Практика организации физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи в детском саду. Физическое воспитание детей с нарушением речи Физкультура для детей с онр старшая группа

Коррекционная направленность работы инструктора по физической культуре с детьми с ОНР

Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей. Детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики и развитием речи. У значительной части детей имеется двигательная недостаточность, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.

У некоторых детей с общим недоразвитием речи при нарушении общей моторики встречается противоположных процесс, – повышенная двигательная активность. У таких детей присутствует моторная напряженность, скованность, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта.

Наш детский сад работает по программе ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н.Е.Вераксы, учителя-логопеды в соответствии с адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Для правильной организации коррекционной работы мной совместно с учителем – логопедом, муз. руководителем, психологом проводилось обследование детей из групп компенсирующей направленности. Мы обращали внимание на общий вид ребёнка, его осанку, походку, навыки самообслуживания. По результатам диагностики были составлены индивидуальные маршруты сопровождения ребенка с нарушением речи.

Для успешной реализации коррекционной работы мной и учителями-логопедами было составлено единое перспективное планирование по всем лексическим темам. Была разработана структура коррекционной физкультурной ОД, которое проводится раз в неделю:

    Вводные упражнения с речевым сопровождением: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе; развитие артикуляции, мимики, дикции;

    Общие развивающие упражнения с фонетической ритмикой: для воспитания речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, темпа, ритма речи, развитие общей моторики;

    Основные виды движений: для развития общей моторики и статической координации движений;

    Подвижная игра: для совершенствования двигательных умений, формирования положительных форм взаимодействия между детьми, развития морально – волевых качеств личности.

    Релаксация: для регуляции мышечного тонуса.

Так же в соответствии с лексической темой между этапами ОД выполняются пальчиковая гимнастика для развития координации движений пальцев рук и дыхательная гимнастика для развития активного вдоха и длительного выдоха. По сути получается интегрированное занятие, где не только заметно взаимодействие педагогов, но и взаимосвязь образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие (музыка).

Рассмотрим подробно общеразвиваюшие упражнения. Привлекается инвентарь: кегли, гимнастические палки, косички, флажки, мячи. Для детей с ОНР используются не только обычные мячи, но и коррекционные, например фитболы. Для групп компенсирующей направленности речевое сопровождения на данном этапе является обязательным условием. Ритм чистоговорок помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Комплекс упражнений на фитболе.

    упражнение: сидя на фитболе, повороты головы вправо-влево Задачи:Выравнивается косое положение таза, что способствует коррекции сколиоза в грудно-поясничном отделе позвоночника.

    упражнение :сидя на фитболе, сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны

Задачи:укрепление мышц рук и плечевого пояса

    упражнение: лежа на спине, ноги прямые на фитболе, опираться на пятки, руки вдоль туловища, покачивать фитбол ногами вправо-влево

Задачи: Укрепление мышц ног и спины.

    упражнение :лежа на животе, с опорой на кисти и стопы, поочередно поднять прямую руку вверх и вперед, вернуться в исходное положение

Задачи:укрепление мышц живота, рук и плечевого пояса

    упражнение : Лежа животом на мяче, поочередное поднимание ног

Задачи: Укрепление мышц живота и ног. Увеличение гибкости и подвижности суставов.

Каждое упражнение выполняем медленно 4-6 раз.

Во время выполнения упражнений, ребенок повторяет чистоговорки.

Ры-ры-ры – нас кусают комары.

Ру-ру-ру – зададим мы комару.

Ра-ра-ра – мы убили комара.

Ро-ро-ро – угодил комар в ведро.

Ра-ра-ра – рама, рак, гора, нора.

Ры-ры-ры – рыси, рыбы, комары.

Ру-ру-ру – ручка, руки, кенгуру.

Ро-ро-ро – Рома, роза, рот, перо.

Нельзя забывать о правилах фитбол-гимнастики:

    Подбирать мяч каждому ребенку надо так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает так же приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.

    Убедиться, что поблизости отсутствуют острые предметы, которые могут повредить фитбол.

    Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.

    Начинать занятия с простых и.п. и упражнений, постепенно переходя к более сложным.

    Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.

    Исключить во время занятий быстрые и резкие движения.

    Нельзя увлекаться прыжками на фитболах.

    При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.

    Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся.

    Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке.

    На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.

    Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление.

Таким образом, ОД по физическому развитию, направленная на коррекцию нарушений речи у детей, будет эффективна только условиях взаимодействия педагогов детского сада. Мы стараемся поддерживать сотрудничество для лучших результатов наших детей.

Форма проведения: игра – путешествие.

Вид деятельности: интегрированная (физкультурно-оздоровительная, игровая).

Образовательная область: «Физическая культура». «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Коммуникация».

Цель: формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деятельности.

Оздоровительные: способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата;

формировать и закреплять навык правильной осанки.

Обучающие:

  • ползание на коленях с опорой на ладони рук между предметами (конусами);
  • формировать умение сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке и спрыгивание на полусогнутые ноги;
  • упражнять в прыжках на двух ногах, прыгая из обруча в обруч;
  • закреплять умение подлезать в обруч боком;
  • упражнять в ходьбе и беге, координируя движения рук и ног;
  • закреплять правила безопасного передвижения в спортивном зале.

Развивающие:

  • развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость;
  • развивать координацию движений на основе уже накопленного детьми опыта.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, доброжелательности к сверстникам;
  • воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, способствовать формированию положительных эмоций.

Оборудование: конусы, гимнастическая скамейка, обручи, музыкальная запись «Чунга-чанга», «Вместе весело шагать», аудиозапись «Звуки моря», атрибуты к подвижной игре.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

(Дети в спортивной одежде входят в зал и строятся в шеренгу.)

Инструктор:

Здравствуйте, ребята! Хочу всех вас пригласить совершить со мной увлекательное морское путешествие.

А на чём можно путешествовать?

(Ответы детей.)

Мы отправимся в путь на корабле. Если вы разрешите, я буду вашим морским инструктором, а вы будете моряками. Ну что готовы? Тогда в путь!

Вокруг себя обернитесь, на корабле очутитесь. Команда, направо, 1-2. Выходим на берег в колонне по одному.

2. Основная часть.

Занимательная разминка.

Ходьба в колонне по одному (20 сек.)

Моряки подрастают, руки к солнцу поднимают. (Ходьба на носках – руки вверх, ладошки смотрят друг на друга, тянемся высоко-высоко, смотрим вперёд, спина прямая, 25 сек.)

Моряки, не ленись все на пятки становись. (Ходьба на пятках, руки за спину, полочкой, смотрим вперёд, спина прямая, 20 сек.)

Тренировка веселей, прыгаем быстрей, быстрей. (Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд – руки на поясе, смотрим вперёд, спина прямая, прыгаем легко, дышим носом, 16-18 раз.)

Очень быстрыми мы стали друг за другом побежали. (Бег в колонне по одному, дышим носом, работаем руками, смотрим вперёд, спина прямая, 20 сек.)

