Оформление индивидуальных логопедических тетрадей детей. Выступление на МО Тема «Ведение индивидуальных логопедических тетрадей как важное условие успешной коррекционной работы» консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Тетради с домашним заданием логопеда родителям

Как оформлять тетради для домашних заданий логопеда? У каждого ребёнка должна быть своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т. д.).

Задания логопеда родителям включают в себя основные разделы: Артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза. Серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов. Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов. Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

Родителям на внутренней стороне первой обложки даются рекомендации по домашней работе с ребенком. Например: «Каждое задание лучше выполнять в 2-3 приёма продолжительностью не более 15 – 20 минут в предложенной последовательности».

Памятка логопеда родителям (правила занятий с ребёнком дома).

Заниматься с ребёнком дома ежедневно. Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке Время проведения занятий 10-15 минут Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать. Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка. Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого. Очень важно следить за аккуратностью выполнения заданий. Выполняйте только то, что требуется в задании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание логопеда для родителей

Задание по совершенствованию лексико-грамматических категорий. Предназначено для домашнего выполнения....

Рекомендации для родителей по выполнению домашних заданий логопеда

Комплекс артикуляционной гимнастики в тетрадь для домашних заданий

Представлен компплекс артикуляционной гимнастики, который удобно разместить в тетради для домашних заданий ребенка....

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звуки С-Сь"

Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Аннотация: В представленной статье автор предлагает идею создания индивидуального логопедического пособия «Логодомик» с целью коррекции звукопроизносительной стороны речи, делает обзор преимуществ создания и использования подобного пособия в процессе логопедической работы по сравнению с использованием готовых пособий и тетрадей. Создание данного пособия осуществляется в контексте проектной деятельности, так как, по сути, «Логодомик» является продуктом полноценного проекта, реализованного в рамках сотрудничества всех участников коррекционного процесса – логопеда, ребенка и родителя с целью коррекции звукопроизношения. Автором сформулированы конкретные цели и задачи, которые ставятся перед всеми участниками коррекционного процесса, описывается процесс накопления необходимого наглядно-дидактического материала, его разнообразие, а также основные принципы подбора материала.

Ключевые слова:

«Логодомик», индивидуальное логопедическое пособие, проектная деятельность, коррекция звукопроизношения, игровые методы и приемы.

«Логодомик» — альтернатива индивидуальной логопедической тетради

Коррекция звукопроизносительной стороны речи является одним из основных и актуальных направлений логопедической работы.

Задачами данного направления являются формирование правильного речевого выдоха, нормализация тонуса артикуляционной мускулатуры, развитие моторики речевого аппарата и фонематического восприятия, выработка четкой дикции.

Учитывая особенности современных дошкольников, в ходе логопедической работы далеко не всегда получается добиться хороших, устойчивых результатов. Для повышения эффективности занятий по коррекции звукопроизношения логопед постоянно находится в поиске интересных приемов, новых технологий и современных методик.

В современных условиях специалисту доступен широкий выбор логопедических пособий и методик. В магазинах и на просторах интернета представлено огромное количество логопедических пособий и развивающей литературы для детей. Все эти пособия современные, очень яркие, интересные, некоторые из них интерактивные. Они представлены в разной ценовой политике — от бесплатных до очень дорогих.

Несмотря на это, выбрать одно пособие, полностью подходящее определённому ребенку, не получается. В моей практике не было ни одного случая, когда бы я использовала готовое пособие от начала до конца.

Так как современная логопедическая работа подразумевает необходимость индивидуального подхода к каждому ученику, то мной было создано индивидуальное логопедическое пособие «Логодомик» . Оно представляет собой современный лепбук.

Сейчас в интернете представлено огромное количество лэпбуков на всевозможные темы. «Lapbook» (lap –колени, book – книга) – наколенная книга. Целью лэпбука является объединение материала на определенную тему. В моем случае это систематизация материала для коррекции только тех звуков, произношение которых нарушено у ребенка.

