Конспект праздника масленица в подготовительной группе. Конспект нод для подготовительной группе на тему "масленица"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Конспект НОД

Познавательное развитие

«Масленица».

Подготовительная группа.

Воспитатель: Козлова Ирина Ивановна

с. Леуши – 2017

Цель: Продолжать знакомить детей с традиционными русскими праздниками; расширить и углубить знания детей о празднике «Масленица»

Задачи:

Образовательные задачи: Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Предварительная работа: Народная игра «Гори – гори ясно».

Материал и оборудование : Мультимедийное оборудование, украшение куклы Масленицы платок, сарафан, ленты, лапти, солома.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, какое, сейчас, время года

Дети: Зима.

Воспитатель: Какие вы знаете зимние месяцы

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: После зимы какое время года наступит?

Дети: Весна.

Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зима не лютовала, все равно придет весенняя пора. Ребята, давайте позовем весну, чтобы скорее к нам пришла. (Дети повторяют за воспитателем)

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай, солнышко - колоколнышко,

Приноси урожай в наш любимый край!

Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы зимы, а как называется этот праздник?

Дети: Масленица.

Воспитатель: Молодцы, я сегодня хочу рассказать вам о Масленице. Посмотрите на экран. Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

Воспитатель: Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие. К блинам и оладьям полагалась особая еда : сыр, масло, рыба, творог. На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Широка Масленица, ты с чем пришла?

С весельем да радостью

И со всякой сладостью,

С пирогами, с оладьями

Да с блинами горячими…

Воспитатель: Длится праздник 7 дней и у каждого дня есть своё название:

Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!
Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима холодная, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".
Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали, мастерили чучело Масленицы.

Издревле люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Давайте и мы с вами сделаем чучело Масленицы, вы согласны?

Дети: Да.

На столике лежит девичий наряд - платок, сарафан, ленты, лапти, солома.
Воспитатель: Ребята, вам знакомы эти предметы? Что мы о них знаем?
Дети: Ответы
Воспитатель: Как вы считаете, кому могут они пригодиться?
Дети: ответы
Воспитатель: Оказывается, в старину в этот наряд наряжали Масленицу.
Дети рассматривают иллюстрацию "Кукла Масленица". Далее вместе с воспитателем делают куклу Масленицу и ее наряжают.

Воспитатель: Вот наша боярыня Масленица и готова! Послушайте, что люди на Руси ей говорили: "Душа ль ты моя, госпожа Масленица, сахарные уста твои, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горках покататься, в блинах поваляться, душой потешиться, умом повеселится, речью насладится.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе позовем.

Дети повторяют закличку.

Воспитатель : Давайте, продолжим знакомиться с праздником, подойдите к экрану.

Воспитатель : Среда - "Лакомка". Раз в день обязательно вся семья ела блины: или на завтрак, обед, в ужин.

Четверг - " Разгуляем". Еда в этот день была вся блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. В этот день Масленица набирала полную силу, гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Я вам тоже предлагаю сыграть в игру: «Гори -гори ясно»

Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.
Суббота - "Золовкины посиделки". - к тетям и дядям шли на блины.
Воскресенье - "Прощеный день".

Воспитатель: А как вы думаете, что значит прощёный день?

Дети: Нельзя обижать друг друга, нужно уметь прощать обиды.

Воспитатель: Молодцы, в этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды какие причинили. В старину люди, когда у них просили прощения,

отвечали: «Бог простит».

Воспитатель: Мы с вами тоже будем праздновать Масленицу.
Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?
Дети: Играть в народные игры, кататься с горки, делать чучело «Масленицы»
Воспитатель: Правильно еще брать крепость, и угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье - будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.
Весна дарит новые хороводы нам. Ребятки, давайте мы один из них заведем "Веснянку".
Дети с воспитателем исполняют хоровод «Веснянка»

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете поговорку «без труда - не выловишь рыбку из пруда»?

Дети: Надо потрудится, что бы интересно отпраздновать праздник «Масленицы»
Воспитатель: Конечно, чтобы веселиться, праздновать нужно потрудиться: сшить праздничные наряды, приготовить угощение. С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица начинается.

Конспект ФЦКМ «Масленица». Старший дошкольный возраст

Задачи:
Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Объяснить значение пословиц.
Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова.
Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Какие вы знаете зимние праздники? Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем?
В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Вместо губ – губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.
А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.
Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:
- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!
И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.
Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.
Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?

Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:
_ Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!
Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.
Понравилась вам сказка?
- О ком она?
- Какая была Зима?

Какая была Масленица?
- Что задумала Зима?
- Что придумала Масленица?
- Зачем нужно было есть блины?
- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?
- Из чего люди сделали чучело?
Физминутка (Включение песни)
У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Притопы)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Притопы)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
А иные и с подушками! (Притопы)
А другие и с ракушками! (Притопы)
Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.
В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.
В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.
С масленицей связано большое количество поговорок.
Д/и «Объяснялки»
Почему так говорят: «Старинный праздник», «Народное гуляние».
Почему Масленицу назвали широкой?
Первый блин комом.
Масленица – самый веселый, сытный праздник. Символом солнца был блин.
Блины назывались по-разному, в зависимости от дня недели: блинища, блины, блинцы, блинчики, блинки и в седьмой день царские блины. К ним подавали варенье, сметану, мед, икру, яйца, масло.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?
Когда приходит Масленица?
Как люди празднуют его?

