Статьи посвященные чтению подростков. Проблемы чтения современных детей и подростков

Подростки, не читающие книг – повод для волнения родителей. Как же так, кем он вырастет, если не будет читать? Эти переживания не дают покоя. Так же, как и «качество» современных книг, проблема выбора книг детьми и родительского контроля.

Раньше я уже писала о том, как пробудить интерес к книгам в детстве. Сегодня я хочу написать о подростках. В нашей семье есть положительный опыт приобщения к книгам подростков и даже взрослых. Чтение классики – это два компонента: сам процесс чтения и факт выбора для чтения классической литературы. Чтение первично. Чем больше ребёнок вовлечён в процесс чтения, тем больше вероятность, что он выберет серьёзную классику. Поэтому начнём с чтения.

В чём же секрет читающих подростков? Через чтение мы получаем большую часть информации, так нужной нам для жизни, образования и развития. И это огромное удовольствие! Советы в стиле «заставлять читать» вводят меня в недоумение. На мой взгляд, это уверенный шаг в сторону ненависти к предмету принуждения. Есть другие варианты привлечь ребёнка к книгам без давления. Самостоятельное чтение отличается от чтения с родителями или чтения по школьной программе. Когда человек читает сам – он остаётся наедине с собой и создаёт в своём воображении собственный мир из той книги, которую читает. Для того чтобы любой процесс состоялся, необходимо:

  1. Собственное желание, которое побуждает к действию.
  2. Возможность это действие осуществить.
  3. Удовольствие.

Книги должны приносить удовольствие! Через книгу автор общается с читателем и читателю это общение должно нравится. Чтобы прочитав одну книгу, ребёнок захотел прочитать следующую, а потом ещё одну и так далее. Чтение классики не исключение. Оно также должно быть связано с удовольствием!

Подросток хочет быть самостоятельным. Основная задача родителя – проанализировать возможные препятствия к чтению и попытаться их мягко ненавязчиво устранить. У здорового ребёнка к ним относятся: отсутствие интереса к имеющимся книгам или отсутствие возможности осуществить желание читать.

Все дети любознательны. Если подросток не интересуется книгами, значит, он либо удовлетворяет свой интерес к жизни другим способом, либо что-то не так в целом и он не знает, что ему интересно. Это может быть перегрузка информацией в школе, излишнее давление, зависимость от гаджетов.

Печально, что к подростковому возрасту уже часто укореняется стереотип: чтение – это скучно. Причина этому банальна: человек не встретил интересной лично ему книги.

Соответственно, напрашивается вывод: он должен её встретить – ту, что захватит его с первых страниц, ради которой он захочет отложить гаджеты и сможет преодолеть барьеры, если такие есть.

Наша первая задача – обеспечить доступ к книгам, которые могут быть ему интересны. Это важно на протяжении всего процесса приобщения к чтению. Чаще всего дома мы держим лучшие книги, могут казаться скучными подросткам. Выходом может быть библиотека, где ребёнок выберет книги по своему вкусу.

Катализатором процесса может стать человек, влиянию которого подвержен подросток. Чем раньше он осваивает чтение как инструмент, тем раньше он перейдёт к чтению более серьёзных книг. Но свободного доступа к книгам может быть недостаточно для того, чтобы это случилось.

Препятствиями на пути к понравившейся книге могут быть:

  1. Способность читать
  2. Недостаточный отдых
  3. Отсутствие свободного времени
  4. Окружение

Чтобы желание превратилось в действие и книга была прочитана, нужна физическая способность сделать это:

  1. Техника. Невозможно читать не зная букв, слов, не понимая смысла точек и запятых.
  2. Понимание прочитанного.
  3. Воображение и фантазия.

Развитая техника – первый шаг. В большинстве случаев в прекрасном окружении у здорового отдохнувшего ребёнка с наличием свободного времени именно отсутствие техники является тормозом. Большой вклад сюда вносит школа, которая не ждёт «отстающих» от норм детей: с увеличением «заданий», объёмов и требований интерес к чтению сходить на нет.

Чем быстрее ребёнок «собирает» печатные символы, тем меньше приходится ждать до понимания. Дети нетерпеливы, их время течёт очень быстро и так же быстро угасает интерес. Есть множество способов преодолеть этот барьер у детей возраста до 10 лет. Но подросткам это всё уже не подходит.

Курсы скорочтения – прекрасный вариант решения проблемы. Они улучшают не только скорость восприятия текста, то ещё понимание и память. Актуальны для детей от 9 лет и старше, а также для взрослых любого возраста. Качественные курсы длятся около 10 недель – столько времени необходимо для минимального усвоения и применения на практике новой информации.

Способность видеть смысл в словах – следующий шаг. Многие, чьи дети уже умеют читать, помнят, как первое время дети несколько раз прочитывали слово, чтобы понять смысл. Мысли бегут быстро, а слова складываются медленно. Чем более наполнена и разнообразна жизнь ребёнка, его окружение, тем легче возникает образ – развитие образного мышления значительно помогает в процессе чтения и этим можно заниматься независимо от чтения.

Воображение и фантазия раскрасят книгу так, как этого захочется самому ребёнку, делают отпечаток от книги ярким. И этим тоже можно заниматься независимо от чтения.

Развитая техника чтения – это база. Понимание текста и воображение – это дело практики. Чем больше читать, тем лучше будет понимание прочитанного и тем больше развивается воображение и фантазия.

Сон и отдых – первичные потребности человека в отличие от чтения. Значит, чтобы процесс состоялся, ребёнок должен быть сытый, отдохнувший и бодрый. Особенно это важно на начальном этапе. Когда втянулся, запросто может жертвовать сном и отдыхом в пользу интересной книги.

Для чтения нужно время , свободное от любых занятий. Если хватает сна, то чем занято время бодрствования? Расписано по часам или «в свободном полёте»?

Следующий этап – окружение . Чем занимаются друзья? Если это гаджеты, игры, соцсети, ребёнок может делать то же самое, чтобы быть частью коллектива.

Тут возможны следующие варианты:

  1. Целенаправленно дома сглаживать негативное влияние окружения, поддерживать свой родительский авторитет и быть примером.
  2. Завести альтернативный круг общения.
  3. Сменить окружение.

Обратите внимание на эти моменты. Возможно, один из них – причина проблем с чтением вашего подростка.

Какие книги читают подростки? Отличается ли круг подросткового чтения в Москве, Петербурге и в Челябинске?

Можно ли сказать об одном писателе, что он покорил сердца подростков из мегаполисов, а о другом — что им зачитываются девушки из малых городов? Тысячи раз школьники и студенты отвечали на вопросы социологических исследований.

