Методическая разработка кружкового объединения "умелые ручки". Программа кружка "умелые ручки" (ручной труд) Организационно- методическое обеспечение

План работы клуба

«Умелые ручки»

старшая группа «Непоседы», МБДОУ № 250

Программу разработала:

Приходько Марина Николаевна, воспитатель

Актуальность:

В современном мире у ребенка появились новые потребности к нестандартному творчеству, к новому мышлению. Вот почему актуально в наше время развивать у детей творческие способности, умение мыслить не по шаблону, не бояться высказывать мнение отличающегося от общественного. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуется его потенциальные возможности и первые появления творчества. Работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из крупы, бисера, ткани и различных природных материалов развивает творчество детей.

Ручной труд, так же как игровая, изобразительная, театральная деятельности, являются важнейшими условиями для формирования индивидуального становления личности уже на первых ее этапах.

Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребенка, а тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Вот по этому ручной труд, это универсальное образовательное средство, способное развить интеллектуальную деятельность.

Проблема:

Развитие детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальной проблемой. Потому, что интерес у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка дошкольного возраста. Его желание действовать с предметами, которые уже не удовлетворяют простым манипулированием с ними, как это было раньше. В настоящее время у ребенка появилось желание в получении определенного осмысленного результата и желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и способно вызвать одобрение окружающих.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить различия, создавать поделки из подручных средств. Во время работы дети испытывают огромную радость, у них воспитывается стремление добиваться положительного результата и бережного отношения к выполненным работам.

Цель: создание условий для реализации самостоятельной творческой деятельности детей, через различные виды деятельности: изобразительную, игровую, театральную.

Задачи:

Обучающая: формировать элементарные представления о видах искусства и навыки работы с различными материалами; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Развивающая: развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания изобразительного искусства; развивать воображение и творческую активность.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к совместной деятельности со сверстниками; воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Используемый материал для работы:

Природный материал, ткань, крупы, пластилин, гофрированная и цветная бумага, шерстяные нитки, соль, акварель, синтепон, вата, тесто, проволока, зубочистки, трубочки, ножницы, клей, кисти.

Формы работы с детьми:

Беседа, показ, игра, чтение литературных произведений, разучивание произведений устного народного творчества, рассказ детей, просмотр видеофильмов, обсуждение, оформление выставок, изготовление атрибутов и пособий в мини-музей «Русская изба».

Способы работы:

Рисование (крупой, солью, на сухих листьях);

Аппликация (обрывная, из шерстяных ниток, объемная из синтепона, ваты, крупы, бумаги, на ткани);

Печатание (растениями, руками);

Роспись по ткани;

Лепка (модульная, рельефная, на проволочной основе, из теста);

Кляксография (трубочкой, кистью);

Сграффито;

Конструирование (картон, бумага, нитки, шишки).

Организация деятельности:

Количество занятий в неделю - 1.

Образовательная область - художественно - эстетическое развитие.

Формы отчетности: выставки, фотовыставки, презентация, оформление мини-музея « Русская изба».

Режим работы клуба:

Пятница в 16.00.

Количество детей посещающих клуб «Умелые ручки» - 23 человека.

Список детей прилагается.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

Будут созданы условия для реализации самостоятельной творческой деятельности детей; сформируются позитивные установки к различным видам труда и творчества и уважительное отношение к совместной деятельности со сверстниками; дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; сформируется творческий интерес и инициатива; освоят навыки работы с различным материалом и применением их на практике; разовьют мелкую моторику пальцев, воображение, аккуратность, целеустремленность и творческую активность; будет дополнен атрибутами мини-музей «Русская изба».

План работы клуба:

Месяц Мероприятия Программное содержание

Сентябрь

1-я неделя

1.Знакомство с работой клуба «Умелые ручки».

2. Правила техники безопасности на занятиях клуба.

Познакомить детей с особенностями работы клуба. Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества. Расширять представления детей о разнообразии материала. Закреплять навыки работы с ними. Учить организовывать свое рабочее место.

Сентябрь

2-я неделя

Аппликация из растений:

«Осенний букет».

Учить детей выполнять с помощью растений композицию из цветов. Развивать воображение, мышление, фантазию. Расширять знания детей о растениях. Способствовать воспитанию аккуратности в работе с клеем.

Сентябрь

3-я неделя

Рисование руками: (техника «печать»)

«Березовая роща».

Совершенствовать технику «печати». Учить детей называть и самостоятельно подбирать цвета для рисования. Развивать умения красиво сочетать цвета. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Сентябрь

4-я неделя

Изготовление поделки из природного материала:

« Ежата в лесу».

(коллективная работа)

Закреплять навыки работы из природного материала. Развивать внимание, фантазию, творчество. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности в поделках.

Сентябрь

5-я неделя

Пластилинография:

Учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу). Развивать мелкую моторику пальцев.