Моряки побежали, колени выше все подняли. (Бег с высоким подниманием колена, руки на поясе, дышим носом, смотрим вперёд, носочек тянем вниз, 20 сек.)

Большие волны разметали корабли. (Бег врассыпную, дышим носом, руки перед собой, работаем руками, смотрим вперёд, 30 сек.)

Буря утихает . (Дети перестраиваются в шеренгу, выполняют дыхательные упражнения.)

Инструктор:

Команда, через центр в две колонны, шагом марш. Разомкнулись на вытянутые руки. Кругом.

Общеразвивающие упражнения: танец «Чунга – чанга».

Инструктор:

Мы с вами оказались на чудесном острове Чунга-чанга. Уважаемые моряки, предлагаю вам исполнить весёлый и спортивный танец. Итак, приняли и.п.

  1. И.п.: ноги узкой дорожкой, руки согнуты в локтях, ладони вверх, раскрыты. В правую сторону начинай.

Вступление: наклоны вправо-влево – «выглядывают из-за пальмы».

  1. Запев: на «раз» - руки вправо-вверх, пальцы разжать; На «и» - вернуться в и.п. ; на «два и» - то же влево.
  2. Припев: вращательные движения руками вправо, то же влево, ладони вверх, раскрыты вперёд, повороты туловища вправо-влево.
  3. Запев: На «раз и два» - маховые движения руками над головой, на «три и четыре» - то же внизу.
  4. Проигрыш: опуститься на колени, руки спереди в упоре, носки оттянуты вверх. Вращение тазом, стоя на коленях с оттянутыми носками.
  5. И.п.: сидя по-турецки, руки на затылке. На «раз и» - наклон вправо, коснуться правым локтем правого колена, на «два и» - выпрямиться, на «три – четыре и» - тоже влево.
  6. Припев: полулёжа с опорой на локти – круговые движения ногами; затем руки в упоре сзади, раскачивание стопами ног верх-вниз.

Морской инструктор:

Молодцы, вы очень весело и задорно исполнили танец «Чунга-чанга». А сейчас нам пора отправляться дальше.

Команда: сомкнулись, за направляющим в одну колонну шагом марш.

Основные виды движений.

«Корабли стоят на рейде.

Начинаются ученья.

Моряки народ лихой, любят заниматься.

Бегать, прыгать, лазать, плавать,

даже кувыркаться».

Морской инструктор:

Посмотрите, я приготовила для вас полосу препятствий: (выполняют по 2 раза)

  1. «Коралловый риф». И.п.: ползание на коленях с опорой на ладони рук, между предметами. («Проплываем не задевая риф».)
  2. «По мачтам и реям». Ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны, спина прямая, смотрим вперёд, спрыгиваем на полусогнутые ноги.
  3. «Морская качка». Прыжки из обруча в обруч. И.п.: руки на поясе, ноги вместе. Прыгаем легко, смотрим вперёд.
  4. «Водолазы». Пролезание в обруч боком. При пролезании, основное внимание обращается на то, чтобы дети умели группироваться, наклоняя голову как можно ближе к коленям. Аккуратно пролезаем, чтобы не задеть.

Способ: поточный, в 1 колонне друг за другом. Молодцы! Ещё раз проходим полосу препятствий.

Морской инструктор:

Вот теперь вы набрались сил, пора плыть дальше.

«Капитан вас всех зовёт,

Веселей честной народ.

Силу, ловкость показать,

Шумно, весело поиграть».

Подвижная игра «Рыбки и сом».

Морской инструктор:

Ну что ж отважные моряки, мы оказались с вами на реке. Вода в реке чистая, прозрачная. А как вы думаете, какие рыбы обитают в ней? (Ответы детей.)

Я предлагаю поиграть в игру « Рыбки и сом». Давайте выберем водящего по считалке:

С поля, с моря, с дальних гор,

Ветры к нам летят во двор,

Первый ветер иву гнёт,

А второй берёзу гнёт.

Кто ветры догонит,

Тот водить пойдёт.

Правила игры:

«Сом» уплывает в свой «домик», «рыбки» приближаясь к нему, произносят слова: «Рыбки, рыбки не шумите,

сом усами шевелит.

Уплывайте – он не спит».

Дети разбегаются от водящего врассыпную по залу, «сом» ловит «рыбок». В конце игры дети считают пойманных «рыбок». Морской инструктор хвалит водящего за ловкость и быстроту.

(Дозировка: 2 раза.)

Морской инструктор:

Ну что ребята, наше морское путешествие подходит к концу, но прежде чем вернуться обратно, давайте сначала отдохнём.

Релаксация «На берегу моря».

Цель: развивать внимание детей. Учить прислушиваться к своим ощущениям.

Дети ложатся на спину, расставив руки и ноги в стороны, и закрыв глаза. Инструктор включает музыку «Шум моря» и начинает описывать берег моря, шум волн, как греет солнце, предлагая детям представить самостоятельно эту картинку, ощутить её.

3 . Заключительная часть.

Построение в шеренгу.

Морской инструктор:

Молодцы, моряки, справились со всеми заданиями, а сейчас нашему кораблю пора отправляться в обратный путь.

Вокруг себя обернитесь и в зале очутитесь.

Подведение итога: сегодня мы с вами совершили морское путешествие, плыли на корабле, были смелыми моряками. Какие препятствия вы преодолели? (Ответы детей.) Что вам понравилось выполнять?

А за ловкость и отвагу вам от жителей острова Чунга-чанга пришла посылка, а что в ней вы посмотрите в группе.

Будьте всегда сильными и ловкими и дружите со спортом!

В колонне по одному дети выходят из зала.

Литература:

  1. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2009 г.
  2. Утробина К.К. «Занимательная физкультура в детском саду», издательство ГНОМ и Д, 2008 г.
  3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. – М.: % за знания, 2007 г.

1. Введение.

1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.

1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.

2. Актуальность проблемы.

2.1. Организация физического воспитания в системе дошкольного образования.

2.2. Особенности физического развития детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

2.3. Интегрированные занятия, как средство повышения эффективности коррекционно-педагогического воздействия.

3. Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

3.1. Диагностический этап.

3.2. Развивающий этап.

3.2.1. Примерное планирование основных видов движений, в структуре интегрированных физкультурно – речевых занятий с детьми ОНР старшего дошкольного возраста

3.2.2. Структура интегрированного физкультурно-речевого занятия.

3.2.3.Дидактические методы и приемы, применяемые на интегрированных физкультурно-речевых занятиях.

3.2.4. Перечень специального физкультурного оборудования, применяемого на интегрированных физкультурно-речевых занятиях.

3.3. Оценочный этап.

4. Выводы.

5. Литература.

6. Приложение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема:

выполнила:

Воспитатель МДОУ

«Детский сад №3

Ключникова

Ольга Ивановна

Г. Дзержинск 2010 г.

1. Введение.

1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.

2. Актуальность проблемы.

3. Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

3.1. Диагностический этап.

3.2. Развивающий этап.

