Педсовет развитие творческих способностей дошкольников. Педагогический совет "развитие интеллектуальных и творческих способностей дощкольников в конструктивной деятельности"

Педагогический совет

«Развитие творческих способностей дошкольников»


План проведения педсовета

  • 1. Утверждение повестки дня заседания Совета педагогов
  • 2. Анализ выполнения решения предыдущего Совета педагогов №2 от 11 декабря 2013г
  • 3. Итоги конкурса детских работ «Зимушка-зима»
  • 4.Вступительное слово заведующего по теме педсовета
  • Заведующий О.П.Егорова
  • 5. Деловая игра
  • 6. Обсуждение и принятие решения Совета Педагогов №3

Проект решения педагогического совета

1. Упорядочить предметно-развивающую среду по художественно-творческому развитию детей в группах в соответствии с требованиями ФГОС, рекомендациями реализуемой программы «Детство».

Ответственные: Воспитатели групп

Срок: в течение года

2. Развивать воображение – основу детского творчества во всех видах образовательной деятельности.

Срок: постоянно

3. Изучать и внедрять в практику работы новые современные методы и способы развития творческой деятельности, современные игровые материалы и оборудование.

Ответственные: Ст.воспитатель, Педагоги

Срок: в течение года

4.Ежемесячно планировать работу с родителями по формированию семейной художественно-творческой деятельности, привлекать родителей воспитанников к участию внутрисадовских и городских мероприятий.

Ответственные: Ст.воспитатель, Педагоги

Срок: постоянно


Что такое творчество?

«Творчество –

это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое».

Лев Семёнович Выготский


1 станция Цветоград

2 станция Мозговой штурм

3 станция Искусствоведение

4 станция Растим таланты

5 станция Словотворческая

6 станция Вообразилия


Что такое искусство?

Это понятие является для каждого своим,

и каждый его понимает по-своему.

Это способ самовыражения,

способ выплескивать свои чувства и эмоции.

Кто-то пишет музыку, кто-то пишет картины,

а кто-то вышивает крестиком. Каждый выбирает свой путь.

Понятие искусство очень растяжимое,

это способ отражения того, что видит человек, что он воспринимает.

Это мастерство, которое удовлетворяет нужды человека,

которое доставляет ему удовольствие.


Что такое искусство?

Искусство многогранно, это душа человека.

Искусство - это богатейший мир разнообразных образов,

это полет фантазии, это желание понять смысл жизни

и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека.

Искусство – это радость.

Порой творчество ребенка – это на первый взгляд

хаотичные линии (это мы так видим взрослые),

но ребенок вложил свою идею, а не технику.

И он видит в своем рисунке, например прекрасный город

или сказочный цветок. В этот момент ему важно показать,

насколько ценна, первостепенная идея в его рисунке.




Формирование и развитие творческих способностей обучающихся во внеклассной работе по математике. (Учитель: Дульцева Л.П.) Мое выступление на педсовете. 28марта 2012г

Задача учителя – организовать процесс таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формированию у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки; уметь делать обобщения, творчески применять знания в новых ситуациях. Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности - ученик. Следовательно, критерием деятельности учителя является конечный результат: дать ученику лишь набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности. Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную (творческую). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться её творческая сторона. Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника. Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний. Творческая деятельность ученика зависит от наличия трех компонентов мышления: 1) высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения и аналогии; 2) высокий уровень активности и неординарности мышления, которые проявляются в различных вариантах решений и в выдвижении нестандартных идей; 3) высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, которые проявляются в умении выделить существенное в явлениях и сознании собственных способов мышления. Ученик, имеющий названные качества мышления, может преодолеть трудности овладении учебным материалом и выйти победителем в незнакомых ситуациях. Следовательно, задача учителя сводится к формированию указанных составляющих мышления, формированию и развитию творческих способностей учащихся. Выполнению этой задачи помогает внеклассная работа по математике. Способствуя глубокому и прочному овладению изученным материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, внеклассная работа развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников, а ее инструментами должны стать: Ø математические игры; Ø кружки; Ø олимпиады; Ø математические вечера; Ø неделя математики; Ø различные занимательные задачи: задачи-головоломки, на соображение и догадку, нестандартные задачи и др. Остановлюсь подробнее на каждом из них. Игры. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, стремление к знаниям, чувство собственного достоинства, чувство сопереживания за товарища по команде и т.д. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое и это новое входит в них естественно, играючи. Лучше ориентируются в необычной ситуации, проявляют творчество, фантазию, особенно те, кто в другое время просто бы не реагировал на урок, на дидактические игры. Приобщение к творческой деятельности может проходить через математические бои, КВН, математическое лото, аукцион, брейн-ринги и т. д. Игра дает учителю возможность увидеть творческий потенциал ученика, раскрыть и развивать его творческие способности, игра создает условия для развития этих способностей. В своей педагогической деятельности я практикую проведение внеклассных мероприятий в форме игр, таких как брейн-ринг, «Слабое звено», « О, счастливчик!», «Звёздный час по математике» и др. Очень богатый материал по проведению таких игр можно подобрать в газете «Математика» (приложение к газете «1 СЕНТЯБРЯ»). ПОКАЗАТЬ - Книга «Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах».