На данный момент в дошкольном образовании согласно ФГОС широко используется метод проектной деятельности. Это позволяет эффективно реализовать системно-деятельностный подход к обучению. Индивидуальное логопедическое пособие «Логодомик» является результатом (продуктом) проектной деятельности. В процессе создания «Логодомика» происходит поэтапное достижение цели и контроль достигнутых результатов. Создание «Логодомика» это достаточно длительный и трудоемкий процесс, однако результат стоит потраченных усилий!

Основная цель создания «Логодомика» — повышение результативности коррекции звукопроизношения.

Используя «Логодомик» на индивидуальных занятиях, логопед решает множество задач.

1. Повышает мотивацию к логопедическим занятиям.

2. Развивает мускулатуру артикуляционного аппарата.

3. Развивает фонематические процессы.

4. Формирует устойчивый навык правильного звукопроизношения.

5. Создает благоприятные условия для взаимодействия родителя и ребенка.

Неотъемлемой частью создания «Логодомика» является работа с родителями. Заинтересованность и активность родителя во многом зависит от специалиста. Большую роль играет предварительное установление сотрудничества с родителем. Следует обратить внимание родителей на дефекты произношения ребенка, проводить консультации, семинары, родительские собрания в актуальной тематике.

В чем преимущества «Логодомика»?

  1. Во-первых, ребенок с повышенным интересом относится к своему домику (как к собственности). Он может украсить его своими любимыми героями, выбрать цветовую гамму по своему вкусу. С большим желанием продемонстрировать накопленный материал друзьям и близким.
  2. Во-вторых, привлекая родителей (преимущественно маму), ребенок «считывает» информацию, что это важно не только ему и логопеду, а еще очень важно родителю (авторитетному мнению в дошкольном возрасте).
  3. В-третьих, многократное использование подобранного материала позволяет сформировать устойчивый навык звукопроизношения. В ходе работы с «логодомиком» он становится понятным ребенку, «родным» и любимым.
  4. В-четвертых, большим преимуществом «Логодомика» является вариативность проведения занятий. Ребенок самостоятельно может определить тематику и последовательность.

Принципы для создания «Логопедического домика»:

- Индивидуальность. Материал подбирается, учитывая индивидуальные дефекты и особенности ребенка. По результатам обследования логопед выстраивает последовательность коррекционной работы, опираясь на психофизиологические возможности ребенка. Учитывает его интересы и увлечения.

- Динамичность. В процессе работы «логодомик» пополняется новым материалом. Последовательно меняются карточки в соответствии с актуальностью занятия. Может изменяться и структура (появляются дополнительные карманчики или целое поле). На каждом занятии ребенок достает, выкладывает, перекладывает, раскрашивает картинки — карточки.

- Эстетичность. Весь материал выполняется в определенном формате, желательно, на плотной бумаге. Аккуратность внешнего вида в целом поддерживается специалистом и родителями.

«Логодомик» может отличаться по объему, в зависимости от количества нарушений у ребенка. Но если количество нарушенных звуков более пяти, то материал лучше разделить по группам (свистящие, шипящие, сонорные). В таком случае будет или несколько домиков, или один, но на определенном этапе все содержание домика изменится.

Следуя методике, «логодомик» строится на основе трех этапов коррекции звукопроизношения:

  • подготовка артикуляционного аппарата;
  • постановка звука;
  • автоматизация и дифференциация звука.

С первых занятий с ребенком идет процесс накопления материала.

1. Начиная разучивать артикуляционные упражнения, ребенок вместе с мамой готовит карточки-символы упражнений. Логопед заготавливает основу для будущего домика, проводит мастер-классы и консультации с родителями. На этом этапе активным становится кармашек для дополнительных заданий. Там мы размещаем текст пальчиковой гимнастики, индивидуальный звуковой профиль, рекомендации родителям.

2. Когда звук поставлен, добавляется символ звука и буква. Можно представить схему основных признаков звука (артикуляционное положение, тактильные ощущения, характеристика по звонкости – глухости, твердости – мягкости.)