1-я неделя

Аппликация из крупы:

«Цыпленок».

Формировать у детей навыки работы с крупой. Учить аккуратно раскладывать, соединять и прижимать крупинки друг к другу, приклеивать их. Развивать внимание и творчество детей.

2-я неделя

Тестопластика:

«Калачи, баранки».

Развивать навыки модульной лепки из колец. Способствовать возникновению желания работать с тестом. Закреплять умение раскатывать тесто в ладошках круговыми движениями, плотно скреплять части друг с другом.

3-я неделя

Роспись по ткани:

«Разноцветные узоры».

Способствовать развитию интереса к изо деятельности и возникновению желания самостоятельно выбирать цвета для росписи. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Обогащать изобразительный опыт детей по ткани.

4-я неделя

Монотипия (печатание листочками):

«Листопад».

(коллективная работа)

Продолжать учить рисовать по технике «монотипия». Закреплять умение наносить гуашь на листья и аккуратно отпечатывать их на листе бумаге. Развивать творчество и воображение у детей.

1-я неделя

Обрывная аппликация:

«Ваза с цветами».

Учить детей выполнять изображение с помощью обрывной бумаги. Развивать умения работы с клеем, цветной бумагой. Воспитывать аккуратность в работе.

2-я неделя

Рисование на сухих листьях: «Разноцветные узоры».

Развивать умение рисовать кистью на большом кленовом листе, наносить гуашь тонким слоем. Развивать фантазию и воображение,чувство цвета.

3-я неделя

Техника граттаж:

«Мой двор».

Продолжать знакомить с правилами и последовательностью выполнения работы в технике граттаж. Развивать внимание и творческие способности у детей, закреплять умение рисовать зубочистками.

4-я неделя

Аппликация из шерстяных ниток: «Павлин». Развивать навыки и умения детей делать аппликацию из шерстяных ниток. Закреплять умение правильно пользоваться ножницами и клеем, убирать своё рабочее место после работы. Воспитывать терпение.

1-я неделя

Лепка из соленого теста:

«Игрушки на елку».

(коллективная работа)

Закреплять умения лепить из теста игрушки, их части, пользуясь движением всей кисти. Закреплять навыки аккуратного раскрашивания;технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».

2-я неделя

3-я неделя

Объемная аппликация из синтепона: «Снеговик».

Закрепить умение работать с синтепоном, придавать деталям округлую форму, соединять их с помощью клея. Научить перетягивать куски тесьмой, оформлять

поделку тканью, кружевом.

4-я неделя

Лепка на проволочном каркасе:

«Паук на паутине».

Ознакомление с техникой сквозного рельефа. Учить делать проволочный каркас. Формировать умение работать на нем пластилином. Развивать мелкую моторику пальцев.

1-я неделя

Изготовление в технике папье-маше: «Чупа-чупс». Ознакомление с техникой папье-маше: отрывать маленькие кусочки бумаги и наклеивать их на форму. Развивать у детей воображение, чувство цвета; передавать колорит цветов при раскрашивании; уметь согласовывать свои действия.

2-я неделя

3-я неделя

Аппликация из ваты:

«Белый медведь».

Продолжать знакомить детей с обьемной аппликацией, закреплять навыки работы с ватой. Развивать воображение, творчество детей. Воспитывать уважение к полученному результату.

1-я неделя

Рисование манной крупой: «Зимнее утро». Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования. Воспитывать желание использовать в работе разные техники аппликации, познакомить со свойствами крупы. Учить составлять композицию.

2-я неделя

Изготовление объемной поделки из ниток:

«Неваляшка».

(коллективная работа)

Познакомить детей с используемым материалом и приёмами работы с ним. Вызывать желание создавать и украшать поделку своими руками. Развивать фантазию, воображение, глазомер; формировать умение делать объемную игрушку из двух частей.

3-я неделя

4-я неделя

Лепка из цветного теста:

«Военная техника».

Совершенствовать навыки и приемы работы с тестом разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный). Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать терпение.

1-я неделя

Переплетение бумажных полос: «Покрывало». Развивать у детей умения вырезать ровные полоски из белой бумаги, переплетать их в шахматном порядке, аккуратно их раскрашивать, закреплять названия цветов.

2-я неделя

3-я неделя

Рисование солью:

«Подснежники».

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования; упражнять в подборе цветов для раскрашивания композиции; формировать навыки работы с солью.

4-я неделя

Объемная аппликация из гофрированной бумаги:

«Озеро с лебедями».

Развивать у детей воображение, чувство цвета, учить составлять композицию из гофрированной бумаги, располагать ее по центру, аккуратно приклеивать.

5-я неделя

Изготовление рамки для фотографии из картона. Закреплять навыки и умения работы с картоном, трафарета. Развивать усердее и трудолюбие. Формировать аккуратность при раскрашивании рамки.