Кружок. На занятиях кружка учащиеся учатся решать задачи (задачи-головоломки, на сообразительность и догадку, олимпиадные, практические, нестандартные задачи и др.). Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизации их самостоятельной исследовательской деятельности. Предлагая учащимся занимательные задачи, учитель формирует у них способность выполнять анализ сравнений, обобщений, установление связей, умозаключений и одновременно развивают особый вид творчества - смекалку. На занятиях кружка дети более раскованы, лучше фантазируют.

Олимпиада. Ежегодное проведение олимпиад позволяет проявить свои творческие математические способности у ребят, увлеченных математикой. Учителю при подготовке к олимпиаде приходится много работать: разнообразие методов решения, изучение дополнительного материала и т.д. Иногда учащиеся разрабатывают методы сами и знакомят остальных. Материал для подготовки учащихся к олимпиадам беру из журнала « Математика в школе», газете «Математика» (приложение к газете «1 СЕНТЯБРЯ»), книг. В связи с информатизацией учебного процесса при подготовке к олимпиадам предлагаю ребятам имеющим дома компьютер компьютерные диски. Сказать о компьютерных логических играх, они позволяют выявить учащихся, с математическим складом мышления.

Математическая неделя. В последние годы во многих школах традиционно проходит Неделя математики. О начале Недели математики возвещает выпуск газеты, в котором указывается план проведения Недели. В последующие дни в классах проходят различные конкурсы, КВН, математические игры, турниры смекалистых и т.д. Завершается Неделя математики школьной математической олимпиадой, в которой могут принять участие все желающие. ПРИВЕСТИ ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ В НАШЕЙ ШКОЛЕ. (Помимо того, что в классе у меня оформлен сменный стенд « Прояви смекалку», во время проведения Недели я ежедневно на магнитной доске вывешиваю занимательные, логические задачи, ребусы. Иногда использую шуточные приемы: вы войдете или выйдете из класса ответив на мои вопросы (вопросы на мышление). В этом году ребятам было дано творческое задание – выпуск математической газеты, позволившей ребятам узнать для себя новые факты, потому что для подборки материала необходимо было перелистать немало математической литературы, выступить в роли редакторов, показать свои способности. В ходе проведения недели учащиеся сами приносят интересные занимательные задачи найденные ими самостоятельно в различных книгах. Выполняют творческие задания по различным темам геометрии: координатная плоскость, осевая и центральная симметрия, поворот; сочиняют «научные сказки» (О четырехугольниках). В рамках проведения недели учащиеся готовят доклады об истории математики, великих ученых. С введением в школах профильного обучения у учащихся появилась возможность расширить и углубить свои знания через посещение элективных курсов. В заключении хочу сказать: если ученик видит перед собой примеры творческого подхода к делу своих наставников, то у него самого возникает потребность творчества.

Тема педагогического совета: «Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время»

Дата проведения : 9 января 2017г.

Время и место проведения : 10:00, кабинет № 20

Цель педсовета: совершенствование развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников во внеурочное время.

Задачи:

    выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

    оказание помощи в поисках «себя»;

    создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

    формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

    развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

Каждый ребенок способен созидать и творить.

