Роль музыкальных праздников в развитии личности дошкольника. «Актуальность формирования музыкальной культуры ребенка в дошкольном возрасте

Праздник занимает особое место в воспитании детей дошколь­ного возраста. Его основные задачи:

■ создать радостное настроение, вызвать положительный эмоцио­нальный настрой;

■ обогатить новыми впечатлениями, сформировать разнообраз­ные эмоции и чувства, являющиеся важнейшим условием раз­вития личности;

■ воспитать праздничную культуру (традиции праздников, госте­вой этикет).

Поэтому праздники в дошкольном образовательном учреждении должны быть яркими, наполненными радостью и весельем, торже­ственными событиями, оставляющими неизгладимый след в памяти ребенка.

Музыка является ведущим компонентом праздника и, объединяя синтез искусств - художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство (оформление) и др., создает у детей эмо­циональный настрой. Определяющими в подборе музыки являются тематика и содержание праздников.

Сегодня тематика праздников самая разнообразная, но особое значение имеют календарные праздники (Осенины, Новый год, Рождество, Масленица и др.), традиционные для нашей страны праздники, посвященные знаменательным датам (8 Марта, День за­щитника Отечества, День Победы и др.), выпуск детей в школу, а также зимние и летние спортивные праздники.

Основную идею праздника следует доносить до детей в образной форме, а его содержание должно позволить каждому ребенку про­явить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности.

Педагогическое руководство на празднике носит организующий характер. В процессе подготовки к празднику задачи воспитателя и музыкального руководителя заключаются в тщательном продумы­вании сценария, в распределении ролей, в выстраивании опреде­ленной последовательности музыкально-литературного материала, инсценировок, аттракционов и сюрпризных моментов.

К обсуждению замысла сценария привлекаются также старший воспитатель (методист) и родители. Определяются лица, отвечающие за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, изготовление атрибутов и т. д.


Большое разнообразие в программы праздников вносят высту­пления взрослых. Они повышают настроение детей, обогащают их новыми впечатлениями, объединяют детский и педагогический кол­лектив общими чувствами.

Особенно важна роль воспитателя в процессе всей подготови­тельной работы, поскольку именно в этот период до сознания ребен­ка доносится содержание праздника. От воспитателя зависит появ­ление у детей эмоционального подъема, который при правильной организации работы нарастает с приближением праздника. В ходе праздника от него во многом зависит поддержание хорошего, радост­ного настроения детей. Он должен уметь подбодрить застенчивых детей, вовремя остановить расшалившихся. Он следит за выступле­ниями детей своей группы, своевременно меняет детали костюмов, подсказывает, когда нужно выходить на игру или пляску, помогает детям быстро исполнять указания музыкального руководителя, при­нимает участие в общих плясках, играх, танцах, песнях.

Очень важен выбор ведущего. Им должен быть педагог, обладаю­щий культурой общения, доброжелательностью, хорошо знающий воспитанников, находчивый, артистичный, инициативный, умею­щий непринужденно держаться.

На праздниках для детей младшего дошкольного возраста в каче­стве ведущих можно использовать игрушку, игровой персонаж (или несколько игровых персонажей), которые озвучиваются взрослым. Программа праздника должна строиться на ранее освоенном материале, из которого отбираются произведения, наиболее ярко исполняемые детьми. Для этого необходимо тщательно осуществить перспективное планирование, чтобы без спешки подготовиться к празднику. Вместе с тем важно, чтобы к моменту его проведения дети не были утомлены и не утратили свежести впечатлений.

При разработке сценария прежде всего учитывается возраст детей. И организация праздника, и подготовка к нему должны от­вечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Необходимо также предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.

От возрастных особенностей дошкольников зависит также и про­должительность праздника:

■ для детей младшего и среднего возраста - от 20 до 30 минут;

■ в старшем и подготовительном к школе возрасте - не более 1 часа. При этом важно тщательно продумать соотношение детского и

взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей.


Кроме того, произведения, используемые на празднике, должны быть высоко художественными, интересными и доступными для

ребят. Ведь только хороший поэтический текст, выразительная ме­лодия могут оставить яркие художественные впечатления, и только свободная естественная исполнительская деятельность вызывает у детей удовольствие.