1-я неделя

Сграффито (техника нацарапывания):

«Я иду по мостовой».

Продолжать знакомить с техникой нацарапывания на пластилине. Закреплять умение пользоваться стекой. Развивать замысел и воображение. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

2-я неделя

Кляксография (кистью) :

«Космос».

Развивать воображение и интерес к художественному творчеству, продолжать знакомить с техникой рисования тычком, жесткой, полусухой кистью.

3-я неделя

Оригами: «Лиса». Закреплять навыки и умения складывания предметов из треугольных модулей- способом оригами. Развивать усердие и трудолюбие.

4-я неделя

Аппликация из ткани:

«Матрешка».

Совершенствовать навыки пользования шаблоном. Закреплять технические умения: вырезывания и приклеивания ткани на картон. Развивать фантазию и внимательность в работе.
Тестоплатика: «Посуда». Учить аккуратно и старательно вылепливать посуду из знакомых форм. Закреплять навыки и приемы лепки из теста. Развивать мелкую моторику пальцев, творческие способности детей.

2-я неделя

Изготовление поделки из шишек и природного материала: «Забавные зверята на полянке».

(коллективная работа).

Продолжить знакомство детей с изготовлением поделок из шишек; упражнять в составлении сюжетных композиций, в подборе материала; формировать навыки коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь).

3-я неделя

Пластилинография: «Аквариум с рыбками». Продолжать учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, аккуратно закреплять рыбок на основе из пластилина. Развивать творческое начало, чувство цвета и пророрций.

4-я неделя

Кляксография:

Развивать навыки и приёмы использования в рисовании нетрадиционной формы - кляксографии. Вызвать у детей желание работать с трубочкой. Развивать фантазию, воображение, стремление познавать что-то новое.
Отчетная выставка клуба «Умелые ручки».

Конспект занятия

кружка

«Умелые ручки»

Тема занятия : Вводное занятие

Цель :

формирование художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи :

Образовательные :

Способствовать формированию представления детей о работе кружка;

Ознакомить учащихся видами ручных работ;

Обобщить и расширить представления детей о рукоделии;

Ознакомление техникой безопасности на занятиях при работе с инструментами.

Развивающие :

Развитие интереса к ручному труду

Развитие творческого мышления;

Воспитательные :

Воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение:

    Образцы объектов труда

    фонограмма с записью музыки.

    Презентация MicrosoftOfficePowerPoint

Оборудование и инструменты: шаблоны, ножницы, карандаши, клей ПВА, природный материал, кусочки ткани.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

    Рассказ

    Демонстрация готовых работ

    Беседа с объяснением нового материала

    Самостоятельная работа

Методы обучения :

Беседа, показ образцов, обсуждение, диалог, просмотр слайдов.

Тип занятия : изучение нового материала (вводное занятие)

Форма занятия: творческая мастерская (фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах),

Прогнозируемый результат: заинтересовать

Связь с другими областями (предметами): окружающий мир, музыка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент .

Психологический настрой.

Педагог: -Здравствуйте, ребята! Я сегодня проведу у вас занятие кружка «Умелые руки».

Я рада вас приветствовать на нашем занятии.

Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы всем стало теплее в этот холодный зимний денек!

Ребята, я хочу вас ознакомить с работой кружка «Умелые руки»,т. е.

с тем, чем можно заниматься на занятиях этого кружка и о чем этот кружок.

2. Введение в тему.

А корни кружка уходят глубоко в древнюю историю человечества.

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Народное творчество зародилось очень и очень давно. Случилось это, скорее всего, когда первый мыслящий человекопредок с поэтическим именем Петя Кантроп, завалив мамонта каменной дубиной, выразительно произнёс с некоторым кайнозойским акцентом:

Петя Кантроп

мамонта хлоп!

Это и было началом.

Вместе с развитием человечества развивалось и народное творчество. В некоем году очередного столетия (ещё при царствовании царя Гороха) стали появляться русские народные сказки. А чтобы при рассказывании детям сказки получались интересные, древний человек сначала рисовал героев сказок на камне в пещере, затем вылепливал из глины, вырезал из дерева, шил из кожи зверей, а затем из ткани. Так появилось рукоделие.

А что такое рукоделие? (ответы детей: Рукоделие – это то, что можно делать самим из бумаги, из ткани, из природного материала.)

Правильно. Рукоделие – это вид деятельности человека, по-другому занятость . Также можно сказать, что рукоделие – это увлечение, творчество своими руками или по-другому хобби. Каждый из вас когда-нибудь да что-то делал своими руками. Например, рисовал природу за окном. И пусть ты не умеешь рисовать, но ты передал своим трудом то, что видишь, как ты понимаешь красоту этого мира. Через свои работы мы передаем всю любовь, красоту и доброту.

