Пасхальная неделя в детском саду. Педагогический проект «Пасха

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8

муниципального образования "Город Донецк"

«Светлая Пасха»

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «3 «Лесная полянка»

ВОСПИТАТЕЛИ: СТЕПАНЕНКО Д.В
МАСТЕРОВИЧ О.А

Донецк 2017 год

Проект: краткосрочный, познавательно – творческий.

Время реализации проекта: 25.04.2016г. – 29.04.2016г.

Направление проекта: русские народные праздники.

Участники: дети подготовительной группы, родители,воспитатели

Актуальность проекта:

Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом.

Детям дошкольного возраста недоступны многие обряды, окончательный их смысл они не понимают и воспринимают только внешнюю сторону вопроса, а глубинная сущность и тот смысл, который придавался нашими предками, для них остаются закрытыми, и они часто истолковывают их по – своему.

Цель проекта: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.

Задачи:

    Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово» с его историей.

    Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю. Формировать чувства национального достоинства.

    Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником Пасха.

    Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.

    Развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.

Проблемные вопросы:

1. Как появился праздник Пасхи?

2. Как возник обычай красить и дарить яйца?

Ожидаемые результаты:
- Формирование представления с существующими традициями и обычаями русского народа праздника «Пасха».
-Развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей.
- повышение уровня личностного сознания;
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, родителями и педагогами.
-самореализация.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный

    Выявление проблемы.

    Определение целей и задач проекта.

    Организация работы над проектом:

2 этап. Основной.

1. Беседа на тему «Что такое Пасха?», «Праздник Пасха», «Почему мы красим яйца?», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?»

2.Чтение пасхальной сказки «Красная шапочка» в обработке, чтение стихотворения А. Плещеева «Христос Воскрес».

3. Пасхальные игры «Катание яиц», «За двумя зайцами», Игра «Найди яйцо», «Кто найдёт больше яиц?», хороводные игры «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди», «Эстафета с яйцами», сюжетно-ролевая игра «Праздник».

4. Просмотр презентации «Пасха Христова!»

5. Просмотр мультфильма «Обетование Пасхи»

6. Продуктивный вид деятельности (разукрашивание пасхальных яиц).

3 этап. Заключительный.

    Знание песен, стихов, игр к празднику

    Выставка «Пасхальное яйцо»

    Участие во всероссийском конкурсе поделок «Пасха красная».

Работа с родителями.

    Консультация для родителей «Православный праздник Пасха»

    Информационный материал «Окраска пасхальных яиц»

Итоговое мероприятие: ВЫСТАВКА «Светлая Пасха»

Беседа на тему «Что такое пасха?»

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

1 мая мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью.

Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы.

Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.

Беседа «Почему мы красим яйца?»

«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

    Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).

    Призадумалось яйцо:

    Кто же я, в конце концов? Лебедь, утка, или я, ядовитая змея? -

    А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки? И почему?

    Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли.

Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили.

Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьѐй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

Игры:

Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.

Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.

Пасхальная игра «Катание яиц» всегда была любимой игрой в Светлый праздник Пасхи на Руси. Специально для этой игры взрослые мастерили Пасхальную горку с бортиками, по которой скатывали Пасхальные яйца.

Горку или «желобок» можно соорудить из дерева или картона, а чтобы она была наклонной – с одной стороны горки сделать подставку. Горку устанавливают на ровной, желательно гладкой, поверхности.

Каждому игроку выдается крашеное Пасхальное яйцо, с которым он будет принимать участие в игре. Участники игры по одному подходили к горке и скатывали каждый свой Пасхальное яйцо. Выигрывает тот, чье Пасхальное яйцо укатилось дальше.

Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

Хороводная игра «Солнышко-ведрышко».

Выбирается водящий – солнце.

Остальные дети стоят в хороводе.

Они поют:

Гори, солнце, ярче.

Лето будет жарче.

А зима теплее,

А весна милее.

На первые две строчки дети идут хороводом, на последние две строчки – поворачиваются лицом друг к другу и делают поклон. Затем все близко подходят к «солнцу». «Солнце» говорит: «Горячо, горячо! », и догоняет детей. До кого «солнце» дотронулось – выбывает из игры.

Консультация для родителей:

«Пасха - главный православный праздник года»

Праздник Светлого Христова Воскресения - Пасха -самый большой православный праздник Слово «Пасха» пришло к нам с греческого языка и означает «прихождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства дьяволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово- это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Начинают праздник Пасхи со слов: «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес».

На Пасху муж с женой при всех не христосуются - это к разлуке. Родители и дети могут трижды поцеловаться.

Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье», - выздоравливает даже тяжело больной человек. Девушки на выданье и вдовицы говорили: «Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь».

