Диагностика малышей в ситуации развода. Это горькое слово «Развод»

Пример заключения

Данное заключение было представлено в суде Таганского района г. Москвы. Полное заключение не опубликовывается в связи по причине защиты прав клиента, защите от плагиата, создание непрофессиональных экспертиз.
Была заказана услуга по выезду эксперта-психолога в суд. Эксперт отвечал на вопросы суда.
Дело выиграно в первой инстанции. Личные данные изменены в соответствии с защитой интересов заказчика. Срок написания аналогичного заключения от 10 рабочих дней. Стоимость от 15000 руб.

г.Москва Для предъявления по месту

30.05.2016г. требования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

Покусаева Олеся Владимировна, сотрудник АНО, имеющая психологическое образование, стаж работы по специальности – 14 лет, стаж экспертной деятельности 11 лет, автор книг по психологии «Русские дети вообще не плюются», «Русские семьи счастливы по-своему», «Вопросы неидеальных родителей. Открытия счастливых семей» провела исследование:

Исследование начато: 05.05.2016 г.

Исследование окончено: 26.05.2016 г.

При производстве экспертизы использовались следующие методические издания, рекомендованные к применению в экспертной практике:

Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – М.: Генезис, 2009. – С.581-586.

Методологические основы экспертного подхода к правовой защите детей (судебно – психиатрической и судебно – психологический аспекты). Методические рекомендации – М.: ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2004, - 28с.

Сафуанов Ф.С. Психолого-психиатрическая экспертиза

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

1. На что влияет развод родителей и как это отражается на психологическом состоянии детей?

2. Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича к матери Авелевой С. С.?

3. Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича. к отцу Авелеву А. П.?

4. Какой стиль воспитания транслирует Авелев А. П., отец несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича?

5. Необходима ли психологическая коррекция состояния мальчика и отношений родителей несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича.?

Приложенные для рассмотрения экспертом документы:

  1. Справка от психиатра из филиала №
  2. Характеристика из ГБОУ школы №
  3. Приложение к трудовому договору на Авелева А. П.
  4. Свидетельство №896 о регистрации по месту жительства Авклева Сергея Александровича.
  5. Характеристика из ОМВД России по району г.Москвы на Авелева А. П.
  6. Характеристика с места работы на Авелева А. П.

Экспериментально-психологическое исследование .

Заключение по данным психологического обследования Авелева Сергея Александровича

Цель обследования: установление состояния и уровня развития психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления); диагностика психо-эмоционального состояния и личностных особенностей, психологическое состояние ребенка, а также отношения к родителям.

Выделено несколько подзадач: определить уровень… развития психических функций и самооценки у ребенка.

Обследование осуществлялось в помещении центра АНО. Была проведена беседа с отцом (отдельно от ребенка). Со слов отца выяснилось, что с матерью ребенка знаком около 10 лет. Брак был заключен в 2015 году. Периодически возникали конфликты, инициатором которых была жена. Родился ребенок Отец полностью занимался сыном, включая посещение прикрепленной поликлиники, с целью выполнения плановых прививок, массажей. Мама вышла на работу, было достаточно много разногласий по супружеским отношениям, а также по материнской позиции. основное участие в организации посещения воспитанника детского дошкольного учреждения принимает папа. К сожалению, родители не могут договориться о месте жительства ребенка и порядке общения с ним. Отец говорит о том, что с ребенком нет никакой связи ни телефонной, ни Skype общения. Мать отказывает в общении с ребенком, он обеспокоен тем, что матери постоянно нет дома, ребенком занимаются пожилые родители Авелевой С. С. Согласно справке от психиатра из филиала №1 . было проведено медицинское освидетельствование.

Обследование мальчика, Авелева Сергея, года рождения, проводилось в отдельном помещении АНО «отдельно от отца. Обследование и клиническая беседа проведены в динамике, в целом, для Авелева Сергея был характерен ровный фон настроения, активность в беседе. Во время освидетельствования держится корректно, доброжелательно. На вопросы отвечает охотно, достаточно подробно. Словарный запас обширный. Речь ребенка не чистая, требуется логопедическая коррекция.

