Почему важно играть с ребенком. Почему детям важно играть в куклы? Главное это внимание

Большинство родителей воспринимают игру как забаву и веселое времяпрепровождение для детей. Однако, игра важна для развития ребенка, так же как научиться читать, писать и считать!

Свободная игра чрезвычайно важна для нормального эмоционального развития. В игре дети тренируют многие необходимые для нормального развития навыки: физические, двигательные, умственные и социальные. Кроме того, они упражняют эмоциональные навыки. В игре дети учатся управлять своими страхом и гневом и, таким образом, контролировать эмоции в пугающих ситуациях в реальной жизни.

"Опасная" игра

Дети любят играть в захватывающие дух игры. Малышей приводит в восторг, когда взрослые или подростки подбрасывают их в воздух или кружат (но только если высоту подбрасывания и силу кружения определяют сами дети). Еще им нравится убегать от “монстра”. Дети постарше любят кувыркаться, делать сальто, “колесо” и по-другому крутиться; скользить, качаться и вертеться на горках, качелях и каруселях; карабкаться на деревья или стены домов; нырять с высоты в воду или сугробы; гонять на мопедах, велосипедах, скейтах, лыжах и других позволяющих развить скорость приспособлениях. Кажется, что дети всех возрастов пробуют в таких играх границы своих возможностей. Обычно они начинают с небольших высот и низких скоростей и постепенно их увеличивают. Они рискуют умеренно. Радость от игры в сочетании с толикой страха дают то несравненное чувство, о котором мы говорим “дух захватывает”. Но, если высота или скорость слишком велики, это уже называется страх.

Мать-природа сделала так, чтобы наши дети играли в такие “опасные” игры, потому что знает: в таких играх они тренируют не только физические навыки, нужные в чрезвычайных ситуациях, но и необходимые эмоциональные навыки. В такой игре дети дозированно получают тот уровень страха, который способны вынести, только немного меньше того уровня, который может заставить их впасть в ступор. Таким образом они учатся управлять страхом и не допускать, чтобы он их обезоружил. Они узнают, что страх нормален и физиологичен, его можно контролировать и преодолеть собственными усилиями. Именно такая тренировка позволяет им расти способными управлять страхом, а не поддаваться ему.

В свободной игре дети также используют много притворной агрессии. Они играют в драки, подкалывают и дразнят друг друга. Это не хулиганство, далеко нет. Даже самые близкие друзья играют так. Тем не менее, игровые драки провоцируют некоторую степень страха, а игровые обзывания заставляют испытать гнев. Дети, особенно мальчики, часто играют подобным образом, потому что мать-природа знает: им нужно учиться управлять не только своим страхом, но и своим гневом. В такой игре они испытывают гнев в тех пределах, в которых могут его контролировать. Такая “агрессивная” игра может происходить только с близкими друзьями, которые доверяют друг другу и знают, что они дерутся и дразнятся для смеха, а не для того, чтобы причинить реальный вред.

Играющие дети иногда вступают в настоящие конфликты, сопряженные с гневом, который останавливает игру и с которым нужно справиться, чтобы игра могла продолжаться. Они учатся контролировать гнев и в игре, и вне игры, потому что хотят продолжать играть, и они знают, что, если “сорвутся”, поддадутся гневу и начнут драться по-настоящему, игра прекратится.

В реальной жизни мы часто переживаем вызывающие гнев ситуации, и важнейшим жизненным навыком является умение управлять им, чтобы он служил полезным целям, а не приводил к потере контроля и к поведению, которое может навредить окружающим и нам самим. В “агрессивной” игре дети обучаются этому навыку и тренируют его. Этому можно научиться только в свободной игре, без взрослых руководителей и воспитателей. Когда взрослые рядом, чтобы “защитить” детей от опасности и разрешить их конфликты, они лишают детей возможности научиться защищаться, решать конфликты самостоятельно и управлять своими эмоциями.

Эмоционально-напряженная воображаемая игра

Маленькие дети, возраста детского сада и начальной школы, также учатся управлять эмоциями в придуманных ими воображаемых играх. Они проигрывают сюжеты, вызывающие эмоции, включая те, что вызывают страх, гнев и грусть. Одним из задокументировавших это явление исследователей была Гизела Вегенер-Шпёринг.
Она описывала игру двух маленьких девочек, которые представляли, что их родители умерли, а они сами остались одни в лесу, окруженные медведями и другими зверьми. Чтобы справиться со своим горем и страхом, они обнимались и успокаивали друг друга; они построили пещеру для защиты и придумали что будут использовать в качестве оружия, если в пещеру зайдет медведь.

В другом случае Вегенер-Шпёринг наблюдала, как товарищи по игре привязали популярного в группе мальчика к стулу в качестве пленника и били кожаным ремнем. Удары казались достаточно сильными, чтобы причинить реальную боль, но не сильнее, чем мальчик мог вынести. Внимательному наблюдателю было ясно, что все дети добровольно и увлеченно включились в игру, где они упражняли терпимость к боли, управление гневом и сострадание. Бьющие часто останавливались, чтобы утешить пленника, предлагая ему воображаемые бананы и воду. Они уравновешивали игру в агрессию игрой в сострадание.

Вегенер-Шпёринг отмечает, что единственная настоящая жестокость в этой игре имела место, когда воспитатель детского сада подошла и резко остановила игру, заявив, что она слишком агрессивна. Вегенер-Шпёринг утверждает, что прерывать игру без серьезной на то причины всегда значит совершать насилие, обычно провоцирующее негативную реакцию. Когда игру в избиение пленника резко прервали, настроение у детей испортилось. Они начали переворачивать стулья и безобразничать, явно в знак протеста.

Эффект нехватки игры у животных

Исследователи не могут провести контролируемые эксперименты по лишению игры на детях, в которых одна группа была бы намеренно лишена возможности играть в период развития, а другой группе была бы доступна обычная игра, чтобы пронаблюдать результаты. Но они могут и проводили такие эксперименты с лабораторными крысами и обезьянами.
Молодняк млекопитающих играет в игры, затрагивающие эмоции, как и человеческие дети. Они гоняются друг за другом, играючи дерутся и, в зависимости от вида, скачут, галопируют, карабкаются, толкаются, качаются с ветки на ветку с некоторым риском для себя. Молодняк крыс и обезьян в неволе играет, только если у них есть с кем играть.