3. На начальном этапе автоматизации звука используем различные дорожки (графические задания, веревочки, бусинки и т.д.). Для закрепления звука в слогах добавляем гласные.

В словах закрепляем звук, опираясь на картинки, которые ребенок с мамой подбирает дома. Можно использовать гармошки и раскраски. Для дальнейшей автоматизации в предложениях используем различные чистоговорки в картинках, сюжетные картинки раскраски и т.д.

4. В отдельный кармашек добавляем игры и упражнения на развитие фонематического восприятия, лексико-грамматического строя. Здесь могут быть такие игры: «Запомни и повтори», «Доскажи словечко», «Определи 1-й или последний звук», «Рифмы», «Сосчитай», «Скажи, сколько», «Чего не стало?», «4-й лишний», «Отгадай», «Назови ласково» и т.д.

Для того, чтобы простимулировать ребенка, поддержать его интерес к занятиям с «логодомиком» необходимо вести «дневничок». Это может быть вкладыш или задняя сторона «домика», где можно приклеивать наклейки-«пятерочки», ставить штампики или поощрительные отметки.

В течение всего периода обучения материал закрепляется и накапливается. Ребенок получает продукт, буквально на первых занятиях. Таким образом, сухое, устное логопедическое занятие превращается в продуктивную деятельность. А для любого ребенка это всегда интересней. Также стоит отметить вовлеченность родителя в процесс коррекции, он видит работу логопеда, что немало важно! Введение такой формы работы оправдано и полностью отвечает требованиям ФГОС ДО. Логопедический лэпбук может использоваться как в учреждении, так и в частной практике логопеда. От части «Логодом» может стать альтернативой традиционной логопедической тетради.

Оксана Васильевна Новикова
Памятка (для родителей) «Как заниматься по логопедической тетради»

«КАК ЗАНИМАТЬСЯ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ »

1. Тетрадь из детского сада забирают родители в пятницу вечером .

2. В выходные, в течение 15-20 минут, родители выполняют задание логопеда вместе с ребёнком .

3. Упражнения выполняются сидя перед большим зеркалом. Ребёнок смотрит на себя в зеркало и следит за своими губами во время проговаривания звуков, слов, предложений. Обязательно контролируйте правильную посадку ребёнка, речевой выдох и правильное произнесение автоматизируемого звука.

4. Очень важно учить ребёнка слышать свою речь, особенно во время занятий. Если ребёнок не прислушивается к себе, взрослый корректно его поправляет.

5. В течение недели родители закрепляют наработанный логопедом и ребёнком материал .

6. Все задания по развитию мелкой моторики выполняются карандашом и только ребёнком : недопустимо раскрашивание, штрихование и т. д. за него. Пусть ребёнок выполнит тот объём работы, который сможет, а через время закончит его выполнение.

7. Учите ребёнка ответственно выполнять задания, доводить начатое дело до конца. Это хорошая подготовка перед школой!

8. В понедельник утром родители приносят тетрадь в детский сад , рассказывают логопеду или воспитателю о трудностях, задают вопросы, высказывают пожелания.

Желаю успехов в обучении ваших детей правильной речи, ведь основную нагрузку должны взять на себя Вы, уважаемые родители !

С уважением учитель-логопед Оксана Васильевна Новикова

Публикации по теме:

Гимнастика для ног. Памятка для родителей. Летом ребятишек-дошкольников домой не загонишь – бегают, играют на улице чуть не дотемна. Если сынишка или дочка вдруг пожалуются: «Ножки.

Памятка для родителей по ПДД ПАМЯТКА для родителей детей младшего дошкольного возраста Ворчанием наскучишь, примером научишь. Китайская пословица Уважаемые родители.

Памятка для родителей будущих первоклассников Памятка для родителей будущих первоклассников Научите ребенка содержать в порядке свои вещи. (Успехи в учебе во многом зависят от того,.

Памятка «Этикет для родителей и детей» Памятка для родителей и детей. 1. Постарайся не начинать свой вопрос с буквы А. Не следует показывать на людей и предметы пальцем, лучше.

