Что ваш ребенок не. Ваш ребенок попал в плохую компанию

Случилось так,что нам со средним сыном довелось поменять 3 школы!

Учителям не нравилась его медлительность)

Сегодня мы поговорим о том,что делать,когда учителя говорят,что ваш ребенок не развит…или плохо учится,плохо понимает учителей.

Это вообще очень частая ситуация и родители обычно теряются,не знают что делать.

Типовое ошибочное поведение родителей: они начинают либо ругать ребенка,наказывать его как-то,заставлять его учиться,или наоборот начинают конфликтовать с учителями.

И то и другое делать не нужно!!! Это только ухудшает ситуацию!

Что же нужно делать?!

Я вам расскажу пошаговый план,чтобы проверить какие причины могут быть.

О чем говорит эта ситуация? О том,что ребенок,в данный момент не вписывается в некоторую школьную систему,т.е. что-то не так,что-то нарушилось!

Для самого ребенка эта ситуация тяжелая,он не очень понимает,что от него требуют.

И здесь нужно ему помочь.

Чтобы ему помочь,нужно последовательно проверить следующие 5 причин,по которым ребенок начал сильно отставать!

1 причина-самая распространенная

Это стресс,сейчас есть некоторый перебор в школьной программе.

Во первых предметов много и по некоторым предметам задают очень много заданий.

А из-за того,что домашку дают на разных предметах,то реально идет самый натуральный перегруз.

Ребенок сначала занимается в школе,приходя домой он не может отдохнуть и на него еще ложится нагрузка в виде домашних заданий.

Не успевая ни отдохнуть,ни сделать задания у ребенка начинается стресс!

И теперь важный момент,если человек в стрессе (не только ребенок) у него отключается интеллект!

В этот момент ребенок реально перестает соображать что написано.

В подобной ситуации нужно помочь ребенку душевно,т.е. не делать за него уроки,потому что его образование тогда будет бессмысленным,а вот душевно поддержать,сесть вместе с ним, сделать задание,сказав,что мы никуда не торопимся, и вы ему просто объясняете условия и следите за тем, как он сам находит ответ!

2 причина

Ребенок заболел или пропустил. И он приходит в класс и не понимает,что сейчас проходят.

В данном случае,дети начинают очень сильно переживать,учитель что-то говорит,а они не понимают,и не знают к кому обратиться.

Получается что ваш ребенок что-то не понимает,а его еще наказывают оценками.

Здесь нужно быть очень внимательными и просто поговорить,не устраивая допрос) а о чем сегодня говорили в школе?а что было на уроке? А что было интересного?

Если ребенок все отвечает,значит причина не в этом,но иногда бывает,что он говорит, а я не помню или я не понял. Тогда нужно обратить внимание и помочь ему!

3 причина-сложная

Конфликт в школе с другими детьми.

Здесь нужно очень и очень внимательно подойти к этому вопросу потому,что как только у вашего ребенка начинается серьезный конфликт с другими детьми,не важно чем он вызван,но как правило ребенок находится в таком сильном,эмоциональном состоянии,либо в агрессии,либо наоборот в страхе,что он про учебу просто забывает,он не способен учиться.

Нужно понять суть конфликта,помочь ему продолжать учиться и как можно бережнее к нему отнестись.

Даже можно позволить ребенку не учиться некоторое время,если идет какой-то сильный конфликт!

4 причина

Не любимые предметы.

Естественно предметов много и по разным причинам они могут не нравиться ребенку.

Либо предмет сам по себе скучный,либо преподаватель очень плохо его подает.

А бывает,что у ребенка отсутствует интерес именно к этому предмету.

И если таких предметов один или два,то в этом случае это нужно принять как должно,заставлять бессмысленно-это только вы испортите отношение с ребенком.

Просто смирится с тем,что по какому-то предмету у ребенка будут не очень хорошие оценки!


5 причина

Конфликт с преподавателем.

В чем причина любого конфликта? Учитель тоже человек и у него может быть различное настроение.

И в какой-то момент,преподаватель находясь не в очень хорошем настроении,как-то оскорбил прилюдно ученика или группу студентов.

А преподаватель начинает в свою очередь показывать кто здесь главный,соответственно снижать оценки,писать заметки в дневнике и тд.

Здесь очень тонкая ситуация. Нужно как можно быстрее их развести,как говориться «давайте забудем», посчитать,ну бывает.

Такая случайность,никто не виноват. Ни в коем случае не обвинять учителя,он тоже человек и подвержен нервным срывам,тем более в школе)

Вам,как родителю нужно идти и разговаривать с этим преподавателем,что ребенок переживает.