Если детеныши обезьян растут в окружении взрослых особей своего вида, они не играют и растут без игры. Тесты на выросших особях показывают, что они эмоционально неполноценны. При помещении в новую среду, что спровоцировало бы умеренную степень временного страха у нормальной обезьяны, они впадают от страха в ступор, который не могут преодолеть со временем. При столкновении с другой взрослой особью своего вида они чрезвычайно пугаются или срываются в неуместную агрессию, либо и то, и другое по очереди.
В противовес этому обезьяны из контрольной группы, выращенные в сходных условиях, но с регулярной возможностью играть с другими детенышами обезьян, могут регулировать свои эмоции в таких тестах и хорошо адаптируются в поначалу пугающих условиях.

Подобные результаты получены и в экспериментах с крысами. В серии экспериментов одним крысятам, лишенным возможности общения с ровесниками, позволялось час в день проводить с игривым сверстником, другим позволялось час в день общаться со сверстником, лишенным игривости посредством введения амфетамина. (Амфетамин – тот же препарат, который используется для “лечения” детей от синдрома дефицита внимания и гиперактивности) – отбивал у крысят желание играть, сохраняя прочее социальное поведение. Эксперименты показали, что крысята, которым позволяли играть со сверстником, во взрослой жизни вели себя намного более нормально, чем те, которые столько же времени проводили с неигривым сверстником.

Очевидно, важнейшее для нормального эмоционального и социального развития взаимодействие крыс происходит в игре. В других экспериментах лишенные игры крысята демонстрировали абнормальную динамику развития мозга. Без игры нейронные связи, идущие от фронтальных участков мозга – участков, которые, как известно, отвечают за контроль над импульсами и эмоциями, – не развивались как положено.

Мы не лишаем человеческих детей игры ради эксперимента. Но, тем не менее, в нашем обществе дети лишаются игры по другим причинам: ради обучения, как мы считаем, или ради защиты от опасности. Как я отмечал раньше в своих статьях, в последние полвека мы все больше и больше лишаем детей возможности свободно играть, и в этот же период мы наблюдаем чрезвычайное и продолжающееся увеличение числа всевозможных эмоциональных проблем у детей.

Питер Грей (Peter Grey)

Перевод Ирины Одновал

Почему детям важно играть и почему кружки этого не заменят.

Полный текст статьи:

Психолог Питер Грей приводит неопровержимые доказательства того, что играть в детстве гораздо важнее, чем ходить в школу.

Я рос в пятидесятые. В те времена дети получали образование двух видов: во-первых, школьное, а во-вторых, как я говорю, охотничье-собирательское. Каждый день после школы мы выходили на улицу поиграть с соседскими детьми и возвращались обычно затемно. Мы играли все выходные и лето напролет. Мы успевали что-нибудь поисследовать, поскучать, самостоятельно найти себе занятие, попасть в истории и из них выпутаться, повитать в облаках, найти новые увлечения, а также прочитать комиксы и прочие книги, которые нам хотелось, а не только те, что нам задали.

Вот уже больше 50 лет взрослые шаг за шагом лишают детей возможности играть. В своей книге «Дети за игрой: американская история» Говард Чудакофф назвал первую половину XX века золотым веком детских игр: к 1900 году исчезла острая необходимость в детском труде, и у детей появилось много свободного времени. Но начиная с 1960-х взрослые принялись урезать эту свободу, постепенно увеличивая время, которое дети вынуждены проводить за школьными занятиями, и, что еще важнее, все меньше и меньше позволяя им играть самим по себе, даже когда они не в школе и не делают уроки.

Место дворовых игр стали занимать спортивные занятия, место хобби - внешкольные кружки, которые ведут взрослые. Страх заставляет родителей все реже и реже выпускать детей на улицу одних.
По времени закат детских игр совпадает с началом роста числа детских психических расстройств. И это нельзя объяснить тем, что мы стали диагностировать больше заболеваний. Скажем, на протяжении всего этого времени американским школьникам регулярно раздают клинические опросники, выявляющие тревожные состояния и депрессию, и они не меняются. Из этих опросников следует, что доля детей, страдающих тем, что теперь называют тревожным расстройством и глубокой депрессией, сегодня в 5-8 раз выше, чем в 1950-е. За тот же период процент самоубийств среди молодых людей от 15 до 24 лет увеличился больше чем в два раза, а среди детей до 15 лет - учетверился. Нормативные опросники, которые студентам колледжей раздают с конца 1970-х, показывают, что молодежь становится все меньше склонна к эмпатии и все больше - к нарциссизму.

Дети всех млекопитающих играют. Почему? Зачем они тратят энергию, рискуют жизнью и здоровьем, вместо того чтобы набираться сил, спрятавшись в какой-нибудь норе? Впервые с эволюционной точки зрения на этот вопрос попытался ответить немецкий философ и натуралист Карл Гроос. В 1898 году в книге «Игра животных» он предположил, что игра возникла в результате естественного отбора - как способ научиться навыкам, необходимым для выживания и размножения.

Теория игры Грооса объясняет, почему молодые животные играют больше, чем взрослые (им еще надо многому научиться), и почему чем меньше выживание животного зависит от инстинктов и чем больше - от навыков, тем чаще оно играет. В значительной степени предсказать, во что животное будет играть в детстве, можно исходя из того, какие умения ему понадобятся для выживания и размножения: львята бегают друг за другом или крадутся за партнером, чтобы потом неожиданно на него наброситься, а жеребята зебры учатся убегать и обманывать ожидания противника.

Следующей книгой Грооса стала «Игра человека» (1901 год), в которой его гипотеза распространялась на людей. Люди играют больше всех остальных животных. Человеческие дети, в отличие от детенышей других видов, должны выучиться множеству вещей, связанных с культурой, в которой им предстоит жить. Поэтому, благодаря естественному отбору, дети играют не только в то, что нужно уметь вообще всем людям (скажем, ходить на двух ногах или бегать), но и навыкам, необходимым представителям именно их культуры (например, стрелять, пускать стрелы или пасти скот).

