток его век.

Ранней весной поистине царственно цветут тюльпаны. Они снежно-белые, розовые, красные тигровые, желтые.

Анютины глазки – нежные бархатистые цветы. У них пять лепестков – белых, желтых, фиолетовых. В Древней Греции об этих цветках существовала легенда. Будто бы Зевс превратил в анютины глазки любопытных людей, которые подглядывали, из-за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась.

Итак, давайте вспомним, какие растения являются первоцветами ? Чтобы ответить на этот вопрос разгадаем несколько загадок.

Загадка 1

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха)

Загадка 2

На лугу у реки золотые огоньки,

Дождь заморосил,

Огоньки погасил. (Одуванчик)

Загадка 3

Первый вылез из темницы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Загадка 4

На зеленом шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш)

Загадка 5

Эх, звоночки, синий цвет

С язычком, а звону нет. (Колокольчик)

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна . Часто люди срывают первые цветы , не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали лепестки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон,

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали?

Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все : и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

И еще несколько правил :

1. Не рвите большие букеты!

2. Не губите места произрастания первоцветов !

3. Не вырывайте первоцветы с корнем !

4. Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!

5. Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов !

- В Красной книге записано : «Не истреби, не сорви, не затопчи» . Эти слова звучат, словно наказ людям : «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».