Проект обрядовая кукла в детском саду. Проект для старших дошкольников "народная кукла в играх современных детей"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новолялинского городского округа «Детский сад №15 «Берёзка»

Познавательно- творческий проект

«Народная тряпичная кукла»

для детей 6-7 лет

Баянова Наталья Витальевна

Лобва

2016

«Из всех существующих в мире загадок

тайна куклы – самая загадочная;

без понимания сущности куклы

невозможно понять и человека».

М. Е. Салтыков-Щедрин

Тема проекта: « Народная тряпичная кукла »

Актуальность проекта:

Приобщение детей к истокам народной культуры является актуальной темой в наше современное время. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом .

Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка , поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Проблема проекта: Современные дети в основном играют плассмасовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе, в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У детей недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной куклой .

Задачи:

Обучающая:

1.Познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования;

2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы;

3.Учить изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно и с помощью воспитателя.

Развивающая:

1. Развивать и обогащать знания о куклах , их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления.

Воспитательная :

1. Воспитывать интерес к народной тряпичной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

2. Воспитывать интерес и любовь творчеству , народным играм , народной музыке.

3. Вовлечь родителей в творческую и продуктивную деятельность.

Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

Тип проекта : Познавательно- творческий, среднесрочный.

Сроки реализации проекта : 2 недели

Продукт проектной деятельности : папка раскладушка с консультациями, памятка для родителей, презентации.

Формы реализации проекта : беседа, информация для родителей, мультимедиа, игры.

Методы проекта : практический, познавательный , наглядный, словесный, опрос.

Предполагаемый результат :

Для детей

1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления.

2. Для детей созданы необходимые условия для ознакомления с тряпичной куклой:

Подборка иллюстраций и фотографий;

Альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;

Выставка мини-музея « Народная тряпичная кукла » .

3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

4. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

Для педагогов:

1.Повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

2. Распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях города, и района, в публикациях педагогических журналов.

Для родителей:

1. Вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

Работа с родителями :

  • Изготовление памятки кукла «Кукла колокольчик»

Цель: Приобщение родителей в организацию совместной деятельности с детьми

Дома.

  • Изготовление книжки- раскладушки « Народные тряпичные куклы » (игровые, обереговые, обрядовые);
  • мастер-класс для родителей с детьми «Кукла колокольчик».

Результатом проекта стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками и презентация.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Изучение сайтов и литературы, содержащей материал по теме проекта с образцами изготовления народных кукол;

Составление памяток, консультаций, рекомендаций;

Постановка цели и задач проекта;

Выявление знаний детей о тряпичной кукле;

Анкетирование родителей, «Какими игрушками играет ваш ребёнок дома?»;

Подбор литературы для работы с детьми;

Выбор основных мероприятий;

Подбор наглядного материала;

Создание дидактических игр;

Создание эстетической обстановки атмосферы национального быта – русский уголок;

Создание уголка сказки, ряжений, уголка мастерилки.

Беседы, наблюдения, занятия с детьми по теме проекта;

Просмотр презентации «Народная тряпичная кукла».

Изготовление народных кукол.

Экскурсия в краеведческий музей по теме «Народная кукла».

Чтение художественной литературы;

Народная сказка «Василиса Прекрасная»

или матушка кукла;

Сказка «Крупеничка»;

Сказка «Десятиручка»;

Норвежская сказка «Куколка в траве»;

Потешки, поговорки, загадки.

Дидактические игры , направленные на закрепление полученных знаний развития творчества и воображения;

- «Составь картинку»;

- «Кто ты куколка моя?»;

- «Узнай по описанию»;

- «Узнай элемент узора»;

- «Закончи узор»;

- «Народные промыслы»;

- «Что из чего».

Пальчиковые игры:

- «Наперсток»;

- «Не плачь куколка моя»;

- «Катины куклы».

Хороводные игры:

- «Платок»;

- «Приехала купаленка».

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов с народными куклами.

Составление описательных рассказов «Моя любимая кукла».

Слушание произведения П.И. Чайковского «Новая кукла».

Разучивание русских народных песен, песен-закличек, песен-игр, хороводов, колыбельных, игра на народных инструментах.

Мастер-класс для родителей «Кукла колокольчик»;

Создание мини-музея «Народная тряпичная кукла».

Мониторинг для детей

Выяснить интересы и потребности детей по данной теме :

1. Знаешь ли ты, что такое кукла?

2. Есть ли дома тряпичная кукла?

3. Какие народные тряпичные куклы есть у тебя дома?

4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?

5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?

6. Что нужно для изготовления народной куклы?

7. Умеешь ли ты делать тряпичную куклу?

8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?

План работы

Дни недели

Основной этап

Участники

Ответстве-нный

Пн

1-я половина дня

1)Беседа «История возникновения куклы».

2)Рисование «Моя народная тряпичная кукла».

2-я половина дня

1) Чтение сказки «Василиса Прекрасная».

2) Хороводная игра «Платок».

Дети, воспитатель

Воспитатель

Вт

1-я половина дня

1)Беседа «Виды кукол»

2) Дидактическая игра «Кто ты куколка моя»

2-я половина дня

1)Чтение норвежской сказки «Куколка в траве».

2)Пальчиковая гимнастика «Напёрсток».

Дети, воспитатель

Ср

1-я половина дня

1)Беседа «Русская народная кукла»

2) Лепка «Сарафан для куклы»

2-я половина дня

1)Сюжетно – ролевая игра «Дочки матери»

2)Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Дети, воспитатель

Чт

1-я половина дня

1)Беседа «Знакомство с тряпичной куклой».

2) Просмотр иллюстраций и схем изготовления народной куклы.

2-я половина дня

1) Конструирование с детьми «Кукла закрутка».

2) Хороводная игра «Приехала купаленка».

Дети, воспитатель

Пт

1-я половина дня

1)Просмотр презентации «Русская народная кукла».

2) Чтение сказки «Крупеничка».

2-я половина дня

1)Чтение сказки «Матушкина куколка».

2) Пальчиковая гимнастика «Не плач куколка моя».

Дети, воспитатель

Пн

1-я половина дня

1)Беседа «Моя любимая игрушка».

2) Рисование «Моя обереговая кукла»

2-я половина дня

1) Чтение сказки «Десятиручка»

2) Дидактическая игра «Закончи узор».

Дети, воспитатель

Вт

1-я половина дня

1)Экскурсия в краеведческий музей по теме «Народная кукла».

2-я половина дня

1)Конструирование куклы «Зайчик на пальчик».

