Коммуникативная деятельность в средней группе. «Непослушный котенок»

Екатерина Шарыгина
«Непослушный котенок». Занятие по речевому развитию (коммуникативная деятельность) в средней группе

Тема: «Непослушный котенок».

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы организации деятельности: ситуативный разговор, беседы, решение проблемных ситуаций.

Цель: закрепление умения детей составлять описательный рассказ, опираясь на графическую схему.

Задачи:

1. Содействовать овладению детьми умения последовательно составлять небольшие предложения и связывать их между собой с помощью графического плана.

2. Содействовать совершенствованию диалогической и монологической речи.

3. Совершенствовать умение детей составлять из частей целое (пазлы).

4. Развивать творческое умение и воображение при составлении рассказа.

5. Развивать умение наблюдать и выделять основное, чтобы не допустить пропусков существенной информации при описании.

6. Воспитывать чувство ответственности и заботы о близких людях.

Материал и оборудование: игрушка «Кошка», план-схема для составления рассказа, иллюстрации домашних животных, пазлы с изображением котят, знаки-обозначения вариантов действий в случае пропажи кого-либо.

Предварительная работа: беседа о домашних животных, рассматривание иллюстраций и фотографий домашних питомцев, взаимодействие с родителями по составлению рассказов о домашнем любимце, фотовыставка «Мой любимец».

Ход.

Дети с воспитателем играют в дидактическую игру «Угадай по описанию?».

1 этап. Мотивация деятельности

Стук в дверь. Это пришла мама-кошка, кошка плачет, потому что потеряла своего котенка.

В. : Здравствуй мама - Кошка, что случилось, почему ты плачешь?

К. : Я сыночка – Котеночка своего потеряла. Он вырос и стал совсем непослушным. Выбежал из дома на улицу и потерялся, а дорогу к дому малыш не знает! (плачет)

В. : Ой, ой, ой! Мама Кошка не плачь, пожалуйста. Ребята, как нам помочь Кошке маме найти своего котенка? Чем мы можем помочь?

Дети предлагают разные варианты (позвать, сказать «кис-кис», в полицию, к друзьям… среди них звучит предложение «написать объявление»).(выставляются знаки – обозначения)

В. : Все предложенные вами варианты очень хороши, ребята. А ведь верно! Можно написать объявление! Такие объявления часто можно встретить у нас в Омске. А как поможет объявление маме Кошке?

Д. : Люди прочитают, увидят котенка и позвонят маме Кошке.

К. : Я бы с радостью написала объявление, только писать я не умею, да и не знаю, что нужно в нем писать! Вы мне поможете?

2 этап Постановка детьми цели.

В. : Ребята, поможем кошечке?

Д: Поможем.

В. : А как написать объявление? Что для этого нужно?

Д. : Составить рассказ о котенке, чтобы по нему можно было бы найти малыша.

В. : Какие вы молодцы! Ребята, а вы сможете составить рассказ о котенке? Кто сможет? А как мы это сможем сделать, ведь мы его не видели, и фотографии его у нас нет? Хотя, постой, у нас есть картинки с изображением трех котят, только вот не задача, картинки все разобраны.

3 этап Совместная работа по нахождению способов деятельности.

В. : Ребята, что же нам надо сделать, прежде чем начать составлять описание котенка?

Д. : Надо собрать картинки!

В. : Конечно! Молодцы! А когда мы их соберем, как мы узнаем какой котенок нашей кошки?

Д. : Надо показать картинки кошке!

В. : Молодцы!

Работа в группах.

Воспитатель предлагает разделиться на группы и собрать пазлы с изображением трех разных котят.

В. : Кошка, посмотри, на какой из этих картинок изображен твой котенок?

Мама кошка выбирает похожего и его фотографию вывешивают на доску.

В. : Теперь, когда у нас есть фотография котенка, что мы можем сделать?

Д. : Составить рассказ.

В. : Действительно, и чтобы нам легко и быстро это сделать, воспользуемся привычной схемой (схема на доске). Когда вы будете говорить, я буду записывать все в объявлении, и мы отдадим его маме Кошке.

4 этап Самостоятельная деятельность.

