Нормативно-правовая основа социальной защиты многодетных семей. Закон о многодетных семьях Социальная защита несовершеннолетних из многодетных семей

На протяжении последних лет государство активно призывает граждан улучшить демографическую ситуацию в стране.

Например, повысить рождаемость пытаются посредством оказания социальной помощи .

Внедрение эффективных мер поддержки привело к долгожданному результату – все чаще родители задумываются о рождении 3-го ребенка. Какие же льготы положены большой семье?

Законодательное регулирование вопроса

Актуальные в настоящее время меры поддержки многодетных семей содержит в себе Указ Президента РФ № 431, датированный 05.05.1992 г.

В документ регулярно вносятся поправки и дополнения, но он не перестает оставаться единственным действующим законодательным актом, регулирующим взаимоотношения большой семьи и государства.

В Указе прописан определенный перечень льгот, включающий в себя такие жизненные области, как коммунальные услуги, субсидии, помощь в развитии фермерского хозяйства, льготный ипотечный кредит, предоставление и т.д.

Этим же документом основной список обязанностей по всесторонней поддержке многодетных семей возлагается на региональную власть .

Общие сведения и перечень господдержки

Федеральный документ устанавливает следующие льготы для больших семей:

Кроме того, региональные власти при разработке местных программ должны учитывать необходимость в трудоустройстве многодетного родителя, предоставлении работы по гибкому графику (неполная занятость, работа в домашних условиях, временный труд и т.д.), обучении и переобучении в соответствии с состоянием экономики и рынка труда.

Жилищный вопрос

В настоящее время действует несколько программ, направленных в отношении многодетных семей.

Отличие состоит в правилах и условиях предоставления помощи.

Субсидии

Федеральная программа предусматривает предоставление жилья в любом субъекте страны.

Кроме того многодетным семьям положены следующие виды поддержки :

Каждый новорожденный, появившийся в семье после заключения договора с банком, дает право списать часть кредитных обязательств – до 18% от суммы. Срок предоставляемого ипотечного кредита – до 30 лет.

Адресная помощь

Адресную материальную помощь в соответствии с федеративными программами выделяют не только многодетным, но и семьям. Для ее получения требуется подача соответствующей письменной заявки.

Наиболее распространенные виды адресных выплат :

  • единоразовая;
  • продуктовая;
  • ежемесячная (регулярного характера);
  • компенсация транспортных расходов школьников.

Предоставляемые выплаты напрямую зависят от численного состава детей в семье.

Выделение адресной помощи требует предоставления пакета документов , состоящего из:

В ответ на просьбу о предоставлении адресной помощи придет отказ, если будут обнаружены следующие факты:

  • выезд в другую область;
  • фальсификация и мошенничество;
  • ложные сведения, указанные в поданных документах;
  • недостоверная сумма общего дохода семьи.

Социальный контракт

С 2011 года и по настоящее время государство продолжает проведение эксперимента, выражающегося в предоставлении адресных выплат и другого вида бюджетной помощи в соответствии с подписанным социальным контрактом.

Подобного рода соглашение с одной стороны подписывает многодетная семья, а с другой – отделение социальной защиты. При этом преследуется единственная цель – создание комфортного микроклимата, чтобы семья постепенно могла справиться с непростым материальным положением и в будущем достичь приличного уровня жизни.

Адресная помощь может оказываться в каждом отдельно взятом регионе по-разному, но последовательность ее оформления примерно такая:

  1. Нанесение визита в отделение социальной защиты по месту прописки и предоставление его работникам всех необходимых документов.
  2. Специально созданной комиссии отводится 25 дней для определения необходимости предоставления помощи.
  3. Продолжением положительного ответа является разработка программы, способствующей выходу многодетного семейства из кризисных условий.
  4. Затем следует подписание соглашения, срок действия которого может варьироваться от 3 до 6 месяцев, где максимально подробно описан ряд обязательств, возлагаемых на многодетного родителя (поиск работы или развитие сельского хозяйства и т.д.).
  5. После прохождения всех этапов программа вступает в действие. Помощь заключается в предоставлении строительных материалов для проведения ремонтных работ, в помощи с поиском работы или с развитием собственного дела.

Сфера образования и медицины

Многодетная семья может рассчитывать на следующие медицинские привилегии :

  • предоставление медикаментов для детей на безвозмездной основе;
  • внеочередное обслуживание в любом лечебном учреждении;
  • приоритетное предоставление места в санаторно-курортном учреждении;
  • выделение витаминов, необходимых в сезонное время, а их матери – в течение очередного интересного положения.