Однако Любовь Борусяк , кандидат экономических наук, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, решила подслушать мнение самих подростков. Да еще в тот момент, когда они были убеждены, что взрослые их не слышат.

Они отобрала 630 тысяч личных карточек подростков и молодых людей сети «В контакте». Авторам этих высказываний не больше 23 лет, они учатся в школах, техникумах и вузах 34 городов России.

Главным было то, чтобы в карточках упоминалось о чтении, книгах и писателях.

Результаты оказались настолько необычными, что пришлось еще раз сверить их с теми ответами, которые школьники дают во время обычных социологических опросов.

Барышни и их кумир

— Все жалуются на то, что подростки сидят в интернете и ничего не читают. Возможно, не все знают, что «В Контакте» существуют более 50 тысяч сообществ, посвященных литературе и чтению, — объясняет Любовь Борусяк. – По результатам анализа 630 тысяч карточек и исследованию 400 таких сообществ, мы выяснили, что круг читаемых подростками писателей невелик: всего 1400 авторов. При этом треть упоминаний укладывается в 50 общеизвестных имен.

Вряд ли кто-то сможет угадать два самых популярных произведения, которые чаще всего называют подростки.

Это — «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева (1969) и «Два капитана» Вениамина Каверина (1944).

Ни то, ни другое не входит в школьную программу, хотя оба могут разбираться на школьных уроках литературы. «Зори», к тому же, приходят к подросткам через кино (фильмы Станислава Ростоцкого 1982 года и Рената Давлетьярова 2015 года).

Неужели школьники – зачастую тайком от учителей и родителей- начинают увлекаться советской литературой?

«Я тщетно проверяла карточки «В контакте» и 400 литературных сообществ, пытаясь выяснить, что еще из произведений советской литературы они читают, — говорит Любовь Борусяк. — Но больше ничего не обнаружила. Возможно, потому, что не существует общественных институтов, которые поддерживали бы читательский интерес к советской литературе».

Одним словом, если из зарубежной классики, созданной до 20 века, кое-кто из подростков, зависший «В Контакте», припоминает Шекспира, то литература советского периода для них – черная галактическая дыра.

Из нее иногда выглядывают головы Вениамина Каверина и Бориса Васильева, да еще профиль Булгакова.

Но рождается на наших глазах новая (или новая старая) звезда. В сетях с каждый годом растет интерес к одному поэту. Не подумайте, что это – Пушкин или Булат Окуджава. Кумир девочек-подростков – советский поэт Эдуард Асадов (1923-2004).

Самое удивительное, что молодежная аудитория к поэтам в целом более чем равнодушна. Во всех городах России о поэзии упоминали не более 3% подростков. «Литература» для них в жанровом отношении понятие монолитное. Это — проза.

Читают Асадова обычно девочки (если кто-то из 630 тысяч мальчиков и упоминает поэтов, то – только Маяковского и Бродского).

Лидирует количество интернет-сообществ, посвященных Асадову.

«- В сообществах, посвященных Асадову, можно прочесть признания такого рода: мне было 12 лет, я увидела на полке у мамы эту книжку, а теперь рассказываю о ней подружкам. Затем стихи начинают циркулировать по сетям, и формируются сообщества Эдуарда Асадова. Кстати, это единственные интернет-сообщества, в которых можно прочесть, что книги стихов любимого поэта передаются от мамы к дочке».

Что привлекает современных барышень в этой поэзии?

Девушки отвечают, что из стихов Асадова узнают правду о жизни: что такое настоящая любовь, верность, дружба, честность в отношениях.

Любите ли вы Ремарка?

Для девочек в провинции Эдуард Асадов — такой же моральный образец, как для девочек в Москве – Ремарк.

Начиная свое исследование, Любовь Борусяк тщательно разделила все города России на четыре группы: с населением «миллион плюс…» «пятьсот тысяч плюс…» , «двести пятьдесят тысяч плюс», «менее двухсот тысяч…».

Но воспользоваться этим делением ей не пришлось: существенных различий (например, в именах писателей или в любимых подростками жанрах) между городами России не обнаружилось.

Только — между Москвой и всей Россией.

У девочек: Ремарк, Чехов, Булгаков, Пушкин, Брэдбери, Достоевский, Есенин, Лев Толстой, Стивен Кинг, Оскар Уайльд, Джоан Роулинг, Джон Грин, Николай Гоголь. У мальчиков: Пушкин, Булгаков, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Джек Лондон, Стивен Кинг, Ремарк, Джоан Роулинг, Лермонтов, Рэй Брэдбери, Дж. Толкин.

Сегодня у столичных девушек самый читаемый зарубежный автор – Ремарк.

Интересно, что в читающих городах России с населением до миллиона человек Эрих Мария Ремарк в топ авторов не входит. Так же, как в столице не входит в топ Эдуард Асадов.

«- В свое время я удивилась возрождением интереса к Ремарку, утраченному в 70-80 годы, даже провела специальный опрос: «За что вы любите Ремарка?», — говорит исследовательница. – И поняла, что это – автор, который пишет на понятном для подростков языке. Всю проблематику, которая их волнует, старшеклассницы до сих пор находят у него.

Второй культовый автор девочек в провинции – Антуан де Сент- Экзюпери. Мальчики практически никогда не отмечают его в карточках «В Контакте», а у девочек даже сложились свои сообщества, посвященные «Маленькому Принцу». В них девочки выращивают свои розы!»

В подростковой среде становятся все более популярными литературные произведения, любимыми и считавшиеся культовыми среди их прабабушек и прадедушек. Это – Ремарк, Хемингуэй и Сэлинджер.

Новая волна поднимает пятьдесят лет спустя всех троих, доказывая, что они – вечные спутники юности.И внучка снимает с книжной полки ту книгу, которой увлекалась бабушка и даже прабабушка.

Может быть, потому что мама девочки никогда эту книгу не читала?

Что нравится

Больше всего им нравится зарубежная переводная литература.

Так ответили 85% участников опроса.

Набор современных зарубежных авторов, входящих в круг подросткового чтения, скучнейшим образом одинаков для любого города и региона России. И топ этого списка полностью совпадает с топом в интернациональном рейтинге Фейсбука. По всему миру циркулирует традиционный набор культовых авторов.

На вершине рейтинга Джоан Роулинг, Стивен Кинг, Дж. Р.Р. Толкин. Все города России насыщены их книгами. Подростки (если им приходит в голову что-то почитать) покупают или скачивают те же самые книги, что их сверстники в США, Европе, Австралии и даже Индии.

У мальчиков на четвертой позиции Джон Мартин, на шестой – Анджей Сапковский, на седьмой – Сьюзен Коллинз, на девятой – Дэн Браун, на десятой – Януш Вишневский. У девочек на второй позиции – Рэй Брэдбери, на третьей — Джон Грин, на девятой Стефании Майер, на десятой – Дэшнер Джеймс.

На шестой позиции у девочек и на восьмой у мальчиков – Сэлинджер.

Среди определений, которые подростки прикладывают к переводной литературе: «яркая, красочная, неожиданная, новая, классная, новая, свежая, веселая, жизнерадостная, свободная, правдивая, великая, гениальная…». Современную русскую литературу они такими эпитетами не наградили.

«Слабая, глупая и продажная»

На небосклоне современной российской литературы подростки различают всего несколько звезд. Для девушек это Стругацкие, Мириам Петросян, Пелевин, для юношей – Глуховский, Пелевин, Белянин, Стругацкие.

В последние годы в подростковых интернет-сообществах восходит звезда Захара Прилепина.

Обнаружилась закономерность: чем меньше город, тем больше мальчиков-подростков читают русские фэнтэзи. В этом сегменте лидирует Дмитрий Глуховский, вошедший в десятку самых популярных авторов по упоминаниям «В контакте». Девочки, впрочем, русские фэнтэзи (особенно антиутопии) не любят и считают единственным уважаемым автором этого жанра Дж. Р.Р. Толкина.

Из 630 тысяч посетителей « В Контакте» всего 3% упомянули о современной русской литературе. «Она не нужна», — заявили юные читатели. Две трети опрошенных не смогли назвать ни одного современного русского писателя.
Лауреатов престижных литературных премий для подростков не существует. Как и самих этих премий.

Ведь каждый из этих писателей раздает интервью, появляется в СМИ и присутствует в сетях. Чтобы увидеть ситуацию глазами школьников, исследовательница попросила их подобрать 3-5 эпитетов для современной русской литературы.

И прилагательные хлынули, как из ведра. Из минусов современной литературы глазами подростка: «Скучная, слабая, жалкая, тупая, глупая, шаблонная, вторичная и…

— И продажная, — завершает фразу Любовь Борусяк. – В ходе исследования я проводила фокус-группы с библиотекарями. Они высказали мнение, что современная русская литература никому не нужна. Причины? Первая: такая заумная, что это — «вынос мозга», вторая: «продажная и коммерческая».

Так что современные подростки ничего не придумывают. Они только повторяют за взрослыми».

Что толкает взрослых на эти высказывания? Исследовательница считает, что такая картина мира сформирована страхом.

Читатель не решается сам определить уровень литературного произведения. Он не чувствует себя достаточно подготовленным, чтобы судить, хорошо это или плохо. И ему стыдно за то, что он может ошибиться. Взрослые (так же, как и школьники) хотят дождаться мнения авторитетных людей, которые скажут им: «Это – вечная книга». Или хотя бы: «Это – классная книга!»

Забавно, что жюри литературных премий, в представлении большинства россиян, к таким авторитетным людям не относятся.

Когда речь заходит о молодежных антиутопиях или литературе вымышленных миров, никому не приходит в голову потребовать печати «современная классика»: каждый покупает или скачивает книгу, потому что она ему нравится. А не нравится – пусть автор идет себе лесом.

Зато упоминание о каком-нибудь злободневном романе заставляет молодых читателей отвести глаза. « Сейчас, — уклончиво говорят они, — мы не можем определить, хорошая это или плохая литература, но… скорее всего, она плохая». Все ответили отрицательно на вопрос, хотели бы они читать в школьной программе современных российских авторов. Зато многие предложили ввести в курс школьной литературы «Гарри Поттера».

Можно знать, что харчо – острый суп, но есть его не обязательно

Кого же теперь удивит, что современные подростки с таким энтузиазмом превозносят русскую классическую литературу?

Они уверены, что наши классики несут читателям нравственные ценности высочайшей пробы. Отсутствие ценностей c большой буквы– одна из причин, по которой современная литература кажется школьникам безнравственной, аморальной и, в общем, неприемлемой.

Какие произведение школьной программы им понравилось?

Топ списка — «Преступление и наказание» и «Отцы и дети».

Если бы опрос проводился весной, в лидерах оказался бы «Мастер и Маргарита», но осенью роман Булгакова еще многие не прошли в школе.

Что понравилось участникам опроса из списка школьной классики (в порядке убывания)?

Девушки: «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Мастер и Маргарита», «Гранатовый браслет», «Война и мир». Юноши: «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Война и мир», «Обломов», «Мертвые души».

А что не понравилось?

«Война и мир», пьесы Островского, «Обломов», рассказы Бунина, «На дне» — у девушек

«Все не понравилось», «Война и мир», Лесков, пьесы Островского, «Обломов» — у юношей.

Исследовательница отметила, что доверять этим мнениям не стоит: подростки говорят с чужих слов. Лишь 18,3% девочек и 14, 3% мальчиков ответили, что читают «практически все» из курса школьной литературы. 75,6% девочек и 76,1% мальчиков признались, что познакомились «только с некоторыми произведениями», а 6% девочек и 9,6% мальчиков ответили: «практически не читаю».

Почти половина участников исследования заявили о том, что русская классика не только современна, но останется такой навсегда. Треть девочек и 40% мальчиков предположили, что она «частично устарела». Лишь немногие сделали диссидентское заявление, что школьная программа по литературе устарела в принципе. Так высказались 1,6% девочек и…16% мальчиков из 700 школьников.

Возможно, мальчики более склонны привлекать к себе внимание.

Девочки обнаружили у русской классики множество плюсов.

Начнем. Во-первых, она — « красивая, изысканная, изящная, эстетически совершенная». Во-вторых, «обучающая, поучающая и познавательная, высокая, духовная, нравственная, глубокая, вечная, бессмертная…». Далее – везде.

«- Мальчики ответили, что «русская классическая литература — глубокая и бездонная». Но для них она еще и «широкая»…вот такой ширины! — смеется Любовь Борусяк.- В общем. такая огромная глыба, несущая детям высокие идеи…»

Когда же подросткам предложили написать, что лично им НЕ понравилось в школьной программе по литературе, 40% мальчиков дали два радикальных ответа.

Во-первых, в школьной программе по литературе им не понравилось все. Во-вторых, в курсе литературы им ничего не понравилось.

«- Налицо противоречие. С одной стороны, на уровне ценностей они признают, что русская литература — великая и могучая. А с другой – ее просто не читают, — говорит исследовательница. — Для того, чтобы знать, что харчо – это острый суп, не обязательно его есть. Да, у молодежи успешно формируется представление о важности чтения. Они убеждены, что надо читать правильную, образцовую литературу, отобранную для них взрослыми. Но как это часто бывает в жизни, ценности и практики между собой почти не связаны.

Более четверти подростков, которые считают русскую классику великой, ответили, что не читают ничего. Каждый шестой парень сказал: а ну ее на фиг, эту школьную классику, она уже никому не нужна. Каждый десятый мальчик, заполнявший анкету, не читает ничего даже дома».

Меняю «Грозу» на «Бесприданницу»

Когда самим подросткам задали вопрос, сложно ли им читать русскую классическую литературу, они заверили, что нет. Так ответили 58,3% девушек и 60,7% юношей.

Однако девочки признались: главный минус русской классики – она слишком трудная. Мальчики уточнили: слишком скучная.

Мальчики не любят признаваться, когда им что-то непонятно.

Для современных подростков чтение – процесс до прихотливости многослойный. Читать роман – это значит (среди прочего) прочесть его краткое изложение.

Что больше всего поразило исследователя?

— Я получила несколько анкет, в которых ребята выразили свое представление о том, что история движется по кругу. Они уверены, что ничего нового в человеческих отношениях и представлениях не появилось, а великие русские писатели уже все сказали, — говорит Любовь Борусяк. – Эти подростки ясно выразили мнение, которое меня пугает. Больше половины из них убеждены в том, что русская классика вечна. Школа и общество внушают им это вместе с тезисом, что человек меняется мало, и что в русской классике сказано «обо всем, что было и что будет». 40% из них считает, что ничего нового в мире не происходит!

Одно из следствий этого: им не приходит в голову, что современность можно осмыслять с помощью современной литературы.

Недавно я попросила сына открыть карточки своих друзей и проанализировала круг чтения молодых интеллектуалов (не филологов). У них – самое лучшее образование. Каждый второй пишет о ценности чтения: эту установку они получили в семье.

Но интереса к новому у этих образованных молодых читателей нет. Я посчитала лидеров их чтения и посмотрела, когда эти книги вышли. Выяснилось, что они не упомянули ни одной книги, вышедшей позже 1980 года! Вот портрет нашего идеального читателя: внимательный, понимающий текст, воспроизводящий ценности русской и советской интеллигенции и… останавливающийся там, где остановилась она!

Мой вывод: школа не стимулирует подростков к движению вперед. Она приучает их ориентироваться на проверенное и кем-то отобранное. Ориентация на традиции как на главную и едва ли не единственную ценность, формирует нас такими, какие мы есть: не стремящимся к изменениям. Это — то, о чем я еще буду думать и писать».

О результатах своего исследования Любовь Фридриховна Борусяк рассказала на семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Литературные традиции детей и подростков в России на рубеже веков, смена "модели чтения". Разработка анкеты и социологический опрос лицеистов, определение их круга чтения. Исследование характера перемен в отношении к чтению: книга как источник информации.

    реферат , добавлен 05.01.2015

    Социология чтения как специальная область знания. Досуговая практика чтения среди детей, её история развития и направления. Данные исследований по данной проблеме Харьковского Университета имени В.Н. Каразина, проведённых в 1998-1999 и в 2013 г.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Факторы, влияющие на читательские предпочтения. Оценка значимости литературы в жизни студентов московских ВУЗов. Способы их студентов к книгам, повышения популярности чтения. Определение времени, отводимого на чтение и их отношение к различным жанрам.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков. Девиантные явления в жизни подростка, его характеристика. Анализ девиантного поведение подростков в Усть-Илимском районе.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2008

    Общие закономерности роста и развития подростков. Факторы, определяющие начало половой жизни и последствия вступления в ранние сексуальные отношения. Методы формирования ответственного отношения подростков к сексуальному поведению, их роль и значение.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2013

    Теоретико-методологические основы исследования поведенческой культуры подростков. Нормы, ценности как средства социальной регуляции поведения. Анализ влияния информированности о ВИЧ-инфекции на поведенческую культуру. Причины распространения ВИЧ-инфекции.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2009

    Определение читательских предпочтение студентов: идеальная и реальная ситуация. Круг чтения современных московских студентов. Роль библиотек в удовлетворении интереса. Результаты анкетирования студентов второго курса университета им. К.Э. Циолковского.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2015

Однолеток Алексей, ученик 7 класса МБОУ "СОШ № 13" г.Братска

Данная работа - результат изучения чтения учащихся 6-7 классов нашей школы. Автор ставил следующие задачи:

  1. Изучить читательские интересы подростков 13-14 лет нашей школы;
  2. Изучить литературу по данному вопросу.
  3. Определить роль и значение современной медиасреды в формировании читательского интереса;
  4. Выявить, какую роль в жизни подростков нашей школы играет чтение.

Данные исследования могут быть использованы на уроках для организации дискуссий, позволят корректировать работу по продвижению чтения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение.

Основная часть:

2.1.

Читательская деятельность как фундаментальная основа понятия грамотности.

2.2.

2.3.

Чтение в жизни подростков нашей школы

Подросток и библиотеки

4 -8

2.4.

Тенденции и читательские предпочтения учащихся 6-х и 7-х классов.

Заключение.

Библиография.

I. ВВЕДЕНИЕ:

Мы считаем, что взятая нами для исследования тема «Особенности чтения подростков» является актуальной в наше время. Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что именно книга поможет овладеть необходимой информацией для полноценного развития личности, научит выражать свои мысли, думать, анализировать события и поступки людей, что так необходимо сформировать у подростков сейчас, еще учась в школе, готовя себя к дальнейшей самостоятельной жизни.

Изучив круг читательских интересов подростков, узнав, насколько они владеют навыком работы с книгой, мы сможем проверить выдвинутую нами

гипотезу:

  • Действительно ли подросток сегодня отводит меньше времени на чтение, что приводит к снижению читательских компетенций.
  • Действительно ли в развивающейся медиасреде нет места книге.

Объект исследования:

Учащиеся 6-х-7-х классов МБОУ «СОШ № 13»г.Братска

Предмет исследования:

Чтение подростков

Цель исследования:

привлечь внимание всего школьного сообщества к проблеме чтения подростков и

наметить пути поддержки и развития чтения.

Поставленные задачи:

  1. Изучить читательские интересы подростков 13-14 лет нашей школы;
  2. Изучить литературу по данному вопросу.
  3. Определить роль и значение современной медиасреды в формировании читательского интереса;
  4. Выявить, какую роль в жизни подростков нашей школы играет чтение.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использованы следующие

методы:

Анкетирование;

Наблюдение за подростками, приходящими в школьную библиотеку;

Анализ читательских формуляров школьной и городской библиотеки;

Интервьюирование учителей-словесников, библиотекарей;

Математические методы обработки результатов исследований;

Работа с печатными изданиями журнала «Школьная библиотека», с интернет-

ресурсами.

