2 факторы влияющие на здоровье ребенка. Здоровье ребенка и факторы влияющие на здоровье дошкольника консультация на тему

Понятие здоровья у детей

Понятие здоровья ребёнка, несмотря на широкое использование в повседневном педиатрическом обиходе, а также в официальных документах и нормативных правовых актах, до настоящего времени не имеет общепринятого научно обоснованного определения.

Здоровье ребёнка - его индивидуальное физическое, психическое, умственное, культурное, духовное, нравственное и социальное развитие, не ограниченное экзогенными и эндогенными (генетическими) условиями и факторами.

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей

здоровье физиологический дети питание

Факторы, напрямую влияющие на здоровье ребенка и всецело зависящие от людей, занимающихся уходом и воспитанием этого ребенка:

§ Правильное питание и здоровье ребенка.

Здоровье ребенка и правильное питание неразрывно связаны между собой. Это всем известный факт. Существует мнение, что здоровый, правильно питающийся ребенок -- это тот ребенок, который ест по расписанию, четыре раза в день, сбалансированное меню. Однако это не совсем так.

Здоровый, правильно питающийся ребенок, обязательно ест по аппетиту, а это значит, не нужно заставлять ребенка есть, захочет поест, не захочет, и не надо. Ведь аппетит это наглядный индикатор состояния организма. Переедать вредно. Так вот, ребенок, которого заставляют есть, в любом случае переедает, что создает дополнительную нагрузку на печень, может вызвать расстройство желудка и еще множество неприятностей.

Существует оптимальный набор продуктов, при употреблении которых органы пищеварения будут работать «без сбоев». Так для завтрака подходят рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно какие-нибудь овощи. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, сок. Обед - максимальное количество овощей, в том числе сырых, в виде овощных салатов или винегрет (можно с сельдью). Первое горячее блюдо (но не слишком объемное) - суп и высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое - фруктовый сок, свежие фрукты, компот из свежих или сухих фруктов, но не кисели из концентрата. На ужин - блюда из творога, овощей, яиц и кисломолочные напитки.

§ Физические нагрузки и их роль в здоровье ребенка.

Важным социально-гигиеническим фактором, влияющим на здоровье детей, является физическое воспитание. Физвоспитание, в широком понимании этого фактора, включает систематическое использование в воспитании ребёнка естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды), широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта, меняющиеся в зависимости от возраста ребёнка. Даже у практически здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном, психическом развитии, связанные с их особенностями в конституционных характеристиках, с условиями воспитания ребёнка. Физкультура имеет громадное значение для правильного развития детей. Она должна быть одним из повседневных режимных моментов в жизни здоровых детей.

Ещё большее значение имеет лечебная физкультура, особенно такие её элементы, как массаж и гимнастика при лечении больных детей. Физкультура даёт положительные результаты только при условии правильной организации всей жизни ребёнка и при наличии благополучной окружающей среды. При отсутствии этого физкультура, как правило, малоэффективна, нередко бесполезна, а иногда может быть вредна. В физическом воспитании детей наряду с лечебной физкультурой и спортом, массажем (особенно у детей раннего возраста) и гимнастикой, исключительно большое значение имеет правильное и систематическое использование естественных факторов природы. Так, при условии правильного проведения, закаливание является одним из главных средств общего оздоровления детского организма, предупреждения заболеваний и обеспечения гармонического развития ребёнка.

Массаж является методом неспецифической терапии, а физические упражнения -- средством стимулирования физиологических процессов в организме ребёнка. Гимнастика и утренняя зарядка являются средством развития качества движений и одновременно средством поддержания положительного эмоционального тонуса. Таким образом, значение физического воспитания для детского организма трудно переоценить. Вместе с тем, во многих семьях данному аспекту жизнедеятельности ребёнка уделяется очень мало внимания. А надо руководствоваться тем, что для человека необходима физическая тренировка его тела, причем с самого раннего детства. И для этого не обязательно посещать платные тренировочные мероприятия, достаточно во время прогулки побегать с ребенком, попрыгать и вообще, прививать ему любовь к физическим нагрузкам. При этом одеваться нужно соответственно. Ведь логически понятно, что одежда должна быть удобной и в ней не должно быть жарко.

Здоровье ребенка на прямую зависит от того, насколько у него есть возможность тренировать себя и свое тело, и насколько эта привычка будет сопровождать его во взрослой жизни.

§ Контакт с природой и его влияние на здоровье ребенка.

Почему для здоровья ребенка так важен свежий воздух? Причиной 90% ОРЗ у детей являются вирусы. Вирусы прекрасно сохраняют свою живучесть в домашней пыли и в стоячем теплом воздухе. А такие условия везде - в помещениях, дома, на работе, в саду, в школе, где стоит помимо батареи, пара обогревателей, а сквозняк воспринимается, как прямая угроза жизни. На улице подхватить вирус, допустим, гриппа возможно только от зараженного человека, в движущемся прохладном воздухе он обязательно быстро погибнет. А вот в теплом, не проветриваемом помещении, вирус прекрасно найдет себе место. А что еще позволяет нам не заболеть при встрече с вирусом - местный иммунитет.

Наши органы дыхания, вырабатывают слизь, которая в огромных количествах содержат вещества, позволяющие убивать вирусы. Но для корректной борьбы с вирусами, слизь должна иметь нормальное состояние густоты и уж никак не быть сухой. А что влияет на состояние слизи? Влажность воздуха. На улице обычно влажность находиться в приемлемых рамках, в помещение же, множество факторов, обеспечивающих сухость воздуха. А в сухом воздухе, слизь в носу высыхает что затрудняет дыхание и не позволяет выполнять основную задачу местному иммунитету.

Здоровье ребенка, важнейший фактор, на который родители в состоянии влиять. Отказавшись от насильственного кормления, проводя с ребенком активно время на свежем воздухе, можно обеспечить ребенку здоровую счастливую жизнь. Здоровье ребенка бесценно. А выполнять три вышеперечисленных правила не так уж и сложно.

Факторы, влияющие на здоровье детей

    Экологические: Солнечная радиация, состав питьевой воды, ежегодная температура воздуха, влажность, чистота воздуха. 80% детей с дефицитом развития проживают в зонах химического, радиоактивного загрязнения окружающей среды, вблизи промышленных предприятий, автодорог, железнодорожного полотна, в районах с высоким напряжением электромагнитного поля, т.е. в экологически неблагополучных регионах страны. В таких условиях особенно важно заниматься проблемой здоровья, учитывая особенности социально-экономических условий нашей действительности.

    Социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции). Большое значение имеет режим дня школьника, условия для выполнения домашних заданий, интерес родителей к школьным проблемам, спокойная обстановка дома, соблюдение гигиенических норм. У мальчиков проблемы возникают значительно чаще, т.к. у девочек адаптивные возможности выше.

    Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного.

    Педагогические:

      факторы внешней среды, способные оказать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, социальные, экономические и т.д.);

      факторы школьной среды – качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, спортивного оборудования и оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы;

      организация учебного процесса (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул) и режима учебной нагрузки;

      организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;

      формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования;

      динамика хронической и общей заболеваемости;

      методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;

      психологический фон занятий, благоприятный эмоциональный настрой, (доброжелательность, мудрость педагога);

      санитарно – гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота, световое и цветовое оформление и т.д.);

      двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики);

      рациональное питание (меню и режим питания);

      медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры;

      стрессовая педагогическая тактика;

      интенсификация учебного процесса (увеличивается количество ежедневных уроков, у детей остается мало времени для отдыха, прогулок, они не досыпают, переутомляются);

      не соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

      нерациональная организация учебной деятельности (контрольная работа после выходного дня);

      функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья (он не знает своего ребенка, его характера, наклонностей, интересов);

      функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);

      отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактике вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.);

      межличностные отношения между сверстниками;

      правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств и т. п.).

Это можно проиллюстрировать словами русской пословицы: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял».

Концепция проекта

Организация урока на основе принципов здоровьесбережения

Здоровьесберегающая технология - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая среда – это пространство, окружающее учащихся во время их пребывания в школе: экологическое, эмоционально – поведенческое, воспитательное, открытое информационно-образовательное пространства. Здоровьесберегающая организация учебного процесса является небольшой частью эмоционально – поведенческого пространства наших школьников, но не менее важной, чем остальные составляющие

Не случайно первым пунктом в организации урока на основе здоровьесбережения стоят обстановка и гигиенические условия. По данным комплексного обследования детских учреждений с использованием лабораторных методов исследования в 13% выявлены отклонения от норм по шуму, в 34% -по электромагнитным полям, в 31% - по освещенности, в 21% - по микроклимату, в 25% - по мебели.

Очевидно, что ответственность за контролем над гигиеническими условиями лежит и на медицинских работниках, и на администрации школы. В обязанности же педагога входят умение и готовность видеть и определять явные нарушения условий проведения урока и по возможности исправлять их.

На первый взгляд иностранный язык и понятие здоровьесбережение не совместимы. Однако ребёнок испытывает большую нагрузку на уроках английского языка в связи с тем, что на протяжении урока обучение проводится на «чужом» для него языке.

Общедидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Среди специфических принципов , выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Рассмотрим более подробно указанные группы принципов.

Общедидактические принципы:

    принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности;

    принцип активности - предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества;

    принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания;

    принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Специфические принципы:

    принцип не нанесения вреда;

    принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья);

    принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;

    включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой;

    принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий;

    принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие;

    принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха;

    принцип цикличности. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения;

    принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Данный принцип способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможности организма школьника;

    принцип всестороннего и гармонического развития личности. Этот принцип имеет важнейшее значение, так как содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

    принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения;

    принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников;

    принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.);

    принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей;

    принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать школьников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Для достижения цели данного проекта необходимо определить основные средства обучения:

    средства двигательной направленности;

    оздоровительные силы природы;

    гигиенические.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы оздоровительных тренингов для педагогов и учащихся.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Педагогами применяются следующие методы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного:

    динамизация рабочей позы посредством использования ученических конторок для профилактики нарушений осанки и искривления позвоночника;

    методика сенсорно-координаторских тренажей с помощью зрительно-сигнальных сюжетов и зрительно-двигательной схемы для повышения физической и психической активности детей на уроке, коррекции и профилактики зрения;

    обучение по экологическим букварям для активизации познавательных процессов, расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия;

    методика повышения эффективности психомоторных функций с помощью самоуправляемого, шагового ритма.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их крат­кая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, списывание и т. д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт
- напряжение, сотрудниче­ство - авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик - ученик(сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, активность - пассивность, заинтересованность - безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Темп окончания урока

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

Часть урока

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.
Максимальная работоспособность

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материа­лом

3-й этап. Конечный порыв

Небольшое по­вышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения и укрепление здоровья . Рабочая программа учебного предмета «Английский язык , 6 класс» составлена в соответствии...

  • Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №9»

    Основная образовательная программа

    ... «Основная общеобразовательная школа № 9» (далее - Школа ) разработана... В процессе обучения иностранному языку в начальной школе обучающиеся... сохранения и укрепления здоровья . Спорт и здоровье . Личная гигиена школьника . Важность сохранения здоровья ...

  • Образовательная программа начального общего образования моу силикатненской средней общеобразовательной школы муниципального образования «Сенгилеевский район»

    Образовательная программа

    З. Английский язык . Бим И.Л. Немецкий язык . ... процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения ... общеобразовательной школы ...

  • Образовательная программа начального общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №23 г. Тайшета

    Образовательная программа

    ... общеобразовательной школе № 23 г. Тайшета присваивается статус базовая школа по формированию ИКТ- компетентности школьников ... процесса . 3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся. Сохранение и укрепление здоровья ...

  • План лекции 1. Определение понятия «здоровья» с позиции гигиены детей и подростков. Признаки здоровья. 2. Группы здоровья. 3. Показатели здоровья. 4. Приоритетные факторы среды, влияющие на здоровье детей и подростков (по результатам исследования акад. Г. Н. Сердюковской). 5. Экологические факторы. Экопатология. Маркеры техногенного загрязнения окружающей среды. Экосенситивность. 2

    «Здоровье - это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничному единству физических и интеллектуальных характеристик, формированию адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста» /Академик РАМН Ю. Е. Вельтищев/. 3

    Определяющие признаки здоровья: отсутствие в момент обследования болезни; гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие; нормальный уровень функций; отсутствие наклонности к заболеваниям. 4

    Институт гигиены детей и подростков предложил давать качественную характеристику здоровья популяции путем распределения ее на «группы здоровья»: I - здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений; II - здоровые, с функциональными или небольшими морфологическими отклонениями; III - больные в компенсированном состоянии; IV - больные в субкомпенсированном состоянии; V - больные в декомпенсированном состоянии. 5

    Распределение детей по группам здоровья очень важно для: характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья; сравнительных сопоставлений на разных территориях; оценки эффективности лечебнопрофилактической работы детских медицинских учреждений и отдельных врачей; выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей; определения потребности в специализированных службах и кадрах. 6

    Показатели здоровья: n общая заболеваемость; n заболеваемость по отдельным нозологическим формам; n распределение по группам здоровья; n количество часто болеющих (4 и больше раз в год) детей; n количество длительно болеющих детей (25 и более дней по одному заболеванию) 7

    Индекс здоровья - удельный вес детей, не болевших в течение года, среди всех обследованных (в процентах). Патологическая пораженность - частота хронических заболеваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных. 8

    Фактор – существенное обстоятельство, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер (Толковый словарь). Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют три группы факторов: генотип популяции; образ жизни; состояние окружающей среды. 9

    Г. Н. Сердюковской установлено выраженное влияние на здоровье детей следующих факторов среды: n климатических особенностей местности; 10

    n неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия (в основном за счет превышения вместимости школьных зданий, двусменных занятий, недостаточных площадей учебных помещений, плохих жилищных условий); 12

    «Приоритетное» значение в развитии заболеваний у детей имеет экологический фактор, который определяет 30 % заболеваемости. Экологическая патология - раздел медицины, изучающий заболевания, вызванные химическими, физическими и биологическими факторами окружающей среды. 17

    Академик РАМН М. Я. Студеникин указывает на три патологических состояния, которые в известной степени могут служить биологическими маркерами техногенного загрязнения окружающей среды: 1) аллергические болезни (в первую очередь атопический дерматит), 2) бронхолегочная патология; 3) железодефицитные анемии. 18

    Экосенситивность детей особая чувствительность детского организма к воздействию экологических факторов. С учетом морфофункциональных особенностей развития детей различного возраста и принятыми в нашей стране принципами организации образовательного процесса собственно экосенситивными периодами считаются 3 -й год жизни, возрасты 5 и 11 -13 лет. Риск развития некоторых заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, повышается в 2 -3 раза. 19

    Педиатры к числу экологических факторов относят также профессиональные вредности у родителей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка, курение матери во время беременности и курение дома в присутствии ребенка. 20

    Социально-гигиенический фактор определяет 27, 5 % заболеваемости. У детей в возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1 -4 лет увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, также важен такой фактор, как посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В возрасте 7 -10 лет наибольшую роль играют жилищные условия, доход. 21

    В бедных семьях выше смертность детей от несчастных случаев, травм, выше уровень заболеваемости, уровень и средняя длительность госпитализации. Риск несчастных случаев среди детей уменьшается с ростом образования матери образование менее 9 лет: более 11 лет - риск 5: 1 22

    «Уязвимые» дети - дети, которые в большей степени, чем другие, подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполных семей, из семей, проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (низкий доход, плохое питание), детей из неблагополучных семей, в которых отмечаются алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей. Зарубежные специалисты относят к «уязвимой» группе единственного в семье ребенка, детей, рожденных после длительного бесплодия; нежеланных детей; детей пожилых родителей; детей, рожденных в позднем браке; детей, «заменивших» умершего ребенка, или детей, родившихся в период, когда в семье 23 кто-то умер.

    25

    Среди биологических факторов, оказывающих наибольшее влияние на заболеваемость, во всех возрастных группах детей основными являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности и родов. 26

    План лекции: 1. Физиологические основы деятельности детей. 2. Готовность детей к Лекция 3. Гигиена образовательной деятельности обучению в школе. 3. Гигиена обучения. 4. Гигиенические принципы организации учебного процесса в образовательных учреждениях. 27

    В современном 7 -м классе подросткам необходимо прочитать 1900 страниц учебников, 1400 литературно-художественных произведений, выучить более 740 определений и около 400 понятий. Сроки получения среднего образования: в Великобритании срок обучения 10 -13 лет, во Франции, Испании, Польше, Японии, в Литовской, Латвийской и Эстонской республиках, Молдова -12 лет, в Италии, Швеции, Германии - 13 лет. При 12 -летнем образовании: I ступень - начальное общее образование (4 года); II ступень - основное общее образование (6 лет); III ступень - среднее (полное) общее образование (2 28 года).

    Виды деятельности детей и подростков: 1. Умственная деятельность (деятельность с относительно небольшой тратой энергии - от 50 до 100 ккал/ч в зависимости от возраста детей и характера занятий). Этот вид деятельности составляет основу умственной работы (учебные занятия в дошкольном учреждении, школе и дома, чтение, просмотр телепередач, спокойные настольные игры и др.). 2. Физическая деятельность (деятельность, требующая значительных энергетических затрат, превышающих 100 ккал/ч), составляет основу различных видов физического воспитания и трудового обучения. Двигательный компонент более представлен при выполнении физических видов деятельности, требующих перемещения тела и преодоления различных сопротивлений. 29

    Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: Для детей ясельного возраста от 1, 5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные и др.) продолжительностью не более 810 мин. В младшей группе - 10 занятий в неделю по 10 -15 мин, в средней - 10 занятий в неделю по 20 мин, в старшей - 15 занятий в неделю по 20 -25 мин; в подготовительной -19 занятий в неделю по 25 -30 мин. 30

    Медицинские критерии готовности к обучению в школе: 1) уровень биологического развития; 2) состояние здоровья в момент осмотра; 3) острая заболеваемость за предшествующий год. Психофизиологические критерии развития школьно-необходимых функций: 1) результаты выполнения теста Керна - Иразека, 2) качество звукопроизношения (наличие дефектов); 3) результаты выполнения монометрического теста «вырезание круга» . Не готовыми к обучению считаются дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, отстающие в биологическом развитии, а также выполняющие тест Керна - Иразека с оценкой 9 баллов и более и имеющие дефекты звукопроизношения. 31

    В возрасте 5- 7 лет дети могут сохранять активное внимание в течение 15 мин, в 8- 10 лет - 20 мин, в 11- 12 лет - 25 мин, в 12- 15 лет - 30 мин. Утомлением называется состояние, возникающее в результате деятельности ребенка. Оно проявляется чувством усталости, дискоординацией и во многих случаях снижением эффективности работы. 32

    О начале утомления школьника свидетельствуют следующие признаки: снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций); наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания); нарушаются сердечный ритм и координация движений); появление чувства усталости. Усталость – субъективная оценка утомления. 33

    34

    Переутомление - это кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе. Выраженные признаки переутомления: резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность); аритмия, вегетососудистая дистония); снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов. 35

    Гигиенические принципы организации обучения детей в школе: соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка; научная организация учебного процесса в современной школе; обеспечение оптимальных условий обучения. 36

    Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки Классы 1 2 -4 5 6 7 8 -9 10 -11 6 -ти дневная неделя 20 25 31 32 34 35 36 5 -ти дневная неделя 20 22 28 29 31 32 33 37

    Шкала трудности предметов (по И. Г. Сивкову) Математика, русский язык – 11 баллов Иностранный язык 10 баллов Физика, химия 9 баллов История 8 баллов Родной язык, литература 7 баллов Естествознание, география 6 баллов Физкультура 5 баллов Труд 4 балла Черчение 3 балла Рисование – 2 балла Пение 1 балл 38

    С 10 до 12 часов I – фаза врабатывания, II – фаза высокой и устойчивой работоспособности, III – фаза снижения работоспособности, a – зона неполной компенсации, б – зона конечного прорыва, в – зона прогрессивного падения 80 39

    Объем домашнего задания: 1 класс – (со второго полугодия) – 1 час 2 класс – до 1, 5 часа 3 -4 классы – до 2 часов 5 -6 классы – до 2, 5 часов 7 -8 классы – до 3 часов 9 -11 классы – до 4 часов 40

    Основная группа (дети без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными морфофункциональными отклонениями, достаточно подготовленные) Подготовительная группа (дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточно физически подготовленные) Специальная группа (дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к выполнению учебной и производственной работы) Дети, относящиеся по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам, занимаются вместе, однако для последних интенсивность и объем нагрузки снижают. Учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе, занимаются вне сетки учебных часов по специальному расписанию. 41

    Расстояние головы школьника 8 -9 лет от текста, расположенного на пюпитре, в среднем должно составлять 24 -25 см; в возрасте 11 -12 лет - 29 см; в более старшем возрасте расстояние от книги при чтении становится больше и достигает 30 -35 см. 44

    Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника, увеличивают массу ежедневно переносимого школьного груза. Норма по переносимому школьниками груза составляет примерно не более 1/10 массы тела. Например: вес ребенка в возрасте 7 лет в среднем равен 25 кг норма по переносимому грузу не должна превышать 2, 5 кг. 45

    Масса учебных изданий: не более 300 г для 1 -3 (4)-х классов; 400 г для 5 -6 -х классов; 500 г для 7 -9 -х классов; 600 г для 10 -11 -х классов. Масса изданий для 1 -3 (4)-х классов, предназначенных для работы только в школе (при этом на титульном листе книги обязательно указывается эта специфика использования), не должна превышать 500 г. Допускается увеличение массы издания не более чем на 10 %. 46

    Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что может оказаться небезопасным в санитарноэпидемическом отношении. 47

    «…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно".

    Академик Н.М. Амосов

    Факторы, напрямую влияющие на здоровье ребенка и всецело зависящие от людей, занимающихся уходом и воспитанием этого ребенка:

    Правильное питание;

    Достаточные физические нагрузки;

    Максимальная продолжительность гуляния.

    Питание и здоровье ребенка

    Здоровье ребенка и правильное питание не разрывно связаны между собой. Это всем известный факт. Существует мнение, что здоровый, правильно питающийся ребенок — это тот ребенок, который ест по расписанию, четыре раза в день, сбалансированное меню. Однако это не совсем так.

    Здоровый, правильно питающийся ребенок, обязательно ест по аппетиту, а это значит, не нужно заставлять ребенка есть, захочет поест, не захочет, и не надо. Ведь аппетит это наглядный индикатор состояния организма. Переедать вредно. Так вот, ребенок, которого заставляют есть, в любом случае переедает, что создает дополнительную нагрузку на печень, может вызвать расстройство желудка и еще множество неприятностей.

    Существует оптимальный набор продуктов, при употреблении которых органы пищеварения будут работать «без сбоев». Так для завтрака подходят рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно какие-нибудь овощи. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, сок. Обед - максимальное количество овощей, в том числе сырых, в виде овощных салатов или винегрет (можно с сельдью). Первое горячее блюдо (но не слишком объемное) - суп и высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое - фруктовый сок, свежие фрукты, компот из свежих или сухих фруктов, но не кисели из концентрата. На ужин - блюда из творога, овощей, яиц и кисломолочные напитки.