Дети, воспитатель родители

Ср

1-я половина дня

1)Дидактическая игра «Народные промыслы»

2)Чтение стихов, потешек, загадок о куклах.

2-я половина дня

1)Сюжетно-ролевая игра «Мастерская кукол».

Чт

1-я половина дня

1)Игры инсценировки с куклой (укладывание спать, кормление).

2) Составление описательных рассказов «Моя любимая куколка».

2-я половина дня

1)Мастер - класс для родителей с детьми по изготовлению куклы «Кукла колокольчик».

Дети, воспитатель родители

Пт

Завершение проекта:

Создание в группе мини-музея «Народная тряпичная кукла» ;

Презентация проекта «Куколка тряпичная – игрушка отличная»;

Посещение музея детьми других групп.

Дети, воспитатель

Мини-музей « Народная тряпичная кукла »

Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. У дошкольников формируются :

Представления о музее;

- проектно-исследовательские умения и навыки;

Умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

Активная жизненная позиция.

У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.

Музей тряпичных кукол помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы , сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа .

Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории. Ее почитают, по сей день, невзирая на технологический прогресс. Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.

Завершение проекта

Презентация проекта.

Список литературы

Методическая литература

1.Н Рыжова, Л. Логинова « Мини-музей в детском саду » Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

2. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»

3. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПб. : «Детство-Пресс», 1999. – 384 с.

4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/

5. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками.: Москва

Детская литература

6. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

7. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», «Десятиручка»

стихи и загадки.

Электронные (интернет) ресурсы :

8. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru

9. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru

10. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net

11. Славянская кукла: www.slavakukla.ru

12. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.

13. Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.

14. Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru

15. Славянская доктрина: www.mirtesen.ru

Группа № 8

Воспитатель: Копытова И. Н.


«Русская народна кукла»

Познавательно-творческий проект

Среднесрочный проект (два месяца)

Возраст детей: 6-7 лет


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  • Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
  • Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
  • Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  • В нашем время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, их делают на фабрике и эти игрушки несут тепла души их создателей.
  • Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стало ощущаться потребность в оригинальных изделиях.

Цель проекта

  • пробуждение интереса детей к русской культуре и традиционной народной кукле

Задачи работы с детьми по ознакомлению с традиционными тряпичными куклами

  • Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества
  • Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки
  • Знакомить с народными традициями
  • Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства
  • Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству
  • Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол
  • Воспитывать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус

Этапы реализации проекта

  • 1. Изучение истории возникновения народной куклы
  • 2. Изучение видов кукол
  • 3. Изучение технологии изготовления кукол
  • 4. Изготовление русской народной куклы « Мартинички» или «Неразлучники»
  • 5. Изготовление русской народной куклы «Масленица»
  • 6. Изготовление русской народной куклы «Пасха»
  • 7.Демонстрация и дарение кукол детьми родителям

АЛГОРИТМ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

  • Вводная часть
  • Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями)
  • Определение последовательности работы
  • Изготовление основы куклы
  • Создание костюма куклы
  • Оформление куклы
  • Итог занятия

Виды традиционных тряпичных кукол по назначению

ИГРОВЫЕ

ОБЕРЕГОВЫЕ

Столбушки

Малышок-голышок

Куватка

ОБРЯДОВЫЕ

Простоволосая

Ангелочек

Неразлучники

Лихоманки

Кукла с косой

Масленица

Коляда

День и ночь

Девка-Баба

Кукла нарядная

Кострома

Вепсская

Бабушкина кукла

Кукушечка

Узелковая

Покосница

Колокольчик

Зайчик

Купатка

Бессонница

Бабочка

Козьма и Демьян

Утешительница

Капуста

Берегиня

Пеленашка

Десятиручка

Крупеничка

Веснянка

Свадебная

Желанница

Пасхальная голубка

Владимирская столбушка


Виды тряпичных кукол по способу изготовления

Основа куклы – 2 прямоугольника

Куватка, Пасха, Неразлучники, Козьма и Демьян, Десятиручка, Веснянка, Колокольчик, узелковая, свадебная

Кукла, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата или прямоугольника, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали. Иногда на эту основу крепится грудь.

День и ночь, ангел, колокольчик, закрутка, Бессонница

Куклы-столбушки, основа которых скатка из ткани

Владимирская столбушка, Берегиня, Лихоманка

Куклы в основе которых мешочек

Зольная, Зернушка, Крупеничка


Почему у народной куклы нет лица?

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.


Куклы-обереги

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли - "рванки").


Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх.


Широкое распространение на Севере России имела кукла - берестушка, кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли " бабушкина кукла ").


Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники» . У женской и мужской фигуры общая рука - символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.


Зернушка - кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.


"День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань-ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

Кукла - веник помогала хозяйке "вымести сор из избы". Конечно, это был не материальный мусор, а сор, из-за которого происходили ссоры, разлад в доме. Изготавливалась она, как правило, из трав, соломы, лыка. Одежда куклы состояла из сарафанчика и платочка. По наряду куклы можно было определить место ее «рождения». Данная кукла бытовала в центральных и южных губерниях.


Куклы- лихорадки . Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.


Обрядовые куклы

У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.


Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.


"Коза". Выполнялась данная кукла на крестообразной основе, а лицо, рога и борода были сделаны из лыка. "Коза" была наряжена в красивое платье и имела на себе обрядовые предметы: колокольчики, бусы, серьги, колечки и мешочки с травами. Данная кукла использовалась в обрядах колядования.

В Крещенские дни делали куклу Крестец , ставили её у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой. Кукла была выполнена на крестообразной основе, её украшали тесёмочками и ленточками.


Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали к Вербному воскресению, обязательно из красного лоскута. Их дарили на счастье, радость, она могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем эти куклы отдавали паломникам (на следующий год таких кукол делали новых).


Домашняя Масленица

В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.


На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку , наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки - заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. Кукла "Купавка".


Десятиручка - кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.


Игровые куклы

Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо обращаться – неприятностей не миновать. Играли не только девочки и подростки, но и девушки на выданье. Девушки приносили своих кукол на посиделки, в гости, в поле.


Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.


Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Как правило, делали «Бабочку» из однотонной ткани.


Узелковая кукла

Узелковая кукла - самая подходящая первая кукла для младенца, однако при всей своей простоте годится практически для любого возраста.







ПРОЕКТ

КУКЛЫ - ОБЕРЕГИ

Проектно - исследовательская работа по теме:

« Куклы - обереги ».

Тип работы:

Информационно - исследовательский.

Монопредметный.

Формируемые компетенции: общеучебные, информационные, исследовательские.

Цель:

Изучить историю и процесс создания игрушки.

