«Формирование нравственных качеств у детей через речевое развитие» проект по развитию речи (старшая группа) на тему. Духовно-нравственное воспитание и развитие речи детей через синтез искусств Нравственное воспитание посредством народной сказки

Разделы: Работа с дошкольниками

ЦЕЛИ:

  1. Развивать речь детей;
  2. Учить передавать интонацией голоса характер и настроение героя;
  3. Воспитывать любовь и чувства ответственности за своих героев, за порученное дело (красиво показать сказку зрителям);
  4. Развивать наблюдательность, образное мышление, способность видеть в реальных событиях духовный смысл.

Мы понимаем, что человек – существо не только социальное, но и духовное. Об этом следует помнить в процессе воспитания, не оставляя духовную сторону детского развития вне поля зрения, но наполняя ее традиционными духовными представлениями и образами.

Задачи:

  • знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа, с особенностями проведения праздничных дней;
  • формировать первоначальное представление о духовном мире;
  • знакомить детей с произведениями художественной литературы;
  • воспитывать внимательное, уважительное, милосердное отношение к близким;
  • воспитывать любовь, заботливое отношение к растительному и животному миру;
  • воспитывать уважение к труду и бережное отношение к результатам труда.
ТЕМА ЗАДАЧИ МАТЕРИАЛ
ОСЕНЬ Природа и мы Дать понятие о том, что мы – это сообщество растений и животных, которые живут вместе в мире и согласии Старичок-лесовичок. Картинки с изображением деревьев. Загадки. Рассказ “Осенние похождения крольчат”. Опыт “Здравствуй, ветер”. Сказка-инсценировка “Красношейка”
“Остановись прекрасное мгновенье” праздник для детей старшего дошкольного возраста Воспитывать любовь к Родине, к родной природе; Развивать умение замечать красивое, соотносить душевные переживания человека с природными изменениями. Песни об осени. Стихи. Загадки. Рисунки детей. Репродукции художников. Сказка-инсценировка “Ты рябинушка – белокурая”. “Моя страна”.
ЗИМА “Здравствуй праздник, Новый год” Развивать наблюдательность, образное мышление, способствовать видеть прекрасное. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру. Развивать в детях желание радовать близких в праздник любовью, заботой, хорошим поведением. Стихи. Песни. Танцы о зиме, Новом годе, Рождестве. Сказка “Елочка”
“Сказка про Доброе утро Учить детей быть добрыми, уметь бороться со злом; Не дать злу войти в себя и не дать выйти из себя. Костюмы участников спектакля. Принцесса, придворный, Ворон, Ежик, Сказочник.
Разноцветный год. Развлечение для детей старшей, подготовительной групп. Учить различать признаки времен года. С помощью музыки и поэтического слова показать красоту природы и окружающего мира. Стихи о временах года. Герои: Весна, Лето, Осень, Зима. Песни, хороводы, игры. Сказка “Пасхальный колобок”
ВЕСНА “Приди, весна, с радостью” занятие по развитию речи в старшей группе Показать красоту весны с помощью музыки и поэтического слова. Развивать эстетические чувства и переживания. Воспитывать у детей любовь и интерес к природе. Стихи, песни, танцы, хороводы, игры о весне. Сказка “Писанки для Аленки”
Наша Родина - Россия Воспитывать в детях чувства любви к Родине, ее природе, людям, святыням. Формировать у детей представления о Руси Православной. Воспитывать радость от того, что родились и живем в России, желание стать наследниками славных традиций русской истории. Репродукции русских пейзажей. Иконы русских святых: “Преподобный Сергей Радонежский”, “Преподобный Серафим Соровский”, “Святая княгиня Ольга”, “Александр Невский”. Икона Всех святых в земле Российской просиявших”. Диски, кассеты с записями песен о Родине. Стихи о России “Здесь начинается рай” В.Афанасьев, “Здравствуй, Русь” Е.Санин.
Праздник Святой Троицы. “Березкины именины” Закрепить желание детей жить в соответствии с православным календарем. Узнавать и осваивать традиции православной культуры. Репродукция иконы “Троица” А.Рублев

ТЕМА: “Приди, весна, с радостью”

Чтение стихов о весне с заданием.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Послушать стихи, отгадать, какое время года в них изображено.