    Физические нагрузки и их роль в здоровье ребенка.

    Важным социально-гигиеническим фактором, влияющим на здоровье детей, является физическое воспитание. Физвоспитание, в широком понимании этого фактора, включает систематическое использование в воспитании ребёнка естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды), широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта, меняющиеся в зависимости от возраста ребёнка. Даже у практически здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном, психическом развитии, связанные с их особенностями в конституционных характеристиках, с условиями воспитания ребёнка. Физкультура имеет громадное значение для правильного развития детей. Она должна быть одним из повседневных режимных моментов в жизни здоровых детей.

    Ещё большее значение имеет лечебная физкультура, особенно такие её элементы, как массаж и гимнастика при лечении больных детей. Физкультура даёт положительные результаты только при условии правильной организации всей жизни ребёнка и при наличии благополучной окружающей среды. При отсутствии этого физкультура, как правило, малоэффективна, нередко бесполезна, а иногда может быть вредна. В физическом воспитании детей наряду с лечебной физкультурой и спортом, массажем (особенно у детей раннего возраста) и гимнастикой, исключительно большое значение имеет правильное и систематическое использование естественных факторов природы. Так, при условии правильного проведения, закаливание является одним из главных средств общего оздоровления детского организма, предупреждения заболеваний и обеспечения гармонического развития ребёнка.

    Массаж является методом неспецифической терапии, а физические упражнения — средством стимулирования физиологических процессов в организме ребёнка. Гимнастика и утренняя зарядка являются средством развития качества движений и одновременно средством поддержания положительного эмоционального тонуса. Таким образом, значение физического воспитания для детского организма трудно переоценить. Вместе с тем, во многих семьях данному аспекту жизнедеятельности ребёнка уделяется очень мало внимания. А надо руководствоваться тем, что для человека необходима физическая тренировка его тела, причем с самого раннего детства. И для этого не обязательно посещать платные тренировочные мероприятия, достаточно во время прогулки побегать с ребенком, попрыгать и вообще, прививать ему любовь к физическим нагрузкам. При этом одеваться нужно соответственно. Ведь логически понятно, что одежда должна быть удобной и в ней не должно быть жарко.

    Здоровье ребенка на прямую зависит от того, насколько у него есть возможность тренировать себя и свое тело, и насколько эта привычка будет сопровождать его во взрослой жизни.

    Контакт с природой и его влияние на здоровье ребенка.

    Почему для здоровья ребенка так важен свежий воздух? Причиной 90% ОРЗ у детей являются вирусы. Вирусы прекрасно сохраняют свою живучесть в домашней пыли и в стоячем теплом воздухе. А такие условия везде - в помещениях, дома, на работе, в саду, в школе, где стоит помимо батареи, пара обогревателей, а сквозняк воспринимается, как прямая угроза жизни. На улице подхватить вирус, допустим, гриппа возможно только от зараженного человека, в движущемся прохладном воздухе он обязательно быстро погибнет. А вот в теплом, не проветриваемом помещении, вирус прекрасно найдет себе место. А что еще позволяет нам не заболеть при встрече с вирусом - местный иммунитет.

    Наши органы дыхания, вырабатывают слизь, которая в огромных количествах содержат вещества, позволяющие убивать вирусы. Но для корректной борьбы с вирусами, слизь должна иметь нормальное состояние густоты и уж никак не быть сухой. А что влияет на состояние слизи? Влажность воздуха. На улице обычно влажность находиться в приемлемых рамках, в помещение же, множество факторов, обеспечивающих сухость воздуха. А в сухом воздухе, слизь в носу высыхает что затрудняет дыхание и не позволяет выполнять основную задачу местному иммунитету.

    Марина Ерофеева
    Консультация для родителей «Факторы влияющие на здоровый образ жизни ребенка»

    В. А. Сухомлинский утверждал, что "Забота о здоровье ребенка -это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил. не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества".

    Взрослым, важно начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей положительное отношение к собственному здоровью .