Составление рассказа и повторение его несколькими детьми для того, чтобы воспитатель «записал» все сказанное, потом он «читает» и отдает Кошке, она уходит искать котенка.

5 этап Подведение итогов, обсуждение результатов, саморефлексия.

В. : Горжусь вами, ребята! Вы догадались, почему я горжусь вами? Вы – помощники, так хорошо, понятно и точно описали котенка, что он наверняка быстро найдется.

Скажите, вам понравилось быть помощниками?

Что вам запомнилось больше всего за это время?

Что так расстроило Кошку маму?

Если возникнет ещё раз такая ситуация с пропажей кого-либо, как вы поступите?

А вы уходите от своих родных без спросу?

Что нам помогло описать котенка? (Схема, картинки, фотография и наш рассказ)

Что было интересного в нашем рассказе о котенке? (Любит играть с веревочкой)

Скажите, мы хороший поступок совершили?

Кошечка возвращается с найденным котенком. Они благодарят деток и уходят.

В. : Приятно делать добрые дела?

Д. : Да!

В. : Вы такие молодцы! И мне очень приятно, что вы принимаете серьезные, самостоятельные решения и помогаете тем, кто нуждается в помощи.

Ольга Князева

бразовательная область : социально-коммуникативная , речевая, познавательная.

Программные задачи :

1. Совершенствовать самоконтроль и закрепить умения различать хорошие и плохие поступки .

2. Учить детей давать положительную и отрицательную оценку поступкам .

3. Показать детям способы реагирования на положительные и отрицательные поступки свои и окружающих .

4. Побуждать детей к положительным поступкам , создать мотивацию для совершения добрых дел детьми в повседневной жизни в группе детского сада и в семье.

Предварительная деятельность :

Беседа на тему «Добро и зло» .

Методы и приемы :

1. Описательный рассказ по картинке.

2. Сюрпризный момент «Птица доброты»

3. Вопросы, ситуации-загадки

Демонстрационный материал : Картинки из серии «Уроки Доброты» Л. Б. Фесюкова 2010 г, Игрушка-птица, цветок Добрых дел, Капилка.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Воспитатель : Ребята, здравствуйте! Сегодня по дороги в сад ко мне на руку села необыкновенная Птица. И я принесла ее к нам в группу . Это Птица-Доброты. Те у кого, она останется сидеть на руке, сегодня делали добрые поступки . Давайте проверим.

Птица поочередно садится ко всем детям на пальчики.

Воспитатель : Ну вот у всех птичка посидела на руке и оказывается все ребята у нас добрые и готовы делится своей добротой с другими. А как можно поделится добротой?

Ответы детей (через добрые поступки )

А что такое поступок ? (ответы детей)

Поступки бывают добрые и злые (плохие)

Дети садятся за столы, расставленные кругом.

1. Мне пришло письмо от Старухи шапокляк, там советы детям, давайте прочитаем.

«Вредные советы» Г. Остера

Девчонок надо никогда ни где не замечать

И не давать прохода им нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они : до них вам дела нет.

Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем!

Слов «пожалуйста» , «спасибо» , ни кому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И Тогда никто не скажет про тебя, что ты балтун.

Решил подраться – выбирай, того, что послабей,

А сильный может сдачи дать, Зачем тебе она?

Но если вдруг за малыша вступился кто-нибудь,

Беги, кричи и громко плачь и мамочку зови!

Если друг твой самый лучший подскользнулся и упал

Покажи на друга пальцем и хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже-

Ты ни чуть не огорчен.

Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.

(после каждого совета обсуждения и оценки совету дают дети поочереди)

2. Игра «Хорошо-плохо»

Взрослый называет слово, поступки , если поступок хороший – хлопают в ладоши, если плохой делают запрещающий жест. Играть можно стоя в кругу.

Порвал, обидел, поссорился, отобрал, толкнул, ударил, разрушил

Защитил, проведал, обогрел, помог, поделился, успокоил, развеселил .

3. Физ минутка

(дети повторяют движения)

Улыбнись соседу справа

Улыбнись соседу слева

Я ты, он, она, вместе добрая семья (дети повторяют движения)

Погладь по голове соседа справа

Погладь по голове соседа слева

Я ты, он, она, вместе добрая семья (дети повторяют движения)

Поздоровайся за руку с соседом слева

Поздоровайся за руку с соседом справа.