Памятка для родителей по антитеррору Терроризм - это одно из самых страшных преступлений. Бандиты совершают его, чтобы добиться своих злых целей. Для этого они нагнетают страх.

Памятка для родителей по ПДД Памятка для родителей. Дошкольник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить.

Памятка для родителей «Засветись» на дороге» Начиная с 1 июля 2015 года в Российской Федерации пешеходы обязаны иметь светоотражатели в следующем случае: * вне населенного пункта;.

Очень занимательным для дошкольника делом является выращивание растений. Выращивать следует то, что растет быстро, «прямо на глазах» у.

    Тетрадь домашних заданий выдаётся в пятницу и возвращается в понедельник.

    Домашнее задание ребёнок выполняет с родителями в течение 10 – 15 минут 2-3 раза в день.

    Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.

    Если Вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

    Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении Вы можете получить у логопеда.

    Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

    Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

    Пусть выполнение домашних заданий станет игрою для ребёнка.

    Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.

    Приучайте ребёнка бережно относится к тетради и прилагаемым карточкам (карточки сдаются вместе с тетрадью! ).

Приложения

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА 7

Работа учителя-логопеда Работа с детьми

1. Выявление и экспресс-диагностика детей, имеющих отклонения в речевом развитии.

2. Учет детей с нарушениями речи.

3. Логопедическая помощь для коррекции фонетических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.

4. Логопедическая помощь для коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.

5. Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-профилактической работе с детьми в возрасте от 4 до 5 лет.

6. Логопедические занятия с детьми 5-7 лет по индивидуальным программам.

7. Оформление индивидуальных речевых карт.

8. Ведение индивидуальных тетрадей.

9. Оформление аудиозаписей произношения звуков.

10. Проведение подгрупповых занятий (по признаку однотипности нарушений звукопроизношения):

Работа над формированием и развитием фонематического слуха;

Коррекция звуковосприятия и звукопроизношения;

Предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

Коммуникативное общение.

Работа с документацией

1. Планирование, разработка и реализация индивидуальных и подгрупповых логопедических программ.

2. Оформление протоколов медико-педагогических комиссий по приему и выпуску детей.

3. Календарный план работы на каждый день (учет рабочего времени).

4. График работы.

5. Списки детей по составу логопедических групп (2-3 раза в течение года).

6. Журнал - учет посещаемости.

7. Тетрадь взаимодействия с педагогами образовательного учреждения.

8. Участие в экспериментальных программах.

9. Оформление папки «Из опыта работы».

10. Подготовка документов к аттестации на высшую категорию.

Работа с воспитателями и педагогами

1. Посещение воспитателями открытых занятий по развитию речи.

2. Индивидуальное консультирование воспитателей.

3. Просветительская работа (семинары, открытые занятия) по профилактике и коррекции речевых нарушений.

4. Участие в экспресс-обзорах групп медико-психолого-педагогической службы.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

дневник

педагогической практики

4 курса

Специальности «Логопедия»

_________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

Б аза практики

Курсовой руководитель практики

Руководитель практикой в базовом учреждении ____________________________

_____________________________________________________________________

Директор _____________________________________________________________

Владивосток, 2013 г.

1 неделя

Общее знакомство студентов с образовательным учреждением, логопедическим кабинетом и организацией коррекционно-развивающей работы с учащимися

Задания

1. Знакомство со всеми видами документации учителя-логопеда (порядок приема и обследования, комплектования группы и подгруппы детей, с речевыми нарушениями, характер и форма ведения документации учителя-логопеда школьного логопункта, Центра диагностики и консультирования).

2. Подготовка и проведение нейропсихологического и логопедического обследования 5 детей с речевыми расстройствами. Выявление структуры дефекта, определение сохранных функций, итоговое логопедическое заключение и составление плана коррекционной индивидуальной и групповой работы с детьми на период практики (см. приложение3). Оформить речевую карту по каждому ученику.

3. Посещение уроков, проводимых логопедом (учителем) школы (по 3 занятия в день).

Задание 1. Документация логопедического кабинета

1. _________ Перспективный план работы на год_____________________________________

2. _________ Индивидуальная логопедическая карта__________________________________

3. _________ Карты диспансерного учёта больных____________________________________

4. _________ Журналы посещаемости детей логопедических занятий____________________

5. _________ Индивидуальные тетради детей________________________________________

6. _________ Расписание логопедических занятий_ ___________________________________

7. _________ Поурочные планы работы_____________________________________________

8. _________ Индивидуальные перспективные планы на детей_________________________

9. _____________________________________________________________________________

10. _____________________________________________________________________________

Задание 2.1. Обследование учащихся

Дата обследования

Ф.И. учащегося

Предварительное заключение

ОНР 2 уровня

Сенсорная алалия

ОНР 2 ур., системное недоразвитие речи

Ринолалия, акуст. дисграф., дислексия

Недоразвитие речи

Задание 2.2. Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 2. 3. Оформление речевой карты на каждого обследуемого ученика (в 2-х экземплярах) в соответствии с речевым нарушением.

Задание 2.4. Составление перспективного плана работы (см. приложение 3).

Основные с ________дисграфией_______________________

1. ____________ формирование зрительного анализа и синтеза _____________________________

2. _______________ формирование пространственных представлений_________________________

3. _______________ формирование умения деления предложения на слова ___________________

4. _______________ формирование лексико-грамматического строя речи ____________________

5. ______________ формирование познавательных процессов: коррекции, памяти, внимание ___

6. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные направления коррекционной работы с ____дислексией___________________________

______________________________________________________________________________________

1. _______________________ четкое представление о звуковой структуре слога ______________

2. _________________________ фонематический анализ ___________________________________

3. ________________________ обобщенное представление о слоге __________________________

4. ___________________ формирование фонематического восприятия _______________________

5. ____________________ различение оппозиционных звуков ______________________________

6. ________ формирование пространственных представлений зрительного анализа и синтеза ___

Задание 3. Анализ занятий, проводимых учителем-логопедом:

План анализа логопедического занятия по

  1. Дата проведения 11 февраля
  2. Вид занятия Индивидуальное
  3. Тема занятия: Автоматизация звука [С]
  4. Этап логопедической работы:
  1. Группа (класс): 3 Б
  1. Цель занятия: автоматизация звука [С]
  1. Задачи:

–Коррекционные речевые:

Сформировать умение правильного произнесения звука [с];

Дать характеристику и правильную артикуляцию звука [с];

Научить произносить звук [с] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

–Коррекционные неречевые:

Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;

Развивать умение понимать обращенную речь;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Развивать общую моторику.

–Педагогические задачи:

Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

Развивать самоконтроль и ответственность

Предварительная работа:

Материал: схема артикуляции звука, картинки со звуком [с], кружочки гласных и согласных звуков, картинка [сова], ватка, шпатель (шпашка), спирт.

Общий вывод по занятию:

1. Соответствует ли структура занятия его цели и задачам?

Организационная структура урока соответствует целям и заданиям.

2. Прослеживается ли логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия?

Этапы урока между собой последовательны и логичны.

3. Насколько целесообразно распределение времени по этапам занятия?

Время урока распределялось соответственно методическим требованиям.

4. Рационально ли использовано оборудования кабинета?

Оборудование кабинета использовалось рационально: применялось на уроке музыкальное сопровождение.

5. Имело ли место организация начала и конца занятия?

Структура урока не нарушалась: чётко было разграничено время на все этапы урока.

6. Насколько оптимальным был темп ведения занятия?

Темп ведения урока был спокойный, ровный.

7. Был ли у логопеда план занятия и какова степень его выполнения?

План урока у логопеда был, и он весь реализовывался на уроке.

8. Соответствовал ли уровень сложности заданий речевым возможностям пациентов?

Уровень сложности заданий соответствовал речевым возможностям ребёнка