А ребенку говорить,что вы его понимаете,да такое бывает и сказать,что и во взрослой жизни такое бывает,люди конфликтуют.

Такая ситуация, для вашего ребенка будет некоторым жизненным уроком,если все правильно разрулить и рассказать ему!

Итог,что же делать когда вам на школьном собрании говорят или вызывают в школу и говорят,что ваш ребенок плохо учится- попробуйте проверить все эти 5 причин и помочь ребенку справится!

В моей жизни были все эти 5 моментов,не легко детским плечам нести такой груз,на то мы и родители,чтобы помогать нашим детям!

Недавно мы опубликовали . Если говорить вкратце, экзамен стал «больше по русскому и меньше по литературе». Читатели тут же принялись с возмущением комментировать нововведение: прежний формат экзамена вынуждал детей читать классику, теперь же они и вовсе забросят это душеспасительное занятие!

Не вдаваясь в рассуждения, много ли проку от такого «чтения» классики, давайте подумаем: а почему вообще чтение - это такая огромная ценность?

Когда я была ребенком, возможность уединиться с интересной книжкой нужно было заслужить.

- Уроки сделала? Посуду помыла? За хлебом сходила? - строго интересовалась мама, застав меня томиком «Трех мушкетеров».

- Опять читаешь, - огорчался папа, - выйди хоть на улицу, подыши свежим воздухом, смотри, какая погода хорошая!

Я это вспоминаю не для того, чтобы обсудить, как моим родителям удалось воспитать читающую девочку, и даже не чтобы подискутировать, отличается ли свежестью воздух в форточке и на улице в центре промышленного города. А исключительно для того, чтобы подчеркнуть важный момент:

Еще совсем недавно, поколение назад, к чтению художественной литературы относились как к отдыху и развлечению. И отводился ему час, как и всякой потехе, а вот делу - время.

Сегодня же часто можно наблюдать ровно противоположную картину: мама шипит на папу, не вовремя обратившегося к отпрыску:

- Тише, тише (не спугни), ты что, не видишь, он читает!

С таким трепетом относятся к человеку, который взялся за тяжелый, но полезный труд, но никак не к тому, кто развлекается на досуге. Мне трудно представить, что мама, застав меня, десятилетнюю, с «тремя мушкетерами», на цыпочках вышла бы из комнаты, приговаривая: «Читай, читай, за хлебом я сама сбегаю!»

И, положа руку на сердце, такое отношение к художественной литературе было более здоровым и естественным. Почему мы вообще превратили художественную литературу в фетиш?

«Любите книгу - источник знания!»

Мы часто цитируем Максима Горького, но редко вспоминаем пафосное продолжение фразы:

«Любите книгу - источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренно любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться прекрасными плодами его непрерывного великого труда».

Если отвлечься от обидного факта, что писатель фактически отказал своим современникам, почти поголовно неграмотным, в честности, разумности и даже способности искренне любить, следует признать: книга и сегодня источник знаний, и книга эта - учебник. Все остальное - проявление мессианских настроений Алексея Максимовича, считавшего воспитание нравственности прерогативой литературы.

«Сердечное любование плодами труда» и способность искренне любить человека - вещи с чтением напрямую не связанные. Иными словами: умение читать - базовое для овладения любыми профессиональными навыками. Наслаждаться чтением при этом не обязательно.

«Всему хорошему во мне я обязан книгам»

Понятно, что во времена Горького, в конце 19 века и начале 20-го, альтернатив книге особенно не было, и можно даже удивиться прозорливости Владимира Ленина, заявившего, что важнейшим из искусств для нас является кино. Между прочим, в беседе с Луначарским он не просто походя восхитился кинематографом, но дал вполне конкретные указания сместить акцент с развлекательных кинолент на политические хроники и научпоп. С тех пор к кино добавилось телевидение и интернет-технологии, но мы по-прежнему считаем, что книги - это элитарная культура, а прочее - так, культурный фастфуд.

Мне еще не встречалась мама, которая переживала бы из-за того, что ребенок, к примеру, не смотрит фильмы. Как так, отпрыску уже 15, а он не хочет наслаждаться шедеврами Тарковского! Не хочет - и не наслаждается. Между тем Достоевским он почему-то проникнуться обязан…

Современные издательства предлагают детям и подросткам наряду с шедеврами огромное количество бумажного мусора. Как и кинематограф, и музыкальная индустрия, и интернет… Но именно к литературе мы относимся предвзято; чтение даже самых бессмысленных книг считается полезным занятием - «ничего, пусть приохотится, потом до классики дойдет», в то время как просмотр роликов с ю-тьюба никто почему-то не расценивает как первый шаг к просмотру фильмов Куросавы и Антониони.