    В понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие :

    Оптимальный двигательный режим

    Рациональное питание

    Закаливание

    Личная гигиена

    Положительные эмоции

    Основная причина многих болезней в мире – недостаточная двигательная активность. Особенно страдают от гиподинамии дошкольники, которые очень много времени проводят сидя за просмотром телепередач, играя в компьютерные игры. Для того, чтобы это исправить надо заниматься с детьми циклическими упражнениями аэробного характера : ходьба, легкий бег, плаванье, лыжные и велосипедные прогулки и конечно же играть в подвижные игры.

    Следующий фактор здорового образа жизни ребенка – это питание . Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Следует обратить внимание на следующее :

    Питание ребенка должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма

    Регулярный прием пищи

    Питательные вещества поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой

    Питание должно быть индивидуальным

    Закаливание- является еще одним из составляющих здорового образа жизни ребенка .

    «Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья» -вот дивиз закаливания!

    Разумное использование этих естественных сил природы приводит к тому,что ребенок делается закаленным , успешно противостоит переохлаждению и перегреву.

    Надо помнить, что закаливание будет успешным если соблюдать три принципа :

    Постепенность -увеличивать продолжительность процедур надо постепенно

    Систематичность – проводить закаливающие мероприятия ежедневно

    Комплексность –использовать в комплексе естественные силы природы (солнце, воздух, вода)

    Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка .

    Постараться, чтобы закаливание проходило при положительных эмоциях, дети должны выполнять процедуры с радостью, желанием. В этом большое значение имеет пример родителей . Существует множество видов закаливания : хождение босиком, обтирание, обливание, воздушные ванны, воздушно-солнечные и т. д.

    Не менее важным так же является следующий фактор здорового образа жизни ребенка - это личная гигиена. Без соблюдения правил личной гигиены (уход за телом, волосами, полостью рта, одеждой, обувью) невозможно сохранить и укрепить здоровье . Должны стать естественной и неотъемлемой процедурой мытье рук перед едой, после прогулки, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ, уход за зубами. Воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за своей одеждой и обувью.

    Большое значение оказывает на здоровый образ жизни благоприятный климат в семье, который влияет на эмоциональное состояние ребенка . В будущем оно отразится и на его здоровье . Основными причинами многих детских болезней являются отрицательные эмоции, переживания и стрессы, переутомление и семейные неурядицы. Если ребенку дома эмоционально комфортно, то он будет счастлив, спокоен и уверен в себе. Положительные мысли улучшают гормональный фон, укрепляют иммунитет. Ребенку нужна любовь , понимание и забота. Очень важно всегда поддерживать своих детей, укреплять их моральный и физический дух. Добрые слова, тепло и одобрение – вот основополагающие факторы здорового образа жизни каждого ребенка . Все родители хотят , чтобы их малыш рос крепким, здоровым и умным . Здоровый образ жизни необходимо формировать с детского возраста, тогда забота о своем здоровье станет естественной формой поведения. Но для этого необходимо приложить немного усилий. Только при соблюдении всех правил по ведению здорового образа жизни можно получить хороший результат. Они помогут в будущем вам и вашим детям избежать многих проблем.

    Публикации по теме:

    «ДРУЖНО, СМЕЛО С ОПТИМИЗМОМ - ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!» Открытая презентация Проекта по адаптативной физической культуре «Всем полезно,.

    Факторы, влияющие на формирование образования Формирование образования – сложный многоступенчатый процесс, характеризующийся необходимостью концентрации в себе гармоничного сочетания.

    Анкета для родителей «Здоровый образ жизни» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» ФИО___ 1. Какого состояние Вашего здоровья?.

    Буклет для родителей «Здоровый образ жизни ребёнка» Мы – спортсмены просто класс! Здоровый образ жизни ребёнка. Советы для родителей. Чтобы ваш ребёнок был сильным, а главное здоровым.

    Факторы, влияющие на развитие личности Факторы, влияющие на развитие личности. В этой статье я хотела бы обсудить актуальную на сегодняшний день тему: «Что же, все-таки, является.

    Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!» Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Задачи:.