Беседа о погоде: “Закончи, что я сказала”. Дети заканчивают строку, начатую воспитателем.

Развивать внимание, творческое воображение.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

Картинки с весенним пейзажем, картинки с различными явлениями природы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Читаю стихи “Весна” Ладонщиковой:

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня,
Солнце, землю согревая,
Гонит с нашей речки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
и “Весна” - Аналиева
Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых облаках.
Льет лучи на лес и луг
И на все цветы вокруг
Розовые, синие, голубые, красные
Как один красивые,
Хоть и очень разные.

Как вы думает, о каком времени года говорится в этих стихотворениях?

Почему вы так думаете?

А какие еще приметы весны вы знаете?

(Первый гром, первый дождь, цветут сады, прилетают птицы, тает лед на реке, сосульки тают “звенят”, первые листочки, первые цветочки и т.д.)

2. Игра “Весенние слова”

– Я назову слова, а вы отгадайте, о чем я говорю.

Голубое, чистое, ясное, весеннее, безоблачное – (небо)

Яркое, золотое, теплое, ласковое – (солнце)

Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная – (капель)

Холодный, светлый, солнечный, весенний, погожий – (день)

Первые, молодые, зеленые, клейкие – (листочки)

Перелетные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие – (птицы)

Белые, пушистые, кудрявые, плывут по небу – (облака)

3. А сейчас мы поиграем в игру “Закончи предложение” (с мячом)

Из-за туч вышло золотое …

Подул теплый, весенний …

На деревьях появились первые …

Зазвенела весенняя …

На реках тает …

Прилетели первые …

4. А теперь найдите на картинках то весеннее явление, которое вам больше всего нравится, о котором мы только что говорили и расскажите (обобщите) о нем по картинке. (дети находят, что им нравится и обобщают ранее сказанное).

И так … (весной появляются первые цветочки и т.д.)

А сейчас, чтоб весна пришла быстрее, мы с вами ее покличем:

Весна, весна,
Отворяй ворота.
Приходи поскорей,
Землю нашу согрей.
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись.
Поскорей, не робей,
Нас, ребят, обогрей.
Весну приведи,
Холод – зиму прогони!

Дата публикации: 18.12.17

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы»

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилось. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало абсолютной нормой. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Издавна в отечественной педагогике воспитание тесным образом связывалось с развитием духовно нравственной сферы сознания человека мыслящего, добродетельного, милосердного, совестливого, верящего в возможность совершенствования мира и людей, честного, трудолюбивого, скромного, уважительного, значит и ответственного.

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям, формируются такие духовные начала, как любовь к родным и близким, чувство долга, совестливость и справедливость.

Актуальность концепции духовно нравственного воспитания и развития личности гражданина России, современный национальный воспитательный идеал (А.Я.Данилюк, А.М.Кандаков, В.А.Тишков) - это высоконравственный творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях.

Через образовательную область художественно-эстетического развития возможно знакомство детей с перечнем произведений, направленное на предварительную работу по нравственному становлению личности ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Образовательная программа дошкольной организации, как и рекомендовано ФГОС, соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Поэтому духовно - нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью.

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям. В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении), утверждаются в чувстве рифмы, ритма, усваивают смысл стихотворения. При этом речь ребенка обогащается наиболее запомнившимися ему словами и предложениями. В младшем дошкольном возрасте рекомендуется читать следующие художественные произведения: Сказки: «Козлятки и волк», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот, лиса и петух», «Снегурушка и лиса», «Гуси – лебеди», «У страха глаза велики», украинская сказка «Рукавичка», итальянская сказка» «Ленивая Бручолина». Стихи: А. Прокофьев « Покормите птиц зимой», С. Черный «Приставалка», С. Маршак « Детки в клетке».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы , с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

Духовно – нравственные понятия ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине . Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы .

Цель : Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало . Формировать духовно - нравственные представления и воспитание нравственных качеств личности (милосердие, сострадание, уважение и послушание) . Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуациях.

Для достижения цели я определила, следующие задачи :

1. Помогать детям в освоении духовно - нравственных ценностей, формировать нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого, умение делать правильный выбор.

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев , учить давать оценку своему поведению.