Изготовить куклу оберег.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Изучение истории родного края.

Изучение литературных источников о куклах оберегах.

Выполнение куклы оберега.

Теоретическая часть проектно - исследовательской работы

Актуальность проекта

Размышления очевидцев и старожилов.

История возникновения игрушки

Куклы обереги

Материалы и инструменты, используемые при выполнении оберега

Технологическая карта

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Актуальность проекта.

Народная игрушка имеет глубокий смысл. Игрушка - это феномен цивилизации, в котором просматриваются разные этапы духовной и религиозной жизни, а также бытовой деятельности человека. «С чего начинается становление и развитие человека, в чем прежде всего проглядывается его будущий характер? С игры и в игре. Более того, с выбора игры - в войну или шахматы, в футбол или в театр… Человек пробует себя в игре, находит или не находит - и это определяет в конечном итоге его судьбу…» Жизнь как игра, игра как способ жизни.

Игрушка - это оберег обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий. Тряпичная народная кукла, которых в старину делали мамы, бабушки или сами дети из тряпочек, соломы, простой пряжи или других материалов - это очень добрая и полезная игрушка. Вся работа делается вручную. Именно это делает ее неповторимой. Сделать самодельно игрушку совсем не трудно, стоит только захотеть.

Актуальность исследования заключается в том, что многие сейчас пытаются следовать и изучать наши народные русские традиции и им следовать.

Традиция - передача, предание - элементы культурного и социального наследия, передающееся от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных социальных группах в течении длительного времени.

Традиции - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, причем лучшего для определенного периода времени, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически из одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффектное средство формирования личности.

Я, например, именно по этой причине заинтересовалась таким древним народным промыслом. Знаю, что различных кукол-оберегов существует больше 90 видов, но я пока освоила только небольшую часть. Сначала просто крутила кукол, а потом, куклы стали "открываться". И стало понятно - почему делали так, а не иначе, почему использовали именно этот цвет или материал.

В народной кукле заинтересовал, в первую очередь, ее духовный мир, общечеловеческие ценности, которые просто и ясно передавались из поколения в поколение.

Объектом исследования является игрушка.

Предметом исследования является процесс создания игрушки.

Цель работы: изучить историю и процесс создания игрушки.

Для детального исследования и изучения народных русских традиций мной был проведен опрос мнений жителей Кипчаковского сельского поселения. Для этого всем задавались одни и те же вопросы:

Какую игрушку Вы предпочитаете?

А) покупную Б) сделанную своими руками

Целью опроса являлось изучение мнений разных слоев населения о том, какие игрушки жители Кипчаковского сельского поселения предпочитают.

Результаты исследования

Выборочный срез мнений представителей различных возрастных и социальных категорий респондентов показал, что подавляющее большинство предпочитают игрушку, сделанную своими руками 62%. Считают, что такие игрушки не требуют больших материальных затрат, их можно легко и быстро сделать своими руками. Они - неповторимые и второй такой же игрушки нельзя найти. А самое главное они несут в себе тепло души человека. Покупным игрушкам отдают предпочтение 34%.Объясняют это тем, что в продаже имеется огромный выбор игрушек с использованием новых современных технологий. И 4% воздержались в своем выборе. Связано это с финансовыми возможностями.

Таким образом, социологическое исследование определило актуальность темы проекта.

Мне было интересно узнать мнение старожилов и жителей Кипчаковского сельского поселения о традиционной народной игрушке. Размышления старожилов и жителей села

Одна моя знакомая, которая была больна, пришла ко мне и говорит: Я знаю, что ты делаешь куклы-обереги. Слышала, что они хорошо помогают людям. Сделай такую куклу, может быть, мне хоть немножко станет легче…» Я ей сделала куклу-травницу, которая набивается полезными сушеными травами: душицей, мятой, лимонником, крапивой. Когда такую куклу шевелишь, она издает не только успокаивающий звук, но и сильный аромат. Конечно, это полезно для здоровья. И моя знакомая поправилась.

Поможет ли кукла? Представьте, что Вы хотите чего-то достичь, но ничего при этом не делая. Также и с куколкой. Если Вы решили что-то сделать, поручили куколке заняться этим, а сами забыли про все, то потом долго всем можно рассказывать, какая бесполезная у Вас кукла. Кукла не поможет, если на неё переложить всю ответственность, а самим ничего не делать. А если Вы будете работать для осуществления Вашей цели, но и куколку при этом попросите помочь - вот тогда она Вам «поверит» и поможет обязательно. Я считаю, что обязательно нужно надеяться на себя. А кукла - это символ благополучия. И вот у нас дома вот уже много лет сохранилась такая кукла «Хозяюшка - Благополучница»

О кукле-обереге я вспоминала и тогда, когда хотела избавиться от какой-нибудь напасти. Ее три раза поворачивала против часовой стрелки, приговаривая: "Отвернись злом, повернись добром". Именно поэтому раньше почти в каждом доме была кукла оберег «Берегиня». Еще В. Гюго писал: "Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей". А у меня и сейчас сохранилась такая кукла.

В нашей семье на видном месте всегда стояла Кукла Крупеничка. Именно она считалась символом достатка и богатства семьи. Еще моя бабушка рассказывала, что такие куклы были почти в каждой семье. Наполняли ее пшеницей. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.
После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая.

Бабушка (притча)

Эту историю рассказала мне моя бабушка, а ей в свою очередь ее бабушка.

