Развить навыки конструирования у ребенка. Конструирование

Конструирование тесно связано с игрой и имеет большое значение для развития ребенка. Ребенок познает практически внешние качества предметов, а разбирая и собирая ту или иную конструкцию, проводит ее анализ. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются пространственные отношения, складываются обобщенные представления и вырабатываются обобщенные способы действия, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы, планировать работу, контролировать свои действия и исправлять ошибки. Кроме этого, в процессе конструирования дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора, узнают об особенностях геометрических тел и т.д. Но всего этого ребенок может достичь только в результате целенаправленного и систематического обучения.

Собственно конструктивной деятельности детей должен предшествовать подготовительный этап, в процессе которого необходимо показать детям, что конструкция есть отражение реально существующих предметов. Предварительно воспитатель вместе с детьми обыгрывает тот или иной предмет, например стул (дети на него садятся, сажают куклу, ставят стул к столу и т. д.), а затем стул конструируется из строительного материала, и дети его также обыгрывают. В качестве образца для воссоздания через конструирование необходимо использовать еще ряд предметов, находящихся в комнате (кровать, стол, стул, полка и т. д.). Для этого можно использовать и игровой материал (дом, ворота и т. д.). Как на занятиях по рисованию, лепке, аппликации дети соотносят образцы с зарисовками, так и при конструировании полезно, чтобы воспитатель не только построил, но и сделал зарисовку этой конструкции, а дети произвели

соотнесение плоскостного изображения с объемным образцом и конструкцией. Такая работа очень важна, так как в будущем дети будут создавать конструкции по различным рисункам, т.е. реализовывать обратный процесс: от плоскостного к объемному.

При формировании у детей конструктивных умений должен соблюдаться принцип последовательности в использовании приемов обучения: от сопряженных действий к действиям по элементарному подражанию, от действий по подражанию в полном объеме к действию по образцу частичному, а затем полному. В действии с конструктивным материалом дети должны овладеть сначала способом расположения элементов в пространстве (горизонтально, вертикально по отношению к плоскости), потом способом соединения элементов одной и той же формы, а затем и разных форм. Они должны также научиться располагать конструктивные элементы в разном пространственном отношении друг к другу, уметь соотносить, находить в реальном предметном мире идентичность своим конструкциям, а также использовать конструкции по их реальному назначению. Вся работа должна проводиться в системе и определенной последовательности. Приводим последовательность такой работы.


Занятие 1. Воспитатель на глазах у детей строит дом и прокладывает к нему дорожку - кирпичики укладываются на плоскости горизонтально в ряд, плотно друг к другу. Затем он строит второй дом и к нему тоже прокладывает дорожку, но в строительстве принимают участие дети: один кирпичик кладет взрослый, второй - ребенок и т.д. (действия по подражанию). Эта дорожка может быть длиннее первой, и тогда воспитатель может предложить детям достроить первую дорожку и сделать равной второй. Затем по дорожкам дети водят кукол, осматривают с ними домики.

Занятие 2. Воспитатель на глазах у детей строит дом, рассматривает его с детьми, а затем разбирает. После этого строятся уже два дома: один строит взрослый, а второй - дети. Весь процесс строительства опирается на подражание действиям воспитателя. Затем воспитатель закрывает ширмой свой дом, строит к нему дорожку, открывает ширму и предлагает детям построить дорожку к их дому. Дети строят по образцу.

Занятие 3. Воспитатель заранее строит дом, который показывает детям в качестве образца. Они строят дом под руководством воспитателя, который обращает их внимание на основные части дома, их расположение. Затем он вокруг своего дома строит забор, показывая, как ставить кубики в вертикальном положении. Дети строят по подражанию забор вокруг своего дома.

Занятие 4. В качестве образца детям дается готовый дом, дорожка к нему и забор вокруг. Детям предлагается воссоздать всю конструкцию по образцу.

Занятие 5. Дети наблюдают, как нужно строить ворота: воспитатель располагает детали вертикально (как при строительстве забора), показывает, как делать перекрытие. Чтобы дети правильно могли сами определить расстояние между деталями, он специально показывает, как надо положить кубик для перекрытия к основанию ворот, чтобы расстояние между деталями было короче, чем длина кубика для перекрытия. Затем дети строят свои ворота по подражанию.

Занятие 6. Детям предлагается по образцу построить дом, дорожку, забор, ворота.

На последующих занятиях важно научить детей строить ворота различной высоты и ширины в зависимости от их назначения: высокие ворота для больших матрешек, низкие - для маленьких; широкие ворота для большой машины, узкие - для маленькой и т.д. Такой вид занятий необходим, так как в будущем дети будут выполнять задания более сложного характера (например: «Построй дом такой, как этот, но высокий»; «Построй стулья, кровати такие же, но для больших кукол» и т.д.).

Необходимо предусмотреть и такие виды занятий, где дети учились бы приемам изменения конструкций по величине. Например, при постройке маленького и большого дома следует обращать их внимание на то, как можно увеличить конструкцию: накладыванием кирпичика на кирпичик, укладыванием нескольких кирпичиков рядом. Здесь могут быть действия детей и по подражанию, и по образцу.

Темой ряда занятий по конструированию является постройка мебели. В процессе ее воссоздания дети уже могут использовать полученный ранее опыт расположения прямоугольных кубиков горизонтально плашмя на плоскости, вертикально и горизонтально на более узкие стороны, укладывания кубиков друг на друга, прикладывания разных по форме кубиков друг к другу и т. д. Все эти приемы используются и при конструировании мебели: стула, стола, кровати, дивана. Самому процессу конструирования должно предшествовать рассматривание мебели: из чего она состоит, как располагаются части в пространстве, каково назначение предмета в целом. После этого воспитатель воссоздает конструкцию на глазах у детей, соотносит ее с реальным объектом, анализирует, после чего они конструируют (сначала по подражанию, потом по образцу из готовых деталей, отобранных воспитателем, а затем сами подбирают, исходя из образца).

В содержание работы по конструктивной деятельности включается и несколько видов построек лесенок. Детей необходимо научить создавать конструкции разной сложности, так как в будущем она включается в более сложные виды построек в качестве детали (например, горка с лесенкой, дом с лесенкой и т. д.). Сначала детей учат конструировать две ступеньки, затем постепенно увеличивают их количество, исходя из назначения постройки. Самое главное, чтобы дети усвоили принцип: первый ряд, уложенный на плоскости, должен быть больше

по количеству кубиков на один по сравнению с последующим верхним, как и следующий верхний по сравнению с предыдущим.

Навыки, полученные в действиях с крупным строительным материалом, дети должны перенести на действия с мелким строительным материалом, где также может быть конструирование по образцу и по подражанию, причем сначала образец может быть из мелкого строительного материала, а затем из крупного, а дети сами должны перенести этот образец на меньший объем.

Вся предшествующая работа поможет подготовить детей (даже к концу первого года обучения) к воссозданию конструкций по тексту, по словесной инструкции, так как они уже должны к этому времени не только владеть определенными конструктивными умениями, но и усвоить значение необходимого речевого материала, который органически включался в процесс обучения конструированию. Конструирование по тексту может начинаться как коллективный вид работы с крупным строительным материалом, а затем возможен переход к индивидуальным заданиям и работе с мелким строительным материалом.

В последующей работе по обучению детей конструированию основными приемами являются: обследование, анализ образца, словесное описание, реализация полученных ранее умений и навыков. Но во всех случаях при решении новых конструктивных задач используется частичный или полный показ в сочетании с самостоятельными действиями детей или действиями по образцу. В процессе конструктивной деятельности должен быть большой простор для решения проблемных задач (например, построить гараж, соответствующий по размеру двум машинам или более; построить комнату, где можно было бы разместить данную мебель, и т. д.).

В конструктивной деятельности значительное место занимает работа с использованием рисунка-образца, схемы. На первоначальном этапе детей надо учить составлять простые конструкции, не соответствующие каким-то реальным объектам. Это конструкции из трех-четырех кубиков, которые могут быть разного или одного цвета, расположенные друг на друге; затем сюда могут быть включены другие геометрические формы (призма, цилиндр и др.). Такие рисунки-образцы воспринимаются детьми без затруднений, они учатся их «читать» и реализовывать в объемные конструкции. На следующем этапе можно предлагать предметные рисунки-образцы, данные в цвете, а затем переходить к схемам-образцам (контурное изображение предметов).

В современном мире с каждым годом возрастает значимость инновационных технологий для обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста. Именно поэтому в ДОУ все чаще прибегают к использованию их в образовательном процессе. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает обязательные нормы и требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования, к формам и условиям ее реализации. Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления. Чтобы работа в этом направлении, была успешной, мы включили в неё конструирование и моделирование с помощью конструктора нового поколения «ТИКО». Данная статья призвана познакомить родителей детей с особенностями конструктора нового поколения «ТИКО», с его ролью в активизации и развитии мышления детей. Познакомить с задачами, которые решаются в педагогическом процессе при использовании этого конструктора, а также привлечь родителей к активному участию в его освоении. Ведь чем раньше, начинать развивать в детях навыки конструирования, математического мышления и любопытство к точным наукам, тем раньше раскроются у детей способности, активизируется их умственная деятельность, тем большую пользу принесут они своей семье, школе и стране.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии, реализующие требования ФГОС нового поколения.

Занятия конструированием теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветового восприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в разных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мысленных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи (деятельность предполагает общение, объяснение своего конструктивного решения), всё это с успехом реализуется в работе с конструктором нового поколения «ТИКО».

Т рансформируемый И гровой К онструктор для О бучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Это является отличительной особенностью конструктора - возможностью шарнирного соединения деталей с помощью шарообразных выступов и выемок. Шарнирное соединение позволяет вращаться одной детали относительно другой, что даёт возможность конструировать большое количество как простых, так и сложных геометрических фигур и тел. Все детали конструктора изготовлены из экологически чистой, безопасной, практичной и износостойкой пластмассы и выдерживают многократную сборку-разборку. Собранные фигуры обладают оптимальной прочностью, максимальной трансформируемостью и не расколются при падении или ударе. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера и становится посильным выговорить не каждому взрослому знакомые слова «икосаэдр», «додекаэдр» и др.

Технология «ТИКО» - моделирования интересна тем, что строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

В процессе обучения развиваются:

Творческие умения детей – дети придумывают, фантазируют оригинальные фигуры, необычные конструкции из «ТИКО», тем самым, развивая творческое мышление.

Интеллектуальные умения – чтобы сконструировать фигуру, ребенку нужно осмыслить – какие детали он возьмет для конструирования; в какой последовательности будет их соединять;

Коммуникативные умения – дети очень увлекаются совместным «ТИКО» - конструированием, в процессе работы активно общаются, называют детали, ориентироваться в свойствах, сравнивают по признакам, совместно решают возникшие в ходе конструирования проблемы. Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости. Используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы. Находить характерные признаки и опускать менее важные детали. Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос и пр.

Речевые умения - дети запоминают буквы, звуки (гласные - согласные, твердые - мягкие). Выполняют задания на звуковой анализ слов, поиск заданных звуков, составление слов и предложений.

Конструктор «ТИКО» может быть организован в детском саду в рамках:

«ТИКО»- моделирование интересно не только детям, но и их родителям. Дома, совместные с родителями исследования, игры, фантазии с конструктором «ТИКО», будут хорошим закреплением знаний, полученных в детском саду.

Ожидаемые результаты работы с детьми разных возрастов: Дети (4-5 лет) к концу года смогут:

  • классифицировать по 1 - 2 свойствам;
  • конструировать плоские геометрические фигуры;
  • различать и называть фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • анализировать и сравнивать по 1-2 признакам;
  • ориентироваться в понятиях «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между».
  • считать и различать числа до 5;
  • иметь представление о различных видах многоугольников;
  • конструировать по образцу.

Дети (5-6 лет) к концу года смогут:

  • конструировать объемные геометрические фигуры – куб, параллелепипед;
  • анализировать и сравнивать по 2 признакам;
  • классифицировать по 2 свойствам;
  • считать и различать числа до 10;
  • конструировать по образцу и по собственному замыслу.

Дети (6-7 лет) к концу года смогут:

  • конструировать различные виды многоугольников;
  • ориентироваться в понятиях «направо», «налево»;
  • анализировать и сравнивать по 2-3 признакам;
  • различать написание букв, цифр и их зеркальное отражение;
  • конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
  • уметь вычислять периметр фигуры;
  • иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;
  • конструировать объемные геометрические фигуры – куб, параллелепипед, шар, пирамида, призма.

Из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что «ТИКО»- моделирование в детском саду помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками. Конструктор нового поколения «ТИКО» не только помогает формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески, а в процессе творческой деятельности изменяет форму и способ мышления, личностные качества, способствует всестороннему полноценному развитию ребёнка.


Конструктор должен иметь определенные знания, навыки и умения конструирования, которые.должны быть направлены на создание определенной конструкции. В конечном счете созданная конструкция должна соответствовать всем требованиям, которые предъявлялись к ней в начале проектирования. Кроме того, конструктор должен обладать качествами, способствующими творческому процессу.

Знания - есть система понятий, усвоенных человеком. Объем и качество знаний, необходимых конструктору, определяются его квалификационными характеристиками и делятся на две группы.

К первой группе относятся общие знания, которые необходимы для проектирования любых машин. Сюда входит весь комплекс политехнических знаний, лежащих в основе квалификации инженера: например, сопротивление материалов, теоретическая механика, детали машин, металловедение и т. д.

Ко второй группе относятся специальные знания, связанные со специфическими условиями работы проектируемой машины. Сюда входят знания технологических, конструкторских и эксплуатационных особенностей той отрасли, к которой относится новое изделие.

При проектировании машин и оборудования пищевой промышленности, например, требуется знать технические приемы и устройства обеспечения гигиенических требований к изготовляемой продукции; при проектировании летательных аппаратов - приемы обеспечения минимальной массы и максимальной надежности и т. д. Кроме того, требуется знать основные типовые конструкции отрасли, характеризующие существующий уровень техники и направления перспективного развития. К этой группе знаний относятся также знания конкретных возможностей производства, изготовляющего новое изделие.

Если общие знания инженера-конструктора являются универсальными и могут находить применение в любой отрасли производства, то специальные знания теряются при переходе на работу в другую отрасль и другие проектные организации. В этом случае требуется переквалификация конструктора, соответствующая новым условиям работы.

Навыки и умение конструирования основываются на знаниях и формируются в процессе практической деятельности. Знания и понимание своего дела, правильная методика его выполнения позволяют конструктору приобрести те качества личности, которые ведут к мастерству и успеху. Навык - это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматически, без специально направленного на них внимания. Умение - это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять свою работу.

После проектирования определенных деталей машин, механизмов и изделий при повторном их выполнении конструктор обычно справляется со своими задачами значительно быстрее и с меньшим умственным напряжением. Таким образом, знания, навыки и умение способствуют процессу проектирования. Однако кроме указанных качеств конструктор должен обладать определенными профессиональными способностями, которые выявляются в процессе конструирования и способствуют успешному созданию новых машин. Профессиональные способности - это совокупность достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания индивидуальнопсихологических качеств личности человека. Для конструктора наиболее важны следующие профессиональные способности.

Техническое мышление - способность использовать весь комплекс политехнических знаний для осознания сущности технических систем и быстрой ориентации во всех технических вопросах. Развитое техническое мышление позволяет быстро понять принцип работы неизвестных ранее машин и отдельных ее узлов и механизмов, ориентироваться в общей схеме и во взаимодействии частей конструкции. Техническое мышление позволяет воспринимать любую машину как синтез функциональных узлов, определять ее назначение и находить причины неполадок в работе.

Пространственное воображение имеет решающее значение в работе конструктора. Способность пространственного воображения позволяет составлять и читать чертежи. Простейший случай применения пространственного воображения - составление ортогональных проекций реального пространственного изделия. Подобную задачу конструктор решает при составлении чертежей деталей действующих машин для проведения ремонтных работ и восстановления изношенных и вышедших из строя деталей. В процессе проектирования новых изделий конструктор изготавливает чертежи деталей и узлов, реально не существующих, но воображаемых им. Воображение сложной машины, механизма и узла, которые расположены в пространстве, требует постоянной тренировки и некоторого опыта. Конструктор должен представить себе координаты расположения этих механизмов и узлов и их кинематические и конструкторские связи. Нередко допускаются ошибки в конструкции машины, связанные

с отсутствием пространства для крайних положений механизмов или отсутствием возможности сборки деталей и механизмов внутри тесных корпусов. Данные ошибки вызваны отсутствием пространственного воображения.

Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить пространственное тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая способность, пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи практических занятий. Это достигается решением задач начертательной геометрии и изучением чертежей разных конструкций. Как показывает практика, не все люди могут развить пространственное воображение до необходимой конструктору степени, поэтому проверка на пространственное воображение является лимитирующей проверкой при определении профессиональной пригодности конструкторов.

Творческие способности позволяют конструктору создавать новые, оригинальные машины. Решая поставленную задачу, конструктор может идти двумя путями: 1) применить известные типовые решения, общепринятые схемы; 2) решить задачу творчески, стремиться все элементы конструкции выполнить по-новому, своеобразно. Эти направления и определяют труд конструктора, с одной стороны, как технического работника, выполняющего заранее разработанные технические схемы, и с другой - как творческого работника, создающего новые конструкции на изобретательском уровне.

Преобладание творческих способностей у конструкторов нередко вызвано не только объемом приобретенных знаний и накопленного опыта, но и особенностью склада личности. Особенно ценны такие работники для разработки технического задания и в начальных стадиях проектирования или в случаях, когда поставленная задача требует новаторского, нетипового решения. Однако творческие личности меньше всего считаются с реальными условиями и ограничениями. Ценя теоретические и эстетические аспекты, они не всегда считаются с экономическими и социальными. Они с подъемом работают на этапе создания принципов конструкции, в решении коренных вопросов разработки. Когда же эти вопросы в основном решены, у них резко уменьшается интерес к ним. Если конструкторам с яркой творческой направленностью личности приходится решать вопросы конструкторского труда, 206 носящие рутинный характер, они выполняются небрежно, халатно. В результате конструкция может получиться некачественной, неработоспособной, несмотря нз ее оригинальность и прогрессивность замысла.

Отсутствие ярких творческих способностей вовсе не означает, что конструктор не может заниматься разработкой изделий. При знании типовых конструктивных элементов машин, стандартов и методов конструирования он может разработать новую технику средней сложности и работать под управлением более способного специалиста. Основной объем работы конструктора никак нельзя назвать творческим. Разработка рабочей документации - труд кропотливый, в котором больше всего ценятся конструкторы-исполнители. Кроме рассмотренных способностей, позволяющих оценить деловые качества и творческий потенциал конструктора, имеется ряд характеристик творческой личности, влияющих на количественные и качественные показатели выполняемой работы.

Изобретательность - один из видов творческих способностей, это умение создавать новые, полезные в каждом конкретном случае технические решения. Изобретательности способствует чувство нового, направленный труд на принципиально новое решение проблемы. Изобретательность особенно высокоэффективна в сочетании с творческой активностью работника.

Готовность воспринять новое, необычное - умение анализировать, отбирать и использовать в разработках новое, не бояться отказываться от старых, привычных технических решений.

действует формальная и порой необоснованная критика со стороны руководителей разработчика.

Быстрота мыслительного процесса обеспечивает продуктивность умственной деятельности.

Гибкость мышления характеризует продуктивное переключение мыслительного процесса на другие проблемы и при этом не наносит ущерба ранее решаемым вопросам.

Умение направлять внимание на решение главных проблем. Внимание - направление психической деятельности в определенном направлении, связанным с выполняемой работой. Чем больший интерес проявляется к выполняемой работе, тем меньше требуется усилий для концентрации внимания на ней.

Способность наблюдать - способность обращать внимание на то, что связано с достижением поставленной цели. Выявление главного, существенного в объекте исследований, оценка его полезности дает возможность выработать технические решения на их основе и применить эти наблюдения в новых разработках.

Развитая профессиональная память , большая ее емкость, позволяет быстрее решать конструкторские задачи. В экономном использовании памяти важное значение имеет организация процесса запоминания. Для разгрузки памяти целесообразно использовать картотеки интересующих решений, делать записи данных, наброски компоновок, конструктивных решений, схем.

Умение проводить инженерный анализ означает умение поэлементно расчленять конструкцию на отдельные детали, процесс - на отдельные операции и движения для их детального изучения. Инженерный анализ позволяет оценить варианты и сравнить их.

Зрелость суждений - способность логически мыслить, принимать здравые решения. Зрелость суждений характеризуется умением видеть перспективу и правильно использовать полученные данные.

Умение принимать решения - умело использовать результаты инженерного анализа и выбирать конструкцию с оптимальными показателями.

Наличие собственной точки зрения - выработка привычки во всех вопросах, с которыми приходится сталкиваться, создать свой собственный вариант или свою оценку вопроса, даже тогда, когда ситуация этого не требует. Выработанная точка зрения должна основываться на объективных данных.

Характеристика

Значи- мость приз- нака, %

Деловые качества

Профессиональная компетентность

Уровень зияний. Получение общего и специального образовании. Соответствие образования профилю выполняемой работы. Широта кругозора и общая эрудиция. Опыт работы по данной специальности. Способность научно и творчески мыслить и действовать. Способность логично и четко излагать свои мысли. Повышение квалификации и знаний

Ответственность за выполняемую работу

Работник не избегает ответственности, а стремится к ее повышению. Ответственность основана на интуиции реальной ситуации или техническом расчете

Самостоятельность и инициатива

Способность к восприятию и переработке разнообразной информации. Работник самостоятельно принимает решения по разным техническим вопросам, не нуждается в поддержке авторитетов. Решения сразу принимаются оптимальными для данной ситуации

Способность решать новые вопросы и использовать новые методы в работе

Работник легко познает и осваивает новые методы работы, новые сферы инженерной деятельности. Работник разумно решает вопросы применения новых методов в своей работе. Способность работать нешаблонно, творчески. Умение научно и творчески мыслить и действовать. Участие в рационализаторской и изобретательской работе

Работоспособность

Способность к сосредоточенной, продуктивной работе на весь период деятельности. Психологическая уравновешенность. Усидчивость

Способность организовать и спланировать свой труд

Внутренняя собранность, уменение сосредоточить внимание на главном. Способность рационально организовать свои разработки. Знание стадий разработки. Способность создать четкий порядок в работе

Способность поддерживать контакты с людьми

Психологическая совместимость работника в коллективе. Активность в совместной работе, уменение коллективно генерировать идеи. Работник является инициатором соревнования. Способность поддерживать контакты с людьми (сотрудниками). Личное обаяние, доброжелательность, готовность помочь товарищу

Таблица 7.1 Признаки, определяющие творческий вклад конструктора

Характеристика

Значи- мость приз- нака, %

Результаты труда

Качество выполняемых работ

Высокий техггический уровень конструкторских решений, в разработке использованы научные достижения. Высокая степень стандартизации и унификации, разработки перспективные, экономически обоснованные. Разработка безошибочная, аккуратная. Разработки соответствуют заданиям и требованиям правил и стандартов

Соблюдение срока выполнения задания

Работник выполняет в назначенный срок свои задания и старается их выполнять досрочно. После выполнения плановых заданий работник охотно берет дополнительную работу

Число выполняемых работ

Число выполненных плановых и внеплановых заданий. Творческая активность работника, его рационализаторская и изобретательская деятельность, достигнутый экономический эффект

Сложность выполняемых функций

Степень новизны и элемент творчества

Работник все задания выполняет творчески. Рабочий принцип разработок выполняется своеобразно, на уровне изобретений. Разработки являются обобщением мирового уровня, заимствованного из технической информации

Степень ответственности

Количество (массовость) изготовляемых изделий по разработанной документации. Функциональная ответственность разработанных изделий

Степень сложности конструкторских разработок

Степень сложности конструкторской документации в зависимости от сложности проектируемого изделия. Полнота отработки конструкторской документации. Число технико-экономических расчетов проекта

Степень разнообразия работ

Проектирование изделий разной сложности и специализаций. Выполнение разных этапов конструкторских разработок

Способность выражать свои мысли правильно и ясно как в письменной, так и в устной форме. Это связано со способностью к логическим обобщениям, с умением делать необходимые заметки и принимать участие в обсуждениях, а также отчитываться по результатам своей работы.

Инициативность конструктора говорит об умении заставлять себя работать и отказываться от легких путей в решении вопросов, если это повлечет за собой ухудшение качества. Об инициативности говорит тот факт, что в целях создания более качественной конструкции изделия конструктор решает вопросы, не предусмотренные техническим заданием.

Готовность к напряженной работе говорит о способности конструктора отдавать всего себя решению определенного вопроса. Готовность к труду перерастает в склонность к труду, к увлеченности. Эта готовность способствует решению всех вопросов до конца.

Широкий кругозор конструктора означает, что он имеет принципиальные знания не только по своей специализации, но и по многим, связанным с этой специализацией вопросам. Как правило, широкий круг интересов обеспечивает широкий кругозор.

Дисциплинированность характеризует точность выполняемых конструктором руководящих распоряжений, его старательность и трудолюбие. Критериями определения творческого вклада конструкторов в разработках служат признаки (табл. 7.1).

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т.д.) , поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность - это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

1. конструктивно-технические умения:

2. обобщенные умения:

  • целенаправленно рассматривать предметы
  • сравнивать их между собой и расчленять на части
  • видеть в них общее и различное
  • находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей
  • делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.) , которые в других видах деятельности употребляются редко;

  • дети упражняются в правильном употреблении понятий. (Высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький) .
  • в точном словесном указании направления. (Над - под, вправо - влево, вниз - вверх, сзади - спереди, ближе) .

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • трудолюбие,
  • самостоятельность,
  • инициатива,
  • упорство при достижении цели,
  • организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

  • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) ;
  • работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек. Подарки маме, бабушке, сестре, или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к родным. Желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками. Развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении - простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру - дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Проблема детского творческого конструирования является актуальной проблемой, и мы её решаем в ДОУ.

Конструирование - построение.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.
Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.
При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи. Основными приемами обучения являются следующие:
1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.
Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его (например, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить отдельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить игрушку. При этом определяют, из какого материала нужно выполнить конструкцию, в какой последовательности.
Образец или картинка с изображением предмета могут быть использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение, или когда возникает необходимость помочь детям проконтролировать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели наиболее удачного и правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей.
2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.
3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок.
4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
Элементы анализа и контроля могут иметь место в ходе выполнения детьми работы или по окончании той или иной операции.
При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал. При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе товарищей,- инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто что будет делать.

Занятия по конструированию, развивают творческие способности, сноровку, воспитывают усидчивость, трудолюбие, терпение. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

Двигательная и игровая деятельности - выполнение детьми игровых манипуляций с конструктором и игровым оборудованием. Конструирование для игры объединяет детей. В процессе конструирования они учатся совместно обсуждать план постройки, приходить к общему решению, учатся подчинять свои желания конструктивным замыслам, которые поддерживает большинство, а также отстаивать свои соображения по поводу более удачного варианта конструкции. Дети учатся реконструировать уже возведенную постройку и т. д.

Трудовая и продуктивная деятельности - аппликация, лепка, конструирование очень значимы и актуальны для развития и коррекции пространственных представлений, образного мышления, речи, творческого воображения, моторики.

Коммуникативная деятельность - обсуждение деталей работы по выполнению работы.

Познавательно-исследовательская деятельность - также конструирование из бросового материала.

Необходимо, обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг жилых домов, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.

Познавательно-исследовательская деятельность развивает способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок) ; учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивает умение самостоятельно измерять постройку (по высоте, длине и ширине, соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий») .

Музыкально-художественная деятельность -

Чтение художественной литературы -