"Ребенок - это факел, который нужно зажечь,

а не сосуд, который нужно наполнить"

Действительно, мы с уверенностью можем сказать, что каждый ребенок способен созидать и творить, дарить нам взрослым минуты радости. Когда мы видим радостные глаза детей, сами ощущаем озарение творчеством. Как же сделать так, чтобы каждый ребенок нашел возможность развить и проявить свои творческие способности в той или иной сфере, как учебной, так и внеурочной деятельности? Многие педагоги ищут ответ на этот вопрос. Сегодня он станет предметом и нашего разговора.

Его актуальность сложно переоценить.

Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений, технических средств и информационных систем и многого другого. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду так, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Наше время - это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.

Я думаю, что Вы без сомнения назовете тему нашего педсовета: «Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время».

Психологи давно пришли к единому мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».

Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности, это способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта, это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше, это человеческая потребность.

Способности – индивидуально–психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности к своему труду и про цесс решения творческих задач. Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Когда необходимо развивать творческие способности детей?

Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течении последующей жизни просто совершенствуются и реализуются. Поэтому стартовой точкой развития этих способностей должно и быть раннее детство. Очень часто родители несерьезно воспринимают «небылицы» своих маленьких выдумщиков, а иногда и вовсе взрослые даже их пресекают. Фантазирование на самом деле – это специфическая особенность, характерная для дошкольного и раннего школьного возраста. И не стоит ни в коем случае мешать этому процессу. Просто сделайте вид, что верите в доброго Волшебника и в то, что непременно сегодня побываете на Луне и т.п. Именно в таких «воображалках» и зарождается творческий потенциал.

С чего начать развитие творческих способностей у детей?

А начать, прежде всего, стоит с себя! Главную роль в процессе развития т ворческих способностей у детей играют непосредственно родители и конечно педагоги.

Многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. Чрезмерная серьезность, скованность и консервативность родителей не совсем подходящие помощники для того, чтобы развивать творческие способности детей . И наша с вами задача в этом им помочь. Взрослым в обязательном порядке стоит научиться играть в детские игры . Веселится, шалить и не бояться на определенное время стать детьми.

Существует следующие методы развития творческих способностей детей :

1. Окружающий мир

2. Развивающие игрушки и игры

3. Рисование

4. Лепка

5. Чтение

6. Музыка

7. Аппликация

Какие же есть условия для развития творчества

Первое условие развития творчества - высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, "вкус успеха". "Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом".

Второе условие развития способности ребёнка - создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.

Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность.

Учащиеся обладают разнообразными потенциальными способностями. Способности у каждого ребенка развиваются по-разному, в зависимости от базы, как полученных знаний, так и природных данных.

Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что "развить способности - это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости".

К факторам, влияющим на развитие творчества одаренного ребенка, относят внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся информационно-материальные условия, реакция родителей, учителей и сверстников.

К внутренним факторам относятся здоровье, пол ребенка, а так же самооценка и воля.

Кроме этого, внутренние и внешние факторы подразделяются на объективные и субъективные.

Субъективные факторы не зависят от воли ребенка, это место жительства, материальный статус родителей, пол и здоровье ребенка.

К объективным факторам относятся реакция родителей, учителей и сверстников, а так же воля и самооценка.

Рассмотрим более подробно каждый из факторов.

Место жительства – если ребенок живет в крупном городе, то ему потенциально доступны кружки, секции, клубы и пр., если же ребенок живет в деревне, то порой у него нет выбора образовательных учреждений для развития.

Учитывается и такой фактор как материальный статус, если материальный статус родителей ребенка, живущего в селе, позволяет нанять учителя, оплачивать проезд ребенка в город на дополнительные занятия, купить, например, музыкальный инструмент для занятий музыкой и т.д., то у ребенка будет творческое развитие.

Следующий фактор – здоровье ребенка, так же влияет по понятным причинам на развитие творчества.

Пол ребенка оказывает влияние на занятия творчеством, так у мужчин нет выбора, они изначально ориентированы на карьеру, у женщин, наоборот, есть выбор: заниматься карьерой, творчеством или быть матерью, женой.

Самооценка одаренного ребенка может быть завышенной или заниженной.

При завышенной самооценке одаренный ребенок сталкивается с проблемами в общении со сверстниками, он знает свои возможности, не обращает внимания на реакцию взрослых и т.д.