Сценарий подготовила Воспитатель МДОУ Двуреченский детский сад Общеразвивающего вида Смолянская Екатерина Николаевна
Цель: формирование устойчивого интереса к русским народным праздникам, обрядам, традициям на основе совместной творческой деятельности ребенка с взрослыми.
Задачи:
1. Расширить знания детей о русском народном празднике Масленица: его истории, значении, символах.
2. Воспитывать интерес к русским народным играм, используя заклички, запевки.
3. Активизировать словарный запас детей
4. Формировать умение громко и четко проговаривать пословицы и скороговорки, выразительно читать заученные наизусть стихи.
5. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
6. Воспитывать любовь к родному краю.

Подготовительная работа:
1. Экскурсия детей в созданный в детском саду музей «Русская изба» (экспозиции «Русский быт», «Масленица широкая»)
2. Разучивание с детьми стихов, колядок, пословиц и скороговорок
3. Подготовка костюмов главным героям

Оборудование:
1. для музыкального сопровождения: магнитофон и фонограммы
2. как атрибут для игры «Заря-заряница»: атласная лента,
3. для сервировки столов: два самовара, чайная посуда, скатерти

Действующие лица: Хозяюшка - воспитатель подготовительной группы. Хозяин с хозяйкой. Гости
Хозяюшка: Ой, вы красны девицы и добры молодцы!
Приглашаем всех на Масленицу веселую!
И тихони и проказники будут все у нас на празднике!
Хозяин: Гостей давно мы ждем-поджидаем, Масленицу не начинаем!
Хозяйка:
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Пусть праздник проходит пышно!
Хозяюшка:
Полно Зимушке зимовать,
Пора матушке Весне наступать.
Масленицу широкую открываем!
И веселье начинаем!
Хозяин:
Хозяюшка милая, а от чего ж то на земле русской така радость то?
Хозяюшка:
Ах, давным-давно, наши с вами предки – древние славяне, праздновали Новый год весной.
А мы с вами знаем поговорку: как встретишь новый год - так его и проведешь.
Поэтому и не скупились Русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье.
И с тех пор Масленица остается самым веселым праздником.
Недаром в народе называют ее «честной», «обжорной» и даже «разорительницей».
А вы- то сами, гости дорогие, знаете пословицы-поговорки про Масленицу?
(Гости; дети и родители, называют пословицы и поговорки.)

Не житьё-бытьё, а Масленица.
Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
Блин добр не один.
Первый блин комом, второй знакомым.
Первый блин комом, второй - с маслом, а третий с квасом.
Масленица идет блин да мёд несет.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.
Масленица объедуха, деньгам - приберуха.
Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить.
Блин не клин, брюхо не расколет.
Не всё коту Масленица, бывает и Великий Пост.
На Масленой повеселись, да блинком угостись.

Хозяюшка: Гости дорогие, расскажем мы вам о том, как же раньше на Руси праздновали Масленицу. Выходите-ка ко мне, мои помощники (выходят дети в народных костюмах)
Дети:
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинчиков себе горячих напечем-
Нам метели и морозы нипочем.
Если есть сковорода
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий-
Это лучшая еда!
То не мышь пищит, не мороз трещит,
В сковородке блин за блином шкворчит.
Да с селедочкой, да с икорочкой,
Да по краю с золотистой корочкой.
Вот так Масленица! Дала маслица нам!
Даже в небе появились два блина:
Это Солнце-блин и блин-Луна.
Один блин горячий, другой холодный.
Полезай на небо, если кто голодный!
Приходи народ и с нами съешь блина,
Чтоб на землю поскорей пришла весна.
Ну-ка съешь блина, чтоб пришла весна.
Хозяюшка: Как и любая неделя, Масленица начинается в понедельник.
Кто же нам расскажет о днях Масленичной недели?
(выходят восемь ребят)
Дети:
Много лет тому назад,
В Масленицу б веселился
Целых семь деньков подряд.
В понедельник б - с гор катался,
А во вторник бы играл,
В среду - вкусным объедался.
В четверг город снежный брал.
В пятницу - гостил б у тёщи
Я с красавицей женой.
А в субботу ел блины бы
Вместе с дружною роднёй.
В воскресенье – день «прощённый»,
Я бы всех тогда простил
И, облегчив свою душу,
Я б на площадь б поспешил.
Масленицу там сжигали,
Пели песни и плясали,
Ждали все приход Весны.
Весь народ вновь ел блины.
Жаль чуть-чуть, что не родился
Много лет тому назад,
В Масленицу б веселился
Целых семь деньков подряд.

Понедельник - первый день называется Встреча. В этот день встречают Масленицу, ходят друг к другу в гости. Главная участница гуляний это большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, ноги обували в лапти. Куклу усаживали в сани и с песнями и плясками возили по улицам.

Второй день – вторник назывался Заигрыш.
В этот день строили ледяные и снежные крепости. Народ катался на санках, на лошадях. Скоморохи пели веселые частушки. Начинались игрища и потехи.

Среда - Лакомка или Сладкоежка. В этот день зятья - наши папы приходили на блины к теще - к маминой маме. В этот день лакомились круглыми, горячими блинами.

Четвертый день масленицы назывался Разгул. Это был самый веселый день масленичной недели. В этот день возили в санях чучело Масленицы, пели задорные песни, танцевали, катались с ледяных гор. Веселье было в самом разгаре.

Пятница называлась Тещины вечерки. Теперь уже зять тещу к себе в гости приглашал и блинами угощал.