Убранству стола и кушаньям именно в праздник Пасхи уделяется особое внимание. Как будто сама весна, радостная, со звоном колоколов и щебетаньем птиц, накрывает праздничные столы. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости.

С давних времен хранится обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе! » начиная таким образом свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа - два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресшение Иисуса Христа - Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

Пасхальный кулич- это церковно-обрядовая пища. По благословению и освящению христианских пасок и куличей, верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая гавение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Праздник Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, - это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

В пасхальной корзинке обязательно должны присутствовать символы Пасхи: кулич, который символизирует Христа, и крашенки - символ воскресения.

Освятить можно продукты, которые будут на праздничном столе. Обратите внимание! Православная церковь не приветствует освящения спиртных напитков. Даже церковное вино - кагор - лучше оставить дома.

Конечно, если вы не будете строго соблюдать все правила, то это не является смертельным грехом, но постарайтесь все их придерживаться. Ведь священнослужители прекрасно понимают, что прихожане далеко не все люди, разбирающиеся в тонкостях веры, зачастую, в церкви появляющиеся только раз, на Пасху. Но корзиночки свои приносят искренне, поэтому никаких особых запретов церковь не ставит, чтобы каждый почувствовал себя ближе к Христу, чтобы в его сердце зародилась вера.

А. Плещеева

"Христос воскрес!"

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит.

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля...

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

ПАСХАЛЬНАЯ СКАЗКА

«Красная Шапочка»

Участники постановки:

Ведущая

Красная Шапочка

Волк

2 Птенца

Заяц

Белочка

Лиса

Медведь

Мышь

Бабушка

Ведущая.

В день радостный Пасхи Христовой

Для взрослых всех и ребят

Про Красную Шапочку снова

Расскажем на новый лад.

Красная Шапочка.

Что за денек сегодня! Благодать!

И ни единой тучки не видать.

На сердце радость. Солнышко играет,

И даже ветерок мне помогает

Быстрей шагать, чтоб с бабушкой моей

Нам разговляться поскорей.

В корзинке вот - яиц пасхальных шесть,

Кулич и сыр, конечно, тоже есть.

Серый Волк.

А вот и я! Как голоден и зол!

И маковой росинки не нашел!

Уж с вечера живот мне подвело,

Поднялся я- еще не рассвело,

И не пойму, чему природа рада?

Скорее брюхо бы набить - вот что мне надо!

А вот и Шапка Красная идет.

Ну что же, и она не пропадет.

Девчонкой я на месте закушу,

А шапку её - после поношу.

Да там еще корзинка! Что же в ней?

Желательно, чтоб было повкусней...

Ведущая.

Крадется Волк стыдливо меж кустов,

Ведь совесть может мучить и волков.

Она тихонько шепчет: «Ай-ай-ай, ты попроси, но все не отбирай!»

Решился Волк смиренно попросить.

Волк.

Ты не могла меня бы угостить?

Я голоден, ну просто дикий зверь!

Я зла тебе не сделаю, поверь!

Красная Шапочка (делится с Волком).

Конечно, милый! Ведь всегда – давать

Полезней для души, чем принимать.

Волк.

Благодарю. Ой, вкусно очень,

Не ожидал я, между прочим,

Что попросить совсем не сложно,

Вместе в путь с тобою можно?

Красная Шапочка.

Да, смотри, смотри, смотри скорей сюда!

Птенцы? Вы выпали из гнезда?

Птенчики.

Чив-чив, чив-чив!

Красная Шапочка.

Хотите кушать, клювики открыты?

Поклюйте крошки кулича.

(Подаёт на ладошке)

Ну вот, и сыты.

Птенчики.

Возьмите в добрый путь и нас,

Прославить Светлой Пасхи час!

Волк.

Я вас немножко понесу,

Хоть и боятся все меня в лесу.

Но в день такой обидеть - страшный грех.

И пусть сегодня буду другом я для всех.

Ведущая.

А вот зайчонок маленький,

Он, маму потерял,

И долго ничего не ел, в лесу петлял.

Красная Шапочка.

Зайчонок, милый, ты куда бежишь,

От страха каждый раз ты зря дрожишь.

Волк.

Быть может, нам малютку угостить

И к бабушке на праздник пригласить?

Красная Шапочка.

Конечно, с радостью!

Бог дарит праздник всем.

Зайчонок.

Ой, я боюсь…

Волк.

Нет, я тебя не съем!

(Угощают Зайчонка)

Зайчонок.

А вот и Белочка!

Привет тебе!

Белочка.

Красная Шапочка.

Ну, как дела?

Белочка.