(выполняется в кругу или за столом)

4. Беседа по картинкам из серии «Уроки доброты» Закрепление материала.

Что такое доброта?

Вымыть миску у кота

Напоить водой цветок

(он ужасно одинок)

Починить сестре игрушку

Пропустить вперед старушку,

Грусть лечить любви словами,

Помогать усталой маме. От тепла и доброты

Распускаются цветы.

Согревает всех она

Словно лучик из окна.

5. Создание в группе «Букета Добрых Дел» .

Детям демонстрируется цветок, сделанный из лепистков, каждый леписток доброе дело. Если ребенок в течении дня в группе совержил доброе дело, он берет лепесток, подписывает имя с воспитателем, в конце дня из этих лепестков собираем цветы и ставим их в вазочку. Первый цветок мы делаем с детьми в конце занятия .

Итог : Какие поступки делать приятнее , добрые или злые? Какие поступки добрые вы можете делать в группе ? (ответы детей)

Давайте с вами каждый день делать добрые дела и собирать много прекрасных «Цветов Доброты» и Наши добрые дела ни когда не спугнуть нашу гостью, птицу Доброты.!

Публикации по теме:

Тема: «Дружные ребята» Цель: Развивать дружеские взаимоотношения в группе сверстников, коммуникативные навыки, чувство симпатии. Учить проявлять.

МБДОУ «Детский сад №98» г. Чебоксары Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на тему «Юные инспектора движения».

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Полянка доброты» Конспект НОД в средней группе по социально-коммуникативному развитию подготовила и провела воспитатель МБДОУ №23 Абдувалеева Елена Александровна.

Конспект занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию в средней группе «По дороге в детский сад» Тема: «По дороге в детский сад» Цель: Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекрёсток», познакомить с сигналами светофора,.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Чебурашка» городского округа город Октябрьский Республики.

Совместная социально-коммуникативная

и речевая деятельность

«Путешествие в страну доброты и вежливости»

в средней группе

« Солнечные зайчики»

Воспитатель: Аскерова А.У.

27.11.2015 год

Интегрированные области: познавательная, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая, речевая.

Форма деятельности: совместная деятельность педагога и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Цель: активизировать использование в речи вежливых слов (приветствия, расставания, прощения, благодарности, воспитание вежливости и нравственных качеств дошкольников.

Задачи:

Образовательные: активизировать использование в речи вежливых слов, применять их в повседневной жизни, уточнить понятия «вежливый человек», «добрый человек», «воспитанный человек».

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: спасибо, добрый день, доброе утро, до встречи, будьте добры и т. д

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу и окружающим людям, вежливое общение с окружающими.

Образовательная область « Речевое развитие »

Обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Способствовать развитию памяти, внимания, творческого воображения, фантазии.

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие »

Продолжать учить отвечать на вопросы.

Образовательная область «Физическое развитие »

Способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей, умение выполнять действия, ориентируясь на словесное сопровождение.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Использование современных образовательных технологий:

Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка);

Технология музыкального воздействия

Игровые технологии.

Предварительная работа:

1. Изготовление красочного конверта с письмом от Феи доброты.

2. Оформить слова вежливости и разместить в игровых уголках.

4. Разучить с детьми игру «Солнышко».

5. Подготовить декорации для сюжета «Страна добра».

6. Приготовить воздушный шарик.

7. Выучить стихи о вежливых словах.

Материал: солнышко с лучиками, пиктограммы, «Дорогою добра», ноутбук.

Ожидаемый результат: использование детьми в речи вежливых слов, вежливое общение друг с другом и другими людьми.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель : Доброе утро, ребята!

Все скорее встаньте в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Песня «Доброта»

музыка Игоря Лученка, слова С. Тулуповой

Воспитатель : Ребята, о чём эта песня? (ответы детей )

Воспитатель: А кто может быть другом?

Дети: Дети, родители, животные .

Воспитатель : Как вы думаете, что значит дружить?