Суббота - это золовкины посиделки. Невестка дарила золовкам, сестрам мужа, подарки.
В этот день провожали Зиму, сжигали на костре чучело Масленицы.
Народ окончательно прощался с Зимой.

Последний день Масленицы – прощёное воскресенье, или Проводы.
В этот день заканчивались гулянья. На ледяных горках разводили костры, чтобы лёд растопить, холод остановить. Люди прощения просили, добрые дела творили.

Хозяюшка:
Какой же сегодня день недели? Правильно, Четверг – разгул.
Народ честной, вставай в хоровод большой,
Будем мы в «Зарю» играть, и гостей всех забавлять!

Русская народная игра «Заря – заряница».

Правила игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной.
Водящий, Заря ходит за кругом и говорит слова:

Заря-заряница, красная девица
По полю ходила, ключи обронила.

С последним словом водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих.
Игрок, заметив это, быстро и оба ребёнка бегут в разные стороны по кругу.
Тот, кто останется без места становится Зарёй.
Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, а играющие не должны поворачиваться пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Хозяюшка:
Молодцы! Славно поиграли.
Эх, раз, еще раз, мы поклонимся сейчас!
Начинаем перепляс, постараемся для вас.
Хозяин: Сегодня здесь Весну встречаем,
И с поклоном приглашаем
Всех кто любит веселиться
И смеяться и резвиться
Становитесь в хоровод.
Плясовая сейчас пойдет.

Плясовая «Кадриль»

Хозяюшка:
Всех на масленицу ждем! Встретим масленым блином.
Хозяйка: Угощайтесь, гости дорогие!
Вот и блинчиков пора, ешьте с пылу, с жару!
Все румяны да красивы
А за праздник всем
СПАСИБО!
Угощайтесь на здоровье! Приятного всем аппетита.

Дети и родители проходят в группу, где накрыты столы с блинами.
Каждая семья кратко презентует своё угощение.

Татьяна Вельц
Конспект праздника в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица»

Задачи :

Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках , эмоциональную сферу детей на основе народного фольклора. Умение владеть речью как средством общения и культуры, знакомить детей с типично народными выражениями, поэтическими образами. Развивать общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, творческий потенциал детей.

Предварительная работа :

Чтение и заучивание стихов, закличик, текстов песен и частушек.

Знакомство с народными играми, танцами, песнями.

Место проведения : музыкальный зал, оформлен в стиле русской избы.

Логика образовательной деятельности :

Заклички :

1. Гости, гости выбегайте весну красную встречайте

Весну красную встречайте всех блинами угощайте.

Вместе с Масленицей на конях прокатимся

2. Ой, Масленица – кривошейка встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом , калачом и румяным пирогом!

3. А мы Масленицу повстречали сыром гору поливали

На широкий двор зазывали да блинами заедали!

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников . Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю , и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их.

На Руси этот праздник встречали песнями , плясками и веселыми играми.

Хороводная игра «Баба Ежка» (выбираем Б. Я, она стоит в кругу, дети идут по кругу и поют)

Баба Ежка, костяная ножка

С печки упала, ножку сломала

Ножку сломала, а потом говорит

У меня нога болит

Баба Ежка : (Б. Я поет)

А я Баба Яга, костяная нога

В ступе летаю, помелом подметаю

Дома не ночую, детишек ворую

Уж как наскачу, схвачу, поколочу!

Частушки.

Мы на масляной неделе

Будем петь и танцевать

Мы блиночки все поели

Можем вам один лишь дать.

Светит месяц, светит ясный

Светит полная луна

Дарья, Марья и Катюша

Танцевать пришли сюда

Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя -

Будьте счастливы, как мы!

Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

По деревне в каждый двор

Забегает детский хор.

Из домов несут старье,

Всяко разное тряпье.

Все выносят за забор,

Разводя большой костер.

То ведь Масленица ,

Славна Масленица !

В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке,

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

Издавна сложился порядок провожания Масленицы . Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы .

Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы , надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела , откуда придет весна.

Эстафета «Прокатим Масленицу

В конце эстафеты все вместе :

Мы на дровнях тебя волочили

Киселем сладким поили

Прощай Масленица !

Вторник - заигрыш. С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Приглядывали невест.

Среда - лакомка. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины.

Четверг именовали разгулом, широким четвергом : на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами.

Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Зятья приглашали на блины тещу.

Суббота - золовкины посиделки : молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье - это проводы, прощеный день. В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды.

Это был день очищения и объединения людей.

«Горелки с платочками»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева) . Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

- Отгадайте загадку :

Круглый, а не колесо.

Горячий, а не солнце,

Не пирог, а есть можно. (Блин)

Блин - это символ Масленицы , а Масленица - это целая неделя гуляний, игр, вкусных и обильных угощений. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком .

Игра «Блин»

Давайте споем с вами русскую народную песню «Ой, блины, блины…» .

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть

Сотен пять, а может шесть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

На поднос она кладет

И сома к столу несет

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои - готовы!

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

В воскресенье «сударыню Масленицу » взгромождали на сани и везли по улицам. За околицей устраивали большой костер и торжественно сжигали чучело Масленицы .

Ой Масленица под курузкой

Проводим тебя - будет грустно

Прощай Масленица !

Нам сказали, что Масленица длится семь дней

А осталось от Масленицы один день

Прощай Масленица

Вы давно блинов не ели?