Не мил мне белый свет!

Запасы бурундук погрыз мне все…

Красная Шапочка.

Ну, не горюй! В корзинке

Угощений хватит всем!

(Угощают Белочку)

Белочка.

Смотрите, рыжий хвост

Мелькнул в кустах!

Зайчонок.

Я лучше спрячусь,

На меня лиса наводит страх!

(Прячется за Красной Шапочкой)

Лиса.

Здоров, Волчище, что, богат улов?

Птенцы, зайчатина, ну

Просто нету слов!

Волк.

Ш-ш-ш, ты, плутовка,

Я теперь другой,

Я никого не трону!

Лиса.

Ой! Святой!..

Волк.

Ты ничего не смыслишь!

Видишь, дом?

Мы к Шапочкиной бабушке идём!

И к Пасхе угощение несём!

Красная Шапочка.

Возьми и ты у нас, Лисичка

Вот это красное яичко!

(Лиса берёт яйцо)

(Появляется Медведь)

Лиса.

Михал Потапыч! Низкий Вам поклон!

Медведь

Поклон? Спасибо, но на что мне он!

Я после спячки вышел из берлоги.

Живот подтянут, еле ходят ноги!

Лиса.

Ну, так и быть,

Я тоже изменюсь.

Потапыч, я с тобою поделюсь

(Лиса протягивает Медведю яйцо)

Но помни, что когда-нибудь ты тоже

В беде моей мне чем-нибудь поможешь.

Ведущая.

Корзиночка пустеет, легче стала

Осталась в ней съестного очень мало.

Зато прибавилось так много доброты

Что распустились первые цветы.

Красная Шапочка.

Весенние на Пасху первоцветы

Мы соберем для бабушки букеты.

Забудем обо всём хоть на мгновенье,

Ведь главное – Христово Воскресенье!

Красная Шапочка.

Тук-тук-тук-тук! Христос Воскресе!

Мы, бабушка, к тебе, нас много

Каждый рад и весел!

Бабушка.

Воистину Воскресе, мои чада!

Я припасла гостинцев сколько надо!

И внученьке моей и её друзьям

Идите в дом, я всё сейчас подам!

Охотники здесь давеча пришли

Они вам шоколадки принесли.

(Появляются охотники)

Ведущая.

А вот и Мышь-помощница бежит!

Мышка.

Добро пожаловать, для каждого наш дом открыт!

Мир дому вашему!

Мышка.

Всех с миром принимаем,

К пасхальному столу

Всех приглашаем!

I .

Мы рады видеть всех!

II .

Нас много, каждый весел!

III .

И скажем всем: «Христос Воскресе!»

(Все делают поклон)

Образцы пасхальных яиц для разукрашивания

В апреле вся страна отмечает праздник светлой пасхи. Дети с большим удовольствием участвуют в развлечениях, украшают яйца и узнают об истории праздника. Для формирования праздничной культуры и расширения представлений о традициях России, педагог планирует в течение недели рассказы о празднике, разучивание стихов, инсценировку пасхальной сказки. Дети участвуют в украшении группы и рисуют церковь. Подробное описание текстов для заучивания, сценарий праздника, пасхальные игры, дидактические упражнения по теме вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Пасхальные чудеса».

Социально-коммуникативное развитие

Неделя начинается с рассказа о том, как дети провели выходные. Педагог вносит для рассматривания альбом «Пасхальные яйца», вспоминает о , создаёт ситуацию для формирования этикета телефонного разговора, что способствует социально-коммуникативному развитию.

Познавательное развитие

Решая задачи познавательного развития воспитатель предлагает детям игры на закрепление , признаках весны и . Взрослый рассказывает детям о муравейнике и знакомит с народными приметами.

Речевое развитие

Речевое развитие происходит через обучение детей пересказу, игры «Напишем письмо», «Ассоциации», «Отгадай-ка». Старшие дошкольники вспоминают произведения о курице и описывают её образ в литературе.

Художественно-эстетическое развитие

Педагог вносит в группу морфологическую доску и показывает возможности её использования. Дети готовятся к инсценировке сказки «Пасхальное яичко», изготавливают пасхальные открытки и узнают о способах рисования отражения в воде, что способствует художественно-эстетическому развитию детей.