Заниженная самооценка тормозит развитие творчества, ребенок не уверен в себе, в своих силах, в этом случае ему нужна поддержка, в том числе и психологов.

Очень важным субъективным внешним фактором является реакция родителей, учителей, сверстников на творчество одаренного ребенка. Реакция может быть положительной, так и отрицательной.

Из автобиографии Сергея Прокофьева «…Между тем я подобрал пьесу, которая приняла вполне приемлемую форму. Эту пьесу я играл несколько раз. Мать решила записать ее»… Реакция матери на процесс творчества ребенка положительная, она не только слушала, что играет ее ребенок, но и решила записать пьесу профессиональным языком (нотами). Положительная реакция ведет к дальнейшему развитию творчества ребенка.

Противоположным, тормозящим развитие творчества фактором является отрицательная реакция взрослых. Из биографии Петра Чайковского: «Петя быстро освоил трудности игры, незаметно научился читать ноты с листа, с необычайной легкостью запоминал пьесы наизусть. Его не занимали больше ни развлечения, ни прогулки. Он не отходил от инструмента. Родители рассеянно наблюдали его «одержимость». Мальчик заметно осунулся. Гувернантка Фани Дюрбах не поощряла музыкальные склонности ребенка, боясь за его здоровье. Музыка действовала на него не так как на других детей: после фантазирования на фортепиано он становился рассеянным, взвинченным. Фани потребовала запретить Пете подходить к фортепиано в неурочные часы. Петя молча подчинялся запрету».

Таким образом, различные факторы внешней и внутренней среды могут оказывать положительное или отрицательное воздействие на развитие творчества одаренного ребенка.

Особенность дополнительного образования – выявить и развить способности и одаренность в доступной и интересной детям деятельности.

если мы знаем, как из слабости возникает сила,

из недостатков - способности,

то мы держим в своих руках ключ

к проблеме детской одаренности.

Л. С. Выготский

Педагог, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

В число важнейших задач дополнительного образования входит подготовка обучающихся к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологичном обществе.

В нашей школе большое внимание уделяется внеурочной деятельности. Такая деятельность дает большие возможности для развития творческой, разносторонней личности.

В школе существует и активно функционирует система дополнительного образования, целью ее является гармоничное развитие личности каждого ребенка соответственно ее интересам и наклонностям.

Ведется работа по следующим направлениям:

Экологическое,

Военно-патриотическое

Художественно-эстетическое,

Спортивное

Туристско-краеведческое,

В качестве руководителей кружков в этом учебном году работают 11 педагогов.

В школе действуют 12 различных кружков:

    «Туристы – пешеходники» - руководитель Бодарева О.А.

    «Вокал» - руководитель Гутковский В.В.

    «Меткий стрелок» - руководитель Гутковский В.В.

    «Драматический театр» - руководитель Иовица О.П.

    «Азбука творчества» - руководитель Колесник С.Д.

    «Игротека» - руководитель Петрова Л.В.

    «Художественное слово» - руководитель Корчевская Т.А.

    «Юный экскурсовод» - руководитель Кузнецова А.В.

    «Охрана природы» - руководитель Рябая Н.А.

    «Изобразительное творчество» - руководитель Сандлер И.М.

    «Умелые ручки» - руководитель Тушницкая Е.В.

    «Вязание спицами» - руководитель Хмарская Н.А.

Работа педагогов дополнительного образования направлена на систематическое обновление содержания дополнительного образования, его программ (имеют все педагоги), методик; включение в систему одарённых детей, требующих повышенного педагогического внимания.

Деятельность в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На занятиях педагог в детях пробуждает творческое начало, учит трудиться, помогает ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Как это происходит в нашей школе, поделятся своим опытом руководители кружков.

Слово предоставляется…

Результативность участия в традиционных городских и республиканских конкурсах и фестивалях как: «Песню пою Приднестровью», «Юность, творчество, талант», «Мы этой памяти верны», «Юный патриот Приднестровья», «Юный инспектор дорожного движения» и др. позволяет прийти к выводу, что уровень развития творческих способностей учащихся постоянно повышается. Фантазия педагогов и детей безгранична. Каждый старается себя реализовать: в создании моделей, презентации, защите проекта.

К сожалению, недостаточное финансирование не позволяет увеличить охват учащихся кружковой работой, которая в настоящее время составляет 38, 3% - 184 учащихся.