Вы блиночков захотели?

Да какая же Масленица без блинов

Горячих, да румяных!

Угощайтесь на славу,

Детям на забаву!

С Масленицей поздравляю

Пусть веселье в дом войдет

Пусть весна в права вступает

А зима на год уйдет!

Публикации по теме:

Интеграция областей:познание, художественное творчество. Задачи:- воспитывать чувство сопричастности и любви к своему народу, интерес к.

22 февраля 2017 года, ребята и сотрудники детского сада отметили Широкую Масленицу. Ребята подготовительной к школе группы вместе с воспитателями.

Конспект в подготовительной к школе группе Тема: «Широкая Масленица» Задачи: Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, эмоциональную сферу детей на основе.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Широкая масленица» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Широкая масленица» Воспитателя МБДОУ ДС №31 " Голубая стрела" г. Туапсе. Париенко.

Составлен и проведен в тематическую неделю «Масленица»

Тема: «Масленица дорогая - наша гостья годовая»

Цель: развивать математические способности посредством развивающих игр.

Задачи: учить решать задачи, воссоздавать из частей целое; упражнять считать до 20, учить составлять число из двух других; закрепить дни недели; развивать внимание, логическое мышление, память.

Задачи интегрируемых областей

Познавательное развитие . Познакомить детей с празднованием Масленицы, развивать интерес к праздника на Руси.

Речевое развитие . Совершенствовать грамматический строй речи, развивать самостоятельность детей в общении. Познакомить со словами: прощённое воскресенье, посиделки, заигрыш, лакомка, разгул. Продолжать учить выразительно читать стихотворения.

Коммуникативно-личностное развитие . Воспитывать умение просить прощение и прощать. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности во время танца, работая с ножницами. Воспитывать у детей аккуратность и самостоятельность при выполнении творческой работы.

Художественно-эстетическое развитие . Развивать способность детей видеть красоту окружающего мира. Продолжать учить выполнять движения танца согласно музыки и тексту.

Физическое развитие . Развивать мелкую моторику, следить за правильностью осанки.

Предполагаемый результат : собирают целое из частей, знают состав чисел первого десятка, правильно называют порядковые числительные.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, музыкальная, продуктивная, коммуникативная

Форма организации деятельности.

Интеллектуальные игры, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, подвижные дидактические игры, танец, поделки из ткани, игровые ситуации, свободное общение.

Предварительная работа : разучивание стихотворений, ознакомление с русскими традициями встречи весны.

Материал: кукла Масленица, календарь, картинки с предметами с разным количеством предметов, распечатки для выполнения заданий, материал для изготовления поделки, пазлы, карточки с цифрами.

Воспитатель и дети встают в круг, берутся за руки.

Мы хотим обо всём знать!

Мы хотим поиграть!

А еще будем творить!

Будет интересней жить!

Отгадайте-ка загадку: (о календаре)

Как мы можем узнать, какой год, месяц, число, день недели?

Зачем нужны календари? Что из них мы узнаем?

Что общего у календарей? Чем отличаются?

Какие вы знаете календари?

Как назвать календарь на стене?

А у меня для вас есть сюрприз.

Это тоже календарь.

Да, не простой, перекидной,

Он не на год, а только на неделю,

На масляную.

Кто мне подскажет, сколько дней в неделе?

Сегодня какой день?

Если сегодня среда, то вчера какой был день? Будет завтра?

Давайте посмотрим этот календарь.

На первой странице написано понедельник. Кто помнит, как называется первый день масленичной недели? Правильно ВСТЕЧА.

А что делали люди в этот день? (ответы детей)

У нас то же есть кукла Масленица.

Давайте встречать Масленицу приветливыми словами

Дети рассказывают закличку.

Посмотрите, а Масленица приготовила для вас задания. Возьмите каждый по листку, садитесь за столы и слушайте.

Пальчиковая гимнастика про блины

Теперь посмотрим, какой следующий день недели.

В этот день люди играют, забавляются, угощают друг друга блинами.

Молодые люди приглашают девушек покататься с горки, девушки зовут юношей - есть блины. Зовут родных и друзей поесть блинов

А мы поиграем в «Ручеек», но в непростой, а с цифрами.

Следующий день - ЛАКОМКА.

(Ребенок читает стихотворение)

У меня есть картинки с разными сладостями. Мы поиграем с вами в игру «А что у тебя?»

Посмотрим, какой следующий день. четверг

(Ребенок читает стихотворение)

Чем занимались в этот день?

Мы с вами повеселимся! Потанцуем.

Танцевальные движения под народную песню «Блины»

Потанцевали от души. Ай да, молодцы! Сядьте, посидите, да веселые задачки решите.

Задачки в стихах (карточки)

Посмотрим следующие два дня. Пятница, суббота

(Ребенок читает стихотворение)

В выходные дни ходили в гости к родственникам и знакомым.

А как радовались в эти дни, мы узнаем, когда вы соберёте пазлы.

Дети складывают картинки под «Камаринскую»

Вот и осталась последняя страничка нашего календаря.

Воскресенье -- самый главный день Масленицы.

(Ребенок читает стихотворение)

В воскресенье надо простить друг другу обиды. Потому что встретить весну полагается с чистой совестью. Люди дарили куколок, сделанных из ниток и просили прощения.

Педагог имитирует сожжение чучела Масленицы, накрывая его темной тканью. Дети поют закличку о весне.

А, чтобы мы помнили о празднике, сделаем с вами куколок Веснянок.