Физическое развитие

Старшие дошкольники играют в народные игры «Катай каравай», «Катание яиц». «Перетягивание каната». Взрослый показывает детям массажные упражнения, развивает физические качества в подвижных играх, решая задачи физического развития.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Рассказ «Как я провёл выходные». Цель: узнать о том, как отдыхали дети, учить выступать перед коллективом детей. Рассказ воспитателя об истории празднования Пасхи на Руси. Цель: формировать праздничную культуру у детей. Игра «Напишем кукле письмо». Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства. Внесение морфологической таблицы. Цель: объяснить детям возможность использования доски. Физминутка «В гости к Федосье». Цель: развлечь детей, вспомнить слова.
Про-
гулка
Рассматривание альбома «Пасхальные яйца». Цель: расширить представления о способах украшения яиц. Наблюдение за облаками. Цель: продолжить учить детей делать выводы. Игры с кольцами Луллия. Цель: продолжить формировать умение определять место звука в слове. Рассматривание картины «Церковь» С.В. Герасимов. Цель: рассмотреть особенности церкви, подготовиться к рисованию. Народная игра «Катай каравай». Цель: формировать координацию движений. Командная игра «Смени флажок». Цель: формировать умение играть в командах.
ОД
2 п.д. Чтение Т.А. Шорыгина «Трудолюбивый хомяк». Цель: воспитывать уважение к труду, расширять представления о трудолюбии. Рассказ воспитателя о муравейнике. Цель: расширять представления о жизни и труде насекомых. Чтение «Пасхальная сказка» О. Максимова. Цель: формировать умение пересказывать небольшие отрывки из произведения. Развивающее конструирование «Разные постройки». Цель: научить детей варьировать в воображении образы предметов. Массажное упражнение «Весенний дождь». Цель: способствовать укреплению защитных сил организма.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Рассказ из опыта «Что я видел по дороге в детский сад». Цель: вспомнить правила дорожного движения. Игра «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Цель: формировать умение передвигаться в заданном направлении и считать шаги. Упражнения с массажными мячиками. Цель: развивать моторику и речь. Игра — посиделки «Ладушки в гостях у бабушки». Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству. Беседа «Как можно играть с мячом». Цель: обогащать знания детей о подвижных играх.
Про-
гулка
Подготовка грядок к посеву семян. Цель: формировать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца. Наблюдение за трясогузкой. Цель: знакомить с трясогузкой, внешним видом, средой её обитания. Упражнение «Отгадай — ка». Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нём существенные признаки; по описанию узнавать предмет. Упражнение на морфологической доске «Посмотри вокруг». Цель: продолжить знакомство с работой на доске. П.и. «Чай, чай, выручай». Цель: развивать физические качества. П.и. «Жмурки». Цель: порадовать детей.
ОД

1. Ребята раскладывают на столе принесённые яйца и накрывают их шапками. На столе лежат так же шапки под которыми ничего нет. Затем шапки водят по столу. Один из участников игры в это время находится в другой комнате. Его зовут и спрашивают: "Где коки паришь?" Водящий и, если там есть крашенки, забирает их себе. Игра продолжается до тех пор, пока все крашенки не разберут. Кто удачливее, у того больше всех яиц

2. Катание яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный "каток" и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к "катку" и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

3. Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на "команды", и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.

4. Соревнуются, чьё яйцо будет дольше крутиться. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

5. Играющие садятся у стен комнаты друг против друга и катают крашенки. Крашенки сталкиваются. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт её сопернику.

7. Бой крашенками. Играющие выкрикивают: "Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!" Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобъется, или даст трещину, тот проигравший.

Указания к проведению: в эти игры можно играть везде. Чем старше дети, тем более сложные варианты им можно предлагать. Можно играть вдвоём, однако с большим количеством они проходят интереснее.

Среди любимых весенних забав в старину и сегодня - игры, состязания (с прыгалкой, с камешками, с мячом), игры - прятки, игры - загадки, игры - ловишки, хороводные игры с выбором.

1) Конкурс на самое необычное, красивое яйцо.

Предложите детям сваренные, выдутые яйца, либо яйца из пластмассы, пищевые и неорганические красители, листья и травинки, наклейки, т.е. все то, что (как вам кажется) поможет детям в исполнении их творческих замыслов. Пусть в этот день дети подарят свое яйцо, кому захотят, и скажут слова "Христос воскрес". Тем самым они усвоят один из пасхальных обрядов.

2) В старину мужчины, девушки и парни развлекались как могли с крашеными яйцами. Два человека берут по одному яйцу и ударяют острыми концами. У кого разобьется - тот проиграл, а выигравший получает очко. Из всех пар кто окажется победителем? Альтернативой ударам яиц является катание их по желобкам с наклоном. Принцип игры тот же.

3) "Поиск пасхальных яиц".

Припрячьте яйца в одной из комнат дома или во дворе. Детей разделите на 2 команды. Искать яйца помогут детям записки, в которых вы указываете (иносказанием) место, где спрятано следующее яйцо. Всего команде нужно набрать, например, 4 яйца. Значит должно быть 4 записки-подсказки, каждая из которых обнаруживается с вновь найденным яйцом. Какая из команд окажется сообразительнее и быстрее?