У воеводы Всеслава была единственная дочь, по имени Крупеничка. Шел год за годом, и из русой девочки с голубыми глазами обратилась Крупеничка в редкостную красавицу. Стали подумывать родители, за кого ее отдать замуж. Выдавать дочку а чужую сторону они и думать не хотели и выбирали такого зятя, чтобы жить всем вместе и никогда не расставаться с Крупеничкой.
Слава о дивной красавице далеко разносилась вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая мамушка Варварушка боялась такой славы и всегда сердилась, когда ее расспрашивали о красоте Крупенички.
- Никакой красавицы у нас нету!- ворчала она.- Вон у соседей- у тех правда красавицы дочери. А у нас - девица как девица: таких везде много, как наша.
А сама налюбоваться и наглядеться не могла на свою Крупеничку. Знала, что красивей ее никого нет; и красивее нет, и добрей, и милей нету. Старые и молодые, бедные и богатые, свои и чужие- все любили Крупеничку за ее доброе сердце.
Летела, летела слава о красоте Крупенички и долетела до басурманского становища, до военачальника Талантая.
- Гой вы, храбрые воины, удалые наездники! Покажите-ка мне, что за красавица такая дочка воеводы Всеслава, Крупеничка!-сказал Талантай.- Не годится ли она в жены нашему хану?
Сели на коней три наездника, надели на себя халаты: один надел халат зеленый, точно трава; другой серый, точно дорога лесная, третий - коричневый, как сосновый ствол.
Прищурили наездники хитрые глаза, улыбнулись друг другу одними уголками губ, задорно встряхнули бритыми головами в мохнатых шапках и поехали, поскакали с молождецкими покриками.
А через несколько дней вернулись и привезли с собой Талантаю, для хана своего, подарок; дивную красавицу Крупеничку.
Шла она с мамушкой Варварушкой купаться в озере, а в лесу, как нарочно, ягодка за ягодкой - спелая земляника так и заманивает глубже в чащу. А мамушка все рассказывает ей про одолень-траву, что растет белыми звездами среди озера; надобно собрать этой одолень-травы и в пояс зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится; одолень-трава всякую беду отведет. И вскрикнуть обе не успели, как поднялась вдруг перед ними столбом серая пыль с тропинки, с одной стороны сорвался с места сосновый пень лесной и бросился им под ноги, а с другой стороны прыгнул на них зеленый куст. Подхватили они Крупеничку- и тут только увидела мамушка Варварушка, что это был за куст зеленый. Вцепилась она в него что было силы, го хитро извернулся басурман и выскользнул из своей одежды. Варварушка так и повалилась на землю с зеленым халатом в руках. А что было дальше, она не знала, не ведала, точно затмился с горя ее рассудок.
Сидит она целыми днями на берегу озера, глядит на простор воды да все приговаривает:
-Одолень-трава! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса дремучие, дай ты мне, одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!
Сидела она так-то над озером да горевала и плакала, как вдруг подошел к ней прохожий старичок - низенький, тощенький, с белой бородкой, с сумочкой за плечами- и говорит Варварушке:
- Иду я в дальнюю сторону басурманскую. Не снести ль кому от тебя поклон?
Посмотрела на него Варварушка и спрашивает:
- А кто ты таков, добрый человек? Как тебя зовут?
- А зовут меня Одолень-трава.
Обрадовалась Варварушка, бросилась с плачем к старичку в ноги и опять заголосила, как безумная:
- Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, дурно бы нам не делали. Верни, старичок, мне мою Крупеничку!
Выслушал ее старичок и ласково ответил:
-Коли так, будь же ты мне в дороге верной спутницей, в трудах- помощницей!
Так сказал он мамушке и взмахнул рукавом над ее головою. И тот час Варварушка обратилась в дорожный посох. С ним и пошел старичок в путь- дорогу. Где гора крута, посошок ему опорой служит, где чаща густа- он кусты раздвигает, где собаки злы- он их отгоняет.
Шел, шел старичок и пришел в басурманское становище, где жил Талантай и где снаряжали в ту пору караван для отсылки хану драгоценных подарков. Отсылали золото, меха. Камни самоцветные и снаряжали в дальний путь красавиц невольниц.
Среди них была и Крупеничка.
Остановился старичок у дороги по которой должен был идти караван, развернул свой узелок и начал раскладывать будто для продажи разные сладости- тут у него и мед, и пряники, и орехи. Огляделся он по сторонам - нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный; потом взмахнул над ним рукавом- и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним мамушка Варварушка.
-Ну, теперь, мамушка, не зевай!,-говорит ей старичок, -Гляди во все глаза на дорогу: на нее скоро упадет малое зернышко. Как упадет, бери его скорей, зажимай в руке и береги, покуда домой не вернемся. Смотри не потеряй зернышка, коль мила тебе твоя Крупеничка.
Вот и тронулся караван из становища; проходит он по дороге мимо старичка, а тот на лужайке сидит, разложил вокруг себя сласти и приветливо покрикивает.
-Кушайте, красавицы, соты медовые, пряники душистые, орехи каленые!
И мамушка Варварушка ему поддакивает:
- Кушайте, красавицы: веселее будете, румянее станете!
Увидели басурманы- велели сейчас же сластями красавиц попотчевать. И старики понесли им свое угощение:
- Кушайте, кушайте на здоровье!
Обступили их девушки; одни посмеиваются, другие молча глядят, третьи печалятся, отворачиваются.
- Кушайте, девицы! Кушайте, красавицы!
Еще издали завидела Крупеничка свою мамушку Варварушку. Сердце у нее из груди и запрыгало, а лицо побелело. Чувствует она, что неспроста пришла сюда старуха и неспроста не признает ее, а идет к ней словно чужая; не здоровается, не кланяется, идет прямо на нее, во все глаза глядит и только громким голосом твердит одно и тоже:
- Кушайте, милые, кушайте!
Старичок тоже покрикивает, а сам во все стороны раздает кому орехов, кому меду, кому пряников. И всем стало вдруг весело.
Подошел старичок поближе к Крупеничке да как выбросит в воздух в левую сторону от нее у всех над головами целую горсть гостинцев, да еще горсть, .. Кинулись девушки ловить да подбирать гостинцы, а он взмахнул рукавом над Крупеничкой вправую сторону- и Крупенички не стало. Только упало вместо нее на дорогу малое гречишное зернышко.
Бросилась за ним мамушка Варварушка, схватила зернышко в руку и зажала крепко-накрепко, а старичок махнул и над нею рукавом - вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох.
-Кушайте, красавицы, кушайте на здоровье!..
Роздал он поскорее все остатки, встряхнул пустым мешочком, поклонился всем на прощание и пошел потихоньку своим путем, опираясь на посох. Басурманы ему еще воловий пузырь с кумысом на дорогу дали.
Никто и не заметил, что невольниц стало на одну меньше.
Долго ли коротко ли, возвратился благополучно старичок на тот самый берег, где повстречался с мамушкой Варварушкой, где вдоль по озеру раскинулись зеленые широкие листья, и белыми звездами на воде цвела одолень-трава. Кинул он оземь свой посох дорожный - и перед ним опять стоит мамушка варварушка: правая рука в кулачок зажата и к сердцу приложена - не оторвешь.
Спросил ее старичок:
- Укажи мне, где здесь у вас поле, никогда не паханное, где земля никогда не сеянная?
- А вот тут около озера, - отвечает Варварушка, - поляна никогда не пахана, земля никогда не сеяна; цветет она, чем сама засеется.
Взял тогда старичок из рук у не гречишное зернышко, бросил его на землю несеяную и сказал:
- Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся добрым людям на радость! А ты, греча, выцветай, созревай, завивайся- будь ты всем людям на угоду!
Проговорил - и исчез старичок, как будто никогда его здесь не было. Глядит мамушка Варварушка, протирает глаза, будто спросонья, и видит перед собой Крупеничку, красавицу свою ненаглядную, живую и здоровую.
А там, где упало малое зернышко, зазеленело не виданное доселе растение, и развело оно по всей стране цветистую душистую гречу, про которую и теперь, когда ее сеют, поют старинную песню:

Крупеничка, красная девица.
Кормилка ты наша, радость-сердце.
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь всем добрым людям в угоду!