В процессе подготовки праздника необходимо сохранять у детей яркость впечатлений от выступлений сверстников и взрослых в процессе проведения самого праздника, поэтому при его подготовке нежелательно повторять всю программу праздника в присутствии всех детей. Не следует проводить много объединенных музыкальных занятий для групп, участвующих в празднике.

Дети, приходя в зал, по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понра­вились (особенно ценно, если это находит отражение в самостоя­тельной деятельности детей). Это позволяет еще раз получить удо­вольствие от выступления.

Впечатления от праздника закрепляются и на музыкальных за­нятиях, когда на них проводятся игры, пляски, из программы празд­ника исполняются песни по желанию детей. Этому также способству­ет отражение полученных впечатлений в рисунках, лепке, рассказах и беседах. При этом впечатления детей, отраженные в творческих играх, рисунках, высказываниях, помогают воспитателю понять, на­сколько материал праздника был интересен и близок детям.

В качестве главного критерия успешности праздника психологии (Е.А.Дубровская, Г.А.Праслова и др.) выделяют эмо­циональную окрашенность его атмосферы, которую определяют: непринужденность поведения детей, активность, заинтересован­ность происходящим, радостные эмоции. Чем больше на празднике будет сюрпризов, неожиданностей, тем больше он будет соответ­ствовать своему главному назначению: доставлять радость.

Кроме того, критериями успешности праздника являются:

интересный сценарий, умение распределять роли с учетом воз­растных и индивидуальных особенностей детей, праздничное оформление зала;

организационные моменты праздника, согласованность работы всего педагогического коллектива при подготовке и проведении праздника;


■ слаженность действий и художественность исполнения взрос­лыми своих ролей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми;

■ качество детских выступлений в музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности во время праздника;

■ качество используемого музыкального репертуара и качество его исполнения, его доступность, художественность и соответ­ствие тематике праздника.

Рассматривая данную форму организации музыкальной деятель­ности дошкольников, Е.А.Дубровская говорит о том, что при сохра­нении всех лучших традиций проведения праздничных утренников, сложившихся в отечественной системе дошкольного образования, представляется перспективным:

■ отход от сложившейся модели утренника как спектакля или эстрадного шоу для родителей;

■ запрет излишней заорганизованности, когда детей изматывают постоянными репетициями;

■ подготовка праздника в естественной обстановке, а не натаски­вание на музыкальных занятиях;

■ тесный контакт с родителями, основанный на взаимопонимании общих задач и целей в нравственно-эстетическом воспитании детей, их участие в празднике.

Воспитательный и развивающий потенциал праздника можно усилить за счет изменения формы его организации. Здесь целесоо­бразно различать мероприятия, дела и игры (И.В.Титова) (схе­ма 30).

Мероприятия - это праздники, организуемые педагогами для воспитанников, дети здесь выступают как исполнители, участники. Это традиционная, широко распространенная форма организации праздника. Ее специфика: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые взрослыми вместе с детьми. Дети принимают участие не только в исполнении, но и в моделировании праздника: в выборе

Схема 30


сюжета, героев для праздника, в разработке их костюмов, сцениче­ского поведения и пр. Так, например, в качестве своеобразного ал­горитма моделирования праздничного утренника детям можно предложить следующую схему, которую совместно с детьми необ­ходимо наполнить содержанием: выбор персонажа для праздника (например: Снежная Королева, Карлсон, Незнайка, Золушка и др.); гости; убранство зала; поздравления (от кого и кому); игры, хорово­ды; подарки; незваный гость. Следует отметить, что в детском саду эта форма используется не часто, поскольку организационные функ­ции в полном объеме пока не доступны для детей.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, в которой, как правило, есть воображаемая ситуация, роли, правила, соревно­вательность. Главное отличие игры - радость, удовольствие от про­цесса, а не от результата. Игры могут быть составной частью праздника-мероприятия или праздника-дела, внося в них импрови­зацию с ее свободой самовыражения, непосредственностью про­явления эмоций участников и зрителей.

Таким образом, подготовка праздника должна проходить в есте­ственной обстановке, а не путем натаскивания на музыкальных за­нятиях; необходим тесный контакт с родителями, основанный на взаимопонимании общих задач и целей в художественно-эстети­ческом воспитании детей; дети должны участвовать не только в празднике, но и в процессе его моделирования и подготовки.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад № 19-Центр развития ребенка

Тема: Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников

Подготовила: музыкальный руководитель

Менжулина Ж. В.

город Россошь

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств.

В.А. Сухомлинский

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически. В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой необходимо в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость.

Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.

Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Он должен войти в жизнь ребенка ярким событием и остаться в памяти надолго. Недаром говорят, что впечатления раннего детства самые сильные, незабываемые. Живет в памяти праздничный день в детском саду: смех, веселье, игры, песни, яркие костюмы, подарки и первое сольное выступление. Многие унесли из детства любимую песню, игру, память о совместных переживаниях с друзьями, воспитателями, родными.

Кроме того, праздник – важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей Формы же празднования могут быть самыми разнообразными.

В программы утренника включается выступление детского оркестра. Игра на детских музыкальных инструментах имеет большое воспитательное и образовательное значение, развивает слух, музыкальную память, чувство ритма, воспитывает в детях ответственность, организованность, внимание. Дети любят исполнять стихи на праздничном утреннике. Но удовлетворять всех желающих в один день невозможно. Поэтому нужно назначать выступление ребят, незанятых в других номерах праздничной программы. Программу утренника следует строить так, чтобы дети имели возможность видеть весь праздник, участвовать в общем веселье.

Особой теплотой и непосредственностью отличаются праздники, в которых принимают участие родители. Они могут включиться в детские игры и аттракционы. Как радуются ребята, когда две мама или папы соревнуются между собой.

Оформление помещения детского сада в праздничные дни имеет большое значение.

Оформление зала должно отличаться от оформления группы особой парадностью и торжественностью. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника.

Построения и методика проведения праздников в дошкольных учреждениях определяются особенностями каждого из них и возрастом детей, для которых он проводится. Построение утренников для малышей отличается своеобразными чертами. Здесь используется материал, пройденный на музыкальных занятиях и хорошо усвоенный. Поэтому, попадая и в новую, необычную обстановку, дети чувствуют себя естественно и непринужденно, хорошо поют, танцуют, проявляют активность, выполняя знакомые действия. Интерес вызывают и различные зрелищные моменты, которые чередуются детским исполнением. Для самых маленьких простейшим выражением их являются показ и обыгрывание красочных атрибутов, игрушки. Часто в сценариях для малышей появляются персонажи кукольного театра. В ясельных и младших группах ведущую роль играет взрослый. Он постоянно руководит не только действиями малышей, но и их восприятием. Взрослый фиксирует детское внимание на появлении новых персонажей, позволяет хорошо рассмотреть их, затем приступает к действиям: вместе со всеми поет, танцует, играет, что вызывает у малышей уверенность в действиях. На празднике для II младшей и средней групп, вводится небольшая торжественная часть, поют песни, играют, в конце проводится сюрпризный момент. В средней группе у ребят появляется больше возможностей проявить себя в индивидуальных выступлениях, причем это может быть не только чтение стихотворений, но и показ несложных инсценировок, маленьких танцев, исполнение на музыкальных инструментах и т.п. Для детей старших групп характерна большая активность в восприятии и исполнительной деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей – все это привлекает внимание ребят. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий своих товарищей. При хорошо организованной работе по музыкальному воспитанию все дети осваивают программное содержание, которое определяется для каждой возрастной группы.

В детских садах для детей проводятся следующие праздники:

Праздник осени. Это праздник прощания с летом.

Новый Год. Детей традиционно посещает Дед Мороз со Снегурочкой.

Восьмое Марта. Дети поздравляют своих мам, бабушек, воспитателей с праздником.

- “До свиданья, детский сад”. Этот праздник проводится для детей подготовительной группы в конце учебного года. Дети прощаются со своим детским садом, благодарят воспитателей. Как правило, в этом празднике широко представлена тема школы.

Эти праздники можно условно разделить на два типа:

Тип

Название праздника

Цели

КАЛЕНДАРНЫЕ

Восьмое Марта

воспитание чувства уважения и благодарности к маме

Новый Год

формирование у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей

ТЕМАТИЧЕСКИЕ

Праздник осени

воспитание умения видеть прекрасное в природе

До свиданья, детский сад

формирование положительной мотивации к будущему обучению в школе; воспитание чувства благодарности к воспитателям детского сада; развитие эмоциональности

Праздник в детском саду – важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.

Цель праздников- порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными ее обитателями.

Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алпарова Н.Н. и др. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. В 2-х частях: Учеб.-метод. пос.Ч.2:Осень золотая/Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П.-М.:ВЛАДОС, 2000.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М, 1983.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.

4. Зимина А.Н. Инсценирование песен на музыкальных занятиях с детьми 4-7 лет: Практикум для педагогов/Зимина А.Н.-М.:Гном-Пресс,1998.

5. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебно-метод. пос./Колодницкий Г.А.-М.:Гном-Пресс,2000.

6. Коренева Татьяна Фёдоровна Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В 2-х частях.Ч.2.-М.: ВЛАДОС,2001.-

7. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3-5 лет / Авт.-сост. СИ.Бекина и др. - М, 1981.


Елена Затовка
Роль музыкального воспитания в развитии личности дошкольника

Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта , а прежде всего воспитание человека .

В. А. Сухомлинский.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека : музыка , которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка возникла в глубокой древности. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека , его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека . Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку , ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Особенностью музыки является то , что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Слушая музыку , написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем говорить о ее познавательном значении.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания , она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека , формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей , формирование основ музыкальной

культуры – т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте . Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии .

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции , интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре , заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой . Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально -эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека , его общего духовного становления.

Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста .

Основной задачами музыкального воспитания можно считать :

1. Развитие музыкальных и творческих способностей, (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности ;

2. Формирование начал музыкальной культуры , способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания , прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др .

В ребенке важно развивать все лучшее , что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности , на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности , способствовать общему развитию .

Еще Аристотель высказывал мысль, что музыка способна оказывать воздействие на нравственную сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, что она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи .

Платону принадлежит идея единства прекрасного, доброго, разумного и любви в эстетических отношениях.

Идеи античных философов получили развитие во все последующие времена. Подтвердилось высокое воспитательное значение искусства , его роль в формировании ценностных ориентаций человека.

Известный отечественный психолог Л. В. Выготский писал о том, что во время восприятия искусства у человека возникают «умные эмоции» , подчеркивал единство чувства и фантазии. Говоря о воздействии на человека музыки , он полагал, что ее действие может сказаться не сразу, а потом, в зависимости от того, «что она высвободит, а что оттеснит вглубь» , подчеркивая воспитательное значение музыки , возможности организовать наше поведение в будущем.

Приобщаясь к культурному музыкальному наследию , ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Узнавая жизнь через музыкальные образы , человек духовно и нравственно очищается, совершенствуется. В то же время, сама музыка является ценностью , развивает представления человека о красоте в искусстве и в жизни.

По словам Д. Д. Шостаковича, «музыка может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества».

В период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребенка . Приобщение детей к миру ценностей музыкальной культуры с первых лет жизни способствует формированию ценностного отношения к искусству, осознания жизненных и эстетических ценностей, личностному развитию .

Музыка разных эпох и стилей позволяет общаться с великими композиторами прошлого через их творения и тем самым обогащает кругозор человека.

Музыка развивает ребенка и умственно . Помимо разнообразных сведений о музыке , имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально- образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке .

Музыка развивает эмоциональную сферу . Эмоциональная отзывчивость на музыку- одна из важнейших музыкальных способностей . Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности , как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки , но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия , - пение, игра на музыкальных инструментах , музыкально ритмические движения.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения , фантазии, уверенности в себе, в своих силах, формированию основ музыкальной и общей культуры .

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально -слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются , это свидетельствует о музыкальности ; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса , точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте . У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б . М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни) . Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления .

Заключение

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей . В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений ; развивается музыкальное восприятия – мышление . Для полноценной реализации музыкально -педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления .

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической , народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке , и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей .

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении , объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности , умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей , музыкального руководителя , с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.

Список используемой литературы

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду . - М, 1984.

2. Дубровская Е. А., Казакова Т. Г., Юрина Н. Н. и др. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста . - М., 2002.

3. Радынова О. П., Комисарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста . Дубна Феникс + 2011

4. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников : Учебник для студентов пед. институтов и колледжей- М., 2002.

Эти праздники можно условно разделить на два типа:

ПРАЗДНИКИ

календарные тематические

Восьмое Марта Праздник осени

Новый Год До свиданья, детский сад

Основные цели праздников

Тип Название праздника Цели
КАЛЕНДАРНЫЕ Восьмое Марта воспитание чувства уважения и благодарности к маме
Новый Год формирование у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей
ТЕМАТИЧЕСКИЕ Праздник осени воспитание умения видеть прекрасное в природе
До свиданья, детский сад формирование положительной мотивации к будущему обучению в школе; воспитание чувства благодарности к воспитателям детского сада; развитие эмоциональности

Следует отметить, что глубокие изменения, постигшие нашу страну и общество в последние десятилетия, коренным образом изменили социальную направленность обучения. К сожалению, из детского сада ушли такие понятия как патриотизм, любовь к Родине. И вместе с этим перестали отмечаться все советские праздники. Среди них оказались День Победы и 23 февраля – День армии и флота. Но в то же время в детских садах появляются и новые праздники. Существует опыт проведения народного праздника “Масленница”.

1.4. Музыка и праздник в детском саду.

Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого-формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Она должна вызывать у ребят сопереживание. Так, веселая, задорная, шутливая музыка на новогоднем празднике настраивает детей на радостное ожидание сюрпризов; задушевные, лирические мелодии, звучащие в день 8 Марта, передают нежные и теплые чувства, обращенные к мамам и бабушкам. На празднике «Выпуск в школу» могут звучать нотки сожаления: ведь расставаться всегда грустно, но и здесь общее настроение должно быть светлым и жизнерадостным.

Тематика и содержание сезонных праздников также являются определяющими в подборе музыки. Так, встреча с зимой обычно полна надежд на веселые зимние игры, праздник новогодней елки с Дедом Морозом и Снегурочкой («Здравствуй, зимушка-зима!»); теплые, погожие дни, прилет птиц связаны с приходом весны («Встречаем весну»); купание в реке, прогулки в лесу напоминают о лете («Здравствуй, лето!»); наконец, яркие, разноцветные листья деревьев - об осени («Осень золотая»). Палитра музыкальных произведений, передающих образы, настроения этих праздников, отличается большим разнообразием: от веселой, торжественной, ликующей до мягкой, спокойной, задумчивой. Сезонные праздники можно проводить и в форме развлечений, что связано главным образом с воспитательными целями и содержанием материала.

Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению. Необходимо учитывать и конкретные условия детского сада, возрастной группы, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей, и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нем. Это трудная задача для педагога, но ему нужно стремиться всем детям подбирать выступления по их силам, возможностям и наклонностям. Застенчивым ребятам лучше предлагать особенно интересные номера (песню, шутливую инсценировку, стихотворение и т.д.), чтобы они смогли преодолеть свою робость. Музыкально менее способным следует подобрать легкие роли в групповом танце, оркестре. Такой подход к организации праздника педагогически оправдан и, как правило, дает хорошие результаты: эмоциональный подъем активизирует детей, вселяет в них уверенность.

Структура праздника может быть различной. Например, вначале выступают дети, а затем проводятся общие пляски, хороводы, игры и аттракционы. Допускается и другой вариант, когда все эти номера чередуются. Вполне возможно вначале показать небольшой спектакль или концерт, в котором участвуют взрослые, а после него предложить выступить детям.

Праздник выполняет свою воспитательную функцию, если в детском саду ведется систематическая работа, в частности по музыкальному воспитанию. Четкое перспективное планирование (при распределении музыкального репертуара в нем учитывают и предстоящие праздничные утренники) позволяет спокойно, без спешки и переутомления детей подготовиться к празднику, разучить с ними весь необходимый материал.

В программе праздника необходимо предусмотреть все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.

Утренник можно проводить в двух близких по возрасту группах. Программа концерта не должна быть знакома ребятам целиком, хотя некоторые песни (игры) обе группы могут исполнить вместе. В сценарий включают и индивидуальные выступления детей.

Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми -необходимое условие воспитательного воздействия праздника. Это становится возможным при творческом и зрелищном проведении постановок, аттракционов и сюрпризных моментов. Что касается взрослых, то музыкальный руководитель, ведущий и его помощники должны свободно владеть всей программой праздника. Музыкальный руководитель обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений, их художественное исполнение. Он должен внимательно отнестись к вступлению к песне и танцу, чтобы настроить детей на выразительное исполнение. Нельзя искажать темп, нюансировку и т. д. Как уже отмечалось, роль ведущего центральная на празднике, но его успех во многом зависит от помощников, которые при необходимости незаметно включаются в ход представления, чтобы сохранить его стройность и непринужденность.

Все взрослые должны действовать в сыгранном ансамбле, без напряжения и суеты. Если в программе участвуют артисты, родители, школьники, то каждое их выступление должно быть своевременным, чтобы не разрушить целостности сценария. В ходе праздника возможны и неожиданности: кто-то из выступающих отказался спеть или станцевать, или не смог вовремя вступить, или просто заплакал ребенок и многое другое. Во всех непредвиденных ситуациях ведущий должен проявить выдержку, находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло.

Хорошей традицией в детском саду стали так называемые проводы праздника, когда в музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Дети по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления.

На празднике дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Праздник в детском саду – важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.

«Программа воспитания в детском саду» рекомендует в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, цель которых - порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными ее обитателями.

Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия).

В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка, и осуществляется оно на занятиях по изобразительному искусству, на музыкальных занятиях и занятиях по художественному слову. Развлечения как бы объединяют все названные виды искусства, дающие возможность творчески использовать их, чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алпарова Н.Н. и др. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. В 2-х частях: Учеб.-метод. пос.Ч.2:Осень золотая/Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П.-М.:ВЛАДОС, 2000.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М, 1983.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.

4. Зимина А.Н. Инсценирование песен на музыкальных занятиях с детьми 4-7 лет: Практикум для педагогов/Зимина А.Н.-М.:Гном-Пресс,1998.

5. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебно-метод. пос./Колодницкий Г.А.-М.:Гном-Пресс,2000.

6. Коренева Татьяна Фёдоровна Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В 2-х частях.Ч.2.-М.: ВЛАДОС,2001.-

7. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3-5 лет / Авт.-сост. СИ.Бекина и др. - М, 1981.

дипломная работа

1.2 Значение праздника в формировании музыкальной культуры

Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений и незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники - это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

«Праздник - это повод проявить себя и выразить внимание к другим людям, вступить с ними в неформальный, эмоционально окрашенный контакт» .

Праздник - явление сложное, многогранное, развивающееся, имеет большое значение для жизни подрастающего поколения, и является специфичной формой коллективного единения, в которой выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

Детский праздник - один из самых ярких моментов в жизни дошкольника. Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что они помогают юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых . музыкальная культура праздник дошкольник

Праздник в детском саду является значимой частью детской жизни. Удачное проведение праздника в детских садах определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

В основе каждого праздника лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник 8 марта -- это международный женский день, праздник 9 мая -- праздник победы народа Советского Союза над нацистской Германией и т. д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, танцы, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Праздники должны быть яркими, интересными, наполненными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей.

Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

«Во время праздника дети активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении и оказывают влияние и на настоящую, и на всю последующую жизнь. Детский праздник способствует самореализации ребенка, благоприятен для формирования возвышенных общечеловеческих идеалов и выработки системы предпочтений. Праздничная среда - это сфера социализации» .

Подготовка и проведение праздника в детском саду - сложная и очень ответственная работа. Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению. Необходимо учитывать и конкретные условия детского сада, возрастной группы, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нем. Это трудная задача для педагога, но ему нужно стремиться всем детям подбирать выступления по их силам, возможностям и наклонностям. Застенчивым ребятам лучше предлагать особенно интересные номера (песню, шутливую инсценировку, стихотворение и т.д.), чтобы они смогли преодолеть свою робость. Музыкально менее способным следует подобрать легкие роли в групповом танце, оркестре. Такой подход к организации праздника педагогически оправдан и, как правило, дает хорошие результаты: эмоциональный подъем активизирует детей, вселяет в них уверенность.

Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей рассеянность. Поэтому зал заранее украшается шарами, лентами, бантами , чтобы дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Причем лучше провести эту репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли движения, чтобы дети привыкли к ним.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.

Большое удовольствие доставляют детям индивидуальные и групповые выступления. Они могут показать различные танцы, а с помощью приглашенного аквагримера даже застенчивые дети смогут преобразиться, войти в образ любимого персонажа и принять активное участие в общем празднике!

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться.

Цель праздников в детском саду - это доставить ребенку радость, возможность отдохнуть, развлечься, выразить свои таланты и вместе с тем духовно обогатиться, побуждая ребенка к творчеству.

Массовые праздники вызывают сильные эмоциональные переживания и удобны для эффективной пропаганды, кроме того, повторяемость праздника как архаического элемента культуры позволяет внедрить данные эмоции и сопутствующую пропаганду в подсознание, сделать их привычными, органическими, создать определенную матрицу эмоциональных стереотипов.

Дети с помощью праздника могут не только проявить активность, но и ощутить свободу самовыражения, как бы отдохнуть от школьных правил, дисциплины, напряженности учебных будней; праздник предоставляет детям некоторые суверенные права и свободы. В процессе праздника у ребенка формируется уважительное отношение к себе, посредством собственной активности преодолеваются личные недостатки. Детский праздник - важный фактор интеллектуального и физического развития детей.

Большинство праздников повторяется, чаще всего циклически, именно повторяемость ритуальных обрядоподобных обыкновений открывает перед современным человеком множество внутренних возможностей для самовыражения. У обряда есть удивительное, буквально потрясающее свойство: он может пробудить и вывести на социальный простор сокровенную человеческую способность к культурному творчеству, всеохватывающей любви, беспредельной радости - то, ради чего, может быть, только и стоит жить, но что ограничено краткой вспышкой. Это и есть праздник .

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), - праздник представляется в качестве всестороннего развития личности.

Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса адаптации ребенка. Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера.

Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце. «Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых» .

Использование ситуационной игры для развития санитарно-гигиенической культуры учеников

Перестройка общего среднего образования ставит перед современной школой ряд важных задач: обеспечение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, умениями применять их в жизни и на практике формирование научного мировоззрения...

В современной России система музыкального образования начинает организовываться в соответствии с запросами современной культуры и социума. Возникает потребность в специалистах...

Народная музыкальная культура в современной системе дополнительного образования на примере работы ДМШ города Тимашевска

Создание подхода к формированию основ народной культуры в детской музыкальной школе на вокальном отделении - заслуга выдающегося педагога, заслуженного работника культуры Российской Федерации Галины Николаевны Смирной...

Народная музыкальная культура в современной системе дополнительного образования на примере работы ДМШ города Тимашевска

Одной из важнейших составляющих русской народной культуры является игра на музыкальных инструментах. Среди первых профессиональных музыкантов на Руси - скоморохи, шут и умельцы исполнять мелодии на домре и шумовых инструментах...

Широта явлений, охватываемых культурой, и возрастание ее роли в жизни современного общества делает необходимым раскрыть ее сущность, потенциал и возможности глубокого воздействия как на исторический процесс, так и на каждого человека...

Педагогические условия развития музыкальной культуры подростков в процессе восприятия современной музыки

В современном педагогической и психологической литературе категория “условие” рассматривается как видовая по отношению к родовым понятием “среда”, “обстоятельство”, “обстановка”, что расширяет совокупность объектов...

Праздники в дошкольному образовательном учреждении как фактор формирования музыкальной культуры старших дошкольников

Основные положения понятия музыкальной культуры разработаны в педагогических трудах Д.Б. Кабалевского, Н.А. Метлова, Б.М. Асафьева, Н.П. Ветлугиной, О.П. Радыгиной и др. Понятие «культура» прошло сложный путь исторического развития...

Праздники в дошкольному образовательном учреждении как фактор формирования музыкальной культуры старших дошкольников

Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны...

Теоретические основы развития коммуникативных навыков в процессе изучения английского языка

коммуникативный навык английский урок Прежде всего, мы посчитали необходимым изучить теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков...

Формирование культуры восприятия академической музыки у детей младшего школьного возраста

Понятие «культура» не имеет однозначного толкования. В самом широком смысле под культурой понимается то, что создано людьми в процессе деятельности. Выделяют материальную...

Большое воспитательное значение в формировании музыкальной культуры дошкольников принадлежит театрализованной деятельности. Участвуя в различных постановках, дети через художественный образ, музыку, костюм...

Формирование музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Экспериментальное исследование проводилось в ДОУ № 71 города Тольятти. В исследовании принимало участие 30 детей старшего дошкольного возраста...

Формирование музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Для развития музыкальной культуры были подобранны театрализованные игры и представления для детей старшего дошкольного возраста. Данные театрализованные мероприятия проходили два раза в неделю...