Дети выполняют поделки из ткани и ниток.

Сегодня по календарю уже весна. Весной появляются первые цветы. Посмотрите на эту полянку. Возьмите красный цветок, если вам все понравилось и задания были несложные. Возьмите желтый, если было интересно, но некоторые задания были трудные. И синий, если было совсем тяжело.

Конспект занятия на тему масленица в старшей подготовительной группе.

Цель. Знакомство детей с историей возникновения и традициями празднования

Масленицы.

Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Развивать

познавательный интерес к традициям своего народа.

Коррекция и развитие внимания, памяти, связной речи.

Воспитание интереса и уважительного отношения к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Ход занятия.

Ведущая (в народном костюме): Проходите! Проходите! Все на праздник поспешите! Мы сегодня не скучаем! Праздник радостно встречаем! Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Как хорошо, что вы пришли! Ведь сегодня мы праздник народный затеяли - Масленицей называется! Масленица к нам пришла, весну и радость принесла! Воспитатель.

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Воспитатель. Масленица один из самых старинных и любимых в народе праздников.

Празднуют её в конце февраля, начале марта. Масленица имеет другое название

Проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны всегда праздник. В Масленицу долг каждого из нас помочь прогнать зиму, разбудить природу!

В этот праздник не скучают,

Всё в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно!

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, почему Масленицу Масленицей назвали?

Дети. Масленицу назвали так, потому что пекли вкусные, масляные блины.

Воспитатель. Верно! К блинам и оладьям в старину полагалась особая еда: мёд, икра,

капуста. А также сыр, масло, рыба, творог. На блины да угощенье звали дорогих гостей.

Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году.

Раньше Масленицу праздновали все: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю

мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять вот и

пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей,

много сыра было на столах. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.

Воспитатель. А сейчас я буду говорить пословицу, а вы её продолжите.

Ученье свет... (а не ученье тьма).

Готовь сани летом... (а телегу зимой).

Не красна изба углами... (а красна пирогами).

Маленькое дело лучше... (большого безделья).

Не сиди, сложа руки... (не будет в доме скуки).

Труд человека кормит... (а лень портит) .

Воспитатель. Молодцы! Вы хорошо знаете

пословицы!

Воспитатель. В масленичную неделю каждый ее день имел, ребята, своё название, кото-рое говорило о том, что в этот день нужно делать.

Начиналась Масленица в понедельник, который назывался Встреча.

С понедельника, со Встречи начинали печь блины. У каждой хозяйки свой рецепт. В добрые старые времена хозяйка, пекшая блины часто приговаривала:

Первый блин комом,

А второй знакомым,

Третий блин дальней родне,

А четвертый мне.

Воспитатель. Начиная со дня Встречи, дети каждый день катались с гор. А еще в этот

день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением, а по дороге пели:

Как на масленой неделе

Из избы блины летели!

Уж вы, блины мои блины!

Уж блиночки мои!

В этот день загадывали друг другу загадки.

Воспитатель. А теперь мои загадки отгадайте

1.Если есть сковорода,

Будет русский сыт всегда:

Жарким солнышком весны

Зашкварчат на ней ___

2.Пять яиц, стакан муки

Масло, чашка, две руки.

Сода, соль и молоко

Миксер крутится легко.

Он крутился и крутился

(Блинчик тонким получился.)

Воспитатель. Праздник этот знаем мы

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь.

Воспитатель. Молодцы. А о чём были мои

Дети. О блинах.

Воспитатель. Как вы думаете, что самое главное на Масленице?

Дети. Главное на Масленице блины.

Воспитатель. Ну, конечно, блины! Хозяйки пекли каждый день блины из гречневой и

пшеничной муки. И в народе говорили: «Блин хорош не один», «Блин не клин, брюхо не

расколет». С чем только их не ели: с маслом, мёдом, икрой. Есть даже такой случай, что

один человек, придя в гости, сразу съел 70 блинов. Блин считается символом Масленицы.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему

блин стал символом масленицы?

Да потому, что блин круглый, поджаренный, и напоминает солнышко. Он был символом весеннего солнца. А солнцу всегда поклонялись и славили все народы мира. С Масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь в природе, солнце управляло ветрами и водами, давало свет и тепло человеку. Масленица была праздником весеннего солнца.

Исполняется песня «мы давно блинов не ели..»

Воспитатель. Скажите ещё раз, что же напоминал блин?

Дети. Блин напоминал солнце.

Воспитатель. Вот и подошла к концу наша Встреча. Пора подвести итоги. Почему

праздник назывался Масленицей?

Дети. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе пекут блины масленые.

Воспитатель. Чем питались в Масленицу? (Блинами, сыром, творогом, рыбой.)

Воспитатель. Как по другому называют Масленицу?

(По-другому Масленицу называют Сырной неделей или Проводы Зимы.)

Воспитатель. Молодцы, вы сегодня очень активно работали, я вами довольна. А, что

то нового вы узнали на занятии? (Дети рассказывают о Масленице.)

Воспитатель. Молодцы! Что вам особенно понравилось?

Дети. Высказывают свои мнения.

Праздник « Широкая Масленица»

Группа : подготовительная.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям.
Знакомство с русским обрядовым праздником Масленицей.

