Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Использование икт в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Компьютерные программы для обучения родному языку дошкольник

Программа "Компьютер для дошкольников"
город Коломна
Столярова Елена Геннадьевна

Пояснительная записка

Наряду с традиционными учебными пособиями в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение - новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.

Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является «...прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».

С расширением рынка игрового программного обеспечения компьютерные игры все больше места занимают в жизни ребенка. В настоящее время рынок переполнен играми, насаждающими агрессию и насилие. Психологическая зависимость от компьютерных игр отрицательно влияет на психическое и соматическое состояние ребенка. Чтобы оградить ребенка от негативного влияния компьютерных игр необходимо тщательно следить за выбором игровых программ.

В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти, -повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста являются еще пока нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у дошкольников.

Задачи:

Развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;

Формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);

Развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;

Формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);

Закрепление навыков счёта и чтения;

Приобретение практических навыков при работе с ПК.

Организация учебного процесса

Программа ориентирована на работу с учащимися 5-6 лет и рассчитана на один год обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу. Общее количество часов в год на одну группу - 36.

Форма проведения занятий: индивидуальные, групповые.

Используемые методы:

Практические занятия;

Работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т.д.);

Активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие-соревнование.

Характеристика ожидаемых результатов

В результате освоения программы «Компьютер для дошкольников» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

Учащиеся должны знать:

Назначение основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;

Правила безопасной работы с компьютером.

Пользоваться манипулятором «мышь»;

Различать на экране монитора указатель курсора и указатель мыши;

Выбирать объект на экране с помощью мыши (устанавливать указатель мыши и щелкать левой кнопкой мыши);

Рисовать рамку на экране с нажатой левой кнопкой мыши;

Перемещать объект с нажатой левой кнопкой мыши;

Пользоваться клавиатурой: вводить буквы и цифры, пользоваться клавишей «Еnter»;

Выбирать щелчком мыши нужную строку в поле запроса типа «список» (главное меню, меню уровней);

Нажимать щелчком мыши кнопки действий на экране;

Вводить строку символов в окно ввода, удалять символы с помощью клавиши «BackSpace».

В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры.

Как показывает практика уровень усвоения постоянно повышается. Управление компьютером (клавиатурой, мышью) усваивается детьми автоматически. Во время игры не акцентируется внимание ребенка на то, что его диагностируют, а перед ним ставятся определенные дидактические задачи, которые ребенок должен решить самостоятельно, и он «просто играет». Важно, чтобы во время компьютерных игр ребенок был раскрепощен, свободно владел компьютером, несмотря на то, что это новый вид игры.

Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх:

Ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого - это говорит о низком уровне развития;

На среднем уровне - справляется с помощью взрослого;

На высоком - выполняет задание самостоятельно.

Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание специалистов на проблему и совместно решить её.

Принципы и средства обучения

Работа с детьми всегда требует от педагога массу усилий, тем более с детьми дошкольного возраста. Исходя из специфики этой возрастной категории, используются следующие принципы обучения при подаче изучаемого материала:

Доступнность

Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного дидактического материала.

Доступность является также одним из основных критериев при отборе компьютерных программ для занятий. Они должны быть легкими в управлении и материал в них должен преподноситься в простой, удобной для восприятия форме.

Наглядность

Так как у детей дошкольного возраста в обучении все еще ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала. Это:

Специальная оснащенность кабинета: яркие коврики для мыши;

Магнитофон и CD-ROM для использования музыки на занятиях;

Принтер для распечатки картинок, букв, цифр и т.д.

Различный дидактический материал для занятия (картинки, фигурки из бумаги);

Использование картинок в домашних заданиях и поощрениях;

Включение элемента рисования в домашнее задание (рисование в тетрадях);

Подборка компьютерных программ для занятий (с использованием красочных, ярких картинок, анимации, звуковых эффектов).

