Воскресенье адвента. Адвент - что это за праздник? Можно ли отмечать день рождения

Адвент (от лат. adventus - пришествие) - название периода Рождественского поста, принятое в среде христиан Католической церкви и некоторых протестантских деноминаций. Адвент - время ожидания, предшествующее празднику Рождества Христова, во время которого верующие соблюдают пост и готовятся к празднику.
Духовный смысл Адвента двояк. Во-первых, это период подготовки к празднованию Рождества, «время радостного ожидания»; во-вторых Церковь в этот период особым образом побуждает верующих размышлять на тему грядущего второго пришествия Христа.
Каждое из четырёх воскресений Адвента имеет определённую тематику, отражающуюся в евангельских воскресных чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в том числе вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.
Адвент рассматривается как время усиленного покаяния - верным рекомендуется приступить к таинству исповеди; духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета. В период Адвента Церковь особо призывает христиан к совершению дел милосердия.
Одной из наиболее известных традиций, касающихся Адвента, является «венок Адвента» - венок из еловых веток, в который вплетены четыре свечи. В первое воскресенье зажигается одна свечка, во второе - две и так далее, т.е. становится с каждым днём всё светлей. В день рождества зажигаются все свечи, символизируя тем самым светлый праздник. Такими венками украшаются как церкви, так и дома верующих. Ещё одна известная традиция - рождественский календарь для детей, разделённый на квадраты по числу дней Адвента, где за каждым листочком с датой спрятано лакомство.

Рождественский венок - типичное украшение в домах в предрождественское время в форме венка из еловых веток с четырьмя свечами, закрепляемое вертикально или устанавливаемое на стол. В первое из четырёх воскресений адвента зажигается первая свеча, на следующей неделе - вторая и т. д.
Рождественский венок был введён в рождественские традиции гамбургским лютеранским теологом Иоганном Хинрихом Вихерном, взявшим на воспитание нескольких детей из семей бедняков. В адвент дети постоянно спрашивали воспитателя, когда же наступит Рождество. Чтобы дети могли отсчитывать дни до Рождества, в 1839 году Вихерн смастерил из старого деревянного колеса венок, украшенный девятнадцатью малыми красными и четырьмя большими белыми свечами. Каждое утро в этом венке зажигалось по одной маленькой свечке, к которым по воскресеньям добавлялась большая свеча.
В символике рождественского венка выделяется несколько значений. Изначально прибавление света в венке символизировало возрастающее ожидание рождения Христа, «света миру». К этому добавились дополнительные значения, обусловленные круглой формой, символикой венка, зеленью ели, цветом свечей и декоративных лент. Рождественский венок с четырьмя свечами ассоциируется с земным шаром и четырьмя сторонами света. Круг символизирует вечную жизнь, которую дарует воскресение, зелень - цвет жизни, а свечи - свет, который осветит мир в Рождество.
Католические рождественские венки часто украшаются тремя фиолетовыми и одной розовой свечой в соответствии с литургическими цветами богослужений адвента. Розовую свечу зажигают в третье воскресенье адвента, которое носит название Gaudete (Возрадуйтесь!).

Рождественский календарь - специальный календарь в европейских странах, показывающий время, остающееся до Рождества.
По традиции это открытка или картонный домик с открывающимися окошками, где в каждой ячейке лежит конфета, записка с пожеланиями (в религиозных семьях - с выдержками из Писания) или маленькие подарочки. Календари бывают и в виде мешочков, пакетиков, сумочек или свертков, развешанных на ленте. Рождественский календарь состоит из 24 дней, начинается в первое из четырех воскресений до Рождества (или 1 декабря) и заканчивается в Сочельник.
Первые упоминания о Рождественских календарях относятся к первой половине XIX века. Начало традиции было положено в Германии последователями Лютеранской церкви, вскоре обычай распространился на территории немецкоязычных стран (Австрия, часть Швейцарии). А уже с начала XX века миллионы детей и взрослых по всей Европе незадолго до главного праздника в году каждый день открывают окошечки любимого Рождественского календаря. В последние годы Рождественские календари стали появляться и в России.
В наши дни календари используются, чтобы отслеживать время, оставшееся до самого главного и любимого праздника в году. Для кого-то это Новый год, для кого-то - Рождество.
На сегодняшний день основные получатели календаря - дети.

Незаметно вновь пролетело лето и осень, неуспели оглянуться а уже началась предрождественская подготовка, сегодня -28 ноября, Первый Адвент . ГЕРМАНИЯ. Бад Мюнстерайфель (Bad Muenstereifel) перед рождеством.

"Advent, Advent - die Kerzen brennt"

Адвент (от лат. adventus — пришествие) — предрождественское время, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи.

Адвент — время ожидания Рождества Христова.

Продолжительность Адвента около четырех недель, что включает, как правило, 4 воскресенья, другими словами, 3 полные недели с добавлением от 1 до 6 дней в зависимости от того, на какой день недели приходится Рождество.
Во время Адвента в храмах ранним утром служится Святая Месса в честь Пресвятой Девы Марии — «рората». Символом этой мессы является зажженная свеча, которая освещает путь идущих в церковь до восхода солнца. Чтобы свеча не погасла, ее помещают в специальный фонарик с прозрачными окошками.
Адвент делится на два календарных этапа: первый — с первого воскресенья до 16 декабря, — который посвящен размышлениям о грядущем Втором пришествии Иисуса Христа; и второй — с 17 до 24 декабря (Новенна — девять дней предпразднования Рождества), — который является непосредственной подготовкой к празднованию Рождества Христова и посвящен воспоминанию Первого пришествия Иисуса Христа в мир — Боговоплощения.
Все воскресенья Адвента приравнены по своей значимости к великим праздникам, и если на воскресенье Адвента выпадает какой-либо иной праздник, он переносится на понедельник. Первое воскресенье Адвента считается началом нового литургического (церковного) года.

Традиции Адвента:




Календарь Адвента (Adventkalendr).
Особую радость детям доставляет «А двентКалендер » , помогающий им дождаться волшебной Рождественской ночи. Это может быть достаточно хитроумное устройство с 24 дверками, за каждой из которых скрываются маленькие сладости. Каждый день детям разрешено открывать по одной дверце. Очередь последней наступает 24 декабря.

Известный детям календарь Адвента появился на свет совсем недавно, в конце позапрошлого века. Его придумала немка фрау Ланг для своего сына, чтобы сделать ожидание Рождества более «интересным».

Наиболее привычной формой календаря Адвента является коробочка с открывающимися окошечками, по числу дней Адвента, содержащему сделанные из шоколада фигурки, которую теперь можно купить в каждом магазине.


Венок Адвента (Adventskranz)

Одной из наиболее известных традиций, касающихся Адвента, является «венок Адвента» — венок из еловых веток, в который вплетены четыре свечи. В первое воскресенье зажигается одна свеча, во второе — две и так далее, то есть становится с каждой неделей всё светлей. Такими венками украшаются как церкви, так и дома верующих.

Этот обычай пришел из Германии. Согласно легенде, в одном из лютеранских приходов близ г.Ганновера, работали по найму бедные дети. Чтобы скоротать долгие зимние вечера и посчитать отработанные дни, дети взяли кольцо от телеги и каждый вечер устанавливали на нем по одной свечке. И случайно оказалось, что проработав до самого Рожества, в день праздника, их скромную комнату украшало колесо с 28 зажженными свечами. С тех пор люди стали отмечать это время, зажигая не 28, а 4 еженедельные свечи.

Изобретателем венка стал в 1833 году немец Генрих Вихерт. Он украсил парадный зал большим красивым венком. Идея понравилась как жителям, так и церковным властям и вскоре рождественский венок получил распространение не только в Германии.

Рождественские Базары - (WeihnachtsMarkt)

все четыре недели Рождества во всех больших и меленьких городах Городах Германии устраиваются Рождественские Базары - "WeihnachtsMarkt", там множество рождественских акссесуаров, подарки, сувениры, сладости, всевозможные кафе и закусочные - это надо один раз просто окунуться в эту атмосферу. Смотрите посты на эту тему здесь:

В одном немецком доме встречали гостя из России. Дело было перед Рождеством, на столе красовался праздничный венок с четырьмя свечами. Хозяйка дома решила в честь гостя зажечь все четыре.

Из чего родились, например, такие комментарии: «В знак особого гостеприимства зажгли все свечи на венке, хотя был только второй Адвент!» А в среде несведущих ситуацию оценили несколько иначе: «На рождественских венках в Германии по четыре свечи, но экономные немцы зажигают только одну. А тут в честь гостя решили зажечь все четыре!»

Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

Считаем свечи

На самом деле, конечно, дело не в экономии свечей, а в особой последовательности их зажигания. Рождеству предшествуют четыре Адвента - четыре воскресных дня. Так, в 2018 году первый Адвент второго декабря.

Зажигая последовательно свечи на рождественском венке (одну в первый Адвент, две во второй и так далее), «экономные немцы» отсчитывают время, оставшееся до праздника.

Практически сразу же после четвертого Адвента - сочельник (в Германии Heiliger Abend, Heiligabend). Наступает кульминация праздника!

Advent (от латинского adventus) переводится как «пришествие». В западном христианстве это период духовного настроя на явление Спасителя. Также как и внешней, «атрибутивной» подготовки к Рождеству.

Временем Адвента начинается церковный и литургический календарь у католиков и практически у всех протестантских конфессий. Тут, в частности, сказывается различие с православным богослужебным календарем, который исторически связан с «начальной датой» древнего византийского канона - 1 сентября, но фактически открывается Пасхой.

Венок из колеса

В Германии и в других европейских странах с первым Адвентом наряжают елки, выставляют и вывешивают все прочие рождественские украшения. К которым, конечно, относится и рождественский венок (адвент-венок, Adventskranz).

Нынешняя традиция последовательного зажигания свечей на венке восходит к 1839 году, когда выдающийся педагог и лютеранский священник Иоганн Вихерн (Johann Wichern) соорудил в одном сиротском приюте в Гамбурге рождественский календарь из старого колеса от повозки и двадцати четырех свечек.

Он рассуждал так. Дети часто спрашивают: сколько дней осталось до Рождества? Вот пусть сами и ведут отсчет времени, зажигая свечки на ободе колеса, которое Вихерн увил елочными ветвями.

На «венке-календаре» Вихерна было двадцать маленьких красных свечек и четыре белые большие. Располагались они как дни недели: большая свеча, знаменующая воскресный день и Адвент, затем шесть «будничных», затем снова большая, и так по кругу.

Первую свечку зажгли 1 декабря. И каждый новый день дети радостно зажигали на одну свечу больше, до сочельника.

Рождественский венок Иоганна Вихерна. Изображение: Википедия

Традиция сохранилась, хотя на венках остались четыре - воскресные - свечки. Но в некоторых местах, например в гамбургской кирхе Святого Михаила, зажигают полные венки. Число малых свечей выставляют под календарь текущего года, по числу дней с первого Адвента до сочельника. Минимальное возможное число малых свечей 18, максимальное 24.

В нынешнем году, поскольку первый Адвент наступил «поздно», положены 18 малых свечей.

Как оформляют венки? Тут работает фантазия. В Германии повсюду увидишь и традиционные, покрытые зеленой хвоей, венки, и весьма необычные, дизайнерские. И маленькие, и огромные.

А самый большой рождественский венок в мире подвешивают над фонтаном в австрийском городе Мариацелле. При диаметре 12 метров он весит шесть тонн. И на нем, как в старину, полное число свечей. В нынешнем году четыре воскресные и 18 будничных.

Рождественский венок в Мариацелле. Фото: Википедия

Окошки вместо свечек

Идея «подсчета дней» до Рождества заложена и в адвент-календаре (Adventskalender), столь любимом детьми.

Помечать окошками дни, оставшиеся до праздника, - такая традиция сформировалась в лютеранских семьях еще в середине XIX века. Родители рисовали мелом на стене или на двери 24 окошка - по числу дней с 1 декабря до сочельника. А дети каждый день «вычеркивали» мелом очередное окошко.

Со временем традиция усложнялась. Например, вешали на стену 24 картинки на библейский сюжет. Но картины были до поры до времени закрыты. Каждый день открывалась очередная картинка - все ближе Рождество!

Нынешние календари также основываются на «обнаружении спрятанного». Открываются не просто картинки, а картинки-окошки, за которыми ребенка дожидается маленький сюрприз.

Сначала таким образом прятали игрушки. А в 1958 году в продаже в Германии впервые появились календари с шоколадными фигурками. Без которых сегодня уже невозможно представить себе немецкое Рождество.

Но вообще, формы и размеры календарей, их конструктивные идеи - самые разные. Вплоть до виртуальных, «начиненных», например, аудиокнигами. Каждый новый день перед Рождеством пользователь может прослушать новую книгу. Выпускаются и , начиненные «игрушками для взрослых».

Есть даже здания-календари. На фасаде ратуши в Генгенбахе (Баден - Вюртемберг) в темное время суток светится каждый раз на одно окно больше. А на окнах - характерные рождественские декорации, на каждом свое. По такому же принципу зажигаются окна и на Венской ратуше.

Продолжение темы

Рождественский календарь, или календарь Адвента (нем. Adventskalender), для немцев, как матрешка для русских. Его покупают во всем мире, вплоть до Японии и Саудовской Аравии, а президенты Соединенных Штатов фотографируются на его фоне со всей семьей.

Фото: pexels.com (CC0 Public Domain)

Огненная дуга

Характерный признак Адвента - и светящиеся дуги в окнах (Lichterbogen, Schwibbogen). Это шахтерское украшение, первоначально появившееся в Саксонии, в Рудных горах, но впоследствии распространившееся по всей Германии.

Дуга, унизанная светильниками, первоначально служила в домах горняков подставкой для шахтерских фонарей. Подставка, полная фонарей, означала, что все шахтеры, живущие в этом доме, вернулись из забоя.

В рождественские дни такая картина была типичной: шахты закрывались на праздники. Вот и стали зажигать все фонари на подставке: символ радости и покоя, знак избавления от беды, обошедшей дом. И форма дуги тоже не случайна - она в форме «каменной пещеры» (Mundloch), обозначающей вход в рудник.

В общем, приход Рождества - это атмосфера радости. И все, что в эти дни светится, сияет, мерцает, переливается - от свечек на венке до огней на елке, - умножает радость.

Фото: pxhere.com (CC0 Public Domain)

Адвент (лат.adventus – пришествие) в Католической Церкви - литургическое время, предшествующее Рождеству Христову и начинающее литургический год. Обычай празднования Рождества засвидетельствован уже в конце IV в., когда Сарагосский Собор (380 г.) предписал верным не пропускать богослужений ни в один из дней с 17 декабря до праздника Богоявления.

Адвент – это пост?

В период Адвента, согласно церковным предписаниям, обязательного поста нет (Кодекс канонического права (ККП) кан.1250). Тем не менее, чтобы духовно подготовиться к пришествию Господа, мы можем брать на себя определенные обязательства – только в таком случае они должны иметь индивидуальный характер.

Под временем поста в «народном» значении принято понимать то, что в Церкви называют покаянными днями или периодами. Такими днями и периодами общего покаяния являются все пятницы в течение всего года, а также время Великого поста, но не Адвент (ККП кан.1249). «…Адвент является временем благочестивого и радостного ожидания» («Общие нормы литургического года и календаря», 1969 г.). В Адвент в литургии присутствуют некоторые черты сдержанности, которые побуждают к рефлексии и покаянию: фиолетовый цвет литургических облачений, отсутствие гимна «Слава в вышних Богу» и т.д.
Налагаются ли на католиков во время Адвента определенные ограничения? Добавляются ли определенные обязанности?

Подготовка к празднику Рождества Христова, а также ко второму пришествию Христа – это наша обязанность, то на чем мы концентрируемся в Адвент. Предписанных ограничений Вселенской Церкви, которые были бы исключительно для этого периода, нет. Однако, под влиянием прежних предписаний, византийского обряда и личного благочестия, во многих странах сохранилась традиция налагать на себя ограничения в эти дни. Верующие делают постановления, которые могут иметь характер добровольно избранного ограничения в какой-то сфере, учитывая личное состояние и мнение духовных руководителей.

В чем смысл символов Адвента?

Этот период года богат символами, вспомним некоторые из них.

Венок Адвента - имеет круглую форму символизирующую единство семьи: мужа и жены, родителей и детей, единство прихода и т.д. Четыре свечи на таком венке четыре - недели Адвента. «Свеча как символ Христа, которая обычно зажигается перед алтарем каждую неделю Адвента…» (Пастырское послание архиепископа Тадеуша Кондрусевича на Адвент 2012 г.)

Роратная свеча – свеча, которая зажигается во время мессы в честь Девы Марии. В период Адвента в честь Пресвятой Девы Марии служатся утренние мессы, так называемые «рораты». Главным символом этой мессы является зажженная свеча, которая призвана освещать путь ищущих церковь до восхода солнца. Такая свеча является символом Марии, нашей утренней звезды, с которой мы идем ко Христу, истинному свету.

Ясли – напоминают обстоятельства рождения Христа в бедности. Во время Адвента в яслях отсутствует фигурка Младенца Иисуса, которая помещается туда в сам праздник Рождества Христова.
Существуют ли особые предписания в пище?

Особых предписаний для воздержания от некоторых блюд или ограничения в количестве употребляемой пищи нет. Так же, как и на протяжении всего года, обязательным является воздержание от мясной пищи для тех, кто достиг 14-ти летнего возраста, если на пятницу не приходится то или иное торжество. Воздержание и пост могут быть избраны верующими добровольно и часто являются выражением верности и благочестивой традиции. Соответствующая церковная власть может освободить от тех или иных предписаний, если выполнены определенные условия.

В сочельник необходимо воздерживаться от мяса или нет?

Пост – это ограничение в количестве пищи, воздержание - ограничение в употреблении определенной пищи. Воздержание от мяса, а на некоторых территориях пост, в канун Рождества Христова, является местным благочестивым обычаем. Если в какой-то среде принято соблюдать пост или воздержание от мяса, то стоит сохранять такой обычай, выражая уважение к традициям предков. Лучше не быть искушением для соблюдающих пост и воздержание, а также для верующих восточного обряда, у которых предписания перед Рождеством Христовым более суровые. Таким образом, мы исполняем слова апостола Павла: «…если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнять брата моего» (1 Кор. 8,13).

В каком случае участие в Мессе на сочельник приравнивается к участию в Мессе праздника Рождества Христова?

Церковь в литургии начинает праздновать воскресение и торжество вечером накануне – в т.н.вигилию (канун, сочельник). Поэтому « предписание учувствовать в Мессе исполняет тот, кто присутствует на ней в любом месте, где она совершается по католическому обряду, либо в сам праздничный день, либо вечером предшествующего дня (ККП кан. 1248 §1). Таким образом, участие в святой Мессе вечером 24 декабря в любом случае приравнивается к участию в Мессе 25 декабря.

Обязан ли католик принимать участие в реколекциях адвента? Является ли неучастие в них грехом?

В каждом католическом приходе во время Адвента проводятся духовные упражнения (реколекции). Католик обязан быть готовым к встрече со Христом через постоянное обращение. Жить в грехе очень опасно для души, поэтому необходимо использовать все возможности для соединения с Богом. Во время Адвента верующим рекомендуется приступить к таинству исповеди. Реколлекции – прекрасная возможность для покаяния и примирения с Богом. В это время в приходах исповедует больше священников, проще использовать такую возможность и не откладывать исповедь на последние дни перед праздником. Церковь во время Адвента призывает верных отказаться от участия в шумных развлечениях и посвятить больше времени общению с Богом в молитве и духовном чтении, чаще участвовать в церковных богослужениях. Участие необязательно, но очень полезно.

Можно ли во время Адвента посещать концерты, если любимые исполнители приезжают именно в этот период?

Такого запрета нет, если только эти мероприятия не противоречат христианскому духу и не нарушают нашу духовную подготовку к Рождеству.

Можно ли отмечать день рождения?

Можно, пользуясь здравым смыслом и благочестием.

Можно ли праздновать в Адвент свадьбу?

Можно, опять же пользуясь здравым смыслом и благочестием, сохраняя предписания права и принимая во внимание наставления душепопечителей.

Можно ли принимать участие в школьном утреннике, если он проводиться до Рождества Христова?

Можно, но так, чтобы это не помешало адвентовой подготовке.

Существует ли различие между Адвентом и Великим Постом в плане посещения мероприятий?

Великий пост, в отличие от Адвента, имеет четко покаянный характер. Этот дух покаяния может быть легко нарушен участием в увеселениях. Слезы раскаяния за совершенный грех несовместимы с громким празднованием. Об этом трудно говорить в общем, много зависит от обстоятельств и самой личности.

Когда (какого числа) можно ставить рождественскую елку и украшать дом?

В любое удобное для этого время, но так, чтобы по воскресеньям и в предписанные праздники воздерживаться от работ и занятий, которые могут помешать отправлению культа Бога, а также радости, свойственной Дню Господню, и надлежащему душевному и телесному отдыху (ККП кан.1247).

Слово Адвент происходит от латинского «adventus», которое обозначает «пришествие». В христианстве этим термином обозначается радостное время подготовки к Рождеству, вспоминается первое пришествие Иисуса и ожидается повторного Его пришествия. Первые следы Адвента мы встречаем в IV в. в литургии галльской и испанской. На сегодняшний день Адвент состоит из четырех очередных воскресений, начав от первого воскресенья после торжества Христа Царя, по первую вечернюю Рождества.

Адвент - это литургический период, начинающий Церковный год, предшествующий Рождеству, и подготавливающий к Его вторичному пришествию в конце мира. Адвент продолжается от 23 до 28 дней и охватывает четыре очередные воскресения.

Литургические тексты этого периода показывают личности Святых, которые предшествовали или предсказывали пришествие Мессии: Приснодеву Марию, св. Иоанна Крестителя, пророка Исаию, вспоминают прежнее ожидание людей пришествия обещанного спасителя. С момента, когда Бог после первородного греха дал обещание примирения (Быт 3,15), избранный народ с надеждой ждал его исполнения. Так же и все человечество часто подсознательно ждало, как свидетельствуют разное традиции и верования, пришествия чего-то нового - лучшего.

Итак, Адвент это также напоминание длинного ожидания.

В Церкви Адвент приготавливает верных к Рождеству. Бог стал человеком, пришел к нам, следовательно, и мы должны выйти Богу навстречу, чтобы встретиться с воплощенным Сыном Божьим. В это время мы должны участвовать в духовных упражнениях, которые должны подготовить нас к встрече с Иисусом.

Ожидание пришествия Иисуса это источник радости. Хотя подготовка к пришествию Христа и основана на ожидании и отречении от земных благ, отсюда фиолетовый цвет литургических облачений, все же это отречение переполняется радостью.

Адвент напоминает нам, что вся наша жизнь - это ожидание. Всегда мы к чему-то стремимся. Человек, который в жизни уже ничего не ждет - несчастен. Наша жизнь становится прекрасной потому, что является ожиданием, стремлением к чему-то, ожиданием Кого-то, ожиданием приходящего Христа.

Адвент – это пост?

В период Адвента, согласно церковным предписаниям, обязательного поста нет (Кодекс канонического права (ККП) кан.1250). Тем не менее, чтобы духовно подготовиться к пришествию Господа, мы можем брать на себя определенные обязательства – только в таком случае они должны иметь индивидуальный характер.

Под временем поста в «народном» значении принято понимать то, что в Церкви называют покаянными днями или периодами. Такими днями и периодами общего покаяния являются все пятницы в течение всего года, а также время Великого поста, но не Адвент (ККП кан.1249). «…Адвент является временем благочестивого и радостного ожидания» («Общие нормы литургического года и календаря», 1969 г.). В Адвент в литургии присутствуют некоторые черты сдержанности, которые побуждают к рефлексии и покаянию: фиолетовый цвет литургических облачений, отсутствие гимна «Слава в вышних Богу» и т.д.

Налагаются ли на католиков во время Адвента определенные ограничения? Добавляются ли определенные обязанности?

Подготовка к празднику Рождества Христова, а также ко второму пришествию Христа – это наша обязанность, то на чем мы концентрируемся в Адвент. Предписанных ограничений Вселенской Церкви, которые были бы исключительно для этого периода, нет. Однако, под влиянием прежних предписаний, византийского обряда и личного благочестия, во многих странах сохранилась традиция налагать на себя ограничения в эти дни. Верующие делают постановления, которые могут иметь характер добровольно избранного ограничения в какой-то сфере, учитывая личное состояние и мнение духовных руководителей.

В чем смысл символов Адвента?

Этот период года богат символами, вспомним некоторые из них.

Венок Адвента - имеет круглую форму символизирующую единство семьи: мужа и жены, родителей и детей, единство прихода и т.д. Четыре свечи на таком венке четыре - недели Адвента. «Свеча как символ Христа, которая обычно зажигается перед алтарем каждую неделю Адвента…» (Пастырское послание архиепископа на Адвент 2012 г.)

Роратняя свеча – свеча, которая зажигается во время мессы в честь Девы Марии. В период Адвента в честь Пресвятой Девы Марии служатся утренние мессы, так называемые «рораты». Главным символом этой мессы является зажженная свеча, которая призвана освещать путь ищущих церковь до восхода солнца. Такая свеча является символом Марии, нашей утренней звезды, с которой мы идем ко Христу, истинному свету.

Ясли – напоминают обстоятельства рождения Христа в бедности. Во время Адвента в яслях отсутствует фигурка Младенца Иисуса, которая помещается туда в сам праздник Рождества Христова.

Существуют ли особые предписания в пище?

Особых предписаний для воздержания от некоторых блюд или ограничения в количестве употребляемой пищи нет. Так же, как и на протяжении всего года, обязательным является воздержание от мясной пищи для тех, кто достиг 14-ти летнего возраста, если на пятницу не приходится то или иное торжество. Воздержание и пост могут быть избраны верующими добровольно и часто являются выражением верности и благочестивой традиции. Соответствующая церковная власть может освободить от тех или иных предписаний, если выполнены определенные условия.

В сочельник необходимо воздерживаться от мяса или нет?

Пост – это ограничение в количестве пищи, воздержание - ограничение в употреблении определенной пищи. Воздержание от мяса, а на некоторых территориях пост, в канун Рождества Христова, является местным благочестивым обычаем. Если в какой-то среде принято соблюдать пост или воздержание от мяса, то стоит сохранять такой обычай, выражая уважение к традициям предков. Лучше не быть искушением для соблюдающих пост и воздержание, а также для верующих восточного обряда, у которых предписания перед Рождеством Христовым более суровые. Таким образом, мы исполняем слова апостола Павла: «…если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнять брата моего» (1 Кор. 8,13).

В каком случае участие в Мессе на сочельник приравнивается к участию в Мессе праздника Рождества Христова?

Церковь в литургии начинает праздновать воскресение и торжество вечером накануне – в т.н.вигилию (канун, сочельник). Поэтому « предписание учувствовать в Мессе исполняет тот, кто присутствует на ней в любом месте, где она совершается по католическому обряду, либо в сам праздничный день, либо вечером предшествующего дня (ККП кан. 1248 §1). Таким образом, участие в святой Мессе вечером 24 декабря в любом случае приравнивается к участию в Мессе 25 декабря.

Обязан ли католик принимать участие в реколекциях адвента? Является ли неучастие в них грехом?

В каждом католическом приходе во время Адвента проводятся духовные упражнения (реколекции). Католик обязан быть готовым к встрече со Христом через постоянное обращение. Жить в грехе очень опасно для души, поэтому необходимо использовать все возможности для соединения с Богом. Во время Адвента верующим рекомендуется приступить к таинству . Реколлекции – прекрасная возможность для покаяния и примирения с Богом. В это время в приходах исповедует больше священников, проще использовать такую возможность и не откладывать исповедь на последние дни перед праздником. Церковь во время Адвента призывает верных отказаться от участия в шумных развлечениях и посвятить больше времени общению с Богом в молитве и духовном чтении, чаще участвовать в церковных богослужениях. Участие необязательно, но очень полезно.

Можно ли во время Адвента посещать концерты, если любимые исполнители приезжают именно в этот период?

Такого запрета нет, если только эти мероприятия не противоречат христианскому духу и не нарушают нашу духовную подготовку к Рождеству.

Можно ли отмечать день рождения?

Можно, пользуясь здравым смыслом и благочестием.

Можно ли праздновать в Адвент свадьбу?

Можно, опять же пользуясь здравым смыслом и благочестием, сохраняя предписания права и принимая во внимание наставления душепопечителей.

Можно ли принимать участие в школьном утреннике, если он проводиться до Рождества Христова?

Можно, но так, чтобы это не помешало адвентовой подготовке.

Существует ли различие между Адвентом и Великим Постом в плане посещения мероприятий?

Великий пост, в отличие от Адвента, имеет четко покаянный характер. Этот дух покаяния может быть легко нарушен участием в увеселениях. Слезы раскаяния за совершенный грех несовместимы с громким празднованием. Об этом трудно говорить в общем, много зависит от обстоятельств и самой личности.

Когда (какого числа) можно ставить рождественскую елку и украшать дом?

В любое удобное для этого время, но так, чтобы по воскресеньям и в предписанные праздники воздерживаться от работ и занятий, которые могут помешать отправлению культа Бога, а также радости, свойственной Дню Господню, и надлежащему душевному и телесному отдыху (ККП кан.1247).