Задачи:
1.Прививать детям интерес к традициям своего народа.
2.Развивать выдержку, выносливость, воображение.
3.Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки.
4.Обеспечить высокую двигательную активность детей.
Планируемые результаты: проявляет интерес к обрядовому празднику Масленица, уважение к традициям русского народа; имеет навыки заучивания закличек, стихов, поговорок.

Оборудование : чучело - масленицы, маска солнышка, 2 – сковороды, оранжевые круги из картона, поднос с блинами, бубен, снежки из ваты и другие материалов.

Ход праздника.

Ведущий:

Добрый день, гости дорогие

Жданные, званые и желанные.

Здравствуйте, девчонки!

Здравствуйте, мальчишки!

Мои любимые, смешные шалунишки!

Рады гостям, как добрым вестям.

Всех привечаем, душевно встречаем.

Люд честной, народ простой, спасибо, что пришли

По старому обычаю Масленицу величать,

Масленицу угощать.

Ребёнок 1.

Этот праздник к нам идёт

Раннею весною.

Сколько радости несёт

Он всегда с собою.

Ребёнок 2 .

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает.

Санки с горок вниз бегут.

Смех не умолкает.

Ведущий:

Гляньте-ка люди добрые!

Приехала к нам масленица-

Широкая боярыня.

В детский садик к нам пришла

И веселье принесла.

Ждут вас игры, веселье и шутки.

Скучать не дадут ни минутки.

Масленицу широкую открываем,

Веселье начинаем.

Мы по кругу все пойдём,

Дружно спляшем и споём.

Игра «Весёлый бубен»

Ты катись веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого остановился,

Тот сейчас станцует нам!

В этой игре участвуют все дети.

Ведущий:

Масленица - проводы зимы. С давних времён Масленица - самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают праздник в конце зимы и празднуют его целую неделю. Все веселятся, радуются, что прошла зима и наступила весна.

Сегодня, ребята, встретится Зима с Весной.


Зиму с песнями проводим,

Спляшем с нею в хороводе!

А Весну весельем встретим,

Словом ласковым приветим!

А скажите, вам охота

Встречу эту увидать?

Дети: Да!

Ведущий:

Тогда давайте встречать Зиму (танцует под музыку).

Зима:

Здравствуй, весь народ честной! День сегодня не простой! Как могла, я вам служила! Праздник Елки подарила! Время быстро пролетело, я заметить не успела, что закончен мой черед! Вслед за мной Весна идет!

Ведущий:

Погоди, Зима прощаться, да с народом расставаться! Мы с тобой хотим сплясать, песню спеть и поиграть!

Игра «Снежки» с родителями и детьми вместе.

Зима:

Ну, а я прощаюсь с вами, моими милыми друзьями! Прощайте, люди, и простите! На Зиму зла вы не держите! До новых встреч!

Ведущий:

На Руси законом было щедро Зиму провожать, всех блинами угощать.

Ребёнок:

Этот праздник-объеденье!

Напечём блины с утра!

К ним сметана и варенье

И, конечно же, икра!

Частушки про блины.

Ведущий обращается к Масленице:

Дорогая гостья Масленица! Коса длинная, трехаршинная!

Брови черные! Наведенные! Широкая Масленица, мы тобою хвалимся!

Масленица наша, нет тебя краше! Стужу зимнюю гони, к нам скорей Весну зови!

Ведущий:

Давайте, ребятки, позовем к нам на Масленицу Весну-Красавицу!
Весна - красна, тепло – солнышко!

Дети: - Приди скорей, согрей детей!

Появляется Весна и танцует под музыку.

Весна:

Здравствуйте, ребята! Я - Весна Красна! Бужу землю ото сна!
Наливаю соком почки, на лугу ращу цветочки! Всюду, в поле и в лесу, радость людям я несу!

Дети вместе, стоя у стульчиков:

Здравствуй, красная Весна, мы тебя приветствуем (кланяются).

Весна:

Ну, чего же вы стоите? Чего дожидаетесь? Может, игры позабыли или вы стесняетесь? Улица мала, да хоровод велик: Хоровод велик, поиграть велит,

Музыкальная игра «С солнцем!»

Ребенок-солнце (надеть шапку) в центре, дети вокруг него за руки, поют :

Гори, солнце ярче (идут по кругу)

Летом будет жарче

А зима теплее (идут к солнцу)

А весна милее (отходят от солнца)

Ребенок - солнце кричит :

Горю!

И догоняет детей. В конце игры все дети кричат : «Слава Солнцу!»

Загадки для гостей

Проводится конкурс загадок. За правильный ответ выдают приз.

1. Всех оденет, а себя никогда. (Иголка с ниткой).

2.В одном месте метров двести. (Клубок).

3. Четыре четырки, Две растопырки, Один вертун, И два - как яхонты. (Кошка).

4. На весь мир хватает, И во все щели пролезает. (Свет).

5. Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде).

6. Слушайте внимательно, Очень занимательно: Чего нет в капусте, Ни в свекле, ни в репе, А есть в моркови, Огурце, помидоре? (Буквы “О”).

7. Один человек купил трех овец и заплатил 3 тысячи рублей. По чему каждая овца шла? (По земле).

8. Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным).

9. Отчего гусь плавает? (От берега).

10. Какой в реке камень? (Мокрый).

11. Несла баба в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (Ни одного).

Ведущий:

Оставайся у нас на празднике, Весна!

Ребята, каждый день Масленицы имеет свой смысл. Празднование совершалось строго по расписанному распорядку. Сейчас мы вам об этом расскажем и предлагаем перенестись в те далёкие времена.