Значительно облегчающие жизнь льготы предоставляет сфера образования :

  • бесплатные учебные и методические пособия, выдаваемые как в школе, так и в ВУЗе;
  • дополнительное образование на безвозмездной основе (в данную группу входят различные кружки и секции);
  • приоритетные условия при зачислении в ВУЗ, то есть, если член многодетной семьи набрал такое же количество баллов, как и другой абитуриент, то на учебу будет принят первый;
  • , размер которой составляет половину (при этом промежуточная аттестация должна быть пройдена на «4» и «5»);
  • возврат половины стоимости платного образования;
  • внеочередное выделение места в дошкольном учреждении;
  • предоставление питания и школьной формы на безвозмездной основе.

Оказание юридических услуг

Наличие в семье 3-х и более детей дает право на получение бесплатной юридической помощи по следующим вопросам:

  • покупка жилья;
  • страхование, касающееся любых областей, кроме медицинского;
  • состав пакета документов, необходимых для оформления льгот;
  • представительство в судебных заседаниях и т.д.

Бесплатные правовые консультации – это весьма актуальная услуга, так как многие многодетные семьи чувствуют себя незащищенными ввиду нехватки денежных средств.

О государственной поддержке многодетных семей в Москве смотрите в следующем видеосюжете:

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.).

Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения.

Демографическая проблема - одна из самых острых в России. И многодетные семьи, многодетные родители, являясь единственным решением данной проблемы, нуждаются в повышенном внимании федеральной и региональной власти.

Политика государства, заботящегося о будущем России, должна иметь долгосрочный план вывода семьи из кризисного состояния. И этот план должен иметь отчетливо прослеживающийся социальный характер. Семье с детьми необходимо обеспечить достойные условия для жизни и работы. Именно с этой целью создана и функционирует система социальных гарантий. Под системой социальных гарантий понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется принцип распределения по потребности с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно исторических условий каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов. К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения.

Семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.

Положение семьи, уровень её благополучия и стабильности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. Особенности социально-экономических преобразований последних десятилетий негативно повлияли на уровень жизни населения, наложили свой отпечаток на процессы жизнедеятельности семьи. Наряду с падением рождаемости, увеличением числа разводов, ростом детской беспризорности и безнадзорности, растет опасность социальной деградации семьи вообще, являющейся на протяжении многих веков одной из господствующих форм отношений между полами, могучим гармонизирующим регулятором общества.

Социальная природа государства является одной из базисных предпосылок, определяющих условия жизнедеятельности человека. Характер взаимоотношений власти и народа определяет направленность государственной политики - цели экономической и социальной политики, содержание норм защиты прав собственности. Социальная политика сочетает меры по созданию каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние, и усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь слабозащищенных групп населения.

Под социальной помощью как формой социальной защиты населения понимается предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума. Ежегодно величина прожиточного минимума индексируется, в 2016 для каждого региона установлено свое значение. Узнать его можно в администрации своего района или в отделении соцзащиты. Средняя его величина по России в этом году равна 8200 рублей.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В России статус многодетной семьи очень сильно занижен. В глазах большинства россиян слова «многодетная семья» ассоциируются с пьянством и нищенством. Общество с пренебрежением и даже унижением относится к таким семьям.

Поэтому неслучайно, что статистические данные и современный опыт показывают: большинство россиян даже не задумываются о создании многодетной семьи, предпочитая ограничиться одним ребенком. Причем у них на это есть объективные причины.

По социологическим опросам, в возрастной группе 18-25 лет доля граждан, не имеющих детей, составляет сегодня 78%, среди 26-35-летних дети есть лишь у 24%, порядка 10% граждан старше 36 лет также не имеют детей. Причем большинство россиян предпочитают ограничиться одним, в крайнем случае - двумя наследниками; лишь 1% имеют трех и более детей.

Социальная помощь, предоставляемая гражданам, воспитывающим 3 и более детей, довольно многообразна. Ее можно подразделить на виды по нескольким основаниям:

  • 1) По уровню бюджета, за счет которого принимаются меры поддержки, можно выделить федеральную, региональную и муниципальную помощь.
  • 2) По форме предоставления различают материальную и натуральную помощь.
  • 3) По предназначению помощь делится на адресную и оказываемую всем лицам определенной категории. Также можно выделить помощь, которую получают все многодетные семьи, и которая положена при наличии дополнительных условий (5 и более детей, инвалидность одного из детей и т. п.).
  • 4) К числу конкретных видов господдержки относятся: -пособия, различные выплаты, льготы, субсидии; - предоставление имущества (одежды, продуктов, лекарств и т. п.); - оказание бесплатных услуг (юридические консультации, лечение в государственных клиниках и др.).