Воспитательные возможности русских народных сказок

в нравственном развитии детей.

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в дошкольном возрасте.

Педагогическое значение сказочного жан­ра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим за­конам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Сказки влияют на духовно-нравственное развитие ребёнка, ребёнок узнаёт о добре и зле, происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло ["Зимовье"]; как добрые и миролюбивые побеждают [«Волк и семеро козлят"]; что зло наказуемо ["Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"].

Сказка не дает прямых наставлений детям [типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"], но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка". Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ["Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка"], мудрость восхваляется ["Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел"], забота о близком поощряется ["Бобовое зернышко"]

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать . Таким образом сказка всегда будет играть огромную воспитательную роль . Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте ? Потому что в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. Воспринимая сказку , ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка . Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга , справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания .

Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились центре внимания. Такие выдающиеся педагоги, как В. А Сухомлинский, Н. С Карпинская, Л. Н Стрелкова и др. занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ . На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовно -нравственного воспитания ребенка , ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь .

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс . Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой .

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя , т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины . Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я? ” (описание героев) и другие.

Приемы формирования восприятия сказки.

Выразительность чтения . Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения . Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок) .Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки . В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения . Это можно сделать до чтения . Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения . Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения . Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой.

Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение , рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Образовательный процесс можно осуществлять :

1. В ходе непосредственно образовательной деятельности;

2. В ходе режимных моментов;

3. В процессе совместной деятельности педагога с детьми;

4. При организации самостоятельной детской деятельности.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям :

Изучение инновационных методик и технологий

«Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания ».

Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы.

Консультации для родителей : тема «Сказка как средстводуховно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ».

Совместная деятельность с детьми : Чтение и пересказ детям сказки : «Бычок, смоляной бочок» . Дидактическая игра : «Угадай сказку» . Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Консультации для родителей : тема

Совместная деятельность с детьми : Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра : «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?» . Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) .

Консультации для родителей : тема

Совместная деятельность с детьми : Чтение детям сказки : «Три медведя» . День матери : организация конкурса для мам «Маму очень я люблю» . Прослушивание аудиозаписи сказки.

Консультации для родителей : тема «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста »

Совместная деятельность с детьми : Чтение русских народных сказок, перессказывание сказки «Колобок» . Дидактическая игра : «Из какой сказки герой» .

Консультации для родителей : тема .

Совместная деятельность с детьми : Чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки» .

Консультации для родителей : тема : «Особенности чтения сказок о животных » .

Совместная деятельность с детьми : Чтение сказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой : «Волк и семеро козлят» ,к к (празднику 23 февраля) .

Родительское собрание : тема "Как и для чего читать детям сказки" презентация «В стране сказок»

Совместная деятельность с детьми : Чтение русских народных сказок. К празднику 8 Марта показ сказки «Колобок на новый лад» - сказку переделывали вместе с детьми.

Консультации для родителей о пользе домашнего чтения .

Совместная деятельность с детьми : Чтение сказок народов мира . Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам» . Прослушивание аудио сказок.

Консультация для родителей : «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказку ».

Совместная деятельность с детьми : Чтение русских народных сказок. Театральная деятельность с детьми (кукольный театр) постановка сказки «Теремок» .

Консультация для родителей «Роль сказок в развитии детей» .

Совместная деятельность с детьми : Чтение художественной литературы . Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Собери сказку»

Консультация для родителей : «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» .

Совместная деятельность с детьми : Чтение рассказов о природе . Литературная викторина «Сказочная страна» .

Работа в уголке для родителей. Поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы : «Личная библиотека вашего ребенка» , «Как и когда рассказывать сказки» , «Книги и театр» .

Совместная деятельность с детьми : Чтение и обсуждение прочитанной сказки современных писателей. Словотворчество.

Совместная деятельность с детьми : Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни» . Экскурсия в библиотеку.

Консультация для родителей : «Почитай мне сказку» . Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему : «Как подружить ребенка с книгой»

Совместная деятельность с детьми : Чтение сказок А . С. Пушкина. Обустроить уголок ряженья.

Совместная деятельность родителей и детей : Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей . Постановка сказки совместно с родителями «Волк и семеро козлят» .