Дети:

Широкая Масленица - Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

1.Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК…

Наступает «ВСТРЕЧА».

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье.

Наступает вечер.

Накатавшись вволю, все блины едят.

2.«ЗАИГРЫШ» беспечный - ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них - награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

3. Тут СРЕДА подходит – «Лакомкой» зовется.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – все им удается.

Пироги и блинчики – все на стол мечи.

4. А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «Разгуляй» приходит.

Ледяные крепости, снежные бои…

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек – суженых своих.

5. ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЕЩИ»…

Теща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и семгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, медом, с маслом ели мы.

6. Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

7. ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «Прощеный день».

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.

Ведущий:

А какая же Масленица без блинов горячих да румяных! Русская Масленица издавна славилась своими блинами. Давайте, ребятишки, с Масленицей простимся да блинами угостимся.

Дети:

1. Если есть сковорода,

Не страшны нам холода.

Потому что блин горячий-

Это лучшая еда.

2.Как на жаркой сковороде

Тесто разливалось.

Солнце блинчиком румяным

В печке выпекалось.

Песня «Блины»

Ведущий:

Давайте испечём блины. Поиграем в игру «Перенеси блины». Две команды: надо перенести блины на сковороде и передать следующему игроку.

Молодцы, напекли блинов большой поднос. Блины в середину хоровода.

Ведущий:

Вот и празднику - конец,

Кто пришел - тот молодец!

Масленица угощает

Всех блинами, сладким чаем.

Все выходят на улицу сжигать Масленицу и угощаться блинами, сладким чаем.

Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Масленица»

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель : формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица)
Задачи : Расширить знание детей о народных традициях.
Создать условия для формирования интереса к рускому народному празднику Масленица.
Расширять и активизировать словарный запас и монологическую речь.
Способствовать развитию желания общаться и взаимодействовать ребенка с взрослым и сверстниками.
Воспитывать любовь к родине и ее традициям.
Создать условия к развитию детской любознательности.
Развивать воображение и творческую активность.
Создать условия для совместной творческой деятельности детей.
Развивать координацию движения.
Материалы и оборудование : сундучок, ленты, клубочек, заготовки блинов, детские проекты, шумовые инструменты, карандаши, фламастеры, краски, музыкальный центр, фортепиано.
Предварительная работа: разучивание песен «К пришла весна-красна», «Квашня», игры «Золотые ворота», закличек, загадок, подготовка проектов по заданным темам (дома с родителями)

Ход НОД.

Дети входят в з ал.
Муз. рук . Ребята, вы заметили, что мы сегодня не одни в зале? Это наши гости: воспитатели из других детских садов и наши мамы. Давайте поздороваемся со всеми песенкой.
исполняется песня. "Музыка здравствуй."
Муз. рук. Ну, вот мы со всеми поздоровались. У меня для вас есть сюрприз. Я вчера вечером прибиралась у своей бабушки в чулане и нашла там сундучок. Не стала в него заглядывать, а принесла его вам. Давайте вместе его откроем.
Открывают сундук. Видят там ленточки.
муз. рук . Интересно, что можно с ними сделать? (Ответы детей) Точно, с ними можно потанцевать.
Танцевальное творчество: Потанцуем с ленточк ой.
Воспитател ь: ребята, а еще в старину девицы надевали ленты на голову, а парни подпоясывались ими. Хотите попробовать?
Дети надевают ленты (взрослые гости помогаю т).
Воспитатель: Вот и стали мы с вами красными девицами и добрыми молодцами. И вспомнила я про один русский народный праздник, на котором зима с весной встречаются, как он называется? (ответы детей) Правильно, масленица. Мы очень много с вами говорили про этот русский обычай. Даже вы дома, со своими родителями, подготовили исследовательские проекты о Масленице. Я знаю, что вы нашли очень много интересного. Некоторые из вас уже рассказали нам о своих находках, кого же мы послушаем сегодня? ....Пусть нам поможет клубочек из сундучка на ком он остановится тот и будет выступать. Согласны?
Игра с клубочком.
проект "Масленичная неделя"

Музыкальный руководитель. Молодцы, очень хорошо поработали. У вас получился замечательный проект. Когда я вас слушала, у меня в голове вертелась какая-то мелодия. Не могу понять, что это за песня? Может, вы мне подскажете?
Муз. рук. напевает мелодию песни на слог «Ля» , дети называют варианты.
Муз. рук . вспоминает название песни и предлагает спеть ее всем вместе.
Исполнение песни "К нам пришла Весна-красна"

Муз. рук. Ребята, а вы знаете, что если в песне говорится о приходе весны, то раньше на Руси такую песню называли очень красивым словом Веснянка? Красные девицы и добрые молодцы выходили в хоровод и звали весну. Давайте и мы с вами пойдем хороводы водить, весну звать.
Муз.-ритм. движение "Веснян ка"
Воспитатель . Ну что, продолжим презентации наших проектов. И так, клубочек нам подскажет, кто же следующий расскажет.
Воспитатель . На масленицу не только весняночки пели, но и закличками весну звали. Проект Ангелины Желудковой познакомит нас с ними.

Проект «Масленичные заклички».
Дети повторяют заклич ку.

Воспитатель. Молодцы!
Где наш клубочек, кого он выберет на этот раз?

