Новый уклад в семье рассказ. Современные проблемы науки и образования

Дочери, выходя замуж, освобождались от власти отца и поступали под власть тестя. Брак обычно совершался по предварительной договоренности отцов семейств. Будущего мужа выбирал для дочери отец. Часто обручение совершалось еще в детском возрасте. Юноша мог вступить в брак по достижении четырнадцати лет, для девушки брачный возраст был установлен в двенадцать лет. На практике девушка выходила замуж между 13 и 18 годами. Юноша женился еще позже, так как проходил обучение и военную службу. Торжественные обряды совершались, если девушка выходила замуж впервые. В случае второго брака просто заключался брачный договор.

Римляне женились, выходили замуж и вступали в повторные браки по прихоти своих отцов до дней правления Марка Аврелия к концу II века н. э., когда были введены ограничения на право отца расторгать брак своих детей. Отцы не лишались этого права полностью, поскольку они могли все еще расторгнуть брак, если смогут доказать, что имеют на то "вескую причину", а найти такой предлог всегда было легко. Сын, однако, мог сам расторгнуть свой брак, хотя его жена не могла этого сделать. Отец мужа при жизни имел неограниченную власть также и над всеми своими внуками, поэтому у родителей не было никаких юридических прав на своих собственных детей до самой смерти деда. Однако со временем диспатия отца уменьшается, а роль других членов семьи возрастает. Выбором жениха или невесты стали руководить чувства. И часто молодые люди жили вместе, но не женились (в зависимости от социального и финансового положения практиковались различные формы союза, от формальных до простого сожительства).

К сожалению, не сохранилось ни одной картины или описания того времени римского семейства у себя дома, ни одного романа, письма или пьесы, передающих живое ощущение личных отношений в обычном семейном кругу. Существуют немногочисленные описания пышных обедов и случайные вставки семейных сцен в письмах Цицерона, у которого было двое детей, и Плиния Младшего, который был бездетным знатным вельможей. Отсюда и из других неполных источников исследователи составляют картину римской жизни, зачастую противоречивую. Складывается впечатление, что римляне были серьезным народом, обладающим чувством собственного достоинства, заслуживающим скорее уважения, чем привязанности, что подтверждается некоторыми греками, чей живой, сочувственный, любвеобильный характер и чья любовь к красоте и преклонение перед культурным превосходством составляли заметный контраст суровым, прозаичным римлянам. Полибий в середине II века до н. э. говорил, что в Риме никто никогда никому ничего не дает. Почти через триста лет другой грек, наставник будущего императора Марка Аврелия, сказал, что нет такого латинского слова, которое могло бы выразить заботливую, нежную любовь родителей к детям, которая передается греческим словом "philostrogos". Он говорил, что в Риме вы никогда не встретите человека, которого можно назвать таким словом, и что он не верит, что такого рода привязанность существует в Риме. Мне кажется, что в греческие философы преувеличивали. Верность мужа жене, их привязанность к детям, рабам и домашним животным описываются на многих страницах римской литературы и запечатлены на многих могильных камнях и памятниках, сохранившихся до наших дней. Лукреций писал:

После того как жена, сочетавшись с мужем, единым

Стала хозяйством с ним жить, и законы супружества стали

Ведомы им, и они свое увидали потомство,

Начал тогда человеческий род впервые смягчаться.

Сам Цицерон, чья забота и любовь к своим двум детям должна поразить любого, прочитавшего его письма, заявлял в своем трактате "Об обязанностях", что фундаментом общества являются семейные узы сначала между мужем и женой, а затем между родителями и детьми. Он полагал, что "природа силой разума сближает человека с человеком... и прежде всего внушает ему, так сказать, особенную любовь к потомству..." . Конечно, Цицерон не был жестоким и корыстным отцом для своих сына и дочери. Наоборот, он понял, правда, когда уже было слишком поздно, что был чересчур занят собственной карьерой и общественными делами, чтобы уделять им все то внимание, в котором они нуждались, и, по-видимому, испортил их чрезмерной снисходительностью. В обычных семьях, вероятно, все обстояло по-другому. Случайные изображения римских детей обычно представляют их в школе или помогающими своим родителям в ежедневных заботах по дому, в поле и со скотом. Такова и живая картинка, запечатленная Вергилием, изображающая мальчика, очень рано влюбившегося в маленькую соседскую девочку, которую он видел рано по утрам собирающей яблоки в саду со своей матерью. Несмотря на то, что подобные свидетельства обрывочны, они указывают на то, что в римской семейной жизни было много того, что могло бы показаться нам абсолютно нормальным сегодня.

Несомненно, авторитет отца семейства, его власть над супругой и детьми были долгое время непререкаемы. Он был суровым судьей всех проступков, совершенных домочадцами и считался главой семейного суда. Он имел право лишить сына жизни или продать в рабство, хотя на практике это было исключительным явлением. И несмотря на все это, даже в период когда отношения между членами семьи становятся более открытыми, семья и воспитание на протяжении всей истории Рима оставалось за цель и главную суть жизни гражданина.