Приобрести в группу раскраски по народным сказкам. Учить детей обыгрывать знакомые сказки. Добавить материал в театральный уголок, изготовление масок совместно с детьми.

Таким образом, художественная литература позволяет расширить кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт детей. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящим событиям, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу. Нравственные убеждения, взгляды, привычки тесно связаны с чувствами ребенка. Внутренний мир ребенка придет в гармонию: разовьется умение управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать трудности и страхи, передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих. Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научиться быть добрым и отзывчивым помогут книги.

Список литературы :

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки » .

3. Зинкевич – Евстигнеева : «Практикум по сказкотерапии» .

4. Э. И Иванова : «Расскажи мне сказку» . Литературные сказки для детей . Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева : «Иное царство русских сказок» .

Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет» - Москва «ВАКО» , 2014 г. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников ». Владос, 2010.

Изучение статей в журналах « Воспитатель ДОУ », « Дошкольное воспитание » , « Ребёнок в детском саду», «Обруч».

МБДОУ «ЧЕРЛАКСКИИ ДЕТСКИЙ САД №9 комбинированного вида »

«СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ РЕЧИ».

ПРОВЕЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ ШИХОВА Н. Ю.

Программные задачи:

Формировать умение детей определять по схематическому изображению глаз настроение людей.

Развивать диалогическую форму речи, стимулируя собственныевысказывания детей, являющиеся основой познавательного общения;формировать умение согласовывать прилагательные ссуществительными в роде, числе, падеже.

Расширять знания детей о пользе и вреде здоровью.

Закреплять знания о возрастных и половых особенностях во внешнемоблике человека.

Воспитывать интерес к собственной личности.

Материал: кукла, ширма, телефон, микрофон, мольберт, фломастеры (2 упаковки). Запись на магнитофоне: «Внимание! Розыск!».

Ход занятия:

Звучит звукозапись: «Внимание! Разыскивается мальчик! Особые приметы: волосы рыжие, глаза голубые. Одет:в красную рубашку в горошек, синие штанишки. Просьба нашедшего или того, кто его видел, позвонить по телефону: 2-5-5, повторяем телефон 2-5-5.»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, среди нас нет такого? (дети рассматривают и сравнивают). (Воспитатель обращает внимание на куклу). – Так вот же он, посмотрите, похож он на того, кого разыскивают? (рассуждения детей)

Воспитатель обращается к кукле.

Восп.: Ты потерялся?

Кузя: Нет, я просто пришел к вам в гости. Здравствуйте! (дети здороваются)

Восп.: Как тебя зовут?

Кузя: Меня зовут Кузя. А вас?

Восп.: Меня зовут Наталья Юрьевна.

Кузя: Очень приятно.

Восп.: А с ребятами ты хочешь познакомиться?

Восп.: Как тебя зовут? (спрашивает несколько детей)

Кузя: Вы все такие одинаковые, что я не могу вас отличить и запомнить.

Восп.: Нет, Кузя, ты ошибаешься, все люди разные и мы тебе сейчас

докажем. Ребята, давайте поиграем в игру: «Мы разные»

(дети встают, воспитатель называет ребенка). Посмотри и скажи, кто из ребят

самый высокий, самый низкий.

У кого светлые волосы (шаг вперед).

У кого темные волосы? (2 шага вперед)

У кого на голове есть резиночки? (поднять руки)-У кого на одежде пуговицы? (руки вперед)

У кого в одежде есть красный цвет (сядьте на стульчики).

Восп.: Теперь, Кузя, ты видишь, что у каждого человека в наличии есть что-то такое, чего нет у других. Кузя: Да, конечно!

Восп.: Поэтому все люди разные. А ты знаешь, чем люди похожи между собой? Кузя: Нет!

Восп.: А вы, ребята, знаете? (ноги, руки, лицо и т. д.) Но если приглядеться, то и эти части тела отличаются друг от друга разными признаками. Например, цвет глаз. Какого цвета бывают глаза? (ответы детей: голубого, зеленого, коричневого). Коричневые глаза называют карими. – Правильно, глаза бывают не только разного цвета, но и выражают настроение (на доске карточка). – Посмотрите на доску, что это? (дети: глаза)

Посмотрите на первую пару глаз (вторую и т. д.). Какое настроение они передают?