В Российской Федерации пособия на детей многодетным семьям начинают выдаваться с момента рождения третьего ребёнка (в некоторых регионах -- четвёртого или пятого). Многодетные родители, наряду со всеми семьями, в которых появляется ребёнок, могут рассчитывать на следующие выплаты:

Единовременное пособие.

В 2016 году эта сумма равняется приблизительно 15 500 руб.

В некоторых регионах власти устанавливают дополнительные надбавки к единовременному пособию. Получить деньги может как мама, так и отец ребёнка. Документы проще всего подать по месту работы. За неимением такой возможности, необходимо обратиться в соцзащиту. Помимо свидетельства о рождении, справки из ЗАГСа и паспорта мамы или папы нужно предоставить справку с работы второго родителя, являющуюся подтверждением того, что он не получал единовременное пособие.

Пособие по уходу за ребёнком.

Выплачивается ежемесячно, пока малышу не исполнится 1,5 года. Его получает тот родитель, который оформляет отпуск, чтобы ухаживать за ребенком. Если родители официально не трудоустроены, им нужно обратиться в органы соцзащиты, предварительно собрав все необходимые документы. Сколько именно они будут получать каждый месяц, зависит от того, есть ли в семье старшие дети.

Для семей, в которых родился второй и последующий ребёнок, размер пособия до 1,5 лет в 2016 году равняется 5 800 руб.

Родителей, имеющих трёх и более детей, интересует вопрос, какие пособия положены многодетным семьям помимо указанных выше. По закону им гарантированы дополнительные социальные выплаты, компенсирующие затраты на продукты, жильё и услуги ЖКХ:

Компенсационная выплата, связанная с ростом стоимости проживания в стране.

Каждый ребёнок в возрасте до шестнадцати или до восемнадцати лет при условии, что он числится в учениках какого-либо образовательного учреждения, получает от государства по 600 руб. в месяц.

Эти детские пособия сохраняются до того момента, пока в семье имеется не менее трёх детей, не достигших указанного возраста.

Если же таких детей больше четырёх, выплата составляет 750 руб.

Компенсационная выплата, возмещающая расходы на квартплату и ЖКХ-услуги.

Для родителей трёх или четырёх детей -- 522 руб. Для семей, воспитывающих, как минимум, пять детей -- 1044 руб.

Компенсационная выплата, возмещающая расходы на пользование телефоном.

230 руб. в месяц имеют право получать все многодетные семьи, пока младшему ребёнку не исполнится 16 (или 18) лет.

Компенсация растущих цен на питание.

Положена каждому ребёнку в многодетной семье, который ещё не достиг трёхлетнего возраста. Размер выплаты равняется 675 руб.

Дополнительная материальная поддержка оказывается семьям с 10 и более детьми:

Ежегодное пособие ко Дню знаний. Выдаётся родителям, имеющим, как минимум, 10 детей и равняется 15 000 руб.

Ежегодное пособие, выдающееся в Международный день семьи -- 10 000 руб.

Компенсационная выплата матерям, которые на момент выхода на пенсию родили, как минимум, 10 детей. Устанавливается в момент назначения пенсии и равняется 10 000 руб.

Кроме этого, родители семи и более детей получают особую награду -- орден Родительской славы. Награждение сопровождается материальной помощью в размере 100 000 руб.

С 2013 года в некоторых регионах РФ было введено дополнительное пособие на третьего ребёнка. Оно выплачивается до достижения малышом трёх лет. Для оформления необходимо обратиться в органы соцзащиты не позже, чем через шесть месяцев после рождения ребёнка. Новое пособие было введено в регионах, где демографический рост ниже среднестатистического по России, а также в областях, где малоимущие семьи составляют достаточно большой процент населения.

Выдаётся по факту рождения ребёнка. Его размер не варьируется в зависимости от количества детей в семье.

Семьи, воспитывающих 3 и более детей, вправе получать поддержку от государства при соблюдении ряда условий:

  • 1) Семья признана многодетной по законодательству субъекта федерации (в каждом регионе свои критерии для признания многодетности).
  • 2) Дети могут быть как родными, так и усыновленными.
  • 3) Родители не лишены родительских прав, не ограничены в таких правах, не уклоняются от воспитания детей.
  • 4) Иные условия могут быть предусмотрены региональными нормативными актами.