Народ - это живой организм, клеточками которого является семьи. Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно болеть. Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения другому. Сын работает рядом с отцом - плечом к плечу - и именно здесь он получает живой опыт жизни. Мы как народ слабеем, поскольку крепость народа - в крепости семьи, а семья в России практически уничтожается. Любовь к чему-либо (к Родине, ко всему миру, к случайному человеку и т.д.) начинается с любви в семье, поскольку семья - это единственное место, где человек проходит школу любви.

Современный же уклад жизни никак не способствует укреплению семьи, а, напротив, разрушает ее. Отмечу несколько сторон в вопросе внутреннего уклада современной семьи.

Статус семьи
Начну с того, что сама семья должна иметь очень высокий статус прежде всего для самого человека. Если семья не занимает одно из важнейших мест в жизни человека, то ему никогда не удастся создать крепкую семью.

В советское время очень часто применялся лозунг «Общественные интересы выше личных». Эта совершенно ложная установка путала всю иерархию ценностей в советском человеке. Семьи в этой иерархии вообще нет. Есть какие-то абстрактные общественные интересы и есть личные. А семейные интересы к каким относятся: к общественным или личным? Тут начиналась путаница. В зависимости от ситуации семейные интересы относились то к общественным, то к личным. Но все же чаще семейные проблемы объявлялись личными, то есть менее важными, чем общественные, поскольку для строительства коммунизма были нужны надежные люди - не связанные никакими личными интересами. Человек, привязанный к семье (как, впрочем, и к земле), был ненадежен для коммунизма. Поэтому эпоха строительства коммунизма или социализма сильно подточила все семейные устои русского человека. А после перестройки уже сильно ослабленная семья и вовсе дошла до состояния полного упадка. Хотя идеал крепкой семьи еще жив в нашем народе, но живой опыт того, как создается такая семья, во многом нами потерян.

У православного современного семьянина семья занимает вполне ясное и четкое место в иерархии ценностей. Система этих ценностей такова: Бог - семья - общественное служение (или служение людям) - личные интересы. Семья стоит на втором месте после Бога, намного выше общественного служения, а тем более личных интересов. Что означает такая система ценностей? Если муж толкает жену на аборт (то есть на убийство), то послушание Богу выше, чем послушание мужу. В данном случае, если муж настаивает на аборте, супруга может даже пойти на развод. Разрушение семьи в данном случае меньшая беда, чем нарушение заповеди «Не убий!». Или другой подобный пример. Если человек, чтобы спасти от заслуженного наказания сына, хочет пойти на должностное преступление, то лучше остановиться, ибо соблюдение заповедей Божиих выше заботы о ближнем.

Но вот другой пример. Муж категорически протестует против посещения женою храма. Как лучше поступить жене? Может ли она также пойти на развод, как в случае с абортом? В данном случае все же разводиться нельзя. Если в данном случае муж не толкает жену на нарушение заповедей и не заставляет ее отречься от Бога, то жене лучше уступить и не ходить в храм некоторое время. Посещение храма в данном случае нужно отнести к личным интересам жены. Поэтому лучше сохранить семью, не посещая храм, но при этом оставаясь верной Богу в своем сердце. В данном случае семья важнее. Если семейные интересы вынуждают мужа или жену уйти с важной должности и от этого, может быть, даже пострадает предприятие, нужно уходить не сомневаясь, так как семья важнее. И т.д. Еще раз повторю: семья выше всего, кроме Бога. К сожалению, такое отношение к семье встретишь нынче крайне редко.

Среда обитания
Семейный опыт передается от родителей детям. Поэтому несколько замечаний сделаю относительно воспитания детей. Нормальной средой для воспитания является семья. Но где воспитываются современные дети? Разве в семьях? С раннего возраста ребенка отдают в детский сад и потом в школу. В детском саду ребенок проводит около 8 часов в день, с родителями он общается примерно столько же. Детсадовский возраст - наиболее важный в формировании личности, а половину всего времени ребенок проводит в среде, совершенно не похожей на семейную домашнюю обстановку.

Чем отличается обстановка семьи от детского сада? Во-первых, в семье есть четкая иерархическая структура. Есть взрослые, есть старшие братья и сестры, есть младшие. Ребенок имеет определенное место в этой иерархии. Во-вторых, дома все окружающие люди - близкие родственники, с которыми ты связан на всю жизнь. В детском саду все не так. Ребенок находится в коллективе сверстников. Иерархической структуры почти нет. Есть один воспитатель на всю группу, поэтому большая часть всех коллизий в жизни ребенка происходит при общении со сверстниками. В коллективе сверстников все равны, здесь нет старших и нет младших. Это совершенно неестественная обстановка. Неестественная хотя бы потому, что Господь не дал женщине способности за один раз рожать сразу пятнаднать-двадцать детишек, которые бы были равны в семье. Все воспитание в семье построено на том, что младшим прививается послушание старшим, а старшие приучаются заботиться о младших. Ребенок, пройдя двойную школу (школу послушания и школу заботы), вырастает нормальным человеком - послушным и заботливым. В детском саду ребенок проходит совсем другую школу - школу равноправия. Все дети имеют равные права и обязанности. Дети учатся сосуществовать без конфликтов: не драться, не ссориться. Не больше! Это все есть и в семье. Но в детском саду нет духа послушания и заботы, которыми проникнута семейная обстановка. Если бы мы готовили ребенка к тому, что он никогда не будет создавать семьи, всю жизнь будет жить в общежитиях, никогда не будет занимать начальственной должности и никогда не будет подчиненным, то тогда воспитание в детском саду вполне приемлемо. Если же мы хотим вырастить будущего семьянина, то детский сад крайне вреден.

Если мы хотим вырастить настоящего гражданина, то крайне желательно воспитание именно в семье. Все общество устроено иерархично. Есть начальство, есть подчиненные. У каждого свои права и свои обязанности, и у каждого своя ответственность Ребенок именно в семье впитывает правильное отношение к старшим и младшим, и то, что он встречает во взрослой жизни, уже было им освоено еще в детстве.
В детском саду все люди временные. Воспитатели чередуются по определенному графику, сами дети не привязаны друг к другу ничем, кроме детской дружбы. Сегодня дружим, завтра поссоримся. Дети не отвечают друг за друга. В семье же дети не могут долго жить в ссоре, особенно если они маленькие. Этого просто не позволят родители, которые всеми силами помирят детей. Брат и сестра остаются близкими на всю жизнь, и родители с раннего детства приучают их, что ссора - это ужасное и совершенно недопустимое в их жизни событие. В детском саду конфликты могут иметь совершенно другой исход: долгая озлобленность друг на друга, можно разойтись с бывшим другом, можно даже перевестись в другую группу или другой детский сад.

Правильная иерархия семьи
Семья иерархична, и это очень важно, но для воспитания требуется правильная иерархия: отец - мать - дедушка и бабушка - старшие братья и сестры - я - младшие. У каждого члена должно быть свое место в этой иерархии. Кстати, в приведенной схеме дедушка и бабушка стоят на втором месте после родителей. Такое положение дел имеет место в том случае, если старшее поколение уже состарилось и само передало старшинство своим детям. Я слышал рассказы пожилых людей о том, что в старых семьях обязательно наступал момент, когда состарившийся глава семьи призывал своего сына и передавал ему свои обязанности.

Эта правильная иерархия не должна нарушаться. Если жена становится на первое место, то это уродует семью. Об этом мы уже говорили в беседе о том, кто является главой семьи. Но есть еще одно частое искажение в устройстве современных семей. Оказывается, часто негласной главой семьи является ребенок. Попробую пояснить, что имеется в виду.

Один православный психолог отмечает, что в советской педагогике в 50-х годах произошел переворот. Был объявлен всем нам известный девиз: «Все лучшее - детям». Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся в его справедливости. Чтобы пояснить родителям, откуда идут их беды с детьми, этот психолог задавал родителям вопрос: «Кому в вашей семье достается лучший кусок?» - «Конечно, ребенку», - следует ответ. А это и есть признак того, что в семье все отношения перевернуты. Начнем с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. Первый и самый большой кусок должен доставаться отцу. Отмечу еще раз: не лучший, а первый и самый большой. Второй кусок и поменьше - матери, а далее всем остальным - дедушкам и бабушкам, и, наконец, деткам. Так всегда было в семьях с традиционным православным укладом. Я часто расспрашивал пожилых людей о том, как протекал обед в старых семьях. Каждый раз я слышал нечто подобное. На стол ставился чугунок с супом. Один на всех! Никаких лучших кусков, все ели из одного чугунка. Первым начинал есть отец, до него никто не мог лезть своей ложкой за супом. Мяса никто вначале из супа не брал. Наконец, когда же вся жидкость будет выхлебана, отец стукнет один раз по чугунку, и это было сигналом к тому, что можно есть мясо. За столом никто не разговаривал, и до окончания обеда самовольно выходить из-за стола никто не мог. Такое положение в русских провинциальных семьях держалось до конца 40-х годов. Только в начале 50-х годов в деревенских семьях появляется посуда для каждого члена семьи. До этого у каждого была только своя ложка. Если в деревне совершалась свадьба, то посуду для этого собирали по всей деревне. Так было во всех сословиях. И в купеческих, и в дворянских семьях почитание старших пронизывало весь уклад жизни.

Одна прихожанка рассказывала, что когда они семьей впервые уехали из Москвы на все лето в деревню, то она для себя сделала много открытий. Однажды они вернулись с огорода домой с одной соседкой, местной жительницей. Она первым делом, как всегда, стала сразу готовить на стол детям, чтобы подкрепить их после работы. «Ты что делаешь-то?!» - с удивлением спрашивает соседка. «Как что? Детей кормлю» - «Ты мужика-то сначала накорми! Вот дает!» Только тогда эта прихожанка впервые задумалась, что в семье должен быть глава семьи, которого надо уважать и что надо приучать детей уважать отца. Элементарные правила семейной жизни, которые знала обычная деревенская женщина, были откровением для горожанки, получившей высшее образование, много читающей и считавшей себя вполне хорошей супругой.

В приходе, где я делал первые свои шаги церковной жизни (да и во многих других приходах), я почти всегда видел одну картину. Во время Причастия первыми подходили дети, потом взрослые - и мужчины, и женщины вперемежку Я считал это вполне нормальным и правильным. Но читая однажды древние церковные памятники, я встретил описание порядка, в каком подходили к Причастию в древней Церкви. Сначала причащались клирики (певцы, чтецы), потом миряне: мужчины, женщины и только в конце - дети. Вначале я был удивлен: как же так?! Бедных детишек заставлять ждать! Позже удивление сменилось пониманием, что только так и должно быть. Кстати, совсем маленькие дети причащались, видимо, все же не в конце, а просто на руках своих отцов и матерей, вместе с ними приступая к Причастию, а самостоятельные детки, которых не надо постоянно держать за ручку, шли действительно в конце. Так должно быть, если мы хотим вырастить хороших детей, которые знают свое место в жизни.

За что ребенок в семье получает самый лучший кусок? За то, что он маленький? Тогда берегитесь, родители! Ребенок очень легко усваивает, что он имеет некие привилегии просто за то, что он маленький. Вместо того, чтобы повзрослеть уже к 16-17 годам, современные парни взрослеют только к 25, а девушки, которые в прошлые века подчас венчались уже в 14 лет, взрослеют только к 20 годам. До 17 лет родители балуют свое дитятко, а потом удивляются, почему их сыночек не хочет зарабатывать себе на жизнь, а все продолжает требовать от родителей помощи как нечто само собой разумеющееся. Причем физически взросление наступает в том возрасте, когда ему и положено: девушка физиологически уже способна стать матерью, парень физиологически способен стать отцом. Но они не готовы к этому морально.
У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. У ребенка должны быть четкие представления об иерархии в семье: «отец - мать - дедушка и бабушка - старшие братья и сестры - я - младшие братья и сестры». Если в течение 17 лет ребенок или уже подросток постоянно впитывает: «Мне положен лучший кусок, потому что я маленький. Мне можно не работать на огороде, потому что я маленький. Я могу не помогать маме, потому что я маленький и еще не умею подметать», - то такое отношение к окружающему миру у него останется до конца жизни. Сначала он маленький, потому что еще не ходит в школу. Потом он маленький, потому что еще только учится в школе. Затем он маленький, потому что еще только учится в институте. Далее он все еще маленький, потому что он молодой специалист. И все это время человек требует себе особых привилегий за то, что он маленький.

Конечно, надо учитывать возраст детей и не требовать от него то, что он еще неспособен делать , но бесплатных привилегий быть не должно.

Казенное учреждение

«Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»

Основы семейного уклада

Семейный уклад,

как динамическая система

Материалы подготовила:

Учитель-логопед

Нижневартовск, 2017

Уважаемые родители!

В этой части лекции мы расскажем вам

об устоявшихся стилях семейного поведения, о динамике развития семьи, об отношениях членов семьи друг к другу.

Если Вы хотите подробно познакомиться

с различными аспектами семейного уклада,

обратитесь к следующей литературе:

Авдеева типа привязанности ребенка к взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и Доме ребенка) / , // Психологический журнал. - 1999. - № 1. Андреева роль отца и становление дочери / , // Вестник СПбГУ.- 2011. - Сер. 12. - Вып. 1. - С.188-194. Берсенева старшеклассников и учителей к традиционному укладу жизни в России/ // Вестник СПбГУ. – Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2008. - № 2. - С. 309-320. Гришина ориентации личности: семья и поколение / , // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12, Психология. Социология. Педагогика. - 2008. - Вып. 3. - С. 113–123 Дружинин семьи / . – М.: КСП, 1996. – 160 с. браз домашней жизни семьи и типовая квартира / Ю. Круусвалл // Человек и среда: психологические проблемы /Под. Ред. Т. Нийта, М. Хейдметса и Ю. Круусвалла. Таллин, 1995. – С. 144-149 Куницына особенностей семейного уклада на возникновение у ребенка застенчивости / , (Погольша) // Психологические проблемы индивидуальности. – Л., 1985. - с. 307-311. Олифирович семейных кризисов / , -Куземкина, - СПб.: «Речь», 2006. – 360 c. Яничева о семье у современной молодежи / , // Семья в современном мире / Сост. и науч. ред. . СПб.: Изд-во С - Петерб. Ун-та, 2010. С. 68-76

Семья - важный социальный феномен, довольно сложное социальное образование, в котором проходит большая часть жизни людей, а также их первичная социализация. Именно в семье происходит становление индивида личностью. Социальный институт семьи несёт в себе множество функций, начиная репродуктивной и заканчивая психологической, эмоциональной поддержкой своих членов.

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью, это отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанные на любви и обеспечивающие продолжение человеческого рода и передачу накопленного жизненного опыта от поколения к поколению. Семья не может существовать без семейного уклада.

Семейный уклад - это устойчивые формы отношений членов семьи друг с другом, суть которых заключается в сохранении целостности семьи и передаче ценностей, устойчивых образцов поведения от старших поколений к младшим, реализуемые в предметной среде дома.

Семейный уклад зависит от того, в каком цикле находится семья: молодая она, среднего возраста или состоящая из пожилых людей, от того, сколько поколений живут одной семейной жизнью.

Семейный уклад рассматривается, как совокупность следующих компонентов:

– обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);

– традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);

Отношения (сердечные чувствования и настроения);

– правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки);

– распорядок (установленный порядок в течение дел) дня, недели, года.

Социально-образовательное значение семейного уклада для конкретного ребенка, заключается в том, что в процессе жизнедеятельности семьи, жизненного воздействия всего семейного уклада и семейного коллектива у детей складывается представление о семье, о брачно-семейных отношениях, формируются навыки и привычки деятельности и поведения в семье, умения и способы разрешения семейных ситуаций.

Семья воспринимает, поддерживает и передаёт из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и культурную традицию:
- духовно-религиозные традиции имеют целью пробудить личность ребенка, сформировать чувства, основанные на традиционных исконных представлениях о добре и зле, основных христианских заповедях. Воспитывают у детей чувства благоговения к святыням, учат бережному отношению к окружающему миру – великому творению;
- национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей.

Ответственность семьи заключается, прежде всего, в передаче всего языкового богатства от старших поколений младшим, от родителей - детям. Освоение национальной культуры, родного языка через колыбельные песни матери, потешки, сказки бабушки. Обучение родному языку - святой долг родителей, наукой доказано, что ребенок рождается с готовностью мыслить и говорить на языке своих родителей. В противном случае затормаживается мыслительная деятельность и как следствие - отставание в умственном развитии.
- культурные традиции представляют собой нравственные законы и принципы человеческих взаимоотношений , выработанные данной культурой. Именно в культурных традициях семейного воспитания находят отражение правила межличностного взаимодействия, которые передаются от родителей к детям. Таким образом, в культурных традициях народа закрепляются законы социального взаимодействия, на которые опираются взрослые члены семьи в процессе социализации детей.

Семейный уклад оказывается взаимосвязанным с внешним по отношению к семье общественно-экономическим укладом. С другой стороны, уклад семьи, отражаясь в сознании ребенка, способствует формированию нравственного склада личности и ее устойчивости по отношению к различным воздействиям извне.

Семейный уклад связан с доминирующими ценностями, семейным самосознанием, распределением ролей в семье. Высокая согласованность ценностей, ролевых ожиданий во вновь сформировавшейся семье способствует выработке семейного уклада и образа семьи как целого в сознании каждого ее члена. Рассогласование же по любому из этих параметров неизбежно ведет к конфликтам и, при самом плохом раскладе, - к распаду семьи. Семейный уклад претерпевает изменения в течение жизненного цикла семьи и ему присущи, подобно личности, критические периоды.

Для понимания особенностей уклада семьи необходимо рассматривать ее не только с точки зрения отношений, но и с точки зрения той среды, в которой эти отношения развертываются. В укладе семьи выделяется, таким образом, два уровня проявления: физический (дом, внешний мир) и социально-психологический.

Семейный уклад, будучи динамической системой, претерпевает определенные преобразования. На основании того, что он связан со структурой семьи, изменения структуры семьи приведут к изменению и семейного уклада. Когда происходят изменения?

Этап формирования семьи - проблема взаимодействия укладов двух семей.

Этап разрастания семьи - появление детей.

Этап отделения - уход взрослых детей в самостоятельную жизнь.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка , его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах.

Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям.

Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.

Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности.

Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг - звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков». Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития.

Задача родителей состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития, и формирования личности детей - инвалидов.

Родителям необходимо помнить, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Нужно сделать все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

    Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами. Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас. Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками. Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную. Общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе! Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты. Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание. Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой - способствует правильной организации всей лечебно­коррекционной работы . Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи. Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут. Постарайтесь научить ребенка быть самим собой - и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все. Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

Таким образом, семейный уклад – это ритм жизни, динамика развития, устойчивость духовно-нравственных начал, психологический климат и эмоциональное благополучие семьи.

1

В статье проведен теоретический анализ понятия семейный уклад в его социально-психологическом аспекте. Семья представляет собой малую группу, характеризуемую особой целью ее создания. Устойчивость семейной системы в больших временных масштабах зависит от многих факторов, которые могут быть объединены в понятие семейный уклад. Он представляет собой устойчивые формы отношения членов семьи друг с другом, суть которых в сохранении целостности семьи и передачи ценностей от старших поколений к младшим, реализуемые в предметной среде дома. Семейный уклад оказывает влияние на формирование личности, а также сам испытывает воздействия того исторического социального контекста, в котором живет семья. Выделены следующие составляющие семейного уклада: состав и структура семьи, межличностные отношения, внутренняя среда дома, контакты с внешним миром. Семейный уклад не является статичным образованием, он претерпевает изменения и развитие. Наиболее существенные изменения связаны с этапом формирования семьи, когда происходит взаимодействие (подстройка) двух укладов родительских семей, преломленных в сознании молодых людей, с этапом разрастания семьи, а также вступления взрослых детей в самостоятельную жизнь

семейный уклад

устойчивость семьи

межличностные отношения

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

2. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии - М.: Наука, 1994. - 400 с.

3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

4. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия - СПб.: Питер, 2010. - 560 с.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений: под ред. А.А. Бодалева/ Вступительная статья А.А. Бодалева - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1995. - 356 с.

6. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста - СПб.: Ювента, 1999. - 436 с.

7. Ядов В.А. Взаимосвязь социологического и социально-психологического подходов к исследованию образа жизни // Психология личности и образ жизни под ред. Шороховой Е.В. -1987. - М: Наука - 220 с.

Введение

В последнее время возрастает интерес к исследованию различных аспектов семейной жизни. Особое внимание уделяется так называемому кризису семьи, который проявляется: в распаде семей в течение сравнительно небольшого временного интервала с момента регистрации отношений; в отсутствии желания регистрировать отношения; в появлении нетрадиционных форм семей. Подобного рода трудности в истории семьи возникали не раз в связи с трансформацией общественно-экономического строя того или иного государства. В современных условиях возникает проблема прикладного характера: каким образом возможно преодоление сложившегося временного кризиса, к какому новому устойчивому состоянию будет происходить дальнейшее развитие семьи, как оно будет соотноситься с развитием общества в целом.

Семья в социально-психологическом плане представляет собой малую группу особого типа. Общим для семьи, как для всех малых групп, является то, что она возникает при определенных условиях (численность, наличие цели, совместной деятельности); обладает формальной и неформальной структурой, задаваемой распределением ролей; проходит через определенные этапы развития; в ней существует групповая динамика.

Особенным для семьи является специфичность цели, с которой она создается, а именно - воспроизводство рода. Данная цель - один из главных системообразующих факторов создания семьи. Для реализации этой цели необходим комплекс условий, отличающих семью от всех других малых групп: вступление в брак, совместное проживание, совместное ведение хозяйства. В современной психологии семьи выделяется еще одна цель создания семьи и соответствующая ей функция: «...фелицитивная - функция удовлетворения потребности человека в счастье (от лат. felicio - счастье)...» . Данная функция выделяется на основании установленных данных: люди, находящиеся в браке, ощущают себя более счастливыми, чем одинокие . С фелицитивной функцией связана эмоциональная составляющая семейной жизни: любовь, понимание, доверие, привязанность и динамика этих отношений.

В контексте данной работы в фокусе внимания находится такая важная характеристика семьи, как родовые связи. В качестве главных причин разрушения семьи можно назвать разрыв этих связей, ослабление взаимодействия в ряду поколений, т.е. разложение семейного уклада.

Цель настоящей статьи - анализ уклада семьи (как основы ее устойчивости, целостности) в социально-психологическом аспекте.

Объект исследования представляет собой феноменологию семейного уклада.

Предмет исследования - это социально-психологические составляющие уклада семьи.

Методы исследования. В представленной статье приводится теоретический анализ взглядов отечественных психологов на проблему семейного уклада. Кроме того, описываются предварительные результаты пилотажного эмпирического исследования смыслового содержания семейного уклада русской семьи в обыденном сознании. Суть исследования заключалась в том, что 30 испытуемым в возрасте от 25 до 55 (2 поколения) лет предлагалось выделить по 10 характеристик семейного уклада. Далее проводился контент-анализ полученных характеристик (более 150), которые впоследствии сводились в единую таблицу. На следующем этапе 5 экспертов (профессиональных психологов) классифицировали эти характеристики в более крупные содержательные блоки. Анализ данных блоков позволил сделать выводы о структуре семейного уклада в его социально-психологическом проявлении.

Результаты теоретического и эмпирического исследований и их обсуждение.

В психологическую литературу понятия «семейный уклад» и «жизненный уклад» впервые ввел В.М. Бехтерев . Уклад семьи, согласно В.М. Бехтереву, взаимосвязан с такими категориями, как «семейные обычаи», «семейные установления», «семейное право». Сам же уклад понимается как «...совокупность условий совместной жизни...» . Здесь обращено внимание на то, что уклад невозможно рассматривать в отрыве от тех конкретных исторических условий, в которых существует семья.

В.М. Бехтерев предложил концепцию возникновения семьи, из которой становится ясной и природа уклада. Основываясь на естественно-научном фундаменте, В.М. Бехтерев устанавливает в основе формирования семьи такой важный биологический инстинкт, как инстинкт размножения. Половое влечение первобытных людей имело своим следствием размножение. Так как выживание человека в одиночку было сильно затруднено, то увеличение численности людей приводило к установлению тесных социальных связей между членами одного рода. В ходе социогенеза внутриродовые отношения совершенствовались, происходило становление и развитие нравственности. Особую роль в прогрессивном развитии нравственности, с точки зрения В.М. Бехтерева, играло материнское воспитание: «... материнское воспитание создает нормы общественного уклада (курсив авт.), устраняя грубое обращение с подчиненными...» . В связи с этим есть основания полагать, что в становлении семейного уклада основная роль также принадлежит женщине.

В.М. Бехтерев указывал на то, что укладу всегда противостоят нововведения. Наиболее яркие его черты отражаются в произведениях искусства. Когда происходит смена одной формы общественного или семейного уклада на другую, то молодое поколение обычно высмеивает прежний порядок жизни, считая его бессмысленным. Но даже при глобальной перестройке прежнего течения жизни отвергается не все, существует преемственность.

Так, на уровне биологии за наследование полезных для сохранения вида признаков ответственна совокупность генов, передающихся из поколения в поколения, являющаяся основой для дальнейшего эволюционирования вида. В обществе существует подобный механизм, но не на уровне генов, а на уровне ценностей, смыслов культуры. В.М. Бехтерев называл это духовной наследственностью: «... целый ряд данных говорит, безусловно, в пользу того, что в жизни общества огромную роль играет фактор наследственности, но не биологической или индивидуальной, а так называемой духовной (курсив авт.). Под этим названием мы понимаем то, что наследуется обществом от предков через воспитание и преемственность, что переходит к той или иной общественной организации из прошлого в виде готовых, сложившихся форм общественной жизни. К ним относятся, прежде всего, такие духовные богатства, передающиеся потомству от прошлых поколений, как язык, обычай, предания, общие понятия и прочее, а также все, что известно под названием установившихся традиций и вообще уклада общественной жизни (курсив авт.)...» . В социальной философии вместо духовной, или социальной, наследственности принято использовать термин «социальная память» .

Из приведенных положений В.М. Бехтерева можно видеть, что в его понимании «семейный уклад» и «общественный уклад» оказываются неразрывно связанными друг с другом, переходящими один в другой. Исторически первым должен был сформироваться уклад семьи. Воспроизводя устойчивые формы отношений, он делал жизнь человека совместно с другими выгоднее, чем в одиночку. По мере роста и усложнения в человеческом обществе появлялись новые формы отношений (не только родственные, но и производственные, деловые и др.), также существовавшие в определенных устойчивых рамках. Следовательно, уклад приобрел широту, стал не только семейным, но и общественным. В этом можно видеть самоподобность социальных структур на различных уровнях.

В.М. Бехтерев отмечал: «... хотя и неоспоримо, что та или другая нация имеет свой темперамент и обладает той или иной степенью деловитости, что зависит от климатических, экономических и иных условий, но неоспоримо также и то, что все остальное, что характеризует нацию, зависит от ее общественной жизни и ее уклада , сложившегося веками...» . Из этого можно заключить, что как нацию нельзя рассматривать в отдельности от ее уклада, от ее культуры, так и личность нельзя понять, не исследовав уклад ее семьи.

На связь личности с образом ее жизни и социальными условиями обращал внимание Б.Г. Ананьев: «...на первых этапах формирования личности нейродинамические свойства влияют на темпы и направление образования личностных свойств человека. Однако сами личностные свойства (курсив авт.) связаны с современным для данного общества и народа укладом жизни (курсив авт.), с историей общественного развития, особенно с историей культурного, политического и правового развития, определившей становление современного образа жизни...» .

Б.Г. Ананьев не считал уклад жизни раз и навсегда заданным. Он видел в нем возможность изменения и развития. Пока ребенок пребывает в семье, он испытывает влияние уклада, сложившегося в ней. С началом самостоятельной жизни, человек начинает строить собственную систему отношений, приобретать собственный статус, который может быть преемственным по отношению к семье. Но «...под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени собственный статус может все более отдаляться от старого статуса и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя, однако, наиболее ценные традиции...» . В данном случае подчеркивается, что изменения уклада носят эволюционный, а не революционный характер, и что любые изменения важно рассматривать в широком историческом контексте.

В.А. Ядов отмечает, что «... социально-экономический уклад, как более стабильный компонент условий жизни, детерминирует и более стабильные качественные черты образа жизни социальных общностей: тип общественных отношений, идеология и принципы морали, а также содержание жизненных программ...». Получается, что уклад представляет собой «социальную реальность», в терминах Э. Дюркгейма, от уровня малой группы, в которой человек рождается и на основе которой выстраивает свои отношения, до уровня общества в целом. Уклад оказывается предшествующим образу жизни. Таким образом, уклад семьи выражает устойчивые формы отношений между членами семьи друг с другом и с обществом в больших временных масштабах.

Из социально-психологического анализа понятия уклад можно сформулировать определение семейного уклада. Семейный уклад - это устойчивые формы отношений членов семьи друг с другом, суть которых заключается в сохранении целостности семьи и передаче ценностей, устойчивых образцов поведения от старших поколений к младшим, реализуемые в предметной среде дома.

Семейный уклад оказывается взаимосвязанным, с одной стороны, с внешним по отношению к ней общественно-экономическим укладом. С другой стороны, уклад семьи, отражаясь в сознании ребенка, способствует формированию нравственного склада личности и ее устойчивости по отношению к различным воздействиям извне.

О.А. Карабанова связывает семейный уклад с доминирующими ценностями, семейным самосознанием, распределением ролей в семье. Высокая согласованность ценностей, ролевых ожиданий во вновь сформировавшейся семье способствует выработке семейного уклада и образа семьи как целого в сознании каждого ее члена. Рассогласование же по любому из этих параметров неизбежно ведет к конфликтам и, при самом плохом раскладе, - к распаду семьи. О.А. Карабанова указывает также на то, что семейный уклад претерпевает изменения в течение жизненного цикла семьи и ему присущи, подобно личности, критические периоды, приуроченные к решению задач, стоящих не перед отдельным человеком, а перед целостной группой.

В результате проведенного нами эмпирического исследования смыслового содержания семейного уклада, были выделены следующие критерии его анализа:

  1. состав семьи - родители, дети, прародители;
  2. иерархия семьи - система взаимоотношений супругов друг с другом, супругов с детьми, прародителей с детьми, прародителей с внуками, детей между собой (если их несколько);
  3. межличностные отношения - особенности эмоциональных контактов, близость, доверие;
  4. внутренняя среда - ведение хозяйства, обустройство дома;
  5. внешняя среда - контакты с внешним миром, ближайшим окружением и с обществом в целом;
  6. порядки, установки, традиции, наличие семейного сценария.

На основе разработанного концептуального подхода был сконструирован опросник тестовой направленности, который помимо перечисленных параметров семейного уклада, был дополнен шкалой гостеприимства и характеристикой семейной атмосферы в целом. Каждая из 8-ми шкал опросника содержит 12 суждений и предполагает 12-балльную оценку выделенных параметров семейного уклада. Опросник прошел процедуры валидизации и подготовлен к печати.

Важным следствием данного эмпирического исследования было то, что для понимания особенностей уклада семьи необходимо рассматривать ее не только с точки зрения отношений, но и с точки зрения той среды, в которой эти отношения развертываются. В укладе семьи выделяется, таким образом, два уровня проявления: физический (дом, внешний мир) и социально-психологический.

Семейный уклад, будучи динамической системой, претерпевает определенные преобразования. На основании того, что он связан со структурой семьи, логично предположить, что изменения структуры семьи приведут к изменению и семейного уклада. Какими могут быть эти изменения и когда они происходят?

  1. Этап формирования семьи - проблема взаимодействия укладов двух семей.
  2. Этап разрастания семьи - появление детей.
  3. Этап отделения - уход взрослых детей в самостоятельную жизнь.
  4. Особую категорию составляют изменения семейного уклада, связанные с разводом, переездом, смертью одного из родителя и др.

Этап отделения взрослых детей является очень тонким и деликатным моментом. В научной психологической литературе данная проблема получила название «отрыв от родительских корней» . Дальнейший ход исследования предполагается направить в русло анализа социально-психологических особенностей уклада в период ухода ребенка из родительской семьи и в период формирования общего семейного уклада во вновь образовавшейся семье. Несомненный интерес также представляет исследование семейного уклада в разрезе нескольких поколений одной семьи, а также в культурно-историческом и этнокультурном аспекте.

Заключение. В данной работе был представлен теоретический анализ понятия семейный уклад и некоторые результаты эмпирического исследования, направленные на проверку теоретических положений. В итоге можно отметить, что, во-первых, понятие семейный уклад, введенное в научное употребление В.М. Бехтеревым, до настоящего времени было мало разработано с социально-психологической точки зрения. Данное понятие имеет важный эвристический смысл при анализе взаимосвязей и взаимопереходов в ряду семья (как малая группа) - личность - общество. Семейный уклад оказывается совокупностью устойчивых проявлений взаимодействия членов семьи друг с другом в пространстве и во времени, основой социального наследования и нравственной устойчивости личности. Во-вторых, в ходе эмпирического исследования получено, что в смысловом содержании семейный уклад представлен составом, иерархией связей между членами семьи, межличностными отношениями, семейными порядками и установками, а также особенностью организации внутренней предметной среды дома и широтой контактов семьи с внешней средой. Семейный уклад - динамическая система, в ряду поколений он претерпевает изменения, сохраняя при этом определенные сущностные черты.

Рецензенты:

  • Логинова Наталья Анатольевна, доктор психологических наук, профессор кафедры дифференциальной психологии и психологии развития Санкт-Петербургского Государственного Университета, г. Санкт-Петербург.
  • Посохова Светлана Тимофеевна, доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Куницына В.Н., Юмкина Е.А. СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6696 (дата обращения: 01.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»