Конструкт таблица занятия по конструированию в доу. Занятие по конструированию «Сказочный домик

Анна Максимовна
Конструкт «Теремок» по конструированию для детей 5–6 лет

Конструкт

организации непрерывной-образовательной деятельности

Группа : старшая (5-6 лет)

Образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие»

Вид деятельности : познавательная, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная

Формы : подгрупповая, индивидуальная

Тема : «Теремок »

Вид НОД : игра-путешествие

Планируемый результат :

Дети проявляют ;

Дети проявляют ;

Дети демонстрирую умение конструировать

Цель : способствовать развитию у детей конструкторских навыков

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные :

Воспитывать интерес к конструктивной деятельности .

Воспитывать у детей желание приходить на помощь к тем, кто в этом нуждается

Развивающие :

конструировать

Обучающие :

Упражнять в умении выкладывать блоки Дьенеша по схеме; Василий – способствовать активной вовлеченности в совместную деятельность.

Алиса - развитие волевых качеств личности.

Учебно-методический комплект.

1. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2014.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки РФ приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

3. Л. В. Куцакова. «Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомен- дации. Для детей 2-7 лет » / Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) .

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Содействие и сотрудничество детей и взрослых , признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания : формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения : принцип доступности, наглядности, систематичности и последовательности, принцип научности, активности, деятельности.

Методы воспитания : беседа, поощрение, игровая ситуация.

Методы обучения : беседа, демонстрация, показ, упражнение, инструкция.

Оборудование : картинки с действиями из сказки «Теремок » , Lego-конструктор , блоки Дьенеша, схема поезда из блоков Дьенеша, изображение и фигурки героев из сказки «Теремок » , письмо, конверт.

1. Мотивация на совместную деятельность

Задача :

заинтересовать детей на предстоящую деятельность. Беседа,

Эмоциональное стимулирование

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, поставленные полукругом на ковре.

Ребята, сегодня утром, когда я пришла к нам в группу, на моём столе лежал конверт. Как вы думаете, что может быть в этом конверте? Потрогайте его и подумайте, а потом мне скажите свои предположения.

Воспитатель подносит к каждому ребенку конверт и даёт его потрогать. После ответов детей воспитатель выдвигает своё предположение.

Я думаю, что в этом конверте находится письмо. Давайте узнаем, откроем конверт!

Дети слушают воспитателя, выдвигают свои предположения, отвечают на вопросы. Дети заинтересовались предстоящей совместной деятельностью.

2. Основной этап.

Задача :

Воспитывать у детей желание приходить на помощь к тем, кто в этом нуждается

2.1. Игровое упражнение «Поезд из геометрических фигур» .

Задачи :

Упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур;

Упражнять в умении выкладывать блоки Дьенеша по схеме;

Физкульминутка «Поезд»

Задача : снять мышечное напряжение Беседа,

игровая ситуация

демонстрация.

Воспитатель помещает на доске 2 карточки с изображением действий, которое происходили в русской народной сказке «Теремок »

Ребята, посмотрите, какие красивые картинки! Что на них изображено? Что происходит на картинках? Ребята, эти картинки из одной очень интересной сказки . Как вы думаете, из какой они сказки?

Правильно, сказка называется «Теремок »

А вот и письмо! Ой, ребята, нам с вами пишут герои этой сказки, они просят нашей помощи! Большой косолапый медведь взлез на теремок и сломал его , теперь героям сказки негде жить! Как мы с вами можем помочь героям этой сказки!

Правильно, мы можем построить им новый теремок ! Они просят нас приехать к ним в гости, в их волшебную страну «Сказка» и помочь им построить новый теремок . Но из чего же мы будем его строить?

Верно, из конструктора !

Как вы думаете на чем мы можем отправиться в эту волшебную страну? Я предлагаю вам отправиться в страну «Сказу» на поезде, но сначала его нужно будет построить.

На экране телевизора появляется изображение поезда.

Из чего состоит поезд? Поезд состоит из кабины машиниста, из этой кабины машинист управляет своим составом. А так же у поезда есть вагоны. Посмотрите, что у вас на столах? Это блоки Дьенеша. Как вы думаете, получится ли с помощью этих блоков сконструировать поезд .

Дети садятся за столы

Ребята, посмотрите у меня есть схема, по которой мы сможем сконструировать поезд ! Посмотрите внимательно. Из каких геометрических фигур состоит кабина машиниста? Правильно из квадрата и прямоугольника. Прямоугольник какого цвета? А квадрат? Какую геометрическую фигуру мы кладем сначала? Верно, прямоугольник, а какую фигуру мы кладем на прямоугольник, верно, квадрат. Из каких геометрических фигур состоят вагоны? Правильно, из прямоугольников! Выложите их друг за другом, как показано на нашей схеме.

Молодцы, вы справились, теперь вставайте друг за другом отправляемся в волшебную страну, на помощь героям сказки «Теремок » .

Воспитатель включает композицию «звуки поезда» и вместе с детьми имитируют движение поезда Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют задание.

Дети выкладывают блоки Дьенеша в соответствии со схемой

Дети имитируют движения поезда Дети проявляют желание приходить на помощь к тем, кто в этом нуждается;

Дети демонстрируют умение в различении и назывании основных геометрических фигур

Дети демонстрируют умение выкладывать блоки Дьенеша по схеме;

Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной деятельности.

2.2. Игровое упражнение «Строим дом» .

Задачи :

Формировать умение создавать коллективные постройки и обыгрывать их;

Развивать воображение, умение конструировать образ знакомого предмета, основываясь на имеющийся образце.

Развивать умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.

2.3 Игровое упражнение «Самолёты»

Задача :

Учить легкости движений, действовать по сигналу, следовать правилам игры Беседа, демонстрация, инструкция, упражнение. Воспитатель предлагает детям сесть на ковёр, где уже лежит конструктор . На экране телевизора изображены герои сказки «Теремок » .

Ребята, посмотрите, вот мы и прибыли в волшебную страну «Сказка»

А вот нас встречают герои этой сказки. Кто помнит, как их зовут.

Молодцы! А вот и сломанный теремок .

Посмотрите, у меня есть два образца нового теремка . Как вы думаете, какой из теремков больше подходит для героев этой сказки? Вот этот маленький теремок или этот большой теремок ? А из каких частей состоит дом? А как называется профессия людей, которые строят дома? Правильно, это строители. Сейчас мы с вами будем как настоящие строители строить новый теремок .

Я с вами согласна, так как героев сказки много, то и дом им нужен большой, посмотрите внимательно какого цвета кирпичек-Lego находятся в самом низу? Это будет фундамент нашего дома.

Воспитатель может провести речевую игру «Строим дом» , или просто повторить с детьми названия частей дома.

Воспитатель совместно с детьми выкладывает первый уровень деталей.

Какого цвета кирпичик-Lego, вы бы хотели выложить на втором уровне? А какого цвета будут стены у нашего теремка ? А каким способом мы будем строить стены? Способом соединения внахлёст.

Воспитатель демонстрирует способом соединения деталей внахлёст.

Ребята, а сейчас вы можете продолжить строить домик. Выкладывайте второй уровень деталей, и крепко соединяйте их. Для того, чтобы сделать у нашего теремка дверь и окно , какие кирпичик-Lego нам понадобятся? Правильно одинарные.

Какого цвета у теремка будет крыша ? Каким способом мы будем выкладывать крышу? Верно, для крыши мы можем использовать ступенчатое расположение деталей. Вы помните, как выполняется этот способ соединения кирпичиков? Тогда приступайте к строительству.

Воспитатель совместно с детьми создаёт теремок .

Вот какой прекрасный теремок у нас получился ! Ребята, вам нравится? А теперь давайте мы в него заселим мышку-норушку, лягушку-квакушку….

Ребята, герои сказки «Теремок » очень вам благодарны, теперь и у них есть свой вместительный и удобный дом. но нам пора возвращать обратно в группу.

Хотели бы узнать на чем мы с вами вернемся обратно? Тогда отгадайте загадку.

В чистом небе серебрится

Удивительная птица.

В страны дальние летала,

Эта птица их металла.

Совершает перелёт

Чудо-птица … (самолёт)

Верно, это самолёт! Давайте представим, что мы с вами самолёты, когда я вам покажу зелёный цвет, то самолёты взлетают, а когда покажу красный цвет, самолёты идут на посадку. А теперь раздвинем наши руки в сторону и полетели.

Воспитатель вместе с детьми имитирует движение самолёта, под музыку.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, принимают активное участие в выполнении постройки.

Дети отгадывают закадку, принимают и понимают правила игры Дети демонстрирую умение конструировать образ знакомого предмета, основываясь на имеющемся образце.

Дети демонстрируют умение создавать коллективные постройки и обыгрывать их;

Дети демонстрируют умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.

Дети демонстрируют умение действовать по сигнала, следовать правилам игры.

3. Подведение итогов ОД.

Задача : помочь детям сформулировать вывод ОД. Беседа,

поощрение Воспитатель приглашает детей встать в круг .

Вы все молодцы! Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? Героям какой сказки мы помогали? Как мы им помогали? Что мы конструировали сначала ? Из чего мы конструировали поезд ? А из чего конструировали теремок ?

Как вы думаете, у нас всё получилось?

А вам было сложно или легко? Дети слушают, отвечают на вопросы воспитателя. Дети совместными усилиями сформулировали вывод ОД.

4. Открытость

Задача :

ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. Беседа, демонстрация.

Ребята, а чтобы героям сказки «Теремок » было удобнее жить в теремке , какую мебель мы можем сконструировать для них ?

Воспитатель достает ящик с кубиками и конструктором .

Ребята, посмотрите, у меня есть вот такие кубики, и если вы захотите, сможете построить мебель из них.

А наше занятие подошло к концу. Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Появляется мешочек с первым заданием (жёлтого цвета).

Что это ребята? (чашки и ложки),

Как одним словом? (посуда)

(Стулья и кровати- мебель);

Три медведя (большой, поменьше и маленький) – из какой сказки? –

« Три медведя»

Ребята, а в какой сказке ещё встречается герой – медведь?

А когда медведь просыпается?

А сейчас какое время года?

Почему вы решили что весна?

Дети, а вы знаете о весне стихотворение?

Кто может нам рассказать его?

А я еще знаю игру про медведя весной.

«Медведь проснулся»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивания - руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки -

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. - (Дети садятся.)

Появляется мешочек с первым задание (красного цвета).

Ребята, какого цвета этот мешочек?

В нём тоже игровое задание.

Проша, достань из нашего сундучка мешочек красного цвета.

Молодец!!!

1.Ребята давайте посмотрим и скажем что же здесь лишнее?

2.Дети, что же можно приготовить из овощей? (салат). Как он будет называться? – «Овощной»

Ребята, а из фруктов, что мы можем приготовить? – (компот).

Посмотрите у нас на столах много карточек с овощами и фруктами давайте сварим компот и сделаем вкусный салат.

Карточка, какой формы, на которой изображён фрукт или овощ?

Молодцы!

А теперь послушайте задание.

Нам нужно на прямоугольник выложить фрукты, из которых можно сварить компот.

А на круг выложить овощи, из которых можно сделать вкусный салат.

Вам понятно задание?

ВЫ согласны поработать?

Тогда приступим, усаживайтесь на места и начинаем работать.

Молодцы вы справились с заданием!!!

Синий мешочек

Дети обратите внимание на экран что же там?

Малик достань, пожалуйста, нам мешочек нужного цвета.

Ребята, посмотрите, и правда, этот мешочек красивого синего цвета.

Что же там?

В нём интересные картинки.

Что это?

Какая взаимосвязь этих картинок?

Как одним словом можно назвать?

Ответы детей.

Правильно дети это всё вода.

Подойдите ко мне и посмотрите я вам приготовила интересные, волшебные тучки. Возьмите их в ручки и скажите какие они?

Обратите внимание у нас в тазах вода давайте опустим наши тучки в воду и посмотрим что же будет?

Правильно тучки набрали в себя воду.

А сейчас мы сожмём свои кулачки и у нас пойдёт ….?

Правильно у нас пошел дождик.

Вы молодцы ребята можно ещё поиграть с тучками.

Посмотрите ребята на нашем экране

Новый мешочек

Он какого цвета?

Правильно мешочек зелёного цвета.

Давайте посмотрим, что же в нём.

Ребята, а здесь различные значки с животными. Скажите мне, пожалуйста, дети, что же с этими животными нам нужно сделать? Как вы думаете? Посмотрите, у нас здесь есть лес, озеро, загон детали конструктора.

Предлагаю построить из конструктора животных и отправим их в то место где они обитают.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Шрифт:

100% +

Людмила Викторовна Куцакова

Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой


Людмила Викторовна Куцакова – высококвалифицированный педагог-методист, старший преподаватель института, отличник просвещения, лауреат международного конкурса «Школа 2000», автор более 20 методических пособий, посвященных проблемам художественно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей.

Введение

Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации работы с дошкольниками по новым технологиям. В него органически включен разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и прочих представлений, а также включены занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей).

При разработке данного материала использовались исследования H. Н. Поддъякова, Л. И. Парамоновой, А. Л. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской и др.

Материал апробирован в ДОУ № 32, 1415, 1039, 1268 и других дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и является технологией к программе «Конструирование и ручной труд», рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ (1998 г.)

Организуя работу с детьми, учитывайте их способности и возможности. Предлагаемая система занятий рассчитана на учебный год. Каждая тема может быть реализована в течение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Задания можно варьировать, включать в занятия задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; проводить по частям в течение дня или нескольких дней или использовать для занятия все время, отведенное для всех занятий в определенный день недели, перенося, например, ручной труд, рисование, аппликацию на другой день.

Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей. Одно занятие в месяц проводится фронтально. Игровые задания обычно имеют подгрупповую форму организации.

Конспекты занятий

Тема 1. Дома

Цель. Уточнять представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов; о способах соединения, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания); упражнять в плоскостном моделировании, в совместном конструировании; развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения; познакомить с понятиями «равновесие», «сила тяжести», «карта», «план», «компас», с идеей относительности пространственных направлений; формировать навыки пространственной ориентации.

Материал. Ножницы, фломастеры, конверты, строительный материал, базовый набор «Лего-Дакта» (или какой-либо другой, соответствующий возрасту детей).


Ход работы

Работа с иллюстрацией «Карта Формандии». Введите детей в игровую ситуацию: «Это карта. Мы плывем на корабле к острову Формадор, на котором находится страна Формандия. Столица страны – город Формадония». Предложите ребятам рассказать, что изображено на карте (рис. 1); сколько в стране городов, рек, озер, железных дорог. Пусть дети придумают им названия. Обратите их внимание на компас, объясните способ его действия (как не поворачивай компас, всегда синяя стрелка показывает на север, а красная на юг).

Предложите детям найти на острове Северную, Южную, Западную и Восточную стороны, а затем определить направления между ними: Юго-Западное, Юго-Восточное, Северо-Восточное, Северо-Западное. Спросите, что они видят на Севере острова, на Юго-Западе и т. д. Предложите выбрать любой из путей, чтобы добраться до столицы Формадонии (по реке на своем корабле, на поезде, по туристской тропе, на самолете). Пусть дети обозначат свой путь на карте фломастером.

Рис. 1


Работа с иллюстрацией «Жители Формадонии». Познакомьте детей с жителями столицы – формадонцами, расскажите, чем они занимаются (рис. 2, 3, 4).

Педагог. Кто и что везет перед собой? Кто и что везет за собой? Кто какой рукой держит кольцо? Кто упал и какой бок он испачкал? На каком боку лежит? Кто звонит по телефону и в какой руке он держит трубку? Кто откуда спускается и над кем? Как изображен Кубик по отношению к нам? Кто, что и как несет? У кого и куда бьет струя воды? Где кто-то сидит? В какой руке мочалка? Куда прыгает? Как называются прыжки? Кто и как сидит на лавке? Как называются прыжки? Какое ухо болит? С какой стороны у Пирамиды сердце? В какую щеку и кого поцеловали? Кто вдали за рекой? Кто вблизи у реки? Кто в какую сторону едет? Что он видит справа от себя, слева от себя?

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4


Предложите детям помочь жителям Формадонии спроектировать красивые, удобные дома и затем построить их.

Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные дома. Рассмотрите их с детьми разные; проанализируйте, из каких частей построены фундамент, стены, крыши, надстройки; этажность, количество окон, крылечек, оформление домов и т. д.

Работа с иллюстрацией «Геометрические фигуры». Предложите детям вырезать геометрические фигуры (рис. 5) и смоделировать из них фасады домов, а затем построить дома из строительного материала. Обратите внимание детей на на, что дома должны быть объемными, что к фасадам необходимо пристроить еще три стены и соорудить крыши.

По окончании строительства проанализируйте детские постройки, сличите их с плоскостными моделями; обратите внимание ребят на то, какой красивый получился городок; предложите оформить постройки дополнительными материалами (деревьями, цветочками и пр.) и поиграть. Не забудьте предложить детям убрать в свои конверты геометрические фигуры, чтобы использовать их в дальнейшем.

Организуйте конструирование различных домов из конструкторов «Л его-Д акта». Побуждайте детей строить по условиям: «Построй трехэтажный дом с подъездом справа, с балконами, с башенкой на крыше». При необходимости объясняйте, показывайте способы конструирования, давайте советы по совершенствованию конструкций. Поощряйте экспериментирование.

Рис. 5


Игровые задания

Упражняйте детей в строительстве из строительного материала и конструкторов по самостоятельно созданным плоскостным моделям, по готовым чертежам, схемам, рисункам.

Упражняйте детей в самостоятельном анализе построек и их изображений; в установлении зависимости строений от функционального назначения, устойчивости конструкций от их формы и соотношения тяжелых и легких частей. Формируйте представление о том, что пространственные взаимоотношения частей построек не зависят от их положения на плоскости, например: «Построй такой же домик (предлагается чертеж), но разверни его фасадом к этому фонтану».

Строительство зданий старинной и современной архитектуры. Знакомство с понятием «план» (план – это вид сверху). Построение планов и сооружение построек по ним («Территория детского сада», «Спорткомплекс», «Парк» и т. д.).

Конструирование внутренних интерьеров («Театр», «Цирк», «Универсам», «Квартира», «Офис» и т. д.).


Советы воспитателю

Упражняйте детей в построении планов. Дайте представление о том, что план – это изображение сверху (как будто с самолета); что обычно планы принято делать штриховыми (не раскрашивать), мелкие детали не изображать (трубы на крышах), а показывать только те части, которые сооружения занимают на поверхности. Подвести детей к построению планов проще всего через моделирование геометрическими фигурами (дети раскладывают их, объединяя на поверхности листа и обозначая: это бассейн, это клумба и т. д.; затем обводят фломастерами и убирают). Дети быстро научатся обходиться без фигур и рисовать на глаз. Построение планов упражняет в планировании своей деятельности, умении организовывать пространство для нее.

Игра «Отбери детали». Предложите детям рассмотреть иллюстрацию (рис. 6) со схемами сооружений. В верхней части рисунка изображены строительные детали, которые используются для их конструирования (каждая в одном экземпляре). Предложите детям отбирать по рисунку необходимые детали (по 4–5 штук каждого вида) и моделировать, выкладывая изображения из деталей, начиная с наиболее простых схем, изображенных в первом ряду.

Игра «Башни». Сооружение высоких башен из конструкторов «Лего-Дакта» и др. Спросите у детей: «Почему башни падают? Как сделать их более устойчивыми?».


Ключевые слова

Надстройка, перекрытие, равновесие, карта, план, схема, компас, направление.

Рис. 6

Тема 2. Машины

Цель. Формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении; упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек и использовании их в конструировании; формировать представление о колесах и осях, о способах их крепления.

Материал. Фломастеры, ножницы, геометрические фигуры, простые карандаши, ластики, коробочки, строительный материал, набор «Инструменты Лего-Дупло» или другие конструкторы.


Ход работы

Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные машины. Рассмотрите их с детьми, определите их назначение, выделите зависимость их строения от способа использования.

Предложите детям смоделировать и сконструировать для жителей Формандии различные необходимые им машины.

Игра «Из волшебных полосок». Предложите ребятам вырезать предлагаемые полоски (рис. 7), разрезать их по разметкам и выложить из получившихся фигурок различные машины (сначала по предлагаемым расчлененным, затем по контурным схемам, а затем придумать свои модели) (рис. 8, 9, 10). По окончании игры предложите ребятам сложить фигуры в коробочки.

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10


Предложите детям создать схемы машин с образцов построек. Соорудите 3–4 варианта несложных машин и предложите детям выложить их изображения (вид сбоку) из геометрических фигур, а затем обвести фигуры, чтобы получилась нерасчлененная (контурная) схема машины.

Предложите детям придумать и нарисовать на экране компьютера (рис. 11) по клеточкам расчлененные схемы машин, а затем сконструировать смоделированные машины из строительного материала. Проанализируйте постройки с позиции их схожести со схемами.

Рис. 11


Предложите детям для конструирования машин конструкторы и дайте возможность применить в работе имеющиеся знания и представления о транспортных средствах. Пусть дети придумают свои машины.

Организуйте конструирование на темы «Спортивные машины», «Для игры в гонки». Дайте ребятам возможность продемонстрировать свои конструкции в действии, рассказать о них.


Игровые задания

Упражняйте детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов; в преобразовании построек по условиям («Перестрой машину в панелевоз (бензовоз, машину для перевозки леса, труб и пр.)», «Построй машину для перевозки мебели (контейнеров, блоков и др. грузов», «Сконструируй такую же машину, как на этом рисунке, но так, чтобы она ехала в противоположную сторону (к углу стола, от тебя, к тебе и т. д.)»). Упражняйте детей в предварительной зарисовке машин перед их конструированием.

Игра «Что изменилось?». Предложите детям внимательно посмотреть на сооруженную машину затем закрыть глаза или отвернуться. Произведите в постройке незначительное преобразование и предложите ребятам угадать, что в ней изменилось.

Игра «Что получилось?». Каждый ребенок сооружает любую модель из конструктора. Затем все дети угадывают, у кого что получилось и где это можно применить.

Игра «Дострой конструкцию». Один ребенок начинает собирать модель, передает ее другому ребенку, тот продолжает сборку и т. д. Затем дети обсуждают, что получилось. Играть дети могут парами и группами.


Ключевые слова

Моделирование, контурная схема, расчлененная схема.

Тема 3. Самолеты, вертолеты, ракеты, космические станции

Цель. Расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении (пассажирский, военный, спортивный, научно-исследовательский, грузовой и пр.); формировать обобщенные представления о данных видах техники; развивать конструкторские навыки; упражнять в создании схем будущих построек; развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения; формировать критическое отношение к своим действиям, стремление исправлять свои ошибки.

Материал. Геометрические фигуры, фломастеры, простые карандаши, ластики, строительный материал, конструкторы «Лего-Дупло», «Лего-Дакта».


Ход работы

Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные летательные аппараты. Рассмотрите и проанализируйте их с детьми. Предложите им сконструировать для формандцев разные самолеты, вертолеты, ракеты, космические станции.

Работа с иллюстрацией «Летательные аппараты». Дайте детям задание по плоскостному моделированию из геометрических фигур. Сначала дети моделируют летательные аппараты по предложенным схемам (рис. 12), затем придумывают свои модели.

Работа с иллюстрацией «Космические корабли и станции». Рассмотрите с детьми изображения космических кораблей и станций (рис. 13), спросите: «Сколько космических кораблей и станций изображено на картинке? Найдите одинаковые. Покажите станции, у которых носы одинаковой формы».

Рис. 12


Предложите детям придумать и смоделировать из геометрических фигур различные космические корабли и станции.

Игра «Поиграем с компьютером». Попросите детей нарисовать по представлению схемы будущих конструкций летательной техники (по клеточкам) (рис. 11). (Обучение построению графических моделей может быть организовано на настоящих компьютерах.) Предложите им отобрать для воплощения в конструировании своих идей любые строительные материалы и конструкторы.

Рис. 13


По окончании работы проанализируйте постройки с позиции схожести с «конструкторскими проектами». Пусть дети продемонстрируют свои постройки и расскажут о том, как сооружали их; придумают истории о них.


Игровые задания

Развивайте способности детей к моделированию и конструированию; упражняйте в построении планов, схем, чертежей для строительства;

способствуйте развитию экспериментирования и изобретательства; упражняйте детей в строительстве летательных аппаратов по рисункам, чертежам, схемам, фотографиям, игрушкам; в совместном конструировании («Аэродром», «Космодром»), в умении строить по условиям («Построй ракету, на которой можно вывести груз на орбиту космической станции, и перегрузи на нее груз»).

Игра «Поиграем с компьютером». Предложите ребятам построить с помощью «компьютера» (рис. 11) (или настоящего компьютера) чертеж ограждения для космодрома (дети должны стереть предыдущее изображение и разделить экран пополам – по горизонтали – чертой).

Соорудите несколько ограждений на столе (рис. 14). Пусть дети выберут любое ограждение и изобразят на экране компьютера (по клеточкам) вид постройки спереди (на нижней части) и вид сверху (на верхней части).

Игра «Сложи фигуру». Предложите детям вырезать любую геометрическую фигуру и разрезать ее на несколько разных по размеру и форме частей. Затем дети снова собирают исходную фигуру из частей, снова разбирают и приступают к созданию из фигур различных образов. Дайте детям возможность самостоятельно установить закономерности: чем больше частей, тем труднее сложить исходную фигуру, но зато можно придумать больше образов. Усложните задание, предложив ребятам поменяться фигурами.

Игра «Построй такую же». Один ребенок строит модель самолета из конструктора, демонстрирует ее, а затем прячет. Остальные дети воспроизводят модель.


Ключевые слова

Чертеж, вид спереди, вид сверху.

Рис. 14

Тема 4. Роботы

Цель. Упражнять детей в создании схем и чертежей (в трех проекциях); в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов; развивать воображение, внимание, сообразительность, стремление к экспериментированию, понятливость; умение строить умозаключения на основе своего опыта и здравого смысла, внимание, сосредоточенность; формировать представления об объемных телах, их форме, размере, количестве.

Материал. Геометрические фигуры, фломастеры, простые карандаши, ластики, строительный материал, конструкторы.


Ход работы

Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные роботы. Рассмотрите их с детьми, проанализируйте строение роботов. Предложите смастерить роботов для формандцев (для оказания им помощи в умственном и физическом труде).

Работа с иллюстрацией «Роботы». Рассмотрите с детьми картинку с роботами (рис. 15) и проанализируйте ее.

Рис. 15


Педагог . На какие строительные детали похожи части роботов? Сколько роботов изображено на картинке? Найдите роботов, собранных из одинакового количества деталей. Найдите двух одинаковых роботов. Покажите роботов, которых можно (нельзя) построить из данных деталей, и объясните почему.

Предложите детям смоделировать разных роботов из геометрических фигур, раскладывая их на бумаге; обвести фигуры фломастерами и получить контурные схемы роботов, затем расчленить их, конкретизировать. Затрудняющимся детям предложите соорудить такого робота из строительного материала и сделать чертеж с данного образца постройки.


Советы воспитателю

Соберите детские работы и оформите из них пособие по плоскостному моделированию «Роботы». Предлагайте его детям для игр.

Игра «Поиграем с компьютером». Предложите детям сделать чертеж робота с аксонометрического чертежа (рис. 16): «Рассмотрите изображение, проанализируйте его. Изобразите его вид спереди в левом нижнем квадрате экрана, вид сбоку в левом верхнем, вид сверху в правом верхнем». Предложите им выбрать строительный материал или конструкторы и сконструировать роботов по своему замыслу.

Рис. 16

Рис. 17


При анализе детских работ обратите внимание на оригинальность решений и на то, какие функции могут выполнять изображенные роботы.


Игровые задания

Развивайте конструкторские навыки детей и качества, необходимые для практической деятельности, являющейся основой интеллектуального развития (удовлетворение от умственной деятельности, стремление к выполнению заданий познавательного характера, творческая активность). Упражняйте детей в конструировании из строительных наборов, конструкторов «Лего» и др. по замыслу, по условиям, по темам («Космическая станции», «Планета Венера»), по готовым планам, чертежам, рисункам, схемам; в самостоятельном построении объектов, строительстве по условиям («Построй робота, похожего на человека (на собачку, на паука, на Чудо-юдо и т. д.)»), сборке конструкций по изображениям объемных моделей. Упражняйте в анализе построек; уточняйте представления детей о геометрических фигурах и телах.

Работа с иллюстрацией. Рассмотрите с детьми модели (рис. 17), проанализируйте, предложите соорудить по ним постройки, посоветуйте начать с наиболее простых моделей, изображенных в первом ряду.

Работа с иллюстрацией «Строительные детали». Дети раскрашивают детали карандашами в разные цвета (рис. 18).

Педагог . Рассмотрите строительные детали, изображенные на картинке, найдите и назовите одинаковые по форме детали. Найдите детали, одинаковые по форме, цвету, величине. Покажите детали, одинаковые по форме, но расположенные по-разному. Найдите детали, одинаковые по форме и величине. Покажите детали, которые изображены в таком положении, в котором они не могут стоять на столе.

Рис. 18


Игра «Поиграем с компьютером». На иллюстрации (рис. 19) изображены разные многоугольники.

Педагог. Рассмотрите и сосчитайте фигуры. Почему эти фигуры называют многоугольниками? Сколько углов у этого многоугольника? Покажите фигуру у которой углов больше, чем у других фигур. Найдете многоугольник, у которого угол направлен внутрь. Нарисуйте фигуру, у которой три угла (четыре угла, нет углов).

Обратите внимание детей на три фигуры, у которых углы выделены толстыми линиями. Спросите: «Одинаковые углы или разные?». Предложите нарисовать такие углы и запомнить, какой угол называется прямым (острым, тупым). Нарисуйте ромб. Обратите внимание детей на то, что у этой геометрической фигуры два тупых и два острых угла.

Игра «Придумай робота». Предложите детям придумать и нарисовать роботов, используя при этом все знакомые им геометрические фигуры.

Игра «Сконструируй робота по памяти». Один ребенок конструирует робота из конструктора, предлагает рассмотреть его в течение 1 минуты, затем прячет. Остальные дети должны собрать такого же робота.


Ключевые слова

Вид сбоку, объемная модель, многоугольник, ромб; прямой, острый, тупой угол.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Конструкт

организации образовательной деятельности по технологии лего-конструирования.

Группа: средняя

Воспитатель: Самойлова Е.В.

Образовательная область: познавательное развитие

Форма: групповая, подгрупповая

Тема: «Красивая поляна для гномов»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности

Планируемые результаты:

Дети проявляют активность, инициативу, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Дети проявляют интерес к конструктивно-модельной деятельности.

Дети демонстрируют умение работать с конструктором, моделировать из него.

Дети умеют создавать модели различных построек (дерево, дом, беседка, мост, колодец) по схеме.

Дети демонстрируют умение отбирать необходимые детали для постройки, соотнося их по величине.

Дети демонстрируют умение ориентироваться в пространстве.

Задачи:

Воспитательные задачи:

Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.

Формировать умение доводить начатое дело до конца.

Развивающие задачи:

Развивать интерес к конструктивно-модельной деятельности.

Продолжать знакомить с конструктором лего и моделировать из него.

Развивать мелкую моторику рук.

Обучающие задачи:

Учить создавать модели построек по схеме.

Закреплять умение соотносить детали по величине.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и в пространстве.

Учебно-методический комплект:

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2014, 321 с.

2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ № 1155 от 17.10.2013 г.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом образовательных отношений);

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;

Принцип активности.

Принципы обучения:

Принцип доступности;

Принцип наглядности;

Принцип научности;

Принцип деятельности.

Средства воспитания и обучения: ватман, картинки с изображением необходимых построек, схемы построек, наборы конструктора, игрушки гномы.

Последовательность деятельности

Методы

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на совместную деятельность

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность

Беседа, Игровая ситуация

Ребята, посмотрите, как много сегодня у нас гостей. Давайте поприветствуем их, улыбнемся им.

Ой, что это? На мой телефон пришло сообщение от моих друзей гномов. Они пишут, что злая колдунья похозяйничала в их лесу. Она поломала и деревья, и домики на их поляне, сломала колодец и беседку, в которой гномы любили отдыхать, разрушила мост через речку. Теперь они не могут ходить в гости к своим друзьям.

Что же делать гномам? Хотите им помочь?

Дети вступают в диалог с воспитателем.

Дети проявляют интерес, готовность к общению со взрослым в совместной деятельности.

2.Основной этап.

2.1. Проблемная ситуация «Как помочь гномам?»

Задача:

2.2. Беседа «Карта новой поляны»

2.3. Смена видов деятельности.

Физминутка «Утром гномы в лес пошли»

1. Снять мышечное напряжение.

2.4. Продуктивная деятельность

Задачи:

1. Продолжать знакомить с конструктором лего и моделировать из него.

2. Развивать конструктивные способности, самостоятельность.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Учить создавать постройку по схеме.

Беседа

Беседа

Игра

Как мы можем им помочь? С помощью чего мы можем восстановить разрушенную поляну гномов? Что было у гномов на поляне?

Но чтобы на поляне у гномов стало снова уютно я предлагаю сначала составить карту новой поляны гномов. Попробуем?

Где будут расти деревья на поляне гномов? А где построим дома? Ребята, как гномам пройти через речку? Куда поставим новую беседку? А куда расположим колодец? Может быть его удобнее построить рядом с домами гномов, чтоб было легче носить воду. Вот какая карта у нас получилась, я думаю, гномам будет хорошо жить на новой поляне. Им непременно должно понравиться.

Теперь представьте, что вы стали маленькими гномами. Представили, тогда повторяйте за мной.

Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли.
(наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три -
(наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три!
(руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали,
(наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали.
(руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)

Гномы работают быстро и дружно и у них все получается. А вы как можете работать так, чтобы у вас все получилось? Что нужно для этого сделать (Надо работать дружно, помогать друг другу, распределить работу).

Хорошо, тогда сейчас я приглашаю вас на строительную площадку. Ребята, выбирайте с кем бы вы хотели работать и проходите за столы. Каждому из вас я предлагаю выбрать схему- подсказку своей постройки. Приступайте к работе.

Ваня, какую постройку ты будешь делать?

Кристина, а ты что будешь строить?

Никита, а ты?

- (По ходу деятельности детей педагог уточняет количество и размер деталей по схеме, порядок выполнения постройки)

Ребята, строительные работы закончены. Постройки готовы, а получилась ли новая поляна у гномов? (Нет) Что нужно сделать для этого? (Объединить постройки)

Ребята, вспомним, как мы расположили постройки на карте.

Педагог вместе с детьми объединяет постройки в общую композицию в соответствии с планом.

Аня, где мы расположим дома гномов?

Даша, где будут расти деревья на поляне?

Артем, куда мы поставим беседку?

Дети вступают в диалог с воспитателем, предлагают свои варианты решения ситуации, отвечают на вопросы

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы, участвуют в совместной конструктивной деятельности.

Дети проявляют активность, инициативу, предлагают варианты решения поставленной проблемы

Дети проявляют активность, инициативу, демонстрирую умение ориентироваться на листе бумаги

Дети отдохнули, готовы к продолжению совместной деятельности

Дети проявляют самостоятельность, демонстрируют умение конструировать постройку в соответствии со схемой, ориентировать в пространстве

3. Рефлексия

Задача: оценить результаты в деятельности.

Беседа, поощрение

Теперь полюбуемся, какая новая поляна получилась у гномов?

Ребята, что нам помогло украсить поляну гномов? (Умение читать схемы, работать с конструктором, а также дружба и взаимопомощь). Понравилось ли вам работать с конструктором, сооружать разные постройки. А возникали ли трудности в работе? Какие?

Дети участвуют в беседе

Дети могут оценить результаты своей деятельности. Дети сориентированы на дальнейшую деятельность

4. Открытость

Задача:

сориентировать детей на самостоятельность в режимных моментах

Беседа

Ребята, а хочется ли вам сочинить сказку и поиграть на этой чудесной поляне. А вот и наши друзья гномы. Присаживайтесь, поиграйте с ними.

Дети проявляют интерес

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.


Занятие по техническому конструированию на тему: "Песочница" для детей старшей группы

Форма организации : подгрупповая;
Средства:
Наглядные : технологическая карта сборки модели «Песочница»;
Мультимедийные : мультфильм Лунтик 12 серия - «Мила»;
Литературные: загадка;
Раздаточный материал : контейнер с деталями конструктора;
Используемый конструктор: Lego Duplo;
Цель : самостоятельно сконструировать объемную статическую модель песочницы, используя технологическую карту;
Задачи:
Образовательные: закреплять умение собирать статическую модель по тех. карте в процессе конструирования песочницы;
Развивающие: развивать наглядно-действенное мышление посредством конструирования статической модели по технологической карте; развивать мелкую моторику, речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуациях общения;
Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности и самостоятельности, при совместной постройке конструкции.
1. Мотивационный этап:
- Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы?
- Предлагаю вам посмотреть мультфильм. А для того, чтобы узнать, как он называется, вам нужно отгадать загадку:
1. «Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Очень добрый, знаем мы.»
2. «Это что за девочка,
Ходит в платье красном?
Косы вверх, как стрелочки.
Голосок прекрасный.»
- Правильно, ребята. Отгадали загадки. Наш мультфильм называется «Лунтик», а серия называется «Мила», про нее мы и будем смотреть наш мультфильм
- Как нужно смотреть мультфильм? Правильно, нужно смотреть внимательно, не отвлекая других.
Просмотр м/ф «Лунтик. 12 серия. Мила»
2. Поиск,решение проблемы, задачи
- Ребята, а сейчас давайте немножко разомнёмся. Пройдём все на ковёр, и повторяем движения за мной.
физминутка
«Как у наших у ребят
Ножки весело стучат,
Топ – топ, топ – топ!
А устали ножки,
Хлопаем в ладошки,
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп!
Устали наши ножки?
Посидим немножко!»
- Ребята, скажите, а как вы думаете, почему Вупсень и Пупсень ломали куличики, которые слепила Мила?
- Где Мила лепила песочные куличики?
- А что предназначено для того, чтобы играть с песком? Есть ли она у Лунтика и его друзей?
- Из чего состоит песочница?
- А может быть крыша у песочницы? Для чего она?
- А хотели бы вы помочь Миле и Лунтику? Что вы можете для этого сделать?
3. Планирование деятельности, совместное обсуждение решения проблемы
- Правильно, мы можем сконструировать для них песочницу.
стук в дверь, передача посылки курьером
- Ребята, посмотрите, курьер нам принёс посылку, откроем ее?
открывает посылку, достаёт содержимое (технологическая карта, письмо)
открывает письмо, читает:
«Здравствуйте, ребята. Это я – Корней Корнеич. Недавно разбирал свой сундук, и нашёл в нем старую, потёртую технологическую карту, с помощью которой можно построить песочницу. Но так как я живу под землёй, мне она совсем не нужна. Может быть она пригодится вам?»
- Ребята, нам же пригодится сегодня технологическая карта?
- Давайте посмотрим, какие детали из конструктора Lego Duplo нам понадобятся для того, чтобы сконструировать песочницу.
4. Открытие ребенком нового знания,освоение умения, способа деятельности
- Вы готовы приступить к выполнению заданий? Но для начала давайте вспомним правила работы с конструктором. Что нельзя делать?
- А что можно делать?
- Правильно ребята, но помните главное правило: работая в команде нужно уметь договариваться между собой и не спорить.
- А теперь, чтобы наши ручки и пальчики конструировали лучше, нужно их размять.
Дружные пальчики
«Эти пальчики щипают,
(большой указательный палец щипает ладонь другой руки)
Эти пальчики гуляют,
(указательный и средний «идёт» по другой руке)
Эти – любят поболтать,
(средний и безымянный шевелятся, трутся друг о друга)
Эти – тихо подремать,
(безымянный и мизинец прижимают к ладони)
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться»
(крутим большим пальцем вокруг мизинца)
- Вот теперь мы можем начинать конструировать песочницу по технологической карте. Помните о правилах, которые мы проговорили!
- Молодцы ребята, правильно сконструировали песочницу. Но рядом с нашей песочницей совсем нет места, где можно отдохнуть и посидеть.
- Как вы думаете, что можно сделать?
- Молодцы ребята, всё построили. Посмотрите, какая красивая получилась песочница, рядом с которой находится скамейка.
- А как сделать так, чтобы она оказалась у Лунтика?
- Давайте упакуем нашу посылку, и отправим курьером.
5. Самоконтроль
- Давайте вспомним, какие детали и какого цвета нам сегодня понадобились для конструирования?
- Если у нас получилась песочница, значит, мы всё правильно выполнили? Молодцы!
6. Рефлексия, анализ
- Ребята, чем мы сегодня занимались?
- Вам понравилось помогать ребятам?


7. Открытость
- Придумайте историю, как Лунтик и его друзей играли в новой песочнице!
Расскажите ее.