Мамам, растящим 5 детей и более полагается досрочная пенсия, но только при условии, если она принимала участие в воспитании каждого из детей до 8 летнего возраста, её страховой стаж составляет минимум 15 лет, а самой ей исполнилось 50 лет. Если мама родила и активно воспитывала до 8 лет 2, 3, 4 детей, то она также вправе требовать досрочную пенсию. Условия следующие: возраст мамы - от 50 лет, трудовой стаж - 12 лет на Крайнем Севере или 17 лет в другом месте, имеющем идентичный статус, страховой стаж - от 20 лет.

Необходимо отметить, что на многодетных граждан распространяются все льготы и привилегии, которыми обладают семьи с детьми: пособие по уходу за ребенком, материнский капитал при появлении второго малыша, пособие на третьего ребенка (в тех регионах, где оно выплачивается) и т. д.

Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи.

Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне. Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой. В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

  • 1) Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).
  • 2) Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
  • 3) Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.
  • 4) Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие. В социальной работе с многодетной семьей специалист опирается на определенные принципы, способствующие формированию потребности в принятии помощи и активизации роли семьи в решении собственных проблем: принцип гуманизма, принцип объективности, принцип системности, принцип толерантности, принцип позитивного образа семьи, принцип равной ответственности.

Для многодетных семей государством предусмотрена помощь. Программ, по которым происходит осуществление поддержки, достаточно много. Осуществлением их занимаются как органы соцзащиты населения, так и работодатели.

Оказание им поддержки происходит несколькими путями - в виде льгот, пособий и выплат один раз в год. Например, в ряде регионов многодетным семьям перед 1 сентября перечисляют средства на сборы детей в школу. Обязательным условием является воспитание всех детей в семье, а не в специальных детских учреждениях.

Помощь многодетным семьям в адресном порядке оказывается на региональном уровне в рамках принимаемых в субъектах федерации программ поддержки многодетных и малообеспеченных семей. Право на адресную помощь имеют семьи, обратившиеся с заявлением о ее предоставлении, если они признаны малоимущими (то есть уровень дохода в расчете на одного человека ниже прожиточного минимума).

Конкретные виды адресной поддержки закрепляются нормативными актами субъектов РФ, в то же время можно назвать наиболее типичные среди них:

  • 1) единовременная денежная выплата;
  • 2) предоставление продуктового набора;
  • 3) ежемесячные выплаты;
  • 4) возмещение затрат на оплату проезда детей в городском транспорте.

Размер выплат многодетным гражданам может варьироваться в зависимости от числа детей.

Для получения адресной помощи в отделение соцзащиты нужно представить пакет документов:

  • 1) заявление;
  • 2) паспорт;
  • 3) справку с места жительства;
  • 4) документы о доходах всех членов семьи за прошедшие 3 месяца;
  • 5) сведения о наличии в собственности недвижимости;
  • 6) свидетельства о рождении детей, о заключении брака;
  • 7) другие документы, в зависимости от региона.

Оказание адресной поддержки прекращается при выезде на ПМЖ в другой субъект федерации, обнаружении недостоверности поданных документов, превышении суммы дохода над величиной прожиточного минимума. В ряде областей и республик нашей страны, а также в столице для оказания адресной помощи заключается социальный контракт.

Орган социальной защиты в сфере защиты многодетных семей осуществляет мероприятия, направленные на улучшение демографической ситуации, реализации семейной политики и проведение мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности на территории района. Реализует мероприятия в сфере взаимодействия с общественными объединениями. Организует работу по предоставлению мер социальной поддержки.

Обеспечивает социальную защиту и поддержку населения, в том числе, организует социальную помощь малоимущим, нетрудоспособным и пострадавшим от чрезвычайных ситуаций гражданам, осуществляет комплексные меры по улучшению положения семьи, женщин и детей, начисление пособий и компенсационных выплат, реализует установленные льготы в соответствии с действующим законодательством.

Координирует работу отделов администрации по разработке и реализации социальных программ.

Взаимодействует с общественными и благотворительными организациями, оказывающими социальную помощь гражданам.

Очень важно, чтобы в Российской Федерациибыло пересмотрено семейное законодательство. И не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов. К примеру, вызывает беспокойство то, что отсутствие федерального закона, устанавливающего минимальный уровень мер социальной защиты семьи с детьми, в том числе многодетных, приемных и неполных семей, гарантируемый государством, и отнесение вопроса к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, создает ситуацию, при которой право гражданина на социальную защиту поставлено в зависимость от его места жительства, что противоречит конституционному принципу равенства прав граждан независимо от их места жительства, предусмотренному статьей 19 Конституции Российской Федерации.

Также одной из проблем многодетных семей является их статус в обществе, отношение граждан к данной категории семей.

Все уровни социальной защиты многодетных семей и федеральный, и региональный, и местный действуют как единая система соподчиненных органов. Поэтому и изучение деятельности данной структуры необходимо осуществлять с точки зрения системного подхода, то есть исследовать систему социальной защиты как целостность, отличную от внешней среды.

Несмотря на то, что многодетным семьям уделяется особое внимание в законодательстве и Российской Федерации все же проблем у них меньше не становиться. Многие из этих семей являются малообеспеченными и разовые благотворительные акции не меняют серьезно их материальное положение. И это говорит о том, что все они требуют немедленного и полноценного, а не частичного, разрешения.

Развитие всех сфер жизни общества с необходимостью затрагивает и законодательство, в том числе ту его часть, которая регулирует отношения по социальному обеспечению семей, имеющих детей. Проблемы семей, имеющих детей, выходят за рамки чисто семейных отношений, это в конечном итоге экономические и политические проблемы, решение которых требует самого активного вмешательства государства.

Идея равенства всех людей на Земле как юридическая норма была обоснована еще просветителями XVII в. в концепции естественных прав человека, закреплена в Декларации независимости США 1776 г., в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г.

Настоящим достижением мировой цивилизации в гуманитарной сфере стало принятие Организацией Объединенных Наций (ООН) в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, статья 1 Декларации гласит: »Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства». Здесь важен принцип равноправия всех членов, человеческого сообщества, взрослых и детей, подчеркивается недопустимость дискриминации человека по какой-либо причине.

Декларация прав ребенка, провозглашенная в 1959 г., утверждает: »Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита, предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно, здоровым и нормальным путем, в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка».

Еще один важный международный документ -- Конвенция о правах ребенка -- был принят Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Согласно Конвенции, дети имеют право на равенство перед законом, право на юридическую защиту, право на развитие, право на жизнь, здоровье, выбор места жительства, право на воссоединение со своей семьей, на выражение мнения, на информацию, на свободу объединения, право на личную жизнь, право на доступ к достоверной информации, право на образование. Необходимо упомянуть статью 23 Конвенции о правах ребенка, которая признает право детей с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью в условиях, которые гарантируют их достоинство, благоприятствуют их самостоятельности и облегчают их активное участие в жизни общества. Дети с особенностями развития должны получить возможность участия в общественных мероприятиях. Например, приглашение переводчика на язык жестов позволит глухим посещать спектакли и представления. Слепым детям и детям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата важно помочь добраться в нужное место, обеспечить транспорт.

Социальная защита населения находит свою реализацию в виде государственной социальной политики государства. Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями. В этом смысле положение людей с инвалидностью в ряде стран связано с недостаточно развитым и не всегда эффективным правовым контекстом в части предусмотренных механизмов реализации соответствующего законодательства и ответственности за его исполнение.

Необходимо разграничить понятие »социальная защита и социальная поддержка». Понятия социальная защита и социальная поддержка обеспечение родственны, но не тождественны. При их использовании в качестве научных определений социальная защита включает в себя социальную поддержку как составную часть, а кроме того охватывает гарантии по охране труда, здоровья и природной среды, минимальной оплате труда и др., обеспечивающие нормальные условия жизнедеятельности человека

В законодательстве термин »социальная защита населения» используется в разных значениях. Как такового, легального определения социальной защиты населения, нет до сих пор. Термин социальная защита -- это составное понятие из слов социальное и защита. Социальное -- это все то, что связано с жизнью общества, все, что опосредует взаимоотношения субъектов общественной жизни (человека и социальной группы, человека и общества в целом). Защитить -- это значит не допустить наступления неблагоприятных событий.

Таким образом, социальная защита населения -- это система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а также смягчение и ликвидацию их последствий. Под социальным риском следует понимать вероятность наступления неблагоприятной жизненной ситуации, независящей или мало зависящей, от самого гражданина, т.е. обусловленной внешними причинами.

Социальная поддержка -- это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не свойственна системе социального обеспечения1.

Кроме социальной поддержки в социальную защиту можно включать другие подсистемы: подсистема защита населения от чрезвычайных ситуаций, подсистема обеспечения занятости, подсистема защиты сбережений и денежных средств.

В России права граждан на участие в жизни общества и защита их интересов закреплена федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Они направлены на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных прав и свобод.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты . В нашей стране семейные отношения регулируются Семейным кодексом Российской Федерации, который определяет следующие вопросы, касающиеся неполной семьи: брачно-семейные отношения между мужчиной и женщиной, установление происхождения ребенка, порядок усыновления детей, а также установление алиментных обязательств, членов семьи . Национальный стандарт Российской Федерации о «Социальном обслуживании населения. Социальные услуги семье», устанавливает состав, объем и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, следующих групп:

  • - малообеспеченным семьям;
  • - неполным семьям;
  • -семьям и отдельным гражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации, семьям беженцев и вынужденных переселенцев;
  • - многодетным семьям;
  • - семьям с неблагоприятным психологическим климатом и т.д.

Для улучшения положения семей в России необходимо усиление государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций. Государственная помощь семьям с детьми, поддержка института семьи и брака, стимулирование рождаемости выступают важнейшими направлениями семейной политики, которая призвана решать следующие задачи:

  • - обеспечивать социальную безопасность института семьи на основе опытной проверки принимаемых решений на федеральном и региональном уровнях;
  • - создавать необходимые условия для стабилизации семейно-брачных отношений, успешной реализации семьей репродуктивной, жизнеохранительной, экономической, социально-культурной, воспитательной и других ее функций, формировать в обществе высокий престиж семейных ценностей и семейного образа жизни и др. .

Защита семьи, в том числе и неполной семьи, и прав детей, в нашей стране осуществляется в соответствии с нормами гражданского, семейного, административного, жилищного, уголовного и других отраслей права.

Законодательство предусматривает ряд льгот и пособий для неполной семьи (матерей-одиночек).

Реформа социального обеспечения наряду с пересмотром норм о пенсионном обеспечении, относящимся к семьям, в состав которых входят дети, должна, по нашему мнению, принципиально по-новому подойти и к проблемам помощи семьям, имеющим детей. Разработка нового нормативного акта о семьях, имеющих детей, потребует пересмотра многих теоретических положений, сложившихся в науке права социального обеспечения, выдвижения новых, отражающих реальные жизненные ситуации, учет данных многих наук, изучение опыта законодательства других стран.

В настоящее время подготовлен проект всесторонней Государственной программы по улучшению положения женщин, семьи и охраны материнства и детства. Государство обязано создавать родителям благоприятные условия, позволяющие сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей. Программа исходит из установления единства интересов семьи и общества; признания значимости семьи как одного из основных социальных институтов общества, обеспечивающего жизнедеятельность человека, воспроизводство населения, историческую и культурную преемственность поколений; необходимости усиления защиты прав ребенка; необходимости изменения социального статуса женщины; улучшения здоровья нации; создания равных возможностей для самореализации личности независимо от пола, возраста, национальности, места жительства.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ устанавливаются следующие виды государственных пособий:

  • 1) пособие по беременности и родам;
  • 2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • 3) единовременное пособие при рождении ребенка;
  • 4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • 5) пособие на ребенка;
  • 6) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • 7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • 8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.

Межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Статья 4. Средства на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

  • 1) средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (от 07.06.2013 N 129-ФЗ);
  • 2) средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, образовательным организациям дополнительного профессионального образования и научным организациям на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (ФЗ от 02.07.2013 N 129-ФЗ;
  • 3) средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде пособия на ребенка(ФЗ от 29.12.2015 N 388-ФЗ);
  • 4) субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях. Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации(ФЗ от 07.06.2013 N 129-ФЗ);
  • 5) субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ФЗ от 07.06.2013 N 129-ФЗ).

Расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий (ч. 2 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий (ч. 3 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается (ч. 4 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Рассматривая помощь семьям в воспитании детей как важное направление социальной программы развития нашего общества, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают целесообразным осуществить дополнительные меры по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей, с тем чтобы обеспечить рациональное сочетание общественного и семейного воспитания детей, облегчить положение работающих матерей, уменьшить различия в уровне жизни семей в зависимости от наличия детей и создать благоприятные условия для жизни и быта молодых семей. Одновременно с этим необходимо повысить внимание к решению проблем, связанных с улучшением охраны материнства и младенчества, воспитанием детей, упрочением семьи.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. В целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми:

В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Совершенствование денежных выплат, а также льгот и услуг, оказываемых семьям с детьми, на современном этапе осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей » № 431, где устанавливают для многодетных семей:

  • 1) скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
  • 2) бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
  • 3) бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
  • 4) прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
  • 5) бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
  • 6) бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
  • 7) один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;
  • 8) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • 9) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;
  • 10) содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;
  • 11) при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

Определение перспектив развития социального обеспечения семей с детьми требует от ученых анализа результатов, оценки социально-экономических задач, и построения на этой основе концепции развития обеспечения семей с детьми и модели системы денежных выплат, услуг и льгот.

Таким образом, многодетным семьям необходимо учитывать, что получение льгот, пособий и субсидий, положенных им по законодательству, не предоставляется автоматически, а носит заявительный характер. Для получения выплат и льгот следует обращаться с заявлением и необходимыми документами как непосредственно в орган социальной защиты населения, так и в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или же через портал государственных и муниципальных услуг. При обращении за пособиями после наступления обстоятельств, с которым закон связывает их выплату, пособия, как правило, назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление.

В соответствии со ст. 7 пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей - ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Пособие по беременности и родам устанавливается в размере:

среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", - женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

300 рублей - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

стипендии - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;

денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах.

Лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, за исключением матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Лицам, указанным в абзаце седьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и матерям, уволенным в период беременности, указанным в абзаце шестом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.

Матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, указанным в абзаце пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка либо со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, до достижения ребенком возраста полутора лет.

Лицам, указанным в абзаце восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня смерти матери и (или) отца либо дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения медицинской организации) до достижения ребенком возраста полутора лет.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

  • 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;
  • 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;
  • 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), - лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 процентов размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

В случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных настоящей статьей, без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.

Размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Определение многодетной семьи в данном нормативном акте не приводится. Дается лишь указание, что в каждом регионе страны этот статус должен устанавливаться самостоятельно в целях оказания адресной социальной поддержки с учетом национальных и культурных особенностей, демографической ситуации и уровня экономического развития. В соответствии с этим на местах разрабатывается и назначается необходимый объем социальных льгот и денежных выплат

Таким образом, в настоящее время вопросы правового регулирования статуса многодетных семей и их социальной поддержки решаются на уровне нормативных актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Зачастую предоставляемых в настоящее время мер на практике оказывается недостаточно, в том числе в связи с несовершенством нормативной базы и недостаточной информированностью населения. Многим многодетным родителям требуется юридическая помощь для получения права на предусматриваемые социальные денежные выплаты (в том числе детские пособия) и льготы.

В большинстве субъектов Российской Федерации многодетной считается семья, на содержании которой находятся три ребенка и более в возрасте до 18 лет. В связи с наличием большого количества проблем, многодетные в России характеризуются высокими социальными рисками, поэтому нуждаются в различных мерах государственной социальной поддержки, предоставляемых как на федеральном, так и на региональном уровне.

В связи с этим в настоящее время можно рассматривать сложившуюся систему социальной поддержки семей с детьми (включая многодетных) как завершенную и не предполагающую существенного расширения.


Льготы для многодетных семей

Специальность и трудоустройство родителей в поле зрения государства: получение рабочих мест и обучение новым, востребованным в регионе профессиям.

Пособия многодетным семьям в 2019 году

Социальная поддержка многодетных семей предусматривает финансовую помощь при рождении 3 и последующих детей в таком порядке:

  • оформляется по месту работы одного из родителей. В 2019 году составляет 17 479,73 рубля .
  • до 1,5 и 3 лет . Первое начисляется на основе среднего размера заработной платы матери (40% от суммы). Выплата до 3 лет устанавливается каждым регионом в отдельности и является фиксированной суммой для всех многодетных.
  • Компенсационная выплата, связанная с ростом стоимости проживания в стране, выплачивается до 3 лет в регионе проживания.
  • Компенсационная выплата, возмещающая – не менее 30% от общей стоимости .
  • Компенсационная выплата, возмещающая расходы на пользование телефоном – не более 300 рублей . Возмещается до совершеннолетия.
  • Дополнительные пособия для семей с 10 и более детьми – 10 000 и более рублей.
  • Орденом Родительской Славы награждают семьи, где число несовершеннолетних 7 или более. В дополнение выплачивается компенсация в 100 000 рублей .

Помощь многодетным семьям в получении жилья

Финансовые потребности многодетных семей велики, потому их приравнивают к малоимущим слоям населения. Эта особенность дает шанс получить с возможностью дальнейшей приватизации. Для этого семье требуется стать на жилищный учет в своем регионе.

Многодетные семьи проходят по программе помощи в получении жилья после одобрения запроса без очереди.

Для получения места в очереди на жилье необходимы документы:

  1. паспорта родителей;
  2. свидетельство о браке или разводе;
  3. свидетельства о рождении детей;
  4. справка о составе семьи;
  5. акты собственности, найма, аренды жилья и информация о его особенностях (площадь, аварийное или жилое состояние);
  6. справка о доходах семьи.

Условия и меры социальной поддержки многодетных семей таковы: социальный фонд выделяет жилую площадь, стоимость которой частично погашает государство, предоставляя субсидии, или же предоставляется жилья по договору социального найма, который будет действовать до достижения младшим ребенком 18-ти лет.

У семей есть выбор: получение квартиры или же земельного участка под застройку.

Земельные участки многодетным семьям

450 000 рублей на погашение ипотеки

В 2019 году Владимир Путин поручил разработать законопроект, который будет предоставлять семьям с 3 и более детьми дополнительные , которые можно потратить на погашение ипотеки. Данная помощь может суммироваться с материнским капиталом. Для большинства регионов 900 тысяч рублей будет достаточно для оплаты большой части стоимости квартиры.

Адресная материальная помощь многодетным семьям

Вид дополнительной помощи оказывает государство по просьбе многодетной семьи с (меньше прожиточного минимума на 1 человека). Региональный уровень поддержки оказывается адресно по запросу.

Виды адресной помощи:

  • финансовая разовая выплата;
  • компенсация в виде продуктовой корзины;
  • ежемесячные выплаты или дотации;
  • возмещение проезда детей в общественном транспорте.

На величину выплат влияет количество детей и совокупный доход семьи.

  1. паспорта родителей;
  2. заявление об адресной помощи;
  3. справка о доходах за последний квартал;
  4. справки о праве собственности на недвижимость;
  5. свидетельства о рождении детей и браке родителей;
  6. другие бумаги, что описывают особенности многодетной семьи (инвалиды, учащиеся, безработные).

Помощь будет отменена, как только уровень прожиточного минимума семьи будет больше минимального. Особенности назначения и выплат зависят исключительно от региона проживания. Переезд является поводом прерывания государственного финансирования и переоформления в другом месте регистрации.

Заключение

Многодетная семья в России – социально защищенный слой населения. Дефицит законопроектов не мешает вести активную политику поддержки семьи и демографического роста. На получение помощи от государства рассчитывают полные и неполные семьи, в которых более чем 3 малолетних детей. Льготы, скидки и субсидии распространяются на всю семью:

  • До совершеннолетия детей – бесплатный проезд, школьное питание и форма, отдых и познавательный досуг, финансовая помощь и подарки.
  • После 18 лет – помощь тем лицам, которые получают высшее образование на дневном отделении.
  • Родители регулярно получают обязательные финансовые компенсации от государства начиная с момента рождения третьего ребенка. В том числе адресную поддержку по личному запросу.
  • Мать имеет право на досрочный выход на пенсию, если имела более 5 детей и 15 лет страхового стажа.
  • Наличие 7 детей государство награждает Орденом Родительской Славы и денежной премией.
  • Возможность получить жилье или земельный участок под застройку без очереди и при наличии государственных субсидий.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по мерам социальной поддержки для многодетных семей

Вопрос: После развода с мужем мы поделили детей и оформили этот факт юридически: я забрала сына и дочь 2 и 3 летнего возраста, а муж воспитывает 5, 9 и 13-летнего сыновей. Будучи инвалидом (слабое зрение, которое не позволяет мне работать) и воспитательницей малолетних детей, не могу обеспечить нам финансовую стабильность. Хочу знать, возможно ли с бывшим мужем и дальше сохранять статус многодетной семьи ради выплат? Можно ли нам с детьми получать какую-то дотацию, как малоимущим?

Ответ: К сожалению, ваша ситуация может измениться только в нескольких случаях:

  • вы заново заключите брак с бывшим мужем;
  • муж переоформит еще одного ребенка на вас;
  • вы заключите новый брак с другим мужчиной с малолетним ребенком или детьми;
  • рождение 3 ребенка.

Альтернативный вариант в вашей ситуации — адресная помощь.