Практическая значимость заключается в следующем:

Материалы исследования помогут определить круг чтения современного подростка;

Данные исследования могут быть использованы на уроках для организации дискуссий, позволят корректировать работу по продвижению чтения.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. 2003 - 2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Понятие грамотности в последние десятилетия претерпело ряд изменений и воспринимается более широко, совершенно иначе, чем десятилетие назад: это не только умение читать, писать, считать, владеть основами работы с компьютером и умение работать с информацией, но и многое другое. Сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Осознание важности чтения, и особенно чтения детей и подростков, в последние десятилетия стало предметом заботы государства и общества во многих странах. В 2004 году в США прошла Неделя юношеского чтения. Результатом работы стало подписание «Заявления Международной ассоциации чтения», в котором сказано: «Подростки, вступающие в мир взрослых в ХХI веке, будут читать и писать больше, чем в любое другое время в истории человечества. Им потребуется более высокий уровень грамотности для работы, организации домашнего хозяйства, выполнения грандиозного долга и ведения личных дел. Им нужна грамотность, чтобы совладать с потоком информации повсеместно, где бы они ни находились. Они должны быть грамотными, чтобы подпитывать свое воображение и иметь возможность участвовать в строительстве будущего. В сложном, а иногда и опасном мире, для молодого человека очень важна способность читать. Поэтому необходима постоянная поддержка и помощь в обучении чтению, начиная с самых ранних стадий развития».

В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет

уменьшилось с 49% до 26%. У нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.

Исходя из сложившейся ситуации, была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007-2020 год», 2014 год был объявлен Годом культуры, а 2015 - Годом литературы. Все эти меры призваны изменить ситуацию в отношении чтения.

2.2. В своей работе мы решили изучить отношение к чтению подростков нашей школы, определить их читательские приоритеты, таким образом выявить особенности чтения наших подростков. Для изучения этого вопроса мы выбрали объектом нашего исследования учащихся 6-7-х классов.

Нами проведено анкетирование 88 учащихся, из них девочек 36, мальчиков- 52 Ребятам было предложено заполнить анкеты, которые состояли из 12-14 вопросов об их отношении к чтению книг.

Вот вопросы анкеты предложенные нами.

Анкета «Чтение в моей жизни»

1. Чем ты любишь заниматься в свободное время? (пронумеруйте в порядке важности)

  • Гулять
  • Занятия на компьютере
  • Чтение
  • Телевизор
  • Увлечения, хобби
  • Не очень

3. Какой формат чтения ты предпочитаешь:

  • традиционные книги,
  • цифровой (компьютерный) формат

4.Сколько времени в день уделяешь чтению книг?

  • Классика
  • О животных и природе
  • Про сверстников
  • Приключения, фантастика, фэнтэзи
  • Детективы
  • Стихи
  • Про исторические события
  • Научно-познавательная литература
  • Сказочные повести
  • другое

6.Есть ли у тебя любимый писатель? Назови фамилию и его книги.

7.Назови своего любимого литературного героя.

8.Твои любимые книги (2-5)

9.Есть ли у тебя любимый журнал?

10.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал, и ее автора?

11.Назови книги, прочитанные тобой в этом учебном году.

12.Как ты считаешь, почему современные подростки так мало читают?

13. Какую роль в современной медиасреде ты отвел бы чтению?

Книга нужнее, чем компьютер. Почему?

Книга не нужна. Почему?

Родители

Учитель

Друзья

Библиотекари

Средства информации

  1. Чем любят заниматься наши респонденты в свободное время.

Было предложено 5 вариантов ответов (гулять, компьютер, чтение, телевизор, занятия по увлечениям), нужно было расположить эти варианты в порядке предпочтений. Получились такие результаты.

Виды деятельности

I место

Гулять

Занятия на компьютере

Чтение

Просмотр TV передач

Занятия по увлечениям

Некоторые ответы на этот вопрос были не совсем корректные, поэтому в итоге таблицы не везде получается число 88 по количеству респондентов.

Все

Девочки

Мальчики

Да

Не любят

Не очень любят

3. Какое чтение ты предпочитаешь?

65 % предпочитают чтение традиционных книг, 35% - цифровой формат. На этот вопрос отвечали не все (69 чел)

4. Сколько времени в день уделяешь чтению книг?

Выяснилось, что мальчики уделяют больше времени чтению книг, чем девочки. Но среди учеников, много времени (3 час.) проводящих за чтением, оказались девочки 7 А кл.

5. Тематические предпочтения наших школьников выглядят следующим образом : большинство ребят, как мальчиков, так и девочек, предпочитают фантастику, фэнтэзи, затем следуют детективы и книг и о животных. Классику (причем, это в основном произведения, изучаемые по школьной программе) назвали только 8 девочек и 1 мальчик. Немногие отметили книги о сверстниках, научно-познавательную литературу, сказочные повести и стихи.

6. Любимые писатели наших подростков .

33 респондента (9 девочек и 24 мальчика) н е назвали в анкетах ни одного любимого писателя. Круг любимых авторов не очень большой, чаще других называют А.С.Пушкина, встречаются Тургенев, Распутин, Гоголь. В основном называют «раскрученных» авторов.

У девочек чаще других называются книги современного французского писателя Сержа Брюссоло и раскрученных после выхода известного фильма «Сумерки» Стефани Майер. У мальчиков - книги Д.Глуховского, книги серии «Сталкер», романы братьев Стругацких.

7. Любимые литературные герои.

Ответ на этот вопрос может дать представление о нравственном и духовном мире наших подростков. Ведь любимый литературный герой – это тот, на кого хочется походить, поступки которых вызывают восхищение, уважение. К сожалению, оказалось, что у 36 (37%) опрошенных учащихся нет любимых литературных героев. У остальных ребят очень большой круг перечисленных литературных героев. В основном - это главные герои их любимых книг.

Предпочтения девочек:

  • Кусака - 3
  • Зигрид - 3
  • Пегги Сью - 3
  • Ирка Хортица - 2
  • Муму - 2
  • Карлсон - 2

У мальчиков

  • Артем из «Метро 2033» - 5
  • Геракл – 2.

Называются Маленький принц, Бильбо, Грэй, Маугли, Незнайка. У шестиклассников чаще называются литературные герои из книг, прочитанных в начальной школе. Все это свидетельствует об бедном читательском багаже наших подростков.

