Программа психологического кружка "мир эмоций" методическая разработка на тему. Программа развития эмоциональной сферы Игра « Угадай, кто говорит»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Брянская областная школа-интернат имени Героя России А.А.Титова»

Рассмотрена на заседании м/о Согласовано Утверждена приказом

Заседание № 1 Заместитель директора директора школы

по УВР № 298 от 1.09 2015 г.

____________________

Рабочая программа

«Развитие эмоций дошкольников»

Разработана:

педагогом-психологом

Рафалович Г.И

Жуковка – 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа «Развитие эмоций дошкольников» составлена на основе п.6 ст. 28 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3.

Нормативной базой разработки рабочих программ основного и среднего общего образования являются Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных «учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»; Письмо Минобрнауки России от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». Единые требования к рабочим программам устанавливаются локальным актом образовательной организации.

Рабочая программа «Развитие эмоций дошкольников» составлена на основе двух программ «Развитие эмоций дошкольников.»; Минаева В.П. и «Социализация детей-сирот»: развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста; Никушкина Н.В.

Рабочая программа «Развитие эмоций дошкольников» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, тематическое поурочное планирование, требования к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы, учебно-методическое обеспечение.

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергенизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутсвие чувств), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувсвованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса).

Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С.Л. Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его.

Известно, что у каждого ребенка имеются свои проблемы и трудности, и если на какой-либо возрастной ступени нарушаются нормальные условия развития, то необходима специальная коррекционная работа.

Лишения и потери, которые переживают дети-сироты, являются причиной появления различного рода психологических проблем. Известно, что самооценка ребенка формируется под влиянием оценки со стороны значимых для него взрослых из ближайшего окружения. Классик мировой психологии А.Адлер отмечал, что, если эмоциональный контакт с близкими взрослыми нарушен, ребенок живет как бы на «вражеской» территории, обстоятельства подавляют его, он чувствует себя слабым, нелюбимым. В результате у него развивается очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Наличие обостренной потребности во внимании и доброжелательности лежит в основе общения ребенка с окружающими. Наблюдения показывают, что контакты детей с взрослыми сводятся к поиску его внимания и расположенности, а личностное общение со сверстниками очень часто сопровождается агрессивными симптомами.

Эти дети нередко лишены возможности радоваться собственному успеху, а значит, у них будет возникать соперничество и зависть по отношению к другому ребенку, стремление выделиться любыми способами.

Поэтому необходимо создавать условия, которые будут определять характер общения ребенка с окружающими, его личные успехи, способствовать формированию представления ребенка о самом себе и своих возможностях.

Таким образом, формируется положительная самооценка, чувство уверенности, способность лучше понимать других людей и самого себя.

Цели и задачи изучения предмета

Цель программы: развитие эмоциональной сферы дошкольников, нормализация взаимоотношений между детьми в общении; обучение детей умению видеть за своими поступками проявление особенностей характера, умению адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, снятие психического и эмоционального напряжения.

Основными задачами программы являются:

    Ознакомление детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением.

    Развитие и коррекция психоэмоциональной сферы;

    Развитие понимания собственной индивидуальности и индивидуальности других детей.

    Формирование позитивного отношения к себе и окружающим, положительной самооценки через подкрепление любых успешных действий;

    Расширение и обогащение коммуникативных навыков для бесконфликтного общения и взаимодействия;

    Формирование у детей представлений о мире и о самих себе в нем;

    Воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему миру;

    Формирование навыков рефлексивного мышления.

Общая характеристика

Программа «Развитие эмоций дошкольников» рассчитана на работу в течение учебного года.

Учебная программа рассчитана на 30 часов в соответствии с учебно-календарным графиком и учетом праздничных дней в 2015-2016 учебном году. Программные требования к уровню подготовленности учащихся выполняются за счет уплотнения учебного материала.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20- 25 минут Количество участников группы: 1 - 5 человек.

Программа занятий для дошкольников обеспечивает с одной стороны, формирование психологического здоровья, а с другой – выполнение возрастных задач развития. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания. Знакомятся с опытом сверстников, а также культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой).

    У дошкольников расширяется круг понимаемых эмоций;

    Дети начинают глубже понимать себя и других;

Основные направления развивающей работы :

    Аксиологическое;

    Инструментальное;

    Потребностно-мотивационное;

    Развивающее

Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть помогает личностной рефлексии ребенка.

Потребностно-мотивационное направление предполагает прежде всего развитие умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление обеспечивает формирование личностного самоопределения, внутренней позиции.

Возрастные особенности учащихся

Известно, что в дошкольном возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Игровая деятельность является ведущей. В этот возрастной период происходит познание окружающего мира.

У детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разумению взрослых), запрет на слезы (особенно для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми следует наказание, довольно много.

Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения.

Частично справиться с этой проблемой помогут игры, направленные на развитие эмоциональной сферы.

Для этого возраста характерна повышенная тревожность, неуверенность, страхи, агрессивность.

Общение в жизни детей дошкольного возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. У ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении со взрослыми. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешить конфликты.

Программа занятий «Развитие эмоций дошкольников» разбита на три раздела:

    I . раздел (7 занятий) - входят занятия, на которых детей знакомят с эмоциями;

    II . раздел (8 занятий) - углубляются знания по ознакомлению с эмоциями;

    III . раздел (19 занятий) - закрепляются знания, полученные на предыдущих занятиях.

На занятиях используются известные большинству психологов игры и психогимнастические упражнения, активные двигательные разминки, энергизаторы, активаторы. Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении психолог может либо просто сообщать тему занятий, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуации по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самопроверку и рефлексию.

В первоначальный замысел занятия могут вноситься изменения прямо по ходу его ведения или накануне в связи с возникшем запросом (со стороны учащихся или педагогов).

Занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности: игра, беседа, рисование, элементы тренинга(упражнения) и т.д.

Каждое занятие содержит следующие этапы:

    Создание эмоционального настроя в группе;

    Информация, дискуссионные методы, задания с использованием терапевтических метафор.

    Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей, направленные на развитие воображения.

    Игры, направленные на коррекцию эмоционально-личностной сферы;

    Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы.

При определенной нежесткой структурированности занятий каждый ребенок имеет возможность реализовать себя, показать определенный уровень умений, а взрослый или сверстник похвалить его за маленькие успехи.

«Развитие эмоций дошкольников »

Название раздела и темы

Личностные результаты

Предметные результаты

Мета-

предметные результаты

I . раздел

Способствование рефлексии эмоциональных состояний, адекватному самовыражению.

Ознакомление с целями занятий.

Осознание значимости самопознания для личного развития.

Создание положительного настроя в группе, атмосферы психологической комфортности для каждого ребенка, настрой детей на сотрудничество.

2. Я и окружающий мир

Способствование возникновению желания самосовершенствоваться.

Развитие эмоциональной сферы.

Ознакомление с эмоциями, учить детей различать эмоции по схематичным изображениям.

3. Радость

Развитие эмоциональной сферы.

Ознакомление с эмоцией: радость.

Формирование позитивного отношения к окружающим.

Развитие личной ответственности за свои поступки.

Воспитание внимательности друг к другу.

Ознакомление с эмоцией: горе.

Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Развитие внимания к окружающим людям

Ознакомление с эмоцией: гнев. Учить передавать заданное эмоциональное состояние, владеть своими эмоциями.

7. Удивление

Развитие воображения.

Ознакомление с эмоцией: удивление.

Учить передавать заданное эмоциональное состояние.

Развитие коммуникативных способностей.

II раздел

8. Радость и горе

Развитие эмоциональной сферы.

Продолжение знакомства с эмоциями радости и горя. Развитие способности определять эмоциональное состояние по схематичным изображениям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, понимать свои чувства и чувства других.

9. Радость и гнев

Способствование осознанию своих качеств и повышению самооценки

Ознакомление с эмоциями радости и гнева. Учить передавать заданное эмоциональное состояние, владеть своими эмоциями

Развитие внимания к окружающим людям.

10. Гнев и удивление

Создание у детей мотивации на познание самих себя.

Развитие воображения.

Ознакомление с эмоциями гнева и удивления.

Снятие эмоционального напряжения.

11.Радость, горе, страх.

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие эмпатии и воображения.

Ознакомление с эмоциями радости, горя, страха. Ознакомление со способами управления и регуляции настроения.

12. Радость, горе, удивление

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие эмпатии и воображения.

Ознакомление с эмоциями радости, горя, удивления.

Расширение и сравнение представлений детей об эмоциях.

Развитие внимания к окружающим людям. Снятие эмоционального напряжения.

13. Радость, страх, удивление

Создание у детей мотивации на познание самих себя.

Развитие воображения.

Ознакомление с эмоциями радости, страха, удивления.

Расширение и сравнение представлений детей об эмоциях.

Воспитание уверенности. Снятие эмоционального напряжения.

14. Волшебные шары

Развитие воображения, наблюдательности, выразительности речи.

Закрепление знаний об эмоциях. Развитие способности определять эмоции по схематическим изображениям.

Развитие внимания к окружающим людям. Снятие эмоционального напряжения.

15. Прочитай письмо

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие эмпатии и воображения.

Развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Развитие внимания к окружающим людям. Снятие эмоционального напряжения.

III раздел

16-17.Мои внутренние друзья

Способствование осознанию своих качеств и повышению самооценки

Закрепление знаний о положительных эмоциях.

Формирование позитивного отношения к окружающим,

18 -19. Мои внутренние враги.

Способствование осознанию своих качеств и повышению самооценки. Ознакомление со способами управления и регуляции настроения.

Закрепление знаний об отрицательных эмоциях. Закрепление способов управления и регуляции своего настроения.

Воспитание доброжелательности.

20-21. Стыдно ли бояться?

Способствование адекватному самовыражению.

22-23. Эмоции и наше поведение

Способствовать рефлексии эмоциональных состояний.

Способствовать адекватному самовыражению

Ознакомление с чувством страха. Способствование рефлексии эмоциональных состояний.

Формирование позитивного отношения к окружающим, воспитание доброжелательности

24. Сказочная шкатулка

Формирование положительной «Я» - концепции, самопринятие, уверенности в себе.

Ознакомление с чувством страха. Способствование рефлексии эмоциональных состояний.

25- 26. Чувства и эмоции

Развитие адекватного самовыражения и самооценки.

Формирование ответственности человека за свои чувства и мысли

27. Я глазами других

Способствование желанию самосовершенствованию. Развивать эмоциональную сферу.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование способности к самоанализу.

28. Мои друзья.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Воспитание уверенности в себе.

Помочь детям в самораскрытии. Способствовать преодолению барьеров в общении

Развитие способности принимать друг друга.

Способствование адекватному самовыражению

Ознакомление с интонированием речи. Способствование рефлексии эмоциональных состояний.

Воспитание взаимопонимания.

30. Волшебные средства понимания: мимика

Воспитание положительных эмоций.

Обучение тому, как пользоваться мимикой при изображении эмоций. Показать, как мимика помогает общению.

Формирование позитивного отношения к окружающим.

31. Волшебные средства понимания: пантомимика

Развитие внимания, эмпатии.

Ознакомление с понятием патомимики и жеста. Развитие способности общаться с помощью жеста.

Формирование позитивного отношения к окружающим. Способствованию самовыражению детей.

32.Ромашка откровений

Повышение уровня самосознания. Воспитание интереса к своей личности.

Обобщение материала блока занятий. Закрепление знаний об эмоциях.