Воспитатель . Масленица (Масленка) - праздник проводов зимы. А какой же праздник без игр? Следующий проект называется «Игры на масленицу» послушаем его?
Дети играют в игру "Золотые ворота"
Воспитатель . Масленица, наша золотая! Гостьюшка дорогая. Кто же она такая? О ней проект Коли.

проект "Масленица"
Воспитатель : Аня, ты хочешь что то сказать?
Аня. Да, я хочу вам загадать загадки из своего проекта.
1.Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет.(Весна)

2.Ежедневно по утрам оно в окошко входит к нам,
Ежели оно вошло, значит день пришел давно.(Солнце)

3.Круглый, а не колесо. Горячий, а не солнце, Не пирог, а есть можно. (Блин)

Муз. рук. Кто любит блины? А из чего их стряпают?
Ответ детей : тесто.
Муз. рук . А как ещё называли тесто на Руси? Правильно, квашня. Может споем р.н. песню "Квашня" да еще сами себе подыграем на инструментах?

Шумовой оркестр "Квашн я"

Муз. рук. Тут в сундучке лежат еще вот такие блинчики. На что они похожи? (Ответы детей). Правильно, на масленицу всегда угощают гостей блинами, потому что блины похожи на доброе теплое солнышко. Может быть, мы подарим нашим гостям эти блинчики? (раздает детям блины, один оставляет себе). Я тоже хочу подарить свой блин гостям, но сначала нарисую на нем свое настроение. Кто хочет, тоже может нарисовать.

Дети рисуют и дарят гостям свои блинчики.
Муз. рук . Ну, вот и все, пришло время прощаться.

Иванова Ирина Ивановна
Конспект НОД в подготовительной группе «Масленица»

Конспект НОД в подготовительной группе «Масленица » .

Программное содержание :

1. Закрепить знания детей о Масленице .

2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.

3. Продолжать учить детей принимать коллективную цель, уметь ставить собственные цели

4. Развивать диалогическое общение друг с другом.

6. Воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы.

Планируемые результаты : проявляет интерес к обрядовому празднику Масленица , уважение к традициям русского народа; имеет навыки заучивания закличек, стихов, поговорок.

Материал : иллюстрации о проведении праздника, заклички, поговорки.

Оборудование : мультимедийная установка или ноутбук, презентация «Масленица » , магнитофон и диск со звуками весенней капели, заготовки для изготовления солнышка.

Ход занятия:

Этот праздник - объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И конечно же, икра!

Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Какие праздники мы отмечаем зимой? (ответы детей)

Бывает ещё один праздник, Масленица – проводы зимы . С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его, в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся, радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование совершалось строго по расписанномураспорядк

Презентация о Масленице .

Итак,начинается Масленица в понедельник

Понедельник «встреча»

Девушки и парни делали соломенное чучело – Масленицу – и ходили с ним по деревне, распевая такую песню :

Едет масленица дорогая ,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков ,

Оставайся семь годков.

Второй день – вторник – звался «заигрыш»

В этот день начинали собираться на игрища и потехи : устраивали девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигали снежные городки.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела

Проводится русская народная игра «Горшки»

Третий деньМасленицы – среда «лакомка»

В этот день лакомились блинами. Блин является символом Масленой недели . В народе много поговорок о блинах сложено : Масленица идет , блин да мед несет; без блина - не масленица , без пирога - не именины; блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

А на что он похож? (На солнце) . Круглая форма и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.

Давайте и мы с вами тоже превратим наши блины в солнышки.

На первые столы выкладываются заготовки для лучей, клей и круги.

Приступаем к работе. А под музыку работа веселей.

Дети коллективно изготавливают поделку «Солнышко» , играет музыка.

Очень яркие, красивое солнышки у вас получились : одно мы разместим в группе , а второе в раздевалке.

Четверг – слыл разгульными назывался «широкая Масленица »

В этот день гуляли, пели песни, плясали, водили хороводы.

Пятница и субботы – были гостевыми днямии посвящались хождению по родне. У родных тоже объедались блинами, пирогами и другими кушаньями.

Воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – «проводы зимы»

Чучелосделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с Масленицей .

Масленица загорела ,

Всему миру надоела.

Проводится игра «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Рефлексия :- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица ? Когда приходит Масленица ? Как люди празднуют его?

Поздравляю вас с Масленицей , расскажите всем, что на этой неделе проходит такой замечательный народный праздник.

Использованные ресурсы и литература :

http://yandex.ru/

http://www.proeveryday.ru/

http://www.razumniki.ru/

В. Н. Косарева Народная культура и традиции. - Волгоград : Учитель, 2014

Публикации по теме:

«Масленица широкая». Сценарий развлечения в подготовительной группе Цель: Приобщение детей к русской культуре. Действующие лица: - Ведущая; - Весна; Дети Ребёнок: Эге-гей, народ честной Приходи скорей не.

Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица!»Цель: формирование устойчивого интереса к русским народным праздникам,.

Широкая Масленица, Мы тобой хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся! Масленица - один из самых любимых в народе праздников, самый.

Исследовательская работа в подготовительной группе «Широкая Масленица» 1 Здравствуйте! Я, Зазнобина Арина, воспитанница подготовительной группы МКДОУ ЦРР д/с № 27 «Радуга» 2. Тема моей работы «Широкая Масленица».

Конспект занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица» Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия «Широкая масленица", направленного на развитие интереса к русской народной культуре.

Масленица в старшей и подготовительной группе Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом празднования Масленицы. Оформление: сделать чучело. 2:.