( рассуждения детей )

Воспитатель: Что такое хорошие поступки? (это когда помогаешь другим в какой-либо сложной ситуации, помогаешь друзьям и окружающим).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что такое вежливые слова?

Дети: Это добрые, хорошие слова, которые люди говорят друг другу.

В групповую комнату влетает воздушный шарик с конвертиком.

Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы узнать от кого это письмо?

Дети: Да, хотелось!

Воспитатель читает письмо. Узнают, что Фея добра приглашает ребят к себе в Страну добра.

Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие и побывать в Стране добра, вежливых слов и хороших поступков?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Тогда садитесь в вагончики и поехали!

(дети под музыку «Дорога добра» отправляются на импровизированном поезде)

(На мольберте появляется желтый круг - солнышко без лучиков).

Воспитатель: Вот мы и попали в Страну добра, вежливых слов и хороших поступков! Ребята, посмотрите, что это такое на небе?

Дети: Это солнышко.

Воспитатель: Чего не хватает нашему солнышку?

Дети: Солнышку не хватает лучиков.

Воспитатель: А чтобы они появились, давайте с вами вспомним стихи о вежливых словах и расскажем их для нашего солнышка.

Дети:

Вот проснулись утром зайки,

Чистят зубы на лужайке,

Увидали двух котят:

"С добрым утром"- говорят (появляется первый лучик)

Мишка тихо просит пчёлку:

"Убери свою иголку,

Дай, пожалуйста, мне мёду.

Но чуть-чуть, не всю колоду!" (появляется второй лучик)

"Простите, пожалуйста,-

Просит котёнок,-

Я сегодня измазался,

Как поросёнок. (появляется третий лучик)

Мишка в гости к нам пришёл,

Вытер лапы, в дом зашёл,

Громко "здравствуйте" сказал,

Всем здоровья пожелал. (появляется четвёртый лучик)

Тихий вечер наступает.

Надо лечь в кровать и спать

Не забыл зайчишка умный

"Доброй ночи" всем сказать (появляется пятый лучик)

Воспитатель: Слова чудеснейшие эти,

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

И улыбнуться вам спешат.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как засияло наше солнышко от добрых, вежливых слов! Вы молодцы, что знаете много вежливых слов! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, какое настроение».

(Дети при помощи мимики показывают соответствующее настроение)

Воспитатель:

С каким настроением ты….

Встречаешь маму?

Гладишь кошку?

Упал в лужу?

Идешь к зубному врачу?

Смотришь на свое испачканное платье?

Танцуешь на празднике?

Смотришь на разбитую коленку?

Воспитатель: А вы любить танцевать? Да.

Воспитатель: Когда люди танцуют, какое у них настроение?

Дети: Радостное, весёлое, игривое.

Воспитатель: Давайте с вами потанцуем, вставайте в круг.

Физкультминутка «Добрый день!»

Встало солнце рано-рано, добрый день, добрый день!

Пляшут волны океана, добрый день, добрый день!

Поднимается пшеница, добрый день, добрый день!

И поют задорно птицы, добрый день, добрый день!

Улыбаются озёра, добрый день, добрый день!

С высоты кивают горы, добрый день, добрый день!

Просыпайся, поднимайся, добрый день, добрый день!

Всему свету улыбайся, добрый день, добрый день!

Воспитатель: Ребята, нравится вам в этой замечательной стране?

Дети: Да, нравится!

Воспитатель: Посмотрите, перед нами две полянки: одна - с цветочками, другая – с тучкой. Сейчас я каждому дам картинку, вы посмотрите, и подумайте, хороший это поступок или плохой. Хорошие поступки мы поместим на полянку с цветочком, а плохие - на полянку с тучкой. Договорились?

Дидактическая игра «Хороший или плохой поступок»

(Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на полянки).

Воспитатель : Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей. И пусть все наши поступки будут только хорошими.

Воспитатель : А какими качествами, чертами характера должен обладать добрый человек?

Дети: Он должен быть вежливым, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту.

Воспитатель: А вы любите играть со своими друзьями?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: Вот и мы сейчас поиграем. Мы сказали, что добрый человек – это вежливый человек.

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Игра-разминка «Потерялось словечко»

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)

4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)

5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)

6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)

7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»).

