Высшие психические функции. Развитие дошкольника

Тема 7 «Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста».

План:

1. Социальная ситуация развития. Основные новообразования дошкольника.

2. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

3. Развитие личности дошкольника.

5. Развитие психических функций ребёнка дошкольного возраста.

6. Психологическая готовность ребёнка к школе.

I. Социальная ситуация развития. Основные новообразования дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст от 3 до 6-7 лет . У дошкольника появляется круг элементарных обязанностей: с одной стороны, под руководством взрослого, который создаёт условия и обучает, а с другой стороны под воздействием «детского общества». Дошкольники общаются между собой, действуют совместно, в процессе этой деятельности создаётся их общественное мнение. Совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Взрослый в этот период очень авторитетен.

Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется: осознанием собственного «Я», осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Социальная ситуация развития выражается в общении, во всех видах деятельности, и прежде всего, в сюжетно-ролевой игре.

Основными новообразованиями этого возраста являются:

1. становление иерархии мотивов деятельности, соподчинение мотивов;

2. возникновение потребности в общественно-значимой деятельности;

3. развитию наглядно-образного мышления.

II. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра . Значение игры в психическом развитии ребёнка заключается в следующем:

1. в игре формируются и развиваются отдельные психические процессы (творческое воображение, произвольная память, мышление и т.д.);

2. изменяется позиция ребёнка по отношению к окружающему миру;

3. в игре развивается мотивационно - потребностная сфера ребёнка: возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели;



4. использование ребёнком роли даёт возможность ориентироваться на сверстников и согласовывать действия с ними;

5. наличие образца поведения развивает произвольность психических функций;

6. развивается способность к сопереживанию, и формируются коллективистические качества;

7. удовлетворяется потребность в признании (статусная роль) и осуществлении самопознания, рефлексии;

8. игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения.

Компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, который бывает: общественный и бытовой; содержание; время игры; правила игры; роли: эмоционально-привлекательные (мама, доктор, капитан); значимые для игры, но малопривлекательные для ребёнка (директор школы); игровые действия; игровой материал; отношения детей в игре: реальные и ролевые.

III. Развитие личности дошкольника. Дошкольное детство является периодом первоначального фактического складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения, которые связаны с оформлением мотивационной сферы ребёнка. Основными мотивами дошкольника являются:

1. игровой мотив;

2. мотив интереса к жизни взрослого человека;

3. мотив притязание на признание со стороны взрослого;

4. мотив притязание на признание со стороны сверстника;

5. соревновательный мотив, при котором ребёнок старается достичь лучших успехов, чем его друзья;

6. мотив самолюбия, при котором ребёнок стремится быть как все, и чуть-чуть лучше;

7. познавательный мотив, который активно развивается к 6 г.;

8. мотив страха.

В дошкольном возрасте развивается соподчинение мотивов – это главнейшее новообразование дошкольного возраста. Соподчинение мотивов – это умение подчинить личные мотивы общественным требованиям. Появление соподчинения мотивов является первым признаком развития воли. Ребёнок начинает управлять своим поведением, сдерживать желания, он становится более внимательным, действия – более целенаправленные.

В дошкольном возрасте эмоциональная сфера претерпевает значительные изменения:

1. увеличение глубины и устойчивости чувств: появляется привязанность, дружба, ребёнок начинает ценить другого человека за постоянные качества;

2. развиваются высшие чувства: интеллектуальные, эстетические, моральные:

3. развиваются детские страхи, которые появляются сначала за себя (боится темноты), потом за других людей;

4. ребёнок усваивает нормы проявления эмоций и чувств, учится управлять своим поведением, теряет «детскую непосредственность».

Самосознание – это способность оценить себя как отдельную, уникальную, неповторимую личность. Ещё в возрасте 2-3 года ребёнок отделяет себя от других людей, осознаёт собственные возможности. Особенно отчётливо это проявляется к концу старшего дошкольного возраста, когда происходит открытие своей внутренней жизни и развивается самосознание.

Самосознание выражается в самооценке. Самооценка дошкольника формируется : с одной стороны под воздействием похвалы взрослого, его оценка достижений ребёнка, а с другой стороны – под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребёнок переживает в разных видах деятельности. Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы. Ребёнок раньше осознаёт те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый, не зависимо от того, как взрослый это делает: словом, жестом, мимикой, улыбкой.