История возникновения ИГРУШКИ

Игрушка имеет очень древние корни. Она сопровождала человека на протяжении всей жизни. «Потешка» (так называли игрушку) была не только игрушкой, но и оберегом, защищающим от злых сил. С самого рождения детскую колыбель обвешивали пёстрыми лоскутиками, колокольчиками, звенящими кусочками металла. Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свёрнутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки пеленали и завёртывали. Куклы-игрушки были в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни, ведь дети начинали их вертеть с пяти лет.

Кукла - это

1. детская игрушка в виде фигурки человека.

2. в театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актёром (кукловодом). Куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надеваемые на руку), механические. Верховые куклы (перчаточные или тростевые, играющие над ширмой). Теневые куклы (плоскостные тростевые куклы, проектируемые на экран как тени или силуэты). Театр кукол. Быть куклой в чьих-н. руках (перен.).

3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Куклы в витринах магазинов.

В словаре В.И.Даля сказано: КУКЛА ж. куколка, кукляшка, -шечка ж. кукленок, -ночек м. умалит. сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. Детская кукла, игрушка. Живая кукла, автомат. Анатомическая илн повивальная кукла, фантом, разборное подобие человека, для обучения. | У валялыциков и др. мастеровых: болван, форма. | Пск. около 20 фунтов чистого льна, в связке. | калужск. орл. завертка, закрутка, закрута в хлебе, завой колосьев знахарем, колдуном, на порчу и гибель того, кто снимет куклу. | В конном вороте, куклы, брусья, на коих висит беседка погонщика. Выпускная кукла, механическая, что сама бегает, живая; | *щеголеватая, но глупая или бездушная женщина. Одеться куклою, шегольски. Ворочается солдат направо, и делает кукла лесная все браво! приговаривает поводильщик медвелю. Куколка умалит. Ты моя куколка досужая! ласка, похвала. | Насекомое, в предпоследней степени развития своего, в состоянии замирания: первая степень яичко, вторая гусеница, третья личинка, или куколка, четвертая мотылек, муха и пр. Кукла сл. переводное, сбивчивое и лишнее: гусеница (Rauре; сhenillе) и личинка (Lavrе, Рuрре; nутрhа, сhrysalidе). Чtртова кукла! бранное Хорош: перед чертом - куколка! Куклин, кукле прнадлежщ., как бы принимая ее за уечто живое. Кукольный, к куклам относящ. Кукольный театр? представление посредством кукол. Кукольная комедия, то же: говор. о какой либо притворной и пошлой человеческой проделке. Кукольник м. -ница ж. кто делает куклы, игрушки. Кукольначать, заниматься куклами, играть ими.

Куклы-обереги

Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.

Представьте себе быт наших предков - ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни офисов, ни аэропортов - вся жизнь строилась на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно-климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности. К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение - какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать. Куколки бывали самые разные, не только из ткани - и из глины делались, и из соломы, даже из золы.

Лоскутные куклы-обереги. Это небольшие куколки, которые могут быть везде - в карманах, во всех уголках дома, в машине, и везде где вы придумаете. Делать их можно по-разному.

Роль цвета:

1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь - над царями царь и т.п.)
2) Красный - Огонь, (и Солнце - как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
3) Зелёный - Растительность, Жизнь.
4) Чёрный - Земля.
5) Золотой - Солнце.
6) Синий - Небо, Воды.
7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.

Куклы-обереги, встречающиеся в Кипчаковском сельском поселении:

Десятиручка

Это многорукая кукла "Десятиручка". Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д.

Крупеничка

Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.

В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.
Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…

Кубышка-Травница

Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница

Коляда

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.
С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.
Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

День и Ночь

Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.

Колокольчик

Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Девка-Баба

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом. Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

Веснянка

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной

Кувадки

Куклы вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё также оберегая его от неисчислимых козней злых духов.. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и весёлые, они заменяли погремушки.

Пеленашка

В русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы защитить ребенка, куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти. Только после крещения кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка.

Подорожница

Эта маленькая кукла, которая называется Подорожница - верный хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. Ростом она всего 5-6 сантиметров. Сумку не утяжелит, но всегда напомнит о своем Родном очаге или интересной поездке. В своем мешочке она несет или горсть земли, или немного золы и еще можно добавить туда кусочек хлебушка или зернышко, чтобы путник был сыт.

Свадебная кукла

Неразлучники

Кукла Неразлучники символ и оберег крепкого союза, поэтому делается как бы на одной руке, идти по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. В настоящее время традиция сохранилась.

Метлушка

Когда хозяйка дома решала, что дом "засорился" негативом (ссоры, сглазы, порчи, болезни, дурные поступки и мысли жильцов и гостей, то брала куклу-Метлушку и по часовой стрелке, двигаясь от краев к центру, сметала "мусор"-негатив в одну кучку (на тряпочку или бумажку). После чего тряпица или бумажка собиралась в комок и выбрасывалась или сжигалась. Обычно обряд очищения проводится на убывающую луну (в идеале перед новолунием). Перед обрядом в доме необходимо было убраться. После обряда очищения дома - сразу чувствуется разряженная атмосфера, становится легче дышать и отношения между членами семьи становятся гармоничными. Обряд можно проводить каждый месяц - тогда в доме не будет накапливаться негативная энергетика.

Кукла-скрутка на пуговице

Столбушка

Берегиня семейного очага. Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит столбушка. Это тряпичная кукла без глаз и ушей. Она ничего не видит и не слышит, считалось, что обретая черты лица, такая кукла обретает самостоятельность и теряет свои магические и обережные свойства.

Хозяюшка - Благополучница

На Счастье

В кукле Счастье главное − это волосы, в них женская сила. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой. Немногие традиционные народные куклы могут стоять самостоятельно. Кукла на счастье имеет своеобразные лапоточки, которые помогают ей на пути поиска вашего счастья, потому что путь бывает долгим.

Она умиляет и трогает всех, кто ее видит впервые. В нее можно и играть не боясь, что она раскрутиться, как в варианте народных кукол закруток, которые должны только стоять на почетном месте. Можно носить такую куклу на счастье как талисман в качестве брелков на сумках и мобильных телефонах. Ее можно поставить на рабочий стол или тумбочку.