Основываясь на работах Грооса, я опросил десять антропологов, которые в общей сложности изучили семь различных охотничье-собирательских культур на трех континентах. Выяснилось, что у охотников и собирателей нет ничего похожего на школу - они считают, что дети учатся, наблюдая, исследуя и играя. Отвечая на мой вопрос «Сколько времени в изученном вами обществе дети проводят за игрой?», антропологи в один голос ответили: практически все время, когда не спят, начиная примерно с четырех лет (с этого возраста их считают достаточно ответственными, чтобы оставаться без взрослых) и заканчивая 15-19 годами (когда они по собственной воле начинают брать на себя какие-то взрослые обязанности).
Мальчики играют в выслеживание и охоту. Вместе с девочками они играют в поиск и выкапывание съедобных корешков, в лазанье по деревьям, приготовление еды, строительство хижин, долбленных каноэ и прочих вещей, значимых для их культур. Играя, они спорят и обсуждают проблемы - в том числе те, о которых услышали от взрослых. Они делают музыкальные инструменты и играют на них, танцуют традиционные танцы и поют традиционные песни - а иногда, отталкиваясь от традиции, придумывают что-то свое. Маленькие дети играют с опасными вещами, например с ножом или огнем, потому что «как же они иначе научатся ими пользоваться?». Все это и многое другое они делают не потому, что кто-то из взрослых их к этому подталкивает, им просто весело в это играть.

Параллельно я исследовал учеников очень необычной массачусетской школы, Школы Садбери Вэлли. Там ученики, которым может быть от четырех лет до девятнадцати, целыми днями делают все, что захотят - запрещено только нарушать некоторые школьные правила, не имеющие, впрочем, никакого отношения к образованию, задача этих правил - исключительно поддерживать мир и порядок.

Большинству людей это кажется безумием. Но школа существует уже 45 лет, и за это время выпустила несколько сот человек, у которых все в порядке. Выясняется, что в нашей культуре дети, предоставленные самим себе, стремятся научиться ровно тому, что имеет ценность в нашей культуре и дает им впоследствии возможность найти хорошую работу и получать от жизни удовольствие. Играя, ученики этой школы учатся читать, считать и пользоваться компьютерами - и делают это с той же страстью, с которой дети охотников и собирателей учатся охотиться и заниматься собирательством.

Школу Садбери Вэлли объединяет с группами охотников и собирателей (совершенно верная) установка на то, что образование должно находиться в зоне ответственности детей, а не взрослых. И там, и там взрослые являются заботливыми и знающими помощниками, а не судьями, как в обычных школах. Кроме того, они обеспечивают детям возрастное разнообразие, потому что игра в смешанной возрастной группе лучше способствует образованию, чем игра сверстников.
Уже больше двадцати лет люди, формирующие образовательную повестку на Западе, побуждают нас следовать примеру азиатских школ - в первую очередь японских, китайских и южнокорейских. Там дети больше времени уделяют учебе и в результате получают более высокие баллы на стандартизированных международных тестах. Но в самих этих странах все больше людей называют свою образовательную систему провальной. В статье, вышедшей не так давно в The Wall Street Journal, известный китайский педагог и методист Цзян Сюэцинь писал: «Недостатки системы, требующей зубрежки, хорошо известны: нехватка социальных и практических навыков, отсутствие самодисциплины и воображения, потеря любопытства и стремления к образованию... Мы поймем, что китайские школы меняются к лучшему, когда оценки начнут падать».

Несколько десятилетий американские дети разных возрастов - с детского сада и до конца школы - проходят так называемые «Тесты творческого мышления Торренса», комплексные измерения креативности. Проанализировав результаты этих исследований, психолог Кюнхи Ким пришел к выводу, что с 1984 до 2008 года средний результат теста для каждого класса упал на показатель, превышающий допустимое отклонение. Это значит, что больше 85% детей в 2008 году показали худший результат, чем среднестатистический ребенок в 1984-м. Другое исследование, которое психолог Марк Рунко провел со своими коллегами из Университета Джорджии, показало, что тесты Торренса предсказывают будущие достижения детей лучше, чем тест на IQ, успеваемость в старшей школе, оценки одноклассников и все прочие способы, известные на сегодняшний день.

Мы спрашивали выпускников Садбери Вэлли, во что они играли в школе и в каких областях работали после ее окончания. Во многих случаях ответы на эти вопросы оказались взаимосвязанными. Среди выпускников были профессиональные музыканты, которые в детстве много занимались музыкой, и программисты, которые большую часть времени играли в компьютеры. Одна женщина, капитан круизного лайнера, в школе все время проводила в воде - сначала с игрушечными лодочками, потом на настоящих лодках. А востребованный инженер и изобретатель, как выяснилось, все свое детство мастерил и разбирал разные предметы.

Игра является лучшим способом приобретения социальных навыков. Причина - в ее добровольности. Игроки всегда могут выйти из игры - и делают это, если им не нравится играть. Поэтому целью каждого, кто хочет продолжить игру, является удовлетворение не только своих, но и чужих потребностей и желаний. Чтобы получать от социальной игры удовольствие, человек должен быть настойчивым, но не слишком авторитарным. И надо сказать, это касается и социальной жизни в целом.

Понаблюдайте за любой группой играющих детей. Вы увидите, что они постоянно договариваются и ищут компромиссы. Дошкольники, играющие в «семью», большую часть времени решают, кто будет мамой, кто ребенком, кто что может взять и каким образом будет строиться драматургия. Или возьмите разновозрастную компанию, играющую во дворе в бейсбол. Правила устанавливают дети, а не внешняя власть - тренеры или арбитры. Игроки должны сами разбиться на команды, решить, что честно, а что нет, и взаимодействовать с командой противника. Всем важнее продолжить игру и получить от нее удовольствие, чем выиграть.
Я не хочу чрезмерно идеализировать детей. Среди них встречаются хулиганы. Но антропологи говорят о практически полном отсутствии хулиганства и доминирующего поведения среди охотников и собирателей. У них нет вождей, нет иерархии власти. Они вынуждены всем делиться и постоянно взаимодействовать друг с другом, потому что это необходимо для выживания.

Ученые, которые занимаются играми животных, утверждают, что одна из главных целей игры - научиться эмоционально и физически справляться с опасностями. Молодые млекопитающие во время игры снова и снова ставят себя в умеренно опасные и не слишком страшные ситуации. Детеныши одних видов неуклюже подпрыгивают, усложняя себе приземление, детеныши других бегают по краю обрыва, на опасной высоте перескакивают с ветки на ветку или борются друг с другом, по очереди оказываясь в уязвимой позиции.
Человеческие дети, предоставленные сами себе, делают то же самое. Они постепенно, шаг за шагом, подходят к самому сильному страху, который могут выдержать. Делать это ребенок может только сам, его ни в коем случае нельзя заставлять или подстрекать - вынуждать человека переживать страх, к которому он не готов, жестоко. Но именно так поступают учителя физкультуры, когда требуют, чтобы все дети в классе забирались по канату к потолку или прыгали через козла. При такой постановке задачи единственным результатом может быть паника или чувство стыда, которые лишь уменьшают способность справляться со страхом.