IV. Направления развития речи детей дошкольного возраста. Основными направлениями в развитии речи являются:

1. увеличение словарного запаса , он становится больше в три раза; к 7-ми годам ребёнок усваивает примерно 4-4,5 тысяч слов. Это увеличение осуществляется за счёт всех частей речи. При этом дети часто употребляют слова, значения которых не понимают (напр. заигнорирую шапку в шкаф). Дети начинают объяснять этимологию слов; употребляют суффиксы. В дошкольном возрасте развивается «языковое чутьё», при котором ребёнок начинает придумывать новые слова, объяснять смысл старых слов, изменять звучание известных (напр. медуза – это банка с мёдом). У дошкольников появляется чувство ритма . У них часто встречается двойное склонение , при котором дети начинают изменять слово в зависимости от того, как оно было произнесено в исходной форме, с возрастом эта особенность исчезает (напр. по городу ходила большая крокодила).

2. развитие грамматического строя речи. Дошкольники начинают усваивать элементы грамоты : усваивают словарный состав предложения, звуковой состав слова, и то, что слово состоит из отдельных слогов.

3. развитие функций речи:

а) коммуникативная функция , которая служит средством общения: - ситуативная, контекстная речь, объяснительная;

б) интеллектуальная функция, которая показывает связь между мышлением и речью: планирующая функция, знаковая функция, обобщающая функция.

V. Развитие психических функций ребёнка дошкольного возраста.

1. Память : основным видом памяти дошкольника является непроизвольная память. К 6-ти годам у ребёнка возникает долговременная память, но преобладает кратковременная память; развита зрительная, двигательная память, эдейтическая память – яркая, образная.

2. Восприятие становится многоплановым, начинает развиваться апперцепция; восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

3. Мышление. Ведущим видом мышления является наглядно-образное, зарождается абстрактное;мышление конкретно, слитно с ситуацией; дети начинают устанавливать причинно-следственные связи; увеличивается запас знаний, расширяются представления; развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение; дети начинают экспериментировать, на основе чего развивается творческое, самостоятельное мышление; экспериментирование является показателем пытливости ума.

4. Внимание . Основным видом внимание является непроизвольное; к 7-ми годам хорошо развита избирательность внимания; сосредоточенность имеет предпочтительный характер; развито переключения внимания, распределение внимания отсутствует; устойчивость внимания к концу дошкольного возраста составляет 30 минут; объём внимания – один предмет.

5. Воображение . Самый поздний познавательный процесс, он беднее, чем у взрослого, основным видом воображения является воссоздающее воображение.

VI. Психологическая готовность ребёнка к школе. Основные симптомы кризиса семи лет. Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. Психологи выделяют следующие виды готовности к обучению в школе:

1. физическая готовность: ребёнок должен быть морфологически и физиологически готов к обучению в школе; ребёнок должен быть здоров физически; развитие анализаторных систем; развитие мелких групп мышц; развитие основных движений: бег, прыжки;

2. специальная готовность: у ребёнка должен быть необходимый уровень развития психических явлений; умение читать; умение считать; умение писать;

3. психологическая готовность :

Интеллектуальная готовность, которая включает в себя: готовность в приобретении определённого кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний; в развитии всех познавательных процессов, речи.

Личностная и социально-психологическая готовность включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, новое положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к учителю, к одноклассниками, к самому себе.

Эмоционально-волевая готовность: эмоциональная готовность ребёнка к школе предполагает: радостное ожидание начала обучения в школе; достаточно тонко развитые высшие чувства; сформированные эмоциональные свойства личности: умение сопереживать, сочувствовать. Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряженного трудиться, делать то, что от него требует учёба, режим школьной жизни. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Детская психика, как относительно лабильная система, неоднородна. В ней переплетены естественные особенности, присущие живым организмам, а также приобретенные в процессе историко-культурного развития черты, впоследствии образующие высшие психические функции у детей.

Чрезвычайно широко роль социума в психологическом развитии ребенка раскрыта в трудах Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, а также нашего соотечественника Л.C. Выготского. В соответствии с их представлениями психические функции возможно разделить на низшую и высшую категории. К первой относятся данные человеку в результате филогенеза качества, например, непроизвольное внимание и память – все то, чем он не имеет возможности управлять, происходящее за пределами его сознания. Ко второй — полученные в онтогенезе, скрепленные социальными связями, свойства: мышление, внимание, восприятие и т.д., — инструменты, которыми индивидуум управляет осознанно и контролируемо.

Важнейшие орудия, влияющие на развитие психических функций у детей, — знаки — психологические субстанции, способные изменить сознание субъекта. Одними из таковых являются слова и жесты, в частном случае, родительские. При этом ПФ изменяются в направлении от коллективного к индивидуальному. Первоначально ребенок учится взаимодействовать с внешним миром и понимать закономерности поведения, а затем обращает полученный опыт на себя. В процессе совершенствования ему предстоит последовательно пройти этапы натуральной, доречевой, речевой, энтрапсихической, а затем спонтанной и произвольной интрапсихических функций.

Разновидности высших психических функций

Взаимодействие биологического и культурного аспектов жизни человека взращивает:

  • Восприятие – способность принимать информацию от окружения, одновременно выделяя из общего объема значимые и полезные данные;
  • Внимание – умение концентрироваться на конкретном объекте сбора информации;
  • Мышление – обобщение принимаемых извне сигналов, составление закономерностей и формирование связей.
  • Сознание – усовершенствованная степень мышления с более глубокими причинно-следственными зависимостями.
  • Память – процесс сохранения следов взаимодействий с внешним миром с накоплением и последующим воспроизведением данных.
  • Эмоции – отражение отношения ребенка к себе и социуму. Мера их проявления характеризует удовлетворенность или неудовлетворенность ожиданиям.
  • Мотивация – мера заинтересованности в выполнении какой-либо деятельности, подразделяется на биологические, социальные и духовные.

Периодизация и кризисы

Совершенствование ментальных навыков неизбежно сталкивается с противоречиями, возникающими на стыке изменившегося самосознания и стабильного окружающего мира.

Вполне естественно, что в такие моменты развивается нарушение высших психических функций у детей. Так, наиболее внимательного отношения требуют следующие периоды:

  1. От 0 — 2 месяцев – кризис новорожденности, во время которого происходит решительная перестройка привычного образа внутриутробного существования, знакомство с новыми объектами и субъектами.
  2. 1 год – ребенок овладевает речью и свободным передвижением, что открывает горизонты с новой для него, но пока избыточной информацией.
  3. 3 года – в это время начинаются первые попытки осознать себя как личность, впервые переосмысливается полученный опыт, и оформляются черты характера. Кризис проявляется в виде строптивости, упрямства, своеволия и т.п.
  4. 7 лет – существование ребенка становится немыслимо без коллектива. Изменяется оценка действий других детей с одновременным возрастанием самостоятельности. При этом возможно нарушение психического равновесия.
  5. 13 лет – предшествует гормональному всплеску, а иногда захватывает его. Физиологической нестабильности сопутствует смена роли с ведомой на ведущую. Проявляется в снижении продуктивности и заинтересованности.
  6. 17 лет – возраст, когда ребенок стоит на пороге новой жизни. Страх неизвестного, ответственность за выбранную стратегию дальнейшей жизни влекут обострение заболеваний, проявление невротических реакций и т.д.

Определить точные время и причины нарушения высших психических функций у детей невозможно. Поскольку каждый ребенок по-своему преодолевает вызовы, исходящие от окружения: одни – переживают их спокойно, незаметно, другие – сопровождают яркой эмоциональной реакцией, в том числе внутренней.

Различить кризисы поможет постоянное наблюдение и сопоставление поведенческих моделей конкретного ребенка, а не его сверстника — в начале и конце межкризисного периода. Однако стоит понимать, что перелом является частью процесса развития, а не его нарушением. Именно в этот временной отрезок усиливается функция взрослого как наставника, уже прошедшего через подобные потрясения. Тогда высокий риск причинения вреда будет сведен к минимуму.

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1413

Семинар

на тему:

«Особенности развития высших психических функций

у детей 3-7 лет»

Составила:Учитель-дефектолог

Ярковенко Галина Юрьевна

    3-4 ГОДА (младшая группа)

Годы дошкольного детства - это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность - игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.

Восприятие. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи. Восприятие младшего дошкольника 3-4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7-8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то.

Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года - до четырех объектов [там же].

Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.

Мышление. В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.

Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отношение общего к частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно. Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении.

Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться [там же].

У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. У детей 3-4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности.

    4-5 лет (средняя группа)

Развитие психических процессов

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.

Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4-5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состоянии произвольно в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.

Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.

Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.).

Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить. Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления.

Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых и спросить: «Каких кружков больше - черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше - белых или бумажных?», ответ будет таким же - больше белых. Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.

Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога - формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека - это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

    5-6 лет (старшая группа)

Развитие психических процессов

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до десяти различных предметов.

Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемое. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу года - 6-7.

Память. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов.

Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).

Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.

Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

    6-7 лет (подготовительная группа)

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания - 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти - наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6-8 последовательных картинок.

Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения - вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период - сензитивный для развития фантазии.

Профиль развития речи ребёнка и других высших психических

функций в первые семь лет

От 0 до 1 года.

От 0 до 1

Крупная моторика

возраст

Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать её не может, роняет, поворачивает в сторону.

1 мес.

Пытается поднимать голову, лёжа на животе

1 мес.

В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами

2 мес.

Удерживает голову, находясь в вертикальном положении

2 мес.

Лёжа может опираться на предплечья

2,5 мес.

Активно поднимает голову из положения на спине

4,5 мес.

Переворачивается на бок

4,5 мес.

Сидит при пассивно приданной позе

6 мес.

Переворачивается со спины на живот

6,5 мес.

Переворачивается с живота на спину

7 мес.

Передвигается на четвереньках самостоятельно

8 мес.

Стоит у опоры, встаёт самостоятельно

10 мес.

Стоит самостоятельно

11 мес.

Ходит с поддержкой

11,5 мес.

Ходит самостоятельно

12 мес

1г.4 мес.

Пытается бегать

1г. 7 мес.

Поднимается и спускается по лестнице

1г. 10 мес.

Мелкая моторика

Пальцы сжаты в кулачок

1 нед.

Открывает кулачок

2 мес.

Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет её в рот

2,5 мес.

Тянется к игрушке, хватает её

3,5 мес.

Захватывает мелкие игрушки

5 мес.

Перекладывает игрушку из руки в руку

5,5 мес.

Активно манипулирует предметами

7 мес.

Указательным и большим пальцами захватывает предметы

10 мес.

Может нанизывать колечки на стержень пирамидки

11 мес.

Опускает мелкие предметы в узкое отверстие

12 мес.

Зрительное восприятие

Зажмуривание век на яркий свет

1 нед.

Кратковременное сосредоточение взора на игрушке

1 мес.

Длительное сосредоточение

2 мес.

Рассматривает собственные руки

3 мес.

Тянется к игрушке

3,5 мес.

Подносит игрушку к глазам, рассматривает её

4,5 мес.

Рассматривает крупные картинки

6 мес.

Дифференцированное восприятие близких и знакомых

8 мес.

Узнает себя и близких в зеркале

10 мес.

Слуховое восприятие

Вздрагивает и мигает при громком звуке

1 нед.

1,5 мес.

2,5 мес.

Реагирует на своё имя

6 мес.

Плясовые движения под весёлую музыку

8,5 мес.

Импрессивная речь

возраст

1 мес.

3 мес.

В ответ на обращение к ребёнку, возникает ответная голосовая активность

5 мес

Реагирует на свое имя

6 мес.

Понимает речевые команды с жестовым подкреплением

7 мес.

Понимает речевые команды без жестового подкрепления

8 мес.

По просьбе оказывает части лица у куклы, у взрослого

9 мес.

По просьбе находит знакомые предметы

9 мес.

По просьбе выполняет действие с игрушками

10 мес.

Понимает команду «нельзя»

11 мес.

Выполняет много команд по просьбе

1 год

Экспрессивная речь

1 мес.

Спонтанно произносит отдельные звуки, отражённо гулит.

2 мес.

Активное гуление: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу».

4 мес.

Активно, певуче гулит с цепочкой звуков. Развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.) Все дети мира гулят одинаково

5 мес.

Лепет проявляется короткими звуками (гласные с губными согласными): «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Именно в 5 месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых.Дети пытаются подражать артикуляции взрослых.

5,5 мес.

Активный недифференцированный лепет: « ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо»

6 мес.

Появляются двойные звуковые сочетания типа « ба-ба »; малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков. Произносит цепочки слогов с разными интонациями.

7,5 мес.

Называет людей и некоторые предметы слогами. Связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.). В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.

10 мес.

Говорит около 10 слов типа « дай [дай], на [на], дом [дом ]и т.д.

1 год

Эмоции. Коммуникация

Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, слез нет.

1-2 нед.

Через некоторое время после «заигрывания» взрослого с ребёнком у последнего появляется ответная улыбка, «ротовое внимание»

1,5 мес.

На эмоциональный контакт со взрослым ребёнок отвечает активной улыбкой

2 мес

3 мес.

В ответ на общение со взрослым ребёнок дает выраженный «комплекс» оживления

3 мес.

Появление улыбки при появлении взрослого человека, который молчит

4,5 мес.

Различает жесты и мимику окружающих

5 мес.

Реагирует на строгие и ласковые интонации

5,5 мес.

Активно выражает отношение к «близким «и «чужим», эмоции дифференцированы

6мес.

Тянет руки, чтобы взяли на руки

7,5мес.

Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека чаще матери

7,5мес.

Ребёнок дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение

8мес.

Ребёнок легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях

9 мес.

Ребёнок по просьбе машет рукой, обнимает родителей

11 мес.

Самообслуживание

Может есть с ложки

5 мес

Держит бутылочку, из которой сосёт

6 мес.

Пьёт из чашки, которую держит взрослый

7 мес.

Помогает одевать себя (подает руку, ногу)

8 мес.

Игра

Рассматривает вложенную в руку игрушку

3 мес.

Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребёнка

3 мес.

Занятие с игрушкой – доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности

5 мес.

Подолгу играет с подвешенными игрушками

5 мес.

Предпочитает играть с людьми, подражая их действиям

9 мес.

Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывая

9 мес.

Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга; надевает кольца на штырь

11 мес.

Играет с мячом

12 мес.

От 1г. до 2 лет.

От 1 до 2 лет

Крупная моторика

возраст

Ходит длительно, поворачивается

1г. З мес.

Перешагивает через препятствия

1г. 6 мес.

Пытается бегать

1г. 10мес

Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила

1г. 11м.

Мелкая моторика

Рисует каракули, росчерки

1г. 5 м

Разрывает бумагу

1г.6м.

Переворачивает по одной странице

1г.8м.

Зрительное восприятие

Показывает отдельные предметы в быту

1г.

Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии

1 г 2мес.

Узнает несколько простых картинок (около 5)

1г. 3 мес.

Дифференцирует форму и величину объемной игрушки

1г. 8 мес.

Дифференцирует количество предметов

1г. 8мес.

Подбирает парные игрушки и картинки

1г. 9 мес.

Слуховое восприятие

Пытается воспроизводить серии звуков с определённой интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослого

1г.

Повторяет услышанные короткие слова

1г.3 мес.

«вставляет» слова в знакомые стихи

1г.5 мес.

Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звук

1г.8 мес.

Импрессивная речь

Показывает несколько частей тела

1г.3м.

Показывает все части тела

1г.6м.

Показывает все объекты в быту

1г.9м

Показывает много картинок

2г.

Экспрессивная речь

В год словарный запас ребёнка составляет 10-12 слов(мама, дада, «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т.п.). Малыш практически все согласные звуки произносит смягченно. В начале года в основном он пользуется экспрессивно - мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты.

Соотносит слоги с определенным предметом

1г.2м.

Выражает желания с помощью речи (появление глаголов)

1г.4м.

«Телеграфная речь»: двухсловные предложения

В речи появляются фразы типа: «Мама дай», «Мишка тут», «Хочу пить». Можно отметить появление в речи ребенка первых

прилагательных: «»хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, ели они будут звучать:«хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «кассий»

1г.8м.

Интеллект

Узнает значение слов, коротких фраз

Различает несколько предметов по названию

1г.

Ищет спрятанную игрушку

1г.

Тянет в рот только съедобное

1г.5м

Может выполнить простые поручения

1г.6м

Различает «один» и «много»

1г.11м

Различает «большой» и «маленький»

1г.11м

Эмоции, коммуникация

Появляется сопереживание, утешение

1г.2мес.

Использует слово «нет», выражая несогласие

1г.3мес.

Использует слово «да»

1г.4 мес.

Помогает в простейших работах (по инструкции)

1г.7мес.

Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами

1г.8мес.

Активно пользуется жестами

1г.10мес.

Острая реакция на отсутствие матери

1г 10мес.

Самообслуживание

Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье

1 г.

С помощью подносит ложку ко рту

1г.2мес.

Пьёт из чашки не проливая

1г.3мес.

Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку)

1г. 3мес.

Моет руки с небольшой помощью

1г.4мес.

Зачерпывает пищу ложкой. Полностью прожёвывает пищу.

1г.6 мес.

Снимает расстегнутое пальто, куртку.

1г.9 мес.

Ест и пьёт самостоятельно.

1г.10мес.

Ест твёрдую пищу самостоятельно.

2 года

Игра

Строит простые структуры из блоков

1г.1мес.

Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками

1г2 мес.

Наблюдает за игрой других детей

1г. 2 мес.

Играет самостоятельно

1г.4мес.

Начало функциональной игры.

1г. 6 мес.

Любит тянуть, перетаскивать игрушки

1г.9 мес.

Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков.

1г 9мес.

Предпочитает активные игрушки(поезд, телефон, и т.п.)

2г.

От 2 и до 3лет.

От 2 до 3 лет

Крупная моторика

возраст

Бегает

2 г.

Самостоятельно приседает и встает

2 г.

Наклоняется и поднимает предметы с пола

2 г.

Стоит на одной ноге без поддержки

2 г. 6мес.

Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой)

2 г. 6мес.

Умеет ездит на трехколесном велосипеде

2 г. 6мес.

Мелкая моторика

Повторяет вертикальные и круглые линии

2 г.

«Правильно» держит карандаш

2 г. 6мес.

Зрительное восприятие

Узнает знакомые предметы по ТВ

2 г.

Знает много картинок (10-15)

2 г.

Понимает смысл простых картинок с действием

2 г. 6мес.

Узнает контурные, черно-белые изображения

2 г. 6мес.

Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке

2г. 6 мес.

Зрительно дифференцирует понятия о протяженности и местоположении

2г. 6 мес.

Импрессивная речь

Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь. Показывает много картинок

2г.

Понимает содержательные, несложные рассказы

2г. 5м

Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке

2г. 5м.

Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия

2г. 5м.

Экспрессивная речь

Активный словарь ребёнка вырастает до 200-300 слов.

Составляет предложения из 3-4 слов.

2г.

Задает вопросы со словами «кто», «где», «куда?» (порядок слов в предложении не всегда правильный

2г 6м.

Легко повторяет фразы

2г.6м

Речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения с близкими людьми.

2г. 10м

Из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносит смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные : [а,о,у,и, ы,э ], и все простые согласные [б, б’, п, п’, м, м’, т, т’, н, н’, к, к’, г,г’, в, в’, ф,ф’], строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

3 г.

Интеллект

Заполняет доску Сегена (путем проб и ошибок)

Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу и принеси мне)

2г.6м.

Подбирает цвета по образцу (синий к синему)

2г.6м.

Классификация на 2 группы (по цвету и форме)

2г. 6м.

Самообслуживание

Ест твёрдую пищу самостоятельно (хлеб, печенье)

Просится на горшок в дневное время

Самостоятельно моет и вытирает руки

2г.

Застёгивает и расстегивает молнию (кроме замка)

2 г.

Ест ложкой, вилкой (аккуратно)

2г. 6м

Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку и т.п.)

2г. 6м.

Игра

Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.)

2 г

Делает куличики

2г.

Собирает закручивающиеся игрушки

2г.

Собирает пирамидку по порядку.

2г. 6мес.

От 3 до 4 лет

От 3 до 4 лет

Крупная моторика

возраст

Прыгает на двух ногах

Мелкая моторика

Копирует круг

3г.

Расстегивает пуговицы

3г.

Зрительное восприятие

Узнает перечеркнутые изображения

3г.

Узнает наложенные изображения

3г.

Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы

3г. 6м

Слуховое восприятие

Может отстукивать простые ритмы по образцу

3г. 6м

Импрессивная речь

Может ответить речью, мимикой, жестом на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте

3г 5 мес.

Экспрессивная речь

активный словарь ребёнка насчитывает 1200-1500 слов. В этом возрасте ребёнок начинает использовать речь в качестве средства общения со сверстниками

3г.

Пытается использовать множественное число, прошедшее время

Зг.

Использует отрицательные частицы «не, ни»

Зг.

Использует прилагательные и местоимения

Зг.6мес.

Задает вопросы «когда, что внутри, почему?»

Зг.6мес.

Способен вести диалог с взрослым

3г 6мес.

Использует сложные предложения

3г.6 мес.

Ребёнок уже может вести осмысленный диалог со взрослыми, выражать свои мысли

3г.6 мес.

Интеллект

Классификация на две группы (по цвету и форме)

3г.

Классификация на 3-4 группы: по геометрической форме

3г. 6мес.

По цвету (3-4 группы)

3г. 6мес.

Вербальный интеллект

Дорисовывает недостающие руки, ножки к человеку

3г.

Самостоятельно рисует человека (примитивно)

3г.6 мес.

Строит сложные сюжетные конструкции

3г. 6мес.

Собирает кубики Линка по образцу

3г. 6мес.

Эмоции, коммуникация

Появляется понимание и использование в речи местоимений

«я»-«моё», «ты»- «твоё»

Знает свой пол

3г.

Самообслуживание

Наливает в чашку воду не аккуратно

3г.

Расстёгивает пуговицы

3г.

Игра

Совместная сюжетная игра с другим ребёнком

3г.

Игра с воображаемой действительностью

3г. 6мес.

Элементы ролевой игры (может назвать свою роль)

3г. 6мес.

От 4 до 5 лет.

От 4 до 5 лет

Крупная моторика

возраст

Умеет делать кувырок вперед. Прыгает на одной ноге

Мелкая моторика

Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами)

4 г.

Режет ножницами бумагу

4 г.

Зрительное восприятие

Может сам составить рассказ по сюжетной картинке

4г.

Понимает смысл последовательных картинок

4 г.

Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом

4 г. 6мес.

Импрессивная речь

Может ответить на отвлеченные вопросы («Светит ли ночью солнце»)

4г.

Экспрессивная речь

Словарный запас ребёнка около 2000 тысяч активных слов. Он умеет правильно составлять предложения из 5-6 слов. Свободно общается со сверстниками. А во время игры активно её комментирует . К этому возрасту ребёнок должен научиться четно произносить свистящие звуки [с, с , з,з ,ц], использовать в речи сложносочиненные предложения: «Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные».

С удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [Р].

4г.

Использует вежливые просьбы

4г.

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

4г.

Правильно,чётко произносит согласные звуки:

[ п,п,б,б’,т,т’,д,д’,ф,ф’,в,в’,к,к’,г,г’,х,х’,с,с’,з,з’,ц, м,м’,н, н’]

4г.

Использует будущее время

Грамотно использует предлоги «над» «на», «под», «за», «с/со», «из»

Хорошо читает стихи

4г.6м.

Интеллект

Легко заполняет доску Сегена

Выполняет классификацию картинок (4-5 групп)

С помощью

Самостоятельно

4г.

4г.6м.

Сформированы понятия больше, выше, шире, длиннее,

равные, одинаковые

4г. 11м

Эмоции, коммуникация

Использует разные стили общения с детьми и взрослыми

Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы

4г. 6м.

Самообслуживание

Застёгивает пуговицы, молнию (с замком), кнопки

4г.

Одевается самостоятельно, без посторонней помощи

Отличает перед одежды от спинки

4г.

От 5 до 6 лет.

От 5 до 6 лет

Крупная моторика

возраст

Выполняет одновременно два вида движений

Мелкая моторика

Копирует треугольник

5 лет

Верно рисует квадрат

5 лет

Импрессивная речь

Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «обман», «радость», «страх», «правда»

5-6 лет

Экспрессивная речь

Словарный запас примерно 2500 слов

5 лет

Правильно и четко произносит все звуки русского языка.

5 лет

Употребляет глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени,

Верно употребляет предлоги.

5 лет

Использует в речи сложные предложения.

5 лет

Лексика обогащена антонимами и синонимами

5 лет

Высказывание напоминает по форме короткий рассказ

5лет

Формируется самоконтроль в речи

5лет 6 мес.

Появление разделительных вопросов

5 лет

Может описать свои чувства

5 лет

Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье, любовь, надежда, ложь»

5лет 6 мес.

Возможно обучение грамоте, для дальнейшего овладения процессом чтения

5 лет 6 мес.

Интеллект

Сформированы понятия «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые»

5лет

Вербальный интеллект

Исключение предметов (тест 4-ый лишний) иногда затрудняется объяснить

5 лет

Отгадывает загадки, используя накопленный опыт

5 лет

Эмоции, коммуникации

Обращение к взрослым на «Вы», по имени отчеству

5-6 лет

Самообслуживание

Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках

5 - 6 лет

Самостоятельно может надеть и застегнуть одежду. (расстегнуть и снять).

5 - 6 лет

От 6 до 7 лет .

От6 до 7 лет

Мелкая моторика

возраст

Рука готова к формированию графомоторных навыков, для дальнейшего овладения письмом (в школьном возрасте).

6 лет.

Правильно держит ручку в руке.

6 лет

Умело работает ножницами.

6 лет 6 мес.

Импрессивная речь

На слух воспринимает небольшой текст, понимает смысл, выделяет основную мысль текста.

6 лет

Экспрессивная речь

Владеет значением производных слов.

6 лет

Употребляет все части речи

6 лет

Рассказывает и пересказывает свободно

6 лет 6 мес.

Различает и дифференцирует все звуки речи.

6 лет 6 мес.

Практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной

7 лет

Возможно чтение отдельных слогов, простых слов, (коротких предложений).

6лет 6мес.

Готов к овладению письменной речи

7 лет

Вербальный интеллект

Способен классифицировать объекты на классы и подклассы

7 лет

Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений

Чтобы развитие внимания у детей 4-5 лет соответствовало норме, родителям необходимо знать основные свойства этого психического процесса. Это позволит при воспитании правильно расставить акценты. В этом возрасте ребёнок должен научиться отбирать нужную ему информацию и отбрасывать лишнюю. В его маленький мозг ежесекундно поступает огромное количество сигналов. И если у малыша в 3-4 года не начнёт формироваться внимание, которое выступает своеобразным фильтром, его мозг не избежит перегрузки, что негативно скажется впоследствии на его успехах в обучении. Эта функция обладает определёнными свойствами. Если их развитие не будет соответствовать возрасту, это приведёт к отклонениям в деятельности ребёнка.

  1. Объём. Если он маленький, невозможно одновременно сконцентрироваться на нескольких предметах, и тем более - удержать их в уме.
  2. Концентрация и устойчивость. Если они недостаточны, долго сохранять внимание, не ослабляя его и не отвлекаясь, невозможно.
  3. Избирательность. Без развития этого свойства дети не могут сосредоточиться на нужной части материала, необходимой для решения той или иной задачи, поставленной перед ними.
  4. Переключаемость. Если она плохо развита, трудно переходить с одного вида какой-нибудь деятельности на другой.
  5. Распределение. Без него ребёнок не сможет одновременно заниматься несколькими делами.
  6. Произвольность. Без её развития детям сложно сосредоточить внимание, если от него это потребуют.

Чтобы развитие внимания ребёнка в период с 3 до 5 лет соответствовало его возрастным особенностям , нужно целенаправленно работать над всеми выше перечисленными свойствами этой психической функции. Для этого есть специальные методики, игры, упражнения. Если драгоценный момент был упущен, и что-то не сформировалось в соответствии с нормами, придётся проводить специально организованную работу, подключая специалистов. Чтобы дело до этого не дошло, родителям полезно знать о возрастных особенностях развития внимания у детей 3-4-5 лет.

Особенности

Непосредственно перед школой развитие внимания у ребёнка 5 лет должно быть таким, чтобы он прошёл тестирование в 1 класс, где обязательно будут задания на сформированность всех этих свойств. Возрастные особенности этой высшей психической функции для детей 3-4-5 лет таковы.

  • Способность управлять вниманием крайне невелика;
  • сложно направить его на предмет посредством словесных указаний;
  • для переключения требуется снова и снова повторять инструкцию;
  • объём включает в себя не более 5 объектов;
  • удержание возможно на протяжении всего 7-8 минут;
  • носит непроизвольный характер;
  • устойчивость зависит прежде всего от характера деятельности: на неё негативно влияет импульсивность малыша, капризное и безудержное желание тотчас получить нужный ему предмет, сделать что-то, ответить.
  • Идёт развитие первоначальной формы произвольного внимания;
  • распределение между 2 предметами или действиями практически недоступно;
  • малыш ещё не может быть внимательным как таковым;
  • внимание в этом возрасте проявляется только в конкретных психических процессах: ребёнок всматривается, вслушивается, хочет отгадать загадку, пытается читать «букварь», играет, увлеченно рисует.
  • Наконец появляется полноценная способность направлять собственное внимание на конкретный предмет или деятельность по указанию взрослого, по его инструкции;
  • соответственно, начинается развитие всех выше указанных свойств.
  • Возникает самая первоначальная, элементарная форма полноценного произвольного внимания;
  • охотно и успешно играет в игры на внимание и память для детей 5 лет, выполняя все задания;
  • способен составить простейшую самоинструкцию для собственного внимания и следовать ей;
  • устойчивость формируется в активной деятельности, манипуляции предметами, в играх, при выполнении разных действий.

Вот такими темпами происходит развитие внимания детей 4-5 лет. В 3 года о формировании этой психической функции говорить ещё сложно, а через 2 года она уже должна соответствовать достаточно высоким критериям. Для того чтобы проверить, всё ли в порядке в этой области у вашего малыша, можно дать ему несколько несложных заданий на внимание.

Диагностика

ПЛАНИРУЕТЕ БЕРЕМЕННОСТЬ?
11 советов о правильном образе жизни

Вероятность наступления беременности зависит, в том числе, от ряда факторов, таких как Ваш рацион питания, вес, наличие вредных привычек и уровень физической активности. Если вы хотите повысить шансы на зачатие, возможно, Вам потребуется изменить...

Диагностика развития внимания у малышей 4-5 лет проводится специалистами, а также при поступлении в 1 класс. Дома родители могут самостоятельно дать ему несколько заданий и посмотреть, насколько быстро и эффективно он с ними справится.

  1. Найти одинаковые предметы на картинке, назвать их цвет.
  2. Нарисовать 2 домика, 2 зайчика. Прочертить от каждого зверька тропинку к отдельному домику так, чтобы они пересекались. Проследить глазами путь каждого зайки к его личному домику. Показать, где кто живёт. Трудно сделать это зрительно? Разрешается провести по дорожке пальчиком.
  3. Раскрасить геометрические и неправильной формы фигурки по образцу.
  4. Нарисовать контуры нескольких (примерно 3-4) различных предметов так, чтобы они накладывались друг на друга. Найти, какие предметы изображены.
  5. Найти отличия на картинке. При затруднении разрешаются наводящие вопросы.

Если дошкольник затруднился выполнить какое-нибудь из заданий, значит этому аспекту следует уделять больше времени. А для этого существуют специально разработанные игры на развитие внимания у детей 4-5 лет, которые будут ему и полезны, и интересны одновременно.

Методики развития

Неразрывно между собой связаны игры на внимание и память для детей 4 лет (+/- 1 год), так как эти две высших психических функции взаимосвязаны. Такие игровые занятия развлекут кроху, а попутно научат обращать внимание на что-то интересное и новое вокруг, что может пригодиться в дальнейшем.

  • Интересная прогулка

Когда гуляете, описывайте все мелкие детали, встречающиеся вам на пути. Например, какие ярко-зелёные листочки на деревьях, какой красивый манекен на витрине, как весело виляет хвостом собака. Больше разговаривайте с крохой.