Воспитатель: Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко.

Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, всем помогать, жалеть и спасать тех, кто попал в беду. И, конечно же, самое главное – любить.

игра «Друзья» - 2 раза .

Есть хорошая игра,

Называется «Друзья».

На меня вы посмотрите,

За мной движения повторите.

Мне ничего не страшно с другом (руки от груди развести в стороны)

Ни темнота, (закрыть ладонями глаза)

Ни волк, (показать руками пасть волка)

Ни вьюга, (одновременные круговые движения руками)

Ни паук, (пальцами рук изобразить бегущих пауков)

И ни собака, (ладонями показать собаку)

Ни мальчишка- забияка, (приставить пальцы к носу – «Буратино»)

Мы попробуем изобразить добро с помощью символов. Символ – это знамя, знак.

Посмотрите на фигурки перед вами, они яркие и весёлые. Они – то и помогут нам изобразить символ добра.

Символ сердца мы используем для отображения разнообразных чувств. Говорят, что в сердце живут доброта и любовь!

Птица голубь является символом мира и добра на Земле.

Воспитатель: Нам пришло время возвращаться в садик. Садитесь в вагончики. Поехали!

Звучит музыка «Дорогою добра».

Итог: О чём мы сегодня с вами говорили?

(О вежливости, добре, добрых делах.)

Воспитатель: Добрым совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета

Надо просто добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях в течение всего дня.

В настоящее время я работаю в логопедической группе с детьми с ОНР, где вся деятельность воспитателя и других специалистов, в основном, направлена на развитие речи детей.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская и др. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом непосредственно образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, должна быть интегрированная, то есть должна включать все образовательные области.

НОД направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется нами самостоятельно.

Для работы с детьми мы чаще используем подгрупповую и индивидуальную формы организации обучения.

Для детей с ОНР очень важно иметь коммуникативные навыки для позитивной социализации. Поэтому мы большое внимание уделяем совершенствованию грамматического строя речи, автоматизации звуков в слогах и в словах; формировании движений артикуляционного аппарата; активизации и расширению словарного запаса детей, развиваем связную речь, учим вежливому обращению к сверстникам и взрослым, слушать друг друга, уважать мнение старших и своих сверстников и т.д.

Образовательная деятельность детей должна быть интересной, занимательной. Лексические темы разнообразны и насыщены информацией. Например, для решения проблемы развитие коммуникативных умений детей средней группы в образовательной деятельности мы разрабатываем свои методические разработки, исходя из индивидуальных речевых особенностей детей в группе. С помощью образовательной деятельности решались следующие задачи: развивать коммуникативные навыки детей, формировать знания, развивать познавательную активность, интерес к окружающим нас предметам; развивать творческие способности; воспитывать умение выполнять коллективную работу; развивать речь, расширить словарный запас.

Таким образом получается интегрированная образовательная деятельность с разными формами работы, в ходе которой все дети с удовольствием включаются в процесс, общаются, играют, конструируют, танцуют, занимаются творчеством, знакомятся с новыми терминами.

Развитие коммуникативных навыков является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Независимо от типа своей личности ребенок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда полезна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества оценить сложно.

Педагогам в ДОО следует создавать все условия, способствующие положительному настрою детей, который ведет за собой необходимость детей уметь общаться друг с другом. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.

Разделы: Работа с дошкольниками

В современном обществе, его духовной и материальной сфере, проблема общения актуальна. Появившись на свет, человек вступает в разнообразные взаимоотношения с окружающим миром вещей и людей. Вне общения не может сформироваться психика человека. Ребенок не становится личностью сам по себе, этим он обязан общению с людьми, с которыми он вместе живет, играет, образовывается. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, Д.Б.Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей коммуникативных навыков как залога их благополучного развития, легкой адаптации в социуме.

В нашем детском саду компенсирующеговида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции нарушения речевого развития воспитываются дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание в возрасте от 3-х до 7 лет.

Многочисленные публикации Б.М.Гриншпуна, Г.В.Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, Л.Б.Халиловой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и др. указывают на факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов и как следствие - снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность с взрослыми и детьми, т.е. целенаправленного формирования коммуникативной деятельности.