Дети: грустное, веселое, злое, удивленное.

Восп.: Кузя, а ты знаешь, когда мы смотрим, друг другу в глаза, то можем увидеть, что человек устал, радуется, печалится.

Восп.: А почему мы плачем?

Кузя: Я знаю, когда мне больно, я плачу.

Восп.: А еще когда?

Дети: печально, больно, радостно и др.

Восп.: Бывают слезы радости и слезы печали. Когда человек плачет, это

хорошо или плохо? (предположения детей)

Восп.: Это хорошо, ведь слезы очищают глаза!

А что может повредить зрению?

Дети высказывают свои предположения.

Кузя: Как интересно, надо все запомнить! А я вот знаю интересное

стихотворение.

Шлеп, шлеп на лужайке

Они не видят ничего!

Восп.: Ой, какое интересное стихотворение! Давайте мы его повторим.

(Дети встают на ноги, имитируют движения в соответствии со

стихотворением).

Восп.: Кстати, носы у людей, Кузя тоже разные. Посмотрите.

(Обращает внимание на схематическое изображение на доске).

Какие бывают по форме носы?

Дети: длинные, короткие, острые, с горбинкой, курносые.

Восп.: Кузя, а ты знаешь, для чего нужен нос?

Кузя: Чтобы держать очки.

Восп.: Ребята, а вы знаете?

(ответы детей)

Восп.: Правильно, для определения запаха, вдыхания воздуха и

немаловажную роль играет в общении друг с другом.

А какой нос у зазнайки в Кузином стихотворении?

(ответы детей)

Почему плохо задирать нос?

Кузя, а ты знаешь, что необходимо иметь в кармане, чтобы нос был всегда

Кузя: Нет.

Дети: носовой платок.

Восп.: Ребята, а какие еще части лица вы можете назвать?

(предлагается игра: «Нарисуй портрет»: 2 команды, одна рисует мальчика,

другая – девочку. По команде воспитателя: 1-й – нос, 2-й – глаза и т. д.).

Восп.: Кузя, а ты проверяй.

Давайте дадим им имена.

Кузя: Можно я их назову? (дает имена)

Восп.: В нашей группе тоже есть мальчики и девочки.

Кузя: Я бы хотел поближе познакомиться с ребятами, можно мне у них взять

интервью?

Восп.: (берет на руки куклу с микрофоном) Давай, Кузя, задавай вопросы, а

ребята будут отвечать.

Ты мальчик или девочка?

Тебе сколько лет?

На кого ты похож (а)?

Ты внучка или внук?

А чья ты внучка?

Как тебя будут называть, когда ты вырастишь?

А тебя? (2-3 ребенка).

Что ты будешь делать, если нет рядом друга?

Кузя: Я так хочу иметь друзей. Можно я буду вашим другом.

Восп.: Ребята, мы так заигрались с Кузей, что забыли, ведь его кто-то ищет.

Вы помните номер телефона? Давайте позвоним (звонит ребенок).

Кузя благодарит ребят за то, что он много узнал от них.

Восп.: А ты приходи к нам в гости еще, но только пусть тебя приведет мама

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Организация: БДОУ «Детский сад № 207 комбинированного вида»

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

«Никто не может быть красноречивым, не быв

добродетельным. Красноречие и есть голос

внутреннего совершенства».

Виноградов В.В.

Проблема развития речи дошкольников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращение к истокам и традициям отечественной культуры преобразует его в сторону более полного использования богатства устной речи, внимания к личности собеседника. Речь неотделима от морально-этических убеждений и, вполне естественно, что процесс обучения речи детей в нашей логопедической группе направлен не только на овладение ребенком грамматически правильной речью, но и на развитие его духовной культуры.

Цель – формирование духовно-нравственной культуры речи детей старшего дошкольного возраста через приобщение к социокультурным нормам и традициям.

Задачи:

  1. Создать условия, активизирующие речевую практику ребенка, способствующие разностороннему речевому и эстетическому развитию личности.
  2. Сформировать основы духовно-нравственной личности через взаимодействие с родителями и социумом.
  3. Воспитывать у детей сознательное отношение к родному слову.

Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение коммуникативной сферы. И при каждом новом наборе детей в группу вопрос их общения между собой и с взрослыми стоит очень остро. Дети приходят из разных групп и даже детских садов, есть дети, никогда не ходившие в детский сад, им тяжело общаться между собой из-за речевых нарушений, из-за психологических особенностей (застенчивость, агрессивность, конфликтность, замкнутость). Таким детям необходимо особое внимание любящих и заботливых взрослых, которые верят в их силы и возможности и поддерживают своей любовью. Педагоги дошкольного учреждения стараются в группе создать комфортные условия для пребывания каждого ребенка.

Развивающая предметно пространственная среда в группах на определенные зоны или центры, которые при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса: художественно - творческий уголок, книжный уголок, музыкально-театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно-речевой, центр сюжетно-ролевых игр. Первыми темами обучения являются наиболее близкие им «Я и моя семья», где разыгрываем с детьми ситуации «Вечер в семье», «Праздник в семье», игры «Дочки – матери», «Моя семья». В цикле бесед «Кого мы называем добрым (вежливым, честным)» с детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие общению. Вместе с педагогами вырабатываются правила, как развивать в себе эти качества. Для развития сферы общения организуем игры «Волшебный сон», «Улиточка», «Комплименты», «Ладонь в ладонь», «Слепой и поводырь». Эти игры также способствуют развитию у детей доверия друг к другу. Игра имеет большое воспитательное и образовательное значение для ребенка. Причём не только игру в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники…), такие как коляда, Рождество, Масленица. Их особенность – нравственная основа, обучающая детей социальной гармонизации. Проживая с детьми, любимые в народе праздники, педагоги воздействуют на эмоциональную сферу детей, оставляем в их памяти глубокий след.

Осуществляя речевое развитие детей на занятиях, педагоги опираются на знания особенностей коммуникативной деятельности, так как усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения. Деятельность общения требует контакта с другими людьми, при котором ребенок рассчитывает на обратную связь. Воспитатели разработали серию занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим, которые наряду с образовательной задачей несут большую нравственную нагрузку. Например, занятия «Помоги Незнайке», «В гости к бабушке и дедушке», «Федорино горе», «В гости к Лесовичку», «Вечная слава, Вечная память», «Поможем птицам» и другие воспитывают у детей чувства ответственности, сопереживания, любви к родным, своей Родине. Общение рассматривается как деятельность практическая, будь то общение физического, психического, материального или духовного уровня. Деятельный подход к развитию речи основывается на следующих принципах:

Взаимодействие нравственного, интеллектуального, художественно-эстетического и речевого развития в процессе ознакомления с художественной литературой.

Развитие речи – это развитие личности на основе духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому воспитатели отбирают литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей и поэтов. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания детей. Используя сказкотерапию как метод, воспитатели выбирают одну из множества готовых историй, которые подходят к конкретной ситуации, а могут придумать свою, чтобы она наиболее полно соответствовала поставленной задаче. Сказкотерапия не только учит детей различать, что такое хорошо, а что такое плохо, но и позволяет нам лучше понять внутренний мир ребенка.

Взаимосвязь работы по развитию речи со всеми остальными видами деятельности.

Работа в дошкольных группах строится по «Тематическим неделям», поэтому охватываются все виды деятельности. Например, изучая тему «Наш город Омск» воспитатели знакомят дошкольников с символами города, учат стихи о родном городе, поют с детьми песни, рисуют Тарские ворота, пожарную каланчу, свою родную улиц. Проводят для детей беседы «Мой город самый красивый», «За что я люблю свой город», «Герои – омичи», «Спортивная гордость Омска», «Литературный Омск» и т.д.

Использование комплексных занятий тоже помогает детям глубже понять тему, проявить себя если не в рисовании, то в пении, рассказывании. Изучая темы: «Моя семья», «Защитники Отечества», «Профессии», «Мамин праздник», воспитатели обязательно придают большое значение увеличению словарного запаса детей путем объяснения незнакомых слов, их исторического значения, касаются народных традиций и истоков. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин – защитников, а из девочек – женщин – матерей.