Индивидуальный подход

Работа с дошкольниками требует гораздо большего внимания, чем с учащимися, и не только из-за возраста. Малыши еще не умеют «работать», не умеют «учиться» целенаправленно, именно по теме занятия. Кроме того, в этом возрасте очень сильно заметна разница в развитии между детьми. Поэтому, целесообразно больше говорить об индивидуальном обучении.

Даже если работа ведется в группах, лучше их делать небольшими - до 3 человек, чтобы у педагога была возможность в течение занятия каждому уделять внимание, каждому отдельно давать задание, следить за его выполнением.

Индивидуальная работа - это один из самых эффективных способов обучения дошкольников.

Домашнее задание

Домашнее задание - один из главных моментов: на него возложено создание мотивационной деятельности, творчества, т.е. умения работать самостоятельно, воссоздавать забытое, поддерживать себя в активной форме. В его выполнении участвуют как сам ребенок, так и его родители. Домашние задания должны помочь осмыслить то, что происходило на занятиях, выявить суть занятий, ощутить важность самих занятий.

Учебно-тематический план

Тема, раздел

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Компьютерная азбука

Учимся работать на компьютере

Развиваемся с компьютером

Игры на развитие внимания,
мышления, памяти;

Развитие речи;

Знакомство с окружающим миром;

Формирование математических
представлений;

Развитие творческого воображения.

Культурно - досуговая деятельность

Итого :

1. Компьютерная азбука.

Знакомство с детьми.

Знакомство с компьютером. Для чего нужен компьютер. Значение компьютера в жизни человека. Правила работы за компьютером.

Правила включения и выключения компьютера.

Устройство компьютера. Монитор. Клавиатура. Мышь. Системный блок.

Дополнительные устройства, которые можно подключить к компьютеру: колонки, наушники, принтер, сканер, джойстик, фотоаппарат, видеокамера.

Практическая работа

Игра на знакомство «Имечко».

Беседа по картинкам «Как работать за компьютером».

Дидактическая игра «Собери компьютер».

Отработка навыков движения компьютерной мыши по экрану, одинарного щелчка левой кнопки мыши, перемещение объектов по экрану с зажатой левой кнопкой мыши.

Отработка навыка включения и выключения компьютера.

Электронная поддержка

«Компьютер для дошкольников».

«Компьютер для малышей (часть 1). Учимся пользоваться мышкой».

«Компьютер для малышей (часть 2). Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой».

Flash-игра «Загадки о животных».

2. Учимся работать на компьютере.

Рабочий стол. Внешний вид рабочего стола. Основные элементы рабочего стола: Мой компьютер, Корзина, кнопка Пуск, Часы, Календарь.

Работа с клавиатурой. Основные группы клавиш клавиатуры. Язык раскладки клавиатуры. Печать заглавных букв. Цифровая клавиатура.

Компьютерная мышь. Левая/правая кнопка мыши. Колесо прокрутки. Основные манипуляции с мышью: щелчок и двойной щелчок.

Программа. Запуск программы. Выключение программы.

Файл и папка. Перемещение, удаление, переименование папок и файлов.

Приемы изменения фонового рисунка рабочего стола.

Практическая работа

Перемещение объектов рабочего стола. Удаление файлов и папок в корзину.

Отработка навыков двойного щелчка левой кнопки мыши.

Самостоятельное включение детских игр и корректное их выключение.

Выход из игры с использованием клавиши Esc.

Смена языка раскладки клавиатуры на языковой панели и с помощью клавиш Ctrl+Shift или Alt+Shift.

Печать заглавных букв с зажатой клавишей Shift.

Включение дополнительной цифровой клавиатуры клавишей NumLock.

Изменение фонового рисунка рабочего стола.

Электронная поддержка

«Компьютер для дошкольников».

«Компьютер для малышей (часть 3). Учимся играть на компьютере».

«Компьютер для малышей (часть 4). Учимся играть на компьютере».