Скажите, ведь приятнее дарить подарки, сделанные своими руками, чем те, что ты купил в магазине. Так что на занятиях кружка «Умелые руки» мы будем изготавливать различные поделки своими руками. А уже свою работу вы можете подарить любимому человеку на какой – нибудь праздник или просто так, что бы сделать приятное.

А сейчас я покажу, какие поделки можно изготавливать на занятиях кружка, какие поделки делают ребята, которые уже посещают этот кружок.

3. Кружок «Умелые руки». Просмотр слайдов о кружке.

4. Практическое задание. Работа в группах.

1. - А сейчас, ребята, вы побудете в роли русских мастеров. Работать будете в группах. Каждая группа изготовит свою поделку.

Умеете работать в группах?

А как нужно работать в группах?

Давайте вспомним правила работы в группах

Правила работы в группах:

1. Выбираем командира группы.

2. Работаем сообща, дружно.

Сейчас, каждая группа посовещавшись, выберет своего командира. (дети выбирают)

Готовы? (ответы)

Тогда смело приступаем к работе.

2. - Командиры групп выходят и выбирают образец поделки, которую будут изготавливать. (выбор)

А что еще нужно для вашей работы? (ответы)

Верно. Весь материал вы выбираете на следующем столе в соответствии с вашим образцом.

Можете пофантазировать, добавить в изготавливаемый предмет что-то своё.

Физкультминутка.

(На мотив песни «Вместе весело шагать по просторам») .

Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам,

И конечно припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором.

Раз присели, два присели, отдохнули,

Раз привстали, два привстали, потянулись.

Раз направо, два налево повернулись

И друг, другу добродушно улыбнулись.

5. Практическая работа. (звучит музыка)

Каждая группа приступает к выполнению поставленной задачи. Работаем быстро и дружно.

6. Выставка работ детей.

7. Подведение итогов.

- Посмотрите, какие замечательные поделки у вас получились.
- Сегодня вы увидели, как много умеют ваши руки. Вы побывали в роли русских мастеров и у вас это получилось.
Каждая группа справилась с заданием и справилась очень хорошо.

Но в мире так много того, чему можно ещё научиться, а этому могут научить занятия кружка «Умелые руки».

Вот и подошло к концу наше занятие.

Спасибо всем за занятие, за общение. Я желаю вам успехов.

- Кто получил удовольствие, изготавливая поделку своими руками?

- Почему?

Занятие кружка «Умелые ручки» по теме «Объемная аппликация «Цветы на лужайке» в технике квиллинг»

Цель: развитие творческого мышления и воображения учащихся на основе знакомства с технологией квиллинга. Раскрытие возможностей использования детьми сети Интернет при занятиях ручным трудом во внеурочное время.

Задачи:

    Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.

    Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

    Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Вид учебного труда : работа с бумагой, скручивание деталей.

Объект труда : объемная аппликация «Цветок»

Методы и приёмы: групповая проектная деятельность, проблемно-познавательный диалог, практическая работа, анализ конструкторских особенностей изделия, ИКТ – иллюстрация способов деятельности через презентацию, Интернет-технология – работа в сайте http :// stranamasterov . ru , модульное освоение информатики через предмет технологии, самоконтроль и самооценка деятельности.

Оборудование:

    для учителя : образец целый и в деталях объемной аппликации «Цветок», полоски бумаги, картон, ножницы, клей, зубочистка, карандаши, салфетка, мультимедиа

    для учащихся : цветной картон, бумажные полоски, клей, ножницы, зубочистка, клеенка, салфетка, подарочные визитки с адресом сайта.

Ход занятия

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем обучение, сотрудничая в группах. Давайте повторим главные правила сотрудничества.

– У вас в каждой группе есть контролёры, которые оценивают результат урока и психологи, которые отслеживают культуру общения в группе.
– А какие обязанности ещё есть в ваших группах и как называются эти роли?

(экологи, хозяйственники, командиры и лидеры)

Поскольку мы сегодня работаем в группах, то к концу урока каждая группа должна:

1. Осуществить свой проект.

2. Представить свой проект одноклассникам.

3. Дать название своей работе и обосновать его

Для этого каждая группа должна работать чётко и слаженно.

II Проверка готовности учащихся к уроку

– Давайте проведем проверку готовности к уроку. Проверять будем отгадывая кроссворд. Вы глазками следите, все ли необходимые инструменты и материалы лежат на рабочем столе?

Кроссворд

    Толстая и очень твердая бумага. (картон)

    Липкое вещество для плотного соединения чего-либо. (клей)

    Черный Ивашка – деревянная рубашка, Где носом поведет, там заметку кладет. (карандаш)

    Платок из ткани или бумаги для вытирания губ или рук после еды. (салфетка)

    Длинная узкая ленточка из бумаги. (полоска)

    Заостренная палочка для удаления остатков пищи, застрявших между зубов. (зубочистка)

– Прочтите ключевое слово: правила.

