Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №76
г. Йошкар-Олы «Солнышко»
Взаимодействие с родителями в условиях проектной деятельности.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.
Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
И семья , и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.
Поскольку родители я вляются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Установить “обратную связь” с ними, учесть их пожелания и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов:
В мае 2013 года был проведен опрос 45 родителей детей, посещающих II младшие группы МБДОУ «Детский сад № 76 г. Йошкар-Олы «Солнышко». Большую активность проявили мамы детей (79% от числа опрошенных).
Анализ полученных сведений показал:
Некоторые родители перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ;
Большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);
Отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов.
Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим образом:
Получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68% опрошенных;
Получить возможность общения со специалистами ДОУ – 55%;
Получить психолого- педагогическую консультацию по решению проблем- 36%;
Научиться определять способности детей – 21%;
Получить возможность общения с родителями других детей – 28%.
Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 86% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют.
Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.
Анализ педагогической литературы показал, что самостоятельной теории интерактивного взаимодействия педагогов и родителей как таковой не существует, выявил недостаточное методическое обеспечение применения интерактивных форм формирования педагогической компетентности у родителей.
Изложенное выше выявляет противоречия :
Между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия, в которых, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребёнком, с педагогами;
Между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений реализации данной проблемы.
Мы считаем, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. “Филиалы” клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинский работник, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель и др.), а также родители воспитанников, дети.
Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.
Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.
Семья – это общество в миниатюре,
От целостности которого
Зависит безопасность всего
Большого человеческого общества.
Феликс Адлер
Творческое название проекта: семейный клуб “Мамин хвостик”.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации : сентябрь 2013 г. – май 2014 г.
Условия реализации: детский сад - “открытая система” воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.
Среда реализации: развивающая предметно-пространственная среда, развивающие виды деятельности.
Направления деятельности :
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.
Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;
Организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
Разработать содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;
Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:
Участие родителей в планировании совместной деятельности;
Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
Правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;
Создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.
Принципы реализации проекта:
Добровольности;
Научности;
Комплексности;
Сотрудничества;
Постоянства обратной связи;
Открытости;
Конфиденциальности.
Формы работы с родителями:
педагогическая гостиная;
Консультации, беседы;
Развлечения, праздники;
Открытые занятия;
Дни открытых дверей;
Родительские собрания;
Практикумы;
Прогулки, экскурсии;
Папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;
Обобщение опыта семейного воспитания.
Предполагаемый результат реализации проекта:
Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
Динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
Учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
Выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
Осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.
Проект реализуется в три этапа:
I. Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:
Мини-педсовет “Детский сад и семья”;
Опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
Обсуждение общих вопросов на родительском собрании, связанных с организацией работы семейного клуба;
Разработка положения о клубе (Приложение 1 );
Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий (Приложение 2 ).
II. Основной этап (октябрь– апрель).
В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.
III. Заключительный этап (1 месяц - май)
Подготовка к презентации.
Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители). Награждение участников проекта в различных номинациях.
Награждение участников проекта в различных номинациях.
Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.
Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
Презентация проекта:
Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).
Фестиваль педагогических идей на муниципальном уровне.
Фестиваль педагогических идей “Открытое занятие” на всероссийском уровне.
Перспективный план работы
с семьями воспитанников на 2013–2014 уч. г.