Воспитание доброжелательности.

33.Автопортрет

Осознание ребенком своего социального «Я», себя как носителя социальной роли, осознание своего места в социуме, выделение равных себе в социальном окружении.

Обобщение материала блока занятий.

Закрепление знаний об эмоциях.

Воспитание уверенности в себе.

34. Итоговое занятие.

Повышение самооценки ребенка. Поддержание интереса к собственной индивидуаль-ности и к другим детям.

Обобщение материала блока занятий. Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Воспитание позитивного отношения к себе и окружающим.

Учебно-тематический план занятий

/п

Разделы, темы

Количество часов

I . раздел (7 занятий)

Самопознание. Установление контакта

Я и окружающий мир

Удивление

II раздел (8 занятий)

Радость и горе

Радость и гнев

Гнев и удивление

Радость, горе, страх.

Радость, горе, удивление

Радость, страх, удивление

Волшебные шары

Прочитай письмо

III раздел (19 занятий)

Мои внутренние друзья

Мои внутренние враги.

Стыдно ли бояться?

Эмоции и наше поведение

Сказочная шкатулка

Чувства и эмоции

Я глазами других

Мои друзья.

Волшебные средства понимания: интонация.

Волшебные средства понимания: интонация.

Волшебные средства понимания: патомимика

Ромашка откровений

Автопортрет

Итоговое занятие.

Важнейшие умения учащихся

Для развития эмоциональной сферы у дошкольников желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых используя разнообразные методические приемы, знакомить детей с эмоциями.

На занятиях учащиеся не только получают знания об эмоциях и чувствах, но и упражнения в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению. С помощью специальных упражнений и ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (Литературой, живописью, музыкой).

Ценность таких занятий заключается в следующем:

    У воспитанников расширяется круг понимания эмоций;

    Они начинают глубже понимать себя и других;

    У них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Ожидаемая положительная динамика:

    Адекватная самооценка;

    Проявление индивидуальности

    Умение представить себя;

    Выстраивать бесконфликтное общение;

    Умение выбирать способы эффективного поведения;

    Преодолевать различные барьеры взаимопонимания.

Положительные изменения в эмоционально-личностной сфере дают детям возможность участвовать в совместных делах.

Результативность.

Специальная диагностика, позволяющая зафиксировать позитивные сдвиги в эмоционально-личностном развитии каждого воспитанника (исходная диагностика в начале года и контрольная диагностика в конце года).

Перечень учебно-методического обеспечения:

    Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. / Минаева В.М. – М. АРКТИ, 2001.

    Социализация детей-сирот: развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста / Никушкина Н. – М.: Чистые пруды, 2007.- (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог»).

    Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей %-7 лет/Семенака С.И. – М. АРКТИ, 2004.

    Игровая терапия с тревожными детьми / Костина Л.М. – СПб.: Речь, 2003.

    Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. / Под редакцией Шипициной Л.М., Казаковой Е.И., СПб., 2000.

    Психогимнастика / Чистякова М.И. – М.: Просвещение, 1990.

    Мы все разные. Учебное наглядное пособие / Князева О.Л., Стеркина Р.Б. – М.: Дрофа; ДиК, 1998.

    Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы/ Павлова М.А. –Волгоград: Учитель, 2011.

Календарно-тематическое планирование коррекционных групповых занятий

Дата

план.

Дата

факт.

Тема урока

Формы, средства контроля

Виды деятельности учащихся

1. Самопознание. Установление контакта

Вопросы для обсуждения

Создать положительный настрой в группе, атмосферу психологической комфортности для каждого ребенка, настрой детей на сотрудничество.

Познакомить с целями занятий, правилами поведения.

Выполнение упражнений:

«Барометр настроения»,

«Разожми кулак»,

«Испуганный ежик ».

Ритуал прощания.

Игра «Хоровод».

Я и окружающий мир

Вопросы для обсуждения

Раскрытие понятия «общение». Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки.

Упражнения: «Давайте поздороваемся», «Прогноз погоды», «Я рад с тобой общаться».

Поведение итогов.

Вопросы для обсуждения.

Слушание радостной музыки.

Беседа «Что такое радость»

Рисование на тему радость.

Ответы детей на вопрос: «Что такое радость?».

Хоровод с песней «вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского, сл. М. Матусовского).

Прощаются упражнение «Доброе животное»

Вопросы для обсуждения.

Приветствие.

Беседа по сказкам «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят».

Чтение отрывка из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». (Как Федора переживает уход посуды). Затем заключительную часть, где описывается радость.

Драматизация ситуации «Пропала собака».

Упражнение «Доброе животное»

Вопросы для обсуждения.

Упражнение «Цвет настроения».

Чтение К.И. Чуковского «Мойдодыр», где описывается гнев Умывальника и Крокодила.

Рассматривание иллюстраций художника А.М. Алянского.

Драматизация из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя».

Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались.

Упражнение «Зеркало»

Рисование гнева.

Упражнение «Ласковые лапки»,

Вопросы для обсуждения

Игра «Гуси-лебеди»

Упражнение «Найди пиктограмму»

Обсуждение поговорки «У страха глаза велики»

Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка».

Вопрос: «Почему Наф-Наф не боялся волка?»

Рисование на тему: «Наф-Наф не боится страшного волка».

(обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка).

Удивление

Вопросы для обсуждения

Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»(о чудесах на острове у князя Гвидона).

Почему чудеса удивляли и привлекали людей?

Упражнение «Зеркало»

Игра «Фантазия»

Упражнение «Вверх по радуге

Радость и горе

Вопросы для обсуждения

Продолжать знакомить с эмоциями.

Знакомство с гномами.

Литературные загадки.

Рисование гномов (Радостного и грустного).