Проведено психологическое обследование развития мальчика, учитывая возрастные и психологические этапы развития. Во время обследованиямальчик был спокоен, охотно шел на контакт. Во время психологического исследования использовались методы направленной клинической психологической беседы, патопсихологического эксперимента, наблюдения. Выполнял задания, как по желанию отца, так и со слов специалиста. Обследование показало, что мальчик хорошо воспитан и развит.

Заключение проведено на основе результатов тестирования, а также на основании психологической работы с психологом.

Ниже приведены результаты по отдельным параметрам (сферам развития ребенка) Авелева Сергея

Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы не выявлены.

Развитие общей моторики соответствует возрасту, двигательные умения сформированы достаточно.

Зрительно-моторная координация развита нормально, в соответствии с возрастом.

Обнаружены признаки отставания в развитии представлений о форме предметов.

Понимание речи развито достаточно.

Активная речь развита достаточно для своего возраста, требует логопедической коррекции.

Развитие деятельности соответствует возрасту.

Навыки самообслуживания развиты нормально.

Примечание: Обследование проводилось по заданной специалистом ограниченной группе параметров. Глубина обследования: максимальная.

С ребенком была использована методика. Цель: прояснение отношений с родителями.

Также с отцом ребенка Авелевым А. П. был проведен тест.., тест...

Ребенок находится в нормальном психологическом состоянии. К отцу привязан, переживал, что его нет рядом при работе с психологом. Отца слушается, вступает с ним в диалог, тянет руки для более близкого контакта. При проведении теста на совместную деятельность с отцом, как сам проявляет инициативу, так и охотно слушается рекомендаций отца по совместной деятельности. Быстрое переключение внимания, неусидчивость – что соответствует возрасту ребенка.

Метод:

Предоставление ребенку возможности высказаться.

Авкеев А. П. считает, что ребенку в семье необходимо предоставлять возможность высказывать свое мнение, обсуждать с родителями спорные вопросы и темы, вызывающие у него затруднения. Ребенок воспринимается как полноправный член семьи, но право принятия решений по серьезным вопросам должно оставаться за родителями.

Оберегание ребенка от трудностей.

По мнению обследуемого, родители не должны оберегать детей от жизненных трудностей, иначе они вырастут, не зная жизни. Только самостоятельное решение проблем и преодоление препятствий уже в юном возрасте поможет приобрести ребенку необходимый опыт.

Подавление воли ребенка.

Подэкспертный считает, что не нужно навязывать свою волю ребенку. Подавление активности ребенка, различные формы принуждения, формирование страха перед родителями – неприемлемые для него элементы воспитания.

Страх причинить вред ребенку.

Авелев А. П. чувствует себя уверенно при взаимодействии с ребенком, отсутствует страх причинить ему вред, считает, что не следует брать на себя излишнюю ответственность за все происходящее с ребенком. Вряд ли возможно нанести ущерб ребенку, ухаживая за ним.

Строгость родителей.

Обследуемый считает, что строгое воспитание является малоэффективным для ребенка, не делает его счастливым ни в настоящем, ни в будущем. Уверен, что авторитарность в воспитании оказывает тормозящее действие на его развитие, склонен придерживаться либерального стиля воспитания.

«Мученичество» родителей.

Обязанности по воспитанию ребенка просто не могут быть в тягость, а семейная жизнь тяжелым бременем, поскольку с рождением ребенка забота об удовлетворении его потребностей становится потребностью родителей. Для родителей нет больше счастья, чем счастье их ребенка – таково мнение респондента.

Равенство родителей и ребенка.

По мнению подэкспертного, при взаимодействии родителей и ребенка полного равенства быть не может, поскольку правила общежития устанавливают во многом родители. Они должны требовать от ребенка подчинения определенным стандартам в поведении и контролировать их выполнение. Но для достижения взаимопонимания необходимо использовать разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу, выслушивать ребенка и высказывать свои требования, быть готовым к сотрудничеству.

Метод:

Результаты обследования:

Авелев А. П. уверенный в себе человек, с легкостью принимает роль руководителя, даже если не ставит перед собой такой цели. Умеет быть хорошим советчиком, наставником и организатором.