4) Эстафета "Пасхальный стол".

Участвуют 2 команды. В зависимости от количества участников определите и придумайте этапы эстафеты. Например.

1-й этап Первый участник добегает до стола (удаление 5-6 метров). Ему необходимо очистить яйцо, сваренное на пасху и окрашенное, съесть его (поставьте соль, теплый чай, чтоб можно было запить), скорлупу сложить в спичечный коробок, закрыть его и вернуться с ним обратно.

2-й этап Второй участник, добежав до стола, должен аккуратно порезать кулич, уложить его на тарелке кусочками.

3 этап Третий участник готовит пасху из предложенного набора продуктов: творога, масла, изюма, сливок.

4 этап Четвертому участнику даются ложка и яйцо. Он должен подкатить к "Пасхальному столу" по бумажной дорожке ложкой яйцо. А пятый участник должен подкатить яйцо носом.. Вы можете продолжить количество этапов эстафеты сами.

После конкурсов пригласите детей к праздничному столу, не забудьте помимо пасхальных блюд приготовить малышам сладости. А после легкой закуски можно предложить детям очень популярную в России в свое время игру в камешки. (Эта игра не так подвижна, но очень увлекательна и полезна, воспитывает внимание, находчивость, развивает ловкость рук и пальцев). Для игры дети с помощью особого жребия решают, кому за кем бросать камешки: играющие берут 5 камешков, слегка подбрасывают их вверх, поворачивают руки ладонями вниз и пытаются их поймать на тыльную сторону руки. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Затем участники садятся в кружок у стола, у каждого свои камешки. Место, где проходит игра, называется коном. Очередь игроков устанавливается по кругу.

Жары

Игрок берет в руку пять камешков, один из них подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе. Брошенный камешек ловит и снова бросает его вверх. Пока он летит в воздухе, нужно успеть прикоснуться к одному из лежащих на столе камешков. Если несколько камешков лежат вместе, можно коснуться одновременно всех и успеть поймать падающий камешек. Камешки, которых коснулся играющий, откладывают в сторону.

Верты

Та же самая игра, но рассыпанные камешки нужно перевернуть или сдвинуть с места.

Грудка

Дети берут в руку по пять камешков, один бросают вверх, а четыре грудкой кладут на стол и ловят той же рукой брошенный камешек. Камешек подбрасывают вверх еще раз, быстро берут лежащие на столе четыре камешка и ловят брошенный. Игра заканчивается, когда все играющие выполнят задание.

На подолик Играющий рассыпает на столе четыре камешка, пятый подбрасывает вверх. Прежде чем поймать брошенный камешек, нужно успеть один камешек взять со стола и переложить на колени, подол платья. Игра повторяется до тех пор, пока играющие не поднимут все камешки и не переложат их на колени.

Мены

Четыре камешка игрок рассыпает на столе, пятый бросает вверх. Нужно быстро взять один из лежащих камешков и успеть поймать брошенный. Один из двух камешков снова бросают вверх, а второй быстро кладут на стол; вместо него нужно взять следующий и поймать брошенный. Игра продолжается до тех пор, когда играющие обменяют все камешки.

Одиночка

Ребенок берет пять камешков в руку. Один из них подбрасывает вверх, а четыре рассыпает по столу. Брошенный камешек ловит и снова бросает его вверх, быстро берет со стола один камешек и ловит брошенный. Игру повторяют, пока не соберут со стола все камешки.

Чет и нечет

Один из играющих берет в горсть несколько камешков, бросает их вверх и, повернув руку

ладонью вниз, ловит камешек на тыльную сторону одной руки. Прикрыв пойманные камешки другой рукой, спрашивает у играющих: "Чет или нечет?" Кто не угадал, платит фант. Тот, кто отдал все свои фанты, выходит из игры.

Царапки

Для игры нужно 40 камешков. Все камешки, кроме одного, кладут на кон. Первый игрок подбрасывает один камешек и, прежде чем поймать его, быстро берет с кона столько камешков, сколько успеет, и ловит брошенный. Поймав его, играющий откладывает все камешки в сторону, кроме одного, снова подбрасывает один камешек и, пока он летит, опять берет с кона камешки. Если играющий не поймал брошенный вверх камешек, игру начинает второй игрок. Кто больше поднимет камешков, тот и считается победителем

План работы с детьми старшего возраста по ознакомлению с православным праздником «Пасха»


Дни недели

Образовательная

область


Образовательная деятельность

в режимных моментах


Создание предметно-развивающей

среды


Взаимодействие с

родителями


Понедельник

Развитие речи,

Соц.-ком. развитие, Познавательное развитие,

Худ.-эстетическое развитие


Утро : беседа на тему: «Что такое

Прогулка : пасхальная, подвижная игра «Катание яиц».