Разнообразие методических форм и приемов, стимулирующих творческую речевую деятельность

Это создание речевых ситуаций, пересказ, драматизация текста, движения со словами, слушание аудиозаписи, экскурсии и наблюдения, проектная деятельность. Практическая направленность работы по развитию речи, приближение ее к реальным жизненным ситуациям.

Воспитатели с детьми готовят поздравительные открытки к праздникам мам и пап, ветеранам. Выступают на концертах со стихами и песнями для пожилых людей, ветеранов, детей младших групп, родителей, изготовливают книжки – малышки для детей групп раннего возраста. Сотрудничают с библиотекой имени Владимира Маяковского и Нежинским геронтологическим центром.

Систематический характер по совершенствованию речи детей

Развитие речи идет постоянно и на занятии и вне них. Во время игр, режимных моментов и дома. Большое внимание уделяется работе с родителями. Забота о ребенке – это не только добывание для него хлеба насущного, намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина.

Повышая требование к культуре устной и письменной речи, уделяя внимание языку как культурной ценности и показателю воспитанности, проводятся консультации для родителей: «Ваша речь – показатель культуры», «Речь как средство общения людей». Проводится опрос родителей «Что помогает и что мешает вашему ребенку общаться с другими». Воспитывая у детей интерес и любовь к родному городу как малой Родине, родителям было предложено красочно оформить «Маршрут выходного дня», где помимо сообщения сведений о нашем городе педагоги дали рекомендации, куда сводить ребенка и как ему рассказать о достопримечательностях родного города. Совместно с родителями ведётся работа по проектам «Мой город, любимый на Иртыше», «Путешествие в страну красивой грамотной речи». Проводятся для родителей открытые мероприятия, «Праздник родного языка», «Пушкинский бал», «День матери», «День защитника Отечества», «День пожилого человека», «Психологический марафон», где родители могут слышать образец правильной речи, видеть, как дети адаптируются в обществе.

Формирование духовно-нравственной культуры речи дошкольников через развитие речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности. Приобщая детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, воспитывая у детей сознательное отношение к слову, создавая условия, способствующие речевому развитию, привлекая родителей, как полноправных участников педагогического процесса, закладывая основы нравственно-духовной личности, воспитатели тем самым формируют духовно-нравственную культуру речи каждого дошкольника.

Литература:

  1. Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению», Академия развития, Ярославль, 2005;
  2. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Мозаика-синтез, Москва, 2014;
  3. Т.А.Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении», Творческий центр, Москва, 2011;
  4. Л.В.Михайлова-Свирская «Работа с родителями», Просвещение, Москва, 2015.

Аннотация. В статье описан опыт работы по развитию нравственных качеств у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) .

Ключевые слова: нравственность, общее недоразвитие речи.

Сегодняшние дети иногда не ценят, не уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя на улице, в общественных местах, дома с ближними. Роль взрослого с каждым годом в воспитании ребенка становится все сложнее и сложнее. Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Дети, особенно в раннем возрасте почти не воспринимают откровенные наставления и назидания. А через игровую деятельность легче всего преподнести ребенку высокие нравственные качества.

Поставив перед собой задачу развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста мы начали работу с подбора и изучения методической литературы, опыта работы дошкольных учреждений по данной проблеме. В начале года была проведена диагностика по методике Г. А. Урунтаевой «Диагностика детей дошкольного возраста» . В качестве методов диагностики мы выбрали беседу и эксперимент. Для определения уровня успешности реализации проекта были выбраны следующие нравственные нормы: соответствие поведения социально одобряемому образу, отражение в речи нравственных качеств, культура поведения.

Результаты на начало года показали, что 60% детей не понимают смысла социальных норм, воспринимают хорошие поступки поверхностно. 20% детей ссылаются на авторитет взрослого, отсутствует осознание отражения в речи нравственных качеств. И только 20% детей осознают нравственные нормы.

С целью развития и формирования системы знаний о поведении детей в различных жизненных ситуациях был составлен перспективный план работы по кварталам: «Воспитание вежливости» , «Все о доброте» , «Культура поведения» .

Работа с детьми проводилась по различным видам деятельности, т.е. по блокам:

  • блок учебной деятельности: занятия познавательного цикла; занятия по развитию речи
  • блок совместной деятельности: наблюдения; игры: дидактические, словесные; сюжетно-ролевые, малоподвижные игры, этюды; слушание музыкальных сказок
  • блок самостоятельной деятельности: созданы условия для самостоятельных, сюжетных, ролевых, театральных игр, подобран материал, атрибуты.