Он воспринимает окружающих как равных себе, не пытается доминировать над ними. Старается не проявлять эгоизм. Упорный и энергичный человек, настойчивый в достижении цели. Он может быть скептичен и способен высказывать мнение, противоречащее большинству. Суждения достаточно реалистичны, критически относится ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Эмоционально сдержанный человек. Подэкспертный достаточно мягкий человек, нередко ожидает помощи и советов от окружающих. Вежлив и доверчив, стремится помогать другим. Для него важно, чтобы окружающие его ценили и признавали. Он бескорыстный и мягкосердечный человек. Готов помогать окружающим, часто принимает на себя ответственность за других.

Демонстрирует социабельность и стремление произвести благоприятное впечатление.

В процессе психологического консультирования были получены ответы на следующие вопросы:

На что влияет развод родителей и как это отражается на психологическом состоянии детей?

Надежда на то, что дети не будут слишком сильно переживать из-за развода, обнаруживается у многих родителей. Любой развод вызывает у любящих родителей тяжелое чувство вины. Они не желают принимать всерьез те знаки, которыми дети сигнализируют о своих несчастьях и страхе….

Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича к матери Авелевой С. С.?

Сергей, как любой ребенок этого возраста, привязан к матери, испытывает потребность в общении с ней. Однако говорит, что мама ругается, ее не бывает дома долго…..

Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича к отцу Авелеву А. П.?

У Сергея присутствует достаточно сильная привязанность к отцу. На момент обследования ребенок ищет взглядом, ждет одобрения и похвалы со стороны отца. Рассказывает о том, как завтракает с папой, в какие игры играет, куда ходят….

4. Какой стиль воспитания транслирует Авклев А. П., отец несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича

Авелев А. П. считает, что ребенку в семье необходимо предоставлять возможность высказывать свое мнение, обсуждать с родителями спорные вопросы и темы, вызывающие у него затруднения. Ребенок воспринимается как полноправный член семьи, но право принятия решений по серьезным вопросам должно оставаться за родителями.

По мнению обследуемого, родители не должны оберегать детей от жизненных трудностей, иначе они вырастут, не зная жизни. Только самостоятельное решение проблем и преодоление препятствий уже в юном возрасте поможет приобрести ребенку необходимый опыт. Подэкспертный считает, что не нужно навязывать свою волю ребенку….

В целом, Авелев А. П. занимает взвешенную родительскую позицию, что говорит о возможности полноценного и гармоничного развития и воспитания Сергея со стороны отца.

Необходима ли психологическая коррекция состояния мальчика и отношений родителей несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича?

Ребенку необходимо пройти курс психологической реабилитации для нормализации самооценки и осознания новой семейной ситуации. Крайне важно не ставить ребенка перед выбором между родителями, это может привести к нервному срыву и дисбалансу психического состояния ребенка. На данный момент рекомендовано посещение детского психолога для наблюдения и психологической коррекции состояния ребенка, а также наблюдение у невролога. Продолжительность курса 6 месяцев.

Необходимо, чтобы родители не указывали в присутствии ребенка на недостатки другого родителя…..

Детский, семейный психолог Покусаева О. В.

ПРИЛОЖЕНИЕ

(описание используемых методик и инструкций к ним) (на 12 страницах)

Развод является причиной возникновения большого количества проблем, которые придется решать бывшим супругам: проживание, воспитание и содержание общих детей. Одного из родителей лишают возможности жить вместе с детьми, но позволяют видеться и принимать участие в дальнейшем воспитании. Даже если все произошло без обид и серьезных ссор, остается обида. Как будут вести себя оставшиеся между папой и мамой дети?

Как родителям общаться с ребенком?

Родители обязаны разобраться в своих отношениях с малышом, продумать свое поведение таким образом, чтобы хоть немного смягчить получаемый им стресс. Все усилия следует направить так, чтобы минимально травмировать детей. Манера поведения разведенных родителей напрямую зависит от некоторых причин:

  • возраст ребенка;
  • взаимоотношения в семье до развода.

Оба родителя должны проводить с ребенком столько же времени, как раньше. Следует постоянно объяснять ему тот факт, что любовь папы и мамы не стала меньше. Быстро понимает чувство родительской вины ребенок после разводя родителей, психология его изменяется, он начинают пользоваться создавшимся положением.

