Семейная гостиная "Семья это святое" материал (средняя группа) на тему. «Семейная гостиная» - как форма работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки 4 что такое семейная гостиная

анна
Родительский клуб как форма взаимодействия с семьей в ДОУ

Многие годы воспитание в нашей стране из семейного превращалось в преимущественно общественное. Однако в настоящее время, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Необходимость работы с родителями диктуется не столько потребностью помощи детскому саду со стороны пап и мам, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка.

Родители сейчас , не смотря на обилие информации , а может и вопреки ей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Им необходимы точные, однозначные ответы на вопросы о развитии своих малышей, о том, как с ними взаимодействовать , что читать, о чем говорить, как себя вести в сложных ситуациях.

Консультации необходимы родителям всех социальных групп. Даже если никаких особых проблем во взаимодействии с ребенком у родителей нет , им хочется узнать что-то новое о своем чаде, научиться чему-то новому, послушать других родителей и педагогов . Родителям не нужны долгие лекции, сложные научные выкладки, им интересно познакомиться с основными этапами развития самооценки и саморегуляции, психических процессов, разных структур личности ребенка; знать, какими способами можно развивать своего малыша, как помочь ему в общении с другими детьми, обучении и личностном росте.

Некоторые из родителей , приводя ребенка в группу детского сада, проявляют интерес к вопросам воспитания, но при этом в каждом конкретном случае педагогического взаимодействия оказываются в растерянности и затрудняются сделать необходимый выбор.

Именно поэтому в нашем детском саду созданы клубы «Ступеньки роста» и «Школа родительской мудрости » » для родителей воспитанников .

Клуб создает условия для организации регулярных содержательных встреч, поэтому каждое занятие клуба обозначено определенной темой с согласия участников и в соответствии с имеющейся программой

Клубная форма взаимодействия обеспечивает преемственность и непрерывность во встречах педагогов, психологов, родителей .

При наличии развитых форм клубной работы встречи в клубе могут проводиться в форме дискуссий , тренингов, развивающих игр и пр. В клубе руководитель выступает в качестве организатора и эксперта, находясь на втором плане обсуждений. Обмен родительским (педагогическим) опытом – главное и основное, что организуется в наших Клубах .

Для удовлетворения потребностей родителей в психолого-педагогических знаниях в настоящее время лекционная форма работы перестала себя оправдывать. Это можно объяснить тем, что лекционная информация воспринимается современными родителями как давление со стороны педагогов. При этом известно, что в процессе пассивного слушания усваивается только 10-20% информации , да и мотивация участников снижается, поскольку, как правило, лектором не учитывается жизненный опыт участников и их личный запрос к специалисту.

Главным условием нашей работы с родителями стало сотрудничество, а средством - общение, несмотря на то, что это самый привычный способ устанавливать отношения с людьми.

Но методы общения и взаимодействия были выбраны активные :

лекция - диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;

дискуссия – “круглый стол”, совместное обсуждение какой-либо проблемы;

психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т. д.) ;

диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания) .

На встречах с родителями для усиления их эффективности мы используем анкеты, рисуночные пробы, цветодиагностика и многое другое.

Основные этапы работы по организации клубов в учреждении :

1. Теоретический- Изучение опыта работы клубов для родителей социально-психологической направленности в городе и регионе,

2. Подготовительный

2.1 Работа специалистов ДОУ

Мотивационный семинар по вопросу организации родительского клуба

Поиск эффективных форм работы с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах воспитания детей; развитие отношений взаимопонимания и сотрудничества между педагогами ДОУ и родителями

2.2 Работа с родителями

Мотивационные встречи с родителями в группах ДОУ

родителями , изучение их мнения о целесообразности организации в ДОУ клуба для родителей

3. Организационно-методический

Создание творческой группы по руководству Клубом .

Разработка положения о Клубе .

Разработка тематического плана работы

4. Теоретико-практический (апробирование деятельности родительского клуба )

Разработка сценариев тематических встреч

Проведение тематических встреч с родителями дошкольников

Анализ предварительных результатов

5. Научно-методический

Анализ результатов проведения родительского клуба в ДОУ

Описание этапов работы

Обобщение опыта работы

Основные функции групповой работы :

Коммуникативная – создание и сплочение родительского коллектива как субъекта педагогической деятельности.

Личностно-ориентированная - раскрытие родительского и педагогического потенциала участников.

Инструментальная - выработка у родителей умений и навыков анализа, саморефлексии.

В начале каждого года мы проводим анкетирование родителей по вопросу работы клуба . Это позволяет выявить наиболее интересные темы для обсуждения, время заседаний, ожидания родителей от работы Клуба .

72% родителей желают посещать заседания Клуба . Основными условиями, которые необходимы для этого, были названы : вечернее время проведения – 46%, наличие свободного времени – 35%, интересные темы – 9%.

Наиболее интересными формами проведения заседаний были выбраны : обсуждение – 42%, дискуссия – 20%, круглый стол – 14%.

Также родители указывают темы , которые были бы им интересны, исходя из этих запросов и были выбраны темы для заседаний Клуба .

Во время наших заседаний мы пришли к следующим выводам о том, как повысить эффективность групповой работы :

1. Ориентироваться на интеллектуальные и эмоциональные ресурсы родителей .

2. Учитывать предпочтения и пожелания участников.

3. Выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решений.

4. Обсуждаемая проблема должна приниматься и осознаваться участниками.

5. Оказывать помощь друг другу в решении проблем детей.

Преимущества клубной организации состоят в следующем :

1. Появляется возможность объединять родителей , сплачивать родительский коллектив , благодаря доброжелательной атмосфере, свободному добровольному участию, выбору тем с учетом общих интересов.

2. Атмосфера свободного общения позволяет более открыто выражать свое мнение, увереннее чувствовать себя всем участникам, без опасения негативных последствий.

4. Формат свободного общения , вопросов и ответов, обмена мнениями позволяет не учить родителей педагогике и психологии, а дать им возможность самим придти к разрешению своих сомнений.

5. Темы для обсуждения выбираются из предложенных самими родителями , таким образом, в рамках Клуба реализуется социальный заказ.

Правила взаимодействия участников Клуба :

1. Уважение мнения каждого участника.

2. Активная работа всех членов Клуба

3. Краткое, четкое формулирование своего мнения о проблеме.

4. Обсуждение ПРОБЛЕМЫ, а НЕ личности!

5. Взаимная помощь и поддержка .

6. Говорим только от себя и за себя.

7. Помогаем друг другу становиться мудрее и увереннее в роли родителей .

Правильно организованные встречи специалистов детского сада с родителями помогают позитивному общению, способствуют выработке единой стратегии воспитания детей той или иной возрастной группы, анализу и коррекции поведения детей.

Галина Кобзева
Семейная гостиная как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей

Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг.

В соответствии с Законом Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка.

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г., который отвечает новым социальным запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад " для их равноправного и заинтересованного партнерства.

Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями (законными представителями) и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Кроме того, понизился авторитет детских учреждений, так как появилось множество организаций дополнительного образования, где, как считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в детском саду. Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также является причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей.

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду ? Как сделать родителей (законных представителей) активными участниками воспитательного процесса?

В настоящее время практикой дошкольных образовательных учреждений накоплено многообразие нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников . Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.

Наш детский сад не является исключением. Коллектив ДОУ постоянно проводит планомерную целенаправленную работу с родителями (законными представителями) воспитанников, в которой решаются следующие задачи :

Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Создание атмосферы взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров.

Проанализировав методическую литературу, опыт коллег разных ДОО по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей , было решено организовать в ДОУ клуб для родителей (законных представителей) «Семейная гостиная » . Именно здесь происходит общение в неформальной обстановке на интересующиеся темы. Клуб объединяет разные формы взаимодействия детского сада и семьи . Тематика работы клуба планируется на учебный год, конечно, учитываются запросы родителей (анкеты, беседы) . И главное, это диалог в ходе которого, все участники приходят к разрешению заявленных проблем. Опытом своим делятся не только педагоги, но и родители.

Основными направлениями деятельности клуба являются оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания , повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.

При организации заседаний используются разные формы : круглый стол, тренинги, беседы, практикумы, видеоматериалы по организации жизни детей в ДОУ и семье . За чашкой чая родители получают квалифицированную помощь специалистов дошкольного учреждения : заведующего ДОУ, педагогов, музыкального руководителя, ст. медсестры. Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования.

Темы заседаний «Семейной гостиной » :

1. «Добро пожаловать в детский сад» (обсуждение вопросов адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения);

2. «Закаляйся, если хочешь быть здоров» (знакомство с методами закаливания, опыт оздоровления ребенка в семье );

3. «Играем пальчиками, развиваем речь» (развитие мелкой моторики через разные виды деятельности) ;

4. «Ребенок за столом» (все о правильном и здоровом питании ребенка раннего возраста) и др.

На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения с семьей требует инновационного подхода. Поэтому в работе клуба используется проектная деятельность :

1. Проект «Мой выходной день» : результат - презентация семейных проектов ;

2. Проект «Мой родной поселок» - создание фотогазеты;

3. Проект «Мы счастливы, потому что мы вместе» - презентация семейных проектов и создание фотогазеты и др.

Обязательно проводим практические занятия :

1. «Мы любим играть» - семинар – практикум, на котором родителей обучали играть с малышами в сюжетно – ролевые и дидактические игры;

2. «На улице – не в комнате, вы все об этом помните!» - семинар – практикум, на котором был представлен материал по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улицах.

За период функционирования «Семейной гостиной » самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию : были проблемы с посещением, их низкой активностью. Причины самые разные : нехватка времени, ощущение несостоятельности, неуверенности, непонимание важности вопроса - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками.

Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм , практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствует заинтересованности родителей к посещению гостиной .

На заседаниях «Семейной гостиной » педагоги много рассказывают родителям о различных опытах семейного воспитания и привлекают к этому родителей. На аудиторию родителей большее влияние оказывает то, что о положительном опыте жизни и воспитания детей в семье рассказывает не педагог, а другие родители. К указаниям и требованиям воспитателя они могут отнестись скептически, с некоторым недоверием. Их больше убеждает, когда об этом же рассказывают сами родители, реализовавшие в своей семье определенное направление в воспитании и развитии своего ребенка, испытавшие их целесообразность и добившиеся положительных результатов. Родители легче делятся своими успехами, трудностями, сомнениями, маленькими секретами и изюминками семейного воспитания друг с другом, вместе ищут выход из проблемных ситуаций. Выступления родителей с живым интересом просматриваются и выслушиваются на собраниях, вызывают обсуждения, будят мысли и способствуют обмену опытом семейного воспитания .

Поэтому мы, педагоги, должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка . Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей .

Критериями эффективности работы клуба , на наш взгляд, являются :

Высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,

Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,

Положительная оценка родителями (законными представителями) деятельности клуба;

Предложения о дальнейшем сотрудничестве.

Современные формы работы с семьями воспитанников , в соответствии с новой философией взаимодействия ДОУ и семьи , имеют неоспоримые и многочисленные преимущества, это :

Открытость дошкольного образовательного учреждения;

Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на взаимодействие по воспитанию детей ;

Активное участие родителей (законных представителей) в образовательном процессе ДОУ;

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников.

А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие ! Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты, позиция родителей становится более гибкой. Своей работой педагоги ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Теперь они не только зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка.

Литература :

1. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа :

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158429

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

4. Бражицкая, А. А. Формы взаимодействия ДОУ с родителями [Текст]: / А. А. Бражицкая, Е. В. Корнеева // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV междунар. науч. конф. - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 28-31.

5. Березина В. А, Виноградова Л. И. Волжина О. И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания : Программы родительского всеобуча. С. -Пб.: Каро, 2005.

6. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.

7. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст]: методическое руководство для работников ДОУ / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.

8. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. - М. ;Просвещение,2015.-126с.

9. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст] : пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.

Воспитание ребенка – это сложный процесс, за который в полной мере несут ответственность родители. Однако когда дети подрастают и отправляют в ясли, детский сад и школу, к процессу их воспитания подключаются и педагоги. Ошибочно в этот момент большая часть родителей думает, что с этого момента можно расслабиться, ведь теперь воспитатели и педагоги должны прививать нормы, ценности и знания их детям. По последним социологическим исследованиям установлено, что самоустранение родителей из воспитательного процесса в большинстве случаев приводит к развитию детской безнадзорности, что приводит к асоциальному поведению детей (начало ранней половой жизни, детский алкоголизм, преступность, наркомания и т. д

Задача педагогов на любом уровне, будь то детский сад или школа, донести важность участия и координации деятельности, направленной на обучение и воспитание дошкольников и школьников.

Выбор формы работы педагога с семьей должен базироваться на типологии личности родителей, которые классифицированы следующим образом: Первая группа. Родители – помощники учителя. К этой группе относятся семьи, где уважают традиции, имеют активную жизненную позицию и всегда ответственно подходят к поручениям учебного учреждения. Вторая группа. Родители – потенциальные помощники учителя. Как правило, это семьи, которые готовы выполнить поручение учебного учреждения, если их об этом попросят в открытую и аргументируют свою просьбу. Третья группа. Родители, не оказывающие помощи учителю. Родители этой группы игнорируют учебный процесс и отрицательно относятся к учреждению и педагогам. В этой группе можно выделить семьи, где негативное отношение к учебному учреждению скрыто, и те, где родители заявляют об этом открыто.

Выбирая форму работы с семьей, важно учесть следующее: Семьи первой группы – это надежная опора при создании родительского коллектива, они играют большую роль при формировании общего мнения и принятии решений. Семьи второй группы – это люди, которые охотно идут на контакт и готовы принять участие в процессе воспитания и учебы только тогда, когда педагог детально объяснит их действия и смысл реализации тех или иных функций. Семьи третьей группы – это люди, с которыми трудно вести беседу, а привлечение их должно начинаться с просьб, которые не будут занимать у них много времени и сил, что позволит постепенно приобщить их к общему процессу.

Педагогические беседы Пожалуй, данная форма работы с семьей является самой распространенной и доступной, но одновременно и одной из самых эффективных. Данная форма также может служить как дополнение к другим формам, таким как родительские консультации, собрания и т.п.

Открытые занятия Данная форма помогает родителям увидеть своими глазами, как воспитываются их дети, и побывать, так сказать, внутри самого учебного процесса. Педагог за время этого занятия должен вовлечь в общение всех учащихся и тем самым дать возможность родителям со стороны понаблюдать за своим чадом: как дает ответы, насколько хорошо себя ведет и т. д.После окончания открытого занятия можно обсудить ход его проведения с родителями. Благодаря этому можно понять, какой же является их обратная реакция.

Посещение семей Эта индивидуальная форма работы с семьями предполагает, что педагог посещает ребенка на дому. Это крайняя форма, прибегать к которой следует только в самых сложных ситуациях.Однако не всегда педагог может посещать семьи на дому только для того, чтобы обсудить серьезные проблемы. В некоторых ситуациях приход педагога в дом может быть и радостным событием. К примеру, если ребенок заболел, то учитель может навестить его, заодно пообщаться с родителями и своими глазами увидеть, как организовано его место для обучения в доме.

Выбор формы работы с семьями – это важный момент в общении с родителями, ведь за счет них обеспечивается плодотворность взаимодействия, от которого в последующем зависит уровень образования и воспитания ребенка. Каждый педагог самостоятельно определяет для себя форму, однако это должно быть аргументировано и находить обратную связь от родителей.

«Наилучший способ помочь детям –
это помочь их родителям»

Актуальность

Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.

Учёные (В.М.Дружинин, С.В.Ковалёв, В.В.Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.

Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.

Какой же здесь выход? Как государству, так и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья, каковы её задачи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи.

Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания Родительского Клуба «Семейная гостиная» очень велика. Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, Клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.

Положение о клубе «Семейная гостиная»

ГБУ КО СРЦН «Ровесник» Отделение временного пребывания

1. Общие положения.

1.1. Клуб «Семейная гостиная» является структурным подразделением комплексной социально-психолого-педагогической программы «Шаг на встречу», посвящённой комплексному сопровождению несовершеннолетних, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

1.2. Клуб «Семейная гостиная» является одной из форм деятельности социально-психолого-педагогической работы отделения временного пребывания, объединяющих родителей общими интересами, к общению друг с другом, к сотрудничеству с педагогами, специалистами по работе с семьей.

1.3. Клуб «Семейная гостиная» осуществляет свою деятельность за счет бюджетных средств учреждения на основании Устава ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

1.4. Клуб «Семейная гостиная» создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Администрации ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

2. Основные цели и задачи Клуба «Семейная гостиная».

2.1. Цель создания и функционирования родительского Клуба: повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.

2.2. Задачи:

3. Управление Клубом «Семейная гостиная».

3.1. Общее руководство Клубом «Семейная гостиная» осуществляется Администрацией ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

3.2. Руководство деятельностью Клуба «Семейная гостиная» осуществляют руководители Клуба – зав.отделением, педагог-психолог, соц.педагог.

3.3. Органом коллективного управления Клубом «Семейная гостиная» является общее собрание Клуба.

3.4. Ответственность за содержание деятельности Клуба «Семейная гостиная» несет Администрация ГБУ КО СРЦН «Ровесник» и руководители Клуба – зав.отделением, педагог-психолог, соц.педагог.

4. Материальная и финансовая база Клуба «Семейная гостиная».

4.1. Помещение, оборудование, мебель для работы Клуба «Семейная гостиная» предоставляет Администрация ГБУ КО СРЦН «Ровесник».

4.2. Руководители Клуба «Семейная гостиная» несут ответственность за сохранность предоставленных материальных ценностей, за соблюдение установленного Администрацией ГБУ КО СРЦН «Ровесник» порядка и режима работы.

4.3. Финансовая поддержка Клуба «Семейная гостиная» обеспечивается Администрацией ГБУ КО СРЦН «Ровесник» и спонсорской помощью.

Основные цели и задачи Клуба «Семейная гостиная»

Цель создания и функционирования родительского Клуба: повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.

Задачи:

  • оказание психолого-педагогической помощи родителям;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  • повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;
  • развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия и обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
  • обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.

Условия реализации Клуба

Место проведения – ГБУ КО СРЦН «Ровесник»

Сроки реализации – Заседание Клуба «Семейная гостиная» проводится 1 раз в месяц в течение реабилитации несовершеннолетних воспитанников отделения. Запланировано 6 тематических встреч, но по запросу родителей могут быть дополнительные заседания.

Время – Длительность занятий 40-60 минут в зависимости от настроя группы, количества участников и т.д.

Оборудование – комната психологической разгрузки, коврики, кресла, столики, доска.

Материалы и инструменты – магнитофон, диски и аудиокассеты с релаксационной музыкой, авторучки, карандаши, краски, белая бумага А-4, цв.бумага, ножницы, клей ПВА и мн.др.

Количество участников – 5-10 человек.

Основные принципы работы Клуба: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.

Участниками Клуба могут быть: родители воспитанников, другие социально ответственные родственники несовершеннолетних.

Формы организации работы Клуба: «круглый стол», психологический практикум, тренинги, «мастер-классы», обсуждение опыта семейного воспитания, коллективные творческие работы и др.

Структура заседаний Клуба:

1. Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.

2. Практическая часть – предполагает реализацию (или хотя бы «репетицию» реализации) приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.

3. – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).

Главные принципы при подготовке материалов к каждому этапу заседания это:

  • позитивный настрой;
  • отсутствие назидательности и нравоучений;
  • «авансирование» тех положительных качеств и свойств, которые мы хотели бы сформировать.

В работе Клуба осуществляется комплексный подход: привлекаются зав.отделением, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, инструктор по труду, мед.персонал, инструктор по физ-ре и ЛФК.

Работа Клуба «Семейная гостиная» реализуется в рамках комплексной социально-психолого-педагогической программы «Шаг навстречу», посвящённой комплексному сопровождению несовершеннолетних, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Однако возможности Клуба достаточно широки, предложенную структуру, методы и формы можно использовать как отдельное направление в работе с родителями.

Тема заседания №1 – «Наши дети» (Приложение 1)

Цель

Ознакомление участников с целями и задачами Клуба; формирование установки на активную работу и доверительные отношения; предоставить родителям практические рекомендации, которые помогут сформировать позитивное отношение к ребенку; стимулировать родителей к позитивной и продуктивной совместной деятельности с детьми.

Теоретическая часть

Предоставить информацию об особенностях семейного воспитания; провести экспресс-диагностику родительских установок, подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания семье и особенностями поведения ребенка; создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми.

Практическая часть

В практическую часть включены игры, направленные на развитие чувства принадлежности к группе, приобретение родителями нового чувственного опыта при взаимодействии с детьми.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

1) телесно-ориентированные упражнения;

2) ролевые игры;

Обратная связь

Возможные формы организации:

2) домашнее задание: изготовить с детьми «Тетрадь моих достижений»

3) вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания №2 – «Мама, папа, я – вместе мы здоровая семья»

Цель

Активное включение родителей и детей в содружество «врач-педагог-семья» с целью гигиенического воспитания детей, привития им навыков здорового образа жизни.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются тезисы, раскрывающие различные грани понятия «здоровье», рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов, заболеваний органов зрения, слуха.

Практическая часть

В практическую часть включены упражнения и игры, направленные на развитие стрессоустойчивости.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

– «Весёлые эстафеты»

Обратная связь

Возможные формы организации:

1) анкета для родителей и детей «Вредные привычки»;

2) буклет «Сохраним главное…»;

4) вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания №3 – «Я родитель, а это значит»

Цель

Профилактика жестокого обращения и насилия в семье, рассмотреть подходы к эффективным дисциплинарным методам воздействия, помочь родителям наладить общение с ребёнком.

Теоретическая часть

Ознакомление с родительскими обязанностями и правами ребенка, с видами жестокого обращения и насилия несовершеннолетних детей, для обсуждения предлагаются тезисы, позволяющие родителям «проанализировать и протестировать» свои родительские установки, взглянуть по-новому на свои методы поощрения и наказания.

Практическая часть

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации: интеллектуальные соревнования «Права и обязанности».

Обратная связь

Возможные формы организации:

– буклет «Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь!»

– вопросы, пожелания родителей.

Тема заседания №4 – «Рецепт счастья – «Большая семья – большая радость»

Цель

Попытаться раскрыть такую важную тему, как детско-родительские отношения, рассмотреть подходы к эффективным методам взаимодействия, помочь родителям наладить общение с ребёнком.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяющиеся расширить возможности понимания психологических особенностей своего ребенка, Способствующие повысить интерес родителей к внутреннему миру ребенка.

Практическая часть

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру, на развитие чувства принадлежности к группе, а также на развитие любознательности.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

– «совместное рисование»;

общий танец в круге, хороводы и т.д.

Обратная связь

Возможные формы организации:

Тема заседания №5 – «Мы вместе» (Приложение 2)

Цель

Создание ситуации и условий для взаимодействия и сотрудничества детей совместно с родителями в игровой ситуации, ролевых играх.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяющие проанализировать и выделить преимущества больших семей, особенности воспитания детей, принцип «сравнивания». Для примера, выступление многодетной матери, обмен опытом.

Практическая часть

В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

– «шумовой оркестр»;

– общий танец в круге, хороводы;

– совместное пение под караоке и т.д.

Обратная связь

Возможные формы организации:

– анкета о работе Клуба «Счастливая семья»

– пожелания родителей на будущий учебный год (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)

Тема заседания №6 – «Семейные ценности» (Приложение 3)

Цель

Сделать жизнь детей в семье интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, формированию семейных традиций.

Теоретическая часть

Для обсуждения предлагаются варианты, как можно разнообразить и заполнить досуг в семье, проанализировать и выделить преимущества совместных мероприятий в семье. Познакомить одним из путей, таких как музыкотерапия, театральная деятельность и др.

Практическая часть

В практическую часть включены театральные постановки, с привлечением детей и их родителей, импровизация.

Коммуникативная, интерактивная часть

Примерные формы организации:

– танцевальные и вокальные номера;

– совместное пение под караоке и торжественное чаепитие.

Обратная связь

Возможные формы организации:

– анкета о работе Клуба «Семейная гостиная»

– пожелания родителей (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.)

Прогнозируемый результат:

Участие в работе Клуба поможет родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей и у детей. Появится желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону. Повысится психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, формированию равноправных и равноответственных партнёров. К тому же родители и дети смогут обогатить семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается.

Литература:

  1. Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М.,1999.
  2. Газета “Школьный психолог” №5–2002, №10–2006.
  3. Даринская В.М. Радость семейного общения. – Воронеж, 2000.
  4. Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010. – 240c.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком – СПб, 2001.
  6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, 2000.
  7. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010. – 232 c.
  8. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011. – 123 c.
  9. Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011.