3.2.1. Примерное планирование основных видов движений, в структуре интегрированных физкультурно – речевых занятий с детьми ОНР старшего дошкольного возраста

3.2.2. Структура интегрированного физкультурно-речевого занятия.

3.2.3.Дидактические методы и приемы, применяемые на интегрированных физкультурно-речевых занятиях.

3.2.4. Перечень специального физкультурного оборудования, применяемого на интегрированных физкультурно-речевых занятиях.

3.3. Оценочный этап.

4. Выводы.

5. Литература.

6. Приложение.

  1. Введение
  1. Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.

Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Вопросам физического воспитания уделяли огромное внимание такие видные ученые как П.Ф.Лесгафт, Е.А.Аркин, В.В.Гориневский, А.И.Быкова, И.А.Метлов, А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, Т.И.Осокина, Г.П.Юрко.

Особую роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н.А.Метлов – образованнейший человек, он окончил юридический факультет МГУ, Московскую консерваторию. Им написано свыше 130 работ по физическому воспитанию. В 60-е годы им написаны учебник для педагогических училищ, "Методика физического воспитания", а также книга для воспитателей и музыкальных руководителей "Утренняя гимнастика под музыку". Первые программы по физическому воспитанию для вузов, педучилищ и детских садов вышли с его участием.

Особое место среди специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А.В.Кенеман (1896-1987). Под ее руководством в 1960 г. была создана методика исполнения сюжетного рассказа, мини-сказки при объяснении новых подвижных игр. Особо следует отметить заслугу А.В.Кенеман в создании учебника "Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста", изданного в соавторстве с Д.В.Хухлаевой.

Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д.В.Хухлаева. Ее работы по формированию двигательных навыков у детей, разработка методов и приемов обучения метанию, создание программ и методических пособий для дошкольного учреждения в МГЗПИ.

1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.

На современном этапе вопросом физического воспитания занимаются М.А. Рунова, А.И. Пензулаева, К.К. Утробина, М.Ю. Картушина, Н.В. Полтавцева, Е.А. Сосенванова, Т.Е.Харченко, Т.Г. Анисимова, в своих разработках, они опираются на комплексное изучение возрастных, индивидуальных особенностей дошкольника.

Так, М.А. Рунова разработала дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет, где показала, что дифференцированное обучение основным видам движений направленных на регулирование двигательной активности, позволили положительно повлиять на психофизическое развитие детей, на характер их поведения и личностные качества.

К.К. Утробина разработала «занимательную физкультуру в детском саду» для детей 5-7 лет, где показала, что физкультурные занятия могут быть развивающими, интересными, увлекательными, познавательными.

Л.И. Пензулаева разработала подвижные игры и игровые упражнения с учетом возрастных особенностей детей, и с учетом сезонностей.

М.Ю. Картушина разработала «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет», направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения у детей.

Т.Е. Харченко разработала комплекс «Утренней гимнастики для детей 5-7 лет тематического содержания.

В концепции развития физической культуры и спорта в России на период 2005г. отмечено, «что фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детстве», одной из приоритетных задач является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Процесс гармоничного формирования личности в системе физического образования должен быть нацелен на общекультурное развитие, составной частью которого является физическая культура.

  1. Актуальность

2.1. Организация физического воспитания в системе дошкольного образования.

В системе дошкольного образования физическому воспитанию уделяется большое значение. Целью физического воспитания является "создание" здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности. Обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. К ним относятся:

  1. физкультурные занятия;
  2. физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);
  3. активный отдых (физкультурные досуга и праздники, дни здоровья, каникулы);
  4. самостоятельная двигательная деятельность;
  5. домашние задания по физкультуре;
  6. индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).

При этом каждая из форм физического воспитания имеет и свое специфическое назначение:

  1. обучающее (занятия по физкультуре), организационное (утренняя гимнастика);
  2. стимулирование умственной работоспособности (физкультминутки), активный отдых (досуга, дни здоровья, каникулы);
  3. коррекция физического и двигательного развития (индивидуальная и дифференцированная работа).

Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;

Удовлетворять естественную биологическую потребность в движении;

Формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

Дать возможность каждому продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них;

Создать условия для разностороннего развития детей, когда движения и двигательные действия в необычных ситуациях способствуют активизации их мышления, поиску адекватных форм поведения, встрече с красивым и увлекательным миром.

2.2. Особенности физического развития детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Одной из главных задач нашего МДОУ является коррекция речевых отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности, а также полноценному физическому развитию.

Наш детский сад посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. В дошкольном возрасте дети с общим недоразвитием речи обращают на себя внимание замедлением физического развития, общей физической ослабленностью, отставанием психического развития с проявлением общего недоразвития речи, двигательной расторможенностью, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. Повышенная отвлекаемость сочетается у них с малой познавательной активностью, личностной незрелостью, трудностями в обучении. У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими парезами, нарушениями равновесия, координации движения. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, испытывают неуверенность в выполнении дозированных движений. Развитие двигательной сферы характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

2.3. Интегрированные занятия, как средство повышения эффективности коррекционно-педагогического воздействия.

Ежегодно проводимая диагностика, в рамках раздела физического воспитания образовательной программы, показала недостаточную динамику развития следующих показателей: быстроты, силы, выносливости, сохранение и изменение темпа движений.

Старшая группа 2006-2007 уч.год начало года

Диагностика физического развития детей ОНР

Старшая группа 2006-2007 уч.год конец года

В связи с этим возникла необходимость поиска новых форм и методов работы. Изучив литературу:

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой,
  2. «Коррекционная программа для детей с ОНР» Т.В.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой;
  3. Статью Васюковой Н.Е., Чехониной О.И. «Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности»;
  4. «Интегрированный подход в обучении дошкольников» Павленко И.Н.;
  5. Методическое пособие «Технология интегрированного занятия в ДОУ» Сажиной С.Д.

С целью предупреждения и преодоления отклонений в физическом развитии и двигательной сфере у детей с нарушением речи, я пришла к выводу, что целесообразно введение в работу с детьми новой формы проведения занятий. А именно, интегрированных занятий, как средства повышения эффективности коррекционно-педагогического воздействия.

Потребность в этом объясняется рядом причин:

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию коммуникативных способностей.
  3. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна.

Преимущества интегрированных занятий заключается в том, что они:

  1. способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников;
  2. в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, снимают перенапряжение, перегрузку;
  3. расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой личности;
  4. эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, литературы, пластики движений и др.

Изучив опыт работы по проведению физкультурно-речевых занятий педагогов Кирилловой Ю.А., Лебедевой М.Е., Жидковой Н.Ю., я разработала систему интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с ОНР шестилетнего возраста.

Цель: повысить эффективность коррекционно-педагогического воздействия на детей с речевым нарушением через систему интегрированных физкультурно-речевых занятий.