Заключение.

Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Поэтому мы стараемся придерживаться следующих правил для развития творческих способностей:

    воспринимать ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловно принять его таким, какой он есть;

    внимательно и чутко относится ко всем проявлениям творческой активности ребенка, которое предполагает восхищение каждой идеей, мыслью, поделкой ученика;

Проект решения педсовета:

    Классным руководителям, руководителям кружков выявить интересы, возможности, склонности, способности учащихся в различных видах деятельности;

Ответственные

    Руководителям кружков систематически создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

Срок исполнения: в течение года

Ответственные

    Руководителям кружков формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении внеурочной деятельности.

Срок исполнения: в течение года

Ответственные : руководители кружков, ЗДВР Сергеева О.К.

    Изучить опыт руководителей кружков (Тушницкой Е.В., Иовицы О.П.,

Хмарской Н.А.) в развитии творческих способностей учащихся.

Срок исполнения: март 2017 год

Ответственные : руководители кружков, ЗДВР Сергеева О.К.

    Довести до сведения учащихся и родителей о кружках, работающих в школе

Срок исполнения: в течение года

Ответственные : классные руководители, руководители кружков, ЗДВР Сергеева О.К.

Педсовет проводится в форме деловой игры, с использованием презентаций к некоторым сообщениям.В ходе педсовета педагоги пополнят и уточнят свои теоретические и практические знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет – Деловая игра

Тема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников»

Цель: Совершенствовать работу в МДОУ по художественно-эстетическому воспитанию.

Повестка дня:

1. Выполнение решений предыдущего Совета педагогов.

Вступительное слово «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников».

отв: заведующий Сверчкова И.В.

2. Сообщение с использованием презентации «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников»

отв: муз.руководитель Вердиян И.Д.

3. Сообщение «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников»

отв: воспитатель Субботкина Т.Н.

4. Сообщение из опыта работы «Организация работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»

отв: воспитатель Султанова Н.Ф.

5. Итоги диагностики творческих способностей дошкольников (старшие группы)

отв: педагог-психолог Подпоринова И.К.

6. Итоги взаимопроверки ПРС по художественно-эстетическому воспитанию в разных возрастных группах.

отв: воспитатели групп

7. Итоги тематической проверки «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию». (Справка)

отв: ст. воспитатель Кулакова И.А .

8. Деловая игра – «Педагогический пробег» с использованием презентации.

отв: ст. воспитатель Кулакова И.А.

9. Представление мини - конспекта НОД в игровой форме «Знакомство с творчеством художника, писателя, композитора», «Знакомство с народной игрушкой»

отв: воспитатели групп, муз.руководитель

10. Обсуждение проекта решения.

Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художестенно-творческих способностей дошкольников» (приложение 1 – презентация).

Заведующий: Уважаемые коллеги, нашу сегодняшнюю встречу хочется начать с высказывания замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.

Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к уважаемым педагогам современности, а также к словарю по эстетике (слайд).

Художественно-эстетическое воспитание -

  • Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

(Д.Б. Лихачёв)

  • Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.

(В. Н. Шацкая)

  • Это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве.

(Краткий словарь по эстетике)

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. (слайд)

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность. (слайд).

Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду? (слайд)

  • Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

И, действительно, ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе художественно-эстетического воспитания у дошкольников происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.

  • Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, аппликации, пению, движениям под музыку.

Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Что мы можем отнести к средствам художественно-эстетического воспитания? (ответы педагогов).

Основные средства художественно-эстетического воспитания – это (слайд):

Предметно-развивающая среда

Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична красива, если ребенок видит прекрасные взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

Природа

Именно в ней можно увидеть основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков, в их сочетании. Сама по себе природа это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности и делает ее наглядной для ребенка.

Искусство

(Изобразительное искусство, музыка, архитектура, литература, театр)

Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки. Вне всякого сомнения первый вид искусства, который воспринимает ребенок и реагирует на который - это музыка. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, поэтому у детей необходимо знакомить с лучшими образцами народной и классической музыки. Не мене важны и изобразительное искусство, знакомство с художниками, их творчеством. Литература писатели, поэты их произведения.

