Социальное партнерство в доу. Модель взаимодействия доу с семьей Партнерство дошкольного учреждения и семьи

Головных Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №156
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Конспект
Тема: "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ – ПАРТНЕРСТВО."
Дата публикации: 25.01.2018
Раздел: дошкольное образование

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ – ПАРТНЕРСТВО.

Головных Н.А., воспитатель

МБДОУ детский сад№156 г. Иркутска

Сотрудничество

комплекс

взаимовыгодных

отношений.

трудились

созданием

механизмов

сотрудничества

развязывания конфликтов. Эти методы используются во многих сферах жизни

человека и общества для достижения целей определенного лица или группы

людей. Зачастую именно совместная деятельность организаций, государств,

предприятий приносит эффективный результат в той или иной сфере.

Сегодня понятие «сотрудничество» встречается не часто. Его заменил

термин - партнерство. Но говорить об идентичности этих понятий вряд ли

можно. Сотрудничество - это решение общей задачи совместными усилиями,

отсутствии

какого-либо

частного

корпоративного

интереса.

Партнерство

коллективных

одновременной

реализации своих личных или узкогрупповых планов. Причем нередко это

происходит за счет партнера.

сотрудничества

является

отсутствие

принуждения,

давление

жизненные

обстоятельства.

дружелюбно,

радостно

равноправно,

преимуществ.

древности

говорили:

«Сотрудничество

солнечной

радости!»

документах

(Конвенция

ребенка»;

Всемирная

декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей».) семья

рассматривается как основная ячейка общества, которая выполняет важные

социально-экономические

обеспечивает

естественную

материальной,

финансовой

эмоциональной

поддержки,

необходимой

роста и развития его членов, особенно детей, а также для заботы о престарелых,

инвалидах и немощных. Семья остается наиважнейшей средой сохранения и

передачи культурных ценностей.

На протяжении всех периодов развития общества функцию воспитания

постоянно осуществляла семья. Воспитательная роль семьи основывалась и

основывается

инстинктивных

стремлениях

действиях

человека.

Естественность

семейной

удовлетворение

потребностей,

общность

интересов

заключают

неограниченные

бесценные

возможности

воспитании

подрастающего

поколения. Именно в семье богатство жизненного опыта, знаний, навыков и

умений передавалось от одного поколения к другому, от родителей к детям с

помощью живого примера старших, уважения предков и их обычаев.

Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на

родителей

достижения

желаемых

результатов.

Социальное,

семейное

дошкольное

воспитание

осуществляется

неразрывном

единстве.

Определяющая

обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной

жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и

обитания,

воспитательной

особенно

начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные

воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и учреждения

образования, и средства массовой информации, общественные организации,

трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило

педагогам

довольно

определенную

зависимость:

успешность

формирования

личности

обусловливается

воспитание,

результаты

физического,

нравственного,

трудового

воспитания

личности.

исключением,

формировании

личности

определяется

зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек. Эта зависимость

давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и

пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно

так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их

семье вырастают дети. Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга.

Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за

воспитание детей. Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это

объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики,

недостаточным

культурным

влиянием

пережитков

прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и

единства

воспитательных

воздействий,

чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его

личности.

Типичным

современной

является

стремление

сочетать

семейное воспитание с общественным, правильное понимание воспитательных

функций общественных учреждений. Единство в воспитании, осуществляемое

обеспечивает

определенную

системность

организма

выработку

динамических

стереотипов.

успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более

прочными

становятся

привычки

поведения,

организованнее,

целенаправленнее

радостнее

деятельность.

Воспитательный

проходит

меньшими

трудностями,

овладевать

установленными

правилами.

толковом

сотрудничать означает принимать участие в общем деле, работать вместе.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие

у родителей ответственности, а у воспитателей - семейной центрированности

педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в

контексте

Основной

налаживания

сотрудничества

организация

образовательного

взаимодействия,

результатом

которого

реализация

принципов

личностно

ориентированного

образования

дошкольников.

В программе воспитания и обучения в детском саду подчеркивается, что

педагогическим

коллективом

дошкольных

учреждений

распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать

правильно

воспитывать

пропагандировать

воспитания.

первичную

социализацию

приобретает

дошкольном

учреждении

сверстниками,

сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности.

Возможность заниматься гимнастикой, музыкой, изобразительным искусством

и т. п. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении

дополняют

результате

получает

гармоничное

развитее.

Создание единого пространства воспитания ребенка невозможно, если

усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других

и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений

друг друга. Поэтому, сотрудничество ДОУ с семьей необходимо в каком - либо

общем деле, совместных действиях, в процессе по воспитанию детей.

Взаимодействие

детского

пронизывать

воспитательно - образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем,

педагоги

использовали

различные

внимание

совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы

подтверждаться

практическими

наблюдениями,

совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).

Литература

Воспитатели

родители:

Иванова. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.

Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для

педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образвания/

Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2007.

Детский сад и семья / Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др.;

Под ред. Т.М. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 2-е изд.,

испр-е и доп. – М.:Азь,1994.

Коростелева

дошкольное

учреждение:

взаимодействие в интересах ребенка. Минск «Университетское» 2000г.

сотрудничество

взаимодействие

Ярмолинская, А.А. Петрикевич. №2, 2001

Обруч, №1, 2008// Современный ребенок: семья плюс детский сад.

Взаимодействие детского сада и семьи В.И. Ермак. №6, 2001

Ребенок в детском саду, №2, 2005// Мир общения ребенка Л.А. Пенькова,

Т.И. Самофалова, Г.М. Каратаева.

Социальное партнерство ДОУ и семьи в рамках ФГОС»

Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей дошкольного возраста.

Полноценное развитие ребёнка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни - полноценной семья и детский сад. Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищённости, любви к близким и родным, доверия и открытости миру.

Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Закон РФ об образовании). Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в разработке технологии, направленной на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат будет, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание будет уделяться работе с родителями. Социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях: работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются: доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, индивидуальный подход, сотрудничество, а не наставничество, взаимодействие ДОУ и семьи.

Наряду с традиционными формами работы ДОУ с семьей рекомендуем использовать инновационные формы и методы работы: «круглый стол» по любой теме; тематические выставки; соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы; консультации специалистов; устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице; семейные спортивные встречи; почта доверия, телефон доверия; семейные проекты; интеллектуальные ринги детей и родителей; контрольные для родителей; интервью с родителями и детьми на определенные темы; родительская гостиная; конкурс семейных талантов; портфолио семейного успеха; аукцион секретов воспитания и др.

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада — главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса — гармоничное развитие личности ребенка.

Разделы: Работа с дошкольниками

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»

Басня «Лебедь, Щука и Рак». И.А.Крылов

В произведении наглядно показывается несогласованность действий участников общего дела, не приводит к желаемым результатам. К сожалению, подобные ситуации, когда «Лебедь рвется в облака», «Рак пятится назад», а «Щука тянет в воду» можно встретить не только на страницах литературных изданий, но и в реальной жизни, в образовании. Субъекты образовательного процесса, прежде всего педагоги и родители, оказывающие существенное влияние на становление личности ребенка, часто не могут договориться о том, зачем, куда и как им следует «двигаться», чтобы достигнуть главного – помочь дошкольнику счастливо и полноценно прожить детские годы. Выработка общей стратегии возможна лишь при одном условии – если воспитывающие взрослые осознали необходимость объединения педагогических усилий и согласовывали свои взгляды на жизненные ценности, цели, задачи, методы воспитания и обучения детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшее условие реализации образовательной программы, в том числе непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, а также психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. При этом предполагается, что взаимодействие детского сада и семьи осуществляется в рамках социального партнерства.

Социальное партнерство и вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения– далеко не одно и то же. Важнейшими признаками социального партнерства в детском саду являются – равенство родителей с администрацией и педагогическим коллективом.

Термин «социальное партнерство в образовании»: «особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития» (И.А. Хоменко)

Таким образом, «социальное партнерство», предполагает активное участие всех участников образовательного процесса: администрации, педагогов, детей, родителей, специалистов учреждений образования, культуры, здравоохранения. Однако организующая и координирующая роль в проектировании и осуществлении взаимодействия партнеров принадлежит педагогам дошкольного учреждения.

Опыт нашего дошкольного учреждения показывает, что конструктивное социальное партнерство с семьей возможно при условии обновления содержания и форм.

Обновление содержания дошкольного образования продиктовано ФГТ и ФГОС. В ФГОС одной из образовательных областей, обеспечивающей развитие личности ребенка является социально-коммуникативное развитие. Оно направленно на формирование у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Одним из средств формирования этих качеств личности является музей детского сада «Детский сад со всех сторон». Основная цель музея – воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста.

Музей способствует решению следующих задач:

  • Осуществление комплексного подхода к гражданскому воспитанию дошкольников;
  • Приобщение дошкольников к истории, культуре, традициям, местным достопримечательностям;
  • Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города и края;
  • Формирование фонда стендового музея и обеспечение его сохранности;
  • Активная экскурсионно-массовая деятельность с детьми, родителями, тесная связь с общественными объединениями.

Организация музея является результатом партнерского взаимодействия родителей, педагогов, воспитанников детского учреждения, представителей учреждений культуры, по проекту «Детский сад со всех сторон». Ежегодно музей пополняется различными экспонатами, подаренными родителями, выпускниками детского сада, гостями.

Музей включает 8 стендов:

  1. «Истоки детского сада»
  2. «Слава строителям детского сада»
  3. «Мы граждане большой страны»
  4. «Как прекрасен наш Урал»
  5. «Лысьва – город исторический»
  6. «Наш микрорайон»
  7. «Лысьвенский театр драмы им.А. Савина»
  8. «Уральские писатели»

Каждый год мы расширяем музейное пространство и рамки социального партнерства в гражданском воспитании дошкольников. Два года назад конкретизировали идею по сетевому взаимодействию музеев города и учреждений культуры, связанную с последовательным их посещением. Обмениваясь ресурсами и информацией, усиливаем возможности каждого учреждения и музея.

При организации работы совместно решались задачи:

  • Формировать у детей познавательный интерес к музеям как хранителям культуры.
  • Формировать у детей умение понимать язык предметов как носителей закодированной информации.
  • Воспитание у детей чувства гражданина своей Родины.

Модель сетевого взаимодействия музеев и культурных организаций города.

Выбор городского музея был продиктован запросом родителей. Многие родители водили детей в музей, но при индивидуальном посещении не получали всей полноты информации. Посещение «Музея камня» вызвано большим интересом детей к коллекционированию различных камней. Наряду с музеями города, в сетевом взаимодействии отводится большая роль учреждениям культуры: Лысьвенский театр драмы им. А.Савина, городская библиотека, детская музыкальная школа. В учреждениях ведутся не только экскурсии, но и познавательные беседы, посвященные писателям-землякам. Проходят встречи с современными авторами, актёрами, музыкантами. В ходе, которых дети получают возможность подкрепить информацию о жизни и творчестве людей, проживающих рядом.

Таким образом, мы нашли точки соприкосновения в социальном партнерстве в создании обучающей макросреды, способствующей формированию гражданской позиции не только детей, но и их родителей. Новые формы взаимодействия с родителями так же этому способствуют:

  • Совместные экскурсии по городу, по памятным местам. Родители выступают в роли экскурсоводов.
  • Родительская конференция «Всестороннее развитие в детском саду и дома». Темы родительских выступлений:
    • «Партнёрское взаимодействие детского сада и семьи по созданию единого образовательного пространства»;
    • «Воспитание юного патриота в игре».
  • Открытые совместные образовательные дела. Эффективность данной формы взаимодействия с родителями в том, что ради достижения одной общей цели, объединяются и дети и родители.
  • День открытых дверей для родителей.
  • Новая форма взаимодействия с родителями детского сада «Родительская школа». Широко представлена тема «Родительской школы», «Семья и её законы»:
  • Зачем человеку семья?
  • Счастливая семья. Какая она?
  • Социальные роли и полномочия членов семьи
  • Родительский дом – начало начал
  • Семейные традиции – основа уклада семьи
  • Наша семья сегодня и завтра
  • Читаем и комментируем Семейный кодекс РФ

Основные задачи «Родительской школы:

1. Повышение компетентности родителей в правовых вопросах.
2. Повышение роли семейных ценностей, традиций в становлении личности ребенка.

Родители совместно с детьми, наравне с педагогами принимают участие в различных мероприятиях по воспитанию гражданской позиции детей, в оформлении стендов музея, в экскурсионной деятельности, в поисково-исследовательской деятельности:

– участие в конкурсе «Герб семьи», «Флаг семьи»;
– оформление стендов сочинениями и рассказами к памятным и юбилейным датам;
– участие в конкурсе «Красная книга родного края», в рамках муниципальной акции «Сохраним природу Прикамья»;
– участие в конкурсе «Юные поэты о малой Родине»;
– участие в поисково-иссследовательской деятельности «Улица, на которой я живу», «Моя родословная», «Моя династия»;
– конкурс детско-родительских рисунков «Мой любимый детский сад», «Моя семья»;
– участие в экологическом шествии, посвященном Дню защиты окружающей среды и изготовление атрибутов;
– участие в фото-конкурсе «Дети играют!», «Вместе с мамой, вместе с папой», представлена Уральская природа;
– участие в конкурсе стенгазет к Дню защитника отечества;
– участие в мероприятии, по оказанию помощи жительнице нашего города Яне Верещагиной.

В басне И.А.Крылова, отсутствие опыта взаимодействия всех участников общего дела привело к отсутствию результата. В нашем случае налаживая партнерское взаимодействие с семьей, с социальными институтами, мы надеемся только на позитивный результат. А именно на воспитание гражданина своей Родины, осознание ребенком быть полезным обществу, народу.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Журнал «Детский сад: теория и практика» № 10, 2013 г.
  3. Хоменко И.А., статья «Школа и родители: этапы развития социального партнерства».

Рассматривается социальное партнёрство как особый вид взаимодейтвия. Дается определение педагогического партнёрства. Раскрываются виды благополучия - эмоциональное, физическое, социальное. Даны некоторые проблемы в организации сотрудничества с разных сторон. Аспекты педагогического партнёрства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Социальное партнёрство ДОУ и семьи»

Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечения качества образования, как главной задачи российской образовательной политики, а так же привлечения социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных организаций.

Одной из основных проблем современного дошкольного учреждения является разрыв между изменяющимися образовательными потребностями общества и реальными возможностями системы образования. Путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования и родительской общественностью.

Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно-образовательные услуги дошкольного учреждения.

Внимание к социальному партнерству в настоящее время не случайно. Оно обусловлено тем, что именно партнерство - наиболее действенный механизм решения различных задач, таких как: развитие системы внешних связей и сотрудничества дошкольных образовательных учреждений с социальными партнерами; обновление экспериментальной деятельности дошкольных образовательных учреждений и совершенствование их ресурсной базы (как получение материальных ценностей, так и выражение заботы, любви, позитивной оценки, повышающей самоуважение педагогического коллектива) и др.

Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно - образовательного процесса учреждения - это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка - дошкольника. Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи - это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Педагоги и родители - это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.

Социальное партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса (О.Д.Никольская)

Под педагогическим партнерством дошкольной образовательной организации и семьи понимается система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников с целью обеспечения эмоционального, физического и эмоционального благополучия детей.

Эмоциональное благополучие -- результат процесса гармонизации детско-родительских отношений. Основные составляющие:

  • эмоциональное принятие ребенка (безусловная любовь к ребенку, уважение его индивидуальности);
  • наличие эмоциональной атмосферы в семье (доминирование положительных эмоций);
  • эмоциональная близость детей и родителей (развитая эмпатия родителей, оказание эмоциональной поддержки ребенку, удовлетворение потребности в эмоциональном контакте (стремление к телесному контакту)).

Физическое благополучие - результат приобщения ребенка к здоровому образу жизни в условиях детского сада и семьи. Основные составляющие:

  • закаливание ребенка в детском саду и семье;
  • соблюдение режима дня в детском саду и семье;
  • соблюдение правильного режима питания в детском саду и семье;
  • формирование культурно-гигиенических навыков;
  • поддержание двигательной активности ребенка.

В основе социального благополучия лежит социально-нравственное развитие ребенка и обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Основные составляющие:

  • морально-нравственная сфера старших дошкольников;
  • основы безопасного поведения дома, на улице, природе .

Опираясь на факторы, тормозящие развитие взаимодействия педагогов с родителями, описанные Е.П. Арнаутовой, и результаты анкетирования педагогов и родителей, обозначим существующие проблемы в организации сотрудничества семьи и ДОО в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка.

Со стороны педагогов:

  • недостаточная подготовленность педагогов в вопросах оздоровления, социального и психофизического развития детей;
  • неготовность осуществлять новые подходы к взаимодействию с родителями как участниками педагогического процесса;
  • низкий уровень педагогического общения с родителями;
  • некомпетентность в педагогических методах и приемах работы с родителями;
  • игнорирование пожеланий родителей, отсутствие обратной связи с педагогами.

Со стороны родителей:

  • непонимание важности периода - дошкольное детство;
  • недооценка роли сотрудничества с педагогами образовательной организации и игнорирование сотрудничества;
  • низкий социально-культурный уровень родителей;
  • некомпетентность в вопросах оздоровления, психофизического и социального развития детей.

Со стороны руководства детского сада:

  • отсутствие системы повышения педагогической компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, их психофизического развития;
  • отсутствие системы совместной работы специалистов ДОО (инструктора по физической культуре, педагога-психолога, медицинской сестры, социального педагога) и воспитателей.

Кроме того, в процессе взаимодействия семьи и дошкольной организации наблюдаются следующие противоречия:

  • между стремлением специалистов ДОО (психолога, социального педагога) к оказанию помощи семьям по вопросам психологического и физического благополучия и игнорированием родителями этой помощи;
  • между низким уровнем педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития детей и отсутствием системы взаимодействия педагогов с семьей;
  • между пассивностью родителей и незнанием воспитателями методов активизации педагогической позиции родителей и формирования педагогической рефлексии.

Обозначенные выше проблемы свидетельствуют о необходимости разработки модели педагогического партнерства семьи и дошкольной организации.

Понятие « педагогическое партнерство образовательной организации и семьи » включает три аспекта: социальный, организационный и педагогический.

Социальный аспект . Дошкольная образовательная организация -открытая система, которая оперативно реагирует на запросы родителей, позволяющая сформировать у них доверительное отношение и стремление к взаимопониманию в вопросах психофизического развития, воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста. Родители являются заказчиками образовательных услуг и партнерами педагогов в вопросах обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия детей.

Организационный аспект . Работа в рамках педагогического партнерства дошкольной образовательной организации и семьи строится по системе: ребенок-родители - воспитатели - специалисты.

Педагогический аспект . Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей определяет их субъект - субъектные отношения.

Изучение педагогической литературы, обобщение результатов современных исследований и экспериментальной деятельности позволили сделать вывод о том, что эффективность партнерства ДОО и семьи в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка значительно повысится, если:

  • педагоги, родители и дети выступают субъектами образовательных отношений;
  • учитывается уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития ребенка;
  • спроектирована и реализована модель процесса педагогического партнерства ДОО и семьи.

Таким образом, родительская общественность, выступая как партнер в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, формулирует социальный заказ образованию и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство ДОУ и родителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формируя ценности и традиции социальноориентированной инициативы.

Подписи к слайдам:

Социальное партнёрство ДОУ и семьи Красникова А.А. 2016г.

Социальное партнёрство - наиболее действенный механизм решения различных задач

Педагоги и родители - это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.

Социальное партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса (О.Д.Никольская)

Педагогическим партнерством дошкольной образовательной организации и семьи понимается система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников с целью обеспечения эмоционального, фи­зического и эмоционального благополучия детей.

Эмоциональное благополучие эмоциональное принятие ребенка (безусловная любовь к ребенку, уважение его индивидуальности); наличие эмоциональной атмосферы в семье (доминирование положительных эмоций); эмоциональная близость детей и родителей (развитая эмпатия родителей, оказание эмоциональной поддержки ребенку, удовлетворе­ние потребности в эмоциональном контакте (стремление к телесному контакту)).

Физическое благополучие закаливание ребенка в детском саду и семье; соблюдение режима дня в детском саду и семье; соблюдение правильного режима питания в детском саду и семье; формирование культурно-гигиенических навыков; поддержание двигательной активности ребенка.

Социальное благополучие морально-нравственная сфера старших дошкольников; основы безопасного поведения дома, на улице, природе.

Аспекты социального партнерства Социальный аспект. Организационный аспект. Педагогический аспект.


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4» с. Грачёвка Грачёвского муниципального района

Ставропольского края

Обмен опытом по теме:

«Способы взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4»

Выполнила

Старший воспитатель МКДОУ

Детский сад 4 с. Грачевка

Гулиян Диана Вячеславовна

guliyan . diana @ yandex . ru

2017

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4

Слайд 1. Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Слайд 2. На данном этапе наш детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения стал более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Слайд 3. Таким образом, получается, что социальное партнерство - взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Слайд 4. Вовлечение родителей в единое пространство детского развития мы решаем в трех направлениях:

Работа с коллективом по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

Повышение педагогической культуры родителей;

Вовлечение родителей в деятельность детского сада, совместная работа по обмену опытом.

Слайд 5-6 . Решая данные задачи мы наметили принципы взаимодействия педагогов с родителями. Это доброжелательный стиль общения, индивидуальный подход, сотрудничество, динамичность.

Слайд 7. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов нашего детского сада. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Для того мы создали клуб педагогов «Счастливое общение» . На заседаниях клуба, я как председатель, обучаю педагогов стилям общения, умению находить выход из трудных ситуаций. Разыгрываем проблемные моменты, с которыми воспитатели сталкиваются в течение дня. Индивидуальный подход не только в работе с детьми , но и в работе с родителями.

Слайд 8. Сотрудничество , а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Пользуются успехом такие формы работы как: «Мамины обучалки» - Каждую неделю одна из родительниц подготавливает «ОБУЧАЛКУ» в родительском уголке взяв за идею свой личный семейный опыт по той или иной теме.

«Родительский всеобуч» - который является основной частью родительских собраний, а так же в виде консультаций.

Слайд 9. «Знакомство с профессиями» - это новая, совместная форма работы в нашем детском саду. Заключается она в том, что родители сами вживаются в роль педагога, знакомя детей со своей профессией. Воспитатели активно помогают им в этом, подготавливая РППС в группе, а затем в течение недели закрепляют полученные знания.

В чем же ПРЕИМУЩЕСТВА новой системы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников:

Слайд 10-11. Учет индивидуальности ребенка . Наши педагоги постоянно поддерживают контакт с семьей, знают особенности и привычки своего воспитанника и учитывают их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. Для этого в картах развития каждого ребенка создан индивидуальный маршрут ребенка исходя из его привычек, особенностях воспитания и направлений развития. Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в и обучении.

Слайд 12 . Укрепление внутрисемейных связей , эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий. Одним из таких показателей стала поездка на Всероссийский конкурс «Музыкальная радуга» в г. Сочи., которая была организована музыкальным руководителем совместно с родителями. Наши воспитанники заняли там призовые места. Социальный опрос показал, что такое сотрудничество с детским садом способствует духовному сближению членов семьи за счет многочисленных контактов, неизбежно возникающих по ходу данной деятельности.
Слайд 13. Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений , что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Здесь мы провели исследование «Социально-психологические характеристики семьи» по программе А. М. Волковой и Т. М. Трапезниковой. На данном этапе мы использовали интервью и анализ документов. Здесь мы выявили что основное количество родителей более 50 % - это родители исполнители, затем идут родители –лидеры и 20 % родителей-наблюдателей.

Слайд 14 . Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Совместные мероприятия помогают семьям более глубоко узнать о способах реализации образовательной программы детского сада.

«Парад детского транспорта», «Всеобщие субботники», «Совместные занятия»

Слайд 15. Функции работы МКДОУ Детский сад 4 с семьей:

Психолого - педагогическое просвещение родителей;

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

Помощь отдельным семьям в воспитании детей;

Взаимодействие родителей с общественными организациями.

Новые формы взаимодействия с семьей.

Слайд 16. В процессе работы с семьей в ДОУ мы решаем задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей.

Слайд 17. Функционирование сайта детского сада с 2013 года (работа гостевой книги, родительская страничка, ежедневные события и мероприятия).

На сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Также родители могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.

Электронная почта, где педагоги с воспитателями обмениваются фотографиями, документами, ссылками на полезные ресурсы.

Слайд 18 . Совместные занятия с родителями и детьми .

С большим успехом всегда проходят совместные досуги. Родители активно посещают данные мероприятия, дают хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эти формы работы пользуются среди родителей наибольшей популярностью, т. к. позволяют увидеть реальные достижения каждого ребенка.

Слайд 19-20. Конкурсы семейного творчества;

Организуются выставки совместного творчества детей и родителей. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые стали традиционными и вызывают огромный интерес детей и желание родителей заниматься со своими детьми.

Слайд 21. Проекты и акции с семьями воспитанников

благодаря совместным усилиям педагогов и родителей, мы создали Архив памяти и Стенд памяти ко дню победы «Спасибо деду за победу».

Почта доверия, телефон доверия есть в каждой группе ДОУ.

Слайд22. Семейные марафоны

Интервью с родителями и детьми на определенные темы;

Конкурс семейных талантов;

Слайд 23. Все перечисленные формы взаимодействия с родителями апробированы.

Проведя опрос родителей, проанализировав состояние работы учреждения по данному направлению. Мы пришли к следующим результатам (экран)

А наши педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь. Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи. Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

Исходя из результатов уровня удовлетворенности родителей образовательным процессом, коллектив пришел к выводу, что созданная система работы нашего учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей

В конце учебного года среди родителей проводился опрос на тему «Оценка деятельности ДОУ». 94% родителей довольны тем, что их ребенок посещает данный детский сад, а также дали положительную оценку качества работы всего коллектива.