Для оптимизации коррекционно-педагогической работы с детьми ОНР решались следующие задачи:

  1. Определение психолого-педагогических условий проявления и развития детской индивидуальности
  2. Воспитание сознательного, внимательного отношения к своему здоровью, понимание и стремление к здоровому образу жизни;
  3. Коррекция недостатков речевого и физического развития детей с ОНР
  4. Формирование физической и социальной готовности к обучению в школе.
  1. Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Вся работа по внедрению и апробированию интегрированных физкультурно-речевых занятий проходила в три этапа: диагностический, развивающий, оценочный.

В основу работы на каждом этапе были положены следующие принципы:

  1. Индивидуальный подбор педагогических технологий
  2. Контроль и корректировка
  3. Пошаговая фиксация результатов
  4. Учеты индивидуальных и половозрастных особенностей в физическом развитии детей
  5. .Систематическая ступенчатая диагностика
  1. Диагностический этап.

На диагностическом этапе происходило выявление уровней развития общих двигательных умений и навыков, психомоторного и речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Для выявления особенностей физического развития детей с ОНР были использованы диагностика психомоторного развития детей с тяжелыми нарушениями речи Безенцевой Н.Н. и диагностика построенная на показателях физического развития детей дошкольного возраста из образовательной программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.

Цель диагностики - выявить навыки и умения физического развития; состояние двигательной сферы каждого ребенка: особенности переключаемости его с одного вида деятельности на другой, сохранение темпа выполнения движений, объема двигательной памяти, статической и динамической координации движений; уровень речевого развития детей с ОНР.

Результаты проведенной диагностики были использованы при разработке системы интегрированных физкультурно-речевых занятий.

  1. Развивающий этап.

На развивающем этапе, исходя из особенностей психомоторного и физического развития детей с ОНР, с целью повысить эффективность коррекционно-педагогического воздействия на детей с речевым нарушением, проводились интегрированные физкультурно-речевые занятия. Разрабатывая систему занятий, мы опирались на общедидактические принципы:

  1. От простого к сложному;
  2. Поэтапного формирования физических навыков;
  3. Учета зоны ближайшего развития детей;
  4. Учет индивидуальных и половозрастных особенностей в физическом развитии детей.

Перед началом работы были выполнены ряд важных действий:

  1. Определены области знаний, интегрирование которых мы считаем наиболее целесообразным – физическое и речевое развитие.
  2. Учтены программные требования и возрастные особенности детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  3. Основным принципом построения системы интегрированных физкультурно-речевых занятий выбран тематический принцип.
  4. В соответствии с этим принципом отобраны образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи.

Формы проведения интегрированных физкультурно-речевых занятий: подгрупповая, фронтальная. Залогом успеха работы являются – системность, планомерность, согласованность. Поэтому система интегрированных физкультурно-речевых занятий нашла отражение в планировании, которое вписывается в общий план физкультурных занятий.

  1. Примерное планирование основных видов движений, в структуре интегрированных физкультурно – речевых занятий с детьми ОНР старшего дошкольного возраста

месяц

Направление деятельности

лексическая тема

Название занятия

Цель, программное содержание

Методическое обеспечение

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Н
О
Я
Б
Р
Ь

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Я
Н
В
А
Р
Ь

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

М
А
Р
Т

А
П
Р
Е
Л
Ь

М
А
Й

Диагностика

Осень, овощи, одежда, фрукты

Овощи-фрукты, одежда-обувь, дом и его части, перелетные птицы

Посуда, продукты питания, зима, Новый год, зимние развлечения

Семья, мебель, зимующие птицы, домашние птицы.

Домашние животные, дикие животные наших лесов, День защитника Отечества, День 8 Марта

Дикие и домашние животные, женские профессии, весна, перелетные птицы.

Животные жарких стран, лес и деревья, цветы и насекомые, улица и город

Транспорт, Профессии, Комнатные растения, поздняя весна.

Итоговая диагностика

«Любимые игрушки»

«На даче»

«Золотая осень»

«Стройка»

«Перелет птиц»

«Зимние развлечения»

«Новый год»

«Зимующие птицы»

«Экскурсия на птицефабрику»

«Бабушкины помощники»

«Зарница»

«К нам весна шагает»

«Радуга-дуга»

«Экскурсия по городу»

«Мы - космонавты»

«Прогулка по лугу»

«Приключение пчелки Майи»

Изучить условия воспитания, выявить уровень сформированности психомоторного, физического и речевого развития ребенка.

К.р. з. Упражнять в ходьбе и беге, сохраняя правильную осанку, направление и темп, упражнять в бросании мяча из-за головы, развивать мелкую моторику, внимание, память, восприятие при участии тактильного восприятия.

О.з. закреплять понятие «игрушки», активизировать словарь детей.

В.з. воспитывать навыки совместных действий.

К.р. Совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении подъема по гимнастической приставным шагом лесенке, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, развивать память, мышление, внимание.

О.з. Уточнить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», расширять и активизировать словарный запас детей по данной теме, уметь описывать предмет по форме, величине, цвету

В.з. Учить быть отзывчивым к сверстникам.

К.р. Упражнять детей в беге, ходьбе приставным шагом по гимнастической скамейке, в прыжках с продвижением вперед, в перебрасывании мячей друг другу, развивать общую моторику рук.

О.з. закреплять знания об осеннем лесе, о деревьях.

В.з. способствовать развитию внимания, отзывчивости друг к другу.

К.р. Упражнять детей в ходьбе по наклонной плоскости, в лазании на четвереньках через арки, в метании предмета в горизонтальную цель, развивать общую моторику рук, координацию движений.

О.з. закрепить понятия о доме и его частях, расширять лексический запас слов, развивать внимание, память, мышление.

В.з. сотрудничество друг с другом.

К.р. Упражнять в беге до 1 мин., ходьбе приставным шагом по гимнастической скамейке, в прыжках с продвижением вперед.

О.з. Закреплять у детей понятие «перелетные птицы», уточнять представление о перелетных птицах, закреплять названия птенцов различных птиц.

З.ф.к. Развивать у детей речевое дыхание, внимание, ловкость, координацию движений.

В.з. Воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим.

К.р. Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, в лазании, развивать у детей мелкую моторику рук, развивать воображение.

О.з. Умение отгадывать загадки, закреплять знания детей о зимних развлечениях на воздухе.

В.з. Воспитывать умение детей оказывать помощь в необходимых случаях.

К.р. Упражнять в равновесии на ограниченной площади опоры, в прыжках с продвижением вперед, совершенствовать навыки ползания под дугами.

О.з. совершенствовать произношение звуков на выдохе (И), (У), (И), закреплять знания о новогоднем празднике, совершенствовать совместные движения в паре, закреплять понятия продукты, игрушки, школьные принадлежности.

В.з. Способствовать у детей чувства дружелюбия, взаимопомощи, товарищества.

К.р. Укреплять мышечный корсет, упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по наклонной плоскости, развивать ловкость, координацию движений.

О.з. Закреплять знания о зимующих птицах, учить детей отгадывать загадки, узнавать птиц по описанию учить составлять рассказ по схеме-таблице, развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

В.з. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

К.р. Упражнять в лазании по гимнастической стенке с переходом с пролета на пролет, перепрыгивании через кубы.