Поэтому вся система воспитательно-образовательной работы в детском саду компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции речи направлена на осуществление совместной коррекционно-развивающей деятельности всего педагогического коллектива, итогом которой является стабильно - положительный результат на протяжении многих лет. Наиболее сложные речевые нарушения устраняются в относительно короткие сроки, и дети часто имеют возможность продолжать обучение в среде детей с нормальным речевым развитием.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Исходя из опыта работы, мы определили основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников в детском саду:

  • Создание психолого - педагогических условий для речевой практики детей, развития коммуникативных навыков.
  • Реализация комплексного коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников.
  • Оптимизация работы педагогов.
  • Организация целенаправленной работы с родителями, направленной на правильное речевое воспитание ребенка в семье.
  • Создание предметной развивающей среды в группах, стимулирующей речевое и личностное развитие: уютные групповые помещения, тщательный подбор игрушек, дидактических пособий, наличие специальных кабинетов с модульным оборудованием.

Для успешного овладения ребенком коммуникативной деятельностью, необходимо создание специальных психолого - педагогические условий :

  • Разработка индивидуального маршрута развития для каждого ребенка, который основан на результатах диагностики по данному разделу;
  • Рефлексия деятельности педагога и деятельности ребенка;
  • Психологическая поддержка ребенка в трудных для него моментах обучения;
  • Организация воспитательно - образовательного процесса на принципе гуманизма и сотрудничества;
  • Недопустимость стандартизации методических приемов;
  • Подбор дидактических материалов, являющимся оптимальными для каждого ребенка (по содержанию, количеству, темпу усвоения).

Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников с ОНР зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях в течение дня. Поэтому учитель - логопед, которому принадлежит ведущая роль в коррекционной работе, составляет перспективный план работы с педагогами детского сада.

Устойчиво сформированная мотивация к языковой деятельности у ребенка значительно сокращает время коррекционного периода. Не секрет, что однообразие и шаблонность занятий вызывает у детей апатичность и нежелание работать со звуками, слогами, словами родного языка. В результате происходит блокировка познания родного языка. Все это показывает на необходимость поиска ресурсов для разработки эффективных технологий обучения детей.

По мнению В.М. Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Применение последних методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Приведем пример использования учителями - логопедами детского сада нетрадиционных технологий.

Работа с пробками помогает открывать рот ребенку и удерживать его в этом положении определенный промежуток времени. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию дикции и формирует мышечные кинестезии.

Использование песка.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект: во-первых, существенно увеличивается интерес ребенка к коррекционной работе; во-вторых, погружение в песок обеих рук снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук; в-третьих, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков ребенка.

Используя игры с песком на занятиях по развитию речи, учитель - логопед реализует следующие задачи:

  • опосредовано стимулировать речевые области в коре головного мозга;
  • нормализовать мышечный тонус, который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи;
  • способствовать снятию фактора тревожности, неуверенности, боязни речи;
  • развивать и корректировать сенсомоторные процессы и способности;
  • координировать согласованную работу зрительных, двигательных и речевых функций;
  • стимулировать навыки творческого рассказывания и воображения.

Обучение детей на музыкальных инструментах (металлофон, флейта) . Музыкальный руководитель детского сада совместно с логопедом занимается восстановлением речи у заикающихся детей средствами музыки. Игра детей на металлофоне, флейте способствует коррекции нарушенного чувства ритма у заикающихся детей, правильному диафрагмальному дыханию и помогает равномерно распределить струю воздуха на музыкальную фразу с последующим переносом на речь ребенка.

Процесс развития коммуникативной деятельности у дошкольников с ОНР подразумевает совместную, взаимосвязанную работу всех педагогов, т.е. коррекцию речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не только учителем - логопедом, но и воспитателем, узкими специалистами. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель и узкие специалисты закрепляют их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях, в течение дня.

Применение разнообразных заданий и форм работы с дошкольниками в течение дня способствует активизации коммуникативной деятельности дошкольников. Это развивающие и дидактические игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.), беседа, сказкотерапия, музыкотерапия; психогимнастика, моделирование и анализ ситуаций, свободное и тематическое рисование, чтение художественных произведений и обсуждение стихов, упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), импровизация, рассказы детей, сочинение историй, мини-конкурсы и т.п.