3. Развиваемся с компьютером

Игры и задания для развития у ребенка:

Внимания;

Зрительной и слуховой памяти;

Навыков простого счета и чтения;

Распознавания цветов и геометрических фигур;

Логического, образного и ассоциативного мышлений;

Творческого подхода к изучению нового;

Навыков усидчивости и самостоятельной работы.

Электронная поддержка

«Компьютер для дошкольников».

«Компьютер для малышей (часть 5). Раскрашиваем на компьютере».

Сборник развивающих игр для детей «Веселые моторы» (часть 1,2).

«Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

«Художественное творчество. Мурзилка. Рисуем сказку».

«Школа маленьких зверят. Занимательные игры и упражнения для подготовки к школе».

Методическое обеспечение программы

Весь курс рассчитан на 36 занятий; один раз в неделю по 30 мин. Используется выполнение домашнего задания. В течение курса предполагается проведение двух контрольных занятий.

Занятия проходят по следующей схеме:

Просмотр домашнего задания (3 мин.). Для домашних заданий используются специально разработанные для этого курса брошюрки.

Технические вопросы (5 мин.). При рассмотрении технических вопросов целесообразно как можно чаще обращаться к вопросам по технике безопасности (адаптированной для детей этого возраста), повторять части компьютера, для чего они нужны, как работает мышка, для чего нужны диски, принтер и т.д.

Игры для разминки - по теме занятия (5 мин.). Для разминки используются упражнения - игры, для участия в которых требуется переключение внимания на другой вид деятельности (движение, рисование и т. д.).

Работа с компьютерными программами по теме занятия (15 мин.).

Раздача «мышек» (поощрение) - 2 мин.

Учебно-тематический план программы содержит три основных раздела «Компьютерная азбука», «Учимся работать на компьютере», «Развиваемся с компьютером».

При изучении раздела «Компьютерная азбука» используются видеоматериалы о назначении и способах использования компьютера, а также обучающие видеоролики, повествующие о правилах работы за компьютером, устройстве компьютера, правильном включении и выключении компьютера, дополнительных устройствах, которые можно подключить к компьютеру.

После просмотра с детьми обсуждаются вопросы, которые возникли при просмотре материала.

Уделяется особое внимание компьютерным терминам, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия.

При изучении раздела «Учимся работать на компьютере» ребята получают основные навыки работы на компьютере в понятном для ребёнка виде.

Каждое занятие излагается от простого к сложному, для того, чтобы ребёнок с любым уровнем подготовки смог извлечь из него что-то полезное.

Чтобы ребёнок мог усвоить материал в том темпе, в котором ему это будет удобно, используются учебные ролики с проигрывателем, который позволяет приостановить изучение или начать его с любого нужного момента.

При изучении раздела «Развиваемся с компьютером» используются всевозможные игры и задания для развития у ребенка внимания, памяти, логического, образного и ассоциативного мышлений, навыков простого счета и чтения, распознавания цветов и геометрических фигур, творческого подхода к изучению нового, навыков усидчивости и самостоятельной работы.

Условия реализации программы

Пока психологи и педагоги спорят, с какого возраста ребенка можно подпускать к компьютеру, производители давно решили этот вопрос, выпустив огромное количество программ для детей, начиная с трех лет. Действительно, если малыш с удовольствием смотрит мультики, то ему будут интересны и развивающие игры с рисованными и кукольными персонажами. Но нельзя спешить сажать ребенка за экран, перед которым взрослый не выдерживает больше часа. Компьютер для ребенка еще надо подготовить.

Монитор должен иметь диагональ не менее 17 дюймов. Так как ребенок лучше воспринимает крупные и четкие картинки, на экране лучше установить невысокое разрешение. Очень важна частота мерцания экрана, желательно настроить ее на 80 Гц, а еще лучше 100-120 Гц - тогда нагрузка на зрение будет минимальной.

Необходимо обратить внимание на клавиатуру. Две буквы на каждой клавише - русская и латинская - способны озадачить даже вундеркинда. Поэтому желательно, чтобы клавиатура имела только русский алфавит, либо аккуратно заклеить лишний ряд букв.

Существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером. Если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.

Техническое обеспечение

Компьютер IBM PC совместимый, ОС Microsoft Windows 2000/XP, привод CD-ROM, колонки, наушники.

Информационно-методическое обеспечение

1. Барташникова И.А., Барташников А.А.. Учись играя.- Харьков, ФОЛИО, 1997.

2. Брыскина О. Информатика в начальных классах. - М.: Просвещение, 1986.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.

4. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах. - М.: Просвещение, 2003.

5. Гуткина Н.И.. Психологическая готовность к школе. - М.: Просвещение, 1993.

6. Кордемский БА. Математическая.смекалка. - М.: Наука, 1991.

7. Кёршан Б. Основы компьютерной грамотности. - М.: Наука, 1989.

8. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 4 до 6). - М.: Вента-Графт, 2004.

9. Михайлова ЗА., Непомнящая РЛ. Вырежи и сложи. - Минск: Народная асвета, 1992.

10. Макарова Н. В. Информатика. - М.: Наука, 2001.

11. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос. 2001

12. Останина Е.Е. Секреты великого комбинатора. - М.: Просвещение, 2004.

13. Пекелис Виктор. Твои возможности, человек! - М.: Изд.«3нание, 1984.

14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996.

16. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития, 1996.

17. Тур С. Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики. - М.: Айрис Пресс, 2004.

18. Тур С. Н. Программирование в среде Ьо§о. - М.: Айрис Пресс, 2004.

19. Федины Ольга и Сергей. Как научить ребенка читать. - М.: Айрис Пресс, 2004.

Здесь собраны программы для раннего обучения и развития детей с возможностью их скачать и указанием "родных" сайтов.

Изучаем русский алфавит и учимся читать вместе с Azbuka Pro!


Надеюсь, Вы с ней уже знакомы! ;-) Говорящая русская азбука Azbuka Pro v1.7 (6763k, условно-бесплатная, стоимость регистрации 185 рублей). Эта программа научит вашего ребёнка читать в игровой форме и начиная с самых основ от букв и слогов перейти к чтению и составлению слов.
В бесплатной версии доступно обучение русскому алфавиту и обучение числам до 10.
В платной версии появляются режим "умные кубики" для обучения чтению (чем-то похож на кубики Зайцева, но лучше;-), режим набора слов с клавиатуры с проговариванием (возможен показ вариантов слов), слоги, английский алфавит, основы счёта, цвета. В последней версии программы добавился новый режим "Угадайка!" - выбор одной из трёх картинок, подходящей к слову.
- надеюсь Вы сейчас на нём находитесь! Рекомендую! :-)

Puzzle from 3FingersUp

Puzzle from 3FingersUp v1.9 (466k, бесплатная) - пазлы для собирания разрезанных на части картинок (bmp или jpg). Тип, размер и количество элементов, на которые разбивается картинка, задаются пользователем. Для маленьких детей очень рекомендую включать режим "точная сборка" в настройках (не даст собрать картинку неправильно) и область захвата (притягивания элементов) сделать по меньшей мере 10 пикселов. К достоинствам следует отнести широкий выбор вида элементов. Немного раздражает: невозможность переразбить уже выбранную картинку по новым правилам (каждый раз приходится начинать новую игру), невозможность сохранить дирректорию для картинок (по-умолчанию выбирается папка "Мои документы") и то, что количество частей автоматически выбирается программой в зависимости от размеров картинки (потом это можно исправить). Сайт программы похоже лежит... А картинки можно надёргать из мультфильмов .

Набор флэшек для изучения счёта

Флэшки для обучения детей счёту до 10 от Павловой Кристины (171k) являются отличным дополнением к обучению ребёнка, взяты с http://bestkids.boom.ru Для проигрывания Вам возможно потребуется flash-проигрыватель (429k), а для flash-проигрывателя библиотека от Visual Basic (697k), которую необходимо скопировать её в каталог WINDOWS\SYSTEM\.

Раскраски для самых маленьких

Раскраски для малышей (433k) У вас есть принтер, много цветных карандашей или фломастеров и лень идти в магазин за раскрасками? :-) Впрочем, зачем нам принтер, ведь у нас есть компьютер, на котором можно тоже раскрашивать! В архиве подборка наиболее простых раскрасок с небольшим количеством элементов. Скачиваем и распаковываем архив, настраиваем ассоциации bmp-файлов на Microsoft Paint (одиночным щелчком левой кнопки мыши выделяем bmp-файл, удерживая клавишу Shift, щёлкаем правой кнопкой мышки, в сплывшем меню выбираем "Открыть с помощью...", ищем в списке MSPAINT, ставим галку "Всегда использовать выбранную программу" и жмём ОК). Теперь остаётся сделать ярлык на папку с картинками на Рабочий стол. В самом Paint"e выбираем инструмент "Заливка", садим ребёнка и объясняем ему, где нужно выбирать цвет. Маленький художник готов, а у Вас появилась пара свободных минут! :-)

Забавки

Кот Феликс (220k) - важно передвигается по всему экрану по своим кошачьим делам. Он с удовольствием присмотрит за вашим ребёнком и у родителей появится немного спокойного свободного времени для других дел. В отличие от других программ типа screenmates, все его выходки безобидны. Кстати, его можно перетаскивать за шкирку. ;-)

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников учителя-логопеды и дефектологи стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, что позитивно складывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи.

Информационно-коммуникационные технологии — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

80% информации человек получает через органы зрения, 15% информации с помощью слуха, оставшиеся 5% через осязание, обоняние и вкус.

Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Это является в свою очередь огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, средством оптимизации процесса коррекции речи. Теперь в образовательном процессе ребёнок – это активный субъект.

Следует отметить, что компьютер – не самоценен! Компьютер не заменит специалиста, — это только вспомогательный обучающий материал. Положительный результат от использования ИКТ может быть только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.

Преимущества информационно-коммуникационных технологий

  • Предлагаемая нформация в наглядной и привлекательной форме
  • Повышается мотивация и интерес детей к занятиям
  • Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным
  • Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.

Психологические возможности информационно-коммуникационных технологий

  • Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью
  • Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия
  • Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов
  • Обучение детей навыкам самоконтроля
  • Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи

Образовательные возможности ИКТ для ребенка

  • Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков
  • Возникает стремление исправить увиденную ошибку
  • Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала
  • Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы
  • Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером
  • Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать
  • Ребёнок сам видит результат своей работы
  • Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной
  • У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.

Образовательные возможности ИКТ для педагога

  • Использование игровой формы обучения – уход от рутинной работы
  • Системный и деятельностный подход к коррекции
  • Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить степень трудности и характер задания)
  • Объективность – проблемы становятся «визуальными» для самого ребёнка, родителей и педагога, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных
  • Индивидуальный и образовательный маршрут – видно как трансформировать выявленные проблемы и задачи работы
  • Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты)
  • Сотрудничество педагога и ребёнка в интересной деятельности.

Образовательные плюсы в использовании ИКТ

  • Сокращается время работы с бумажными носителями.
  • Меньше сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям.
  • Возможность создания базы данных и медиатеки.
  • Возможность дистанционного участия в интернет-конференциях, форумах и обучения на курсах повышения квалификации.
  • Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности.
  • Визуализация акустических характеристик звуков.
  • Расширение спектра невербальных заданий.

Медиатека логопеда.

I. Отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в электронном варианте. Компьютерные программы для коррекции речи. Мультимедийные презентации.

II. Логопедические распевки и чистоговорки на аудиодисках. Файлы с записью речи детей в начале и в конце занятий. Аудио – азбука. Фото – и видеоматериалы.