Перед сном : чтение литературы.

Вечер : чтение стихотворения А.Л. Куприна «Пасхальные колокола».


Выставка иллюстраций на тему: «Пасха».

Консультация для родителей

«Православный праздник Пасха».


Вторник

Развитие речи,

физическое развитие,

худ. - эстет. развитие,

познавательное развитие,

соц. – ком.развитие


Утро : беседа «Почему мы красим яйца?»

Прогулка : пасхальная, подвижная игра «Летели две птички».

Перед сном : чтение литературы.

Вечер : рисование на тему: «Украшаем пасхальные яйца».


Медальоны с изображением птиц.

Иллюстрации с изображением пасхальных яиц.


Консультация для родителей «Как объяснить ребёнку, что такое Пасха?»

Среда

Физическое развитие,

худ. – эстет. развитие,

развитие речи,

познавательное развитие


Утро : мини соревнования (игры «Перенеси яйцо в ложке», «Катись яичко», «Чиж», «Летели две птички»)

Прогулка : лепка из снега куличиков, пасхальная подвижная игра «Летели две птички».

Перед сном : чтение литературы.

Вечер : аппликация «Пасхальный кулич».


Атрибуты для игр.

Песочные наборы.

Иллюстрации и фото пасхальных куличей.


Информационный материал «Пасхальные яйца необычной раскраски».

Четверг

Познават. развитие,

физическое развитие,

худ. – эстет. развитие,

развитие речи


Утро : просмотр мультфильма на тему: «Пасха» и его обсуждение.

Прогулка : пасхальная подвижная игра «Чиж».

Перед сном : чтение литературы.

Вечер : лепка из солёного теста пасхальных птичек «Жаворонков».


Подборка мультфильмов на данную тему.

Образцы и иллюстрации жаворонков.


Участие в конкурсе «Пасхальный сувенир».

Пятница

Познават. развитие,

худ.- эстет. развитие,

развитие речи,

физическое развитие,

соц. – ком.развитие


Утро : праздник «Пасха»

Прогулка : пасхальная подвижная игра «Катись яичко».

Перед сном : чтение художественной литературы.

Вечер : Сюжетно-ролевые игры на тему: «Пасха».


Выставка детских поделок (яйца, куличи, жаворонки).

Атрибуты для игры.


Выставка на празднике поделок для конкурса «Пасхальный сувенир».

Цель:

Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.

Задачи работы с детьми:


  • ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.

  • заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.

  • развивать интерес к русской национальной культуре.

  • воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

  • ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи.

  • познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи.

  • развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.

  • развивать творческие умения необходимые в декоративно- прикладном искусстве.

  • формирование интереса к русской национальной культуре у детей, воспитывающихся в семьях с иными национальными и религиозными взглядами, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.
Задачи работы с родителями:

  • Ознакомление родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта.

  • Предоставление консультативного материала для проведения бесед с детьми.

  • Мотивирование к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности, материалы для праздника).

  • Побуждение к совместной деятельности с детьми по теме проекта.
Актуальность проблемы:

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Комплекс мероприятий:

Беседа на тему «Что такое пасха?»

Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»

Пасхальные игры «Катание яиц», «Чиж», «Летели две птички»

Рисование на тему: «Украшаем пасхальные яйца».

Аппликация «Пасхальный кулич»

Лепка из солёного теста птичек.

Просмотр мультфильмов на тему «Пасха»

Приложение


  1. Беседа на тему «Что такое пасха?»
Цель : Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовно-нравственных традиций нашего народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней Пасхи. Учить приветствовать друг друга в пасхальные дни традиционным народным приветствием «Христос Воскрес!» и отвечать «Воистину Воскрес!». Формировать у детей понятия о милосердии, доброте. Воспитывать уважение к национальным традициям празднования Пасхи, интерес к истории праздника, эстетические чувства.

Атрибуты : Самовар, чайный сервиз, скатерть.

Угощение: Куличи, мед, чай.

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

Наступил самый светлый праздник Пасха. Дети очень любят его, но, возможно не до конца понимают. Как рассказать детям о Пасхе? Познакомьте малыша с историей возникновения праздника, ее традициями.