Формы проведения общения | Сроки | Участники |
|
Анкетирование родителей на предмет социального заказа | сентябрь | Сбор информации на предмет социального заказа | |
Составление социального паспорта группы | сентябрь | Сбор данных для составления социального паспорта группы | Родители, воспитатели |
Конкурс фото и сочинений “Летний отдых с семьёй” | сентябрь | Родители, дети, воспитатели |
|
Родительское собрание | сентябрь | Ознакомление родителей с задачами на новый учебный год, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба | Заведующая ДОУ, воспитатели, родители, дети |
Организация педагогической библиотеки | В течение года | Создание и пополнение педагогической библиотеки для родителей | Старший воспитатель, воспитатели |
Введение традиций группы: “Игра в гости к нам пришла”, “Игра напрокат” | В течение года | Дети приносят развивающие игры в группу на время либо берут игры домой “напрокат”, чтобы поиграть с семьей | Родители, дети, воспитатели |
Фотовыставка “Моя мама за рулём” | Октябрь | Творческая работа родителей и детей | Родители, дети, воспитатели |
Консультация; “Речевая среда дошкольника. Сквернословие – болезнь общества” | Октябрь | Воспитатели |
|
Консультация: “Азбука дорожной безопасности для родителей с детьми” | Октябрь | Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями | Воспитатели |
“Во что играют наши дети” | Октябрь | Практикум по организации игровой деятельности | Педагоги ДОУ, родители, дети |
Консультация: “Составление родословной” | Ноябрь | Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями | Воспитатели |
Открытое письмо маме | Ноябрь | Составление ребенком письма маме под руководством воспитателей | Воспитатели. Дети |
Оформление группы | В течение года | Совместное создание предметно-развивающего пространства | Родители, дети, воспитатели |
Семейные традиции | декабрь | Оформление фотоальбома “Наша родословная. Семейные традиции” | Родители, дети, воспитатели |
Встреча с интересными людьми | Январь | Рассказ родителей о своих профессиях | Воспитатели и родители |
Педагогическая гостиная “Права ребенка – это актуально” | Февраль | Деловая игра для родителей | Воспитатели и родители |
Выставка: “Наш любимый вид спорта” | Февраль | Совместная творческая работа родителей и детей | Родители, дети, воспитатели |
Интервью о папе. Благодарность папе от мам | Февраль | Запись интервью на видеокамеру, обсуждение и оформление благодарностей папам от мам | Родители, дети, воспитатели |
Встреча “Мой папа самый лучший” | Февраль | Организация досуга для родителей и детей | Родители, дети, воспитатели |
Фотоколлаж “Мой папа – защитник Родины” | Февраль | Совместная творческая работа родителей, воспитателей и детей | Родители, дети, воспитатели |
Выставка рисунков “Цветы для мамы” | Март | Творческая работа детей | Дети и воспитатели |
Март | Совместная творческая работа педагогов ДОУ и детей | ||
Акция “Пока не поздно” о воспитании любви к природе | Март - апрель | Заседание родительского клуба, организация фотовыставки “Наши домашние любимцы” (животные, растения) | Родители, дети, воспитатели |
Апрель | Совместная творческая работа педагогов ДОУ, детей и родителей | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети |
|
“Что такое готовность к школьному обучению” | Апрель | Консультация психолога | Психолог, родители. Воспитатели |
Май | Оформление фотоколлажа “Мои предки в годы ВОв”, Организация автобусной экскурсии по городу, возложение цветов к Мемориалу воинской славы | Родители, дети, воспитатели |
|
Итоговое родительское собрание. Презентация проекта | Май | Открытая детская деятельность. Подведение итогов учебного года. Презентация проекта, Награждение участников в различных номинациях | Заведующая ДОУ, воспитатели, дети и родители |
Приложение 1
Положение о семейном клубе «Мамин хвостик»
1. Общие положения
1.1. Отношения между МбДОУ № 76 «Солнышко» г. Йошкар-Олы (далее-МБДОУ) и семейным клубом «Мамин хвостик» (далее - Клуб) регламентируются родительским договором и положением о семейном клубе, в котором определяются права и обязанности сторон.
1.2. Клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
1.3. Основой правовых отношений организации деятельности Клуба являются
Нормативно-правовые положения в сфере образования в Российской Федерации, законы об обеспечении защиты прав и развития детей;
Устав МБДОУ;
Родительский договор.
1.4. В состав Клуба входят участники оздоровительного и образовательного процесса, родители (законные представители воспитанников) и другие лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения.
1.5. Основными принципами работы Клуба являются:
Добровольности;
Значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
Вариативности форм и методов;
Научности;
Непрерывности и целостности;
Комплексности;
Сотрудничества;
Постоянства обратной связи;
Открытости;
Конфиденциальности.
2. Задачи Клуба
2.1. Создать единое оздоровительно-образовательное пространство "образовательное учреждение - социум - семья".
2.2. Повысить педагогическую культуру родителей.
2.3. Приобщить родителей к участию в жизни МБДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
2.4. Создать условия для реализации собственных идей, способствующие проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).
2.5. Убедить родителей в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим условием всестороннего развития детей.
2.6. Способствовать осознанию коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.
3. Основные направления деятельности Клуба:
3.1. Пропаганда положительного семейного воспитания.
3.2. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия.
3.3. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста.
3.4. Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.
4.1. Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду.
4.2. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:
Сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;
Достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;
Принять и реализовывать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей;
Сформировать оптимальные детско-родительские отношения.
5. Организация работы Клуба
5.1. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы МБДОУ.
5.2. Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.
5.3. Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в квартал и по мере необходимости.
5.4. Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.
6. Права и обязанности сторон
6.1. Деятельность Клуба осуществляется на добровольной основе.
6.2. МБДОУ предоставляет помещение для заседаний Клуба.
6.3. Участники Клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями.
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Считаете ли Вы, что воспитание ребенка - дело в большей степени родителей, нежели воспитателей?
- Как Вы считаете, кому должна принадлежать инициатива в общении воспитателю или родителю? _____________________________________________________________
- Что понравилось бы (или нравится) вам как родителю, участвующему в работе ДОУ? _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
- Что вы думаете о качестве работы ДОУ с родителями на сегодняшний день? __________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
- Что необходимо для эффективного взаимодействия семьи и ДОУ?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- Что для Вас является приоритетным в воспитании Вашего ребенка?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Социологическая анкета семьи
- Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________
Его возраст ______________________________________________________
2. Возраст мамы ___________, папы______________________________
З. Образование мамы ______________________ , папы ________________
4. Место работы и должность мамы
________________________________________________________________
Папы
________________________________________________________________
5. Кто входит в состав вашей семьи? ________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
б. Сколько в семье детей? _________________________________________
- Какого возраста? ___________________________________________________________
- Имеет ли семья отдельное жилье? Да, нет (проживаем у родителей мужа, жены, на подселении, другое нужное подчеркните, впишите).
_________________________________________________________________
9. Имеет ли ребенок свою комнату? Да, нет, другое.
__________________________________________________________________
10. Занимается ли ваш ребенок где-нибудь, кроме детского сада? Где и чем?
_________________________________________________________________
11. Что еще вы считаете нужным сообщить о своей семье и ребенке?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АНКЕТА
для родителей
1.Насколько полезны и интересны были для Вас и Ваших детей происходившие встречи в рамках проекта?
2. Какая встреча больше всего запомнилась Вам?
3.Что не понравилось? _________________________________________________________________
4. Нужна ли такая форма работы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. С какими специалистами Вы хотели бы еще встретится, какие актуальные для Вас и Вашей семьи вопросы Вы хотели бы обсудить?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Ваши пожелания: __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Теремок» АГО
Тема: «Проектная деятельность как одна из форм взаимодействия с родителями»
Составитель: Пайвина Т.В
Воспитатель
Асбестовский городской округ
Пайвина Т.В
Воспитатель
МАДОУ детский сад «Теремок»
Асбестовского городского округа
Организация взаимодействия с родителями по вопросам воспитания детей.
Тема: «Проектная деятельность как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников»
(Из опыта работы)
«Семья для маленького ребенка почти единственный социальный институт, формирующий его личность. Дошкольник отличается такими психофизиологическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие» Т.А.Маркова
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Дошкольное образовательное учреждение ориентировано на том, чтобы в центре внимания семьи должна находиться личность ребёнка и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: сама семья, ДОУ и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
На современном этапе актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. Одна из задач, которую мы поставили перед собой – привлечение родителей к совместной деятельности, с целью создания единого образовательного пространства, через проектный метод.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать в информационном пространстве, работать в коллективе, который должен завершиться реальным результатом.
Использование «метода проекта» в нашей группе стал способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.
Совместная работа с семьями воспитанников по проектной деятельности в нашей группе строится на:
Единой поставленной цели проекта, которая достигается, при ознакомлении родителей с основным содержанием проекта;
Последовательности работы на каждом этапе проекта;
Индивидуальном подходе к каждой семье, на основе учёта её интереса;
Поддержание уверенности в собственных педагогических возможностях.
Для себя мы выделили следующие условия, которые способствовали достижению оптимальных результатов в проектной деятельности:
–Подготовка информационно – педагогического материала по теме проекта
Ознакомление родителей с содержанием проекта, с этапами реализации проекта
Участие родителей: как организаторов развлечения, презентации, состав жюри
Родитель должен помнить, что главная роль в любом проекте отводится ребенку.
Особенность проектной деятельности заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Вся работа по проекту делится на 3 этапа:
1.Подготовительныйэтап
2.Практический этап
3.Заключительный этап
На каждом этапе формируется определенная деятельность участника проекта.
Вначале мы обозначили деятельность родителей, как участников проекта, которая будет отвечать потребностям ребенка и его мотивации к развитию социального опыта в процессе ознакомления с окружающим миром.
На первом этапе мы мотивируем родителей к участию в проекте: оформляем информационный уголок по данной теме, памятки. Проводим анкетирование, опрос, что могут предложить сами родители, и какую оказать помощь.
На втором этапе проводим индивидуальные беседы с целью создания интереса, привлечения их к изготовлению:
Поделок, макетов, коллекции, газет, панорам, листовок, книжек- малышек,
Презентаций, мини – сообщений, подбор материалов в мини- музей.
Подводим к тому, чтобы они вместе с детьми добывали информацию из различных источников (интернет – ресурсы, познавательные телепередачи, чтение художественной литературы, беседы, посещение музеев, выставок) для своих творческих работ.
После изучения данной информации из различных источников, семья открывает «Домашнюю мастерскую», где совместно приступают к изготовлению творческих работ.
На третьем этапе в нашей группе для родителей организуем «День открытых дверей», концерт; торжественно открываем выставку, мини – музей, где каждая семья может презентовать свой фильм, свою творческую работу.
После этого приятная и значимая для всех участников проекта «Минута славы» с поощрениями, фото - сессией для летописи группы.
В течение года, нами проведены следующие проекты:
- «Осень дивная пора» - повышение компетентности родителей в познавательной деятельности детей;
- «Вся семья вместе и душа на месте» - формирование общих семейных ценностей;
- «Край, в котором мы живем» - развитие социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с родным городом, с родным краем Урала,
- «Путешествие в неизведанное» - воспитание бережного, экономичного отношение энергоресурсов и окружающей среды.
Мы считаем, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта. Тем самым родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения в этом.
Литература:
Л. С. Киселева «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
Н.Е. Веракса «Проектная деятельность в детском саду»
Пайвина Т.В. Из опыта работы Страница 4
Проект по взаимодействию с родителями
«Детский сад и семья- настоящие друзья».
Никифорова С.С
Детский сад и семья- два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается - и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей, их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска». Не оправдывают себя и традиционные методы и формы работы с родителями. Все эти противоречия и требования современной действительности легли в основу нашего проекта.
База реализации проекта : МБДОУ№ 72 г. Каменска- Уральского, вторая младшая группа №1.
Цель проекта : У становление сотрудничества и партнерских отношений с родителями
Задачи :
1.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей
2.Использование новых нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников.
3.Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.
4.Создание творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение различных мероприятий.
5.Выявление эффективности данного проекта.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, помощник воспитателя, педагоги ДОУ, медицинский работник.
Срок реализации проекта : долгосрочный, 1 год.
Вид проекта : творческий, практико-ориентированный.
Форма педагогического планирования : план мероприятий
Принципы взаимодействия воспитателя с родителя
- родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;
- единство в в понимании педагогами и родителями понимания целей, задач и средств, условий, результата развития ребенка-дошкольника;
Взаимное доверие и взаимопомощь родителей и педагогов;
Доброжелательный стиль общения;
Индивидуальны й подход к ребенку и семье на основ учета их индивидуальных способностей и интересов.
Формы работы с родителями:
-
анкетирование;
- тематические консультации;
Тематические выставки;
Консультации специалистов;
- беседы;
- родительское собрание;
- информационный лист, памятки, рекомендации;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения.
- почтовый ящик;
Совместные экскурсии;
Создание стенгазет.
Ожидаемый результат:
1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами,
2.Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов,увлечений.
3.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
5.Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями.
Этапы работы :
I этап. Подготовительный.
Цель: Организация и подготовка ко взаимодействию всех участников проекта.
Педагогическая деятельность :
изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями.
Создание плана совместной деятельности.
Взаимодействие с родителями:
Проведение анкетирования
Проведение опроса для выявления социального статуса родителей, их образовательного уровня, «проблемных» родителей, а также уровня их психолого- педагогической компетентности.
Опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.
Работа с детьми:
изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга
наблюдения за детьми и беседы с ними.
II этап Практический
Цель: Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.
Педагогическая деятельность:
- проведение ряда запланированных мероприятий
Организация встреч с участниками данного проекта;
Обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.
Взаимодействие с родителями:
Тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога, медицинских работников.
Практическая совместная с детьми деятельность.
Работа с детьми:
Проведение совместных мероприятий с родителями.
План совместной деятельности.
Сроки проведения | Название мероприятия | Участники |
Ноябрь | 1. Тематическая консультация «Поговорим о правильном питании дошкольников» 2.Наглядная агитация «уголок здоровья» 3. Консультация «Права и обязанности родителей». 4. Развлечение «Осенины» 5.Тематическая консультация «Как правильно наказывать ребенка». 6. Выставка рисунков «Моя семья» 7.Создание и оформление альбомов «Золотая осень» | Педагоги, родители Педагоги, родители Педагоги, родители Педагоги, дети, родители. Педагоги, родители, психолог. Педагоги, родители. Педагоги, родители, дети. |
Декабрь | 1. Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей» 2.Тематическая консультация «Игры зимой». 3. Беседа «Рука развивает мозг» 4.Экскурсия «Путешествие в зимний лес». 5. Утренник «Здравствуй праздник новогодний». 5. Беседа о правилах поведения на празднике | Педагоги, родители Педагоги, родители. Родители, психолог. Педагоги, родители, дети. Педагоги, родители, дети. Педагоги, дети. |
Январь | 1. Тематическая беседа «Профилактика гриппа среди населения» 2.Изготовление уголка ряжения 3.Консультация «Витаминная азбука». | Педагоги, родители Педагоги, родители. Родители, медицинский работник. |
Февраль | 1. Изготовление стенгазеты «Мой папа самый лучший» 2.Индивидуальна беседа «Как приучать малыша самому одевать и раздеваться». 3.Беседа «Можно, нельзя, надо». | Родители, дети. Педагоги, родители. Педагоги, дети |
Март | 1. Беседа «Правила этикета». 3. Фотовыставка «Мамы разные нужны» 4. Консультация «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте». | Педагоги, дети. Педагоги, родители, дети. Педагоги, родители. Педагоги, родители. |
Апрель | 1. Развлечение «День смеха». 2. Создание альбомов «Я и мой питомец». 2. Подведение итогов, создание презентации. | Педагоги, родители. Родители, дети Педагоги. |
III этап Заключительный.
Цель : Выявление эффективности реализации данного проекта.
Критерии эффективности:
Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий
Согласованность действий родителей и педагогов;
Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.
Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.
Продукты проектной деятельности:
- Анкеты;
Семейные стенгазеты;
Декорации, костюмы;
Папки «Консультации с родителями».
Фотоматериалы
Презентация.
Таким образом можно смело утверждать, что использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты: поменялся характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей.
Сотрудничество с родителями в проектной деятельности
воспитатели ГБОУ Школа № 000 д/с «Мозаика», г. Москва
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.
Большинство родителей - люди образованные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей , но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.
Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектной деятельности. На сегодняшний день он получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях.
Работа над проектом, способствует развитию самостоятельности мышления ребенка, помогает ему сформировать уверенность в собственных возможностях. Дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Обучение осуществляется через поисково-познавательную деятельность, направленную на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельность и ответственность, развивает основы творчества и умственные способности. У ребенка развиваются целеустремлённость, настойчивость, он учится преодолевать проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности. Темы проектов рождаются из интересов детей: в основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема, детский вопрос. Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Совместная деятельность ребёнка и родителей укрепляет детско-родительские отношения. Метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой.
В нашей группе воспитатели вместе с детьми и родителями работали над проектом «Ёлочка». Новогодний праздник - очень эмоционально яркий, очень семейный, поэтому нам хотелось, чтобы родители приняли в этом проекте активное участие, чтобы совместная деятельность по подготовке к празднованию Нового года возродила семейные традиции, послужила укреплению взаимопонимания всех членов семьи.
Ø творческий.
Сроки реализации проекта:
Проект краткосрочный, 3 недели.
Участники проекта :
Дети средней группы, их воспитатели и родители.
Цель проекта:
Приобщение детей к культуре новогоднего праздника, новогодних традиций; обогащение детских впечатлений, развитие художественно – эстетического восприятия, формирование интереса к художественной деятельности.
Задачи проекта:
Ø Дать детям знания о ели, как дереве.
Ø Познакомить детей с традициями празднования Нового года, украшением ёлки.
Ø Обогатить и активизировать словарь детей.
Ø Воспитывать у детей любовь к природе и желание ее беречь.
Ø Развивать художественно-эстетические способности, наглядно-действенное мышление, навыки продуктивной деятельности.
Ø Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами над проектом.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
1. Составление плана совместной работы с детьми, родителями.
2. Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми.
3. Подбор художественного материала, иллюстрационного материала по теме.
4. Проведение ознакомительной консультация для родителей о проекте.
Воспитатели на родительском собрании ознакомили родителей с проектом группы, отметили необходимость участия родителей в реализации проекта, познакомили их с инновационной технологией , раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Воспитатели отметили, что участвуя в реализации проекта, родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
5. Подбор справочной информации для родителей по тематике бесед и занятий с детьми по темам проекта.
Практический этап
Для того, чтобы дети получили больше знаний, впечатлений о Новом годе, новогодней елочке мы активно привлекали родителей к участию в проектной деятельности:
1. С помощью родителей была организована в группе выставка календарей и открыток на зимнюю тематику и на тему празднования Нового года.
2. Родители приняли активное участие в украшении группы к Новому году.
3. Родители провели по заданию воспитателей беседу с детьми о Новогоднем празднике, читали о нем книги, разучивали стихи.
4. Дети и родители на прогулке рассматривали различные елки, как просто деревья, так и наряженные.
Для того, чтобы у детей было больше впечатлений о новогодних праздниках, мы попросили родителей в зимние праздники посетить с детьми новогодние представления, рождественские встречи, народные гуляния, просили, чтобы дети принимали активное участие в праздновании Нового года дома. На прогулке предложили проводить беседы с детьми об увиденном, обратить внимание детей на зимние приметы погоды, обсудить как украшены ёлки на улице и дома, как украшен наш город в праздничные дни. Воспитатели посоветовали родителям нарисовать с детьми то, что ребёнок хочет получить в подарок – это была прекрасная возможность узнать о желаниях и мечтах ребенка. На нашу просьбу родители реагировали по разному: кто-то сразу включился в работу и предложил свою помощь, кто-то слушали обдумывал полученную информацию. Однако, большинство родителей заранее стали задумываться о том, как провести новогодние праздники с ребенком, планировать совместную деятельность.
5. Родители участвовали в выставке детско - родительских работ «Елочка-красавица». Дома с детьми делали различные поделки и украшения под девизом «Нам с мамой некогда скучать, мы будем елку наряжать».
6. Во время новогодних праздников родители вместе с детьми посещали новогодние елки, праздничные мероприятия.
После зимних праздников дети пришли в детский сад, стали делиться своими впечатлениями: как украшали ёлку дома, какие подарки подарили Дед Мороз и Снегурочка, как они готовились к встрече Нового года, какие посетили детские представления. Увидев эмоции детей, мы решили совместно с родителями сделать стенгазету «Мы на ёлке». Воспитатели вместе с детьми нарисовали ёлку, родители предоставили новогодние фотографии и записали высказывания детей на цветной бумаге в форме новогодних шариков их впечатления о празднике. Этими «шариками» была украшена наша «ёлочка».
7. Родители предоставили фотографии на тему «Мой ребенок на елке» и записали впечатления детей о празднике.
Заключительный этап
В результате работы над проектом были созданы продукты совместной детско-родительской деятельности:
1. Газета «Мы на ёлке».
2. Работы детей и родителей приняли участие в детско-родительской выставке «Волшебная зима».
3. Группа оформлена к Новому году украшениями, которые дети сделали вместе с родителями.
4. Создание презентации «Елочка».
В процессе работы над проектом дети обогатили свои эмоциональные впечатления. Пополнили знания о ёлке, о традициях празднования Нового года. Разнообразная, доступная для детей деятельность активизировала речь, пробудила в детях познавательный интерес и желание делать работы на новогоднюю тематику, дарить их близким. Совместная деятельность детей и родителей положительно повлияла на взаимоотношения в семье, привлекла родителей к участию в жизни группы, детского сада.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Анализ проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Деловое сотрудничество педагогов и родителей как условие их успешного взаимодействия. Основные условия эффективного взаимодействия педагогов с родителями старшеклассников.
курсовая работа , добавлен 22.01.2016
Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения. Совершенствование форм организации взаимодействия педагогов с родителями через нетрадиционные формы работы. Изучение профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.
дипломная работа , добавлен 15.08.2014
Исторические и современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Познавательные формы взаимодействия.
дипломная работа , добавлен 24.09.2015
История использования родительской газеты как формы взаимодействия ДОУ и семьи, её роль среди других форм работы. Эффективность родительской газеты, как формы взаимодействия педагогов и родителей детей. Анкетирование родителей, анализ результатов.
курсовая работа , добавлен 22.07.2010
Исследование методов работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
курсовая работа , добавлен 21.02.2014
Специфика и пути взаимодействия ДОО и семьи на современном этапе. Семейный театр как способ работы с семьей и детьми. Практическое исследование взаимодействия педагогов ДОО и родителей воспитанников в приобщении детей к театрализованной деятельности.
дипломная работа , добавлен 23.12.2017
Сотрудничество с семьей как важное направление деятельности детского сада. Экспериментальное исследование развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения посредством использования разных форм взаимодействия с родителями.
курсовая работа , добавлен 21.04.2014