Если ситуация выходит из-под контроля, нужно немедленно обратиться к специалисту по психологии.

Что думает кроха о разводе?

Дети реагируют на развод родителей по-разному в зависимости от пола. Девочки в силу своей более устойчивой жизненной позиции стараются скрывать собственные переживания. Проявлением реакции на расставание папы и мамы могут быть неожиданная депрессия либо сильная раздражительность. Ребенок стремится всеми возможными способами привлечь внимание обоих родителей, получить от них подтверждение в родительской любви.

Мальчики, наоборот, всеми силами стремятся провоцировать ссоры с родителями, их агрессивность постепенно возрастает, принимая различные формы:

  • поломка игрушек;
  • молчание;
  • побеги из дома.

Во избежание подобных проблем родителям необходимо тщательно обсудить сложившуюся ситуацию вместе с детьми, объяснить им все возникшие вопросы и помочь приспособиться к данной проблеме.

Когда рассказать о новом муже или жене?

От вероятного стресса ребенка может спасти надлежащее отношение живущего с ним родителя и других взрослых: бабушек, дедушек и других родственников. Поведение взрослого поколения, наглядно демонстрирующего уважение к обоим родителям, помогут ребенку сохранить уважение к ним. Если завести новую семью решил тот из родителей, с которым живет ребенок, следует проявить сдержанность и не спешить объявлять о новом папе или маме.

Необходимо постепенно добиться дружеских отношений между детьми и их будущими родственниками. Проще это сделать, если ребенку еще не исполнилось 5 лет. Дети в любом возрасте чувствуют фальшивое отношение.

Одновременно они тянутся к тем, кто относится к ним с искренностью и неподдельной добротой. Новая семья должна окружить ребенка любовью и настоящей заботой.

Как не вырастить манипулятора?

Дети после развода родителей очень быстро понимают преимущества создавшегося положения и начинают манипулировать своими родителями, требуя для себя привилегий. Для того, чтобы этого не происходило, следует серьезно обсудить данную проблему и выработать единую тактику:

  • что позволять;
  • что не позволять;
  • что хорошо;
  • что плохо.

Если родители не придут к единому мнению по вопросам противоречий, из общего ребенка вырастет человек, который будет способен манипулировать другими людьми в своих целях.

При возникновении спорных ситуаций необходимо проводить переговоры, в которых будут принимать участие все члены бывшей семьи.

Не следует наказывать ребенка за проявление своего недовольства сложившейся ситуацией, необходимо поговорить с ним, добиться его понимания в том, что папа и мама до сих пор любят его.

Нужно почаще разговаривать с детьми, выслушивая их мнение без обсуждений, не навязывая свое.

Можно отвлекать детей спортивными играми, отдать их в спортивную секцию, придумать походы или просто почаще гулять. Хорошие результаты дает увлечение изобразительным искусством. Можно предлагать ребенку рисовать свою семью, расспрашивать о том, что изображено. Но не следует навязывать ему собственное мнение.

Заключение

После развода папа и мама живут раздельно, в обоих случаях рано или поздно образуются новые семьи. И в этих семьях могут быть еще дети. Нужно помнить, что родители все равно остаются родителями. Но при этом для мира и уюта в новой семье следует относиться к малышу от первого брака как к собственному, с любовью и нежностью.

Видео: Что чувствует ребенок после развода родителей?

Необходимо воспитывать детей от обоих браков одинаково, постоянно напоминая им, что они родственники и должны дружить. Ни в коем случае нельзя делить детей на своих и чужих. Если в новых семьях удастся прийти к консенсусу, отбросить личные причуды и ложную гордость - дети будут обязательно счастливы.

Цель: при помощи различных методик провести диагностику состояния ребенка при разводе родителей.

1. Отобрать методики

2. Провести данные методики на ребенке

3. Проанализировать полученные результаты

Объект: ребенок младшего школьного возраста

Предмет: методики, направленные на определение уровня тревожности, тест на самооценку и уровень притязаний.