В христианском календаре самый главный праздник – Пасха. Вообще Пасха – очень древний праздник, но для христиан он приобрел особое значение. Сын Божий Иисус был распят на кресте за грехи людские. Но на третий день после смерти он воскрес! Поэтому мы знаем, что наша душа бессмертна. А случилось это именно на Пасху. С тех пор мы каждый год празднуем Светлое Воскресенье! Кстати, седьмой день недели был назван «Воскресеньем» именно поэтому. Было это очень-очень давно более 2 тысяч лет назад. В далекой южной стране Иудее жил Иисус Христос. Он ходил по стране с проповедью (рассказывал людям о Боге, учил людей любить друг друга и никого не обижать), исцелял больных, помогал тем, кто страдает. Вместе с Ним ходили и его ученики. Они помогали Иисусу Христу во всех Его добрых делах. Но на свете, к сожалению, кроме добрых людей, немало и злых, жестоких. Этим людям не понравилось учение Иисуса Христа о любви и доброте, они завидовали Его успеху и славе. Злые люди не верили, что Иисус Христос сын Бога. Они схватили Его, мучили, а потом распяли на кресте. Иисус Христос,мог бы спастись от мучений, т.к. Он был сын Бога. Но Он страдал на Кресте за всех людей, т.к. знал, что этим спасет тех людей, кто верит в Него и живет по заповедям Божьим. Поэтому мы еще называем Иисуса Христа Спасителем и часто обращаемся к Нему: «Господи, Спаси и сохрани нас». Когда сын Божий умер на Кресте, наступила ночь посреди дня, померкло солнце и стало темно,по всей земле и было великое землетрясение, завеса в храме разорвалась надвое. Даже злые люди, увидев эти знамения, сказали: «Воистину это был Сын Божий». Ученики похоронили тело Иисуса Христа в гробнице (пещере) и привалили вход большим тяжелым камнем (так было принято хоронить в этой стране).Рано утром в воскресенье к гробу Христа пришли женщины – Мария Магдалина, Иоанна, Саломия, которые повсюду следовали за Спасителем, и увидели, что камень отвален от гроба, а в гробнице нет тела Иисуса Христа. Они очень испугались, но вдруг увидели Ангела в белых, светлых одеждах. (В память об этом мы одеваем в этот праздник светлые одежды). Ангел сказал им: «Что вы ищите живого среди мертвых? Иисус Христос воскрес». Иисус Христос еще 40 дней ходил по земле, встречался со своими учениками и заповедал им рассказать о своем учении всему миру. Вот что случилось в Риме, куда пришли ученики Иисуса Христа, рассказать о Его Воскресении.

Не все люди поверили, что Иисус Христос мог воскреснуть. Одна из Его учениц – Мария Магдалина, проповедуя учение Иисуса Христа, пришла к римскому императору Тиберию. В те времена было принято приходить к императору с подарком. У Марии Магдалины ничего не было, кроме яйца, поэтому она протянула императору яйцо и сказала: «Христос Воскрес». Император сказал: «Этого не может быть! Я поверю в это только тогда, когда это белое яйцо станет красным!» И вдруг белое яйцо у него на глазах превратилось в красное. Тогда император воскликнул: «Воистину Воскрес!»

С тех пор все христиане в этот день приветствуют друг друга словами «Христос Воскрес» и отвечают …

(«Воистину Воскрес»), а еще красят яйца в красный цвет и дарят их друг другу в воспоминание об этом чуде. С тех самых пор возникла традиция красить яйца в красный цвет и приветствовать друг друга.

Позже яички на Пасху стали раскрашивать разными цветами и назвали их «крашенки», яйца, на которых рисуют различные рисунки, зовут «писанки». А бывает, что яйца покрывают воском, красят, потом иголочкой выцарапывают различные узоры. Такие яйца зовут «драпанки».

В этот день в Православных храмах звонят колокола, люди идут вокруг церкви крестным ходом, несут зажженные свечи, иконы, а подойдя к закрытым дверям Храма, как когда-то ученики Иисуса Христа к Гробу Господа поют славословие празднику. А рано утром после ночной службы, священник освящает продукты.

1)Как это освящает? (Ответы)

2)А какие продукты являются символами Пасхи?

3)Что такое крашенки? Писанки?

4)Из чего пекут пасхальные куличи (пасхи)?

Люди поздравляют друг друга, дарят пасхальные яйца и еще троекратно целовались Христосовались.

2. Беседа «Почему мы красим яйца?»

«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).

Призадумалось яйцо:

Кто же я, в конце концов?

Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?

А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?

И почему?

Красный цвет – это цвет радости. И ещѐ - это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.

Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьѐй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

3.Игры:

Игра «Перенеси яйцо в ложке»: Берёшь яйцо, кладёшь в ложку и пробежишь с ним немножко. Кто первым прибежал, тот победителем стал.

Игра «Катись яичко»: Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами « Ты катись, катись яичко, Быстро, быстро по рукам, у кого сейчас яичко- тот сейчас станцует нам». После этих слов, тот ребенок, у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.