Кукла на счастье является и забавной милой куколкой, и талисманом, и вашей помощницей на пути к достижению цели, и надеждой на самое прекрасное будущее.

Материалы и инструменты, используемые при выполнении куклы

Материалы

Инструменты

Технологическая карта изготовления куклы Крупеничка.

Крупеничка (Зерновушка, Горошинка) — кукла, набитая крупой. Это образ хранитель-ницы достатка в доме. В основе куклы — маленькая киса (кожа-ный или холщовый мешочек с круглым дном, горловина которого затягивался веревоч-ной петлей). В наши дни кукла Крупеничка переживает второе рождение как тактильная игрушка — развитие пальцев рук ребенка влияет на актив-ность и беглость его речи.

Берем прямоугольный лоскут отбеленного льняного или хлопкового полотна раз-мером, складываем пополам и сшиваем сметочным швом.

Заполняем мешочек зерном, горловину затягиваем, свобод-ные концы шнурка завязыва-ем и маскируем — основа куклы готова.

Отступаем от горловины вниз примерно на треть высо-ты основы и обматываем суро-вой нитью — выделяем голову.

Из лоскута сворачиваем плотную скат-ку — руки, сверху накручиваем другую ткань — рукава рубаш-ки — так, чтобы выступали ладошки; накладываем по 2—3 плотных витка нити и крепим узлом, края отгибаем в виде оборок. Руки прикрепляем к туловищу (обмотка по тулови-щу спереди и сзади крест-на-крест).

Подбираем лоскут яркой ткани, скла-дываем пополам и в середине делаем разрез - пройму, натягиваем сарафан на куклу, оглаживаем вдоль осно-вы и фиксируем витками прочной нити, или ленты. Костюм можно дополнить лентами.

Готовим головной убор: повязываем платок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История развития куклы берет свое начало с давних времен. Возникновение куклы связано с появлением человека.

Игрушка - это феномен цивилизации, в котором просматриваются разные этапы духовной и религиозной жизни, а также бытовой деятельности человека.

Куклы, в старину, играли огромную роль:

они были участницами многих праздников;

были оберегами;

являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода;

ребенок, играя с ними, приобщался ккультуре и традициям своего народа.

тряпичные куклы дают большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка и фантазии.

Куклы-обереги обязательно делаются с добрыми (светлыми) мыслями, их задача - защитить человека от "злых сил", принять на себя болезни и несчастья, повысить благосостояние человека, а также помочь детям через кукольный мир войти во "взрослую жизнь" полноправными членами общества, а взрослым вновь почувствовать себя детьми. При изготовлении кукол человек передает кусочек души и добрых пожеланий

Литература:

Жадаева А.В.Технология «Творческие проекты: организация работы». Волгоград: Учитель 2011г.

Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. «Школьная проектная лаборатория», Волгоград, 2010г.

Уханова И.Н. «Игрушки», СПб: Изд-во Гос Эрмитажа, 2011г.

Щербакова С.Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В., Хуртова Т.В.«Организация проектной деятельности в школе; система работы, Волгоград, 2010г.

Проект: «Народная кукла»

Светлана Викторовна Лежнина, воспитатель МБДОУ-детский сад №18 “Золушка”, город Верхний Уфалей.

Описание работы: предлагаю Вам проект образовательной деятельности для детей дошкольного учреждения на тему: “Народная кукла”.

Данная работа будет полезной воспитателям старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Проект направлен на приобщение детей к народной культуре, через знакомство c традиционной куклой.

Пояснительная записка

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? В какие игрушки играли? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры?

Во-первых, кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка, обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Она проста, но в этой простоте таится великая тайна. Через кукольный мир дети входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – незримый посредник между миром детства и миром взрослых. Она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создавших ее людей. В них живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. В этом главная ее ценность .
В настоящее время традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному опыту, универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям и духовным ценностям. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети.

- она знакомит с удивительным миром славянской культуры

- являясь частью традиционной детской культуры, несет в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве

- изготовив куклу, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает) т.е. осваивает различные социальные роли

- в процессе игры с ней, дошкольник учится общаться, фантазировать, проявлять милосердие, а главное у детей проявляется эмоциональный контакт с куклой

- воспитание на основе знакомства с народной куклой, дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие качества представления о добре, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных умельцев

- изготовление куклы не требует жесткой системы выкроек и лекал, поэтому единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Безлики, но не безличны. Процесс изготовления приносит радость. Отсутствует понятие неудачи, неправильности

- ребенок осваивает в процессе изготовления куклы приемы работы с разными материалами. Работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности

- в процессе работы развивается мелкая мускулатура пальцев рук, происходит массаж рук. Все это влияет на развитие мышления и развитие речи

- в процессе занятий по изготовлению кукол у детей развиваются такие качества, как усидчивость, усердие, умение доводить начатое до конца

- застенчивый, комплектующий ребенок в игре часто заменяет себя куклой. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию

- работа над изготовлением человеческих фигурок развивает пространственное воображение и творческие способности (чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус), прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное

- знакомство со славянской культурой и изготовление кукол детьми дает им возможность принимать участие в народных праздниках, совершать определенные обрядовые действия

Именно сегодня назрела необходимость обратиться к народной культуре: широко используя потенциал народной педагогики, дать знания о традиционной народной кукле, предоставить детям возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, обычаи русского народа, принимать участие в народных праздниках.

Приоритетное направление проекта:

Приобщение дошкольников к народной культуре через ознакомление с традиционной рукотворной куклой

Цель проекта:

Разработка эффективной системы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной рукотворной куклой, обеспечивающей решение задач по приобщению их к истокам народной культуры. Внедрение системы в образовательный процесс ДОУ

Задачи проекта:

1. Расширение представлений детей о народных игрушках и истории их возникновения

2. Знакомство с традиционной куклой, технологией ее изготовления; умение применять накопленные знания и умения в различных видах деятельности

3. Воспитание у детей уважения к людям старшего поколения, желание хранить и ценить свою историю, свое наследие

4. Формирование творческого взаимодействия с семьями воспитанников и педагогами ДОУ. Связь с другими творческими учреждениями

Данный проект :

творческий, познавательный, краткосрочный (один календарный год).

Участники проекта:

педагоги, дети старшего возраста, родители.