Релаксирование «Одуванчик »

Радость и гнев

Вопросы для обсуждения

Беседа по сказкам «Лиса и журавль», «Мужик и медведь».

Игра «Медведи и пчелы»

Релаксирование «Одуванчик »

Гнев и удивление

Вопросы для обсуждения

Упражнение «Посылка».

Чтение отрывка Н. Екимовой. «По небу плыли облака»

Рисование облаков.

Игры: «Облака», «Волшебное колечко».

Упражнение «Произнеси фразу».

Радость, горе, страх.

Вопросы для обсуждения

Литературные отрывки из произведений К.И. Чуковского.

Во время чтения дети изображают эмоцию.

Игра «Гномики»

Рассказы детей о веселых, грустных и страшных случаях из своей жизни.

Игра «Принц и принцесса»

Радость, горе, удивление

Вопросы для обсуждения

Этюд «Хорошая погода»

Радость, страх, удивление

Вопросы для обсуждения

Упражнения: «Ласковые слова»,

Работа по теме.

Игра «Разожми кулак»,

Игра «Толкалки без слов».

Обучаются выходу из конфликтов.

Волшебные шары

Вопросы для обсуждения

Рассуждают над высказыванием «Люди становятся одиноки, если вместо мостов, они строят стены»

Игра «Зубы и мясо»

Слушают притчу о змее.

Упражнение «Выставка»

Рассматривают шары разной формы.

Ребенок выбирает себе шар и схематически изображает на нем эмоцию

Релаксирование.

Прочитай письмо

Вопросы для обсуждения

Учатся определять эмоциональное состояние по схематичным изображениям.

Игра «Почтальон»

Варианты писем и их расшифровка.

Релаксирование.

Мои внутренние друзья

Вопросы для обсуждения

Упражнение «Кончиками пальцев»

Работа по теме

Упражнения: «Нарисуй эмоцию», «Угадай эмоцию», «Назови эмоцию», «На что похоже твое чувство».

Мои внутренние враги.

Вопросы для обсуждения

Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.

Упражнения «Психологические примеры», «Мысленная картинка», «Я внутри и снаружи», «Сны».

Игра «Маленький принц».

Стыдно ли бояться?

Вопросы для обсуждения

Упражнение «Приветствие», «Цвет настроения»

Работа по теме.

Этюды «Лисенок боится»,

«Поссорились и помирились».

Рисование «Какого цвета мой страх?».

Игра «Наши чувства»

Эмоции и наше поведение

Вопросы для обсуждения

Игра «Островок чувств»

Сказка «Умей обождать» с. 329 «Азбука общения».

Обмен мнениями: «Кому легче живется пессимисту или оптимисту?»

Тренинг эмоций: «Угадай настроение Бабы-Яги».

Слушают частушки из мультфильма.

Сказочная шкатулка

Вопросы для обсуждения

Упражнения «Пересядьте все те, кто…», «Ассоциации», «Волшебная рука», «Хорошо или плохо».

Игра «Сказочная шкатулка»

Чувства и эмоции

Вопросы для обсуждения

Упражнение «Приветствие».

Работа по теме.

Беседа «Эмоции в жизни человека»

Игра «Угадай настроение по рисунку».

Дискуссия «самое-самое»

Методика «Моя вселенная».

Я глазами других

Вопросы для обсуждения

Приветствие.

Упражнение «Ветерок», обратить внимание на сходство между людьми.

Упражнение «Как ребенок видит себя в окружающем мире», «Строим город»,

«Доброе животное».

Мои друзья.

Вопросы для обсуждения

Упражнения:

«Приветствие»,«Пожелание», «Остров», «Кольца».

Этюд «Два друга»

Рисование «Рисунок друга».

Релаксирование»Доброе тепло».

Волшебные средства понимания: интонация.

Вопросы для обсуждения

Упражнения:

«Ласковое имя», « У дяди Абрама…», «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся», «Интонация».

Игра «Кто тебя позвал».

Релаксирование «Доброе тепло».

Волшебные средства понимания: мимика

Вопросы для обсуждения

Упражнение «Ласковое имя».

Работа по теме.

Игра-шутка «Пойми меня», «Передай по кругу».

Упражнение «Интервью у дракона», «Доброе животное».

Волшебные средства понимания: пантомимика

Вопросы для обсуждения

Упражнение «Приветствие», «Изобрази».

Игра «Расскажи стихи руками».

Упражнение «Доброе животное».

Ромашка откровений

Вопросы для обсуждения

Упражнение «Приветствие», «Ищем клад», «Ромашка откровений».

Автопортрет

Вопросы для обсуждения

Рисуют автопортрет

Упражнение «Назови свое имя», «Кто я? Какой Я?», «Горячий стул».

Определяют предпочтения детей в играх, занятиях, увлечениях. Сравнивают с предпочтением других.

Упражнение «Букет», «Немного о себе»,

«Какой он?», «Я первый».

Вопросы для обсуждения

Обобщают материал блока занятий. Повышают свою самооценку. Поддерживают интерес к собственной индивидуальности и к другим детям. к себе и окружающим.

Упражнения: «Ладошки», «Пересядьте все, кто…», «Пион и колючий ежик », «Я –хороший, мы – хорошие».

Рисуют на свободную тему.


Задачи:

Познавательное и эмоциональное развитие. Уточнить знания детей об эмоциях радости, злости, страха.

Учить узнавать их и передавать с помощью жестов, мимики. Дать представление о том, как и когда эти эмоции проявляются. Развивать воображение.

Речевое развитие . Научить понимать лексическое значение слова «радуга», говорить стихотворные тексты с передачей эмоционального настроения, выразительности движений и тому подобное.

Художественно-эстетическое развитие. Передавать с помощью жестов характер изображаемого героя (медведь, лиса).

Креативное развитие. В театрализованной деятельности уметь разыгрывать сюжет в соответствии с содержанием сказки, передавать характер героя, в зависимости от ситуации и собственного видения. В рисунке передавать эмоциональный настрой с помощью выражения лица.

Социально-нравственное развитие. Дать понятие о том, что внешние черты и слова не всегда соответствуют намерениям определенного лица и быть осторожным в обращении с незнакомыми людьми.

Физическое развитие. Побуждать детей к активному выражению мыслей в различных упражнениях и этюдах. Развивать мелкую моторику руки во время рисования пальчиками.

Материал: ширма, в соответствии с ростом детей; куклы на ложках; игрушка-Медведь; контурные изображения лиц животных (Волк, Лисичка, Белочка, Зайчик, Петушок), гуашевые краски, мокрые салфетки.

Ход занятия во 2 младшей группе детского сада

Воспитатель. - Дети, посмотрите в окно, что это к нам заглядывает? (Солнышко)

Дети, а солнышко какое? (теплое, ласковое, нежное, желтое, ослепительно, яркое, блестящее, приятное, жарко...)

Мы рады солнышку?

А когда еще мы радуемся, кому или чему мы рады?

(подаркам, цветам, хорошим друзьям, теплому ветру, маме, папе и т.д. разным приятным неожиданностям, чудесам)

Сейчас я прочитаю вам стихотворение о различных чудесах, которое так и называется «Радость» (по К. Чуковскому)

(при чтении стихотворения воспитатель выставляет на фланелеграф иллюстрации)

Рады, рады, рады

Белые березы.

И на них от радости

Вырастают косы.

Рады, рады, рады

Темные осинки.

И на них от радости

Вырастают апельсинки.

Это не дождь идет из облака

И не град,

Так посыпался из облака

Виноград.

Так пошли со мной быстро

На зеленые луга,

Там радуга через реку

Соединила берега.

Мы вскарабкаемся на радугу

И поиграем в облаках.

По радуге вниз поедем

Мы на лыжах и санях!

Почему радуются малыши? (им весело, потому что вокруг происходят чудеса, и они катаются по радуге)

А как вы думаете, слово «радуга», веселое, или печальное?

Дети, радуга в небе цветная, красивая, когда мы ее видим, мы радуемся, нам весело. Видимо поэтому она и называется РАДУГА, потому что всем от нее весело, радостно.

Ой, а кто это здесь сидит и рычит? (медведь)

Упражнение на развитие эмоций

Разозлился так Медведь, (сердитый взгляд)

Начал громко реветь: (нахмуренные брови)

Поломалась у меня кровать, (выступает нижняя губа)

И книга порвалась у меня, (качает головой)

Что же мне делать? (трясет ее руками)

Не реви, не злись, медведь, («гладим» медведя)

Склеим твою книгу, (мышцы лица расслаблены)

Отремонтируем твою кровать. (добрый взгляд, ласковая улыбка)

Ты же на постели не прыгай,

Спокойно книгу листай.

А теперь угадай, Медвежонок, кто это к нам идет?

Психологический этюд на выразительность движений

Шла Лисичка по тропинке,

И несла грибы в корзинке:

5 опят, 5 лисичек,

Для лисичек, для сестричек. Хух!

(медленная походка, туловище наклонено вправо - в сторону «тяжелой» корзины, правая рука «сжимает» корзину. На последние слова «ставят» корзину на пол, вытирают лоб обратной стороной ладони).

Дети, в каких сказках встречается Лисичка? («Колобок», «Теремок», «Коза-Дереза», «Соломенный бычок», «Котик и Петушок» и т.д.)

Воспитатель. - Дети, а вы любите играть в театр?

Давайте посмотрим сказочку с участием Лисички.

Театрализованное представление с детьми (кукловоды - дети)

Ведущий (воспитатель): Зрители собираются, сказка начинается. Слушайте и смотрите сказку «О Петушке, Курочке и о Хитрой Лисе»

Ведущий: Жили-были себе Петушок и Курочка. Надоело им то дома сидеть, и пошли путешествовать они по миру.

Вот идут они зеленой рощей, вокруг ветерок кусты качает, а на кустах зеленеет свежие листочки, а между ними ягодки

Вот Курочка и говорит:

Ребенок-Курочка: - Петушок, сломай мне прутик,

Где листья гуще, где ягодок побольше!

Ведущий: Только Петушок хотел сломать, а из-под кустика Зайчик из своего дома:

Ребенок-Зайчик: - Кто здесь ходит по моей роще, кто мои кустики ломает?

Ведущий: Испугался Петушок:

Ребенок-Курочка: -Петушок, сломай мне прутик, где листья гуще, где орешков побольше!

Ведущий: Только Петушок хотел сломать, а из-под кустика Белочка из своего дома:

Ребенок-Белочка: - Кто здесь ходит по моей роще, кто мои кустики ломает?

Ведущий: Испугался Петушок:

Ребенок-Курочка: - Петушок, сломай мне прутик, где листья гуще, где яблочек побольше!

Ведущий: Осмелился Петушок, начал ломать, а здесь Лисичка со своего дома:

Ребенок-Лисичка: - Заходите, дорогие, ко мне в гости. Вот отдохните в моей избушке - у меня для вас подарки!

Ведущий: Петушок и Курочка очень обрадовались:

Курочка и Петушок (вместе): - Ой какие здесь звери хорошие и милые!

Ведущий: А хитрая лисичка рассуждает себе: «Это же будет мне хороший обед!»

И побежала скорее к Волк e -сосед e , чтобы пригласить его к обеду.

А Петушок и Курочка хорошо поели и отдохнули и так повеселел b , что Петушок даже начал петь.

Здесь именно Зайчик бежал мимо дома. А Зайчик на самом деле был очень хороший, и говорит:

Ребенок-Зайчик: - Бегите быстрее из этого дома, Лисичка хочет вас всех съесть!

Ведущий: А Петушок и Курочка ему не верят.

Курочка и Петушок (вместе): - Здесь же такие хорошие звери!

Ведущий: Тогда Белочка в окошко увидела их:

Ребенок-Белочка: - Бегите быстрее из этого дома, Лисичка хочет вас всех съесть!

Ведущий: Здесь выглянул Петушок во двор, а во дворе - куриные перья.

Ребенок-Петушок: - Ой, ой, надо действительно нам быстро бежать!

Ведущий: А уже Лиса идет в дом, и Волк за ней, страшный и хищный, идет и радуется, что будет обед у них.

Только стали они на порог, а Курочка с петушком в окошко прыг. И скорее домой! Но едва успели!

А Волк с Лисой бежали-бежали - и не нашли под кустами и следа. И остались без обеда!

Обсуждение.

Воспитатель. - Понравилась вам сказка?

Кого первого встретили Петушок и Курочка? (Зайчика)

А кого последнего? (Лису)

Назовите всех героев, участвовавших в спектакле.

Как вы думаете, кто из них был хороший?

А кто был хитрый и хищный/злой?

А какие были Петушок и Курочка? (пугливые)

Покажите, как боялись Петушок и Курочка?

Изобразительная деятельность детей

Воспитатель. - Давайте мы с вами нарисуем различные лица: добрые, злые и испуганные, кто какое хочет. (дети становятся у столов)

Пальчиковая гимнастика.

Сделаем зарядку для пальчиков: (имитация движений согласно текста)

Петушок с Курочкой шли,

Пригоршню зернышек несли,

В клюв зернышек набрали,

Затем немного поклевали.

Остальные на мельницу отнесли,

Затем пирожки испекли.

Всех детей угощали,

Крошки птицы поклевали.

Рисование пальчиком : (детям даются контуры мордочек животных, а они должны изобразить их характеры - веселый, злой, испуганный)

Итог. Рефлексия.

Как называлось представление, которое мы посмотрели?

Можно ли заходить к незнакомым людям в дом?

Благодарю вас, дети, вы сегодня хорошо потрудились.

План работы психологического кружка

«Мир эмоций»

Цель: снижение высокого уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева;

2. Установление взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми на основе партнерства и сотрудничества;

3.Раскрытие творческого потенциала ребенка, высвобождение его скрытых, энергетических резервов, а также нахождение им оптимальных способов решения своих проблем при помощи методов арт-терапии.

Отбор детей в группу осуществляется с помощью критериев определения агрессивности проективной методики «Рисунок несуществующего животного»; опросник выявления агрессивности у ребенка (Лавренгпьева ЕП., Тимаренко ТМ 1992г) для педагогов.

Ожидаемые результаты:

1. Снижение проявления признаков агрессивности в поведении детей;

2. Использование педагогами и родителями рекомендаций психолога в работе с детьми, имеющими признаки агрессивного поведения.

Методы работы с детьми по коррекции агрессивности

  1. Изотерапия:свободное рисование, драматизация свободных рисунков,

каракули, «страна Х» (коллективный рисунок).

  1. Сказкотерапия: сказки на актуализацию проблемы.
  2. Песочная терапия: создание песочного мира с использованием

предметов различной тематики (фигурки людей, животных, домов,

растения, природный материал и т.п.) .

  1. Мышечная релаксация, мимическая гимнастика, дыхательные упражнения.
  2. Игротерапия: игры, способствующие развитию эмоциональной саморегуляции.
  3. Музыкотерапия: музыка, позволяющая преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.
  4. Фототерапия: как дополняемое обсуждение слайдов и разными

видами творческой деятельности, включая изобразительное движение,

танец и т.п.

Перспективный план

Сентябрь

Диагностика агрессивности (разработанная американскими психологами М. Алворд и

П. Бейкке)

Цель: исследовать агрессивность детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Задачи:

1) Раскрыть внутреннее отношение ребенка к определенным ситуациям.

2) Дать косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками

И взрослыми в семье и детском саду.

Октябрь

Групповая работа:

«Мы вместе»

Цель:

Приобретение навыка игрового взаимодействия;

Раскрытие положительных черт характера;

Расширение ролевого диапазона;

Развитие более позитивной Я- концепции.

Ноябрь

Групповая работа:

«Советы Мудреца»

Цель:

Показать детям непродуктивность использования агрессии при общении;

Развивать положительные взаимоотношения между детьми;

Снижение уровня эмоционального напряжения с помощью арт- терапии /изо- терапия/

Укреплять чувство единства.

Декабрь

Групповая работа:

«В гостях у сказки»

/сказкотерапия/

Цель:

Расширение сознания ребенка;

Совершенствование взаимодействия с окружающим миром;

Обучение ребенка приемлемым способам снятия мышечного и эмоционального

Напряжения.

Январь

Индивидуальная работа:

«Кораблик- трясучка»

/игротерапия/

Цель:

Облегчение психологического страдания ребенка;

Развитие способности эмоциональной саморегуляции;

Восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок- взрослые», «ребенок- другие дети».

Февраль

Индивидуальная работа:

«Волшебный песок»

/песочная терапия/

Цель:

Проработка психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;

Отреагирование негативного эмоционального опыта в процессе творческого

Самовыражения;

Укрепления (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных

Отношений с миром.

Март

Групповая работа:

В мире музыки»

/музыкотерапия/

Цель:

Повышение самооценки на основе самоактуализации;

Развитие эмпатических способностей;

Установление и развитие межличностных отношений.

Дата

Мероприятие

Литература

03.03

«Музыкальные каракули» стр.84

10.03

«Дирижер»стр.86

17.03

«Свободный танец» стр.86

24.03

«Спонтанное рисование под музыку» стр.87

31.03

«Музыкальное общение» стр. 87

Апрель

Групповая работа:

«Развитие личностного общения»

Цель:

Снятие невербальной агрессии, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев;

Снять излишнее эмоциональное напряжение, направить энергию детей в нужное русло;

Обучить детей эффективным способам общения.

Дата

Мероприятие

Литература

03.04

Занятие со слайдами стр.94 /фототерапия/

М.В.Киселева «Арт- терапия в работе с детьми»

10.04

«Взлохмаченные человечки»

Стр. 85

С.В.Крюкова, Н.П. Слободянник

Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

17.04

«Русские горки»стр.87

Май

Диагностика агрессивности (разработанная американскими психологами М.Алворд и П.

Бейкке)

Цель: исследовать агрессивность детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми, а также проследить динамику уровня проявления у детей агрессивного поведения.

Задачи:

3) Раскрыть внутреннее отношение ребенка к определенным ситуациям.

4) дать косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и детском саду.


Непосредственно-образовательная деятельность в младшей группе "Радость"

Папанова Галина Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории МБ ДОУ "Детский сад № 150" г. Новокузнецк, Кемеровская область.
Описание материала: Данная непосредственно-образовательная деятельность направлена на формирование и обогащение речи детей, развитие воображения, фантазии и наблюдательности. Приводится описание занятий с детьми дошкольного возраста с применением методик развития речи и мышления. Используется иллюстративный материал. Кроме того, подобная форма работы с детьми позволяет понять настроение и эмоции людей и чутко относиться к окружающим.
Цель : Знакомство детей с эмоцией "Радость".
Задачи:
- активизировать эмоциональный опыт детей, расширить круг понимания ими эмоции;
- учить понимать свои чувства и чувства других;
- учить фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях и словесно описывать их;
- развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства;
- воспроизводить эмоции "радость" и передавать свое эмоциональное состояние, используя мимику, интонацию;
- формировать положительные эмоции через улыбку умение выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающим.
Оборудование: картонный домик с пиктограммой "радости" на двери; форма в виде сердца; мяч; зеркало; прозрачные стаканчики с водой; блестящие звездочки; макет дома с окном; палочки для коктейля по количеству детей.Воспитатель: - Доброе утро, ребята! Давайте и мы поприветствуем друг друга, поиграем в игру "Поздороваемся". Я хлопаю в ладоши один раз- здороваемся за руки, два раза - здороваемся плечиками.
Воспитатель: - Сегодня мы поговорим о настроении, которое бывает у вас, у ваших родных, и любых других людей. Все мы, иногда, сердимся, радуемся, грустим. Но сегодня мы отправляемся в гости только к одному настроению. К кому? попробуйте догадаться. Я включу песенку, послушайте внимательно, а потом скажите какая она: спокойная, радостная, грустная.
(слушание веселой песенки)
Воспитатель :- Итак, ребята, какая же музыка прозвучала?
Дети: - Радостная.
Воспитатель : - Да,это радостная мелодия, значит, мы отправляемся в гости к радости. Живет она в доме (макет дома с окном, из окна выглядывает радостное лицо мальчика). - Посмотрите внимательно на его лицо,какое настроение у мальчика?
Дети: - Веселое.
Воспитатель: - А как вы догадались?
Дети: - Он широко улыбается, глаза блестят.
Воспитатель : - А что такое радость для вас? Как вы понимаете это слово? Я буду каждому бросать в руки мячик, а вы называете свою радость.
Дети: - Радость - это:
-когда праздник,
-когда никто не плачет,
-когда сюрприз,
-когда день рождение,
-когда дарят подарки,
-когда мама говорит "Ты моя радость".
Воспитатель: - Молодцы! А теперь давайте улыбнемся, и кончиками своих пальчиков осторожно найдете прищуренные глазки и ротик.
-Ребята, мы с вами превращаемся в волшебников и подойдем к столу. Посмотрите на эту прозрачную водичку, вот такие же спокойные и чистые наши мысли, но когда мы веселимся, улыбаемся наше настроение радостное, и наши мысли похожи на салют. Они блестят и переливаются (воспитатель бросает в стакан блестки и размешивает) . Как красиво!
Дети: - Да!
Воспитатель: - Теперь вы возьмите немного звездочек и бросьте в свои стаканчики, при помощи волшебных палочек, устройте салют! Посмотрите, как весело сверкают звездочки. Понюхайте, может водичка пахнет радостью? Волшебники, предлагаю вам пройти к следующему столу. Закройте, пожалуйста, глаза, улыбнитесь. Найдите в своем теле, то теплое место, где живет ваша радость. Где живет у вас радость?
Дети: - В сердце!
Воспитатель: - Да и у меня тоже радость живет в сердце. Давайте нарисуем в этом сердце свои улыбки (дети рисуют пальчиками улыбку) . Встаньте в круг, ребята. Сегодня мы говорили о чем?
Дети: - О радости.
Воспитатель: - Правильно, мы сегодня говорили о радости, о радостном настроении, но радовать можно не только себя, но своих близких. Сейчас мы с вами будем передавать фонарик- светлячок, и называть способы, как мы можем порадовать близких?
Дети: - Нарисовать рисунок. Если кого-то обидел, попросить прощения и т.д..
Воспитатель: - Молодцы!!!

«Вся эта область такова, что
практика далеко опередила здесь
и теорию, и исследования.»

К. Роджерс

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.

Исследования психологов показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (95% опрошенных детей 5–7 лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7% детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6%).
Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Таким образом, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях, что же говорить о более младших детях!

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или в младшей группе после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение». И конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют.

Цель программы - Развитие эмоциональной сферы детей 4 – 9 лет. Задачи программы:



Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением.

Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.).
Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).

Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.).

Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию.

Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.

Организация занятий.