Художественная деятельность

(как организованная воспитателем, так и самостоятельная)

Воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Деятельность, связанная непосредственно с видами искусства - художественная деятельность. (Художественный труд, изобразительная деятельность с помощью которой развивается у детей восприятие окружающего мира, природы, произведений изобразительного искусства. Формируются изобразительные навыки, с помощью которых дети могут передать свои впечатления в продуктивных видах деятельности).

Именно воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Творчество детей проявляется и в составлении рассказов, придумывании стихов, а также в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Мы сформулировали задачи художественно-эстетического воспитания детей, определили основные средства, с помощью которых мы будем решать эти задачи, но нельзя забывать и об условиях их реализации (слайд):

Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания

Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.

Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.

Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

Большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества я придаю интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей.

Именно интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.

Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с моей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).

Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности:

– в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения);

– в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация;

– в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет), лепка (форма, объём, пропорции), аппликация (форма, цвет, композиция);

– в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Все художественно-творческие виды деятельности выполняют психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия. Художественно-эстетическое развитие детей способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности (для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» практически идентичны), повышает познавательную активность.

О том, как развивать у дошкольников музыкально-творческие способности нам расскажет музыкальный руководитель Вердиян Инна Давидовна (приложение 2 – презентация).

Музыкальный руководитель: Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроению. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.

Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они в последствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей. Способность – индивидуальная особенность личности.

Различают способности: лингвистические, интеллектуальные, творческие, музыкальные (слайд).

Музыкальные способности разделяют на специальные (композиторские, исполнительские) – качественное своеобразие специальных способностей, необходимых для выполнения любого вида музыкальной деятельности и общие (необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности) - способность эмоционально погружаться в музыкальные переживание, внимание, волевые особенности, т.е. то, что относится к процессам и свойствам личности.(слайд).

Специалисты – музыканты выделяют три вида музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма (слайд).

Ладовое чувство - способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения (слайд). Эту способность можно назвать эмоциональным компонентом музыкального слуха. В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки.

Способность к слуховому представлению это способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения (слайд). Эта способность у детей проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь – в пении.

Музыкально-ритмическое чувство или чувство ритма - способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его (слайд). В раннем возрасте чувство ритма проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки.

Важнейшим средством развития музыкально-творческих способностей является музыкальная предметно-развивающая среда, которая организуется в группах по 3 направлениям: восприятие музыки, воспроизведение музыки, музыкально творческая деятельность (слайд).

Немаловажна также роль музыкально дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей.

Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными.

Приведу примеры использования музыкально-дидактических игр в младшем и старшем дошкольном возрасте (слайды).

Считаю, что одними усилиями музыкального, без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также в развитии их музыкально-творческих способностей. Поэтому необходимо использование музыки в повседневной жизни группы, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству, ознакомлению с окружающим миро, на прогулке и т.д.

Заведующий: О том, как развивать у дошкольников художественно-творческие способности посредством дидактических игр и упражнений, нам расскажет воспитатель Субботкина Татьяна Николаевна (приложение 3,4).

Заведующий: Опытом организации работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников поделится воспитатель подготовительной группы «Вишенка» Султанова Наталья Федоровна (приложение 5).

Заведующий: Слово для выступления передаю педагогу-психологу Подпориновой Ирине Карловне, которая озвучит итоги диагностики творческих способностей детей старших, подготовительных групп, даст рекомендации по развитию этих способностей и проведет блиц-диагностику ваших творческих способностей, уважаемые коллеги (выступление педагога-психолога).

Заведующий: Хочется послушать и вас, педагоги. Предлагаю вам озвучить итоги взаимопроверки предметно-развивающей среды по художественно-эстетическому воспитанию (выступление воспитателей разных возрастных групп).

Заведующий: Итоги тематической проверки «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию» , проводимой в рамках подготовки к педсовету, подведет старший воспитатель Кулакова Ирина Анатольевна (выступление старшего воспитателя).

Старший воспитатель: Уважаемые педагоги, предлагаю вам вместе провести педагогический пробег по теме нашего педсовета (приложение 6) и актуализировать ваши знания по вопросам художественно-эстетического воспитания дошкольников. Для этого вам нужно разделиться на две команды (на столах разложены листочки с номером команды № 1, № 2, каждый педагог путем жребия определяет свою команду).

Мозговой штурм (слайд):

  • Назовите материалы, которые Вы используете в изобразительной НОД. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
  • Назовите методы и приемы в изобразительной деятельности. (Наглядные методы и приемы: наблюдение. Рассматривание (обследование) предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия. Словесные: беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово. Практические: экспериментирвание с цветом, различными изобразительными средствами. Игровые )
  • Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. ((Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
  • Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
  • Что такое живопись? Назовите основные средства выразительности живописи. (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета. Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)
  • Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры). Назовите средства выразительности графического изображения . (Линия, штрих, тон)
  • Назовите способы лепки, основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Пластический и конструктивный. Скатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)

А теперь, предлагаю вам решить кроссворд по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми» (слайд).

По горизонтали:

1.Одно из главных качеств, присущих изделиям художественных народных промыслов.

2. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он?

3. Красочный наряд произведений художественных народных промыслов.

4. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Филимоново, Дымково, Каргополья.

5. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов.

6. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так.

7. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду искусств их можно отнести?

По вертикали:

1.Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера?

2. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.

3. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полхов -Майдан.

4. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье.

5. Название русского праздника – торга, на котором все посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

6. Чем покрывают роспись по дереву?

Проверим, как хорошо вы знаете признанных мастеров живописи и музыки, и их творчество.

Художники, их произведения (слайд):

Найдите портрет художника В.М.Васнецова, И.И.Шишкина.

Найдите картину И.И.Шишкина, И.Э. Грабаря, И.И. Левитана

Выберите из представленных репродукций картины, написанные в теплых тонах.

Композиторы, их произведения:

Найдите портрет композитора П.И.Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова.

Узнайте автора произведения по прослушанному отрывку музыкального произведения: «Грустный дождик», «Вальс» Д.Кабалевского, «Вальс снежных хлопьев», «Новая кукла», «Болезнь куклы» П.И.Чайковский; «Белка», «Море», «Царевна-лебедь» Н.А. Римский-Корсаков.

Старший воспитатель подводит итоги педагогического пробега, оценивает активность и правильность ответов каждой команды.

Заведующий: Давайте проверим домашнее задание. Напоминаю вам, что в качестве домашнего задания, вам было предложено составить мини – конспект НОД с использованием игровых приемов по теме: «Знакомство с творчеством (писателя, художника, композитора)» - старшие, подготовительные группы. «Знакомство с народной игрушкой» - младшие группы (выступление педагогов).

Заведующий: Наш педсовет подходит к концу. Как и на любом занятии – педагог должен подвести ребят к итогу. А итог нашего заседания мы будем подводить с помощью упражнения «Шесть шляп мышления». Для этого предлагаю каждой команде выбрать по три шляпы и инструкцию к ним. Вам необходимо, используя характеристику выбранной шляпы, подвести итог педсовета:

« белая шляпа» - констатирует факты, информацию, не используя при этом оценки и эмоции;

«желая шляпа» - называет только «плюсы», все то, что понравилось на этом педсовете;

«черная шляпа» - говорит о «минусах», т.е.что на педсовете не понравилось или что принять в работу нельзя;

«красная шляпа» - говорит только о чувствах, которые возникали в ходе педсовета;

«зеленая шляпа» - размышляет с позиции творчества – где и как можно использовать полученный опыт;

«синяя шляпа» - делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем для дальнейшего обсуждения.

Представители команд выбирают разноцветные шляпы (сделанные из цветной бумаги). На обсуждение каждой команде дается три минуты. Задание понятно? Тогда начинаем работу (каждая команда после обсуждения представляет свой итог в последовательности, указанной выше).

Заведующий: А теперь предлагаю вашему внимаю проект решения педагогического совета (проект обсуждается и принимается в окончательном варианте – приложение 7). Закончить сегодняшнюю встречу хочется словами Д.Б. Кабалевского «Видеть музыку, слышать живопись», которые на мой взгляд могут стать девизом совместной работы нашего педагогического коллектива по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников.