Условия реализации проекта:

Нормативно-правовое обеспечение

Наличие локальных актов, регламентирующих деятельность и образовательный процесс в рамках ФГОС

Наличие банка данных нормативно-правовых документов разного уровня

Кадровое обеспечение

Заинтересованность во внедрение инновационных технологий

Владение педагога современными образовательными технологиями

Научно-методическое обеспечение

Определение модели образовательного процесса

Разработка комплексно-тематического планирования и системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения знаний и умений

Информационное обеспечение

Организация взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями воспитанников, с социумом

Материально-техническое обеспечение

Наличие предметно-развивающей среды (уголок творчества в группе)

Создание мини-музея «Куклы наших бабушек»

Методы:

исследовательские, практические, социальный опрос и анализ результатов

Проект построен на основе главных методических принципов:

учет возрастных особенностей, доступность, постепенность усложнения

Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер

Воспитание на основе знакомства с народной куклой дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества: представление о добре и зле, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Деятельность, строящаяся на принципах художественно-эстетического творчества, при работе с куклой, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разные творческие проявления, развивает мелкую мускулатуру пальцев рук, чувство цвета, ритма и пропорции, глазомер, эстетический вкус.

Системность обучения направлена на образование у каждого ребенка системы знаний о традиционной кукле, как средстве приобщения к народной культуре (истории возникновения кукол, их значимости и принадлежности), так и системы умений слушать, воспринимать информацию, умении включаться в процесс изготовления кукол, творчески и с усердием относиться к работе.

Этапы реализации проекта

1 этап : Организационно-диагностический .

Он включает в себя создание материальной базы, изучение актуальности темы (каким образом выбранная тема корректирует с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения), анализ возможных затруднений, постановка проблем и изучение литературы, а также определение целей и задач, прогнозирование возможных результатов. Основной задачей на данном этапе является разработка диагностических карт, с целью выявления уровня сформированных знаний и умений у детей, родителей и педагогов по данной теме. Выявление семей, заинтересованных в вопросе приобщения детей к народной культуре посредством изготовления традиционных кукол на базе детского сада. Определение готовности родителей к сотрудничеству.

2 этап : Теоретический.

Здесь планируется огромная работа по обработке материала для его тщательного изучения: изучение истории возникновения народных кукол, основных их особенностей, видов кукол, их значимость, принадлежность, технология изготовления. Сбор информации для дальнейших разработок: мастер-классов, конспектов занятий и т.д.

3 этап: Практический.

Сюда входит создание наглядных и методических пособий, изготовление образцов кукол, освещение информации по реализации проекта.

Творческие выходы (при работе с детьми).

Это направление предполагает осуществление работы с детьми: создание для них оптимальных условий для их саморазвития и самореализации, развитие их эмоционально-ценностного отношения к истории нашего народа, его культуре, умение отражать полученные впечатления, умения и знания в продуктивной деятельности. Формирование у детей устойчивого интереса к посещению народного музея (понимание значимости этого учреждения для сохранения исторического и культурного наследия).

Творческие выходы (при работе с родителями)

Необходим для создания благоприятного психологического климата, сердечного доброжелательного отношения двух сторон: педагог-семья, привлечения родителей к реализации проекта и участию в ряде совместных мероприятий. Он направлен на установление связи каждой семьи с культурой народа, сохранения семейных традиций и зарождение новых.

Творческие выходы

Сюда входит проведение мастер-классов для педагогов, различные консультации, вступления на пед.советах и т.д.

5 этап: Связь с другими творческими организациями.

Этот этап направлен на установление связей с другими творческими организациями: работниками культуры, детской библиотекой, организацию и проведению выставок в их стенах, на участие в различных конкурсах и акциях. Публикации и распространение опыта.

Прогнозируемые результаты

1. Создание эффективной системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной рукотворной куклой, обеспечивающей решение задач по приобщению их к истокам народной культуры. Внедрение системы в образовательный процесс ДОУ

2 Формирование у детей представлений о многообразии народных игрушек, расширение у них кругозора, усовершенствование навыков ручной работы

3. Использование детьми полученных знаний, результатов своей работы в самостоятельной деятельности

4. Улучшение творческого взаимодействия с семьями воспитанников. Сплочение семьи в результате совместной деятельности (родители-ребенок).

Перспективы продвижения проекта.

1.Пополнение мини-музея новыми экспонатами.
2. Знакомство с музеем народной куклы детей всего детского сада, а также новых воспитанников старших групп и их родителей.
3.Проведение мастер-классов по изготовлению народной тряпичной куклы для всех желающих: детей, родителей, педагогов

4. Продолжение сотрудничества с другими творческими организациями. Участие в различных акциях, конкурсах. Публикации на сайтах.

Перспективный план работы по проекту: «Народная кукла»

1 . Разработка диагностических карт. Выявление уровня сформированных знаний и умение у детей, родителей и педагогов по данной теме.

Выявление семей, заинтересованных в вопросе приобщения детей к народной культуре посредством изготовления народных кукол на базе детского сада.

Определение степени готовности родителей к сотрудничеству.

1. Проведение эксперимента с группой детей.

1) Наблюдение за игрой с целью выявления – какое место в игре займет самодельная народная игрушка .

2 )«Блиц–опрос» с целью определения уровня знаний о народной культуре и традиционной кукле.

3) экскурсия по созданному мною мини – музею « Куклы из бабушкиного сундука» с целью выяснения - насколько востребованы знания о народной культуре и традиционной кукле в наше время среди современных детей.

4) проведение занятия по ознакомлению с народной куклой-закруткой и с самим процессом ее изготовления (совместная деятельность педагога с ребенком), с целью прочувствовать заинтересованность детей в изготовлении куклы, их желание творить, способность к обучению.

2. Проведение повторного эксперимента среди детей. Анализ полученных результатов.

3. Анкетирование педагогов и родителей

2 .Изучение актуальности . (Обосновать свой выбор: каким образом выбранная тема корректирует с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения).

3 . Анализ возможных затруднений, постановка проблем, изучение литературы.

4 . Определение целей и задач.

5 .Прогнозирование возможных результатов.

6 . Создание материальной базы (кусочки ткани, пряжа, тесьма и т.д.).

II. Теоретический

1 . Изучение истории возникновения традиционных народных кукол.

Методические разработки

2 . Основные особенности кукол , изготовленных вручную (своими руками).

3 . Виды кукол , их значимость, принадлежность.

4. Технология изготовления

5 . Разработка конспектов (для работы с детьми).

6. Мастер-класс для педагогов.

7. Консультаций для родителей и педагогов

III . Практический этап (для педагога)

1 . Создание наглядных и методических пособий

1.Папка Традиционная народная кукла

      • История возникновения

        Особенности самодельной куклы

        Виды кукол, значимость, принадлежность

        Технологические карты изготовления

        Конспекты по ознакомлению и изготовлению кукол

        Мастер-класс для педагогов

        Консультации для родителей и педагогов

2 . Изготовление образцов кукол.

1. Создание мини-музея “Куклы из бабушкиного сундука” фото-материал

3 . Освещение информации по реализации проекта.

1.Создание Фото-монтажа «Наши успехи»

IV . Творческие выходы (при работе с детьми)

1 . Осуществление работы с детьми.

Создание оптимальных условий для их саморазвития и самореализации.

Развитие их эмоционально-ценностного отношения к истории нашего народа, его культуре.

Умение отражать полученные впечатления, умение и знания в продуктивной деятельности.

1. Занятие по ознакомлению с игровыми народными куклами и изготовление куклы «Закрутки»

2. Занятие по ознакомлению с обереговыми куклами и изготовление куклы “Ангел” .

3. Занятие по ознакомлению с традиционными обрядовыми куклами и изготовлению “Домашней куклы Масленицы”.

4. Экскурсия в мини-музей «Куклы из бабушкиного сундука» изготовление куклы «Пеленашка»

5 . Изготовление кукол в свободное от занятий время: Зайчик на пальчик, Бессоница, Кувадка, Мартеничка(нитяная кукла), Крупеничка. Столбушка, Кукла на ложке, Купавка, Жаворонки, Бабушка и Дедушка.

6. Организация и проведение выставок с демонстрацией «Рождественских Ангелов», «Кукол Домашняя Масленица – дочка Масленицы», «Кукол-закруток», «Жаворонков» - в выставках «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Широкая Масленица», «Пасхальный перезвон».

2 . Проявление интереса к посещению народного музея. Понимание значимости этого учреждения для сохранения исторического и культурного наследия.

1. Посещение городского музея «Бабушкина кукла» знакомство с игрушками 19-20 века + мастер-класс “Кукла-закрутка”.

(при работе с родителями)

Создание благоприятного психологического климата, сердечного доброжелательного отношения двух сторон: педагог-семья.

Привлечение и реализации проекта и участию ряде совместных мероприятий

Установление связи каждой семьи с культурой народа, сохранение семейных традиций и зарождение новых.

1. Консультации для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре”, «Семейные традиции»,«Народная кукла, как средство приобщения ребенка к народной культуре».

2. Тематическая выставка «Куклы наших бабушек» (совместное творчество родителей и детей)

3. Оформление фотоальбомов «Семейные реликвии», «Семейные праздники»

4. Тематический заключительный вечер с родителями «Чем дальше в будущее входим – тем больше прошлым дорожим»

    Интеллектуальные игры

    Подведение итогов по проекту

    Демонстрация фото-монтажа

    Посещение мини-музея “Народная кукла” (в стенах д/сада)

    Награждение самых активных из семей, участвующих в реализации творческого проекта

    Концерт

    Чаепитие

Фото-материалы, отзывы

(при работе с педагогами дошкольного учреждения)

1. Консультации для педагогов на тему: «Как приобщать ребенка к традиционной народной культуре»

2. Мастер-класс для педагогов «Рождественский ангел» фото- материалы, отзывы

3. Творческий отчет по проекту “Народная кукла”.

v . Связь с другими творческими организациями

Сотрудничество с работниками культуры, детской библиотекой.

Участие в различных конкурсах и акциях.

Публикации.

1. Демонстрация кукол в детской библиотеке «Куклы из бабушкиного сундука» фото-материалы, отзывы

2. Участие детей в благотворительной акции «Добрые сердца» изготовление кукол для детского дома (совместно с родителями) фото-материалы, отзывы

3. Публикации.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова»

Проект по изобразительному искусству и технологии

2017 г.





Цель проекта: Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить ее достоинства. Придумать применение известной технологии выполнения куклы – оберега для выполнения новой куклы.

Задачи проекта:

1. Изучение истории и видов народной тряпичной куклы;

2. Изучение технологии выполнения куклы-оберега;

3. Выполнение тряпичной куклы – оберега по своему проекту;

4. Подготовка выставки и защита проекта.


Актуальность темы:

Как-то раз я спросила у бабушки, во что она играла в детстве. Бабушка мне рассказала, что среди игрушек не встречалось никчёмных безделиц. Каждая даже примитивная потешка (так в народе называли игрушку) имела определённое значение.

И я решила узнать, как можно больше о создании народной игрушки.

В рамках проекта мной были проведены следующие исследования:

  • Роль игрушки в жизни ребенка
  • Музей игрушки

Цель исследования : выяснить, какую роль играла русская народная игрушка в жизни ребёнка? Есть ли музей народной игрушки.

Цель исследования : выяснить


В результате исследовательской работы у меня невольно родилась мысль:

А разве я так же не могла бы?

Появилось желание смастерить свою игрушку.

Я подумала, нам необходимо возрождать, изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают её сами из подручного материала. Куклы будут гораздо чище в экологическом отношении, чем Барби из пластмассы. Но главное - самодельная кукла, не воспитывает в нас вещизма. Ведь каждая такая кукла - как человек: единственная в своём роде. И наряд у неё единственный. У неё своя история создания и свой, неповторимый образ.

В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.


С чего я начинала свою работу?

1 этап начался с поиска и сбора информации.

На данном этапе проводилась работа по изучению истории возникновения игрушки.

Я перед собой поставила следующие проблемные вопросы:

  • Во что играли наши бабушки и дедушки?
  • Почему кукла была безликой?

3. Какие роли выполняли игрушки?

  • Как игрушка способствовала духовному общению?

Для этого использовалась специальная литература, энциклопедии, осуществлялся поиск информации по сети Internet .









Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Навряд ли в самой лучшей заводской кукле, изготовленной на фабрике, найдете Вы ту наивную задушевность, простоту и своеобразную сдержанную красоту, которые характерны для многих народных кукол.

Я подробно познакомилась с историей народной игрушки, получила навыки и умения в создании игрушек своими руками.

В ходе реализации проекта у меня появились новые вопросы, идеи, которые позволяют расширить границы реализованного проекта.


Мою проектную работу я оцениваю, как работу повышенной сложности, так как это первая работа, выполненная в стиле лоскутной техники.

Для работы над проектом мне пригодились знания и умения, полученные на уроках технологии, ИЗО. Я считаю, что достигла той цели, которую ставила перед собой в начале работы.

Во-первых, я научилась новым техникам при работе с тканью, изучила дополнительную литературу, получила много новых знаний.

Во-вторых, изготовила оригинальные, единственные в своем роде изделия.

В- третьих, мне удалось попробовать себя в профессии дизайнера – оформителя.