Работа проводилась как по подгруппам, так и в индивидуальной форме. С целью повышения интереса к проводимым занятиям, на первых порах перед детьми ставился какой-либо проблемный вопрос. Затем дети пытались ответить на него, выдвигали свои предположения. На этом строился диалог между детьми и педагогом, между самими детьми. Данная работа проводилась с детьми ОНР для которых общение играет огромную роль, им также свойственно не только нарушение всех сторон речи. У них недоразвиты мелкая и общая моторика, страдает эмоционально-волевая сфера, нарушение поведения, такие как упрямство, агрессивность, гиперактивность и др. Многим детям с ОНР тяжело контролировать свое поведение, они рассеянны и неаккуратны. Поэтому остро встает вопрос об адаптации детей, сплочении детского коллектива, налаживании контакта с окружающими. Добытые на занятиях знания укреплялись с помощью художественного слова, специально подобранных и отображающих нравственный смысл.

Для большей активации детей использовались специальные методы: наблюдения за поведением сверстников в группе, их общения между собой. С целью усиления мыслительной деятельности после наблюдаемой сложившейся ситуации применялся такой прием, как организация проблемных диалогов, чтение художественной литературы. Игровой метод послужил сближению детей в группе и формированию дружеских взаимоотношений. Для того чтобы дети стали более раскрепощенными среди сверстников помогли упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера. Использовался такой прием, как совместное обсуждение сложившегося положения с целью развития навыков общения. Так же детям предлагалось выполнить специальные задания, способствующих закреплению ранее полученных знаний. Особое внимание в работе с детьми по воспитанию нравственности уделялось тому, чтобы представления детей о нормах поведения становились осознанными. Ведь требование выполнять правила без «внутреннего» согласия с ним, приводит к тому, что ребенок воспринимает поступки поверхностно, не понимая их мотивов. И главным приемом и эффективным методом уточнения и систематизации являлась этическая беседа. При проведении этических бесед большое внимание уделялось о максимальном участии каждого ребенка в беседе. В конце года было видно, что результат этических бесед непосредственно проявились в практике поведения, в поступках детей в различных ситуациях.

Интересным и эффективным приемом были практические упражнения в культурном общении. (Этюды «Здравствуйте» , «Спасибо» и т.д.) Так же во время прогулки или вечером детям предлагались пословицы на нравственную тему. С целью создания положительного микроклимата в группе и помощи создания моральной стороны своих действий, использовался такой прием: вскоре после негативного поступка разыгрывается перед детьми сценка, точно воспроизводящая нежелательные действия ребенка. Участниками события являлись не дети, а игрушки. Участники конфликта, как правило узнавали ситуацию. При этом они получали возможность снова включаться в нее и увидеть себя со стороны. Это дало им изменить свое поведение и стать дисциплинированными.

С целью фиксации в сознании ребенка, что хорошо, а что плохо можно рассказать про детский сад у злого волшебника который собирает только злых и плохих детей, которые все время стараются сделать что ни будь плохое. В данном случае не осуждаются дети за какой-либо отрицательный поступок. Дети должны сами сделать вывод, что у доброго волшебника в детском саду живут хорошие дети. С той же целью полезна игра «Фу» , которая проходит достаточно оживленно и весело.

Учитывая важность данной проблемы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста также был составлен план работы с родителями. Основная задача работы с родителями было формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

Так же в конце каждого учебного года мы проводили дни открытых дверей, где показывали результаты работы по своей проблеме.

В конце учебного года была проведена повторная диагностика. Результаты которой существенно изменились. 60% детей показали высокий результат, 40% детей средний и 0% низкий. Проведенная работа позволила сформировать у детей достаточно высокий уровень нравственного развития у большинства воспитанников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М.: Издательство Мозаика- Синтез, 2009. - 73с.
  2. Жучкова Г.Н Нравственные беседы с детьми 4-6 лет М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2008. - 64 с..
  3. Курочкина И.Н Как научить ребенка поступать нравственно. М.: Издательство "Флинта", 2004. – 140 с.