– С какими правилами мы знакомились на уроках трудового обучения? (с правилом рабочего человека и правила безопасности)

– Сегодня на уроке нам необходимо повторить правила безопасности с чем? (с клеем)

    Повторение правил безопасности при работе с клеем :

Правила безопасности при работе с клеем

    Перед работой с клеем нужно застелить стол или парту клеенкой.

    Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.

    Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза теплой водой.

    После работы клей плотно закройте, уберите.

    Обязательно вымойте руки и кисточку.

– А какие правила рабочего человека?

Правила рабочего человека

    Прежде чем начать работу приготовь свое рабочее место правильно.

    Во время работы содержи свое место в порядке: где взял – туда и положи

    Всегда думай, как сделать работу лучше: экономь материалы, береги инструменты.

    Кончил работу, убери свое место быстро и аккуратно.

    Работайте дружно.

III Введение в тему урока. Мотивация деятельности

    Сообщение темы урока:

Слайд №1

– Сегодня на уроке, ребята, мы встретимся с уже хорошо известными вами видом работы с бумагой-аппликацией. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

А что же квиллинг? (предположения детей)

- Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

2. Беседа - диалог «Знакомство с техникой квиллинг»

– Посмотрите на наши аппликации, их не погладишь рукой; они не плоские.

– А как вы думаете, почему эти аппликации я назвала «объемными»? (они выпуклые)

– Совершенно верно, ведь скрученная полоска наклеена лишь с одной стороны и имеет выпуклое строение. Квиллинг, т. е. техника кручения из бумажных полос возникла в корейских монастырях в середине века, практически сразу после того, как была изобретена бумага. Такая работа требует большого внимания и содержит в себе два очень мощных эффекта – развивающий и энергетический, поскольку в основе каждой детали композиции лежит спираль.

– Знаете ли вы, ребята, что такое спираль? (ответы)

– Спираль – это кривая, которая обходит вокруг точки удаляясь от нее все дальше и дальше. При скручивании такой спирали многие люди замечают, что с ними что-то происходит: они согреваются, у них поднимается настроение и появляется желание творить. И это не случайно. В природе такие закрученные спирали встречаются довольно часто.

Слайд №2,3,4

– Одной из самых больших спиралей является наша звездная система – Галактика , состоящая из миллиардов звезд, вселенная , космос , раковины у улиток, практически все, что нас окружает.

– Можете ли вы, ребята, привести примеры таких спиральных конструкций? (улитка, венчик, хвостик поросенка, болтик…)

Послушайте стихотворение И.Сурикова

Слайд№5

На лугу

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.

Как вы думаете, что будет являться объектом нашей работы? (цветок)

Давайте посмотрим на фотографии, которые я нашла в Интернете.

Красиво? Правда? Эти поделки изготовили такие же детки, как вы.

А вам хочется самим сделать такую замечательную поделку?

Тогда приступаем…

IV Анализ изделия Слайд №6,7,8

– Взгляните на эти работы: бутоны, листики выполнены из скрученных полос, которым потом придается необходимая форма.

– Все заготовки для создания этих композиций – «капли», «шарики», «лепестки» – выполнены способом кручения.

– Техника бумагокручения выполняется при помощи специального шила – толстой иглы, вставленной в деревянную основу. Но это очень опасно и я предлагаю вам воспользоваться зубочисткой. (показ шила)

– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.

V Физминутка для пальцев рук «Колокольчик» Слайд №9

В прятки пальчики играют
И головки убирают,
Словно синие цветки,
Распускают лепестки.
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой
Повернулся к нам с тобой.
Пальчики вы не зевайте
И к работе приступайте.

VI Подготовка деталей : Слайды № 10-16

– Итак: наше рабочее место готово.

– Начнем знакомиться с новой техникой кручения с самой простой заготовки «шарик».

– берем в правую руку зубочистку, а в левую полоску бумаги. Кладем полоску на зубочистку под прямым углом и крутим ее вместе с зубочисткой. Пальцем придерживаем полоску, чтобы она не спадала. Рулончик должен быть ровным, и до конца его удобнее докручивать пальцами.

– А теперь, не выпуская рулончик из рук, слегка раздвигаем его, чтобы он стал более рыхлым и внутри была видна спиралька.

– Хвостик ленточки подклеиваем. У нас получился шарик.

– Как получить форму капли? Соединяем пальцами один край углом.

– Листья заготавливаются в форме «глаза». Зажимаем шарик с двух сторон.

Итак: мы научились делать детали. Я предлагаю выполнить аппликацию «Цветок» и все дальнейшие этапы работы я буду показывать по этой аппликации. Но вы, ребята, можете проявить свою фантазию и сделать свою аппликацию. Сейчас закройте глаза, для вас звучит музыка Чайковского « Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», представьте свой цветок, какие детали нужно заготовить, какого цвета, как украсить, как сделать так, чтобы ваша поделка была единственной и отличалась от других? Откройте глаза.