Игра «Чиж»: Дети встают в хоровод и поют песню: «По дубочку постучишь, вылетает пестрый чиж, у чижа, у чижика - хохолочек рыженький. Чиж, чиж, не зевай - себе пару выбирай». После этих слов дети перестраиваются в пары, затем тройки, четверки, пятерки…

Александр Блок – "Вербочки"

Александр Куприн - "Пасхальные колокола"

Алексей Плещеев - "Как солнце блещет ярко..."

Аполлон Майков - "Христос воскрес!"

Аполлон Майков - "Вербная неделя"

Афанасий Фет - "Уж верба вся пушистая..."

Василий Никифоров-Волгин - "Плащаница"

Василий Никифоров-Волгин - "Светлая заутреня"

Василий Никифоров-Волгин - "Канун Пасхи"

Вильгельм Кюхельбекер - "На Воскресение Христа"

Владимир Бенедиктов - "Воскресная школа"

"Великая суббота"

Иван Шмелёв - "Лето Господне" (Отрывок)

Константин Балъмонт - "Вербы"

Константин Бальмонт - "Красота Благовест"

Константин Роше - "Христос воскрес! "

Константин Фофанов - "Под напев молитв пасхальных..."

К. Р. "Тебе, Воскресшему, благодаренье!.."

Лев Зилов - "Легенда о Христовом жаворонке"

Лидия Чарская - "Колокола"

Алёна Колесникова

Данный проект , рассчитанный на детей подготовительной группы.

Продолжительность проекта : неделя

Цель :

1. Продолжать знакомить детей с историей и смыслом главного праздника христианства Пасхой , чтобы наши дети побольше знали о русских народных праздниках, умели отмечать их так, как того требуют обычаи; помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях.

2. Систематизировать знания детей о пасхальной атрибутике – разноцветные яйца : крашенки, писанки, объяснить, в чем отличие крашенки и писанки.

3. Развивать наблюдательность, любознательность; воспитывать уважение к православным праздникам.

Педагогическая деятельность с детьми.

В повседневной деятельности :

Просмотр с детьми электронных презентаций : «Пасха Христова » , «Сувенир – Пасхальное яйцо » ,

«Детям о Пасхе » .

Беседа : «Пасха в России » с презентацией : "Дорого яичко ко Христову дню".

Беседа о праздновании Пасхи , рассказать о православных храмах нашего города,

рассматривание иллюстраций храмов с детьми младшего дошкольного возраста.

Цель : знакомить дошкольников с храмами нашего родного города.

Беседа : «Христосование»

Материал для рассказа :

На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами "Христос Воскресе!" приветствовали первыми, а старшие отвечали им : "Воистину Воскресе!".

Мы делаем так потому, что радость Воскресения Христова переполняет нас, а песнопения Пасхальной службы учат , что все люди действительно братья, и от радости мы больше не помним ни врагов своих, ни обидевших нас.

Беседа : «Пасхальные игры на Руси » .

Цель : продолжать знакомить детей с историческим прошлым русского народа и его традициями проведения пасхальных игр .

Педагогическая деятельность образовательной области :

Интегрированное занятие на тему : «Народные традиции празднования Пасхи »

Цель : продолжать знакомить детей с народными традициями, вызвать у детей желание узнать еще больше о праздновании Пасхи , введение в словарь детей с объяснением лексического значения слов "благовест", "кулич", "пасха ", "заутреня", "писанка".

Викторина с использованием интерактивной доски и мультимедийных технологий :

«Что вы знаете о празднике Пасха » .

Цель : Систематизировать представления детей о празднике и традициях.

Проведение словесных игр с детьми :

"Посчитай" на согласование числительных с существительными,

"Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов,

"Один - много" на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.

Чтение детям художественной литературой.

Познакомили детей со стихами : Я. Полонский "Пасхальные вести ",

К. Бальмонт "Вербы", С. Есенин "Пасхальный благовест ".

Драматизация сказки :

Легенды о Пасхальном яйце рассказывают герои русской народной сказки «Теремок» .

Вечерний досуг с участием родителей :

«Веселится весь народ - праздник Пасхи у ворот

Художественное творчество детей :

С детьми проведены занятия по изобразительной деятельности :

Рисованию на тему "Встречаем Светлую Пасху ".


аппликация на тему : «Пасхальный сувенир »






ручной труд на тему : «Пасхальное дерево »





Цель : воспитывать художественный вкус, любовь и уважение к своей стране и истории русского народа.

В конце недели в группе была организована выставка детских творческих работ.


Педагогическая деятельность с родителями.