В приступе ностальгии многие любят вспоминать эту широко растиражированную фразу. Хочется спросить - и что нам это дало? Мы стали самой здоровой нацией? Самой богатой? Самой влиятельной или миролюбивой? Может, это хотя бы уберегло государство от экономической и политической катастрофы? Кажется, способность советского гражданина бесконечно поглощать книгопечатную продукцию сходна с бессмысленными рекордами из книги Гиннеса, вроде плевков вишневыми косточками на дальность.

Что бы там ни думал Максим Горький, книги (и ведь хорошие книги!) не сделали нас более разумными, сильными и честными по сравнению с менее книголюбивыми странами. Кажется, наша книжная всеядность была вызвана не особенностями духовного развития нации, а попросту голодом на «зрелища», которые невозможно было удовлетворить двумя программами телевидения.

Приходится с сожалением признать - любовь к чтению вообще никаких дополнительных бонусов не предусматривает.

Может сложиться впечатление, что мы принижаем значение литературы и даже отговариваем детей от чтения. Вовсе нет! Скорее, ищем разумную нишу для художественной литературы в современной жизни.

Книга - это удовольствие, это развлечение, но отнюдь не интеллектуальная панацея. Любовь к чтению - прекрасное хобби, но вовсе не обязательный пункт программы. Непрочитанный Толстой и Достоевский - просто романы на книжной полке, а вовсе не постыдное родительское фиаско.

Чтение описаний природы у Пришвина не имеет особых преимуществ перед созерцанием картин Шишкина или прослушиванием концерта Вивальди. А можно ведь, не довольствуясь искусной копией, насладиться и прекрасным оригиналом - прогуляться по осеннему лесу!

Вы действительно переживаете, что ваш ребенок не читает?

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьировать в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка.

В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

Динамика формирования речи в онтогенезе.

Форма речи

Примерный возраст появления

1 Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) 1-2 мес.
2 Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) 1,5-3 мес.
3 Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов) 4-5 мес.
4 Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.) 8 мес. - 1 год 2 мес.
5 Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.) 1 год 6 мес. - 2 года 2 мес.
6 Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется) 1 год 9 мес. - 2 года 6 мес.
7 Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.) 2 года 4 мес. - 3 года 6 мес.
8 Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка) 2 года 6 мес. - 3 года 5 мес.
9 Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом 2 года 6 мес. - 3 года 6 мес.

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».

Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».

Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

Подождите волноваться! Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!

Признаки благополучного развития речи у ребенка.

Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка.

Ребенок развивается с задержкой.
Ребенок перенес тяжелые заболевания.
У ребенка есть неврологические заболевания.
Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке.
На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!

Почему у ребенка речь формируется с задержкой?

Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или степени тяжести.

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором - незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.

Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса - определения этих понятий смотрите ниже) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи (см. признаки неблагополучия), а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях.

Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают - ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.

Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности.

Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.

Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время!

Занятия надо начинать как можно раньше.

Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к З годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.

К сожалению, в соответствии со сложившейся у нас традицией, родители и педагоги не используют возможности организации ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное можно наверстать позже, но сделать это несколько сложнее.

Как правило, отсутствие речи или ее недоразвитие сказываются в школьном возрасте, когда недостатки речевого развития не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования зачатков речи и избежать вторичных наслоений.

Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

Словарь для справок.

Фонематическое восприятие - способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи (фонем). Формируется у ребенка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.

Моторика артикуляционного аппарата - возможности осуществлять движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого неба и др.) в полном объеме, с достаточной силой, точностью и скоростью.

Зрительный гнозис - возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.

Психолог А.Д. Эванс провел научное исследование и доказал, что дети начинают врать осознанно с двух лет и делают это из чистого удовольствия. Дети врут в ситуациях, когда им совсем ничего не грозит, если правда откроется: им просто нравится придумывать и конструировать другую реальность.

Вранье становится первым актом творчества для малыша. Если его в этом вранье уличить и наказать, это не приведет к тому, что ваш ребенок начнет говорить вам правду. Наоборот, он начнет врать чаще, но хуже.

Дети, которые врут из страха быть наказанными, врут однотипно, неизобретательно, часто на вранье попадаются, это приводит к новым наказаниям и новому вранью, которое качественно не улучшается, просто меняется с возрастом.

А вот если с самого начала не превращать детское вранье в какой-то ужасный акт непослушания, а, наоборот, отнестись к нему с интересом и даже удовольствием, вы с удивлением обнаружите, что по глупым и пустяковым поводам ребенок будет врать вам реже (особенно когда он не боится, что правда вскроется).

Ребенок начнет врать красиво, извилисто, изобретательно, и этот навык не только поможет ему в жизни, но и будет приносить ему большое творческое удовольствие. Не лишайте его этого.

Исследование, проведенное в Университете Южной Калифорнии группой ученых во главе с доктором Ялинг Янг, доказало, что люди, которые любят и умеют врать, в среднем на 26% умнее тех, кто врать не умеет или отказывается. Объяснений у этого факта много, но самых правдоподобных два.

Первое, научное: вранье с точки зрения физиологии процесс очень сложный. Когда человек врет, он задействует в два раза больше нейронов, чем когда говорит правду. И кстати, привет любителям худеть: врун тратит в полтора раза больше калорий на то, чтобы наврать. Таким образом, он задействует больше возможностей своего мозга, больше его тренирует и неизбежно умнеет.

Второе, более человеческое объяснение заключается в том, что хорошие вруны — сосредоточьтесь, именно хорошие — вырастают в благополучных семьях, где их не избивали и часто вообще никак не наказывали за периодическое вранье. Зато много занимались ими, читали на ночь и давали приличное образование. Поэтому в итоге получается, что хорошие вруны умнее.

Итак

Врать приятно: ты из реального и серого мира перемещаешься в волшебный, придуманный тобой мир, в котором все возможно и все зависит только от твоего воображения.

Врать полезно, вы и сами знаете, и хватит воротить нос: сколько раз вы сегодня соврали на работе? Вот если бы вы это умели делать лучше, то и добились бы большего.

Врать трудно, и именно поэтому врать приходится долго учиться.

Что нельзя говорить ребенку ни в коем случае

«Не ври мне»

Что значит «Не ври мне»? Вы его родители. Кому он еще должен врать, если не вам? Если он боится вам рассказать правду, подумайте о том, как вы себя с ним ведете и как вы дошли до такой жизни.

«Будешь врать — я тебя…»

Это вообще ваше любимое, да? Вам кажется, что если вы поймаете и накажете его за вранье, то он будет говорить только правду? Вы серьезно настолько наивны? Или вы просто не думаете об этом и наказываете на автомате, потому что и вас за вранье наказывали? Подумайте, зачем он вам врет, и вы обнаружите, что именно вы и поставили ребенка в ситуацию, в которой это кажется ему единственным выходом.

Перестаньте наказывать, когда ребенок говорит вам правду. Двойка по алгебре? Что эффективнее, наказать его каким-нибудь древнерусским способом или объяснить, как решается это чертово уравнение с двумя неизвестными?

Перестаньте наказывать, когда ребенок попадается на вранье. Вместо этого помогите ему, покажите, что вообще-то вы из тех родителей, к которым можно прийти, когда у тебя неприятности.

Вы из тех родителей, которые не добавят проблем, а помогут справиться с уже существующими. И вот тут-то он и начнет добровольно делать то, чего другие пытаются добиться от своих детей побоями, — говорить правду.

«Я тебе не верю»

Ну конечно не верите. На то он и ребенок, что врет не очень изобретательно. Зачем его на этом ловить? Развейте вранье, поговорите об этом. Помогите ребенку отточить навык.

Для продвинутых пользователей

Если вам уже удалось добиться того, что ребенок не врет вам по таким скучным поводам, как прогулянная школа, остается самое прекрасное в мире вранье — вранье ради самого вранья. Это редкий и ценный навык, даже талант. Его нужно развивать и поощрять в ребенке всеми способами. Придумывайте с ним истории, основанные на его вранье, рисуйте картинки про вранье, любите его.

Он сегодня встретил жирафа? Математичка, оказывается, умеет летать? На крыше дачи живет призрак маленькой девочки? Ваш домашний кот умеет разговаривать, когда он с ребенком наедине?

Неужели вам неинтересно, что он говорит? Не кот, ваш ребенок. И нет, не нужно учить его отделять мир фантазий от реальности. Не нужно наказывать, потому что жизнь потом и не так накажет. Не нужно учить всегда говорить правду, потому что вы всегда так сами делаете (вы же не делаете).

Вообще всему такому скучному, «правильному», грустному, непоправимому и вообще всей этой жизни ребенок научится и без вас. Вам нужно научить его только одному — волшебству. Мы вам врать не станем.