Занятия проводятся с группой, состоящей из 6–10 человек, 1–2 раза в неделю. Длительность одного занятия - от 20 до 60 минут в зависимости от возраста детей.

Для проведения занятий необходимо просторное помещение с ковровым (мягким) покрытием. После завершения программы можно поставить с детьми спектакль. В ходе подготовки к нему дети могут использовать полученные знания и умения, продемонстрировать зрителям (и себе!) свои достижения. Необходимо помнить, что спектакль должен быть эмоциональным.

Правила проведения занятий.

Самое главное условие эффективности таких занятий - добровольное участие в них детей.

Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа. Малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься. Если вы с удовольствием готовитесь к этим занятиям, с удовольствием проводите их, то дети это обязательно заметят!

Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, закончите занятие.

Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности).

Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал.

Методические приемы.

Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
Рисование эмоций. Проигрывание этюдов.

Примерное планирование.

Данная программа представлена в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг - это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой. Количество занятий в каждом шаге определяет взрослый (психолог, педагог), ориентируясь на возраст детей, скорость и глубину освоения ими нового материала. Шаги или их части, обозначенные «*», можно при желании ведущего опустить без ущерба для общей логики проведения занятий, если они проводятся с детьми до 6–7 лет или если проводится краткий курс с младшими школьниками (смотри прилож. 4).

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему. Можно, например, проиграть ситуацию, которая произошла в группе (классе) или сюжет, почерпнутый из прочитанной сказки.
Герои (мальчик, девочка) обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает упражнение, можно менять героя, даже присваивая ему имя играющего ребенка.

Не стремитесь к одному, «правильному» изображению того или иного настроения (эмоции). Дайте возможность детям проявить себя, свою индивидуальность. Пусть каждый создаст свою версию, обсудите с ними, у кого наиболее ярко передано настроение, почему, какими средствами. Самовыражайтесь вместе с детьми!

Новая кукла

(этюд на выражение радости)

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

(этюд на выражение гнева)

Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

(этюд на выражение удивления)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

(этюд на выражение печали)

Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку...

Один дома

(этюд на выражение страха)

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Лисичка подслушивает

(этюд на выражение интереса)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Кот Васька

(этюд на выражение стыда)

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Соленый чай

(этюд на выражение отвращения)

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Новая девочка

(этюд на выражение презрения)

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей - недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

Дальше этюды могут усложняться. Во-первых - можно разыгрывать с детьми этюды, в которых эмоции сменяют друг друга: удивление - страх, боль - радость, презрение - стыд и т.д. Во-вторых - проигрывать этюды, в которых несколько участников взаимодействуют, переживая различные эмоции: один сердится - другой пугается.

Ниже приводятся примеры таких этюдов.

(горе - радость)

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь -
Не утонет в речке мяч!»

(радость).

(внимание - страх - радость)

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток - а вдруг это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей - они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость)!

Гадкий утенок

(презрение и печаль)

На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один утенок какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили: «Какой он гадкий!» (презрение). Даже его мать-утка часто повторяла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногою. А утенок очень переживал такое несправедливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него нет друзей (печаль).

Дуремар и Тортилла

(презрение и гнев)

Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортиллу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар и отвечает: «Ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь - ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит все население пруда просить меня об этом!» (гнев).

Дюймовочка и майский жук

(отвращение и гнев)

Майский жук перенес Дюймовочку с листка кувшинки на ветку дерева. Она ему очень понравилась, и он решил жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жених: он был такой толстый, блестящий и очень неприятный (неприязнь, отвращение). Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на нее за это, затопал всеми шестью лапами и, слетев с дерева, опустил ее на ромашку (гнев).

Кто съел варенье?

(удивление и стыд)

Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?», на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье?» (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).

ИГРЫ УГАДАЙ ЭМОЦИЮ

На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
На первых порах взрослый может помочь ребенку.
Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

ЛОТО НАСТРОЕНИЙ

Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т.д., следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует количеству детей или количеству микрогрупп.
Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

НАЗОВИ ПОХОЖЕЕ

Цель данной игры - активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции. Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию (см. приложение). Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕВИЗОР

Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся».
После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.

Возможные вопросы для обсуждения:

По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?
Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?
Трудно ли было тебе понять другого участника?
Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?

СНИМАЕТСЯ КИНО (КИНОПРОБА)

Среди детей выбираются Сценарист и Режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: Сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а Режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя(ев) которой отсутствует(ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?
Можно разделить детей на микрогруппы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию (то есть одна группа продумывает и разыгрывает ситуацию, если герой картинки злится, другая - если веселится и т.д.).

РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ

Детям могут предлагаться следующие варианты заданий.

1. Выполни рисунок на тему: «Мое настроение сейчас» (с этого задания можно начинать каждое занятие).

2. Ребенок рисует ту эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.

3. Каждый ребенок «вытягивает» карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

4. Дети рисуют ту эмоцию, с которой познакомились на данном занятии (например, страх, удивление и пр.). Во время обсуждения выбирают рисунки, наиболее ярко отражающие данную эмоцию.

Рисунки могут быть как сюжетные («Нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки», «Нарисуй случай из твоей жизни, когда ты очень удивился»), так и абстрактные, то есть когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие), композицию различных элементов.

Абстрактные рисунки в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражению личности. Здесь снимаются ограничения, накладываемые уровнем сформированности художественных навыков ребенка и приобретенными стереотипами рисования (девочки рисуют однотипных «принцесс», а мальчики - одинаковые машины).

При обсуждении рисунков следует избегать оценок «технического мастерства» автора (в том числе «красиво - некрасиво»), а следует обращать внимание на приемы (цвет, характер линий и т.д.), позволяющие передавать настроение, переживания. При правильной организации обсуждения детских рисунков ребята сами обычно приходят к пониманию преимущества свободного (абстрактного) рисования.