О.з. Закреплять знания детей о домашних птицах и их птенцах, совершенствовать навыки словообразования, обогащать словарный запас детей, развивать словесно-логическое мышление.

В.з. Воспитывать у детей любовь к животному миру.

К.р. Упражнять детей в бросании мяча об пол и ловле его двумя руками, в беге с остановками и поворотами головы и туловища, развивать координацию, пальчиковую и общую моторику, О.з. Закреплять знания о домашних животных, совершенствовать навыки словообразования, упражнять в образовательных прилагательных, обогащать словарный запас детей. Упражнять в четком произношении звука (Б), развивать словесно-логическое мышление.

В.з. Воспитывать уважение к близким людям.

К.р. Упражнять детей в лазании по гимнастической стенке с переходом с пролета на пролет, в последовательном перепрыгивании через шнуры, приподнятые над плоскостью пола, метании мешочков в горизонтальную цель левой и правой рукой, развивать ловкость, силу, меткость.

О.з. Знакомить детей с традициями военных, название военной техники.

Учить детей выкладывать из палочек Кьюзинера и треугольников заданные фигуры, развивать чувство ритма речи.

В.з. Воспитывать в детях любовь к Родине.

К.р. Способствовать совершенствованию двигательных навыков, упражнять детей в перешагивании через приподнятые шнуры и в ползании по наклонной плоскости, развивать внимание, ловкость.

О.з. Расширять представления о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно, составлять рассказы по схемам, закреплять знания названий детенышей лесных животных.

В.з. Воспитывать в детях сотрудничество.

К.р. Тренировать детей в отбивании мяча об пол, упражнять в последовательном перешагивании через набивные мячи, совершенствовать в прыжках на одной и двух ногах, развивать координацию движений, внимание, правильное дыхание.

О.з. Совершенствовать навыкам словообразования, развивать речь.

В.з. Воспитывать любовь к неживой природе.

К.р. Совершенствовать координацию движений, укреплять мышечный корсет, способствовать совершенствованию двигательных навыков.

О.з. закреплять у детей понятие «транспорт», активизировать в речи глаголы, развивать внимание, логическое, мышление, память.

В.з. Воспитывать любовь к малой Родине.

К.р. Упражнять в ходьбе по уменьшенной опоре и метании в горизонтальную цель, совершенствовать навыки перешагивания через предметы, упражнять в прыжках в длину, развивать координацию движений, внимание.

О.з. Закреплять навыки порядкового и количественного счета, упражнять в решении простых задач, закреплять знания геометрических фигур, развивать конструктивные навыки. Логическое мышление.

В.з. Воспитывать у детей отзывчивость к сверстникам.

К.р. Содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков, способствовать развитию психомоторных способностей.

О.з. Закреплять и обобщать представления детей о весенних цветах, учить детей находить различия у растений, учить сравнивать, развивать смекалку, сообразительность.

В.з. Воспитывать бережное отношение к природе.

К.р. Упражнять в лазании по гимнастической стенке чередующимся шагом, совершенствовать навыки перепрыгивания, развивать координацию движений, мелкую моторику рук, внимание, ловкость.

О.з. Уточнять и обобщать у детей понятие «насекомые», закреплять знания о пользе и вреде насекомых, о способах защиты от насекомых.

В.з. Воспитывать любовь к живой природе.

Выявить уровень сформированности психомоторного, физического и речевого развития ребенка.

Мячи по кол-ву детей; большая кукла; 8 кеглей; 1 обруч, Д/И «Какой игрушки не хватает?», игрушки из разных материалов: мягкая резиновая, игрушка из ткани, «Чудесный мешочек»

6 кеглей, 2 обруча. 24 карточки с изображением овощей, 1 мяч. 3 пролета гимнастической лесенке, набор картинок с фруктами по количеству детей.

Кукла бибабо бабушка, карточки с загадками, геометрические фигуры, мольберт.

2 скамейки. Мячи на подгруппу детей, маски-шапочки для п/и. иллюстрации деревьев, фонограмма звуки леса, «чудесный мешочек», танграмм по количеству детей.

2доски, модули «Альфа», мешочки по два на каждого ребенка, «Сложи узор» Никитина,

Палочки Кьюзинера фонограмма «Песенка мышонка», карточки силуэта домов и его частей, образцы для построек.

Картинки с изображением перелетных птиц, 2 гимнастические скамейки,2 корзинки с малыми мячами, 2 дуги для подлезания, фонограмм голосов птиц

Гимнастическая стенка, 2 доски, колокольчик, маски-шапочки для игры «Два Мороза», лента 1м., картинки с изображением зимнего видов спорта, д./и «угадай движение».

2 гимнастические скамейки, 4 дуги, посылка от Деда Мороза с подарками для детей, картинка с изображением вьюги, фонограмма с «Новогодним хороводом»

2 доски 12реек для перешагивания, 3 обруча, платок, схема для составления рассказов, картинки с зимующими птицами, танграмм, фонограмма «голоса птиц наших лесов»

Гимнастическая стенка,8кубов, танграмм, загадки, карточки с изображением домашних птиц (курица, петух, индюк, утка, гусь), картина «Птичник», д/и «птицы и птенчики»

Мячи среднего размера по количеству детей, набор картинок с изображением домашних животных, игра «Волшебные картинки», 7карточек с парным изображением (корова молоко и т.д.)

Гимнастические палки по количеству детей,3пролета гимнастической стенки,4 шнура, мешочки с песком, 2 мишени, Модули «Альма», 3 флажка. Игра «Чудесный треугольник», палочки Кьюзинера, фонограмма «Марш».

Шнуры для перепрыгивания -6 шт., гимнастические скамейки – 2 шт., по 2 флажка на ребенка. Муляж морковка, схемы для составления рассказов, картинки с изображением диких животных наших лесов и их детенышей, танграмм и схемы к нему, загадки про весну, животных.

Большие мячи по количеству детей, 6 набивных мячей, классики, картинки с изображением ранней весны, фонограмма «Звуки весны», картинки с изображением первоцветов, «Волшебные треугольники»

По 2 флажка на каждого ребенка, 2 гимнастические скамейки, 6 обручей, 8 гимнастических палок, модули «Альма», 3 кегли, набор картинок с изображением транспорта, д/и. «Что делает?»

1 мат, модули «Альма», гимнастическая скамейка, корзина с малыми мячами, корзина для метания, обручи по количеству детей, эмблемы, планеты, игра «Сложи квадрат», схемы с изображением инопланетян из геометрических фигур, фонограмма «Трава у дома», «Спейс».

1 гимнастическая скамейка, 4 кубика, 6 скакалок, «Чудесные треугольники», картинки с цветами

2 пролета гимнастической лесенки, 12 гимнастических палок, игрушка Пчелка, Вьетнамская игра, «Волшебные треугольники», картинки насекомых, карточки-схемы о защите от насекомых.

Диагностика психомоторного развития детей с тяжелыми нарушениями речи Безенцевой Н.Н.

Специфика интегрированных физкультурно-речевых занятий заключается в частоте проведения и в структуре занятий. Интегрированные занятия проводятся 2 раза в месяц, в соответствии с лексическими темами.

Пропедевтическая работа происходит в утренние, вечерние часы, а так же на прогулке. Дети разучивают пальчиковые игры, стихи, наращивают активный словарь по лексическим темам, проведение игр-движений с речевым сопровождением, консультации для родителей.

Структура интегрированного физкультурно-речевого занятия.

Структура интегрированного физкультурно-речевого занятия состоит из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Для каждой части занятия, одинаково важное значение, имеют образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и оздоровительные задачи. Интегрированные физкультурно-речевые занятия проводятся по традиционной схеме, но включают в себя задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по развитию речи.

Цель вводно-подготовительной части заключается в формировании у детей интерес и в создании эмоциональной настроенности на занятие, в проверке степени готовности, в том числе внимания, уточнении некоторых двигательных навыков и постепенной подготовке организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. С этой целью детям предлагаются знакомые упражнения или их варианты, содействующие формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, ориентировке в пространстве и в коллективе. Они не требуют много времени на выполнение. К таким упражнениям относятся строевые – различные построения и перестроения; ходьба и бег с различными заданиями (повороты с указанием направления, смена ведущих и др.), легкий бег врассыпную и последующее построение в большой и маленький круги, колонны и т.д.; ходьба различных видов, в том числе в целях профилактики плоскостопия на пятках, на носках, по положенному на полу толстому шнуру, лесенке, ребристой дорожке, массажным коврикам и др., подвижные игры на внимание типа «Наоборот», «Летает – не летает», «Узнай по голосу» и др.

Целью основной части является обучение, закрепление практических знаний, умений и навыков, развитие координации движений, ориентировке в пространстве, развитие внимания, памяти, мышления. Структура этой части занятия такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения: дидактические и развивающие игры, упражнения на развитие пальчиковой моторики, координации речи с движением, элементы мнемотехники и моделирования, загадки, стихотворения, упражнения на развитие дыхания, подвижные игры. Учитывая тот факт, что детям дошкольного возраста с ОНР сложно воспринимать словесные инструкции педагога, целесообразно выполнять комплексы вместе с детьми, осуществляя четкий показ и контроль за качеством движений.

В заключительной части занятия проводится подведение итогов, восстановление физического и эмоционального тонуса.

Во всех частях интегрированного физкультурно-речевого занятия обязательно используются здоровье сберегающие технологии, индивидуальный и дифференцированный подход по половому признаку, по группе здоровья, по уровню физической подготовленности.

На всех интегрированных физкультурно-речевых занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушением речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала.

Проведение интегрированных занятий требует большой и серьезной подготовки воспитателей и логопеда. Только в этом случае у ребенка формируется базис личностной культуры, развиваются: воображение, творчество, произвольность, потребность ребенка активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие.

  1. Дидактические методы и приемы, применяемые на интегрированных физкультурно-речевых занятиях.

На интегрированных физкультурно-речевых занятиях широко используются общие дидактические методы: наглядные, словесные, практические.

Наглядные методы формируют представления о движении, чувственные восприятия и двигательные ощущения, развивают сенсорные способности.

Словесные методы активизируют сознание ребенка, способствуют более глубокому осмыслению поставленных задач, осознанному выполнению физических упражнении, пониманию их содержания, структуры, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях.

Практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильности их восприятия, моторных ощущений. Практические методы жестко регламентированы. К ним относят игровой и соревновательный методы.

При обучении движениям все методы взаимосвязаны. Каждый из них включает в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка.

Наглядно-зрительные приемы включают правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; использование фотографий, графиков, рисунков.

Тактильно-мышечная наглядность основана на непосредственной помощи воспитателя, который путем прикосновения к ребенку уточняет и направляет положение отдельных частей его тела. Например, воспитатель проводит рукой по спине ребенка, чтобы тот перестал сутулиться и принял физиологичное положение тела, или помогает ребенку наклониться пониже, если тот затрудняется сделать наклон вперед. Использование этого приема должно быть кратковременным. В противном случае ребенок привыкает к помощи взрослого и не стремится к самостоятельному качественному выполнению движения.

Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о движении, способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки используют ходьбу с мешочком на голове, обще развивающие упражнения с палкой и т.д.

Наглядно-слуховые приемы осуществляют звуковую регуляцию движений, которые выполняются под музыку, песни, бубен, барабан, прибаутки, стихотворения. Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, стимулирует желание выполнять движения.

Приемы словесного метода играют важную роль при обучении ребенка движению. Это пояснения, сопровождающие конкретный показ движения или его отдельных элементов; указания о выполнении движения; беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточняющая сюжет подвижной игры или последовательность двигательных действий; вопросы, которые воспитатель задает ребенку до начала выполнения физических упражнений, чтобы выяснить, насколько он осознал последовательность выполнения двигательных действий, или проверить имеющиеся представления об игровых действиях, образах сюжетной подвижной игры, уточнить игровые правила. Широко используются команды, распоряжения, сигналы, например: «Равняйсь», «Раз, два, три беги! И т.д. Они требуют различной интонации, динамики и выразительности. На занятиях используются считалки. Они способствуют выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, благородство, чувство товарищества. Музыкальность, ритмичность, художественность считалок вызывают у детей эмоциональный отклик. Они легко запоминаются и используются в самостоятельных играх. К словесным приемам относится образный сюжетный рассказ. Он чаще всего используется для объяснения сюжетных подвижных игр.

  1. Перечень специального физкультурного оборудования, применяемого на интегрированных физкультурно-речевых занятиях.

Смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик. Без специального физкультурного оборудования положительный результат невозможен. К ним относятся:

стандартное физическое оборудование:

  1. гимнастические палки, кегли, обручи, кольцебросы, мячи, мешочки с песком, гимнастические скамейки, тренажеры для стоп и т.д.
  2. комплект мягких модулей

Так же на занятиях используются и нестандартное оборудование:

  1. «Чудесные треугольники»
  2. «Вьетнамская игра»
  3. «Волшебный круг»
  4. «Танграмм»
  5. «Колумбово яйцо»
  6. блоки Дьенеша
  7. палочки Кюизенера
  8. «Чудесный квадрат»
  1. дидактические игры по лексическим темам.

Больше всего детям нравится заниматься на крупных модулях. Яркость предметов и их объем привлекают детей. Работая с этим оборудованием, дети раскрепощаются в движениях, они с желанием выполняют упражнения.

  1. Оценочный этап.

На оценочном этапе была определена результативность работы по развитию психомоторных качеств детей с ОНР на интегрированных физкультурно-речевых занятиях. Для этого была проведена повторная диагностика.

Результаты диагностики показали, что использование интегрированных физкультурно-речевых занятий, как одного из средств обучения, дало положительный результат. По результатам диагностики развития речи у детей с общим недоразвитием повысился интерес к собственной речи, активизировался и пополнился словарный запас. За счет высокой плотности интегрированных физкультурно-речевых занятий развились психомоторные качества: быстрота, сила, выносливость, гибкость; двигательные умения и навыки детей, появилась целеустремленность и сосредоточенность, сформировались сотруднические отношения между детьми.

  1. Выводы

Первый опыт проведения интегрированных физкультурно-речевых занятий позволил мне сделать вывод о том, что:

  1. Интегрированное решение программных задач позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать его наиболее эффективным.
  2. Интегрированные физкультурно-речевые занятия позволяют гибко реализовать разные виды деятельности на одном занятии. Интегрированное обучение позволяет детям увидеть и понять любое явление целостно, т.к. объединяет несколько видов деятельности.
  3. Занятия, построенные на основе тематического принципа, более результативны, т.к. у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях.

Таким образом , приоритет интегрированных физкультурно-речевых занятий заключается в том, что у детей расширяется объем двигательных умений и навыков, улучшается координация движений, ориентировка в пространстве, внимание становится более концентрированным, что подтверждают результаты диагностики на конец года. Смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей. Также, у детей увеличивается объем знаний по лексическим темам, речь становится более активной и внятной .

Перспективы на будущее:

  1. разработка системы интегрированных занятий с детьми в подготовительной группе;
  2. разработка физкультурно-речевых игр по возрасту;
  3. распространение обобщенного опыта

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ И ДЕТСКОЙ РЕЧИ

"Физическое воспитание детей с нарушением речи"

Студент 2 курса 23 группы

Антонова Мария Александровна

Направление подготовки 050700. 62

Специальное (дефектологическое) образование

Профиль Логопедия

Квалификация: Бакалавр логопедии

Форма обучения дневная

Новосибирск 2014

План

  • Введение (о заболевании)
  • Теории и методики физического воспитания и развития.

Введение (о заболевании)

Речевое нарушение - нарушение речи, включающие в себя различную этиологию. Рассмотрим речевые нарушение в общих чертах:

Клинико-педагогическая классификация 1 . Нарушения устной речи определяются двумя формами, в которых выделяется 9 видов речевых нарушений:

1) Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:

афония, дисфония - отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата

брадилалия (или брадифразия) - патологически замедленный темп речи

тахилалия (или тахифразия) - патологически ускоренный темп речи

заикание (логоневроз) - нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

дислалия (косноязычие) - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

ринолалия (гнусавость, палатолалия) - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

· 2) Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:

алалия - отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития ребёнка (до 3 лет)

афазия

дисграфия (аграфия ) - частичное (полное) нарушение письма

дислексия (алексия ) - частичное (полное) нарушение чтения.

Об аграфии и алексии говорят в случае несформированности (в ходе обучения) процессов письма и чтения. Аграфия и алексия выявляются так же в случаях распада сформированных навыков вследствие поражений коры головного мозга. Причём координация движений и сила руки остаются сохранными. Может быть сохранным списывание.

Психолого-педагогическая классификация

1) Нарушение средств общения:

ФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи).

ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). При компенсации фонетико-фонематической стороны речи и проявлениях недоразвития лексико-грамматического строя речи - ОНР и СНР переходит в ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитие речи).

2) Нарушение в применении средств общения:

Заикание - нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.

проявление речевого негативизма, мутизм и др.

Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе ФФНР и ОНР как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

Задачи и средства физического воспитания

А ) Оздоровительные - направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка. Для развития двигательной деятельности ребенка очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.

Под воздействием окружающего мира перестраивается работа организма, он начинает функционировать в режиме, требующем наименьших затрат энергии. Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающей природе - деревьях, цветах, траве, животных и птицах. Он познает свойства воды, песка, снега; особенности смены времен года.

У него значительно обогащается словарный запас, развиваются память, мышление, воображение.

Б ) Воспитательные - В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные задачи:

1. потребность в ежедневных физических упражнениях;

2. умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

3. приобретение грации, пластичности, выразительности движений;

4. самостоятельность, творчество, инициативность;

5. самоорганизация, взаимопомощь.

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.

Благодаря физическому воспитанию:

1. создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);

2. закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);

3. осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);

4. прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

В ) Образовательные - Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом "из-за спины через плечо", выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов.

Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также развивать физические качества.

Влияет на умственную деятельность, на мышление, а, главное, на речь.

В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.). название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

Теории и методики физического воспитания и развития

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Методики воспитания - комплекс упражнений, направленных на развитие, улучшение физического состояния человека.

У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается задержка моторного развития, плохо развиты чувство ритма, пространственные представления, нарушена координация движений.

Следовательно, в своей работе мы должны были способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни (развитие элементарных представлений о полезности и целесообразности физической активности и личной гигиены), привлечения родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни;

· активно использовать музыкально-ритмические движения, придающие физкультурной деятельности увлекательный характер, поднимающие настроение, способствующие развитию точности, координации движений

· развивать мелкую моторику посредством создания развивающей среды (оборудование, позволяющее "оживить" движения, обеспечить качество выполнения упражнения, активизировать в той или иной степени работу пальцев рук, совершенствовать координацию их движений, активизировать деятельность анализаторных систем) и использования пальчиковых игр;

· развивать двигательные способности детей - логопатов при выполнении всех видов движений с разнообразным оборудованием, позволяющим обеспечить качество выполнения упражнения, развить физические качества и без него.

Как отмечает Е.М. Мастюкова, всестороннее обследование двигательной сферы детей с тяжелыми нарушениями развития речи позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:

· мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

· нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);

· нарушение ручной моторики;

· общая скованность и замедленность в выполнении движении;

· дискоординация движений;

· несформированность функций равновесия;

· недостаточное развитие чувства ритма;

· нарушения ориентировки в пространстве;

· замедленность процесса освоения новых движений;

· заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

Одним из решающих факторов в совершенствовании двигательных способностей является процесс развития и уточнения характера нервных процессов - силы, возбуждения и торможения, частоты нервных импульсов и других компонентов. В то же время ряд специалистов в области логопедии обращают внимание на то, что у ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными является некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности, при выполнении упражнений. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий.

Упражнения для развития мелкой моторики :

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук

Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Особое внимание следует обратить и на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук.

нарушение речь физическое воспитание

Пальчиковая гимнастика выполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка.

1. Ладони поочередно ударяют о край стола.

2. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки.

3. Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.

4. Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак.

Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5-6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу.

5. Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

6. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами.

Физические упражнения для детей с нарушением речи :

Упражнения без предметов:

1 . И. п.: стать прямо, пятки соединить вместе, носки чуть - чуть развести, руки на поясе. Хлопки в ладошки перед собой и за спиной. После 10 хлопков - перерыв. Потом повторить упражнение.

2 . И. п.: стать прямо, ноги немного расставить, руки согнуть перед грудью, пальцы сжать в кулачки. Постукивать левым кулачком по правому - "забиваем гвозди". Постепенно увеличивать темп. Потом сделать не большой перерыв. После перерыва упражнение повторить, но постукивать правым кулачком по левому.