8. Любимыми книгами наших подростков являются в основном книги любимых ими писателей:

«Дочь колдуна», «Зигрид и потерянные миры», «Проклятый цирк» С.Брюссоло, «Сумерки» С.Майер, «50 оттенков серого» Э.Джеймс у девочек; серия книг Д.Глуховского «Метро», книги серии «Сталкер», «Пикник на обочине» Стругайких, «Хоббит» Толкиена, «Алые паруса»А.Грина, «Тарас Бульба» Н.Гоголя, рассказы В.Шукшина «Срезал», И.Бунина «Цыфры», «Эрагон» Кр.Паолине, «Гарри Поттер» Дж.Роллинг.

9. Журналы вообще не вошли в круг чтения опрошенных нами подростков. 40 человек не назвали ни одного издания, 30 учащихся (в основном шестиклассники) отметили журналы, адресованные учащимся начальной школы («Мурзилка», «Непоседа»). Некоторые указали не журналы, а каталоги («Avon), несколько человек ответили: «мистика», но такого журнала нет, есть «Мистические истории». Только 4 респондента назвали журнал «Мне 15», адресованный подросткам. А познавательных журналов не назвал никто, хотя таких журналов, адресованных подросткам, существует очень много.

10. Недавно прочитанными книгами были названы в основном произведения, изучаемые по школьной программе по литературе. 32(36%) учащихся не назвали ни одной книги. Кроме программной классики были названы все те же книги это С. Брюссоло, С.Майер, Д.Глуховского. Встречаются в ответах ребят и довольно редкие в круге чтения подростков книги. Были названы книга Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства», в основе сюжета которой трудная судьба девочки-подростка. Один семиклассник назвал книги не очень известного у нас в стране современного английского писателя Метта Хейга «Семья Рэдли», «Тенистый лес», «Люди и я». Каждый роман этого писателя - событие, захватывающее, неординарное, веселое и немножко жуткое. Книги Хейга неизменно входят в списки бестселлеров Великобритании, экранизируются, удостаиваются престижных наград и широко публикуются за рубежом.

11. В этом учебном году ребятами были прочитано совсем немного книг, это все та же программная классика, и перечисленные ранее книги. В перечне прочитанных книг, как правило, не называются авторы. Не входит в круг чтения наших респондентов русская классика, не изучаемая в курсе литературы. Практически отсутствуют книги современных российских авторов, адресованные подросткам. Довольно редко встречаются книги писателей, входящих в круг чтения старшего поколения: были несколько раз названы «Алые паруса» А.Грина, романы Жюля Верна, «Робинзон Крузо» Д.Дефо. Ни в одной анкете не названо ни одно научно-познавательное или энциклопедическое издание.

12. На вопрос « Почему современные подростки мало читает?» большинство ребят ответили одинаково: зачем читать, когда есть компьютер. Причиной отсутствия интереса к чтению большинство ребят назвали наличие компьютеров, гаджетов (69 человек). Сослались на отсутствие времени 4 учащихся, а 17 человек эту причину сформулировали четко и кратко – лень.

13. На этот вопрос «Какую роль в современной медиасреде ты отвел бы чтению?» отвечали только 36 респондентов. Девочки ответили следующим образом:

  • Книга нужнее, чем компьютер. - 9
  • Книга не нужна. - 2

Мальчики:

  • Книга нужнее, чем компьютер - 19
  • Книга не нужна - 6

14. Выбирая книги для чтения, большинство учащихся прислушиваются к советам своих родителей , для многих авторитетом в этом вопросе является учитель. А вот СМИ отметили только 7 респондентов. Ответы на этот вопрос нам показались не совсем убедительными. В перечне прочитанных книг практически отсутствуют авторы, которых любили и читали родители наших подростков. В тоже время в среди любимых книг наши учащиеся называют как раз те книги, которые попали в круг чтения ребят в основном благодаря «раскрутке» этих книг через фильмы, компьютерные игры, рекламную компанию.

У девочек

  • Родители - 9
  • Учителя - 7
  • Друзья - 7
  • Библиотекари - 3
  • Средства информации - 3

У мальчиков

  • Родители -21
  • Учителя - 16
  • Друзья - 10
  • Библиотекари - 12
  • Средства информации – 4

2.3 . Подросток и библиотеки.

Нами проанализировано отношение наших респондентов к библиотеке. Выяснилось, что 28% учащихся не являются пользователями библиотек. В библиотеке им. Михасенко записано 46 учащихся, в школьной библиотеке -76 человек. Но посещают наши учащиеся библиотеки нерегулярно, порой 1-3 раза за учебный год. Чаще всего берут программные произведения классиков. Следует отметить, что некоторые учащиеся являются активными читателями библиотек: Хиску Кристина, Головин Максим, Марчук Настя из 7 А кл., Бевз Виталина и Кожемякин Эдуард из 7В кл., Кушнерчук Артем из 6Б кл. За счет читательской активности перечисленных ребят средняя читаемость получилась 7,08 книг. Это не очень высокий показатель. У остальных пользователей читаемость довольно низкая – 1-3 книги за учебный год.

2.4.Тенденции и читательские предпочтения учащихся 6-х и 7-х классов.

Таким образом, проанализировав ответы на вопросы анкеты и читательские формуляры шестиклассников и семиклассников нашей школы, мы пришли к следующим выводам:

  • Книга окончательно не ушла из жизни подростков, в целом у большинства позитивное отношение к чтению.
  • Среди любимых авторов и книг много произведений классической литературы.
  • Среди наших респондентов оказались (хоть и очень немного) подростки, не представляющие себя без книги и чтения.
  • Среди любимых героев названы в основном положительные персонажи.
  • Школьники отдают предпочтение традиционной книге.
  • Круг чтения девочек и мальчиков имеет отличия.
  • Самым читающим оказался 7 А класс.
  • На выбор чтения влияние оказывают родители и учителя.
  • Наши подростки сегодня отводит меньше времени на чтение.
  • Беден читательский кругозор респондентов.
  • Четко просматривается общая тенденция – стремление подростков читать развлекательную литературу таких жанров, как фэнтези, триллеры, приключения, мистика. Литература как средство социализации сегодня заметно уступает другим видам медиа: телевидению, Интернету.
  • Чтение школьников носит в основном случайный характер.
  • Низка читательская культура школьников.
  • Невелика роль библиотек в продвижении чтения.
  • Золотые полки» предыдущих поколений подростками не читаются, имена многих авторов-классиков им практически не известны, продолжается процесс прерывания литературной традиции нескольких последних поколений.
  • Книги хороших современных авторов, которые могли бы читаться подростками, почти не известны как им, так и их родителям, а также учителям и библиотекарям. Во многом это связано с отсутствием лучшей и новой литературы в фондах библиотек. Библиотекари