ИКТ используется на разных этапах логопедической работы.

Подготовительный этап:

  • При проведении артикуляционной гимнастики.
  • Для развития речевого дыхания.
  • Как зрительный тренажёр.
  • При подготовке руки к письму.
  • Для включения в занятие.

Этап автоматизации:

  • Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.

Этап дифференциации:

  • Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.
  • Рекомендации для родителей.
  • Презентация с речевыми заданиями.

Компьютерная дидактическая игра — КДИ.

КДИ – это вид игровой деятельности и взаимодействия игрока и компьютера, ограниченный правилами и направленный на достижение обучающей цели.

Требования к компьютерной дидактической игре

  • Целесообразность КДИ
  • Оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения
  • Чёткие правила
  • Динамичность КДИ
  • Решение дидактических целей
  • Чёткая система оценивания
  • Возможность рефлексии после игры

Программно-аппаратный комплекс «Дельфа» – 142

Создан в 1994 г. Это тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей и взрослых.

Логопедический тренажер «Дельфа» – 142

Использует нестандартное устройство обработки звуков в виде дополнительного преобразователя, заменяющего современные звуковые карты и работает в операционной системе DOS.

Звучащая речь улавливается микрофоном и преобразуется и передаётся сигналом на процессор – отображается на экране компьютера в виде информативных образов с элементами анимации – сохраняется на экране в течение любого времени.

В комплекте – 63 базовых словаря с общим количеством слов около 4,5 тысяч. Это тематические словари («Одежда», «Пища», «Школа»…) и словари, построенные по фонематическому принципу («гласные второго ряда», «Мягкий знак»).

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь – III»

Разработана компании IBM. Предназначена для работы с детьми и взрослыми, имеющие нарушения звукопроизношения, голосообразования, нарушения сенсомоторных функций речи. В комплекте – 13 модулей.

Главные идеи: визуальный контроль речи и игровой принцип работы.

  1. Модуль «Наличие звука».
  2. Модуль «Громкость».
  3. Модуль «Громкость голоса».
  4. Модуль «Включение голоса».
  5. Модуль «Высота».
  6. Модуль «Высотные упражнения».
  7. Модуль «Автоматизация фонемы».
  8. Модуль «Цепочки».
  9. Модуль «Дифференциация двух фонем».
  10. Модуль «Дифференциация четырёх фонем».
  11. Модуль «Спектр высоты и громкости во фразе».
  12. Модуль «Спектр звука».

Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа состоит из блоков:

  1. Фонематика
  2. Просодика
  3. Лексика
  4. Звукопроизношение

Игры для Тигры содержат:

  • Упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)
  • Уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)
  • Задания на модуляции голоса (управление громкость и высотой)
  • Упражнение на звуковой анализ и синтез
  • Лексические упражнения

Всего более 50 упражнений. Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Состоит из следующих блоков:

  1. Неречевые звуки.
  2. Звукопроизношение.
  3. Речевые звуки.
  4. Развитие связной речи.

Включает более 1000 чистоговорок, скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков.

«Логозаврия» или «Уроки Мудрой Совы» или «Учимся с Логошей»

Игра содержит программно-методический комплекс для подготовки детей к обучению в начальной школе.

Виртуальная школа, в которой каждая из учебных тем даётся в игровой форме и разбита на 3 уровня сложности.

Комплекс компьютерных программ «Грамотей»

Разработан для начального обучения детей грамотному чтению и письму. Автор логопед Наталья Вальчук совместно с лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО.

Пакет комплексных программ «Грамотей» разделён на 4 части:

  1. Звукослоговой анализ слов
  2. Работа над словом
  3. Работа над предлогами
  4. Работа над предложением, текстом.

«Баба Яга учится читать»

Особенности программы:

  • Методика опережающего обучения.
  • Впервые на компьютере игры и азбука в стихах.
  • Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр.
  • Красочная мультипликация и анимация.
  • Красочная атмосфера с лёгким оттенком детектива.
  • Игры озвучены известными актёрами.
  • Сказочные герои с яркими характерами.
  • Частушки про буквы на бис.

I ступень «Букварик».
II ступень «Слогарик».
III ступень «Карта с заданиями».

Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги.

Другие полезные компьютерные игры:

Серия развивающих игр

«Искатель»,
«Приключения Гарфильда»,

«Маленький гений. Учимся сравнивать»,
«Приключения Кузи» (обучение грамоте, математика, развивающие игры),
«Мир за твоим окном»,
«Лента времени»

Мультимедийные презентации

Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.

  • информационная емкость,
  • компактность,
  • доступность,
  • наглядность,
  • эмоциональная привлекательность,
  • мобильность,
  • многофункциональность.

Преимущества презентации:

НАГЛЯДНОСТЬ + УДОБСТВО + ПРОСТОТА + БЫСТРОТА

  • способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
  • облегчают показ фотографий, рисунков, графиков…
  • возможна демонстрация динамичных процессов;
  • возможно проигрывание аудиофайлов;
  • обеспечивает «аффективность» восприятия информации (излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений);
  • быстрота и удобство воспроизведения слайдов;
  • дает возможность показать структуру занятия.

Программные ресурсы:

  • «Microsoft PowerPoint»;
  • «ACDSee»,
  • «CorelDraw»,
  • «Adobe Photoshop»,
  • «Adobe Flash».

Этапы работы по созданию слайд-шоу

  1. Создание сценария будущего фильма (материал – творческий рассказ ребенка по серии сюжетных картинок, по серии детских рисунков на определенную тему, по графическим схемам) – сюжетная «канва».
  2. Заучивание сюжета фильма по ролям, работа над интонационной выразительностью реплик героев с помощью игр-драматизаций, кукольного театра.
  3. Создание иллюстраций, рисунков по сюжету фильма с использованием различных техник изображения.
  4. Звукозапись, озвучивание отдельных реплик героев фильма.
  5. Сканирование детских рисунков и их редактирование.
  6. Монтаж в программе Power-Point.
  7. Просмотр созданного слайд-шоу.

Педагогическое творчество с помощью программы Adobe Photoshop:

Раскрась себя и маму. Нарисуй любимые игрушки.

«В гостях у сказки»

  • В какую сказку ты попал?
  • Что ты скажешь Лисе?

Педагогическое творчество с помощью программы PowerPoint:

Евдокимова Мария Викторовна,
учитель-дефектолог,
МБДОУ детский сад №179,
г.о. Самара

Интеллектуальное развитие выступает как важнейшей компонент любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия интеллектуальных способностей человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры интеллектуальных способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже С.Л. Рубинштейн, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, и др.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей. И сейчас, чтобы успешно развивать их в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

К развитию интеллектуальных способностей относится: развитие мышления (познавательного, творческого), памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр.), познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр.), умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков

Существует три основные программы для развития интеллектуальных способностей:

Обучающие программы

Тренажеры

Учебно-игровые

Обучающие программы

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают развитие интеллектуальных способностей обучающихся, активизируют их творческий потенциал. Это программы которые сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения.

Рассмотрим наиболее стандартный, если можно так сказать, набор программ, который предпочитают использовать для обучения детей.

Классифицировать обучающие детские программы, с точки зрения пользователя, можно по огромному множеству критериев, которые необходимо учитывать при выборе программы. Специалисты выделяют 5 направлений:

Логика и память;

Мелкая моторика рук;

Счет и чтение;

Объемное восприятие и фантазия;

Музыкальный слух и художественный вкус.

Логическое мышление малыша могут развивать программы, в которых необходимо оперировать не просто вещами, но и их видоизмененными «копиями», силуэтами, например. При этом используется память. Это могут быть паззлы или игра «собери предметы», где нужно будет запомнить предметы, а затем отыскать их в каком-то пространстве. Примером таких программ может быть «Логика для малышей»,Baby Logics, Cifiri, «Развиваем память», Монтессори, "Веселые Картинки" - инструментальный пакет для создания и решения задач, связанных со сборкой на экране упорядоченного множества объектов текстовой и графической структуры и т.д.

Моторику рук развивают все программы, где управление происходит при помощи нажатия определенных клавиш или отклонения мыши в определенную сторону. Особенно полюбятся малышам красочные обучающие программы вроде «От винта» или «Air-Race».

Счет и чтение – это, пожалуй, самая развитая категория. Это MathMatic, «Занимательная арифметика» и многое другое.

Объемное восприятие и фантазию разовьют обучающие программы, где нужно собрать персонажа или нарисовать что-то определенное. Хороший пример – «Tower Box», где выданные предметы нужно сложить определенным образом, или «Снежные загадки», где необходимо собрать мозаику.

Музыкальные и художественные программы позволят ребенку без труда выучить ноты, цвета, тона, научиться воспринимать искусство. Хорошо подойдут музыкальные редакторы и раскраски, которых во всемирной сети огромное множество.

- "Раскрашка" - простейший редактор, который рекомендуется включать в обучение первым навыкам работы с графической информацией. С помощью курсора, принимающего несколько различных форм и способного менять размер, можно рисовать контурные и закрашенные рисунки.Программа способна помнить историю рисунка. Это позволяет использовать ее как инструмент простейшей мультипликации.

Тренажеры

Программы, предназначенные для отработки разного рода умений и навыков.

К таким программам относятся:

Тренажер «Собери бусинки на нитку»- тренировать мелкую моторику, мышкой двигать детали по экрану, а также собирать элементы по заданным линиям и в определенной последовательности. Задания специально подобраны по сложности: сначала одного цвета, потом чередование цвета, потом чередование размера, затем чередование разных фигур, а уж в конце творческое задание по собиранию собственных бус. Линии располагаются горизонтально и вертикально, а также по кругу.

Тренажер «Домики» - Тренажер направлен на отработку и самопроверку знаний состава числа

"Тренажер Мозга" - это профессионально разработанная программа - тренинг, для развития и повышения таких важных - Память, Внимание, Счет, Логика, Реакция.

"Интеллект-тренажер"- уникальность программы заключается в том, что каждое упражнение стимулирует развитие сразу нескольких способностей, а предлагаемая очередность их выполнения позволяет достичь максимальных результатов при минимально затраченном времени и нагрузке на мозг.

Учебно-игровые программы

Программы предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

Анализ программного обеспечения, показывает огромные возможности компьютерных игр для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения.

Классификация компьютерных программ и игр

1.Развивающие игры для дошкольников.

Это компьютерные программы, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, фантазии, воображения. В них нет явно заданной цели - они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка. К программам этого типа относятся:

Графические редакторы, «рисовалки», «раскраски», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения;

Простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста;

-«конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;

-«музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи;

-«конструкторы сказок», совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов.

Обучающие игры

Это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий. «Гарфилд дошкольникам», «Гарфилд школьникам», "Сложи узор", "Калейдоскоп".

Игры - эксперименты

В играх этого типа цель и правила игры не заданы явно, а скрыты в сюжете или способе управления. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия в игре.

Игры-забавы

В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». "В поисках Немо", "Элька"

Компьютерные диагностические игры

Игры развивающие, обучающие, эксперименты, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач смогут многое сказать о ребенке.

Логические игры.

Данные игры направлены на развитие логического мышления.

Шахматные игры: шашки, шахматы и т.п.

Логические учебные развивающие игры: лабиринты, угадай число, слово, крестики-нолики и др.

Использование основных программ для развития интеллектуальных способностей способствует успешной психологической адаптации детей к условиям школы, к успешной социализации в обществе, повышению своего уровня развития, становление на более высокий интеллектуальный уровень.