В исследовании приняла участие одна семья в состоянии развода. В семье три человека, это: отец Кирилл, мать Анастасия и сын Паша. Паше недавно исполнилось 6 лет. Я предложила Паше пройти несколько тестов, (я взяла Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн и Методику Спилбергера-Ханина) и на основе их понять внутреннее состояние ребенка.

Методики исследования

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемому предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования:

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя -- наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1. здоровье;

2. ум, способности;

5. умение многое делать своими руками, умелые руки;

6. внешность;

7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой -- 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина -- едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально -- с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10--12 мин.

Методика Спилбергера-Ханина

Тестирование по методике Спилбергера-Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй - для измерения уровня личностной тревожности.

Реактивная (ситуативная) тревожность характеризует состояние человека в данный момент времени, которое характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Шкала ситуативной тревожности

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и поставьте букву напротив каждого суждения в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Варианты ответов:

A. Никогда

B. Почти никогда

D. Почти всегда

Суждения:

1. Я спокоен

2. Мне ничто не угрожает

3. Я нахожусь в напряжении

4. Я внутренне скован

5. Я чувствую себя свободно

6. Я расстроен

7. Меня волнуют возможные неудачи

8. Я ощущаю душевный покой

9. Я встревожен

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

11. Я уверен в себе

12. Я нервничаю

13. Я не нахожу себе места

14. Я взвинчен

15. Я не чувствую скованности, напряжения

16. Я доволен

17. Я озабочен

18. Я слишком возбужден и мне не по себе

19. Мне радостно

20. Мне приятно

Шкала личной тревожности

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Варианты ответов:

A. Никогда

B. Почти никогда

D. Почти всегда

Суждения:

1. У меня бывает приподнятое настроение

2. Я бываю раздражительным

3. Я легко расстраиваюсь

4. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

5. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

6. Я чувствую прилив сил и желание работать

7. Я спокоен, хладнокровен и собран

8. Меня тревожат возможные трудности

9. Я слишком переживаю из-за пустяков

10. Я бываю вполне счастлив

11. Я все принимаю близко к сердцу

12. Мне не хватает уверенности в себе

13. Я чувствую себя беззащитным

14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

15. У меня бывает хандра

16. Я бываю доволен

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

18. Бывает, что я чувствую себя неудачником

19. Я уравновешенный человек

20. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Аннотации не найдено

Главы/Параграфы

Глава 1. Как развод сказывается на детях

Развод становится все более обычным явлением в нашем обществе. И при том, что у всех семей разные истории, если вы спросите людей, переживших развод, о том, как он повлиял на их жизнь, вы увидите, что многие будут вторить друг другу: «Вот-вот, точно так же было и со мной; я испытывал (испытывала) то же самое!»

Дело в том, что развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он так или иначе затрагивает. Все без исключения члены семьи, в том числе и человек, проявивший инициативу и ушедший из семьи, испытывают сильные и разнообразные чувства: гнев, вину, обиду, страх, печаль, тоску, отчаяние… При этом сильнее всего, как правило, оказываются травмированы дети, хотя в разном возрасте они реагируют на ситуацию развода по-разному.

Глава 4. Практические материалы для работы с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода

Работа с д ошкольниками и детьми младшего школьного возраста

Распад семьи и напряженность отношений между родителями, как правило, сильно травмируют ребенка. Злость, уныние и растерянность — основные эмоции, которые обычно испытывают дети в этот период.

Раздел 1. СЕМЬЯ ПОСЛЕ РАЗВОДА

Глава 1. Как развод сказывается на детях

Возрастные особенности реагирования детей на развод

Поведенческие реакции детей на ситуацию развода

Переживание утраты в ситуации развода

Глава 2. Взаимоотношения в семье после развода

Как сказать ребенку о разводе

Нужен ли ребенку папа, если он ушел из семьи?