Используемая литература:

Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. методическое пособие «Росинка» модуль «В мире прекрасного» - Москва, «Владос», 2010 г.;

Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество» - Москва, Педагогическое общество России, 2005 г.;

Комарова Т.С. «Детское художественное творчество» - Москва, Мозаика-синтез, 2010 г.;

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания,обучения и развития детей2-7 лет «Цветные ладошки» - Москва, ТЦ «Сфера», 2012 г.;

Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. «Развиваем способности дошкольников» -Москва, ТЦ «Сфера»,2010 г.;

Штанько И.В. «Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход» - Москва, ТЦ «Сфера», 2009 г.;

Журнал Музыкальный руководитель № 4/2006 г.

Интернет ресурсы.

Решение педсовета:

1. Продолжать систематически планировать различные формы, методы и приемы работы с детьми по художественно-эстетическому воспитанию, особое внимание уделяя целям и задачам.

Отв: воспитатели групп

Срок: постоянно

2. Разработать перспективное планирование по ознакомлению детей с искусством.

Отв: воспитатели групп, воспитатель по изобразительной деятельности

Срок: до ________ г.

3. Планировать индивидуальную работу по изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию согласно рекомендаций музыкальных руководителей, педагога по изобразительной деятельности.

Отв: воспитатели групп, указанные специалисты

Срок: ежедневно во вторую половину дня

Отв: педагог-психолог

Срок: до ________ г.

5. Создать фонотеку музыкальных произведений для слушания с детьми, картотеку музыкально-дидактических игр.

Отв: музыкальные руководители

Срок: до ________ г.

6. Пополнить уголки изобразительной деятельности, музыкальные уголки.

Отв: воспитатели групп

Срок: до ________ г.

7. Оформить и оборудовать мини-музей в группе «Вишенка» по художественно-эстетическому направлению.

Отв: воспитатели Субботкина Т.Н., Султанова Н.Ф.

Срок: до _________ г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Педагогический совет на тему «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников» «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». /В. А. Сухомлинский/

Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. (Д.Б. Лихачёв) Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве (В. Н. Шацкая) Это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве. (Краткий словарь по эстетике) Что такое художественно-эстетическое воспитание?

Ключевая роль детского сада –создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания в ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, аппликации, пению, движениям под музыку. Задачи художественно-эстетического воспитания:

Средства художественно-эстетического воспитания Предметно-развивающая среда Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична красива, если ребенок видит прекрасные взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Художественная деятельность (как организованная воспитателем, так и самостоятельная) Воспитание ребенка в деятельности –одна из закономерностей воспитания. Деятельность, связанная непосредственно с видами искусства -художественная деятельность. (художественный труд, изобразительная деятельность с помощью которой развивается у детей восприятие окружающего мира, природы, произведений изобразительного искусства. Формируются изобразительные навыки с помощью которых дети могут передать свои впечатления в продуктивных видах деятельности) . Искусство (Изобразительное искусство, музыка, архитектура, литература, театр) Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки. Вне всякого сомнения первый вид искусства, который воспринимает ребенок и реагирует на который - это музыка. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, поэтому у детей необходимо знакомить с лучшими образцами народной и классической музыки. Природа Именно в ней можно увидеть основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков, в их сочетании. Сама по себе природа это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности и делает ее наглядной для ребенка.

Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества. Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способст­вующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения. Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения. Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др. Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой. Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей. Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания

Педагогический пробег Цель: Систематизировать знания воспитателей о средствах, методах и приемах художественно-эстетического воспитания детей. Практическая часть

Назовите материалы, которые Вы используете в изобразительной НОД. Назовите методы и приемы в изобразительной деятельности. Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. Что такое живопись? Назовите основные средства выразительности живописи. Что такое графика? Назовите средства выразительности графического изображения. Назовите способы лепки, основные приемы, используемые при лепке. Мозговой штурм

Заполнив строки кроссворда, в выделенных строках Вы сможете прочитать название русского праздника – торга, на котором все посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку. По горизонтали: 1.Одно из главных качеств, присущих изделиям художественных народных промыслов. 2. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? 3. Красочный наряд произведений художественных народных промыслов. 4.Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Филимоново, Дымково, Каргополья. 5. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. 6. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. 7. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств из можно отнести? По вертикали: 1.Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера? 2. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. 3. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полхов -Майдан. 4.Профессия мастеров, чьими руками изготавливались глиняные расписные 5.Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. 6. Чем покрывают роспись по дереву? «Угадай-ка» - Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».