– Вопросы есть? Приступайте к работе. (самостоятельная работа)

– Я вижу многие уже справились с заданием. Давайте отдохнем.

VII Физминутка «Цветочная поляна» Слайд № 17

На полянку мы идем, а вокруг так хорошо!
Птицы весело поют, солнце светит ярко.
Свежий ветер пролетел, заиграл листвою.
Цветов прекрасных лепестки мы разглядим с тобою.
Если утро на рассвете солнцем тронет лепестки,
Их прекрасные соцветья приоткроют лепестки.
А как только ночь спустилась черным бархатным ковром,
Лепестки окутал он, нежной дремой долгий сон.

VIII Алгоритм выполнения работы. Работа в группах

Ну как, вам понятна техника изготовления?

– Есть вопросы?

– Приступайте к работе строго выполняя наш алгоритм.

Целевые обходы учителя :

    Контроль организации рабочего места.

    Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.

    Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение.

    Контроль объема и качества выполнения работы.

I X Подведение итогов. Выставка работ

1. Выставка работ

– Несколько бумажных полос, немного терпения и умения вот перед вами очень интересные изделия. Ваше творческое отношение к делу, ваша фантазия позволили вам создать аппликации, непохожие друг на друга.

– А что скажут ребята? (обсуждение с объяснением)

    Рефлексия. Самооценка

Какое чувство вы испытываете после завершения работы? Отчего?

А ещё приятнее дарить такие чудесные поделки своим близким.

А когда даришь что-то, как надо это делать?

Где же мы сегодня взяли информацию к нашему уроку? На каком сайте?

Я хочу вручить вам адрес этого чудесного сайта, и теперь вы можете вместе с родителями или самостоятельно заходить на него в Интернет и творить своими руками разные красивые вещи, чтобы дарить их друг другу и своим близким.

После изготовления всеми членами групп цветочной поляны, контролёры выставляют оценки в экран сотрудничества.

После изготовления мини-проекта, психологи оценивают культуру общения каждого ученика в группе. Учитель оценивает мини-проект. Ребята выявляют лидеров, подводят итог работы по ролям – как справился каждый член группы со своими обязанностями.

Подведение итогов проходит в форме защиты мини-проектов: название, основные идеи их сотворчества.

3. Итог урока. Заключительное слово учителя

– Цветы во все времена – символ любви, верности, памяти. Дарить красоту пожалуй, основная задача цветов. Конечно, имеют они и другие назначения. Многие из них лекарственные, из некоторых варят варенье, делают духи. И все-таки главное – это украшать жизнь человека. Стоит посмотреть на цветочную клумбу, как сразу улучшится настроение, и даже в пасмурный день погода не будет казаться столь ужасной. Леса, вольные степи, бескрайние поля и луга всегда украшали ландыши, тюльпаны, васильки и многие другие цветы. Жаль, что этих полевых, лесных, степных цветов с каждым годом становится все меньше. Люди вырубают леса, распахивают степи, и цветам негде расти.

Наша задача сберечь то, что осталось. Не рвите цветы, не топчите! Пусть они радуют людей еще многие века, ведь без них земля не будет такой красивой.

Стихотворение «Берегите природу»

На земле исчезают цветы, с каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их и безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «стой». Нам казалось все мало и мало.
А потом в толчее городской мы охапки тащили устало.
И не ведали, как из под ног, молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек, безнадежно гвоздики глядели.

С целым миром спорить я готов, я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов и они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог, в горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди, плачут и росу роняют на песок.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны и не будет красоты!

ПОЛОЖЕНИЕ

о клубном формировании декоративно-прикладного творчества «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

1. Общие положения

1.1.Декоративно-прикладное творчество, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития людей, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.

1.2.Клубное формирование «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (далее - КФ) создано на базе филиала Марьинский сельский Дом культуры.

1.3.КФ организовано для детей, любителей декоративно-прикладного творчества, основанное на общности художественных интересов и творческой деятельности участников. 1.4.КФ действует в соответствии с законодательством РФ, Уставом МБУК «КДЦ им.В.Н.Сосина», настоящим Положением.

2. Цель работы КФ:

2.1.Оказание информационной и практической помощи детям в создании предметов декоративно- прикладного творчества.

3. Задачи КФ:

3.1. Формирование знаний, умений и навыков по созданию предметов декоративно - прикладного творчества;

3.2. Расширение кругозора у детей;

3.3. Изучение народных традиций в декоративном творчестве;

3.4. Овладение основами художественного мастерства;

3.5. Развитие фантазии, образного мышления, художественного вкуса у детей;

3.6. Развитие воображения и эмоциональной сферы; 3.7. Пробуждение интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству у детей;

4. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ТВОРЧЕСКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА В КОЛЛЕКТИВАХ

4.1. Учебно-воспитательная работа в КФ определяется планом и программой, которая должна включать:

Ознакомление с историей искусств,

Процессами, происходящими в любительском народном творчестве,

Тенденциями развития отдельных его видов и жанров;

Участники коллектива в учебно-ознакомительных целях посещают музеи, выставки, театры, концерты и т.д.

4.2. Занятия в КФ ведутся:

По изучению истории декоративно-прикладного искусства;

Технике прикладных искусств - квиллинг, папье-маше, декупаж, бисероплетение и т.д.; композиции.

Работе с природным материалом -выполнению заданий художественно-оформительского характера;

Организации выставок,

4.3. Творческо-организационная работа предусматривает:

Привлечение в коллектив участников на добровольной основе в свободное от работы (учебы) время;

Организацию и проведение систематических занятий,

Мероприятия по созданию в коллективах творческой атмосферы; добросовестное выполнение участниками поручений, воспитание бережного отношения к имуществу учреждения;

Проведение творческих отчетов о результатах своей деятельности (выставки, показательные занятия и открытые уроки, мастер-классы и т.п.);

Участие в мероприятиях и акциях Марьинского СДК, использование других форм творческой работы и участие в культурной и общественной жизни;

Участие в муниципальных, областных, региональных, общероссийских и международных фестивалях, конкурсах, выставках и т.п.;

Проведение в начале и в конце года общего собрания участников коллектива с подведением итогов творческой работы;

Накопление методических материалов, а также материалов, отражающих историю развития коллектива (планы, дневники, отчеты, альбомы, макеты, программы, фото-, видеоматериалы и т.д.) и творческой работы.

5. Порядок деятельности и руководство КФ

5.1. Численность участников определяется руководителем КФ, с учетом минимальных нормативов для учреждений, расположенных в сельской местности: не менее 6 человек. 5.2. Занятия КФ проводятся согласно расписанию, не менее 2 раз в неделю на базе филиала Марьинский СДК; продолжительность занятий не менее 1 часа

5.3. Общее руководство и контроль, за деятельностью КФ, осуществляет директор базового учреждения. Для обеспечения деятельности коллектива руководитель учреждения создает необходимые условия, утверждает положение о коллективе, планы работы, программы, сметы доходов и расходов.

5.4. Непосредственное руководство коллективом осуществляет руководитель КФ, имеющий опыт работы в коллективе декоративно-прикладного искусства

5.5. Руководитель КФ принимается на работу и освобождается от нее в порядке, установленном действующим законодательством.

5.6. Руководитель КФ несет персональную ответственность за организацию творческой работы, программу, содержание деятельности коллектива, его развитие и финансовые результаты.

Пояснительная записка

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нарастающее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно-прикладному искусству. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе- пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребенка».На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Курс кружка «Умелые ручки» вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы - развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к художественно-творческой активности, овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.

Для достижения этой цели программы ставили следующие задачи :

Образовательные:

  • Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы;
  • Обучить детей владению инструментами и приспособлениями;
  • Научить выполнять шов;
  • Обучить шить игрушки и сувениры, выполнению аппликаций из лоскутов;
  • Обучить художественному моделированию из бумаги;
  • Обучить примерам конструирования поделок из природного материала.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать внимание, память, воображение, усидчивость;
  • Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно-практический опыт.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, актуальность, адекватную самооценку;
  • Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности

Для занятий детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом) и направлено на овладение детьми необходимыми в жизни элементами,приемами ручной работы с различными материалами, изготовления игрушек, различных поделок полезных для дома. По каждому виду труда программа содержит перечень практических и теоретических работ.

Методы работы:

  • Наглядные: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
  • Нестандартные: эстафета творческих дел, конкурс, выставка;
  • Презентация.

Условия реализации программы:

  1. Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
  2. Занятия будут проходить индивидуально.
  3. Есть возможность регулярно организовывать выставки работ.
  4. Есть специальные подборки методического материала.

Принципы работы

  1. Всеобща талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
  2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получиться лучше -это нужно искать.
  3. Неизбежность перемен: ни одного суждения о человеке не может считаться окончательным.
  4. Успех порождает успех: основная задача -создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточного подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

Учетный листок клубного формирования

1. Название клубного формирования

кружок «Умелые ручки» декоративно-прикладного творчества

2. Сведения о руководителе

Чумбаева Людмила Николаевна

3. Финансовый источник работы клубного формирования

На бюджетном финансировании.

Список участников клубного формирования

кружка «Умелые ручки»

№ п/п

Фамилия, Имя

Класс

Дата рождения

Аладинский Никита

Белякова Стифания

Бобров Илья

Столбовский Кристиан

Столбовский Денис

Солоненко Сергей

Жигулин Илья

Голунова Валерия

Жигулина Карина

Солоненко Наталья

Сладкий Максим

Лапина Дарья

Тема занятия : «Умелые ручки»

Цель :

формирование художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи :

Образовательные :

Способствовать формированию представления детей о работе кружка;

Ознакомить учащихся видами ручных работ;- обобщить и расширить представления детей о рукоделии; - ознакомление техникой безопасности на занятиях при работе с инструментами.