Бабушки и дедушки

Дети — мачеха — отчим

Дисциплина ребенка, которого воспитывают разведенные родители

Чему учит ребенка мама, а чему папа

Вместо заключения, или Заглядывая в будущее

Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ, ПЕРЕЖИВАЮЩИМИ СИТУАЦИЮ РАЗВОДА

Глава 3. Диагностика

Методика «Дополните предложения»

Тест «Сказка»

Исследование образа семьи

Диагностика самооценки (для детей 4—10 лет)

Глава 4. Коррекционная работа с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода

Работа с дошкольниками и младшими школьниками

Работа с подростками

Работа с семьей

Приложение 1. Русские народные сказки о мачехах и падчерицах

Приложение 2 . Правовые аспекты проблемы развода

Литература

Предисловие

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Л.Н.Толстой «Анна Каренина »

Человек существо социальное, он не может жить один. Во всяком случае, длительное время. Не случайно в человеческом сообществе существует СЕМЬЯ. Семь «Я», семя, сеять, — это емкое слово многозначно.

А что за ним? Муж и жена, отец и мать, дочка и сын, бабушки и дедушки, тети и дяди, племянники и племянницы и многочисленные близкие и дальние родственники — все это многообразие ролей и образов появляется в жизни человека, когда он вступает в брак. Два «чужих» человека становятся единым целым — новой семьей. У каждого за плечами множество поколений родственников, свои привычные устои, секреты, обычаи, правила и др.

Время идет, семья живет, растет, изменяется, взрослеет. Через какое-то время в ней появляется малыш, а вместе с ним появляются и новые отношения, новые проблемы, новые заботы, новые радости и неожиданности.

Безусловно, в каждой семье есть общие объединяющие цели, общая история радостей и счастья, но есть и свои подводные камни, внутренние конфликты, разногласия.

И иногда так происходит, что в какой-то час «Х» семья прекращает свое существование. И больше он не муж, а она не жена. Теперь они бывшие. Но дети — они бывшими быть не могут. Папа и мама всегда остаются родителями для ребенка, где бы и с кем бы они ни жили. Это относится и к бабушкам и дедушкам. И именно об этом пойдет речь в нашей книге.

Развод как социальная реальность появился в истории не так давно — в ХХ веке. Если раньше разводы и случались, то чаще всего они были связаны с тем, что женщина не могла дать мужу наследника. В конце XIX века развод стал возможен также при уличении одной из сторон в прелюбодеянии, но так как каждый брак заключался в церкви, то на расторжение брака требовалось дозволение Священного синода.

В XX веке в жизнь российского общества пришел гражданский брак, регистрируемый только органами власти, без участия церкви. Расторжение брака стало проще, а поводов для разводов больше.

В городской психологический центр «Детство», в котором мы работаем, регулярно поступают судебные определения, инициированные судьями или адвокатами сторон по делам, касающимся определения места жительства детей после развода и порядка их взаимодействия с одним из родителей. Работа с семьями, пережившими развод и не сумевшими мирно урегулировать взаимоотношения, показывает, что в таких случаях психологические проблемы существуют как у детей, так и у взрослых. В нашей книге рассматриваются содержание и формы работы с подобными проблемами. Первая часть содержит информацию, которая будет полезна не только специалистам-психологам, работающим с разводящимися семьями, но и мамам, папам, бабушкам, дедушкам, да и вообще — всем взрослым. Она касается психологических последствий развода для разных членов семьи. Вторая часть содержит описание практических материалов для работы с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода.

Надеемся, что наши находки помогут вам в работе!

Развод — это огромнейший стресс, как для супругов, так и для их детей. Довольно часто в связи с собственными переживаниями родители не уделяют нужного внимания психологическому состоянию своего ребенка и недооценивают масштабы возможных последствий такого поведения. Для того чтобы развод родителей прошел наименее болезненно для ребенка необходимо как следует подготовиться, а супругам даже при таких обстоятельствах — научиться договариваться между собой и контролировать накал эмоций.

Ребенок в ситуации развода

В редких случаях развод родителей может пойти на пользу ребенку. Это те ситуации, когда дети ежедневно переживают стресс из-за бесконечной ругани родителей и раздельное проживание не вызывает негативных последствий, а даже — наоборот. Но таких ситуаций единицы, подавляющее большинство детей переживают тяжелую психологическую травму. В один момент маленький член семьи понимает, что больше никогда не будет как раньше, а это всегда трагедия, связанная с разрушением его мира. Научно доказано, что детские переживания и волнения на этой почве могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка и оказать влияние на выполнение супружеской и родительской роли в будущем.

Как сказать ребенку о разводе?

Многие родители выбирают неверную стратегию, пытаясь всячески оттянуть разговор или вообще умолчать о разводе. Боясь подвергнуть ребенка стрессу, эта позиция в будущем может сыграть злую шутку, ведь если он узнает об этом от посторонних людей, которые могут при этом не особо подбирать выражения, к травме прибавится подрыв авторитета родителей, отторжение и ощущение предательства. Потому, если окончательное решение принято, поговорить с ребенком нужно обязательно и незамедлительно.

Хорошо бы супругам собраться вместе и сообщить о решении обоюдно, но правда в том, что этот период всегда сопровождается переизбытком трудно контролируемых негативных эмоций, потому лучше, если беседу проведет родитель, с которым ребенок останется жить. Этот сложный разговор желательно начинать после хорошо совместно проведенного времени, когда обстановка наиболее благоприятна и спокойна. Необходимо выбрать уединенное место, где никто не сможет отвлечь. Ребенку следует сообщить, что мама с папой больше не будут жить вместе, но он будет видеться со вторым родителем, когда пожелает. Если вопроса «почему?» не последовало не нужно объяснять причину, но если он прозвучал, в независимости от реальных причин нельзя обвинять второго родителя, родственников или самого ребенка.

Как дети переживают развод родителей

Ощущения ребенка зависят не только от подхода и выбранной тактики, но и от возраста и пола:

  • с полугодовалого возраста дети могут демонстрировать резкие перепады настроения в связи с отсутствием одного из родителей;
  • от 3-х до 6-ти лет развод вызывает тяжелое эмоциональное потрясение, и дети часто считают себя виновными в произошедшем;
  • в возрасте 6 - 9 лет потеря одного из родителей может вызвать затяжную депрессию в виде растерянности, чувства беззащитности, постоянной тревоги и нервозного поведения. Еще этот период может сопровождаться отставанием в обучении, провокациями, обманами и агрессивным отношением к одному или к обоим родителям;
  • девочки 9 - 10 лет теряют доверие к родителям и больше общаются с друзьями, а мальчики становятся неуверенными в себе и стараются наладить более близкие отношения с отцом;
  • 11-16 лет для девочек период излишней критики к матери в виде необоснованных упреков и обвинении во всем случившимся. Мальчики же в этом возрасте больше отдаляются от отца и привязываются к матери настолько, что появление нового партнера у мамы вызывает шквал эмоций, гнева и ревности.

Дети после развода родителей

Чтобы период адаптации после развода родителей прошел более легко нужно постараться следовать данным рекомендациям:

  • сохранить стабильность и режим привычной жизни (насколько это возможно). Крайне не рекомендовано в этот период менять сад, школу, прекращать посещение кружков или секций. Необходимо следить за выполнением всех домашних обязанностей и не упускать ненадлежащего поведения. К примеру, если отец всегда куда-то завозил малыша (на тренировку, в поликлинику и т. д.), то так должно оставаться и в будущем. Ребенок должен чувствовать, что его жизнь в целом не изменилась, только с одним из родителей он теперь видится немного реже;
  • оградить ребенка от негатива, вызванного разводом. Дети не должны становится заложниками и жертвами ситуации, потому их глаза и уши нужно защищать от критики и других аспектов постбракоразводного процесса;
  • спокойно отвечать на заданные ребенком вопросы без посвящения в излишние детали. К примеру, на вопрос будет ли папа дальше с нами жить не стоит говорить, что у него теперь другая тетя, и он больше не любит маму, потому мы теперь порознь. Следует сказать, что отец будет жить отдельно, но он тебя по-прежнему любит, ты можешь звонить и встречаться с ним, когда захочешь.

Психологическая помощь родителям при разводе

Мало знать как необходимо себя вести, нужно еще и научиться соблюдать эти правила, контролировать эмоции, дабы не навредить своей крохе. Развод никогда не проходит спокойно и уравновешенно, потому самым верным решением будет обратиться к специалисту. Психолог вместе с вами подскажет модель поведения для каждой индивидуальной ситуации и поможет пережить развод менее болезненно как родителям, так и их детям.