На прогулке организуются игры для закрепления правил поведения с взрослыми, сверстниками, поведения в общественных местах, формирование представлений о себе. Это игры: "Волшебный клубочек", "Соберем волшебные слова в лукошко", "Вручи подарок" и др. Проводятся "кукольные разговоры", т.е. разговоры о здоровье друг друга, помощи, праздниках, родственниках.

Во второй половине дня организуются игры на понимание разного эмоционального и физического состояния (радости, печали, усталости, огорчения, любви, гнева, раздражения), проявляющегося в особенностях мимики, жестов, действий, интонации голоса: "Найди жильцов домиков", "Угадай настроение", "Определи настроение людей по фотографии" и др.

Все предлагаемые игры, воссоздающие отношения между людьми не только развивают диалогическую речь, но и учат детей общению друг с другом, помогают осваивать общечеловеческие ценности.

Для каждого воспитателя важно, чтобы группа была дружной, дети чувствовали себя уверенно и комфортно, чтобы все были активны и конструктивно деятельны. Такая идиллическая картина складывается из умения общаться друг с другом, самоорганизоваться и организовать других, из умения и возможности проявлять эти навыки и качества, т.к. возможность создает место и время для проявления и приобретения желаемых навыков и умений. Для реализации таких возможностей педагоги должны создать в группе условия, которые спровоцируют коммуникативную деятельность. Центры активности - одно из таких условий.

Детям ежедневно предлагается на выбор деятельность в центрах искусства, науки, математики, сюжетно - ролевой игры, движения, литературы, строительства и др. Виды центров активности могут изменяться в зависимости от интересов и потребностей детей, продвижения в поставленных педагогами образовательных задачах. Все центры интегративны по своей сути. Центр книги может быть одновременно и центром грамоты, центром книгоиздательства, центром драматизации. Важной функцией воспитателя в организации детской коммуникативной деятельности является создание разнообразной среды, которая обеспечивает детям выбор центра активности, соответствующий его интересам и имеющий развивающий характер, способствующий личному взаимодействию - общению.

Принципы формирования развивающей среды - это физическая, психологическая безопасность, возрастная ориентированность, доступность, динамичность, разноуровневость. Развивающая среда в группе служит для реализации самостоятельных и совместных замыслов детей и изменяется от темы к теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослого с детьми. Это материалы для игры, рисования, лепки, конструирования по замыслу, книги, альбомы и т.д.

Планирование работы осуществляется детьми вместе с воспитателями в виде разработки и реализации "Паутинки" - тематических проектов. Темы проектов могут быть самыми различными: игрушки, транспорт, космос, мои права, домашние животные и др.

После выбора темы, на большом листе бумаги наносится разметка - названия центров активности "Паутинка". Данная форма является воспитательно- образовательной основой плана. Так, воспитатель объявляет выбранную тему, например, "Мои права" и предлагает детям выразить свои идеи, что можно сделать в каждом центре (в центре искусства можно нарисовать картинки "Мои права", в центре строительства - построить перекресток, в центре математики - сосчитать, какие у детей есть права и какие обязанности; в центре книги - прочитать сказки, найти в них такие события, когда нарушаются чьи - то права и т.д.).

Следующим этапом в организации данной работы является презентация каждого центра. Воспитатель привлекает внимание воспитанников новым содержанием центров. Дети решают и договариваются между собой, кто с кем в какой центр пойдет играть. (Миша и Витя: мы пойдем в центр строительства, будем строить перекресток).

Один из вариантов организации работы в центрах активности - "Доска выбора". Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих определенный центр. Дети заранее договариваются между собой, кто с кем будет выполнять то или иное задание. Свой выбор отражают на соответствующей доске. Использование "Доски выбора" учит воспитанников планировать свою деятельность, соотносить свои интересы с интересами других детей, не конфликтовать, договариваться, принимать общее решение.