Развивающие :

Развитие интереса к ручному труду

Развитие творческого мышления;

Воспитательные :

Воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение:

    Образцы объектов труда

    фонограмма с записью музыки.

Оборудование и инструменты: шаблоны, ножницы, карандаши, клей ПВА, природный материал, кусочки ткани.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

    Рассказ

    Демонстрация готовых работ

    Беседа с объяснением нового материала

    Самостоятельная работа

Методы обучения :

Беседа, показ образцов, обсуждение, диалог, просмотр слайдов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент .

Психологический настрой.

Педагог: -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Николаевна. Я сегодня проведу у вас занятие кружка «Умелые руки».

Я рада вас приветствовать на нашем занятии.

Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы всем стало теплее в этот холодный зимний денек!

Ребята, я хочу вас ознакомить с работой кружка «Умелые руки»,т. е.

с тем, чем можно заниматься на занятиях этого кружка и о чем этот кружок.

2. Введение в тему.

А корни кружка уходят глубоко в древнюю историю человечества.

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Народное творчество зародилось очень и очень давно. Случилось это, скорее всего, когда первый мыслящий человеко- предок с поэтическим именем Петя Кантроп, завалив мамонта каменной дубиной, выразительно произнёс с некоторым кайнозойским акцентом:

Петя Кантроп

мамонта хлоп!

Это и было началом.

Вместе с развитием человечества развивалось и народное творчество. В некоем году очередного столетия стали появляться русские народные сказки. А чтобы при рассказывании детям сказки получались интересные, древний человек сначала рисовал героев сказок на камне в пещере, затем вылепливал из глины, вырезал из дерева, шил из кожи зверей, а затем из ткани. Так появилось рукоделие.

А что такое рукоделие? (ответы детей: Рукоделие – это то, что можно делать самим из бумаги, из ткани, из природного материала.)

Правильно. Рукоделие – это вид деятельности человека, по-другому занятость . Также можно сказать, что рукоделие – это увлечение, творчество своими руками или по-другому хобби. Каждый из вас когда-нибудь да что-то делал своими руками. Например, рисовал природу за окном. И пусть ты не умеешь рисовать, но ты передал своим трудом то, что видишь, как ты понимаешь красоту этого мира. Через свои работы мы передаем всю любовь, красоту и доброту.

Скажите, ведь приятнее дарить подарки, сделанные своими руками, чем те, что ты купил в магазине. Так что на занятиях кружка «Умелые руки» мы будем изготавливать различные поделки своими руками. А уже свою работу вы можете подарить любимому человеку на какой–нибудь праздник или просто так, что бы сделать приятное.

А сейчас я покажу, какие поделки можно изготавливать на занятиях кружка, какие поделки делают ребята, которые уже посещают этот кружок.

3. Кружок «Умелые руки». Просмотр слайдов о кружке.

4. Практическое задание. Работа в группах.

1. - А сейчас, ребята, вы побудете в роли русских мастеров. Работать будете в группах. Каждая группа изготовит свою поделку.

Умеете работать в группах?

А как нужно работать в группах?

Давайте вспомним правила работы в группах

Правила работы в группах:

1. Выбираем командира группы.

2. Работаем сообща, дружно.

Сейчас, каждая группа посовещавшись, выберет своего командира. (дети выбирают)

Готовы? (ответы)

Тогда смело приступаем к работе.

2. - Командиры групп выходят и выбирают образец поделки, которую будут изготавливать. (выбор)

А что еще нужно для вашей работы? (ответы)

Верно. Весь материал вы выбираете на следующем столе в соответствии с вашим образцом.

Можете пофантазировать, добавить в изготавливаемый предмет что-то своё.

Физкультминутка.

(На мотив песни «Вместе весело шагать по просторам») .

Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам,

И конечно припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором.

Раз присели, два присели, отдохнули,

Раз привстали, два привстали, потянулись.

Раз направо, два налево повернулись

И друг, другу добродушно улыбнулись.

5. Практическая работа.

Каждая группа приступает к выполнению поставленной задачи. Работаем быстро и дружно.

6. Выставка работ детей.

7. Подведение итогов.

Посмотрите, какие замечательные поделки у вас получились.
- Сегодня вы увидели, как много умеют ваши руки. Вы побывали в роли русских мастеров и у вас это получилось. Каждая группа справилась с заданием и справилась очень хорошо.

Но в мире так много того, чему можно ещё научиться, а этому могут научить занятия кружка «Умелые руки».

Вот и подошло к концу наше занятие.

Спасибо всем за занятие, за общение. Я желаю вам успехов.

- Кто получил удовольствие, изготавливая поделку своими руками?

- Почему?