3 . И. п.: стоя, ноги немного расставить руки согнуть в локтях. Попеременно выпрямлять и сгибать руки - "едет паровоз" 4 .И. п.: стать прямо, ноги немного расставить, руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулачки. Энергично резко выпрямлять, поочередно руки вперед, слегка поворачивая туловище - "боксеры".

5 . И. п.: стать прямо, пятки соединить вместе, носки чуть - чуть развести, одну руку поднять вверх, другая опущена вниз. Энергично размахивая, быстро меняем положение рук. Левая вверх - правая - вниз и наоборот.

Комплекс гимнастических упражнений:

Упр . 1 . Ходьба в разных направлениях с ускорением и замедлением темпа, остановками, подпрыгиванием 4-6 раз на месте, бег (30-40 сек).

Упр . 2 . " Кузнечик трещит". Исходное положение - стоя, руки опущены. Слегка прогнуться в грудной части позвоночника и немного отвести плечи назад (вдох), вернуться в исходное положение, произнося "трр.." (выдох). Повторить 3-4 раза.

Упр . 3 . "Гребля". Исходное положение - сидя на табуретке, руки на коленях. Наклонить туловище вперед с одновременным вытягиванием рук вперед (выдох), затем разогнуться и отвести согнутые локти назад (вдох). Повторить б-10 раз. Темп средний и медленный.

Упр . 4 . " Ноги устали от сидения в лодке - надо размяться". Исходное положение стоя. Постучать ногами об пол. Дышать равномерно. Делать движения попеременно то правой, то левой ногой. Повторить 5 - 6 раз.

Упр . 5 . "Лодку качает на волнах". Исходное положение руки в стороны. Наклонить туловище вправо (выдох), вернуться в исходное положение (вдох). Делать упражнение то вправо, то влево. Повторить 3-4 раза. Темп средний.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проведение диагностики и определение уровня развития мелкой моторики у детей с общим нарушением речи из исследуемой группы. Подбор игры и упражнения для развития моторики на занятиях по ручному труду. Разработка и эффективность педагогической программы.

    презентация , добавлен 13.04.2016

    Психолого-педагогические условия и закономерности становления и развития речи детей младшего дошкольного возраста. Связь между особенностями речевого развития и мелкой моторикой детей. Экспериментальная работа по выявлению особенностей мелкой моторики.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2011

    Проблема развития связной речи. Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте. Влияние мелкой моторики на развитие связной речи. Диагностика и сравнительный анализ развития мелкой моторики и развития связной речи у старших дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2011

    Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста. Развитие речи младших школьников с нарушением интеллекта, клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей. Методики изучения развития речи, содержание коррекционной помощи.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2010

    Развитие речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, их клиническая характеристика. Функции речи и их нарушения у детей с умственной недостаточностью. Коррекционная помощь дошкольникам с умственной отсталостью. Методики развития речи.

    презентация , добавлен 13.06.2010

    Психологические особенности и специфика развития детей с общим недоразвитием речи. Сравнительная характеристика уровня развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи и с нормальным развитием речи, методика и этапы ее развития.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2011

    Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта. Подбор коррекционных занятий по повышению уровня развития мелкой моторики с использованием арт-терапевтических методов изобразительного искусства (рисования и оригами).

    дипломная работа , добавлен 25.12.2015

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Нарушение речи у детей дошкольного возраста: этиология, классификация, причины. Особенности психофизического развития ребёнка с нарушениями речи. Принципы, задачи и направления работы по развитию моторной сферы у детей. Методики развития мелкой моторики.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Теоретический анализ проблемы преодоления общего недоразвития речи у детей 3-х летнего возраста методами физического воспитания. Разработка методики и систематизирование приемов и методов физического воспитания, позволяющих устранить ОНР у детей 3-х лет.

Введение

Здоровый ребенок - счастье семьи. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья. Двигательная активность - главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет центральную задачу физического воспитания.

Систематические физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, особенно на свежем воздухе, положительно влияют на процессы роста и развития детского организма, повышают функциональные возможности его ведущих систем, что способствует их совершенствованию.

Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с ОНР

недоразвитие речь дети логопедический

Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.

В первые годы жизни развитие двигательной активности является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладывается фундамент здоровья и формируются некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем. Связи между соматическими и психическими процессами более тесные, чем у взрослых. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка.

Физическая активность по достижению цели действия определяется интеллекуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью ребенка. Для развития движений детей с ОНР имеет значение и ощущение «мышечной радости». Удовлетворение от преодоления возникающих трудностей объективного (физическое напряжение, предметные препятствия и т.п.) и субъективного (нерешительность, боязнь и т.п.) характера стимулируют решение детьми все более разнообразных и трудных двигательных задач, ведут к мобилизации волевых усилий.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличению работоспособности, повышению произвольности в выполнении различных действий. Деятельность в спортивном уголке позволяет обеспечивать достаточную двигательную активность в течение дня, способствует закреплению двигательных навыков, выработке физических качеств. При проведении физкультурных занятий необходим соревновательный элемент, т.к. эмоциональное возбуждение влияет на активизацию и повышение объема физических сил и возможностей ребенка с ОНР, тонизирует деятельность всей нервной системы и способствует прониканию импульсов не только к скелетной мускулатуре, но и к различным органам и системам организма. Для включения всех систем организма в активную деятельность необходимо, с физиологической точки зрения, применять интенсивные двигательные нагрузки. В основе любого спортивно-тренировочного процесса лежит выполнение значительных физических нагрузок. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. А поскольку дети с ОНР не в силах выдержать значительные и длительные физические напряжения, то это является препятствием к выполнению большого объема тренировочных нагрузок, и как следствие, к выступлению на соревнованиях, где требуются высокие способности нервной системы.

Немалую роль в развитии движений играет предметно-развивающая среда. Предметное окружение, по мнению многих педагогов, психологов имеет огромное значение для развития активности детей, формирование у них инициативного поведения и творчества. Развивающая роль предметной среды заключается в том, что она стимулирует поисковую активность маленького ребенка, побуждает к действенному познанию мира предметов, явлений, а также человеческих отношений и самого себя, своих сил и возможностей.

В качестве оптимального для детей с ОНР дошкольного возраста может быть рекомендован двигательный режим, позволяющий поступательно достичь и поддерживать выше среднего уровень физического состояния. Этот уровень характеризуется оптимальными возрастными значениями параметров морфо-функционального статуса, физической подготовленности и работоспособности, а также низкой заболеваемостью. В дошкольном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим детям с ОНР рекомендуются упражнения в ходьбе, беге, лазании, ползании, метании. При хорошем состоянии здоровья дети могут выполнять любые виды основных движений. Ограничения в нагрузках для них подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР. При этом необходим учет их физиологической подготовленности, функционального состояния и развития базовых качеств с достаточно глубоким представлением и анализом индивидуальных особенностей растущего организма.

Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую способность детей. Во время выполнения движений детьми воспитатель формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость. Особенно важно - поддерживает в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть).

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей, особенно это важно для детей с ОНР. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий.