Нетрадиционные методы активизации мелкой моторики и развитие речи у детей средства "криотерапии". Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Криотерапия игры со льдом

Применение аква- и криотерапии в коррекционно – развивающей работе

Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и педагогам и родителям. Такие дети растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня эмоционально – волевой сферы и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. Указанные особенности развития таких детей создают дополнительные трудности в выборе коррекционных методик. Работая с детьми в группах компенсирующей направленности и столкнувшись с их трудностями в речевой и эмоционально – волевой сфере, мы применили в своей практике нетрадиционные методики, такие как акватерапию и криотерапию.

Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия. Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.

Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.

Организуя игры детей с водой, мы ставим следующие цели:

1. Стабилизация эмоционального фона.

2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения.

3. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.

4. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.

5. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.

6. Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.

На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используем следующие варианты игр:

Игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);

Игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.);

Игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.;

Игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).

В ход игр используем психогимнастику, которая помогает преодолеть барьер в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста и поэтому данную методику хорошо использовать при адаптации детей к детскому саду.

Ранее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта, поэтому для стабилизации эмоционального состояния малышей в адаптационный период используем теплые ванночки для рук как игровой и релаксационный метод.

Игры можно брать следующие:

« Где же наши ручки?» - опустить руки в теплую воду и вынуть;

« Вылови игрушку» - ситечком выловить из воды;

« Плавает – тонет» - определение плавучести предметов;

« Достань со дна камешки» - достают из воды цветные камешки;

« Фонтанчики» - наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек;

« Налей воду в бутылочку» - наливают с помощью взрослого;

« Теплая – холодная» - в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная.

«Выжми губку» - набирают губкой воду и сильно её отжимают

Для осушения рук детям предлагаем поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца.

Метод акватерапии можно проводить как утреннее, так и в вечернее время, использовать как часть непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей дошкольного возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма. Для устранения этих нарушений мы применяем криотерапию.

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление), что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей, импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

Методика проведения криотерапии.

Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

На заметку! Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.

Обычно игры со льдом очень нравятся детям.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:

1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

3 этап - развитие тактильной чувствительности , включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

С целью повышения эффективности коррекции выраженных речедвигательных нарушений мы так же используем элементы методики искусственной локальной гипотермии (криотерапия). Метод заключается в следующем: прикладываем поочередно ледяные аппликации на мышцы речедвигательного аппарата – по контуру губ по 6-ти точкам:

  1. у крыльев носа – 2 точки;
  2. верхняя губа – 1 точка;
  3. нижняя губа – 1 точка;
  4. уголки губ – 2 точки.

Одномоментное наложение льда на одну из зон криовоздействия от 5 до 30 сек. Общая продолжительность во время одного сеанса от 2 до 7 мин. Курс состоит из 15-20 ежедневных сеансов. Искусственная локальная гипотермия создает функциональную базу для обеспечения перехода на более высокий уровень двигательной активности артикуляционных мышц и возможность для оптимальной целенаправленной коррекционной работы в развитии активной речи. Сразу же после сеанса криотерапии проводится занятие по выработке новых речедвигательных навыков.

Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ.

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).

Дидактические игры и упражнения с водой и льдом:

  1. «Разноцветные камушки». Цель: Закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначения

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов, красного, синего, зеленого. Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает камушек нужного цвета. Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же камней нужного цвета.

Цель: Формирование фонематического анализа.

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов: красного, синего, зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных камней.

  1. «Рыбка». Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «рыбка» (дельфин, краб и т.д.)и звуковая дорожка (). Логопед называет звук местоположение, которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и ставит «рыбку» на звуковую линейку на дне аквариума

  1. «Достань игрушку» . Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки от «Киндера». Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.

  1. «Сколько слогов?» . Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.

Ход игры: На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин»)

  1. «Вылови букву» . Цель: закрепление зрительного образа буквы

Ход игры: В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита.

> Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.

>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слог.

>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слово.

7. «Угадай букву» . Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов)

  1. «Составь букву, слово, слог» . Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии. На дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово)
  2. «Буря». Цель: выработка длительной сильной воздушной струи. Ребёнок дует через соломинку на воду, создавая пузыри.
  3. «Морская прогулка» . Цель: выработка длительной сильной воздушной струи. Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

10. «Собери бусы» . Цель: развитие мелкой моторики.

Ход игры: собери в воде бусы.

11. «Выложи букву». Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.

Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.

12. «Выложи слово». Цель: Закрепить умение складывать слоги в слова. Профилактика оптической дисграфии.

Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые.

Ход игры: выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне.

13. «Достань игрушку, скажи какая она» Цель: формирование словаря прилагательных

Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.

14. « Угадай предмет ». Цель: составление описательного рассказа о предмете

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).

15. «Рыбка» (ориентировка в пространстве)

Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве) или пособие «Солнышко», непромокаемые фартуки.

Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх; 1 клетку влево; 3вниз и 4 вправо и т.д.

16. «Жемчужины» . Цель: упражнять в умении делить слова на слоги.

Оборудование: ёмкость с водой или со льдом, жемчужинки (камушки белые марблс), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.

17. «Камешки Марблс» . Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально-волевой сферы.

Оборудование: ёмкость с водой, марблс, непромокаемые фартуки.

Ход игры: выложи рисунок из камушков марблс.

18. «Рыбацкие сети» Цель: закрепление математического счета, цветовосприятия, величины,согласование числительного с существительным.

Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем. Усложнение: А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?

19. «Пальчиковые игры» . Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.

Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.

20. «Губка» . Цель: развитие тактильных ощущений.

Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки

Ход игры: достань и выжми губку

21. «Непроливайки» . Цель: упражнять в умении переливать жидкость из одного сосуда в другой, не разлив ее по столу и не облив ею себя, формирование жизненного навыка.

Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки.

Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.

22. «Самомассаж рук массажными шариками» . Цель: развитие мелкой моторики, закрепление звукопроизношения в словах, предложениях.

Оборудование: ёмкость с водой, массажные мячики, непромокаемые фартуки

Ход игры: ребёнок проговаривает слова, скороговорки, чистоговорки на закрепляемый звук и массирует ладошки массажными мячиками.

23. Игровое пособие «Солнышко». Цель: закрепление звуков в словах, упражнение в делении слов на слоги.

Оборудование: ёмкость с водой, или с кубиками льда; цветные камешки.

Ход игр: закрыть цветными камешками картинки в названии которых есть заданный звук; закрыть картинки в названии которых 1, 2, 3,4 слога;

24 . «Два озера». Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки.

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки на заданные звуки.

Ход игры: в одно озеро надо опустить игрушки со звуком [С], а в другой – со звуком [Ш].

25. «Водолаз» . Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки. Оборудование ёмкость с водой или со льдом.

Ход игры: Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

26. «Придумай слово». Цель: формирование слоговой структуры слова.

Оборудование ёмкость с водой или со льдом.

Ход игры: Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово.

27. «Исправь ошибку». Цель: формировать простые формы слогового анализа. Оборудование: ёмкость с водой, камешки Марблс.

Ход игры: Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.

28. «Путешествие кораблика». Цель: упражнять в употреблении предлогов; приставочных глаголов наречий;

Оборудование: ёмкость с водой, кораблик, предметы для путешествия (каменный домик, ракушка, улитка и т.д.).

Ход игры: педагог предлагает отправиться в путешествие вместе с корабликом. Ребёнок перемещает кораблик от предмета к предмету и проговаривает где находится кораблик, если ребёнок затрудняется то педагог задаёт наводящие вопросы. От чего оплыл кораблик? Мимо чего проплывает кораблик? И т.д.

Предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

Приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,

Наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

29. «Что случилось?». Цель: развивать связную речь, уметь устанавливать причинно – следственную связь

Ход игры: в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

30. «Расскажи сказку».

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки персонажей знакомых сказок.

Ход игры: используя плавающие изображения героев сказок, ребенок пересказывает знакомые сказки.

31. «Придумай историю». Цель: развивать связную речь.

Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки.

Ход игры: используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.

32. «Весёлый язычок». Цель: развитие артикуляционной моторики.

Оборудование: ёмкость с водой, или со льдом

Ход игры: педагог предлагает ребёнку поиграть с язычком; выполнять артикуляционные движения одновременно выполняя движения рук в воде или в ёмкости со льдом. Артикуляционные упражнения:

*«Лошадка» - Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде.

*«Индюки» - Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по воде.

*«Качели» - Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по воде в том же направлении.

*«Часики» - Языком ритмично двигать вправо-влево, ладошками по дну бассейна в такт движениям языка в том же направлении по воде.

*«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по воде.

33. «Прошагай по ракушкам» . Цель: автоматизация звуков в слове; деление слов на слоги.

Оборудование: ёмкость с водой, ракушки.

Ход игры: предлагаем ребёнку шагать по ракушкам и при этом проговаривать чистоговорку, скороговорки; делим слова на слоги; придумать слова на заданный звук.

34. «Кокофония» . Цель: развитие голосоподачи.

Оборудование: ёмкость с водой.

Ход игры: пропевание гласных с одновременным рисованием пальчиками на воде.

35. «Найди на ощупь», «Найди и пересчитай». Цель: развитие тактильных ощущений, пересчёт предметов.

Оборудование: ёмкость с водой или со льдом.

Ход игры: предложить ребёнку с закрытыми глазами узнать игрушку

36. «Графический диктант». Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: аквариум с водой, заламинированный разлинованный лист на клеточки.

Ход игры: Педагог дает устные задания типа:

Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.

В заключение можно сказать, что игры с водой и со льдом вызывают у наших воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений, переживаний. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще, и способствуют положительной динамики в коррекционной работе.

Список используемой литературы

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии 2-е изд., -Ростов-на-Дону: Феникс, 2009, -105с
  2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. -М.: Астрель, 2006, -223с.
  3. Баранов А.Ю., Кидалов В.Н. Лечение холодом. – М.: Апрель, 2000. – 160с.
  4. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно - практическое пособие для логопедов и мед. работников.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000, -32с.
  5. Семенова К.А., Степанченко О.В., Виноградова Л.И., Панченко И.И. Метод искусственной локальной гипотермии в коррекции дизартрии у детей с ДЦП // Дефектология, 2000, №6

Родители часто жалуются, что дети дошкольного возраста много болеют простудными заболеваниями. Одна из основных причин этого - несовершенный механизм адаптации организма ребенка. Частые заболевания плохо влияют на здоровье детей, могут привести к возникновению хронических заболеваний, в том числе к бронхолегочной патологии.

Закаливание

Очень важной является роль закаливания в профилактики простудных и инфекционных заболеваний. При охлаждении ступней у незакаленных людей рефлекторно набухает слизистая носа и других воздухоносных путей, проницаемость их покровного эпителия увеличивается. То есть у незакаленных людей покровный эпителий не выполняет свою функцию по защите дыхательных путей от проникновения вирусов и их токсинов.

Нельзя считать, что проведение профилактических прививок в достаточной степени обезопасит ребенка от заболевания. Известно, что прививки бывают недостаточно эффективны из-за наличия большого количества штаммов вирусов, их видоизменяемости, подверженности организма детей аллергии и сенсибилизации организма.

Закаливание - это сложный процесс. Благодаря деятельности центральной нервной системы, иммунной и эндокринной систем организма происходит приспособление к меняющимся внешним условиям жизни. В системе закаливания большую роль играют условные и безусловные рефлексы человека, так как сам механизм терморегуляции является сложным рефлекторным процессом.

Адаптация организма к изменениям в окружающей среде, к различным изменяющимся климато-гелиогеофизическим воздействиям может происходить в том случае, если организм регулярно охлаждается. В итоге организм закаленных детей более резистентен, такие дети реже болеют, а если болеют, то болезнь протекает легче и быстрее наступает выздоровление.

Вопрос применения холода с целью закаливания, а также с лечебной целью горячо обсуждается как в нашей стране, так и за рубежом. В частности, обсуждается вопрос использования температур до -30°С, то есть умеренно низких.

Дело в том, что применение холода (если оно методически правильное и дозированное) способно уменьшить воспалительный процесс, снять или уменьшить боль, способствовать расслаблению мышц, насыщению крови кислородом, повышению иммунитета, улучшению кровообращения. Итогом этого может явиться тренировка и восстановление защитных сил организма у детей и взрослых.

Методика криомассажа

Методика криомассажа (КМС) стоп ребенка - это новая методика закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста. Эта методика экономичная, доступная, эффективная, может применяться в условиях детских садов. Особенность этой методики в том, что она предусматривает применение холода. Используется криопакет, который состоит из замороженной водоохлаждающей солевой смеси. Этот пакет помещен в герметичную эластичную оболочку, температура которой от -23,0 до -21,0°С. Объем криопакета 500,0 мл. Методика запатентована, патент № 2074680.

По этой методике осуществляется криомассаж подошвенных областей стоп ребенка. Движения осуществляются по кругу, по часовой стрелке. Процедуры рекомендуется проводить через день, длительность каждой 7-20 сек. Курс включает в себя 10-12 процедур в течение осени, зимы и весны, то есть примерно в течение 7-8 месяцев. Наблюдения за детьми показали, что криомассаж нормализует нервную систему ребенка, улучшают аппетит, сон, настроение и общее состояние. Организм ребенка становится более устойчив к заболеваниям.

Закаливание методом криомассажа стоп обычно используют для детей, закаливание которых только начинается, для детей-реконвалесценты, для детей с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии. Также этот метод может применяться и для детей, которые проходили уже курсы закаливания.

Но у этого метода имеются и противопоказания. Криомассаж стоп нельзя применять при индивидуальной непереносимости холода, в период простудного или инфекционного заболевания, а также при отрицательном отношении ребенка или его родителей к данной процедуре.

Если ребенок недавно перенес острое заболевание или ему была сделана прививка, то с проведением процедуры тоже рекомендуется подождать.

Также не стоит применять криомассаж, если не прошло двух недель после обострения хронического заболевания ребенка.

Специалисты, разрабатывающие эту методику, специально выбрали для массажа область стоп. Известно, что в этой области сосредоточено большое количество активных зон, которые влияют на жизнедеятельность всего организма, на работу всех его органов. Имеются исследования, говорящие об улучшении проходимости бронхов, об изменении вентиляционно-перфузионных отношений в сторону преобладания вентиляции в случае охлаждения стоп. При согревании стоп указанные процессы идут в обратную сторону, то есть, например, согревание стоп вызывает увеличение частоты дыхания и ухудшает проходимость бронхов.

Контроль за проведением методики показал, что температура стоп ребенка, которая до проведения криомассажа в среднем была 29,4° С, после проведения процедуры сразу понижалась до 27,6° С. А через 2 часа температура стоп ребенка уже была 30,3° С и сохранялась такой еще 3-4 часа.

Это доказывает, что в ответ на сильное кратковременное воздействие холодом происходит стимуляция внутреннего (эндогенного) тепла ребенка. Видимо, холод является одним из механизмов, который помогает осуществить оздоровление и закаливание ребенка, которое происходит в результате улучшения механизмов тепловой регуляции.

В ответ на кратковременное воздействие низких температур (от -15 и до -23° С) у человека возникает сильная теплорегуляторная реакция. При этом повышается потребление кислорода, активизируется выделение катехоламинов и секрета гормональных структур, увеличивается венозный, артериальный и капиллярный кровоток. Но эти положительные изменения в организме происходят только при кратковременном холодовом воздействии. Если воздействие низких температур принимает длительный характер, то это ведет к отрицательным изменениям в организме человека.

Наблюдение за группой детей, к которым применялся курс криомассажа

При проведении курса криомасажа проводилось наблюдение за группой детей в возрасте 3-5 лет, которые ходили в детский сад. Наблюдение проводилось в течение 8 месяцев, с осени до весны. Часть детей вошла в контрольную группу, часть - в основную. До проведения криомассажа.различий в здоровье детей не наблюдалось. Затем детям основной группы стали проводить сеансы криомассажа, а дети контрольной группы такие процедуры не получали.

После проведения курса криомассажа выяснилось, что показатель пропуска дней посещения у детей основной группы из-за ОРЗ на одного ребенка был 3, 2, а у детей контрольной группы тот же показатель - 5,7. При этом в течение последних месяцев наблюдения у детей основной группы пропуски из-за заболеваний ОРЗ вообще отсутствовали, а дети контрольной группы пропускали детский сад по этой причине в течение всего периода наблюдения.

Наблюдения показали, что и в период эпидемии гриппа дети основной группы болели меньше (а если заболевали, то у них отсутствовали осложнения), чем дети контрольной группы. Очевидно, что причиной такой ситуации явилась стимуляция иммунной системы при проведении криомассажа стоп детей.

Наблюдения показали также, что у детей основной группы при закаливании улучшался сон, снижалась раздражительность и возбудимость, улучшалась двигательная активность. Никаких отрицательных симптомов за время проведения криомассажа не было выявлено. Надо еще отметить, что процедуры криомассажа не вызывали привыкания детей и поэтому не было необходимости в изменении дозы процедур и их количестве.

Исследователи провели сравнение показателей двигательной активности и детей обеих групп после проведения процедур криомассажа в течение 8 месяцев и получили следующие данные. Скорость бега на 30 м (средняя) у детей основной группы составила 7,1 сек, у детей контрольной группы - 7,8 сек. Показатели по метанию набивного мяча: 255 см у основной группы и 209 см у контрольной. Прыжки в длину: 108 см у основной группы и 95 см у контрольной. Положительная проба на равновесие: 100% у основной группы и 50% у контрольной. Положительная проба на координацию движений: 87,5% у основной группы и 62,5% у контрольной. Результаты тестов на равновесие и координацию являются наиболее показательными.

По этим данным можно сделать вывод, что физическое развитие детей в основной группе в результате проведенных мероприятий по криомассажу стало лучше, чем у детей, не получавших такое лечение. Также у детей основной группы отмечалось увеличение роста без увеличения веса. Дети контрольной группы тоже подросли, но это сопровождалось увеличением веса. Исследователи считают, что такой результат связан с повышенной двигательной активностью детей основной группы.

Выводы

Можно сделать вывод, что описываемая процедура криомассажа стоп, используемая для оздоровления и закаливания детей, улучшает физическое и нервно-психическое состояние детей, уменьшает вероятность их заболевания респираторными заболеваниями и вероятность осложнений после вирусные инфекций в случае наступления заболевания.

Эта методика может внедряться в детские учреждения, не требует больших материальных затрат, легка в исполнении.

Материал приготовила
инструктор по физкультуре
Величкина О.С.

Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и всех психических процессов. Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. У большинства детей с ОНР недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая мнемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). У таких детей при овладении мыслительными операциями, доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Часто дети соматически ослабленны и имеют замедленное развитие локомоторных функций (манипулятивную деятельность рук, силовую выносливость мышц и суставов). При выполнении движений по словесной инструкции возникают наибольшие трудности, встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Так же у детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с ОНР отмечаются трудности формирования саморегуляци и самоконтроля.

Имея продолжительный опыт работы в группе компенсирующей направленности и сталкиваясь с вышеперечисленными трудностями в развитии детей с ОНР, я решила выбрать приоритетным направлением своей работы: использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми и в ходе режимных моментов.

Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка.

Одними из таких современных здоровьесберегающих технологий, считаю использование контрастотерапии, криотерапии и арт-терапии.

Арт-терапия (методы творческого самовыражения)в дошкольном возрастеприменяю во всех видах непосредственно образовательной деятельности, рисование различными средствами художественного творчества, составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой бумаги и др. (например в познании, коммуникации, в художественном творчестве).

Большим успехом у дошкольников пользуется такой арт–метод, как «Песочная игра».На коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОНР игры в песочнице - один из естественных способов творческого выражения личности ребенка. Возникающие в играх на песке образы и символы могут быть использованы как средство диагностики и позволяют выстраивать индивидуальную программу коррекции. Причем, занятия в песочнице могут быть как основным, так и вспомогательным инструментом профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми.

Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать на негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность, застенчивость)

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных­ методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождаться выраженным их расширением, что значительно усиливает приток кровик месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, pacсказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте. Мной была подготовлена консультация с показом и подробным объяснением назначения и смысла данных здоровьесберегающих технологий, а так же запущена анкета, в которой родители, написали согласие или не согласие на то чтобы с их ребенком проводилась данная работа. Анкета (см. приложение 1)

Емкость для криотерапии - это пластмассовый лоток, в который высыпаются шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранит о них пальцы. Изготавливаются цветные льдинки, окрашенные при помощи свежевыжатого сока овощей со всевозможными вмороженными предметами, на усмотрение педагога. Детям особенно нравится такое разноцветное ассорти. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет cnpятанные там пластмассовые или деревянные фигурки опущенные в лоток заранее, пересчитывает ша рики, ощупывая их пальцами. Лед, заготовленный заранее, можно хранить в течение 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе. Рекомендуется организовывать занятия с использованием криотерапии по следующей схеме: одна, две процедуры в неделю в течение месяца, наиболее эффективно сочетание с контрастотерапией.

Контрастотерапия - использование контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. Для использования контрастотерапии необходимы две ванночки с водой такой формы, чтобы в них кисть ребенка могла погрузиться полностью.

Оптимальное сочетание температур 45°С (горячая вода) и 16-18°С (холодная вода). Перерыв между сеансами криотерапии и контрастотерапии - не менее 2,5 - 3 месяцев. Данную технику эффективно использовать с детьми во второй половине дня, не более 3-5 минут, в зависимости от возраста детей, не чаще 2-3 раз в неделю.

Моя работа по внедрению данных здоровьесберегающих технологий в группе детей компенсирующей направленности с ОНР (подготовительная группа), состояла из 3 этапов в течение одного года.

1 этап - подготовительный:

Приобретение и изготовление оборудования;

Работа с родителями;

Составление перспективного плана работы.

2 этап – основной:

Организация работы по перспективному планированию.

3 этап – заключительный:

Проведение диагностического обследования;

Анкетирование родителей.

Сравнительный анализ заболеваемости за 2 года в группе компенсирующей направленности «Солнышко» показал, снижение простудных заболеваний за 2 года в среднем составил 8%.

Что свидетельствует об эффективности использования данных здоровьесберегающих технологий.

Перспективное планирование.

Использование здоровьесберегающих технологий в группе детей с ОНР.

Цель: Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.

Развитие познавательных процессов.

Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

Расширение эмоционального опыта.

Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.

П/П№

Дата

Лексическая тема

Применяемые технологии

Цель применения

технологии

Сентябрь

Осенняя ярмарка.


Человек, одежда,

обувь.

Контрастотерапия

Криотерапия

Игры с разноцветными льдинками

Арт-терапия

Рисование ладошками осенних листьев

Составление коллажа из журнальных вырезок

Развитие моторных функций

Совершенствование творческих способностей, коммуникативных навыков.

Октябрь

Моя семья.


Наш город. Моя улица.

Арт-терапия

Рисование с использованием различных средств выразительности.

Игры в песочнице

«Город из песка».

Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

Ноябрь

Домашние животные.

Дикие животные.

Арт-терапия

Рисование пальчиками кошки, собаки

Арт-терапия

Лиса

бумагопластика

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Развитие познавательных процессов.

Декабрь

Зимние забавы.


Новый год.

Контрастотерапия

Криотерапия

«Игрушки в льдинках».

Арт-терапия

Коллаж «Мы гуляем на прогулке».

Оригами «Дед Мороз»

Развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, внимания, интеллектуальной и творческой активности.

Январь

Зимующие птицы.

Как звери зимуют.

Арт-терапия

Оригами «Синица»

Арт-терапия

Игры с песком.

Расширение эмоционального опыта.

Февраль

Транспорт.


День защитника Отечества.

Арт-терапия

Оригами «Кораблик»

Арт-терапия

Рисование 2-мя руками богатыря.

Воспитывать уверенность в своих силах и способностях

Расширение эмоционального опыта.

Март

Мамин день.


Весна

Контрастотерапия

Криотерапии

«Мамины помощники».

Арт-терапия

Рисование капелькой.

Развитие моторики и умения экспериментировать.

Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

Апрель

Игрушки.


Школа Школьные принадлежности

Арт-терапия

Бросовый материал(по замыслу).

Арт-терапия

Коллаж - макет «Школьный двор»

Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

Май

День Победы.


Насекомые.

Арт-терапия

Выдувание из соломинки праздничного салюта

Арт-терапия

Флористика«Бабо-чка».

Расширение эмоционального опыта.

Развивать пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объёмными предметами

Литература:

1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб.: Речь, 2010. – 256 с.

2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2008. – 256 с.

3. Мардер Л. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд. Генезис, 2007. – 147 с.

4.Пятница Т.В., Солодухина-Башинская Т.В. «Справочник дошкольного логопеда»

Издательство: Феникс, 2009-480 с.

5. Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».

Приложение 1

Анкета для родителей

Использование современных технологий для укрепления психического и физического здоровья детей в дошкольном учреждении.

Цель: Выявить уровень компетентности родителей в вопросах применения оздоровительных методик

1. Знакомо ли вам понятие современные технологии?
2. Известны ли вам какие-нибудь технологии образования и воспитания?
3. Как вы относитесь к использованию здоровьесберегающих технологий в детсаду?

4. Как Вы считаете, стоит ли уже в дошкольном возрасте проводить криотерапию или контрастотерапию?

5. Согласны ли вы чтобы ваш ребенок принимал участие в оздоровительных мероприятиях?

6. Какой результат вы хотели бы видеть от данной работы с детьми?

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 «Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо - моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

2 Рука это вышедший наружу мозг человека Н.Кант Криотерапия контрастнаятерапия. Это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объѐме, подаѐтся импульс в кору головного мозга, подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всѐ это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, что ведѐт к выполнению чѐтких движений в процессе изодеятельности и как следствие, улучшает процесс развития речи,.

3 На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает определенными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождается выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание нервных и мышечных тканей. Воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно приводит к попеременному сокращению и расслаблению мышц.

4 Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится все актуальнее. Актуальность представленной темы обусловлена тем, что двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а, кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей этого возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма. Поэтому, для педагогов очень важно постоянно искать и находить объективно существующие точки соприкосновения различных областей знаний, на этой основе вырабатывать единый механизм формирования знаний, умений, навыков, развития способностей, активно воздействовать на воспитанников специфическими для каждой дисциплины средствами с целью создания широкой и прочной базы, на которой можно решать учебно-воспитательные задачи.

5 Для еѐ проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ѐмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет. Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда. Занятия с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца. От раза к разу увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах, что позволяет от раза к разу увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий.

6 Метод развития мелкой моторики - криотерапия используется в логопедической практике и, на мой взгляд, позволяют достичь определенных результатов: -Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации; -У детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений; Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием; -Повышается интерес детей к занятиям с логопедом, положительный эмоциональный настрой. Кроме того, этот метод изначально имеет медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.

7 Методика проведения криотерапии Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:. - Лѐд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лѐд (начинают с секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (в тазу с тѐплой водой или держа пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лѐд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем. 1 этап чередование теплых и холодных процедур. Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории: 1 категория игр Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд. 2 категория игр Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до секунд. 3 категория игр Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до секунд. 4 категория игр Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

8 2 этап растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой. После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника. После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

9 3 этап - массаж руки с помощью шишек, Су- Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур. Метод развития мелкой моторики криотерапия, позволяют достичь определенных результатов: - дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации; -у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений; - развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием; -повышается интерес детей к занятиям с логопедом..

10 В логопедической работе используются игровые методы и приемы с умеренно низкими температурами: игры со льдом («Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание льда в трафаретах и др.); массаж рук кубиками льда; наложение на руки холодных повязок; Длительность процедуры закаливания отработана с учетом возраста детей и их реакции на холод и обоснована тем, что меньше 7 секунд нет эффекта воздействия, а после 20 секунд возможно проявление нежелательных реакций на холод. Проведение процедур через день необходимо для адаптации организма детей к холодовому воздействию. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для еѐ проведения необходимы кусочки льда, которые готовят заранее.

11 Результатами применения общей криотерапии являются: -активизация обмена веществ в коже, быстрое обновление организма на клеточном уровне; -усиление кровоснабжения кожи и улучшение питания тканей; -укрепление иммунитета; -повышение общего тонуса мышц; -мощная стимуляция нервной системы; -улучшение настроения и эмоционального состояния; -лечение регенеративных функций организма в целом.

12 Необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми: эписиндромом; миопатией (наследственное заболевание); очень гибким детям. Осторожно применять криотерапию с: длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Можно брать следующие игры: «Где же наши ручки?» - опустить руки в воду с ледяными кубиками и вынуть; «Вылови льдинку» - выловить из воды ледяной кубик красного, синего, жѐлтого цвета; «Плавает тонет» - определение плавучести больших и маленьких льдинок; «Достань со дна ледяные кубики» - достают из воды цветные кубики и строят домик или мини замок.

13 После проведѐнной коррекционной работы, было организовано экспериментальное исследование, имеющее целью анализ эффективности предложенной системы мероприятий по развитию графо-моторного навыка с применением метода криотерапии, которое показало, что использование данного инновационного и нетрадиционного метода в коррекционно-логопедических мероприятиях способствует успешному формированию графо-моторного навыка у данной категорией детей и позволяет им в последствии успешно овладевать графикой письма. Следовательно, если в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, целенаправленно использовать метод криотерапии в сочетании со специальными упражнений и заданиями, то это будет способствовать развитию графо-моторного навыка у этих детей и отразится на успешности последующего овладения ими графикой письма.

14 Спасибо за внимание


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 13 комбинированного вида» города Орла Мастер-класс по теме: «Криотерапия: холод наш друг и помощник» Подготовила: учитель-логопед

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» К сожалению, в последние годы у большинства детей дошкольного возраста отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, при этом речевые навыки

Здоровьесбережение в работе логопеда. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения

Система мероприятий направленных на насыщение движениями занятий по развитию речи Воспитатель первой квалификационной категории Остащенко Ольга Викторовна старшая группа дошкольное отделение, Амурская,21

Система здоровье сберегающей деятельности в коррекционной работе с детьми логопатами. Подготовила Учитель логопед МБДОУ детский сад 7 Постаногова Н.Р. Особенности физического развития детей - логопатов:

«Су Джок для здоровья» проект по здоровьесбережению в средней группе Кучеренко Екатерина Игоревна, воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад 341» На современном этапе развития общества

Достоинство речи быть ясной и не быть низкой. Аристотель «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира».

Презентация опыта работы учителя-логопеда Масленко Н.В Здоровье это самое ценное, что есть у человека. Н.А. Семашко Здоровьесберегающие технологии это комплекс разнообразных форм и видов деятельности,

Использование нетрадиционных методов коррекционноразвивающей работы учителя-логопеда в сотрудничестве с воспитателями ДОУ Подготовил: воспитатель Комарова М.В. учитель-логопед Садовникова Г.С. ЛГМАДОУ

«Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду» Презентацию подготовила воспитатель: Быстрова Татьяна Петровна «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей (МДОАУ д/с «Улыбка»)

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения, творческой, физкультурно-спортивной. Здоровьесберегающие технологии

Пальчиковая технология в коррекционной работе учителялогопеда Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 2«Василёк» Московская область город Реутов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад 128» Инновационные технологии в работе учителя-логопеда Подготовила Калинина Ю.Ю. учитель-логопед Декабрь

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учитель-логопед: Добрякова И. А. Воспитатель: Шарыпова А. А. МБДОУ «Детский сад 64» В настоящее время проблема развития

«Су - Джок терапия для детей дошкольного возраста Подготовила: воспитатель Горбань Е.Е. Цель использования су-джок терапии: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников ответственности

ПЕДАГОГИКА Пестова Светлана Юрьевна воспитатель МАДОУ «Детский сад 87» г. Пермь, Пермский край СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Аннотация: в статье анализируются

МДОУ ЦРР д/с 51 «Солнышко» Учитель логопед Белякова И.И. Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Челябинская область Чебаркульский район с. Варламово МДОУ Д / с 17 «Ромашка» Проект По развитию речи посредством пальчиковых игр и развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста (1-3года)

Семинар практикум «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Воспитатель Мухина Л.И. Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами проведем семинар практикум, который поможет нам вспомнить некоторые

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника как важнейший этап подготовки к школьному обучению» Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является

Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики у детей с ЗПР 5-7 лет. Презентацию подготовил учитель-логопед МБДОУ 11 Гончарова А.В. первая квалификационная категория Актуальность

Программа кружка для детей 2-4 лет «Ловкие пальчики». 2018-2019год Актуальность. Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки.

Мне хочется рассказать о, том как мы живем в нашей старшей логопедической группе 7 «Карандаш». Какие интересные занятия, развлечения приходят в нашей дружной, активной группе. Мне хочется показать Вам

Детский 25 сад Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 25 «Рябинка» Выездная площадка Объединенной межрегиональной научно-практической конференции

Педагогика оздоровления в системе коррекции детей c тяжелыми нарушениями речи Составитель: учитель логопед М.Г. Курышева (из опыта работы) Актуальность данного направления работы: Использование здоровьесберегающих

«Особенности взаимодействия специалистов и учителялогопеда в коррекционной работе». Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи

Игровой самомассаж в детском образовательном учреждении Учитель-логопед Становая И.А. ГБДОУ детский сад 52 Петроградского района. Презентация для родителей Мелкая моторика это согласованные движения пальцев

Структурное подразделение «Детский сад 56» ГБОУ СОШ 4 г. о. Сызрань ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ подготовил: педагог-психолог

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЛЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Подготовили воспитатели старшей группы 2: Козлова Е.Д. Булыгина Н.А. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата,

Ишметова Валия Мирхафизяновна учитель-логопед МБДОУ «Д/С КВ 46 «Кот в сапогах» г. Нижневартовск, ХМАО Югра ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА Аннотация: данная статья посвящена

* * *Развивать у детей мелкую моторику и улучшать координацию движений *Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим развитие речи ЦЕЛЬ: повысить эффективность коррекционно развивающей

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольников» Воспитатель МКДОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - «ДЕТСКИЙ САД 128» ПРОЕКТ «Рука развивает речь» Из опыта работы воспитателя Зыковой Юлии Юрьевны Актуальность Сегодня,

Петрович Ирина Васильевна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад 125 «Дубок» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей», г. Чебоксары, Чувашская Республика ИННОВАЦИИ

Асбестовское муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 60 Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Воспитатель: Иванова Елена Леонидовна Асбест

У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам. Э. Гиббон Мандрик Галина Павловна, воспитатель второй квалификационной категории.

Проект по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста 1 МАДОУ «Десткий сад комбинированного вида 1 г.шебекино Белгородской области» «Умелые пальчики» Подготовили: воспитатели Якушева С.А.

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога психолога ДОУ Подготовил: педагог психолог МБДОУ «Детский сад 20 Колокольчик общеразвивающего вида» Комаркова О.Ю. «Дети должны жить в мире красоты, игры,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад 2 «Колосок» Мастер класс для родителей Подготовка руки дошкольника к письму Подготовила: Березина А. В. воспитатель

«Нетрадиционные методы оздоровления в ДОУ.» Выполнила воспитатель МАДОУ 16 Демко Елена Витальевна «Здоровью научить нельзя - надо воспитывать потребность быть здоровым». Детство уникальный период в жизни

Учитель-логопед Козлова Наталия Евгеньевна «Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм её проведения в условиях ФГОС» Современная ситуация в

Степанова И.У. учитель-логопед МБДОУ ДСКВ 18 «Орлёнок» В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую

Значение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста Каранкевич С.Ш. воспитатель МБДОУ 46 Что такое мелкая моторика рук? Мелкая моторика рук это совокупность скоординированных

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «Детский сад 304 комбинированного вида» Юридический адрес: 630090, г. Новосибирск, ул. Детский проезд, 17-19 электронная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников 45 Город Чита Соцкая Валентина

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 25 «Рябинка» Консультация для родителей Составитель: Музыкальный руководитель Павлова Елена Вячеславовна

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами

1 СОДЕРЖАНИЕ Наименование разделов Стр. I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3 1.1 Пояснительная записка: 3 Актуальность программы 3 Новизна программы 4 Цель и задачи программы 4 Превышение образовательной программы. 5 1.2

Материалы по теме: «Развитие двигательной сферы у дошкольников с нарушениями речи в ходе коррекционно-воспитательной работы». авторы: Пащенко Татьяна Валерьевна Крикливенко София Николаевна воспитатели

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14 «Рябинушка» Семинар на тему: «Инновационные технологии по физической культуре в ДОУ» Составила инструктор по физическому воспитанию

Управление системой образования Администрации Краснокамского муниципального района МАДОУ «Детский сад 49» Программа дополнительного образования по развитию психофизиологических, интеллектуальных способностей

Педагогический проект ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ «До пяти лет ребёнок строитель самого себя из чего бы то ни было». Федосова Людмила Владимировна Воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ

Семинар практикум для педагогов Тема: «Су Джок терапия как средство речевого развития дошкольников.» Разработал: воспитатель МБДОУ ДС 47 «Радуга» г. Светлоград Наталья Михайловна Марина Светлоград, 2015

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка»- д/с «Сказка» Использование пальчиковой гимнастики и упражнений для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ. Составитель:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМА: ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовил воспитатель: Асанова Эльвина Серверовна Дошкольное детство очень важный период в жизни

Воспитатель МБДОУ «Детский сад 4 «Улыбка» Тимошина Елена Анатольевна Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста, поэтому недолго думала, какую

Использование приемов криотерапии в работе с детьми с нарушениями речи

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 000 комбинированного вида»

Октябрьского района ГО г. Уфа РБ

Своевременное и полноценное речевое развитие дошкольников оказывает огромное влияние на формирование всех психических процессов и в частности на общее развитие личности ребенка в целом. Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Большое количество авторов (, и др.) указывают, что у детей с нарушениями речи помимо специфических нарушений речевой деятельности выявляется недостаточная устойчивость внимания, особенности его распределения и переключения с одного вида деятельности на другой; при относительно сохранном речеслуховом восприятии снижена вербальная память, снижается объем и страдает продуктивность запоминания, что в свою очередь сказывается на мнестической активности: у детей данной категории отмечается отставание в развитии наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, на этапе школьного обучения - словесно-логического. Дошкольники с нарушениями речи с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Е. М Мастюкова. и др. отмечали замедленное развитие локомоторных функций: недостаточную подвижность артикуляционной моторики, манипулятивной деятельности тонкой моторики, дискоординацию движений общей моторики.

Так же у детей с различными речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: трудности формирования саморегуляции и самоконтроля, неустойчивость и пониженная способность к наблюдательности, снижение мотивации к речевому общению и продуктивной деятельности, негативизм, повышенная раздражительность, иногда агрессивность и обидчивость, трудности в общении с окружающими и сверстниками.


В настоящее время проблема своевременного преодоления выше перечисленных особенностей развития дошкольников с нарушениями речи является достаточно актуальной, т. к. своеобразие сочетания первичных и вторичных нарушений в общей структуре речевого дефекта детей определяет необходимость отбора более оптимальных и эффективных методов и приемов логопедической работы. В связи с этим возникла необходимость использования нетрадиционных приемов по развитию тонкой моторики рук детей с нарушениями речи, что в свою очередь, по данным, будет способствовать совершенствованию тонкой моторики и их речевому развитию.

На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных­ технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает определенными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождается выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание нервных и мышечных тканей. Воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно приводит к попеременному сокращению и расслаблению мышц. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений в процессе изобразительной деятельности и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

В ходе обследования детей, было решено провести исследование. Детей, посещающих старшую логопедическую группу, поделили на 2 группы – экспериментальную и контрольную. В работе использовались игровые методы и приемы с умеренно низкими температурами:

· игры со льдом («Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание льда в трафаретах и др.);

· массаж рук кубиками льда;

· наложение на руки холодных повязок;

Длительность процедуры закаливания отработана с учетом возраста детей и их реакции на холод и обоснована тем, что меньше 7 секунд – нет эффекта воздействия, а после 20 секунд возможно проявление нежелательных реакций на холод. Проведение процедур через день необходимо для адаптации организма детей к холодовому воздействию.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые готовят заранее.

Криотерапия проводилась в три этапа.

1. Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 10–15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (в тазу с тёплой водой или держа пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

2. После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

3. Развитие тактильной чувствительности: растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, собирание шишек в одну посуду, а шариков в другую и т. д.


По разработанной методике осуществлялся криомассаж подошвенных областей стоп ребенка. Движения осуществляются по кругу, по часовой стрелке. Процедуру рекомендуется проводить через день, длительность каждой от 7 до 20 секунд. Курс включает в себя 10-12 процедур в течении осени, зимы и весны. Криомассаж нормализует нервную систему ребенка, улучшает аппетит, сон, настроение и общее состояние. Организм ребенка становится более устойчив к заболеваниям.

Криотерапия проводилась как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время .

В конце учебного года была проведена повторная диагностика детей экспериментальной и контрольной группы, содержащая те же задания, что и на первом этапе исследования.

Таблица 1

Соотношение уровней развития тонкой моторики рук экспериментальной и контрольной групп на подготовительном и заключительном этапах исследования:

При повторной диагностике уровня развития речи детей было выявлено, что речь дошкольников улучшилась - обогатился словарь, значительно улучшилось звукопроизношение, сформировалось умение отвечать на занятиях полным предложением, их рассказы стали развернутыми, содержательными.

Из этого следует, что применение в экспериментальной группе приемов и методов криотерапии благотворно повлияло на развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшилась и артикуляционная моторика, и произносительные навыки детей, и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).

Список литературы:

1. , Кидалов холодом. – М.: Апрель, 2000. – 160с.

2. Гвоздева изучения детской речи / – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – Т.1. – 472с.

3. Руденков. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2006.