Кроме того, играя, дети испытывают злость. Вызвать ее может случайный или намеренный толчок, дразнилка или собственная неспособность настоять на своем. Но дети, которые хотят продолжить игру, знают, что злость можно контролировать, что ее нужно не выпускать наружу, а конструктивно использовать для защиты своих интересов. По некоторым свидетельствам, молодые животные других видов тоже учатся регулировать злость и агрессию с помощью социальной игры.

В школе взрослые несут за детей ответственность, принимают за них решения и разбираются с их проблемами. В игре дети делают это сами. Для ребенка игра - это опыт взрослости: так они учатся контролировать свое поведение и нести за себя ответственность. Лишая детей игр, мы формируем зависимых и виктимных людей, живущих с ощущением, что кто-то облеченный властью должен говорить им, что делать.

В одном из экспериментов крысятам и детенышам обезьян позволяли участвовать в любых социальных взаимодействиях, кроме игр. В результате они превращались в эмоционально искалеченных взрослых. Оказавшись в не очень опасной, но незнакомой среде, они в ужасе замирали, не в силах преодолеть страх, чтобы осмотреться. Столкнувшись с незнакомым животным своего вида, они либо сжимались от страха, либо нападали, либо делали и то, и другое - даже если в этом не было никакого практического смысла.
В отличие от подопытных обезьян и крыс, современные дети пока что играют друг с другом, но уже меньше, чем люди, которые росли 60 лет назад, и несопоставимо меньше, чем дети в обществах охотников и собирателей. Думаю, мы уже можем видеть результаты. И они говорят о том, что этот эксперимент пора прекратить.

Фото: Pavel Losevsky/Rusmediabank.ru

Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.

В чем польза этого процесса?

Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:

- познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

- образное мышление, фантазия и воображение.
В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать . Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.

- физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.

- речь.
Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

- нравственные качества.
Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.

- мотивационная сфера.
Ее развитие тоже происходит в процессе игры. основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.

Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:

Развить логику и мышление;
развить мелкую моторику;
научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
осознать и придерживаться правил;
тренировать память и внимание.

С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.

Какие игры выбрать и как заниматься?

Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:

для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
игры на помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.

Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.

Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.

Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.

Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.

Необходимо помнить, что польза от будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.

Сегодня большое внимание уделяется воспитанию и развитию детей младшего возраста. Существует огромное количество методик по данному направлению, и зачастую мы не знаем, с чего начать, какой вариант выбрать, к какому мнению прислушаться. Но в одном современные психологи единодушны - невозможно переоценить роль игры в жизни ребенка. Она занимает ключевое место на этапе становления и развития личности малыша, его самосознания и социализации.

Материалов по данному вопросу множество, тем более что игра для детей в реальной жизни несколько отличается от тех, что были у более старшего поколения. Это происходит в силу развития научных исследований по данной тематике, а также из-за развития новых технологий и их доступности населению. Попробуем выделить ключевые позиции в данном вопросе и рассмотреть каждую из них подробнее.

Почему же играть важно?

Значение игры в жизни ребенка очень велико. Именно через нее малыш познает мир, учится взаимодействовать с ним, контактирует со своими близкими, а позже и со сверстниками и другими взрослыми, приспосабливается к работе в команде, проявляет фантазию и смекалку, развивает логику, активирует мыслительный процесс.

«Учимся играя» - вот главный принцип, который стоит принять родителям. Часто нам кажется, что за игрой мы забываем о том, что ребенку также необходимо дать навыки, которые помогут ему в дальнейшем в детском саду, школе, взрослой жизни. Здесь важно понять, что все необходимое малыш получает как раз в игровом формате. Игра как форма организации жизни и деятельности детей должна рассматриваться комплексно. Итак, играя, ребенок:

  • развивает мелкую моторику (игра с мелкими предметами, рисование, лепка, пазлы), что ускоряет развитие речевых навыков;
  • развивает фантазию (вовлечение родителей, игрушек, применение к себе какой-либо роли из реальной жизни или прочитанной книги);
  • адаптируется к различным социальным ситуациям (магазин, школа, поликлиника);
  • развивается физически (подвижные игры с мячом, игры на детской площадке);
  • нивелирует стресс (укачивание/укладывание кукол, активные игры).

Значит, задача взрослых состоит в том, чтобы правильно организовать игровое пространство, дать ребенку возможность проявить фантазию, а также направить его активность в правильное русло, объяснив через игру основные нормы и правила поведения. Ну и, конечно, участвовать в затеях малыша, ведь именно так он чувствует себя частью общества и семьи, ощущает себя нужным, получает необходимое общение.

Когда стоит начать играть с малышом?

Вопрос, которым задаются практически все родители. Так вот, играть можно и нужно с рождения, важно лишь адаптировать деятельность под возраст ребенка, постепенно усложняя уже знакомые ему занятия. "Как же это делать, - спросите вы, - учитывая, что новорожденные дети ничего не умеют? И вроде бы стоит подождать, когда они подрастут и получат минимальные навыки".

Игра в жизни ребенка младшего возраста должна быть обязательно. Все дело в том, что основные навыки малыши получают, общаясь с нами. Сначала детеныш смотрит на то, как родители манипулируют различными предметами: погремушками, игрушками, бытовыми вещами (губками, катушками, деревянными лопатками). А затем ребенок сам начинает держать и перемещать те же предметы, повторяя за нами. Он повторяет движения, жесты, мимику. Чем не игра?

С малышами постарше вариантов игры гораздо больше. К году они уже готовы собирать и разбирать пирамидки, сортеры, оставаться одни на небольшое количество времени и занимать себя сами, у них появляются свои предпочтения. Игры детей третьего года жизни становятся еще разнообразнее: ребенок проявляет фантазию, вовлекает игрушки в обыгрываемую ситуацию, способен занять себя сам, пока мама увлечена домашними делами.

Напомним, что игра в жизни ребенка занимает ключевую роль. Важно использовать игровой формат в общении с малышом как можно раньше и как можно чаще, ведь именно так он познает мир.

Какие типы игр существуют?

Повторим, что игра в жизни ребенка очень важна, и необходимо использовать различные виды игр для его всестороннего развития. Существует общепринятая классификация игр с детьми. Ее удобно представить в виде следующей схемы:

Давайте разберемся по порядку и приведем примеры.

Экспериментальная игра - игра, основанная на проведении экспериментов. Подобные игры будут интересны ребятам средней и старшей дошкольной группы (то есть в качестве игры детей третьего года жизни и старше), так как они требуют концентрации внимания, усидчивости. Эксперимент можно условно поделить на 3 этапа:

  • ребенок наблюдает за экспериментом: необходимо заинтересовать малыша, не стоит начинать со скучной теории, покажите "класс", и он сам готов будет вас слушать;
  • ребенок готовит эксперимент вместе со взрослым: очень важно на данном этапе активно помогать ребенку, дать ему понять принцип действия и набраться храбрости для дальнейшей самостоятельной деятельности;
  • ребенок экспериментирует сам: контроль взрослого необходим и на данном этапе, но здесь можно дать свободу действия юному ученому и вовлекаться в процесс только по просьбе его самого.

Подобные виды игры в жизни ребенка дошкольного возраста развивают творческий подход, интерес к наукам, умение собирать и обрабатывать информацию, тягу к познавательной деятельности. В ходе экспериментов не забудьте предложить малышу сначала построить гипотезу (предположить, что же должно получиться из опыта), затем подтвердить или опровергнуть ее опытным путем и сделать выводы (что получилось, что нет, почему). Это научит его последовательному изложению мыслей, структурированию и пояснению увиденного, и, конечно же, это точно пригодится в дальнейшей жизни.

В качестве примера подобных игр отлично подойдут наборы "Юный химик", "Занимательная биология" и другие. Они продаются в любом детском магазине, и их выбор огромен. Можно организовать эксперимент и в домашних условиях, например, вырастив лук из луковицы. Проявите фантазию. Экспериментировать понравится не только малышам, но и их родителям.

Игры с правилами - речь идет об играх по определенным установленным правилам, которые часто бывают сформированы исторически (салки, прятки). В зависимости от ситуации и желания, их можно дополнить или придумать новые условия вместе с малышами.

Такие игры в жизни ребенка младшего возраста развивают навыки коммуникации, ведь часто бывают командными. Речь идет как о противостоянии и соперничестве, так и о слаженной работе в команде для достижения общего наилучшего результата. Это очень важно для развития и социализации детей.

Делятся такие игры на следующие подтипы:

  • Дидактические - игры в жизни ребенка, направленные на развитие усидчивости, внимания и следования правилам. Как правило, они снабжены определенным инвентарем (карточки, игра "Попробуй догони"), а вот условия чаще всего жестко ограничены, есть также система штрафов и поощрений, что активно учит ребенка следованию определенным рамкам.
  • Подвижные - основой игры является двигательная активность. Удобней подобные занятия проводить на свежем воздухе или в специально оборудованном помещении (спортивный уголок дома или в детском саду, например). Детям дошкольного возраста необходимо двигаться много, это заложено природой. Нам нужно лишь направить активность в нужное русло и обеспечить, по возможности, безопасность ребенка. Здесь также стоит отметить, что речь не идет о спортивных секциях: спорт важен и нужен, но направлен на оттачивание необходимых навыков только для данного вида. Нам же важно гармонично и всесторонне развить ребенка, а значит, лапта или прятки будут гораздо эффективнее, чем, скажем, баскетбол. Важно привить ребенку любовь к подобным занятиям, особенно в эпоху компьютерных игр, ведь, как известно, от устоявшейся привычки избавиться крайне сложно. Так пусть привычки будут полезными.

Творческие игры - игры, всецело направленные на развитие творческого мышления, фантазии. Они достаточно сложны для взрослого человека, потому что нельзя заранее предугадать, что и как будет делать ребенок, а значит, подготовиться не получится.

Делятся они на следующие подтипы:

  • Сюжетно-ролевые игры в жизни ребенка - обыгрывание реальных ситуаций из жизни или историй из любимых книг и мультфильмов. Поскольку подобные занятия предусматривают распределение ролей и следование определенной канве сюжета, они позволяют ребенку попробовать на себе различные социальные роли (врач, мама, злодей из сказки), а также наглядно показывают, что такое хорошо и что такое плохо, помогают лучше и быстрее усвоить те или иные нормы. Помимо прочего, малыш активно развивает речь и память.
  • Строительно-конструктивные - различные конструкторы, кубики и прочие материалы, которые позволяют проявить ребенку фантазию и реализовать ее с помощью определенных инструментов. Игра не ограничивается одним набором предметов, можно подключить их несколько, от этого процесс будет еще интереснее и многообразнее.
  • Театрализованные - по сути, это та же сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка, но предусматривающая наличие зрителей (это могут быть родители или, например, сверстники). Помимо прочего, театральные постановки позволяют перебороть малышу стеснение, учат общению с публикой, умению четко и с выражением говорить.

Игры-забавы - шуточные, расслабляющие активности. Это могут быть различные потешки, пальчиковые игры, игры на повторение (повторяем действия за ведущим) или, например, щекотки. Роль такой игры в жизни ребенка заключается в том, что она позволяет расслабиться, снять напряжение как взрослым, так и детям.

Необходимо включать в общение с ребенком по возможности все типы активностей, чтобы его личность могла развиваться гармонично. В таком случае он будет расти подвижным, воспитанным, усидчивым, с навыками работы в команде и выступлений на публике. Все это так или иначе пригодится ему как в период школы, так и во взрослой жизни. Родители в первую очередь должны показать пример, на который малышу стоит ориентироваться, а уже принять, освоить и применить к себе увиденную идею любой ребенок сможет сам.

С кем и как играют дети?

Однозначно ответить на подобный вопрос нельзя. Выбор ребенка "с кем играть" зависит от уровня его развития, характера, предпочтений, реальной существующей практики игры в его жизни.

Так, например, те, кто постоянно находится в поле зрения родителей и не имеет возможности заниматься самостоятельно, в любом возрасте будет оглядываться на то, что скажет мама и какую идею она ему даст. Малыши, которые уже ходят в детский сад, охотно играют с ровесниками на улице, а дома организуют игры не только с родителями, но и с игрушками.

Естественно, по мере взросления дети увеличивают круг вовлекаемых объектов в свою игру. Так, новорожденный готов смотреть, как его занимают мама и папа, а вот к году ребенка на улице уже интересуют его сверстники и те, кто постарше. Малыши третьего года жизни активно принимают в игру как взрослых и детей, так и свои игрушки.

Наша задача состоит в том, чтобы дать свободу выбора маленькому человеку. Конечно, нельзя все время отказывать в помощи, если ребенок просит, но мягко направить, предложить пофантазировать ему самостоятельно в наших силах. Безусловно, родители должны быть рядом, ведь мы - главная опора и поддержка наших детей. Просто не стоит контролировать каждый их шаг. И, как бы сложно это ни казалось поначалу, со временем станет ясно, что свобода выбора - важный этап на пути развития наших чад. Необходимо воспринимать игру как форму организации жизни детей, а не только как развлечение.

Как организовать игру и чем помочь ребенку?

Правильно организовать игровое пространство очень важно, так как игра занимает ведущее место в жизни ребенка. В данном вопросе стоит руководствоваться несколькими правилами:

  • Безопасность превыше всего. В детской комнате должно быть просторно и светло, а также достаточно влажно (нормой считается 30-60% влажности воздуха) и не жарко (ведущие педиатры советуют 18-22 °С). Необходимо подобрать удобные предметы интерьера, чтобы у ребенка был доступ к игрушкам, но они все имели свое место. К тому же это научит малыша аккуратности и ответственности, ведь все в комнате необходимо будет убрать на свое место, скажем, перед сном.
  • Функциональность. Мебель необходимо подбирать максимально удобную и отвечающую своим требованиям, не стоит нагромождать пространство. Также будет здорово, если такие предметы интерьера, как стол и стул, будут "расти" вместе с ребенком, что позволит родителям существенно сэкономить бюджет, благо современные производители предлагают множество подобных вариантов.
  • Доступность. Полки с книжками, ящики с игрушками - все должно быть в открытом доступе для ребенка. Именно так малыш сможет выбрать, с чем и как играть.

Также стоит отметить, что при наличии большого количества игрушек можно поделить их на группы (куклы, мягкие игрушки, машинки, музыкальные инструменты) и менять их ребенку, например, раз в неделю. Так игра в жизни ребенка станет еще разнообразнее.

Где взять идеи для игр?

Сегодня существует множество ресурсов по игре и обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это может быть интернет: различные сайты, блоги, статьи, видео, а также печатные издания по данной тематике. Не стоит забывать и о собственной фантазии: все мы были когда-то детьми, важно лишь раскрепоститься и посвятить время ребенку, он сам подскажет, что делать.

Раннее развитие - стоит ли увлекаться?

Сегодня родители все больше увлекаются темой раннего развития, предлагают детям различные развивающие занятия, карточки. Мы стараемся сделать упор на развитие интеллекта малыша, его умственных способностей. Иногда на подготовку подобных упражнений у мамы уходит несколько часов, а вот малыш может и вовсе не заинтересоваться предложенным занятием. Знакомая ситуация? Как же быть? Важно понимать, что инициатива родителей важна, но должна быть ограничена, чтобы дать ребенку возможность самому выбрать игру, проявить свою фантазию, вовлечь в игру кого-либо. Играя, он руководит процессом, в то время как в остальной жизни находится в подчиненном положении в силу своего возраста.

Безусловно, не стоит обходить вниманием методики раннего развития, но стоит знать меру. Развивающие игры в жизни ребенка должны присутствовать обязательно. Чрезмерно навязывая детям младшего возраста подобные занятия, мы лишаем их возможности выбора и самореализации, а также ограничиваем его творческое начало. Игра в жизни ребенка дошкольного возраста гораздо важнее, об этом стоит помнить всегда.

Приведем примеры методик раннего развития, возможно, читателей заинтересуют какие-то из них:

  1. Карточки Домана - картинки на различные темы (животные, транспорт, фрукты и прочее) с названием и заданиями на обороте. Есть на разных языках. Их необходимо показывать малышу несколько раз день, так ребенок сможет запомнить визуальное изображение предмета и его написание.
  2. Методика Монтессори - серия книг по воспитанию и развитию детей. Идею можно сформулировать фразой "помоги мне сделать это самому". Методика направлена на то, чтобы ребенок сам познавал и учился новому опытным путем, а не через объяснения взрослых.
  3. Методика Никитиных - направлена на самостоятельное развитие и познавание мира малышом. Суть состоит в том, что мы не учим ребенка, а лишь создаем для него благоприятную атмосферу для познания.
  4. Вальдорфская педагогика - делит развитие ребенка на 3 этапа: до 7 лет обучение через подражание взрослым, от 7 до 14 подключаем чувства и эмоции, после 14 лет добавляем логику. Здесь также делается упор на отсутствие у детей дошкольного возраста доступа к телевизору и компьютеру.
  5. Кубики Зайцева - комплекс пособий в виде кубиков по обучению речи, чтению, математики, английскому, проходящему в игровом формате с использованием аудиозаписей.

В любом случае роль игры в жизни детей дошкольного возраста очень велика, а вот делать или не делать упор на определенный план развития, решают родители. Вариантов и методик существует велико множество; стоит ли придерживаться какого-либо одного течения или лучше все-таки взять понемногу от каждой идеи - выбор за нами.

Что делать, когда нет времени на игры?

Часто мы слышим жалобы родителей, особенно работающих мам и пап, о том, что у них попросту не хватает времени на игры с малышом. Как же быть в такой ситуации? Здесь важны два аспекта:

  1. Играть с ребенком нужно. Данное утверждение не подразумевает под собой трату всего свободного времени родителя на игру. Необходимо уделить своему чаду несколько часов (ученые советуют выделить 3-4 часа в неделю на подобные занятия). Не стоит все оставлять на один день, например субботу, для общения с ребенком. Пусть лучше это будет полчаса, но зато каждый день. Игра в жизни ребенка-дошкольника крайне важна. Ведь не получая полноценного внимания родителей, малыш чувствует себя забытым и неинтересным, что в будущем может повлечь за собой большие психологические проблемы.
  2. Не имея возможности уделить малышу достаточно времени на игру, попробуйте вовлечь его в домашние дела: уборку, готовку. Пусть при таком раскладе домашние заботы займут чуть больше времени, зато ребенок дошкольного возраста, да и школьного тоже, почувствует себя нужным, более того, он будет знать, что помогает родителям и его помощь ценят. А потом, подобные занятия воспринимаются детьми как игра, хотя взрослыми они котируются как необходимость. К тому же малыш будет знать, что нужно делать по дому, а также приобретет в подобных занятиях определенные навыки (как помыть посуду, как замесить тесто, как порезать хлеб, как пропылесосить и другие).

Получается, что найти время на детей возможно всегда, важно лишь понимать необходимость подобных мероприятий, а также верно расставить приоритеты, благо, взрослая жизнь нас этому учит ежедневно.

Компьютерные игры - проблема или помощь?

Тема компьютерной игры в жизни современных детей обсуждается достаточно бурно, особенно в последние несколько десятилетий, в связи с развитием новых технологий и повсеместным присутствием компьютера в нашем мире. Мнения ученых разделились на два лагеря:

  1. Компьютерные игры провоцируют агрессию в реальной жизни. Речь идет о том, что, по мнению данной группы ученых, дети, много играющие за компьютером, особенно во всевозможные "стрелялки", неадекватно ведут себя в реальном мире, бывают склонны к насилию, агрессии и суициду.
  2. Дети, часто играющие в компьютерные игры, ведут себя менее агрессивно в обществе, выплескивают всю свою негативную энергию в виртуальном мире.

Так кто же прав? Вероятнее всего, одного мнения здесь нет и быть не может. Все зависит от психологического типа конкретного человека и окружающей его обстановки. Важно понимать, что мы не можем полностью оградить ребенка от виртуальной реальности, но мы можем и должны дозировать информацию. В первую очередь не стоит допускать до компьютеров/планшетов/телевизоров детей младшего дошкольного возраста: до трех лет для полноценного всестороннего развития ребенку важно реальное общение и взаимодействие. В противном случае возможны последствия в виде заторможенного развития и плохой адаптации в социуме.

Однако сегодня уже в начальной школе малыши готовят доклады и делают презентации на компьютере. Значит, познакомиться с этим "зверем" нужно. Важно давать информацию порционно: общее знакомство с техникой, навыки простейшей работы, игры на развитие памяти/реакции/внимания. Давая ребенку возможность работы на компьютерной технике, необходимо озаботиться безопасностью: поставить блокировки на нежелательные папки и сайты (игрушки для папы/мамы, сайты для взрослых, электронные кошельки и прочее).

Понятное дело, что детей постарше, что называется, не убережешь. Но в наших силах занять и заинтересовать ребенка вне виртуальной реальности: игры со сверстниками, общение с родителями, помощь по дому, спорт, развивающие кружки. Если ему есть чем заняться, он вряд ли сядет играть за компьютер, а обратится к нему только в случае необходимости (например, домашнее задание в школе).

Что еще важно знать об игре как методе воспитания и становления личности малыша?

Игра в жизни ребенка место занимает важное, ведь она рассматривается как форма его воспитания. Именно через нее малыш учится социализации, закаляет характер, познает этикет, развивает интеллект, воспринимает нравственные ценности. И именно так формируется личность ребенка.

Наверняка многие родители обращали внимание, что большинство повседневных задач, будь то одевание/раздевание, прием пищи, складывание игрушек на место или купание, воспринимаются ребенком как игра. Зачастую бывает гораздо эффективнее донести свою мысль малышу через игровой процесс: показать на игрушках, пояснить при контакте со сверстниками. И даже если нам кажется, что малыш "перегибает палку" и ведет себя несерьезно, скорее всего, это не осознанное действие, а подсознательная попытка осмыслить требования взрослых через доступный ему мир, то есть через игру. Взрослым важно уловить эту тонкую грань и постараться максимально помочь своему чаду справиться с поставленной задачей. Мы не должны делать что-либо вместо детей, но вполне можем показать своим примером, что вещи любят свои места, что драться плохо, что нужно делиться. Поверьте, ребенок очень быстро учится в игровой форме, и то, что вчера он проделывал с мягкими игрушками, сегодня уже сможет продемонстрировать при реальном общении, например, в детском саду или при походе в магазин за продуктами.

Еще один важный момент, который хотелось бы отметить особо, - похвала. Хвалите своих детей: за выполненную просьбу, за собранную верно матрешку, за убранные вещи. Именно так он сможет понять, что находится на верном пути. И если сегодня малыш услышал, что он большой молодец, потому что сам съел всю кашу, то завтра он первый схватится за ложку в ожидании завтрака, нам будет важно лишь повторить ему, что он все делает правильно и очень сильно помогает этим маме.

Игра в жизни вашего ребенка занимает ключевое место. Именно она помогает развиваться личности всесторонне, познавать окружающий мир, понимать его, мотивирует, учит общению и взаимодействию. Родителям игра в жизни ребенка не только позволяет наладить коммуникацию с маленьким человеком, но и дает возможность занять его на какое-то время без своего участия, что тоже немаловажно.

Существует огромное количество материалов по данному вопросу, важно лишь адаптировать информацию к конкретному малышу или группе детей в зависимости от возраста и уровня развития. Не бойтесь экспериментировать, пробуйте разные варианты, благо помощников в современном мире множество (сайты, блоги, конкретные специалисты). Значение игры в жизни ребенка ученые считают огромным. Важно лишь помнить, что дети - личности со своими предпочтениями, они обязательно найдут свой путь, а мы, взрослые, можем и должны помочь маленькому человеку адаптироваться в этом мире.

мнение эксперта

Галина Ицкович психотерапевт

«Игра помогает нам, взрослым, понимать детей и вырабатывать общий с ними язык»

Лицензированный клиницист-психотерапевт, живет и работает в Нью-Йорке, специализируется на проблемах семьи и детей. В течение 10 лет работала психотерапевтом и супервизором в клиниках Еврейского совета по делам семьи и детей. Основала многопрофильную терапевтическую программу раннего вмешательства «KidsPower» и руководила ею до 2012 года. Была спикером на форуме «Каждый ребенок достоин семьи», проходившем в Москве в 2013 году. Преподает методику DIR/Floortime специалистам из разных стран, работающим с детьми с расстройствами поведения и расстройствами аутистического спектра.

Psychologies:

Насколько важна для детей игра?

Галина Ицкович:

Игра не просто важна – она необходима для развития ребенка. Даже если некоторые игры могут казаться примитивными или однообразными, они выполняют важную функцию. Для ребенка любая игра – такая же продуктивная деятельность, как для взрослого работа. Результат работы для взрослого – продукт, что-либо, что он произвел. Для ребенка продукт игровых усилий – это новое понятие (например, «части объединяются в целое», причинно-следственная связь и так далее). По сути, игра и есть первая работа маленького человека. Так что стоит отнестись к играющему ребенку как к ученому, ставящему важный научный эксперимент, или конструктору, строящему прибор по чертежам. Играя, дети изучают мир. Играя, они осваивают стиль поведения, который позже станет их стратегией и тактикой в общении с другими людьми. Игра для ребенка – способ взаимодействия с миром.

Дети умеют играть от рождения или их этому надо учить?

Г. И.:

Приглашение к первой совместной игре обычно исходит от взрослого, который ставит перед ребенком какую-то задачу. Например, улыбнуться в ответ на улыбку. Для этого ребенок должен научиться менять выражение лица, напрягать одни мышцы и расслаблять другие. Для него это серьезная работа. А взрослый, произносящий «агу», вдобавок к этому приглашает ребенка овладеть искусством имитации. В этой самой первой игре всех времен и народов ребенок осваивает сложное взаимодействие между лицевыми мышцами и голосовыми связками: чтобы ответить на «агу», необходимо либо округлить рот, имитируя визуальный ряд, либо воспроизвести звук в ответ на звук, который он услышал, либо просто растянуть губы в улыбку. Затем игра усложняется. За первой интерактивной игрой следуют «ладушки», потом, в 3-4 месяца, другие игры, в которых используется не только открытая ладонь, но и пальцы, вроде «сороки-вороны». К 5-6 месяцам появляется игра в «ку-ку» – она помогает ребенку, который недавно открыл для себя, что предметы и люди продолжают существовать даже после того, как они исчезают из его поля зрения, «закрепить материал».

Обычно у ребенка есть какая-то любимая игрушка, например медведь или заяц. В чем ее смысл?

Г. И.:

К 9 месяцам у малыша начинает складываться внутренний образ мамы и возникает первая тревога, когда мама уходит. И ребенок учится справляться с ней с помощью мягкиx игрушeк. Они исполняют функцию переходного объекта – который, хоть и не мама, все же обладает магическим даром утешения в глазах малыша. Ребенок носит плюшевую зверушку за собой повсюду – так он начинает строить свой собственный мир. Это его первый шаг к самостоятельности.

И какой же следующий шаг?

Г. И.:

Качественное изменение происходит в конце первого года. Ребенок начинает ходить. Приблизительно в 12 месяцев игра «ку-ку» преобразуется в другую, сопоставимую по степени острых ощущений, – прятки. Теперь ребенок проявляет гораздо больше инициативы. Его возможности расширяются, и он готов изобретать новые и новые варианты игры, проигрывая различные сценарии таинственного исчезновения и возникновения. Умение играть самостоятельно – следующий важный шаг в эмоциональном развитии.

Часто, говоря о детской игре, подразумевают ролевые игры: в магазин, парикмахерскую, в дочки-матери. В каком возрасте дети начинают в них играть и зачем они нужны?

Г. И.:

Период ролевых игр – это 2,5-4,5 года, когда расширяется и словесный репертуар ребенка. В это же время он играет в символические игры (это знаменитое детское «А это будет…»), которые превращают кустарник – в дом, стул – в поезд и вообще что угодно – во что угодно. В это время ребенок не только воспринимает символы – он начинает самостоятельно оперировать ими. Сначала он просто подражает взрослым, потом постепенно усложняет сценарий игры и добавляет ситуации, которые сам придумывает. Ролевая игра позволяет ребенку выйти за пределы собственных возможностей (например, он может примерить роль взрослого профессионала или старшего члена семьи), совершить мысленный эксперимент и вернуться в безопасность своей комнаты. Так ребенок повторяет на новом витке развития то первое, робкое отделение от матери, которое знаменует начало индивидуальности. Он выстраивает собственный символический мир.

Почему этот символический мир так важен для детей?

Г. И.:

В этом мире ребенок может безопасно проиграть сложные ситуации (например, «меня забыли», «я потерялся»), поискать различные способы их разрешения. Также он может проиграть сюжеты, которые он наблюдал в жизни и которые вызывают у него тревогу. Игра в этом возрасте часто состоит из темы с вариациями. В ней повторяется общий сценарий – но развиваться он может по-разному: «я потерялся, но меня нашла бабушка», «я потерялся и стал жить один»). Так ребенок отрабатывает свой собственный подход к решению жизненных задач. Ребенок репетирует знакомые и вымышленные ситуации во время игры, как если бы музыкант репетировал перед концертом.

А что делать взрослому в такой игре?

Г. И.:

Роль взрослого состоит в том, чтобы поддержать ребенка в игре, ободрить его. Это помогает ребенку понять, что его попытки осмыслить ситуацию, его мнение – ценны и заслуживают уважения. А вот настаивать на собственном решении взрослому не стоит, даже если ему и кажется, что он «знает, как правильно». Потому что дети реагируют на это протестом, и дело может кончиться отказом играть вместе, потерей интереса к игре и даже истерикой. В отдельных случаях дети, вроде бы принявшие условия взрослого игрока, реагируют на его вмешательство тревогой и чувством беспомощности.

Тогда, может быть, взрослым лучше совсем отказаться от участия в играх и не мешать?

Г. И.:

Если взрослый – родитель или воспитатель – избегает игрового общения или оно ему неприятно, то ребенок может ощущать напряженность или недоумение, может сделать вывод, что область чувств – запретная или опасная зона. Ребенок также может чувствовать себя одиноким или считать, что он не умеет выразить адекватно свои эмоции, а это в конечном счете приводит к понижению его самооценки. Кроме того, отказываясь от совместной игры, мы оставляем детям очень мало возможностей для того, чтобы сформировать с нами значимые связи. Тогда как игра помогает нам, взрослым, понимать своих детей и вырабатывать общий с ними язык. Ритм и темп совместной игры могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка – один обрабатывает информацию быстрее, другому требуется дополнительное время. Взрослым важно уловить потребности ребенка.