Очень важно определить место воспитателя в процессе деятельности детей в центрах активности. Педагог не подменяет собственной активностью потребность ребенка в самостоятельном поиске решения, в преодолении затруднения. Если работа в центрах не требует от воспитателя обязательного присутствия - дети успешно справляются с выбранными заданиями, самостоятельно преодолевают проблемы и трудности, - взрослый ведет наблюдение за деятельностью детей, в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды; оказывает помощь и поддержку там, где об этом просят дети.

В ходе работы воспитатель получает огромное количество информационного материала:

  • инициативность каждого ребенка;
  • умение сформулировать идею;
  • умение договариваться, не конфликтовать;
  • умение устанавливать контакты с другими детьми;
  • умение согласовывать свои действия с действиями других людей и др.

Заканчивается работа в центрах итоговым сбором. Его задача - рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успех, трудности.

На итоговый сбор дети приносят свои работы - рисунки, написанные слова, и т.д. Воспитатель предлагает рассказать о том, что мешало и что помогло в достижении полученного результата; доставляло ли общение и сотрудничество друг с другом радость; как дети преодолели ту или иную конфликтную ситуацию.

Дети с речевыми нарушениями испытывают сложности в общении со сверстниками и часто чувствуют себя уязвимыми. Готовность каждого педагога принять и понять ребенка способствует созданию благоприятного фона для общения, атмосферы сотрудничества, взаимопонимания.

Оптимизация работы педагогов осуществляется с помощью следующих форм: анкетирование, подбор психолого - педагогической литературы, тренинги профессионально - педагогической компетенции, беседы, консультации, лекции на темы: "Модель взаимодействия педагога с детьми", "Приемы, которые могут использовать взрослые при общении с детьми", "Методы и формы работы с родителями" и др.

Комплексный подход к преодолению речевого нарушения предполагает участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки и умения детей, полученные в детском саду, закрепить и перенести в повседневную жизнь. Все родители хотят видеть своего ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими его людьми. Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Родители - первые и самые важные учителя и воспитатели ребенка. Поэтому одной из приоритетных задач детского сада является установление партнерских отношений с семьями воспитанников в решении общей воспитательно-образовательной задачи.

В детском саду планируются разнообразные формы работы с семьями воспитанников, которые позволяют им быть активными участниками воспитательно-образовательного процесса и постоянно получать информацию о результатах работы с детьми.

Мы выделяем семь направлений работы с родителями:

  • ознакомительное - сбор информации (анкетирование для оценки общения в семье по теме: "Семья глазами ребенка". Ответы на вопросы анкеты помогают в общих чертах определить, какой стиль общения присущ семье; собеседование);
  • общепрофилактическое - наглядная агитация (стенды, консультации, родительские газеты, буклеты, памятки, тестирование без обработки данных с целью проверки родителями собственных знаний по актуальному вопросу развития ребенка на текущий момент и т.д.);
  • коллективное и индивидуальное - тематические и расширенные родительские собрания с приглашением узких специалистов, на которых все участники педагогического процесса представляют результаты диагностики и пути всестороннего развития ребенка, прежде всего речевого; знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки и т.д.;
  • интегративное - совместные мероприятия (досуги, праздники, тематические недели, экскурсии, День открытых дверей, совместные проекты, участие в оформлении персональных выставок, детских работ, акции по выполнению правил дорожного движения и т.д.);
  • интерактивное - мини - практикумы, в ходе которых родителям дают определенные знания и практические умения для дальнейшего закрепления материала в домашних условиях; тренинги для родителей, в ходе которых педагог - психолог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в общении с ребенком; мастер - классы обеспечивающие передачу родителям опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы;
  • рефлексивное (обратная связь) - выявление изменений, мониторинг;
  • перспективное - совместное обсуждение планов на будущее (через анкетирование, лично, через информационную корзину).

Все эти виды совместной деятельности с родителями создают условия для развития речевой активности детей и коммуникации.

Благодаря организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста на строго научной основе с использованием современных диагностических методик, способных обеспечить контроль за развитием данного процесса с целью его коррекции, созданию благоприятного здоровьсберегающего микроклимата, системы работы по развитию коммуникативной деятельности дошкольников с общим нарушением речи отмечается повышение речевой активности детей; развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности.