Тема: Чудесные свойства магнита
К.Е. Тимирязев
Вид :
Продолжительность проекта:
Участники проект:
Цель проекта: в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи проекта :
Образовательные:
- Расширить и систематизировать знания детей о магните и его свойствах, учить обследовать предмет и экспериментировать с ним.
- Познакомить
- детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнит
- Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Развивающие:
- Развивать у детей желание узнавать новое посредством проведения практических опытов, делать простейшие выводы, обобщения
- Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов.
- Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание работать в группе.
- Воспитывать уважительное отношение к неживой природе, аккуратность в работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
Проектно – экспериментальная деятельность
Тема: « Чудесные свойства магнита»
Воспитатель: Абдулкафарова З. Н
Когалым 2017
Тема: Чудесные свойства магнита
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К.Е. Тимирязев
Вид : познавательно-исследовательский проект
Продолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь – декабрь)
Участники проект: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи проекта :
Образовательные:
- Расширить и систематизировать знания детей о магните и его свойствах , учить обследовать предмет и экспериментировать с ним.
- Познакомить
- детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнит
- Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Развивающие:
- Развивать у детей желание узнавать новое посредством проведения практических опытов, делать простейшие выводы, обобщения
- Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов.
- Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание работать в группе.
- Воспитывать уважительное отношение к неживой природе, аккуратность в работе.
Оснащение предметно-развивающей среды:
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции магнитов
- карточки-подсказки (разрешающие – запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»
Возраст участников : дети 5 – 6 лет (старший возраст)
Сроки реализации проекта – краткосрочный
Предполагаемый результат:
- расширять представления детей о магните, его способности притягивать предметы
- знакомить детей с тем, какие предметы может притягивать магнит; в результате опытов установить важность свойств магнита в повседневной жизни и его применение
- пополнить словарный запас детей такими понятиями как магнит, магнитные силы, магнетизм
- изготовить сувениры для родителей на холодильник
- привлечь родителей к реализации данного проекта.
Актуальность темы:
Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.
В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
В последнее время я обратила внимание на то, что дети стали приносить в группу магнитные игрушки. Увидев интерес детей к магнитам, я решила раскрыть ребятам секрет – какие тайны хранит в себе магнит, поближе познакомить детей со свойствами магнитов, какая сила притягивает предметы к магниту, подробнее рассказать об их использовании в жизни.
Методы проекта: игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно -экспериментальный.
Этапы проекта:
1 этап. Предварительный этап:
- Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Составление плана на 2 недели, выбор форм работы.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы.
- Разработка циклов НОД.
- Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.
2 этап. Выполнение проекта:
Образовательные области | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие | Беседы
Просмотр презентаций
Наблюдения
Конструирование «Рыболов» НОД «Волшебный камень – магнит» |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы
Речевые игры
Просмотр отрывка из мультфильма
|
Социально – коммуникативное развитие | Дидактические игры
Игра с мячом «Притягивает - не притягивает» Игры с магнитным конструктором Игры с магнитной доской Магнитная игра по ИЗО «Цвета» Магнитный театр «Маша и медведь» Беседы по ОБЖ: «Правила безопасности при проведении опытов» |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Путешествие магнитика» Лепка барельефная «Магнит на холодильник» Создание книжки-самоделки «Что притягивает магнит?» Музыкальная игра «Помогатор» |
Физическое развитие | Подвижная игра «Мы – магниты» Физкультминутка: «Мы с магнитами играли» |
3 этап. Результаты:
- Создание магнитного театра «Лиса и журавль»
- Создание коллекции: «Игрушки- магниты »
- Оформление фотоальбома «Зачем нужен магнит»
- Создание картотеки опытов на тему «Магниты»
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в экспериментальную деятельность, могут самостоятельно решать проблемные задачи. Образовательная деятельность в рамках проекта была содержательной, наполнена яркими впечатлениями, интересными делами, радостью общения.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №24 «Васильки»»
села Осиново Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Исследовательский проект
«ВОЛШЕБНЫЙ
КАМЕНЬ - МАГНИТ»
Выполнила:
воспитатель
Гильмутдинова Альбина Рафиковна
Зеленодольский муниципальный район 2016 год
Планирование познавательно-исследовательской непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень - магнит»
Исследовательский проект
«ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕНЬ - МАГНИТ»
Цель проекта: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи проекта:
Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, схем);
Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Актуальность:Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, является одной из актуальнейшей проблем современности.
Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.
Экспериментирование связано со всеми видами деятельности, такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.
Методы проекта: игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно -экспериментальный.
По доминирующей в проекте деятельности: познавательно - исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы МБДОУ №24 «Васильки», воспитатель группы, родители.
По времени проведения:2 недели.
По характеру контактов: в рамках МБДОУ, внутригрупповой.
Стратегия осуществления проекта: данный проект осуществляется на базе МБДОУ детский сад «Васильки» в старшей группе под руководством воспитателя.
Проект реализуется в совместной деятельности детей - педагога - родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.
Этапы и сроки реализации.
1 этап. Подготовительный;
2 этап. Практический;
3 этап. Заключительный.
I. Подготовительный этап:
1. Разработка плана проекта «Мой магнит меня манит».
2. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка методической литературы.
3. Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом».
4. Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
5. Оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде, папок-передвижек, материала в уголке для родителей.
7. Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования.
II. Практический этап:
Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах.
Рассказ М. Дружинина «Супер - железяка».
НОД «Ознакомление с природным происхождением магнита».
Разучивание стихотворения о магните.
Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»).
Проведение опытов с магнитами в группе.
Игры с магнитами, азбукой.
НОД «Волшебный камень - магнит».
III. Заключительный этап:
1. Оформление альбома «Использование магнита в медицине, космонавтике, судостроении и т.д.
2. Показ открытого занятия «Волшебный камень - магнит».
Ожидаемый результат: Познакомились с магнитом. Узнали, где находится, почему так называется. Сформировали представления о физическом явлении - магнетизм. Опытным путём выявили свойства магнита: притягивает только металлические предметы, действует через различные предметы, магнит не боится препятствий. Пополнили словарь детей терминами «магнетизм».
Результативность:
Приобретение коммуникативных навыков у дошкольников;
Упрочнение контактов «педагог - дети - родители»;
Рост активности родителей в педагогическом проекте;
Повышение готовности родителей к сотрудничеству с педагогами;
Накопление материала по теме «Применение магнита в …»:
Создание картотеки опытов на тему «Магниты»;
Обогащение словаря дошкольников по теме «Магниты».
Методы оценки:
Наблюдения
Анализ продуктов творчества дошкольников.
Методическое обеспечение проекта.
Большая книга экспериментов для детей/ Под ред. АнтонеллыМейяни; Пер. с ит. Э.И. Мотылевой. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006..
Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7 - Москва, 1994.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика / Сост. А.А. Леонович;
Под общ.ред. О.Г. Хинн. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
dic.academic.ru›dic.nsf/enc_colier/5789/МАГНИТЫ
Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. - М., 2003.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. - М., 2001.
Дыбина О.В. Что было до…// Дошкольная педагогика. №1, 2006.
Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. - М., 2004.
Большая книга « почему» / под редакцией А.В. Веселовой. Изд-во: ЗАО «РОСМЭН» 2014.
«Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010 г.
«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.
«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.
«365 научных экспериментов». 2010 г.
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Образовательные
1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду, ткань, крупы, дерево, песок).
3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм».
Развивающие
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».
2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: магнит в коробочке, скрепки большие и маленькие,стол со скатертью, аквариум с водой и морскими обитателями, корабль большой, картинки, мольберт с картинками.
Раздаточный: магнит на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянный стаканс водой, металлические скрепки и шайба, удочки, ёмкости с различными крупами, бумажные кораблики, платочки, картон, белые халаты с бейджиками и очки.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей в группу и вносит коробку с большим магнитом. Коробка - закрыта.
Ребята, сегодня утром к нам в группу кто-то принёс коробочку с загадкой, попробуйте угадать что это?
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей…
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель:- Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние - давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые гвоздями и деревянная палка с железным наконечником прилипают к черным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни (черные по цвету) не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух взял несколько камней, принес их в деревню и очень удивил своих соседей. От имени пастуха «Магнис» - появилось название «магнит».
Но на многих языках мира слово «магнит» значит просто «любящий» - это из-за его способности притягивать к себе. Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление.
- «Наша задача - познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (Какой на ощупь?Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый - легкий?), цвет (тёмно - серый), дают определение - «Магнит - это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес и цвет тёмно - серый».
Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную лабораторию….
Задает детям вопрос - «Куда мы пришли?»
Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.
Воспитатель: используя подсказку, подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательском институте.
Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии.
Дети: учёные, исследователи, проводят разные опыты.
Воспитатель: - Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными - исследователями.
Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.
Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться.
Детям предлагаются роли лаборантов (белые халаты, очки, бейджики, с соответствующим обозначением).
Воспитатель:- «Коллеги, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?»
Ответы детей.
Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем лаборантам в лабораторию.
- «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»
Дети перечисляют…
1. мягкая игрушка
2. деревянный карандаш
3. пластмассовая пуговица
4. стеклянный стакан
5. металлическая скрепка и шайба.
«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание.
«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).
- «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).
«Какой можно сделать вывод?»
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт № 2. Достать магнитом змейку из банки.
Коллеги, посмотрите, стоит стеклянный стакан, а в нём змейка из скрепок. Как достать скрепки не опуская туда руки?
Ответы детей, обсуждение, догадки.
Попробуем достатьмагнитом?
Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети: Вывод: Магнит действует через стекло.
Воспитатель: - Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?
Ответы детей.
Опыт № 3. Игра «Рыболов».
Магнитными удочками дети вылавливают морских обитателей из аквариума.
В конце игры обсуждается следующее свойство:
«Магнит не боится воды, действует через воду».
Опыт №4.«Есть ли у магнита препятствия?»
Наполненная емкость с различными веществами (песок, гречка, кукуруза, пшено, семечки, семена тыквы, манная крупа, семечки арбуза), на дне которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость.
Вывод: Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречки, пшена, семечек, семян тыквы, манной крупы, семечек арбуза). Магнит не боится препятствий.
Опыт №5. « Кораблики бумажные».
На кораблике есть скрепки, а они металлические, значит магнит их, притягивает. Интересно сможет ли магнит притянуть кораблики через толстую, деревянную столешницу?
Вывод: Магнит может притягивать и двигать железные предметы через толстую, деревянную столешницу.
Опыт №6 «Притягивает ли магнит железные предметы через ткань?»
Положите на скрепку ткань.
Вывод: Магнит может притягивать железные предметы через ткань.
Опыт №7 «Притягивает ли магнит железные предметы через картон?»
Положите на скрепкукартон.
Вывод: Магнит может притягивать железные предметы через картон.
Разминка: Помогите мне, пожалуйста, понять, какие предметы притягиваются, а какие нет. Вы магниты - я показываю предмет, если он примагничивается - хлопаете в ладоши, если нет - руки за спину.
Молодцы! (картинки - нож, мяч, кастрюля, лыжи, коньки, тарелка, карандаши, самовар, замок, сапоги, тетрадь и т. д.)
Опыт №7 «Умный магнит пластилин».
В пластилин внедрено миллионы магнитных частичек и неодимиовый магнит. Пластилин: - рвётся,
Прыгает,
Тянется,
Всасывает в себя неодимиовый магнит.
Вот какие чудесные магниты - сколько можно сделать волшебства с ними.
Давайте на нашей схеме стрелочкой отметим, что примагничивает к себе магнит (Мольберт с картинками).
Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.
Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.
Какими свойства
ми обладает магнит?
Дети называют свойства:
1. Магнит притягивает только металлические предметы.
2. Магнит действует через стекло, воду, картон,ткань, толстую деревяшку, крупы, семечки, песок.
3. Магнит не боится препятствий.
Асель читает стихотворение про магнит:
Уже давно люблю магнит.
Он и теперь меня манит
Камня маленький кусок,
Невзрачный, серенький брусок.
Дорогие лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас сладостями.
Уважаемые коллеги, сейчас нам пора возвращаться в группу и заново стать детьми.
Подготовительная к школе группа (с участием детей средней группы)
Богомолова С.В. воспитатель высшей квалификационной категории Ступино, 3-я неделя января, 2017г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №22 «Журавушка» Ступинского муниципального района
Паспорт проекта
- По доминирующему методу: познавательно- исследовательский.
- По характеру содержания: ребенок – педагоги - родители.
- По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.
- По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок родитель, ребенок-педагог) .
- По количеству участников: подготовительная к школе группа (18 детей) и их родители, воспитатели, воспитанники средней группы (15 человек) .
- По продолжительности: краткосрочный (3-я неделя января) .
- По роду деятельности: экспериментально-поисковый.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Тема совместной деятельности: «Что за чудо - магнит?»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи:
- расширять знания детей о магните, его свойствах и способностях; познакомить с понятиями: магнит, магнетизм, магнитные волны.
- формировать навыки исследовательской деятельности
- развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы
- воспитывать самостоятельность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
- развивать речевую активность в процессе исследовательской деятельности.
Выявление проблемы: определить, в чем заключается волшебная сила магнита, и все ли предметы он может притягивать и почему?
Предполагаемый результат:
- расширять представления детей о магните, его способности притягивать предметы
- знакомить детей с тем, какие предметы может притягивать магнит; в результате опытов установить важность свойств магнита в повседневной жизни и его применение
- пополнить словарный запас детей такими понятиями как магнит, магнитные силы, магнетизм земли
- изготовить сувениры для родителей на холодильник
- привлечь родителей к реализации данного проекта.
Итоговое мероприятие: демонстрация опытов и показ магнитного театра детям средней группы.
Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Методы и приёмы: беседы, опыты, эксперименты, сравнения.
Информационные технологии:
интернет, презентации, просмотр детский обучающих фильмов о магнетизме: «Смешарики» (серия 31 «Магнетизм» ) , «Фиксики» (серия 25 «Магнит» ) , «Лунтик» (серия 158 «Магнит» ) , «Путешествие Гулливера» Д.Свифт.
Практическая значимость проекта
В процессе работы над данным проектом дети познакомились с магнитом, узнали, что они притягивают металлические предметы. Узнали, что сила магнита способна действовать через различные преграды. Провели опыты и смогли сделать выводы по ним. Познакомились с разнообразием декоративных магнитов, которые дети принесли из дома. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, активизировалась познавательная деятельность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
I этап: подготовительный.
- Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.
- Подбор методического, дидактического, иллюстративного материала для реализации данного проекта.
- Разработка, планирование проекта и методического сопровождения к нему, составление календарно-тематического планирования совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
- Подбор литературных произведений по данной теме для изучения с детьми.
- Составление конспектов занятий организационно-образовательной деятельности с детьми.
- Работа с родителями по поводу проведения опытов дома.
- Обогащение познавательно-развивающей среды дидактическими играми, демонстративными пособиями, информационными технологиями (просмотр познавательных фильмов о магните) .
- Проведение индивидуальных консультаций и бесед на тему «Магнит и его свойства» .
- Анкетирование родителей.
II этап: введение детей в проблемную ситуацию.
Воспитатель: Ребята, в последнее время я стала замечать, что вам очень нравится играть с магнитами, прикрепленными к магнитной доске. Давайте вместе с вами подробно познакомимся с магнитом и его свойствами.
С детьми составляется план совместной деятельности.
III этап: основной - реализация проекта.
ООД «Знакомство с магнитами»
Практическая деятельность: «Какие предметы притягивает к себе магнит?»
Определение металлических предметов дома.
Создание уголка «Знайка» .
Опыт№1 «Чудеса со скрепками»
Опыт№2 «Как выйти сухим из воды» .
ООД аппликация «Цветочная поляна» .
Рассматривание декоративных магнитов.
Знакомство с компасом.
Репетиция показа магнитного театра малышам.
Знакомство с магнитом детей средней группы детьми подготовительной группы.
IV этап: заключительный.
Показ магнитного театра «Цветочная поляна»
Используемая литература.
- Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М.: Сфера, 2005;
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М.: Мозаика-Синтез 2010г.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада, М., Просвещение, 1994г.
- Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. Спб, 2004г.;
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие/Кочкина Н.А. Мозаика-Синтез 2012г.;
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Физика. (Составитель А.А. Леонович; М., ООО «Издательство АСТ ЛТД» 1998г.) ;
- «Большая книга экспериментов для дошкольников» М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС» 2006г.
Приложение.
- Анкета для родителей.
- Конспект ООД.
- Памятка для родителей для успешных занятий исследовательской деятельностью.
- Материал для игровой деятельности.
- Материал для ознакомления детей по теме «Магниты - важная часть нашей повседневной жизни» .
- Диск с мультфильмами.
Приложение 1
Вопросы для анкетирования родителей.
- Что, по вашему мнению, было самым важным в проведенной работе?
- Что, по-вашему, мнению, было самым интересным в работе?
- Нужна ли работа по данной теме для детей дошкольного возраста? Почему?
- Ваши пожелания и предложения.
Приложение 2
Конспект организационно-образовательной деятельности
по опытно-экспериментальной работе.
Тема «Магнит и его свойства»
Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
познакомить с понятием «магнит» ;
сформировать представления о свойствах магнита;
актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком;
формировать умения приобретения знаний посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Ребята, вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по полянке?
Я вам расскажу сейчас одну легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается, Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим открытием своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит» .
Существует и другое объяснение слова «магнит» - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с его свойствами.
Опыт «Все ли притягивает магнит?»
Педагог: какие материалы вы видите на столе? (дерево, железо, пластмасса, бумага, ткань, резина) .
Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что притягиваются только железные предметы.
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
Для опыта берется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.
Педагог: А может магнит действовать через другие материалы?
Дети самостоятельно проводят опыт с каждым материалом и делают вывод: магнит может притягивать через бумагу, ткань, пластмассу.
В стакан с водой бросаем скрепку, прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Делаем вывод, что магнит может действовать через стекло и воду.
Задачка на сообразительность.
Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? Несколько вариантов от детей: на ощупь, просеять или воспользоваться свойством магнита.
Опыт «Взаимодействие двух магнитов» .
Педагог: Что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?
Дети проверяют, поднося магниты друг к другу (притягиваются или отталкиваются) . Педагог поясняет, что один конец (полюс) магнита называется южным (положительным) , а другой северным (отрицательным) . Магниты притягиваются разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Вывод: у магнита два полюса.
Опыт «Магниты действуют на расстоянии» .
Педагог: нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку двигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, при котором скрепка «скакнет» и прилипнет к магниту. Повторяем этот опыт с другими магнитами и делаем вывод, что магниты бывают разными по силе. Вокруг магнита есть что-то, чем он действует на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем» .
Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу» .
Педагог: попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если к ней поднести еще одну, то оказывается, что верхняя скрепка притягивает нижнюю. Делаем цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.
Подведение итогов.
Педагог: что нового мы сегодня узнали?
Ответы детей: магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты действуют на расстоянии, могут притягиваться и отталкиваться.
Педагог: а где в нашей группе можно встретить магниты? А дома?
Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит?
Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм» .
Приложение 3
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Для успешных занятий исследовательской и проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
- желание самого ребёнка;
- благоприятная среда;
- грамотный доброжелательный помощник-взрослый
Уважаемые родители!
ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО". Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Наталья Суслова
Руководитель: Суслова Н. В.
Актуальность
У меня дома на холодильнике большое количество магнитиков. Я давно знал, что красивые картинки держатся на камне - магнит.
Гипотеза
Я задумался над вопросом: почему эти картинки держатся на холодильнике и падают с дверцы деревянного шкафа? что это за чудо камень- магнит? Какими свойствами он обладает?
Моё исследование
Родители мне подсказали, какие опыты можно провести с магнитом и где найти о нём информацию.
Цель и задачи
Я поставил перед собой цель: изучить свойства магнита и задачи: провести опыты с магнитами; изучить, как и где люди применяют магнит в современном мире; как в своих играх его могут использовать дети.
План реализации проекта.
Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, я самостоятельно думал; спрашивал у взрослых; мне читали книги и включали мультфильмы про магниты; проводил эксперименты; получал информацию с помощью компьютера.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Подборка опытов
Опыт 1. К магниту притягиваются только железные предметы.
Если взять деревянный карандаш, пластмассовую ручку, камень, тканевый мешочек, картон и поднести к ним магнит, то они не притянутся к магниту.
А если поднести магнит к железной крышке и булавкам – то они притянутся к магниту.
Вывод: к магниту притягиваются только железные предметы.
Опыт 2. Сила магнита действует на расстоянии.
Если повесить булавку на нитке и медленно поднести к ней магнит, то булавка будет отклоняться в сторону магнита.
Вывод: сила магнита действует на расстоянии.
Опыт 3. Сила магнита действует через предметы и материалы.
Возьмём железную крышку и картон. Поднесём к ним магнит.
Крышка притянулась к магниту даже через картон.
Вывод: сила магнита действует через предметы и материалы.
Опыт 4. Сила магнитов у разных магнитов разная.
Один магнит удерживает площадку с двумя грузами, а второй может удержать площадку только с одним грузом.
Вывод: сила магнитов у разных магнитов разная.
Опыт 5. Сила магнита больше по краям.
Если поднести магниты к булавкам, то больше всего булавок притянется по краям магнитов.
Вывод: сила магнитов больше по краям.
Опыт 6. Два полюса магнита.
А ещё у каждого магнита есть два полюса.
Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный.
Вывод: у магнитов два полюса; полюсы магнитов одного цвета отталкиваются, а полюсы магнитов разных цветов притягиваются.
Магниты в современном мире
Благодаря своим свойствам магниты являются удивительными предметами.
Они применяются в очень многих инструментах, приборах и оборудовании. Например, в компасах, игрушках, мебели, телевизорах, компьютерах и другой технике. Магниты даже могут лечить различные болезни у людей, например, сложные переломы костей (фото);
с помощью магнитов удаляют металлические частицы из глаза (фото). Мастера маникюрных дел используют лак с магнитными частицами, потом подносят магнитик и создают необычные узоры (фото). Магниты применяют в металлоискателях. Военные ищут в земле спрятанные мины и снаряды (фото).
Чтобы убедиться в том, что человек активно использует магниты в быту, мы провели экскурсию по детскому саду. Увидели, что магнитики на дверцах шкафчиков, холодильника необходимы для плотного их закрывания.
Есть магнитная лента на кухне для столовых принадлежностей.
На доске в группе мы выкладываем цифры, буквы, прикрепляем картинки, играем в магнитный театр.
А ещё магниты есть среди деталей компьютера (фото).
Лаборатория «Чудесные свойства магнита»
Когда я рассказал ребятам в своей группе об увлечении магнитами, мне предложили возглавить лабораторию «Чудесные свойства магнита». Я не только рассказывал о свойствах магнита, но и давал ребятам возможность самим провести игры-опыты и сделать выводы.
Так с экскурсией к нам в гости в лабораторию пришли почти все ребята из других групп. (видео)
Мои дальнейшие планы
На сегодняшний день я начал изучать географическую карту России и решил совместить свои интересы. Поместил на карте магнитики с названиями и изображением городов нашей страны. В этом мне помогли и ребята из моей группы.
Теперь мы можем организовать виртуальное путешествие.
Публикации по теме:
«Чудесные свойства улыбки». Консультация для родителей «Чудесные свойства улыбки» Установлено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры положительных эмоций, приводит в хорошее настроение,.
"Удивительное рядом" Цель: развитие познавательной активности ребенка посредством опытно-экспериментальной деятельности. Образовательные.
Конспект НОД «Волшебные свойства магнита» в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 г. Черемхово» Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Исследовательский проект «Чудесные фокусы» Исследовательский проект «Чудесные Фокусы» Паспорт проекта 1. Вид проекта: исследовательский 2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели.
Исследовательский проект «Бумага и ее свойства» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Журавский детский сад «Журавлик» Участники проекта: Воспитатель:.
Наталья Никитенко
Познавательно-творческий исследовательский проект «Волшебные свойства магнита»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» комбинированного вида г. Карабаша
Проект
Тема : «Удивительные свойства магнита »
Выполнили : воспитатель
подготовительной группы «В»
Н. В. Никитенко
Вид проекта : творчески – познавательный , исследовательский .
Срок : долгосрочный (декабрь)
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы «В» .
Актуальность :
Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Дети активно работают с магнитом , не задумываясь о его свойствах , истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.
В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Тема изучения магнита и его применение стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом , но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах , его свойствах и использовании . У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита . Для этого есть необходимость в обогащении предметно - пространственной среды, воспитывать жизненную активность у детей.
Цель :
Дать представление детям о свойствах магнита . Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита . Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивая мыслительную активность, наблюдательность.
Задачи :
1. Учить обследовать предмет и экспериментировать с ним; формировать представление о свойствах магнита ; познакомить с понятиями «магнит » , «магнетизм » , «магнитные силы » .
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы; активизировать словарь детей.
3. Способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Планируемый результат :
В ходе реализации проекта дети будут знать , какие предметы может притягивать к себе магнит , в результате опытов установят важность магнита в повседневной жизни, его разнообразие и значение. Дети будут стремиться к самостоятельному познанию и размышлению , логическому мышлению, умению выделять лишний предмет и обосновать свой ответ .
Эксперимент с магнитом .
«Свойства магнита » .
Дата проведения : 05.12.2015г.
Руководитель : Н. В. Никитенко
Цель : Познакомить детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты.
Задачи :
1. Сформировать представление о свойствах магнита .
2. Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком .
3. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки предметами.
4. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита ; речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
Оборудование : металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные предметы; магниты , емкости, песок, стакан с водой, гвоздь.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, я сегодня получила посылку, а в ней странное письмо. Посылка пришла к нам из Цветочного города, в котором живут Незнайка и его друзья. Винтик и Шпунтик хотели построить новую машину для уборки снега, а Незнайка все детали перепутал, теперь вместе лежат железные, деревянные, пластмассовые и др. предметы.
Что же нам делать? Как помочь маленьким друзьям?
Ответы детей : Выбрать все железные предметы.
Воспитатель : А как вы сможете отличить железные детали, от остальных?
Ответы детей : По весу, они тяжелее других; они тонут в воде; а можно использовать магнит , он притягивает железо.
Воспитатель : Так как же можно помочь нашим маленьким друзьям?
Ответы детей : Надо провести магнитом над предметами и железные детали притянутся.
Воспитатель : Давайте проверим.
Физкультминутка.
Воспитатель – магнит , дети железные предметы, при появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю, преодолевая препятствия на своем пути) .
Дети проводят магнитом над предметами , и железные детали притягиваются к магнитам .
Воспитатель : Расскажите, что делали? И что получилось?
Ответы детей : Провели магнитом над предметами , и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
Воспитатель : Вы видели, как магнит притягивает железные предметы, почему так происходит?
Ответы детей : Потому что на них действуют магнитные силы .
Результат эксперимента : Вокруг магнита находится магнитное поле . Оно действует на все железные предметы и притягивает их.
А теперь попробуйте достать предметы, спрятанные в песке. Приступайте.
Дети проводят над песком магнитом , и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные под песком.
Воспитатель : Расскажите, что вы сделали и что получили?
Ответы детей : Провели магнитом над песком и к нему притянулся гвоздь, спрятанный в песке.
Результат эксперимента : Магнитные силы проходят сквозь песок.
А через воду пройдут ли магнитные силы ? Проверьте, используя магнит .
Дети проводят магнитом над водой , железные детали, находящиеся на дне, притягиваются к магниту .
Воспитатель : Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
Ответы детей : Провели над стаканом с водой магнитом и гвоздь , лежащий в воде, притянулся.
Результат эксперимента : Значит, магнитные силы проходят через воду.
Эксперимент с магнитом .
«Магнит и его удивительные свойства » .
Дата проведения : 26.12.2015г.
Руководитель : Н. В. Никитенко.
Цель : Формировать у детей представления о магните .
Задачи :
1. Развивать способности детей, вести целенаправленную деятельность-отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту ) .
2. Развивать мыслительные операции, умение делать выводы.
3. Закрепить приобретенные знания в практической (экспериментальной) деятельности детей.
Оборудование : канцелярские скрепки, стакан с водой, магнит , монетки, картон, миска с водой, бумажный кораблик, игла.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами побываем в нашей лаборатории и продолжим работу, будем экспериментировать, делать опыты.
Послушайте загадку :
Хватаю в крепкие объятья
Металлических я братьев
Ответы детей : магнит .
Воспитатель : В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным – давно, люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Недалеко от горы был город, в котором жил храбрый рыцарь. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело он разгуливал, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был - возле той самой горы. С детства ему рассказывала мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может . Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но рыцарь был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был рыцарь силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Рыцарь был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.
Ребята, как называлась эта гора?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель : Какой способ нашел рыцарь, чтобы освободиться от этой горы?
Ответы детей : Снял доспехи.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, что я нашла около горы (показываю магнит ) .
Вот перед вами обычный магнит ,
Много секретов в себе он хранит.
Какой он на ощупь?
Ответы детей : Твердый, холодный, тяжелый, гладкий.
Воспитатель : Какие предметы притягивает магнит ?
Ответы детей : Металлические.
Физкультминутка.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Дети с воспитателем приступают к экспериментированию.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как достать металлический предмет со дна стакана, не замочив руки? Сейчас мы попробуем это сделать.
Дети проводят магнитом по стенке стакана и достают скрепку.
Результат эксперимента : Магнитная сила проходит через стекло.
«Волшебный магнит » . На картоне лежит монетка, а под ним магнит . Дети
двигают магнит , монетка тоже движется.
Результат эксперимента : Магнит действует через картон.
Перед детьми стоит миска с водой, в ней кораблик.
Воспитатель : Почему кораблик вдруг начал плыть по воде?
Ответы детей : К нему прикреплена металлическая иголка, магнит притягивает ее к себе и ведет кораблик.
Воспитатель : Но мы же не дотрагивались магнитом до иголочки ?
Значит, магнит может действовать на расстоянии.
Проверьте это свойство на своих корабликах . Дети ведут кораблик по воде.
Результат эксперимента : Магнитная сила действует на расстоянии.