смогут сделать гораздо больше, если у них будет большой выбор лучших книг и периодических изданий для детей и юношества

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За несколько последних десятилетий книга во многом изменила свои функции в жизни подростка, и не только подростка. Сведения о самых различных ситуациях, с которыми можно столкнуться в жизни, и "рецепты" поведения в гораздо большей степени сообщает кино и телевидение, чем любые книги. Постепенно и разнообразные компьютерные игры также принимают на себя часть былой книжной нагрузки. Всевозможную полезную и вредную информацию все чаще школьники черпают из Интернета, и с каждым днем число обращающихся к нему растет и будет возрастать. И в то же время, несомненно, чтение остается одной из самых эффективных сфер, приучающих школьников к умственной деятельности. Следовательно, необходимо в новых условиях находить новые средства создания привлекательности самого процесса чтения, с тем, чтобы новые поколения школьников не теряли тех возможностей, которые приобретаются только в результате умения читать. Как и кто это может и должен сделать? Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания и необходимого условия социализации личности. На наш взгляд, это должны быть совместные усилия семьи, школы, внешкольных учреждений. Не стоит отказываться от традиционных форм продвижения чтения. Литературные гостиные, конкурсы чтецов, инсценирование и театрализация, викторины и разного рода литературные конкурсы, выставки книг, рекомендательные списки и многое другое, несомненно, помогают в привлечении к чтению.

Но, учитывая особенности современной жизни (ни дня без общения в сети), стоит призвать на помощь компьютер и Интернет. Многие библиотеки уже пытаются обратить их в союзники: сделали свои страницы, сайты, блоги в Интернете. Возможно, здесь нужно привлечь лидеров чтения, они могут делиться на страницах сети своими впечатлениями о прочитанном, могут вести свой блог. Большую пользу принесут общешкольные акции по пропаганде чтения с широкой рекламной компанией. Хотелось стоит войти в проект « Goole- сервисы в моем образовательном пространстве».

Наши гипотезы, что «современный подросток сегодня отводит меньше времени на чтение, что в век современных технологий книга постепенно уходит на второй план», к сожалению, подтвердилась. В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало или развлекательным, или «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир. Ребята познают этот мир в интенсивно развивающейся медиасреде, но ничто не заменит общение с доброй книгой, которая помогает разобраться в огромном потоке информации, определиться в жизни, сделать правильный выбор, найти нужное решение.

В целом ситуация в чтении детей и подростков стала значительно сложнее, поскольку именно сейчас как у детей, подростков, так и у взрослых развиваются новые практики чтения. Чтение во многом переходит в электронную среду, и этот процесс динамично и активно развивается дальше. От того, насколько взрослые – родители, педагоги, библиотекари – смогут адаптироваться к изменяющимся привычкам «цифровых аборигенов», помочь детям и подросткам, как в реальной, так и в электронной среде, во многом зависит будущее чтения и культуры этого поколения.

«Книги через читателя меняют саму жизнь», – так выразил назначение книги и чтения выдающийся книговед Н.А. Рубакин.

Значение чтения, таким образом, – в развитии творческого мышления, в развитии культуры мышления и связанного с этим понятием – культуры чувств.

Человек в процессе чтения развивается комплексно – вырабатывает память, учится терпению, чуткости, наблюдательности, развивает волю, воспитывает сердце и т.д. – все это в целом способствует совершенствованию личности.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Абдурашидова Э. Изучение читательского интереса подростков//http://fullref.ru/job_d89920adb1af2d681ea0df8a9f863a82.html
  2. Иванова Г.И., Чудинова В.А. «Чтение, грамотность и библиотеки: функциональная неграмотность в развитых странах». Журнал «Школьная библиотека» № 6 – 2005 г.
  3. Национальная программа поддержки и развития чтения//http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122
  4. Новикова Т.А. «Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе». Журнал «Школьная библиотека» № 2 – 1995 г.
  5. Соловьев Е.Н. «Книга в моем доме: моя семья и моя семейная библиотека». Журнал «Школьная библиотека» № 9 – 2002 г.
  6. Чарина И.Т. «Если мы однажды научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись». Журнал «Школьная библиотека» № 7 – 2002 г.
  7. Читательские интересы школьников и проблема формирования культуры чтения//http://сайт/shkola/literatura/library/2012/10/31/

Статья «Портрет современного подростка

Какой же наш современный подросток? Деградирует ли современное молодое поколение? Кого мы воспитываем? Каждый из учителей, хоть раз задавался этими вопросами.

Подростковый возраст является в развитии личности сложным и определяющим одновременно. В это время молодые люди должны справиться с гораздо большим количеством задач развития, чем в любой другой период их последующей жизни: они должны подготовить свой уход из родительского дома, достичь признания среди сверстников, завязать дружеские и партнерские отношения, определить перспективу будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей как основу собственного поведения. Неумение справиться с какой-либо из задач может привести к нарушениям адаптации и социализации, проявлениям отклоняющегося поведения, любым негативным зависимостям, не только токсическим, но и нехимическим.

Молодое поколение XXI века – это поколение, которое формирует цифровые технологии. Поколение, которое выросло в новом цифровом обществе. Британские ученые из университетского колледжа Лондона утверждают, что одним из последствий цифровой революции может стать изменение способа мышления людей. Молодое поколение способно одновременно решать несколько задач, «перелетая с одного сайта на другой». Но большинство подростков не способны выполнять линейные задания, к примеру, читать и писать, поскольку внимание рассеивается. Молодое поколение не умеет самостоятельно решать поставленные задачи, а ищет готовые ответы в Интернете.

В последние годы нейропсихологи активно обсуждают яркий популяционный синдром – синдром функциональной несформированности лобных отделов, в основном левого полушария. Именно эти особенности строения мозга наблюдаются у людей, имеющих склонность к азартным играм, наркотикам, алкоголю, компьютерным играм. Такие дети неспособны к длительной усидчивой работе, импульсивны, непоследовательны, крайне эмоциональны.

Обнаружить лобную несформированность невозможно без консультации профессионального нейропсихолога. Однако существуют признаки, которые должны заставить забеспокоиться: родители и педагоги жалуются, что ребенок плохо учится, отвлекается, ничем не интересуется, тратит на домашние задания по 5 часов, а если его контролируют – хватает и одного, решает арифметическую задачу без проверки, половину слов не дописывает, пропускает буквы. Такой ребенок принадлежит к новой генерации людей с более примитивным строением мозга. Это отклонение так распространено, что может считаться нормой.

Деградирует ли человечество или совершенствуется с появлением лобной несформированности – пока не ясно. Ясно только, что вошедшие в моду неформальные тусовки, гомосексуализм, компьютерные игры, общение в Интернете не случайны. Психологов уже давно интересует, в чем причина, например, привлекательности телевидения и видеоигр для подростков – ведь книги, театр, музыка и прочие виды искусства продолжают развиваться. Но нынешние подростки предпочитают им более примитивные – с точки зрения нагрузки на мозг – способы времяпрепровождения. Как ни странно, повинны в этом вовсе не телепродюсеры или создатели компьютерных игр. Они лишь используют естественные интересы подрастающего поколения, спрос рождает предложение.

Таким образом, то, как устроен мозг индивида, определяет его увлечения, наклонности, и в то же время эти увлечения и наклонности диктует нам общество, а значит, общество участвует в эволюционных процессах, определяя особенности строения нервной системы.

Девиз поколения XXI века – «будь как все». Распространение массовой литературы (детективов, любовных романов, ужастиков), глянцевых журналов, желтой прессы не могут влиять на формирование эстетических и моральных норм учащихся, на расширение их словарного запаса. Но эта литература пользуется успехом, так как понятна всем и не требует особого осмысления после прочтения. Массовая литература рассчитана на примитивное сознание, ничего глубокого, вся информация на поверхности. Нынешнее поколение не способно думать. И конечно, такая литература идеально подходит для режима « нового времени».

Цифровой век предлагает людям новые готовые стандарты жизни:

для девушек икона стиля – это молодая, красивая, гламурная. Для мужчины – это молодой, брутальный. И обязательно богатые и не важно, какими путями ты получаешь это богатство. Неслучайно такой популярностью пользуются глянцевые журналы. Там мы читаем про красивую жизнь. Глянцевые журналы пропагандируют роскошь, а вслед за роскошью ведется пропаганда жизни не по средствам. Молодежь желает носить дорогие, статусные вещи, которые могли бы причислить тебя к категории, в которой, по сути, ты отсутствуешь. Молодое поколение здорово поддается высококачественной манипуляции к потребительству.

Завершение формирования личности происходит в период ранней юности. Тогда в том числе формируется и ее духовный облик, поэтому одно из первых мест на книжной полке должна была бы занимать классическая литература, так как это хранитель нравственных, эстетических и духовных ценностей.

Лишь немногие ученики читают русскую классическую литературу, да и они читают ее для того, чтобы получить хорошую отметку или для того, чтобы сдать Единый государственный экзамен. Зарубежную литературу почти никто не читает. Многие современные подростки воспитываются на историях легкой, беззаботной жизни звезд, они наивно полагают, что счастливое будущее придет им самим в руки или, что его им обеспечат родители, богатые мужья, их красота, молодость. Но последние два фактора не навсегда.

Чтение – медленный процесс, который требует временных затрат и умения сосредоточиться. Молодое поколение привыкло к быстрой смене деятельности, к быстрым и легко видимым результатам. Чтение – «это труд и творчество», а не только развлечение и удовольствие. Правильное чтение требует умственных усилий, мыслей, чувств, поэтому многие школьники и перестают читать.

Нынешняя экономика формирует новый тип человека – человека – потребителя. И это все сказывает и на читательской деятельности. Если раньше чтение было глубоко интимным, глубоко личным процессом, то теперь оно носит групповой характер. Интересы читателя диктуются группой, к которой принадлежит человек, местом жительства, кругом общения.

«Клиповое сознание» - особенность «компьютерного поколения». Этот термин появился в 90-х годах XX века и обозначает привычку «воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо клипа, либо теленовости. Молодежь читает художественные тексты в сокращенном варианте и пересказывает пересказ. На идеях, художественных деталях текста сознание вообще не фиксируется. Если человек не способен воспринимать целостную картину мира, то он не сможет найти место в нем, а, следовательно, определить цель своей жизни.

«Клиповое сознание», по мнению западного исследователя А. Моля, формирует «мозаичную культуру». «Клиповое сознание» постепенно вытесняет традиционное. Человек перестает быть самим собой, он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и становится таким, каким его ожидают увидеть другие люди. Человек, который уничтожил свое индивидуальное «я» и стал «автоматом», идентичным с миллионами других «автоматов» вокруг него, не испытывает больше чувства одиночества и тревоги. Однако ценой этого становится потеря самого себя, потеря индивидуальности и растворенность в «массовом сознании». Взамен он получает иллюзию благополучия и спокойствия.

Можно предположить, что интерес молодежи к массовой литературе – это результат «клипового сознания». Опора на визуальный ряд объясняет также то, что особой популярностью среди молодежи пользуются книги, которые были экранизированы. Фильм компенсирует недостаток фантазии и воображения, создает иллюзию общения с эпохой, автором.

В XXI веке формы проведения досуга становятся все более разнообразными: телевидение, компьютер, Интернет. Книга на этом фоне, даже электронная, меркнет.

Наиболее осмысленно ученики судят о тех авторах, чье творчество изучалось в школе, и нередко, весьма примитивно – о самостоятельно прочитанных книгах. Это свидетельствует о недостаточно развитом навыке самостоятельного чтения художественного произведения.

Проблема чтения активно обсуждается в обществе. На сайте «Завет.ру. Информационно – просветительский проект» авторы приходят к следующему выводу, что если в семье не принято читать, то у ребенка такой потребности и не возникнет. Ребенок перенимает на себя то отношение к чтению, которое существует у его родителей. Он учится тому, что видит у себя дома. И если родители только и смотрят телевизор, то не стоит ждать от этого ребенка, что он будет читать. Дети будут читать то, что читают родители. Если папа читает журналы про рыбалку, а мама предпочитает телевизионные сериалы, то у ребенка вряд ли возникнет желание читать классическую литературу.

Мы должны уделить особое внимание семейному чтению. Дети не будут читать, если не будут читать их родители. С ребенком надо заниматься. Читать ему вслух, читать с ним вместе, просить его, чтобы он вам читал. Если родители этого не делают, то ребенок и не будет читать. Школа в этом процессе не занимает главную позицию. Она только дополнительный фактор в формировании любви к чтению. Но читают ли наши дорогие взрослые?

Массовое «отпадение» взрослого населения от читательской деятельности девальвировало ее в глазах детей. Подростки утверждают, что «родители читают меньше нас», «не разбираются в литературе», «не покупают нам книги», а главное, «не могут объяснить своими словами, зачем нужно читать».

Как мы видим, если в семье даже не могут объяснить, зачем нужно читать, будет ли читать подросток, нет.